Научная статья на тему 'Модель управления процессом развития сети филиалов вуза (на примере Тюменской области)'

Модель управления процессом развития сети филиалов вуза (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛ ВУЗА / СЕТЬ ФИЛИАЛОВ ВУЗА / РАЗВИТИЕ СЕТИ ФИЛИАЛОВ ВУЗА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Елена Васильевна

В статье на основе анализа опыта развития филиалов в условиях северных городов Тюменской области формулируются основные принципы управления процессом их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the basic principles of managing the development of a university branches on the basis of the experience in the northern towns of the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Модель управления процессом развития сети филиалов вуза (на примере Тюменской области)»

Е. В. Фоминых

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СЕТИ ФИЛИАЛОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье на основе анализа опыта развития филиалов в условиях северных городов Тюменской области формулируются основные принципы управления процессом их развития.

E. Fominykh MODEL OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY BRANCH NETWORK (BY THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

The article contains the basic principles of managing the development of a university branches on the basis of the experience in the northern towns of the Tyumen region.

Анализ опыта развития филиалов в ус- ного вуза и филиала определяют как ви-

ловиях севера позволяет выделить веду- дение, философию организации, так и

щий компонент управления процессом стратегию развития; единую образова-

развития сети филиалов вуза, а именно тельную и материально-техническая базу,

принципы организации деятельности. Так а также большой процент участия специ-

как «родственная» и правовая связь голов- алистов головного вуза в деятельности

филиалов (т. е. содержание, методы и технологии обучения), то именно принципы управления позволяют выделить специфику управления филиалом и характеризуют адекватное предоставление образовательных услуг регионам в соответствии с местными запросами и потребностями. Поэтому рассмотрим описательную принципиальную модель управления процессом развития сети филиалов вуза.

С нашей точки зрения, структура описательной принципиальной модели управления процессом развития сети филиалов вуза представляет собой совокупность следующих принципов:

1) принцип движения образования навстречу потребителю;

2) принцип согласованности деятельности и качества образовательных услуг;

3) принцип сетевой организации образовательных услуг;

4) принцип триединства составляющих образовательного процесса: педагогических кадров, учебно-материальной базы и научно-методического обеспечения;

5) принцип обеспечения доступности, качества и эффективности профессионального образования;

6) принцип престижности и авторитета вуза;

7) принцип академической мобильности и автономии.

Следует отметить, что, несмотря на все проблемы развития филиалов последнего десятилетия, в целом результаты представляют собой уникальный и положительный опыт. Например, анализ докладов на Ученом совете ТюмГУ за 2004—2006 годы отражает единую логику развития, как головного университета, так и филиалов. Единое видение и единая стратегия развития данных учреждений подкрепляется и правовой базой, и реальными итогами. В докладах трудно выделить специфику филиалов, так как развитие их подчинено общей идее развития ТюмГУ. Лишь в ряде случаев в показателях развития филиалы выделяются отдельной строкой, когда их специ-

фика оказывает существенное влияние на общие тенденции развития вузов.

1. Принцип движения образования навстречу потребителю. Движение образования навстречу потребителю привело к созданию в Тюменской области целой сети сначала гуманитарных факультетов, затем филиалов Тюменского государственного университета. Столь же активно в данный период строилась сеть филиалов ТГНГУ, ТУСУР, УГГУ-УПИ, некоторых столичных вузов. Спустя десятилетие можно подводить некоторые итоги движения филиалов вузов.

В настоящее время ТюмГУ осуществляет образовательную деятельность по 15 специальностям в 16 своих филиалах. Проходят промежуточную аттестацию и текущий контроль знаний студенты в девяти представительствах. Общее количество студентов филиалов ТюмГУ составляет более 13 тысяч студентов, из них 5,5 тысяч — студенты дневного отделения, 7,7 тысяч — студенты заочного отделения.

Как было отмечено в докладе ректора Г. Ф. Куцева на заседании Ученого Совета ТюмГУ в августе 2005 года, филиальная сеть университета в основном сформировалась, и речь может идти в дальнейшем о развития материальной базы, накоплении информационного и интеллектуального потенциала1. Эволюционный путь развития предполагает, в свою очередь, учет потребностей региона в той или иной деятельности.

Важно отметить, что несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей дискредитирует идею филиала. Как пишет Л. М. Бискер, возможно, «это беда не только Севера, но и других, в том числе центральных, регионов; однако именно здесь на рынок труда выходят профессионально необученные и недоучившиеся молодые люди. Такой квалификационный уровень выпускников удовлетворяет тех руководителей, на предприятиях которых эксплуатируются устаревшие технологии и оборудование. Большинство же работодателей ориентируются

на кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или специальностями, способные к динамичной профессиональной мобильности. Результаты опроса показали, что более 60% руководителей предприятий традиционного (государственного типа) удовлетворены уровнем квалификации молодых специалистов, в то время как у руководителей предприятий инновационного типа этот показатель не превышает 34,7%»2.

Согласно данным исследований, проводимых в Тюменской области, основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки. Однако выдвигаются и новые требования — глубокие знания в области экономики, электронно-вычислительной техники, психологии, социологии, права, экологии, иностранных языков. Опрос студентов старших курсов показал аналогичную картину. На недостаток экономических знаний указывают более 70,1% опрошенных. Студенты преимущественно изучают общую экономику (мировая экономика, история экономических учений); современное же производство требует широких знаний менеджмента, маркетинга, налогообложения, стратегического планирования. Кроме того, северные предприятия заинтересованы в укреплении связей с зарубежными фирмами. В связи с этим значительно возросла потребность в специалистах инженерно-технического профиля, свободно владеющих английским, китайским, японским языками. Но языковая подготовка в вузах оставляет желать лучшего. Свободно владеющих иностранными языками среди выпускников вузов ЯмалоНенецкого автономного округа насчитывается чуть больше 7%; примерно 14% могут изъясняться; основная масса — почти 70% читают и переводят со словарем, остальные не владеют иностранными языками даже в таком объеме.

С точки зрения работодателей, не менее важна подготовка молодых специалистов к работе с людьми, к осуществлению распо-

рядительных функций. Однако результаты проведенного исследования показывают, что только 11,2% студентов выпускных курсов считают себя достаточно подготовленными для руководящей работы; 61,6% признали себя «частично подготовленными», а 25,4% — не готовыми к такой работе. В отдельных вузах (Ямальский государственный нефтегазовый институт (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета, филиал Томского университета систем управления и радиоэлектроники, г. Новый Уренгой) выпускников, готовых занять руководящую должность, не оказалось вовсе. Это означает, что для будущих руководителей и организаторов производства во время учебы в высших учебных заведениях это направление подготовки явно недостаточно3.

2. Принцип согласованности деятельности и качества образовательных услуг. Этот принцип подразумевает согласованность деятельности головного университета и его филиалов, причем главное — в стратегических вопросах. Инновационные поиски оптимальных путей диссеминиции знаний не должны сказываться на качестве образовательных услуг, а скорее наоборот, — предполагают учет современных требований, возможность использования инновационных технологий, своевременное обновление содержательного компонента образования в филиалах. На первый взгляд эти взаимоисключающие тенденции (учет нормативов согласованности, обеспечение качества образования и инновационность развития) при синергетическом взаимодействии становятся взаимодополняющими.

По результатам сессий в 2005—2006 учебном году успеваемость студентов филиалов несколько ниже, чем у студентов базового вуза, и составляет 89,4 — абсолютная, 42,1 — качественная. Однако, как показывает практика, студенты филиалов, переведенные в базовый вуз, быстро адаптируются и показывают хорошие результаты. «Больше половины выпускников этого

года с красными дипломами начинали учебу в филиалах»4.

При проверке филиалов вузов Тюменской области в 2005 году проводилась оценка остаточных знаний студентов. Управление филиалов и руководство Института государства и права провели собственное тестирование по дисциплинам ГСЭ и ЕН, а также по некоторым общепрофессиональным дисциплинам. В целом, по общенаучным дисциплинам результаты тестирования незначительно отличаются от базового вуза, а вот по некоторым профессиональным курсам количество неудовлетворительных оценок в отдельных филиалах превысило 50%. Причинами этого может быть нерегулярность процесса обучения в филиалах с учетом «вахтового» метода, а также сложность либо неактуальность тестов по ряду дисциплин.

3. Принцип сетевой организации образовательных услуг. Реализация этого принципа связана с системой управления знаниями и качеством образовательных услуг в филиалах. Основным требованием является соответствие и конкурентоспособность качества деятельности филиала качеству головного вуза. В работе «Основные итоги 2004—2005 учебного года, проблемы и возможности их решения на ближайшую перспективу» отмечается необходимость в более грамотной расстановке преподавателей базового вуза по отдельным филиалам:

• эта работа должна быть централизована, чтобы исключить практику выезда одного и того же преподавателя в несколько филиалов;

• должны быть закуплены тестовые материалы, обучены и сертифицированы спе-циалисты-тестологи, чтобы внешний контроль за качеством работы каждого преподавателя имел постоянный характер;

• следует наладить серьезную систематическую работу по повышению квалификации преподавателей, работающих на постоянной основе в филиалах.

В работе А.В. Лифанова анализируется качество образовательных услуг на приме-

ре специальности «Прикладная информатика в экономике», отмечаются причины снижения уровня подготовленности студентов, переводимых из филиалов:

• быстрый рост количества студентов;

• недостаточная квалификация преподавателей в филиалах;

• как следствие — непредсказуемость знаний студентов, приходящих из филиалов.

В качестве путей устранения проблем автор предлагает разработать информационную модель учебного процесса студентов различных форм обучения, технологии управления знаниями, методику управления качеством подготовки студентов в соответствии с разработанной технологией, организационные и технические мероприятия поддержки учебного процесса, программный продукт, реализующий технические средства поддержки учебного процесса, методику аудита системы управления качеством, удовлетворяющей стандарту ИСО 190115.

Разработка информационной системы управления знаниями и мониторинга качества образовательных услуг по отдельной специальности может быть рассмотрена как первый шаг на пути к созданию внут-ривузовской системы управления качеством образовательных услуг посредством современных информационных технологий. Управление знаниями выступает здесь ключевым механизмом обеспечения менеджмента качества образовательных услуг.

С нашей точки зрения, реализация принципа сетевой организации образовательных услуг эффективна только при максимальном использовании информационных возможностей, а именно возможностей информационных технологий через развитие и распространение дистанционного и Интернет-образования в Северном регионе.

4. Принцип триединства составляющих образовательного процесса: педагогических кадров, учебно-материальной базы и научнометодического обеспечения.

Исходя из общих показателей, активно ведется работа по наращиванию материальной базы филиалов. В настоящее время филиалы ТюмГУ имеют более 60 тыс. кв. метров учебно-лабораторных площадей, около 1000 современных компьютеров, 428 тыс. экземпляров библиотечных фондов. Возросли отчисления филиалов базовому вузу на развитие материально- технической базы до 78 млн руб. в год. Появилась реальная возможность использовать часть этих средств на развитие материальной базы самих филиалов. В частности, за счет этих средств построено два новых спальных корпуса на базе практики и отдыха в Туапсе, выкуплено здание Сургутского филиала, проведена реставрация памятника архитектуры для Тобольского филиала нашего университета. Такая инвестиционная политика будет продолжена в ближайшие годы6.

Реализация данного принципа в филиалах в ТюмГУ в первую очередь связана с повышением уровня преподавания. Порой уровень заработной платы провоцирует отток и молодых, и опытных преподавателей из сферы образования и науки. Многие из них вынуждены искать дополнительные средства к существованию в бизнесе, коммерческих структурах, что отрицательно сказывается и на педагогическом, и на учебном процессах. «Вахтовый» метод преподавания также не способствует качеству преподавания, снижает уровень востребованности выпускников.

Важным направлением развития является также развитие материально-технической базы вузов, их социальной инфраструктуры. «В силу инертности и неповоротливости системы в целом серьезную конкуренцию вузам составляет метод подготовки и переподготовки кадров на самом предприятии. Этот способ не только требует меньших затрат, но и позволяет более оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, полнее использовать квалификационный и профессиональный потенциал работника»7.

Третьим направлением реализации данного принципа является устранение несоответствия предлагаемых расположенными в регионе вузами специальностей и специализаций потребностям рынка труда. Для этого необходимо грамотное планирование объемов, профиля и уровня подготовки выпускников. Так, подготовка специалистов в филиалах без учета потребностей рыночной экономики ведет к значительному перекосу в профиле подготовки специалистов.

5. Принцип обеспечения доступности, качества и эффективности профессионального образования.

Опыт работы в филиале ТюмГУ в Няга-ни позволяет отметить позитивный опыт в области обеспечения профессионального образования и в целом качества подготовки специалистов. За 13 лет существования филиала ТюмГУ сформировалась конкурентоспособная модель выпускника, обладающего следующими характеристиками: высокий профессионализм, готовность к непрерывному образованию, толерантность, патриотизм и гражданское самосознание, высокий уровень правовой культуры, ориентация на здоровый образ жизни, предпринимательская активность, владение иностранным языком и информационной культурой, коммуникативность и общественная активность, широкий кругозор и нравственная позиция личности.

Суть подготовки в филиале г. Нягани — в расширении возможностей и вариантов получения профессии, в создании условий, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом интересов, наклонностей, потребностей. Высокий уровень профессионализма, качество преподавания, требовательность к студентам, яркая индивидуальность, порядочность характерны для большинства преподавателей ТюмГУ, работающих в Няганском филиале. Кроме того, высокий уровень квалификации преподавателей ТюмГУ является стимулом для профессионального совершенствования штат-

ных преподавателей филиала. Стремление не опускать высокую планку, не снижать качества образования в филиале при делении на «приезжих» и «местных» — это стержень кадровой политики филиала.

Администрация университета и филиала считают недопустимыми профанацию в учебном процессе, проявление коррупции, поэтому в глазах горожан бренд ТюмГУ гораздо выше остальных работающих в городе вузов. Исходя из этого, следующий принцип управления процессом развития сети филиалов вуза связан с брендом образовательной организации.

6. Принцип престижности и авторитета вуза.

Реализации данного принципа, несомненно, будет способствовать формированию системы распределения выпускников, обеспечивающей гарантированное трудоустройство, трудовую адаптацию и социальные гарантии, что в условиях Севера приобретает особую значимость. Это связано, в свою очередь, с формированием клиентуры заказчиков, налаживанием связей с отраслевыми организациями, освоением новых технологий, укреплением обратной связи с выпускниками и обеспечением мониторингового анализа их трудоустройства.

Исключительно важную роль в трудоустройстве перспективных выпускников и хороших молодых специалистов сегодня играют реальные возможности работодателей обеспечить хорошую заработную плату (или дополнительный заработок), предоставление жилья. В условиях рыночной конкуренции это очень важные компоненты не только благополучной жизни, но и престижности вуза. Кроме того, следует заметить, что реформирование системы образования в северных регионах носит часто стихийный и недостаточно эффективный характер, поскольку отсутствует четко продуманная концепция реформ и какая-либо единая политика на уровне региона; а все изменения сводятся к введению новых предметов в программы обуче-

ния или к смене источника финансирования. Если принять данную точку зрения, то тем более важны реформационные процессы уровня отдельного высшего учебного заведения и его филиала.

К одному из направлений обеспечения конкурентоспособности филиала можно отнести повышение эффективности его функционирования за счет создания системы профессионального образования нового типа с интегрированной многоуровневой подготовкой. Отличительной чертой организации учреждения профессионального образования нового типа является то, что аттестация и аккредитация ведутся не по типу учебного заведения, а по программам подготовки специалистов.

7. Принцип академической мобильности и автономии. Следует отметить, что для филиалов вузов северных регионов на сегодняшний день реализация данного принципа связана в первую очередь с финансовыми проблемами. Хотя, имея экономические основания, реализация данного принципа направлена на совершенствование научных исследований на базе вуза, развитие фундаментальной науки и научной школы того или иного вуза, обеспечение обмена опытом как студенческой аудитории, так и профессорско-преподавательского состава. «Великая хартия университетов» (1988 года) позиционирует автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований; независимость университетов от политических экономических и идеологических властей; выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов.

Реализация данного принципа создаст условие для успешной интеграции вузовского образования в международное образовательное пространство и обеспечит направленность роста качества высшего образования.

Международное сотрудничество использует различные формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума; выравнивания уровня национальных образовательных систем; подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики.

Важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно стать сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего относится «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность». И эти задачи стоят не только перед ведущими вузами России, а перед всей системой высшего образования, в том числе и филиалами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Основные итоги 2004—2005 учебного года, проблемы и возможности их решения на ближайшую перспективу: Доклад на Ученом совете 29 августа 2005. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. — С. 7.

2 Бискер Л. М. Социально-политические и политико-экономические особенности реализации государственной образовательной политики на Крайнем Севере : Проблемы образования в условиях северных городов. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. — С. 4-12.

3 Там же. С. 8.

4 Формирование потенциала Тюменского университета и проблемы его эффективного использования: Доклад по итогам 2005-2006 учебного года на Ученом совете 30 августа 2006 г. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. — С. 13.

5 Лифанов А. В. Система управления знаниями и качеством образовательных услуг: Модернизация образования в условиях глобализации: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 75-летию Тюменского государственного университета, 14—15 сентября 2005 года. Ч. 2. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. — С. 41—42.

6 Основные итоги 2004—2005 учебного года, проблемы и возможности их решения на ближайшую перспективу: Доклад на Ученом совете 29 августа 2005. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005.

7 Бискер Л. М. Социально-политические и политико-экономические особенности реализации государственной образовательной политики на Крайнем Севере: Проблемы образования в условиях северных городов. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. — С. 4—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.