ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 140
Т.В. Григорян ИДЕЯ ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ М. И. ВЕЛЛЕРА1
Раскрывается представление современного русского философа М. И. Веллера об идее гуманизма. Анализируются его воззрения на окружающую социальную действительность с ракурса её гуманности. Излагаются взгляды Веллера на возможные пути достижения гуманного гражданского общества в российском государстве, а также тенденции развития гуманных взаимоотношений, складывающихся на международном уровне.
Идея гуманизма, М.И. Веллер, философия
T.V. Grigoryan IDEAS OF HUMANISM IN THE M.I. VELLER PHILOSOPHY
The article focuses on the ideas of humanism in the works of the modern Russian philosopher M. I. Veller. The attitude of the scientist to the social environment in terms of humanism concepts is analyzed. The article presents Veller’s views on the possible ways towards the humane civil society in Russia, and the progressing trend towards the humane relations developing on the international level.
Idea of humanism, M.I. Veller, Russia, person, society, state
Начиная со второй четверти XX столетия европейские народы стали ощущать надвигающийся кризис в их культурной жизни, вызванный духовной несамостоятельностью вследствие вынужденного подчинения законодательным нормам, регулирующим практически все сферы человеческой деятельности до мельчайших подробностей. К настоящему времени мировой кризис в сфере культуры и локальные проблемы человечества трансформировались и приняли форму глобальных, то есть общечеловеческих проблем. Среди той огромной совокупности социальных катаклизмов, стоящих перед всем человечеством, к сожалению, нашлось место и идее гуманизма. Гуманность как исторически развивающаяся данность человеческой натуры вызывает в начале XXI столетия всё больший теоретический интерес и общественный резонанс в силу того, что мысли, слова и действия человека в современном мире всё чаще носят антигуманный характер.
Гуманность, будучи одной из наивысших универсальных ценностей, необходимых для благополучного общежития, пронизывает абсолютно все сферы духовного и опытно-практического бытия. Отдельные области современной гражданской жизнедеятельности, в особенности относительно индивидуальной и социальной активности человека, всесторонне описал и философски обосновал Михаил Иосифович Веллер (р. 1948). Поэтому детально рассмотрим представления об идее гуманизма, сложившиеся в творчестве этого современного русского писателя и философа.
Актуальность содержания данной работы преимущественно состоит в том, что в ней впервые раскрываются взгляды современного русского философа Веллера с гуманистической позиции. Большинство современных учёных анализируют либо особенности его литературного творчества, либо политические убеждения философа. Например, подобным анализом занимаются такие учёные, как Л. В. Кипнес [1], О. М. Крижовецкая [2] и др. Мы синтезируем оба эти направления и параллельно с изучением философских сочинений Веллера раскроем суть его воззрений на идею гуманизма.
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3701.2011
Проанализируем философские воззрения Веллера на идею гуманизма с двух теоретических ракурсов. Первый ракурс направлен на изучение идеи гуманизма в представлении русского философа посредством анализа характерных черт для человека как биосоциального существа. Второй ракурс связан с разъяснением антигуманистических тенденций, присущих современным цивилизациям, в том числе и России.
Начнём анализ с одной из знаменитых философских работ Веллера, получившей название «Всеобщая теория всего». В ней мыслитель утверждал, что каждый человек обладает жизненной энергией, дающей ему возможность познавать себя и окружающий мир. Поэтому индивиды, находясь постоянно в процессе поиска собственного смысла жизни, в своём многовековом историческом развитии не дают человечеству вымереть как роду.
В основе этих суждений лежит теория энергоэволюционизма Вселенной, впервые выдвинутая Веллером. Согласно этой теории, человек является дуалистическим существом, то есть, с одной стороны, человек - это субъективное существо, основными характеристиками которого выступают ощущения, эмоции, аффекты, нелогичность и т.п., а с другой - это объективное существо, отражаемое в способности практически действовать. Человек по природе стремится к максимализму, сначала в ощущениях, а затем и в действиях, независимо от их гуманистической направленности. Такое положение вещей, по Веллеру, определяет нескончаемый процесс человеческого мироустройства, где противоборствуют между собой вечные законы Вселенной и эмоционально-чувственный человек.
Основываясь на этой теории, философ рассматривает государство как надындивидуальный институт, который не учитывает субъективные потребности, так как во главе угла у государства находятся системные задачи по укреплению мощи власти посредством эксплуатации людей. Тем самым Веллер не принимал за истинность договорную теорию Руссо и политические взгляды М. Фридмана. Будучи обеспокоенным кризисом идеи гуманизма в России, русский философ утверждал, что до становления в российском обществе истинной демократии ещё очень далеко. Такое заключение Веллер сделал, опираясь на идеи Аристотеля, согласно которым для того, чтобы тоталитарный режим перерос в демократию, тоталитарное государство должно обязательно пройти такие два этапа развития, как охлократия и тирания.
Отсюда следует, по мнению Веллера, что гражданского общества в России никогда не было и, возможно, никогда не будет. Образ идеального гражданского общества с позиции философа существовал в древней Греции, когда все люди были равны между собой, так как каждый человек имел небольшое частное дело, приносившее пользу ему и окружающим людям. Более того, древние греки платили налоги, которые всегда использовались на общественные нужды, например, постройку дорог, прокладку дамб, наём стражников и т.п. Законы, которым подчинялись древние греки, они формулировали сами и поэтому были законопослушными гражданами своего государства. Это, по утверждению Веллера, и есть идеальная форма демократического устройства государства. По сравнению с этой демократией в России, по мнению философа, преобладают противоположные социальные тенденции. Достаточно упомянуть российских крупных собственников и монополистов, которые блокируют возможность появления конкурирующих компаний на отечественном, а тем более на мировом торговом рынке.
Русский философ видит возможность построения демократичного и гуманного общества в России, минуя Государственную Думу, следующим образом: «Наибольшим благом и оптимальным выходом было бы сегодня посадить за стол переговоров представителей всех сколь-нибудь значимых политических сил - правых, левых, патриотических (хотя любой нормальный человек должен быть патриотом), президентской Администрации, капитанов бизнеса. И выработать единую программу. Скажем, в течение 5 лет создать необходимые демократические и рыночные институты, продумать устройства балансов, сдержек и противовесов» [6]. Кроме того, эти люди должны создать протекционистские законы и выработать гуманную политическую доктрину для российского государства с целью формирования в нём гуманных граждан.
Анализируя одно из антигуманных проявлений современной действительности, которое носит название терроризм, Веллер считал, что подавить возможность осуществления людьми террористических актов функционированием одних только законов в государствах является недостаточной мерой. Необходимо ещё, чтобы каждый человек действовал, руководствуясь не эгоистическими побуждениями, а гуманистическими принципами, трудясь и живя не только на благо себе, но и на пользу всему обществу. Это важно в силу того, что «...корень терроризма не в том, что имеется угроза извне, из другой страны, другого этноса, другой религии, а в том, что все устройство жизни, мораль, идеология, мироотношение современных цивилизованных стран позволяют применять этот терроризм по отношению к себе» [3].
Терроризм с позиции философа не является единственным антигуманным проявлением в современном мире. Веллер утверждал, что современные цивилизации, формулируя отличные от христианской идеологии, эгоистичные ценности, сами ведут человечество на путь самоуничтожения. Он отмечал, что погоня людей за баснословной прибылью, престижем, властью, славой и т.п. значительно превалирует над духовными ценностями. Такая реальность отражается в переносе заводов и фабрик в те регионы мира, где относительно дешёвая рабочая сила, например, в тот же самый Китай. Это обязательно сопровождается негативными тенденциями для того государства, которое на законодательном уровне разрешает такой перенос предприятий, выраженными в ослаблении, прежде всего, экономической сферы страны, и наносит непоправимый урон её будущему благополучию.
Русский философ отмечал, что человек не только живёт во внешнем природном и социальном мире, он сам в себе заключает весь всеобъемлющий мир. Поддерживая точку зрения Артура Шопенгауэра на идеалистичность всей мировой философии, Веллер писал: «Мы познаем мир через себя и посредством себя. Через свои чувства и мышление, посредством своей центральной нервной системы. Мы имеем дело не с миром, а со своими представлениями о нем» [5]. Рассуждая о возможностях объективного познания, он отмечал, что таковое возможно в отношении точных наук, вроде математики, физики, химии, астрономии, где исключительно преобладание влияния законов природы, в том числе и законов логики. Преимущественно субъективный характер носят такие науки, как философия, социология, психология и ряд иных, объектами которых выступают, как правило, познавательные процессы человека.
Богатая на учения и концепции философия не раз подчёркивала внутреннюю противоречивость человеческой личности, в особенности между его чувствами и разумом, страстями и долгом. Познавательный процесс, по мнению Веллера, каждый человек должен начать с себя, иначе он не поймёт окружающую его действительность. Для познания своей личности человеку необходимо наличие двух условий: честности и времени: «Честность - чтобы спокойно докапываться в себе до правды, и время для того же» [5]. Русский философ считал, что в познавательном процессе истина и мораль могут не совпадать, и в этом кроется одна из основных причин дегуманизации современного общества.
Истинная обязанность человеческого существования, с позиции Веллера, заключается в необходимости достижения следующего условия: «Добраться до самой первопричины явлений, увидеть цельную картину причинно-следственных связей мира - вот задача» [5]. Подчёркивая важность книг, библиотек, наук, гипотез и воспитательно-образовательного процесса в жизни каждого человека, философ выявил триаду, все элементы которой должны находиться в гармоничном соотношении друг с другом, имеющую следующий вид: «книги - личный опыт - размышление» [5].
В то же время философ, основываясь на личном наблюдении, отмечает, что в молодости человек зачастую переоценивает свои физические, умственные и духовные возможности, стремится к большим высотам по сравнению с действительно имеющимся социальным положением. Но со временем, становясь более зрелой личностью, этот энтузиазм, или, как принято иначе говорить, «юношеский максимализм», сталкиваясь на своём жизненном пути с различного рода препятствиями, в том числе и соблазнами, становится более приземлённым, в некотором смысле даже трусливым, боязливым, суеверным. Причём философ подчёркивает, что принудительное культивирование в людях нравственности чревато формированием в них лености к умственному труду.
Веллер считает, что каждый человек имеет определённое жизненное предназначение. Поэтому каждый поумневший «. человек должен делать в жизни самое большое, на что он способен. Большому кораблю - большое плавание. Кому полмира покорить, кому сад посадить, кому детей поднять - каждому свое. Мог ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. Не угадал свое предназначение. Глуп был и слаб.» [5]. По мнению философа, каждый человек обладает от рождения определённым набором природных задатков, заложенных в нём на генетическом уровне. Помимо этого, каждый человек приобретает в процессе своего существования личный опыт. Следовательно, каждый человек индивидуален и способен к гуманности.
Размышляя над вопросом о собственном смысле жизни, человек может попытаться найти ответ на данное размышление в прочитанной книге, либо в определённом практическом занятии. Опираясь на это умозаключение, Веллер формулирует следующее убеждение, придерживаясь которого, по его мнению, каждый человек не только реально будет смотреть и воспринимать всё происходящее с ним и окружающим его миром, но и станет разумно подходить к разрешению тех или иных жизненных трудностей, возникших на его пути. Это утверждение заключается в следующем: «Ты -начальная точка, Мир - конечная точка, Твое Место - подвижный визир, посредством которого градуируется масштаб и цена делений» [5]. Опираясь по жизни на вышеизложенное утверждение, чело-
век, прежде чем следовать каким-либо мнениям и принять что-либо на веру, сначала должен стремиться к познанию истины вещей и событий, определиться с понятиями «добро» и «зло», осмыслить свою гуманность. Это необходимо для тех людей, которые не желают наивно впадать в заблуждения, дабы к старости не чувствовать свою ущербность и не сожалеть о былых временах, а с радостью проживать отпущенные годы жизни. Следовательно, любой человек свободен в желании осуществления выбора своего жизненного пути. Конечно, все люди живут в определённо-заданном природном и социальном мире. Но разумный человек в современном мире может, соизмеряя свои духовные, интеллектуальные и физические силы, осознанно выбрать то или иное пространственно-географическое место жительства, если его по каким-либо субъективным причинам не устраивает нынешнее местопребывание.
Веллер условно выделяет и подробно описывает одиннадцать основных потребностей, необходимых, по его мнению, для полной и счастливой жизни, к которым обычно стремится каждый здравомыслящий человек. К этим нуждам он отнёс: здоровье, любовь, свободу, благополучие семьи и родственников, материальное благосостояние, престижную работу, карьеру, славу, власть, уважение со стороны окружающих людей и возможность путешествовать по миру. По мере того, как одни люди сознательно стремятся к подобным благам жизни, другие, преимущественно осознанно, сами у себя отнимают наличие таких благ. Например, многие люди губят своё здоровье, причём не только физическое, но и психическое, употребляя алкогольные напитки, табачные изделия, наркотические средства и психотропные вещества, переедая или недоедая пищу, ведя беспорядочную половую жизнь и тому подобное. По мнению русского философа, такое антигуманное поведение сопряжено с тем, что люди во многом некомпетентны относительно свободы, то есть они зачастую толкуют свободу как вседозволенность. Такая подмена понятий, с позиции Веллера, недопустима, так как свобода заключает в себе гуманность, а произвол, как правило, подразумевает под собой преступные деяния, влекущие определённый вид государственного наказания, тем самым, не имеющие ничего общего с гуманностью.
Рассматривая тему ощущений, философ отдаёт предпочтение именно базовым человеческим потребностям. В частности, анализируя одну из основных потребностей человека - потребность в пище, он утверждает, что она тесно связана не только с телесным, но и с психологическим, эмоциональным, душевным состояниями человека. Например, будучи подавленным каким-либо жизненным событием или просто находясь в состоянии тревоги, горя, радости, один человек может «потерять» аппетит, второй, наоборот, поглотить чрезмерное количество еды, а у третьего процесс приёма пищи пройдёт как обычно, без каких-либо видимых изменений. Отсюда философ заключает, что под воздействием тех или иных ощущений общее самочувствие человека в течение дня может много раз изменяться. Поэтому Веллер писал, что «.ощущения могут менять границы возможностей организма. Влияют на его первейшие потребности - вплоть до усиления или ослабления самого инстинкта жизни в целом» [5].
Веллер писал: «Жизнь как комплекс ощущений есть основа для жизни как комплекса размышлений» [5]. Изучая различные примеры и синтезируя результаты, полученные учёными от проводимых на животных и людях опытов, русский философ пришёл к выводу, согласно которому человеческому мозгу принципиально нет никакой разницы, каким способом он получает наслаждения, для него первостепенно испытывать и целиком погружаться в само это состояние удовольствия. Например, люди употребляют алкогольные напитки потому, что алкоголь снимает общее состояние напряжения в организме и вдобавок сопровождается эмоциональным подъёмом настроения.
Говоря о счастье, несчастье и любви, Веллер ничего нового не вывел. Он, как и многие другие философы, считает, что у каждого человека имеется субъективное представление о счастье и несчастье, которое зачастую навязывается ему социумом. Веллер считает, что в мире мало найдётся тех людей, которые, подобно древнегреческому моралисту Диогену Синопскому, в жизни в бочке будут видеть счастье. Человек, с позиции философа, не может полностью контролировать все сферы своей жизнедеятельности потому, что есть судьба, удача и много иного, пока не объяснимого наукой и не зависящего от воли человека.
Веллер считает, что тема счастья обязательно тесно связана с небольшой долей садомазохизма, который зачастую проявляется в авантюрных поступках, любопытстве, искушении, альтруизме, сострадании, эмпатии, самоубийстве и тому подобное. Человек как живое существо состоит не только из ощущений и инстинктов, он способен к разумной деятельности. Живя и в горе и в радости, человек способен ощутить всю полноту своей экзистенции и найти своё истинное счастье. Счастье вовсе не заключается в праздности. Праздность есть результат скуки, где последняя является следствием наличия «свободного» от трудовой деятельности времени, которое зачастую тратится впустую или во вред её субъекту и окружающим людям. Веллер утверждает, что праздность может проявляться 240
либо в ничегонеделании, либо находить выражение в пьянстве, чревоугодии, азартных играх, заключениях пари, коллекционировании, спорте как виде зрелища, охоте и прочих развлечениях, способных доставлять человеку удовольствие. На основе этого он сформулировал следующую последовательность, которая отражает суть любого человеческого поведения: «Ощущения - разум - действия» [5]. Тем самым, философ ещё раз подчёркивает, что в человеке первичны его ощущения, без которых невозможен познавательный процесс, следовательно, без них невозможна никакая сознательная деятельность: «Во всех своих действиях человек руководствуется потребностью нервной системы в ощущениях» [5].
Самоутверждение как процесс самореализации, с позиции философа, является проявлением инстинкта самосохранения и поэтому самоутверждение носит гуманный характер. Человек в процессах социализации и самореализации неизбежно сопоставляет себя с другими людьми и соревнуется в чём-либо с ними. Отсюда возникает проявление в человеке чувства зависти. Веллер выделяет «белую» (отражающую позитивное стремление) и «чёрную» (отражающую негативное стремление) разновидности зависти. Чувство зависти, по его мнению, заложено в каждом человеке от природы, и по своей сути является признаком гуманной личности. По мнению Веллера, зависть не испытывают только те люди, которые либо сами в чём-то превосходят других людей, либо инертно существуют по жизни, не будучи активными «строителями» своей личной жизни и, следовательно, не участвуют в развитии мировой истории. Философ считает, что современный человек зачастую стремится только к материальному богатству, а о духовной своей причастности либо забывает, либо полагает, что она сама собой сообразуется, как некая данность в его мозге. Но такое убеждение есть иллюзия. Следовательно, человек, по Веллеру, будучи всегда неотъемлемой частью природы, вбирает в себя следующие шесть уровней жизнедеятельности: энергетический, физический, биологический, исторический, психологический и философский.
В своей книге «Всё о жизни» Веллер продолжает развивать основные философские идеи, заложенные им в таких предыдущих его работах, как «Всеобщая теория всего» и «Кассандра». В более содержательной по объёму книге «Всё о жизни» её автор анализирует ряд сопутствующих идеи гуманизма понятий. В частности, говоря о роли доброты в жизни человека, философ считает, что истинно добрый человек - это, по сути, бесхарактерный индивид, который никогда не добивается социальных высот, то есть он не бывает победителем по жизни. Веллер пишет: «Доброта есть аспект слабости. Ибо добрый человек все противоречия между собой и окружающими решает в пользу окружающих - он принимает их нужды как свои и следует им» [4]. К тому же доброта, по его мнению, часто сопровождается инертностью, физической вялостью, леностью мысли и бесцельным характером. Помимо всего прочего, добрый человек не умеет правильно расходовать личную жизненную энергию, добровольно отдавая её на нужды и прихоти другим людям. С другой стороны, Веллер, подчёркивая, что человек является общественным существом, рассматривает во внешних проявлениях доброты один из способов самоутверждения, доставляющий её деятелю чувство удовольствия. Философ признаёт, что доброта - это, возможно, то единственное гуманное чувство, благодаря которому до сих пор функционирует человеческое бытие. По «соседству» с добром живёт зло, как его базовая диалектическая противоположность, причём и добро, и зло являются неотъемлемой частью человека как природного существа.
Заслуга Веллера состоит в том, что он определяет понятия «добро» и «зло» с более широких позиций в отличие от общепризнанных формулировок. Он усматривает в этих понятиях не только моральный аспект, но и вещественный момент. Например, огнестрельное оружие с позиции философа может относиться только к категории зла, так как оно служит средством для убийства, что само по себе является антигуманным, а полевые цветы - добра, так как они, по мнению философа, никому и никогда не могут принести вреда. Веллер вывел следующую формулу: «Добро - это счастье плюс справедливость» [4]. Следовательно, любое зло можно победить, а любого добра можно достичь. Эти две категории с позиции философа играют в человеческом бытии важную роль в силу того, что они указывают на факт, согласно которому человеку небезразлично состояние общественного мироустройства. Он отмечает, что диалектическая борьба между добром и злом существовала издавна. В древности ей были посвящены мифы, легенды, сказания, песнопения и многое другое. Несмотря на это, абсолютного зла, как и абсолютного добра, по мнению Веллера, в мире нет и быть не может. Это связано с тем, что и та, и другая природная данность коренится в различной степени внутри каждого человека и способна практически проявиться только в социуме.
Проза человеческой жизни с позиции философа заключается в следующем: «Человек хочет и делает не то, что он по своему разумению должен был бы хотеть и делать, а то, что ему в результате и в сумме необходимо для получения максимальных ощущений и совершения максимальных дей-
ствий» [4]. Следовательно, категории «добро» и «зло» позволяют человеку сформировать идеальногуманный образ жизни, к которому надо стремиться, и его антипод, которому ни в коей мере не стоит подражать. Этот идеал и антиидеал должны служить личности на пользу, то есть в качестве ориентиров в его жизненном пути всеобщего познания.
Глубокую трактовку у Веллера получает также понятие «любовь», которое тесно связано с гуманностью. Философ признаёт различные виды объектов любви, например, к людям и многообразным материальным вещам, но отдаёт преимущество в анализе именно половой любви. В основе такой любви русский философ усматривает половой инстинкт, который играет роль некой биологической энергии, внешне проявляемой в виде животного инстинкта самосохранения. Веллер относит понятие «любовь» исключительно к чувственному началу в человеке, исключая какую бы то ни было рациональность. Он считает, что рациональность должна следовать за любовью, а не предшествовать или сопутствовать чувству любви. Именно в заботе о здоровье близких людей и материальном благополучии необходимо проявлять рациональность. Философ отмечает, что любовь не всегда сопровождается радостным состоянием. Зачастую любовь приносит с собой непоправимые и разрушительные последствия, а также иногда ввергает человека в страдания, особенно когда это чувство является безответным. Избыток человеческой энергии иногда принимает форму страдания. Страдание может не только ввести человека в депрессивное состояние, оно также способно быть великим стимулом к разумной и позитивно-активной деятельности. Так как половая любовь - это питание нежных чувств одного человека к другому, она подразумевает в своём внешнем проявлении определённую культуру речи и поведения.
Тема любви у Веллера неразрывно связана с темой ревности. Ревность понимается им как «.реакция на угрозу для твоей биологической энергии, реакция на ограничение воспроизводства себя в потомстве» [4]. Философ считает, что и мужчина, и женщина по природе устроены таким образом, что оба стремятся в жизни обрести устойчивое положение, позволяющее им в нужное для них время и без каких-либо внешних ограничителей обзавестись детьми. Там, где отсутствует надежда, и объект любви является недосягаемым для её субъекта, с позиции философа не может возникнуть чувство ревности. Например, Веллер считает, что ревность не могут испытывать фанаты различных популярных людей, так как фанат не может питать каких-либо реальных надежд в отношении к своему «недосягаемому» кумиру-идолу.
Анализируя проблему самоубийства, Веллер выделяет следующие два мотивированных подхода к суициду: рациональный и нерациональный. Например, рациональный суицид возможен в случае наличия тяжёлой болезни, от невозможности терпения телесных наказаний (пыток), дабы не попасть в плен, от безответной любви, чтобы избежать чувства позора и тому подобное. Примером безмотивного суицида может служить состояние глубокой депрессии. К мыслям о суициде люди приходят, как правило, в результате нереализованности личных желаний и целей, а также вследствие непонимания себя и окружающих людей. Веллер с гуманистической позиции пытается разрешить данную проблему, подчёркивая, что суицид не может служить в качестве выхода из какой-либо жизненной ситуации. Он утверждает, что каждый человек жизнелюб и гуманист по своей натуре, следовательно, человек должен выплёскивать свою энергию во внешний мир, а также активно развивать свои духовные, интеллектуальные и физические способности, дабы достойно реализовать себя как личность в социуме, мужественно преодолевая все стоящие на жизненном пути препятствия.
В заключение можно отметить, что философские труды Веллера достаточно легко читаются и написаны современным языком. В его работах нет разделов, посвящённых непосредственно идее гуманизма, но русский мыслитель освещает многие актуальные для идеи гуманизма и современности проблемы, такие как проблема демократии, любви, свободы, эмпатии, сострадания, зависти, власти, суггестии, богатства, эгоизма, здоровья и тому подобное. Чувство гуманности с позиции Веллера -это одна из форм выражения доброты наряду с любовью, счастьем, справедливостью, благодарностью, богатством, здоровьем и тому подобное. Идея гуманизма, тем самым, тонкой нитью проходит через всё творчество философа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кипнес Л.В. Об особенностях прозы Михаила Веллера («Легенды Невского проспекта») / Л.В. Кипнес // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2. С. 155-160.
2. Крижовецкая О.М. Проза М. Веллера и Л. Улицкой: гендерные аспекты поэтики / О.М. Крижовецкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 53. С. 137-141.
3. Бузукашвили М. Интервью с Михаилом Веллером «За гуманизм придется платить исчезновением цивилизации» / М. Бузукашвили. URL: http://www.chayka.org/oarticle.php?id=366. doc. (дата обращения:
02.03.2012).
4. Веллер М. Все о жизни / М. Веллер. URL: http://www.klex.ru/2kk. doc. (дата обращения: 18.07.2011).
5. Веллер М. Всеобщая теория всего / М. Веллер. URL: http://www.klex.ru/a2l. doc. (дата обращения: 18.07.2011).
6. Глазкова Л. Чтобы пользоваться демократией, ее сначала нужно построить / Л. Глазкова //
Российская Федерация сегодня. 2007. № 1. URL: http://archive.russia-today.ru/2007/no_01/
01_topic_1.htm. doc. (дата обращения: 02.03.2012).
Григорян Татевик Вартановна - Tatevik V. Grigoryan -
аспирант кафедры философии Забайкальского Postgraduate
государственного гуманитарно-педагогического Department Philosophy
университета им. Н.Г. Чернышевского N.G. Chernyshevsky Zabaikalsky State
Humanitarian and Pedagogical University
Статья поступила в редакцию 16.07.12, принята к опубликованию 06.09.12