УДК 378
М. В. Столповский, ассистент, 8(962)273-88-79, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К КЛИЕНТАМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Обосновывается необходимость формирования гуманного отношения студентов - будущих специалистов по социальной работе, определена структура гуманных отношений, выявляются основные критерии и уровни сформированности гуманного отношения, педагогические условия эффективного формирования гуманного отношения у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: гуманное отношение, специалист по социальной работе, социально-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, педагогические условия.
Анализ современной практики подготовки будущих специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях позволяет утверждать, что формирование у них гуманного отношения в процессе профессионального обучения для социально-педагогического сопровождения де-тей-инвалидов является актуальным, о чем свидетельствуют ряд существующих противоречий:
1) между несформированностью у будущих социальных работников определенных моральных качеств (толерантности, сопереживания, доброты и др.), характеризующих гуманистическую направленность их личности и отсутствием специально разработанной методики их формирования в условиях профессионального образования;
2) между потребностью в комплексном, специально организованном социально-педагогическом сопровождении ребенка-инвалида и реальной подготовленностью специалистов к подобному сопровождению.
Историко-теоретический анализ проблемы формирования гуманного отношения у будущих социальных работников позволил сделать вывод, что исследуемый вопрос занимает одно из ведущих мест в педагогической науке и находится на пересечении различных направлений исследований в области гуманитарных наук: философия, этика, психология, теория социальной работы. Учитывая это, считаем целесообразным раскрыть такие понятия, как «гуманизм», «гуманность», «гуманное отношение», «сопровождение», социально-педагогическое сопровождение», что позволит проследить динамику развития этих понятий [1, 2, 3, 4].
Понятие «гуманность» зачастую отождествляется с понятием «гуманизм». Однако между ними имеются и различия. Гуманность рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важных черт направленности личности. Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы [5].
Гуманность - нравственно воспитанное отношение к людям, понимание ценности человека, котораяпроявляется в четком различии добра и зла, и формируется в совместной жизни, деятельности людей, в гармоничном единстве с природой. Гуманность определяется как одно из свойств духовно богатого человека [6].
С психологической точки зрения гуманность состоит из сопонима-ния, сочувствия, содействия. Человек гуманный, глубоко духовный проявляет себя в системе гуманистических воззрений [6].
Гуманизм - исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считающая благо человека высшим критерием, а принципы справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. В этическом плане под гуманизмом понимается совокупность норм и отношений в обществе и во взаимоотношении между людьми, создающих наиболее благоприятное условие для полноценного развития личности [7].
Ю.П. Сокольников [7] рассматривает гуманизм как принцип морали. Его основу составляет «убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества». Гуманизм включает в себя все высшие общечеловеческие ценности: милосердие, чуткость, справедливость, свободу, достоинство, трудолюбие.
Можно заключить, что термин «гуманизм» обозначает систему воззрений, признающую ценность человека как личности (его право на свободу, счастье), а термин «гуманность» в общем случае отображает готовность помочь другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, сочувствие.
М. А. Вейт рассматривает формирование гуманного отношения как педагогически управляемый процесс становления, развития и качественного преобразования отношений между членами коллектива, который осуществляется под воздействием всей совокупности объективных и субъективных условий. Суть этого процесса состоит в том, что опыт гуманизации отношений между людьми, нормы общественной морали становятся до-
стоянием не только отдельной личности, но и всего коллектива, превращаясь в моральные потребности и способности каждого его члена [8].
З. Г. Нигматов отмечает, что в гуманных отношениях находят свое выражение высшие духовные потребности личности: видеть в человеке товарища, друга, брата, жить для блага людей. Именно отношение к людям определяет сущность гуманности с нравственной стороны [9].
А. А. Бодалев подчеркивает, что гуманные отношения являются не только частью внутреннего духовно психологического мира человека, но и формой его действенно-практических отношений [10].
Таким образом, под «гуманными отношениями» мы будем понимать отношения между индивидами, реализующиеся посредством диалогового общения и раскрытия творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинства и права человека.
Понятие «сопровождение» стало в последнее время одним из распространенных в современной отечественной педагогической литературе, посвященной проблемам социального воспитания [1, 2, 3, 11, 12]. Слово «сопровождать», по словарю русского языка С. И. Ожегова, означает «следовать рядом с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1]. Мы проанализировали различные подходы к определению сущности социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (С. А. Расчетина, А. Б. Чистова, М. Р. Битянова) и пришли к выводу, что социально-педагогическое сопровождение представляет собой последовательность ситуаций индивидуального взаимодействия «ребенок-педагог (социальный педагог, социальный работник)» и посредничества между ними и другими значимыми людьми из социального окружения [2,
3, 12]. Это особенно важно для социальной работы с детьми-инвалидами, которые очень часто изолированы в социуме и лишены возможности взаимодействовать как между собой, так и с другими людьми. Таким образом, процесс социально-педагогического сопровождения выступает как средство включения ребенка-инвалида в разнообразную деятельность и общение.
Говоря о формировании гуманного отношения у студентов, следует отметить, что учет возрастных особенностей студенческой молодежи позволяет организовать целенаправленное педагогическое воздействие на личность молодого человека через предоставление ему достаточного пространства в проявлении самостоятельности и творчества, через приобщение к гуманным ценностям. Социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по предоставлению помощи человеку, группам и общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и созданию приемлемых общественных условий для достижения этой цели. Гуманное отношение является одним из главных инструментов людей, профессиональная деятельность которых связана с
наиболее незащищенными слоями общества. Профессиональная характеристика социального работника содержит в своей структуре гуманность как личностную черту и одновременно определяет уровень профессионализма и пригодности к осуществлению социальной работы.
В свою очередь, гуманное отношение - сложное структурное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [4]. Когнитивный компонент определяет способность человека к рассуждению, процесс отражения действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Основными показателями эмоционального компонента являются искренность, отзывчивость, забота, доброта, милость, доверие, милосердие, сострадание, благотворительность, благодарность, любовь, а основными показателями поведенческого компонента являются -уважение, деликатность, тактичность, терпимость, самокритичность, толерантность, вежливость, справедливость, то есть гуманно-ориентированные действия и поведение.
Гуманное отношение реализуется через такие человеческие качества, как «доверие, милость, милосердие, благодарность, сочувствие, отзывчивость, благотворительность, забота, искренность, доброта, любовь, вежливость, толерантность, самокритичность, терпимость, тактичность, деликатность, уважение, справедливость».
Мы поддерживаем точку зрения Г. А. Балла [13] и Н. В. Клименюк [14], которые считают наиболее важными педагогическими условиями эффективной подготовки будущих специалистов по социальной работе к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов на основе гуманного отношения следующие положения: ориентированность процесса подготовки на сочетание активных и традиционных методов обучения, направленных на повышение гуманности у будущих социальных работников; обогащение содержания подготовки средствами художественной культуры с целью активизации творческого потенциала и создание эмоционально-чувственной среды в аудиторной деятельности будущих специалистов; включение будущих социальных работников в гуманистическую деятельность с целью накопления опыта нравственных поступков. Критериями проявления гуманности являются: культура чувств (эмоциональночувственное восприятие окружающей действительности), интеллектуальное обеспечение гуманной деятельности (полнота, глубина и осмысленность соответствующих знаний), культура поведения (способность к гуманно-ориентированным действиям и поведениям).
Процесс формирования гуманного отношения будущих социальных работников проходит в ходе преподавания курса «Социальнопедагогическое сопровождение детей-инвалидов». В процессе проведения этого курса мы используем личностный подход к каждому студенту, чтобы заинтересовать и найти виды деятельности, к которым у него есть способ-
ности. Особого внимания заслуживает внедрение новых прогрессивных методов обучения с широким использованием игр, дискуссий, тематических диктантов, чтение классических произведений. Игра для развития благотворно влияет на проявление гуманных качеств - переживание, сочувствие, и помогает находить такие решения, которые бы отвечали нормам морали и гуманности, дает возможность стимулировать творческую активность каждого студента. На формирование гуманного отношения благотворно влияет ролевая игра, которая благоприятно влияет на развитие почти всех показателей критериев гуманности. Важным средством развития гуманного отношения является просмотр на семинарских занятиях телепередачи «Фактор жизни» (выходит на телеканале ТВЦ, ведёт её председатель правления общественной организации инвалидов «Стратегия» А.В. Крупенников), которая повествует о жизни инвалидов. На таких занятиях студенты не выполняют роль пассивного слушателя и смотрителя. Создаются условия для раскрытия потенциала личности к формированию гуманных чувств. При этом можно неоднократно наблюдать, как студенты, которые считаются замкнутыми и незаметными, «раскрываются» именно во время обсуждения кадров телепередачи. Подобные занятия в нашем исследовании носят не одноразовый характер, а проводятся систематически. Ведь ничто так не формирует гуманное отношение, как познание и уважение культуры другого человека. В этом случае воспитывается как культура поведения, так и культура чувств, которые являются неотъемлемыми составными гуманности. Интересной и нужной формой по формированию гуманного отношения, по нашему мнению, являются встречи с представителями выбранной профессии. В рамках таких встреч студенты имеют возможность ещё раз убедиться в правильности выбора будущей профессии и получить опыт. Недостаточно внимания уделяется формированию гуманного отношения у студентов в процессе их педагогической практики. Это обусловлено не только тем, что подготовка социальных работников имеет короткую историю, но и спецификой этой профессии. Внедряя в учебно-воспитательный процесс методы активного обучения, организовывая внеаудиторную воспитательную работу, направленную на обретение студентами знаний, умений и навыков гуманного поведения, а также развития соответствующих качеств, мы понимаем, что проверить уровень развития обозначенных качеств возможно лишь в условиях производственных практик.
Материалы нашего исследования по формированию гуманного отношения будущих специалистов по социальной работе к детям-инвалидам, проводимого в рамках «Долгосрочной стратегии повышения качества жизни инвалидов Тульской области до 2025 года», реализуемой департаментом «Социального развития Тульской области» и администрацией г. Тулы, позволяют сделать выводы о том, что в «гуманном отношении» находят свое выражение высшие духовные потребности личности: видеть в челове-
ке товарища, друга, брата, жить для блага людей; «гуманность» является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее трактуется гораздо шире первого; наиболее благоприятной формой развития гуманности у будущих специалистов по социальной работе является гуманитаризация учебно-воспитательной среды, а указанные выше педагогические условия отвечают содержанию гуманитарного образования, целью которого является создание у студентов целостной картины мира, осознания прав инвалида, развитие их личностных качеств, которые помогут им успешно сопровождать детей-инвалидов в их будущей практической деятельности.
Список литературы
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
302 с.
2. Расчетина С. А. Социальная реабилитация детей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 200 с.
3. Чистова А. Б. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями средствами эстетического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.
4. Осипова Т. Ю. Воспитательная работа со студенческой молодежью. Одесса: Феникс, 2006. 288 с.
5. Вакуленко О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам: дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 216 с.
6. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребенком. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
7. Сокольников Ю. П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Чебоксары, 2011. 32 с.
8. Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1987.23 с.
9. Нигматов З. Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1980. 229 с.
10. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
12. Битянова М. Ф. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
13. Балл Г. А. Гуманизация общего и профессионального образования: общественная актуальность и психолого-педагогические ориентиры. Киев: Изд-во «ВИПОЛ», 2000. 175 с.
14. Клименюк Н. В. Воспитание гуманности у будущих социальных работников в условиях профессиональной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Николаев, 2007. 260 с.
M.V. Stolpovskiy
FORMATION HUMANE ATTITUDE OF THE FUTURE OF SOCIAL WORKERS TO THE CLIENT DURING PREPARATION FOR THE SOCIAL PEDAGOGICAL SUPPORT FOR DISABLED CHILDREN
The article substantiates the need for a humane attitude of students - future professionals in social work, determined the structure of humane relations, identified the main criteria and rates of formation of humane, effective pedagogical conditions of formation of the humane treatment of future specialists in training.
Key words: humane treatment, a specialist in social work, social andeducational support, training, pedagogical conditions.
Получено 20.12.2012
УДК 371.3.016.091.313:81
Л.В. Тимохина, доц., (4872) 33-45-31,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ, ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК НЕРОДНЫМ
Рассмотрены цели, компоненты, особенности и методы обучения русскоязычной научной лексике; приведена комплексная система лексически направленных упражнений, предназначенных для формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов из стран ближнего зарубежья, владеющих русским языком как неродным.
Ключевые слова: научный стиль речи, лексическая работа, методические приемы работы с лексикой.
Реализация учебно-профессиональной деятельности студентов в условиях современного единого информационно-исследовательского пространства требует серьезной предметно-научной компетентности, развитого научного мышления. Если раньше характер преподавания иностранных языков в мире определялся социальными запросами государства, исходя из характера экономических, политических и международных связей, то се-