Научная статья на тему 'Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм'

Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1800
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ВОСТОК / ЗАПАД / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / ДЗЭН-БУДДИЗМ / ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВОСТОЧНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HUMANISM / PERSON / EAST / WEST / CULTURE / PHILOSOPHY / CONFUCIANISM / ZEN BUDDHISM / SPIRITUAL PERSONALITY / EASTERN CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богомазова Наталия Леонидовна, Валеева Галина Викторовна

В статье исследуется вопрос взаимоотношения Востока и Запада в рамках древневосточной философской мысли. Центральная категория понятие гуманизма в философско-культурологических и религиозных учениях Востока: конфуцианство, дзэн-буддизм. Определяя гуманистический аспект восточных учений, ставится вопрос о том, является ли человек в них самостоятельной ценностью, сознательным субъектом своих действий, развивающимся на основе законов собственной картины мира, или же он есть часть целого, подчиненная основным закономерностям. Определяется степень влияния этих учений на западную культуру в целом и на русскую в частности, на формирование гармоничной личности современной исторической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of humanism in the philosophy of the Ancient East: Confucianism, Zen Buddhism

The article examines the relationship between East and West in the framework of ancient Oriental philosophical thought. The Central category is the concept of humanism in the philosophical-cultural and religious teachings of the East: Confucianism, Zen Buddhism. Defining the humanistic aspect of the Eastern teachings, the question is raised whether a human being in the teachings is an independent value, a conscious subject of their actions developing on the basis of the laws of his own worldview, or he is a part of a whole subordinated to the basic laws. The degree of influence of these teachings on Western culture in general and on the Russian one, in particular, on the formation of a harmonious personality of modern historical reality is determined.

Текст научной работы на тему «Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм»

Н. Л. Богомазова, Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ИДЕЯ ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: КОНФУЦИАНСТВО, ДЗЭН-БУДДИЗМ

В статье исследуется вопрос взаимоотношения Востока и Запада в рамках древневосточной философской мысли. Центральная категория - понятие гуманизма в философско-культурологических и религиозных учениях Востока: конфуцианство, дзэн-буддизм. Определяя гуманистический аспект восточных учений, ставится вопрос о том, является ли человек в них самостоятельной ценностью, сознательным субъектом своих действий, развивающимся на основе законов собственной картины мира, или же он есть часть целого, подчиненная основным закономерностям. Определяется степень влияния этих учений на западную культуру в целом и на русскую в частности, на формирование гармоничной личности современной исторической реальности.

Ключевые слова: гуманизм, человек, восток, запад, культура, философия, конфуцианство, дзэн-буддизм, духовная личность, восточное культурное наследие.

N. L. Bogomazova, G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

THE IDEA OF HUMANISM IN THE PHILOSOPHY OF THE ANCIENT EAST:

CONFUCIANISM, ZEN BUDDHISM

The article examines the relationship between East and West in the framework of ancient Oriental philosophical thought. The Central category is the concept of humanism in the philosophical-cultural and religious teachings of the East: Confucianism, Zen Buddhism. Defining the humanistic aspect of the Eastern teachings, the question is raised whether a human being in the teachings is an independent value, a conscious subject of their actions developing on the basis of the laws of his own worldview, or he is a part of a whole subordinated to the basic laws. The degree of influence of these teachings on Western culture in general and on the Russian one, in particular, on the formation of a harmonious personality of modern historical reality is determined.

Keywords: humanism, person, East, West, culture, philosophy, Confucianism, Zen Buddhism, spiritual personality, Eastern cultural heritage.

Исторический процесс, активно развивающийся в условиях современного общества XXI века, основанного, прежде всего, на идеях гуманизма и демократии, ориентированный на воспитание духовной личности, обуславливает интерес в России к восточному культурному наследию в целом и к философской мысли в частности.

Поиск решения современных социальных, экономических и политических проблем есть средство развертывания богатства и многообразия человеческих отношений, создания подлинно гуманного общества, направленного на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Взаимоотношения Востока и Запада - это глобальный культурный процесс обновления человечества, возможность одухотворения Запада Востоком, призыв к восстановлению первоначального единства расколотого

человечества, - это задача созидания совершенного человека и формирование гуманистического мирового сообщества.

Рассматривая гуманизм в самом широком смысле слова, следует отметить, что это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление творческих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности необходимой нормой отношений между людьми; в узком смысле

- культурное движение эпохи Возрождения [5].

Наиболее существенным признаком гуманизма является восприятие человека как личности - высшей ценности и необходимой стороной -отношение к нему как к сознательному субъекту своих действий.

Определяя, является то или иное восточное философское учение гуманистическим, необходимо исследовать вопрос о том, является ли человек самостоятельной ценностью, сознательным субъектом своих действий, развивающимся на основе законов собственной картины мира, или же он есть часть целого, подчиненная основным закономерностям.

История отвела учению Конфуция особую роль, именно оно стало основой дальневосточной цивилизации: Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Конфуцианство во многом сформировало основы национального мировоззрения населения этих стран, ощущающих свою духовную общность, и именуя себя государствами конфуцианского культурного региона.

Основой учения является философская концепция жень, что в дословном переводе означает «гуманность», «человеколюбие», которая основывается на правилах или этикете («ли»). Гуманность, человеколюбие и правила определили основы государства и общества древнего Китая, они являются актуальными и в современной китайской идеологии. Неразрывно связан с ними и такой морально-этический постулат конфуцианства как быть преданным и почитать правителя, что легло в основу идеологической системы Японии на примере культуры самурайства (ритуал сеппуку (харакири)) лётчиков-камикадзе в период Второй мировой войны. Данная концепция объединяет комплекс задач по формированию системы управления обществом и взаимоотношений правителя и народа и предостерегает от увлечения крайностями в государственной политике и социальной сфере.

Философско-культурологическая основа конфуцианства рассматривает человека частью иерархии природы в целом, живущим согласно мировому порядку. Человек занимает срединное положение относительно Неба и Земли.

В центре внимания учения древнекитайского мыслителя - человек. Ключевая категория конфуцианства - «благородный муж» (по кит. цзюнъ-цзы)

- это идеал, образец человека, которому присущи такие достоинства как человеколюбие, искренность, честность, преданность государственным делам, а именно - правителю; осмотрительность, осторожность, неуклонное соблюдение правил (этикета). К образу благородного мужа или идеального ученого в соответствии с учением Конфуция должна быть устремлена каждая личность. Конфуций не только философствует на тему идеального человека, но и

предлагает конкретное видение, изложенное в труде «Беседы и суждения» (по кит. «Лунь юй»): самостановление ученого, внешний облик, предуготованность ученого, умение ученого сближаться с людьми, неизменность своим принципам и перед лицом смерти, самостоятельность, твердость и непреклонность ученого, независимость, поведение на службе, глубина помыслов, широта души ученого, умение выдвигать мудрых и поддерживать талантливых, верность другу, почтительность и уступчивость ученого [3].

Впервые в истории китайской культуры Конфуций создал реальную модель идеальной личности - доминанту национального менталитетета и духовную основу народов Китая, Японии, Вьетнама, Кореи, в ней он видел основной постулат гармоничного общества. По словам русского религиозного философа, мыслителя, богослова о. А. Меня, конфуцианский идеал - это первая попытка сформулировать учение о том, что конечная цель человека - земная, что нравственность может быть укреплена независимо от религии, и трагичность будет жизни преодолена созданием гармоничного гуманистического общества [1].

Философская и антропологическая основа учения дзэн-буддизма (чань-буддизм) о человеке демонстрирует как одну из форм, в которой присутствует Единое - бесконечная и бесформенная сущность всего существующего, пребывающего в вещах.

Дзэн-буддизм - уникальный религиозно-философский орден, передающий духовную истину буддизма от Будды к человеку, не используя таинственных обрядов или сакральных документов, понятных только посвященным. Уникальность и популярность дзэн-буддизма и в прошлые века и в современном мире - в его доступности и практичности для любого, живущего на земле человека.

Именно обращенность к каждому, и практическая значимость в решении повседневных морально-нравственных или бытовых проблем отражает идею гуманизма древнего учения, важности, духовной жизненности, непревзойденной оригинальности и притягательной силы.

Философия дзэн-буддизма основывается на внутреннем духовном опыте. Личная практика противопоставляется авторитетам, догмам и внешнему откровению. Практический метод достижения духовного самосовершенствования - практика дхьяна (по яп. «дзадзэн»: «дза» - «сидеть», «дзадзэн» - сидеть в медитации).

Дзэн-буддизм с течением веков стал для миллионов жителей Японии, Китая, Вьетнама, Кореи и ряда других стран восточного ареала искусством жизни, стимулируя творческие потенциалы японцев, придавая уникальную идейную окраску работам гениальных мастеров.

Именно дзэн-буддийские монастыри были очагами знаний и искусств на протяжении периодов Камакура и Муромати, вступали в межкультурный диалог с сопредельными странами. Японский народ в поисках вдохновения, озарения, душевной гармонии обращался к дзэнским монахам - художникам, поэтам, ученым и мистикам.

Представители власти способствовали участию монахов в разного рода коммерческих предприятиях с целью ввоза зарубежных ремесленных изделий и предметов искусства в Японию; аристократы покровительствовали дзэн-буддийским храмам, предаваясь в них постижению мудрости дзэн. Всё это не могло не оказать сильнейшее воздействие не только на религиозную жизнь японцев, но и на всю культуру нации в целом.

Благодаря культурному обмену между Китаем и Японией, страна восходящего солнца обрела гениальные творения Байэна (Ма Юань), Моккэя (Му Ци), Рёкая (Лян Кай); свитки, принадлежащие кисти великих дзэнских мастеров Китая. Живопись, графика и каллиграфия, проникнутые духом дзэн, произвели сильнейшее впечатление на деятелей культуры и искусства. Мастера стремились развивать традиции, в которых жил мужественный несгибаемый дух, нашедшей выражение в скульптуре и каллиграфии. Типичная для самураев Канто грубоватая воинственность, присущая истинному солдату отстраненность от мирской суеты, предполагала явную доминанту силы воли, в чем дзэн-буддизм полностью смыкался с моральным кодексом чести Бусидо [4].

Философско-культурологические основания дзэн-буддизма сформировали духовную культуру стран дальнего Востока, а с конца XIX - начала XX веков открылись и западной культуре. Одной из первопричин, обусловившей колоссальное распространение дзэнского влияния в области поэзии и живописи, архитектуры и садово-паркового дизайна, экибаны и чайной церемонии, театра Но и Кабуки, оригами и бонсай, воинских искусств - причина бурного всплеска интереса к дзэн-буддизму на Западе в послевоенный период, за которым последовала «дзэнская революция» американской молодежи; как результат данного культурного процесса - появления многочисленных научных, научно-публицистических исследований, переводов художественных произведений дзэн-буддизма, распространившихся по всему миру.

В русской культуре прослеживается духовная связь с Японией в рамках философской и литературной деятельности великого писателя, мыслителя и философа Л.Н. Толстого. В 1896 г. Ясную Поляну посетил японский журналист и публицист Токутоми Сохо, известный своим переводом на японский язык «Крейцеровой сонаты». Главным пропагандистом творчества великого русского писателя в Стране восходящего солнца стал младший брат Сохо, Токутоми Кэндзиро, взявший себе псевдоним Рока - цветок тростника. Рока читал и изучал творчество Л. Н. Толстого: «Анну Каренину», «Войну и мир», «Севастопольские рассказы», «Казаков». Огромное впечатление на молодого японского литератора произвели трактаты Толстого на религиозно-этические и морально-нравственные темы: «Исповедь», «В чем моя вера?».

Новая волна интереса к творчеству Л. Н. Толстого в Японии произошла в период русско-японской войны, против которой Лев Николаевич выступил в статье «Одумайтесь!» и нескольких своих интервью [2].

Россия присоединилась мировому процессу постижения сущности восточного бытия по дзэн-буддизму, чей секрет загадке жизни равносилен. Всё это свидетельствует об утверждении свободы творчества, упрочении гуманизма и свободы в искусстве, возрождении элитарного искусства, противостоящего

массовому и тоталитарному, с заниженными эстетическими требованиями и жестким идеологическим диктатом. Идеал человека, согласно философии жизни дзэн-буддизма, - это слияние с пустотным Единым, со всем миром, в метафизическом плане человек обретает абсолютную свободу, что несомненно отражено в идеи гуманизма.

Высшая духовная реальность - основа многообразия всех вещей и явлений, объединяющая их и, выступающая в роли Абсолюта, - природы с ее вечными, вездесущими и неизменными законами красоты, гармонии и венцом творения природы является человек.

Философско-культурологическая мысль Китая и Японии отразила гармонию мировоззрения восточного менталитета, показала взаимосвязь природы и человека как одного из равновеликих проявлений мира, ощущающего свою исходную сопричастность к природе.

Согласно философской традиции Востока именно высокодуховная и совершенная личность направляет и ведет людей в мир истинного знания, придает ценностный смысл жизни, демонстрируя путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, путь восхождения к себе.

Литература

1. Богомазова Н. Л. Лев Николаевич Толстой в контексте японской культуры [Электронный ресурс] // Гум. ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2012. Вып. 1. С. 66-71. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/1/fíles/assets/basic-html/index.html#66 (дата обращения 1.09.2017).

2. Богомазова Н. Л. Морально-этическая концепция японской культуры: восток-запад [Электронный ресурс] // Гум. ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. Вып 2 (10). С. 4-10. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2(10)2014/flles/assets/basic-html/index.html#4 (дата обращения 1.09.2017).

3. Мень А. История религии. В 2 т. [Электронный ресурс] // Фонд протоиерея Александра Меня : сайт. М., 2011-2018. URL: http: //www. alexandrmen.ru/ (дата обращения 1.09.2017).

4. Молодняков В. Э. Россия и Япония: золотой век. (1905-1916). М.: Просвещение, 2008. 176 с.

5. Переломов Л. С. Конфуций: Лунь юй. М.: Восточная литература РАН, 1998. 588 с.

6. Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб.:ТРИАДА, 2004. 272 с.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

References

1. Bogomazova N. L. Lev Nikolayevich Tolstoy v kontekste yaponskoy kul'tury [Leo Tolstoy in the context of Japanese culture] [Electronic resource] //

Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2012. Issue 1. Pp. 66-71. URL: http://www.tsput.rU/fb/hum/1/files/assets/basic-html/index.html#66 (reference date: 1.09.2017).

2. Bogomazova N. L. Moral'no-eticheskaya kontseptsiya yaponskoy kul'tury: vostok-zapad [Moral and ethical concept of Japanese culture: east-west] [Electronic resource] // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2014. Issue 2 (10). Pp. 4-10. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2(10)2014/files/assets/basic-html/index.html#4 (reference date: 1.09.2017).

3. Men A. Istoriya religii [The History of Religions]. In 2 vols. [Electronic resource] // Fund of Archpriest Alexander Men: site. Moscow, 2011-2018. URL: http://www.alexandrmen.ru/(reference date: 1.09.2017).

4. Molodnyakov V. E. Rossiya i Yaponiya: zolotoy vek. (1905-1916) [Russia and Japan: golden age. (1905-1916)]. Moscow: Prosveshcheniye, 2008. 176 p.

5. Perelomov L. S. Konfutsiy: Lun' yuy [Confucius: Lun yu]. Moscow: Eastern Literature of the Russian Academy of Sciences, 1998. 588 p.

6. Suzuki D. T. Dzen-buddizm v yaponskoy kul'ture [Zen Buddhism in Japanese culture]. St. Petersburg: TRIADA, 2004. 272 p.

7. Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sov. encyclopedia, 1983. 840 p.

Статья поступила в редакцию 01.09.2017 Статья допущена к публикации30.11.2017

The article was received by the editorial staff01.09.2017 The article is approved for publication 30.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.