Научная статья на тему 'Идея актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в концепции'

Идея актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в концепции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняева Н. М.

В статье представлены основные положения деятельностно-компетентностной концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в концепции»

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М: Аспект Пресс, 1997

2. Еникеев М. И. Общая социальная психология: Учебник для вузов. - М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2002г.

3. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2000.

ИДЕЯ АКТУАЛИЗАЦИИ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА В КОНЦЕПЦИИ

Миняева Н.М.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПиМНО, директор

Акбулакский филиал ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

п. Акбулак, Россия

В статье представлены основные положения деятельностно-компетентностной концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента.

В сегодняшней ситуации человеческого планетарного бытия, ушло время репродуктивного, монопарадигмального образования. Интенсивно проходят многоэтапные процессы принятия решений на основе мысленной ориентировки в ситуациях неопределенности, самостоятельного определения человеком стратегий поиска и использования информации. Отсюда, основная группа противоречий, на решение которых направлена обсуждаемая концепция, - это противоречие развивающейся личности, связанной с отсутствием социального опыта; противоречие между новыми требованиями самостоятельности личности и самообразования и сложившимися ранее способами репродуктивного мышления; между стремлением к самосовершенствованию и недостатком личного опыта.

Концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности представляет собой систему взглядов на развитие культуросамообразовательной среды вуза. Она предполагает преодоление узкой дисциплинарности, замкнутости учебных дисциплин, слабой практико-прикладной направленности профессиональной подготовки.

В структуре концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента мы выделяем три основных блока: - методологический (обоснование концепции); - теоретический (теоретические основы и модели); - практический (реализация инновационной программы «Теоретико-методические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента» в образовательном процессе).

Источниками концепции выступают:

- теория актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента;

- исследования в области самообразовательной деятельности;

- основы теории и методики обучения в условиях развития культуросамообразовательной среды вуза.

Факторами, определяющими создание концепции, наряду с тенденциями развития современного общества (глобализации, информатизации) выступают интеграционные процессы в науке и образовании, открытость образования культуре, становление нового культурного типа личности [4]. Особенности концепции связаны с ее сложной структурой, с ориентацией на открытость образования культуре, на профессиональную подготовку бакалавра и магистра в условиях культуро-самообразовательной среды вуза.

К теоретическим основам концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента мы относим:

- ведущую идею (сложный динамический характер процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента; системность в профессиональной подготовке бакалавра и магистра);

- понятийное пространство концепции (ресурс самообразовательной деятельности студента как педагогическая система; культуросамообразовательная среда вуза; самообразовательная деятельность студента как основная единица культуросамообразовательной среды

вуза; типы образовательных ресурсов; структура ресурса самообразовательной деятельности; содержательно-дидактические единицы; цикличность и нелинейность процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента; отражение результатов актуализации в модели и инновационной программе);

- закономерности и вытекающие из них основополагающие принципы (группы принципов актуализации).

Ведущая идея составляет ядро концепции. В условиях культуры XXI века, когда познавательная активность трансформируется в ценности различения значимого и незначимого, ценного и бесценного, когда устарели многие психолого-педагогические теории, когда глобализируется технологическая сфера отечественного образования стержнем подготовки конкурентоспособного специалиста становится актуализация субъектом ресурса его самообразовательной деятельности, обеспечивающая каждому человеку возможность выбора собственного пути в самообразовании и самоизменении себя.

Педагог, способный в себе и других возрождать и развивать подходы к образованию с позиций гуманизма, академической свободы, уважения к многообразию мира, любви к Отечеству, пополняет ресурс национальных лидеров по реализации инновационных проектов.

Цель разработки концептуальных положений заключалась в том, чтобы вычленить главные звенья сущностной характеристики теоретических основ актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, его логической структуры и содержания для определения их эффективного использования в современных условиях формирования нового мышления в самообразовании и непрерывном образовании личности.

В теоретической дидактике ведутся определенные научные поиски по проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента: методика «поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина, система развивающего обучения Л.В. Занкова, обучение на основе теории учебной деятельности В.В. Давыдова, технология профессионального обучения, связанная с методом организационно-деятельностных игр

Г.П. Щедровицкого, «авторские» педагогические системы В.Ф. Шаталова,

И.П. Волкова, Е.Н. Ильина.

Наша задача была заново осмыслить феномен деятельностно-компетентностного подхода в актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, который своим внутренним содержанием предполагает обращение к категориям «деятельность», «компетентность». В свое время категория деятельности была упрощена и рационализирована в диалектическом материализме, потому она и стала объяснительным принципом в психологической теории деятельности. На самом деле исследование деятельности не проще, чем исследование мышления. На это обращал внимание П. Флоренский: «... деятельность по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, то есть прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, «преодоление закона тождества» [5].

Представляло собой проблему собственно психологическое содержание (компонент) деятельности. Оно не извлекалось из нее (деятельности), а вводилось в нее искусственно. Например, к деятельности добавлялись мотивы (А.Н. Леонтьев), потребности (В.В. Давыдов). П.Я. Гальперин добавлял к деятельности мышление и получал осмысленную деятельность. С.Л. Рубинштейн добавлял сознание и получал сознательную деятельность или единство сознания и деятельности.

Г.П. Щедровицкий ввел понятие «мыследеятельность». Его не удовлетворяла бедность психологической интерпретации понятия «деятельность». «В реальном мире общественной жизни деятельность и действие могут существовать только вместе с мышлением и коммуникацией... Выражение «мыследеятельность», которое больше соответствует реальности и потому должно вытеснить и заменить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации» [6].

Мы считаем относительно деятельности прав Г.П. Щедровицкий (мнение В.П. Зинченко, и мы его принимаем), но это не касается действия. Стратегия изучения действия была совершенно иной. Его когнитивные, оценочные, рефлексивные, мотивационно-потребностные, аффективные компоненты выявлялись в нем самом, извлекались из него, а не вводились извне. Поэтому в наши задачи входит описание действий, умений самообразовательной деятельности, составляющих ее ресурс.

Программа исследований в рамках деятельностно-компетентностной концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов включала несколько направлений:

- методологические построения теории и практики личности в процессе актуализации ресурса самообразовательной деятельности;

- общественно-исторические предпосылки актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента;

- теоретические регулятивы исследуемого процесса;

- отбор содержания образования с позиции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов;

- дидактические характеристики обозначенного процесса.

Переход от дидактической системы к дидактическому процессу выражается в известной трансформации дидактических понятий: цель - целеполагание; содержание - учебный материал; методы - технологии; формы - система учебных занятий; учебный план, учебная дисциплина - логика образовательного процесса.

Дидактическая система и процесс обусловлены диалектическим единством двух сфер педагогической реальности. Восхождение студента к более «стратегическому выбору», саморазвитие сознания обучающегося, мотив его выражает общечеловеческую ценность науки и познания [3]. Деятельностно-компетентностная концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов включает:

- регулятивы, определяющие цели образования;

- критерии достижимости его результатов;

- содержание образования и его компоненты;

- методы освоения, технологии и формы этого процесса;

- способы обучения.

В структуре актуализации ресурса самообразовательной деятельности мы выделяем следующие операции:

- усвоение предметного знания на уровне представлений, понятий и теории, естественнонаучных или социальных законов, принципов их практического использования;

- выявление практических ценностей, связанных с изученным явлением, его технологических приложений;

- осознание духовной ценности изучаемого предмета и знания о нем, их значимости - интеллектуальной, эстетической, нравственной, мировоззренческой;

- усвоение творческой деятельности ученых (научный поиск);

- усвоение опыта субъективной деятельности (поиск, диалог, обмен информацией и духовными ценностями);

- открытие в себе новых возможностей, интеллектуальных и нравственных сил, осознание учебной деятельности как процесса саморазвития.

Студент как субъект проникает в сущность изучаемой дисциплины, в систему его связей с человеком, его деятельностью. При актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента преподаватель отказывается от традиционной методики, так как первая способствует самоутверждению студента, помогает ему реализовать, раскрыть себя:

- преподаватель логично ведет студента к неизвестным ответам;

- преподаватель и студент сотрудничают на субъективных началах, оставаясь каждый при своем мнении;

- на занятии преподаватель корректирует свою позицию;

- как субъекты (преподаватель и студент) ищут глубокую истину в образовательном процессе.

Частично-психологические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности разработаны в теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Согласно этой теории, потребностью и мотивом учебной деятельности человека является творческое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации [1].

Центральным компонентом учебной деятельности является система учебных действий по решению задач, которая включает преобразование ситуации для обнаружения, общего отношения, моделирование в графической и знаковой форме, а также контроль и оценку усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи. Выполнение указанной системы учебных действий способствует правильной организации самообразовательной деятельности, обеспечивает

формирование у студентов основ научно-теоретического мышления, служит средством развития творческой личности [1].

В настоящее время в рамках концепции учебной деятельности накоплен материал, позволяющий описывать особенности учебных действий студента в процессе решения учебных задач. Но для решения конкретных вопросов актуализации ресурса самообразовательной деятельности этой общей теории недостаточно. До сих пор еще недостаточно разработаны теоретические представления об условиях и механизмах генезиса самостоятельных учебных действий, не исследованы генетически исходные формы организации процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности, не разработан метод экспериментального изучения развития мышления в зависимости от содержания и строения самой формы актуализации ресурса самообразовательной деятельности. Разработка такого рода методологических положений, понятий и экспериментальных методик представлена в настоящей концепции. Концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности как целостного педагогического процесса предполагает единство содержательной и процессуальной его сторон, в пределах которого преподаватели и студенты являются субъектами деятельности.

Ценность теории целостного педагогического процесса в разработке нашей концепции, а именно следующих положений (сущность целостного педагогического процесса есть смена состояния системы «преподаватель - студент», развитие которой зависит от обмена деятельностью между ними; обоснование необходимости актуализации ресурса самообразовательной деятельности на основе знаний о целостном педагогическом процессе заключается в том, что она дает возможность в многоуровневом образовании представить культуру самообразовательной деятельности как «образование через всю жизнь» [2].

Актуализация ресурса самообразовательной деятельности осуществляется через способы, методы и приемы при выполнении определенных заданий. Следовательно, руководящую роль преподавателя мы понимаем как деятельность, связанную с организацией осмысленного участия студента через овладение им как целями и задачами учебной деятельности, так и способами самостоятельной работы. При этом руководство преподавателя студентом осуществляется через организацию его самообразовательной деятельности.

Важно подчеркнуть, что педагогический процесс может успешно развиваться, если обеспечивается влияние преподавателя на развитие внутренней активности студента через овладение им способами деятельности. Исходя из этого, вслед за В.А. Корвяковым, мы считаем одним из ведущих критериев актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов - овладение умениями самообразовательной деятельности [3].

На наш взгляд, необходимо развить в них такие качества, как умение определить цель и задачи предстоящей учебной работы, самостоятельно выбирать приемы этой деятельности, осуществлять проверку, самоанализ и самооценку выполняемой учебной деятельности.

Рассмотрев подходы исследователей к проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности, изучив реальное положение педагогического процесса высшей школы, учитывая особенности нашего предмета исследования и выделяя свою концептуальную позицию, мы даем нижеследующее определение: ресурс самообразовательной деятельности понимается нами как педагогическая система, связанная с субъектами образовательного процесса с явлениями культуры: фактами, знаниями, процессами субъектности, саморегуляции, саморазвития, самоактуализации. Самообразовательная деятельность выступает основной единицей исследования культуросамообразовательной среды вуза, способов организации самообразовательной деятельности самим студентом и самообразовательной деятельности с преподавателем.

Таким образом, концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности включает в себя следующие составные элементы: понятие проблемы актуализации ресурса самообразовательной деятельности; ее историко-генетический анализ: дидактическое обоснование; ее место, роль и задачи в образовательном процессе, в системе занятий; основные виды и формы; научные рекомендации по руководству актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов.

Литература

1. Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности /В.В. Давыдов. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 42-49.

2. Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

3. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В.А. Корвяков. - М.: Университетская книга, 2006. - 140 с.

4. Соколова, Л.Б. К проблеме взаимосвязи культуры и образования/ Л.Б. Соколова. // Теоретические аспекты образования- Оренбург: 1994.- С. 21-26.

5. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура: Богословские труды. / П.А. Флоренский -М.: 1987.

6. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды./ Г.П. Щедровицкий. -М.: 1995.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Зобнина Т.В.,

кандидат психологических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет г. Шуя, Россия

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования профессионального целе-полагания у студентов педагогического университета, позволяющие проанализировать динамику формирования профессиональных целей у будущих педагогов за период обучения в вузе.

Цели как представляемые конечные и промежуточные результаты деятельности побуждают, мобилизуют, направляют волю и поведение людей, способность к целеполаганию имеет большое значение в самодвижении человека к высокому профессионализму.

В своей профессиональной деятельности люди в зависимости от возраста, самооценки, мировоззрения и т.д. ставят перед собой разные цели. Диапазон значимости этих целей может быть очень широк: от минимально требуемых в труде результатов до максимально полного самовыражения в деятельности. Для человека, с позиций психологической науки, очень важно ставить перед собой высокие цели и оценивать себя с точки зрения их реализации; в таком случае жизнь его наполняется большей осмысленностью, а сам он приобретает дополнительную мотивацию для саморазвития.

Формируются профессиональные цели еще до начала самостоятельной профессиональной деятельности, в период профессионального обучения человека. Прогнозирование профессиональной деятельности у студентов в определённой мере затруднено, поскольку многие из них не имеют ясного представления о перспективах возможного трудоустройства после окончания вуза, об условиях и организации предстоящего труда. Вместе с тем изучение формирующихся у студентов профессиональных целей как ведущего компонента мотивационной сферы личности является, безусловно, важной задачей исследования динамики их профессионального развития.

Для выявления особенностей профессионального целеполагания у будущих педагогов нами было проведено лонгитюдное исследование со студентами разных факультетов Шуйского государственного педагогического университета (численность выборочной совокупности составила 100 человек). Было выполнено три диагностических среза: на первом, третьем и пятом курсах обучения студентов в вузе. В ходе исследования студентам предлагалось наметить далёкие и близкие цели будущей профессиональной деятельности и оценить по десятибалльной шкале вероятность их достижения с учётом различного рода возможных помех на пути к намеченным ориентирам.

Исследование показало, что диапазон целей, формулируемых первокурсниками педагогического вуза, достаточно широк. Это и «приобщение учащихся к накопленным знаниям», и «нахождение взаимопонимания с учениками», и «установление хороших отношений с коллегами по работе», и «стремление добиться уважения и признания со стороны окружающих», и «творческая самореализация в профессии», и «достижение педагогического мастерства». Безусловно, широкий круг устремлений студентов - важный источник их личностно-профессионального развития.

Анализируя результаты проведенного исследования, мы отметили у студентов 1-х курсов высокую частоту встречаемости цели, связанной с получением высшего образования (31,6%). Этот факт мы сочли неслучайным, поскольку учебно-профессиональная деятельность является ведущим видом деятельности студентов, успешность которой в итоге подтверждается получением ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.