Научная статья на тему 'Идеология в социально-исторической динамике'

Идеология в социально-исторической динамике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / СЛОЖНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / THE FORM OF SOCIAL CONSCIOUSNESS / IDEOLOGY / COMPLEXITY / ORGANIZATION / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Владимир Романович

Представлены некоторые результаты исследования роли идеологии в социальной динамике, в процессах организации и самоорганизации общества. Идеология рассматривается как форма общественного сознания, обладающая сложностью и усложняющаяся в ходе цивилизационного социально-исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology in the social and historical dynamics

Ideology is a system of values is vitally important for the individual, society and social groups, one of the mechanisms of self-organization and social system. In the process of socio-historical development is a change of ideologies, in terms of content, it is becoming increasingly difficult. Religious form ideology characteristic of traditional society are replaced by non-religious specific historical form of ideology. Characteristic of the ideology of its multi-level structure, what is expressed in its consistency. In modern industrial society, the complexity of ideology as a system increases significantly. Secular ideology of the modern form of dynamically developing society generally include thee levels. The first level of ideology (as in the religious ideology of the traditional societies) includes views on the duties of the government in relation to the people. Obligations of state power are expressed in various areas of social policy. The second level includes a wide range of ideological values associated with the constitution of the state, political and personal rights, freedoms and duties of citizen. The third level of the ideology of modern democratic society shapes peoples attitude to society, to its fundamental values. It may include the idea of the social ideal. In the new era of the revolutionary process in the twentieth century ideology played a role of a social attractor. On the basis of value of specific historical ideologies create and modify a variety of social systems. Thus, the ideology in the historical past and in modern life, is an important element of the social dynamics involved in the processes of development, organization and self-organization.

Текст научной работы на тему «Идеология в социально-исторической динамике»

2012 Философия. Социология. Политология №4(20), вып. 1

УДК 165

В.Р. Фельдман

ИДЕОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ

Представлены некоторые результаты исследования роли идеологии в социальной динамике, в процессах организации и самоорганизации общества. Идеология рассматривается как форма общественного сознания, обладающая сложностью и усложняющаяся в ходе цивилизационного социально-исторического развития.

Ключевые слова: формы общественного сознания, идеология, сложность, организация, самоорганизация.

Тема идеологии включает ряд вопросов фундаментального характера, которые остаются исследованными далеко недостаточно. К ним можно отнести, например, вопросы, связанные со сложностью идеологии, с тенденцией ее самоусложнения в истории цивилизации, с ее ролью в качестве механизма организации и самоорганизации в социально-исторической динамике, с ее статусом в качестве одной из форм общественного сознания, с трансформацией идеологии в необходимый обществу социальный институт. В предлагаемой статье представлены некоторые результаты исследования роли идеологии в процессах организации и самоорганизации общества, идеология рассматривается как форма общественного сознания, как социальная система, обладающая сложностью и самоусложняющаяся в социально-исторической динамике.

Существует большой массив работ социально-философского и социологического характера, связанный с исследованием и описанием идеологии, ее сущности, содержания, социальных функций. В России и за рубежом к ним относятся работы Р. Арона, К.С. Гаджиева, В.В. Желтова, А.А. Зиновьева, М. Крозье, Ю.А. Красина, М. Ласки, Х.А. Маравалля, К. Мангейма, З. Млы-наржа, А.П. Назаретяна, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Поппера, Ю.И. Прохоренко, Н. Смелзера, Б.Ф. Славина, М. Шмида. В работах В.В. Желтова представлен вполне убедительный образ идеологии как одной из форм бытия общественной власти, с которой связан порядок опредмеченных в обществе социальных и политических ценностей, а также качественно определенная социальная динамика [1. С. 118]. То есть идеология предстает как один из основных механизмов организации общества.

В исследованиях Ю. И. Прохоренко идеология также представлена в статусе необходимого обществу механизма его организации и развития. Утверждается, что идеология атрибутивна обществу, ее содержание образует ценностный уровень бытия общества [2. С. 237].

Особое внимание в своих социально-философских и социологических работах уделил идеологии А. А. Зиновьев. Он представил идеологию как сложную систему, состоящую из трех уровней: элитарного, уровня пропаганды и житейского идеологического уровня [3. С. 267-278]. В генетической структу-

ре идеологии А. А. Зиновьев выделял стадию ее образования, время ее развития и время упадка (идеологического кризиса общества). В современном обществе, по его мнению, существует особая структура - «идеологическая сфера общества», включающая постоянно функционирующие идеологические механизмы, с помощью которых ведется обработка общественного сознания.

А.П. Назаретян занимает другую позицию в оценке идеологии, ее социальных функций. Хотя идеология, возникшая еще в истории традиционного общества, и играет роль механизма интеграции социальных групп, но не эта ее функция, по его убеждению, является главной. А.П. Назаретян считает, что важнейшей социальной функцией идеологии является перенесение накапливающейся человеческой агрессии вовне, и это представляет одну из главных угроз для бытия современного человечества [4].

Возможно, это не совсем так. Множество войн в истории человеческого общества планировалось вполне рационально, для решения различных геополитических задач и реализации индивидуальных и групповых интересов, а идеология использовалась в качестве способа их оправдания, легитимизации. Так, К. Мангейм полагает, что идеология компенсировала трудящимся массам переносимые ими страдания в реальном мире, обещая им блаженство в загробной жизни. Для К. Мангейма был характерен существенный скептицизм, связанный с оценкой социальной значимости идеологии. Он считал, что содержание идеологии включает трансцендентные бытию представления, которые никогда не воплощаются в социальной реальности. Он же ввел в социологию понятие «идеологическое сознание», для которого характерным является сложность его содержания [5].

Идеология является одним из основных объектов в историкофилософских исследованиях Л. Мэмфорда. Генезис религиозной формы идеологии Мэмфорд связывает не с историей европейского феодализма, а с ранними земледельческими цивилизациями. Согласно автору, религиозная форма идеологии использовалась в древности и для поддержки высшей государственной власти, и при создании монументальных архитектурных сооружений, символизирующих могущество империй, когда человек превращался в элемент человеческой строительной машины («мегамашины»), в средство достижения поставленных целей [6].

В исследованиях Х. Ортеги-и-Гассета идеология предстает как форма бытия общественной власти. Идеология, включающая в себя в качестве главного элемента великую национальную идею, может играть в жизни народа роль живого и созидательного начала, раскрывать перед обществом исторические перспективы, обеспечивать его целостное творческое бытие в течение длительного времени. Государству Ортега-и-Гассет отводил роль постоянно функционирующего идеологического механизма, а идеологию сравнивал со смазочным маслом, необходимым для функционирования машины [7.

С. 128].

Из анализа работ, связанных с изучением идеологии, возникает ее образ как формы общественного сознания, сложившейся в традиционном обществе, вносящей в социальную жизнь организацию и одновременно разделяющей людей по убеждениям. В социально-философских и социологических исследованиях отмечается сложность идеологии и вместе с тем тенденция адапта-

ции ее содержания к уровню обыденного сознания. В.С. Стёпин отмечает, что функционирование учения в качестве идеологии неизбежно требовало его упрощения и канонизации [8]. Это было сказано не в связи с рассмотрением динамики идеологии в жизни традиционного общества, но тем не менее, вполне соответствует логике функционирования идеологических доктрин, возникавших и в те исторические времена.

Проблема сложности материальных систем является фундаментальной, онтологической и сама по себе характеризуется сложностью. Это касается, например, критериев различения сложных и простых систем, способности сложных систем к саморазвитию, самоорганизации, общим и специфическим свойствам сложных систем. Проблема сложности получила концептуальное отражение за рубежом в работах К. Майнцера, который предложил в качестве критерия сложности материальных систем их многокомпонентность. К. Майнцер выделяет три проявления сложности систем, связанных со структурными уровнями материи: микроскопический, макроскопический и глобальный уровень сложности материальных систем. Микроскопический уровень сложности материальных систем представляют системы, включающие совокупности элементарных частиц с их положением, векторы импульсов и др. Сложность на макроскопическом уровне включает такие «коллективные величины», как давление, плотность, температура и др. Глобальный уровень сложности материальных систем представлен различными конфигурациями их локальных многокомпонентных состояний [9].

В России проблема сложности материальных систем так или иначе входит в круг научных интересов мыслителей, представляющих широкое направление междисциплинарных исследований сложных систем, обладающих свойством их самоорганизации: В.И. Аршинова, В.П. Бранского, В.Г. Буданова, В.С. Васильковой, К.Х. Делокарова, И.А. Евина, С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой, Г.Г. Малинецкого, А.П. Назаретяна, Б.Н. Пойзнера, Г.И. Рузавина, В.С. Стёпина, Я.И. Свирского, И.В. Черниковой, Д.С. Чернавского и др.

Идеология, как показано выше, является сложной саморазвивающейся системой. Мы полагаем, что идеология является не просто совокупностью идей, связанных с интересами определенных общественных классов и групп, но системным образованием, для которого характерным является способность к самоорганизации и организации. Идеология имеет определенную организацию и проявляет в своем социально-историческом развитии качество самоорганизующегося объекта (способность быть социальным аттрактором, изменяться в процессе отбора и отбраковки, усложнять свое ценностное содержание и др.).

Методологически важно отметить, что идеология существует именно как системное образование, тяготеющее ко все большей сложности и разнообразию социальных функций. С чем связано бытие идеологии в своем системном качестве? Почему идеологию нельзя считать неким нагромождением ценностей, совокупностью ценностей, идей, смыслов? Это обусловлено тем, что существование и функционирование идеологии в обществе обеспечено постоянством (относительным) интересов общественных классов и социальных групп. На их основе формируется ценностное содержание идеологии, которое располагается по соответствующим уровням. В любой исторической форме

идеологии существуют стабильное аксиологическое содержание, ценностноориентационные инварианты идеологии, экзистенциально значимые для государства, социальных групп, для общества в целом. В истории цивилизации ценностное ядро идеологии, в основном, сохраняется, хотя в идеологии появляются и новые идеи, связанные с изменением представлений людей о достойной человеческой жизни. Это ядро идеологии включает, прежде всего, представление о том, каким должно быть отношение власти к народу и представление об обязанностях народа по отношению к власти.

В традиционном обществе проявлялось постоянство интересов государственной бюрократии и аристократии, связанное с отношением к власти, политической системе и режиму. С этим постоянством интересов было связано бытие и функционирование идеологии абсолютизма. В современном обществе существует постоянство интересов бизнеса, государственной бюрократии, партийно-государственной бюрократии. Своего рода «ждущий режим» существует в отношении народа к власти. Народ всегда ожидал от власти действий, направленных на упорядоченность своего бытия, на создание условий экономического роста, безопасности жизни и др.

Сложность идеологии как системы в истории цивилизации выражается в ее многоуровневости, многокомпонентности состава. В идеологии с каждым уровнем идеологической структуры связаны различные социальные функции. Мы полагаем, что в традиционном обществе идеология имела трехуровневую структуру. Первый уровень религиозной идеологии традиционного общества включал представления (ценностные ориентации) об обязанностях высшей власти по отношению к народу. Второй уровень идеологии включал представления об обязанностях народа по отношению к государственной власти. Третий уровень включал отношение религии к высшей государственной власти, религия освящала власть своим авторитетом.

Таким образом, уже исторически первая форма пространственновременного бытия идеологии - религиозно-мифологическая (а затем религиозная, связанная с монотеизмом) - являлась сложным духовным системным образованием. Для религиозной формы идеологии был характерен религиозно-идеологический синкретизм. Как уже выше отмечалось, государственная власть в процессе ее функционирования опиралась на авторитет религии. Религиозная форма пространственно-временного бытия идеологии получила отражение в священных текстах, в системах писаного права, в письменных исторических источниках, в произведениях литературы, творениях живописцев и архитекторов и др.

В традиционном Китае конкретно-исторической формой религиозномифологической идеологии являлась, как известно, доктрина «Неба».

В.Я. Сидихменов отмечает, что китайцы верили во всемогущество «Неба», в то, что оно осуществляет контроль над их жизнью и деятельностью государства. Китайцы считали, что «Небо» любит справедливость и ненавидит несправедливость. Справедливость выражается в нежелании «Неба», чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую, чтобы сильный человек обижал слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным. Они верили в то, что «Небо» желает усердия вер-

хов в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в своих делах [10. С. 8-9].

В Китае в древности существовала убежденность народа в том, что «Небо» дает императору мандат на управление Поднебесной. Они полагали, что если император следует управленческим императивам мандата, добросовестно выполняет возложенные на него «Небом» обязанности, то Китай благоденствует и власть императора неколебима. Доктрина «Неба» придавала сакральный характер императорской власти, а также наделяла его некоторыми исключительными человеческими чертами: совершенной мудростью, безграничной милостью, благой силой, гуманностью и грозностью [11].

Религиозно-мифологическая форма идеологии существовала и в древнем Египте. Она была в египетской древности неотделима от культа бога Амона. С Амоном было связано обожествление фараона, почитавшегося египтянами как его сына во плоти. Амон и фараон воспринимались египтянами как нечто единое: оба они в их религиозных представлениях являлись владыками мира, его заботливыми правителями. Р.И. Рубинштейн считал, что эти верования древних египтян служили укреплению существующего социального порядка, его прочность связывалась с волей бога Амона и фараона. С культом бога Амона древние египтяне связывали реализацию принципа социальной справедливости. Амон почитался в древнем Египте не только как мудрый и всеведущий бог, но и как небесный заступник, защитник угнетенных людей [12.

С. 71].

В традиционном индийском обществе некоторые идеологические функции связывались с Агни (богом огня, домашнего очага, жертвенного костра). В древней Индии люди верили в то, что Агни не только горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, но и правит законом, поражает врагов, тьму, дружествен к людям [13. С. 35-36].

В средние века в европейских государствах и в России существовала и функционировала идеология абсолютизма. Она в течение определенного времени обеспечивала поддержку феодальной организации общества и во властном аспекте входила в систему «традиционного господства» (М. Вебер).

В Англии, например, идеология абсолютизма приняла в XVI в. форму официальной доктрины королевского суверенитета. О.В. Дмитриева обращает внимание на то, что в этой идеологической доктрине король провозглашался главой независимого английского государства. Власть монарха объявлялась божественной по своему происхождению, а он сам - наместником Христа на земле. В идеологии английского абсолютизма важное место занимало положение о необходимости беспрекословного подчинения подданных монарху, государственному порядку, установленному, якобы, по воле Бога [14. С. 164-169].

В России религиозная идеология феодального абсолютизма интенсивно формировалась в первой четверти XVIII в., когда, как известно, в ходе петровских реформ были созданы основы имперской политической системы. М.Т. Белявский и Л.Г. Кислягина считают, что основное содержание религиозной идеологии российского абсолютизма сложилось в ходе законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения. Они привлекают внимание к тому, что одним из основных элементов правовой идеологии это-

го времени являлась идея божественного происхождения царской власти. М.Т. Белявский и Л.Г. Кислягина считают, что Петр I верил в божественное происхождение своей неограниченной власти и был убежден в том, что его главной обязанностью является забота об общем благе. В идеологии российского абсолютизма любые меры императорской власти истолковывались как направленные на обеспечение «общего блага» и «государственного интереса». Религиозная идеология российского абсолютизма была официально закреплена путем издания книг Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент». Ф. Прокопович писал, что главной обязанностью императорской власти является соблюдение всенародной пользы. Он вкладывал в это понятие заботу монарха о безопасности государства, системы правосудия а также распространение в России просвещения [15. С. 164-165].

В ходе буржуазно-демократических революций происходило разрушение феодально-абсолютистских политических систем и формировались демократические политические системы на основе уже нерелигиозных форм идеологии - различных вариаций идеологии классического либерализма.

В современном индустриальном обществе сложность идеологии как системы существенно возрастает, хотя большинство ее конкретно-исторических форм уже не имеет отношения к религии. Нерелигиозные формы идеологии современного динамично развивающегося общества включают, как правило, три уровня (и соответственно компонента, состоящих из ценностей, социальных отношений). Первый уровень идеологии (как и в идеологии традиционного общества) включает представления об обязанностях власти по отношению к народу (всей государственной власти, а не только высшей). В нем обязанности власти как демократически избранной конкретизируются в виде более или менее значительного компонента социальной политики. Второй уровень идеологии включает, как правило, ценности, связанные с Конституцией государства; политические и личные права, свободы и обязанности граждан. Третий уровень идеологии современного общества формирует отношение граждан к обществу в целом, к его фундаментальным ценностям. Он может включать образ общества как некоего будущего, к достижению которого следует стремиться (т.е. представление о социальном идеале).

Конкретно-исторические формы пространственно-временного бытия идеологии (религиозные или нерелигиозные) нередко включали элементы, не обладавшие статусом традиционных, не связанные с механизмом функционирования диалектической преемственности. Эти элементы образовывали новые уровни идеологии, подчинявшие себе все остальные уровни. Ими могли быть идеи геополитического характера, религиозные идеи, расовые доктрины, идеи мессианского толка и др.

В революционных процессах Нового времени и в ХХ в. идеология играла роль социального аттрактора, на идеологических основах конкретноисторических нерелигиозных форм идеологии создавались и претерпевали изменения различные социально-политические и экономические системы. Независимо от своей формы идеология в современной социальноисторической динамике играет существенную роль в качестве механизма организации и самоорганизации общества. Она существует и будет, вероятно,

существовать еще достаточно долго как носитель жизненно важных для человека и общества ценностей, в том числе и смысложизненных.

Литература

1. ЖелтовВ.В. Власть: теории и интерпретации. Кемерово: Изд-во Кем. ГУ, 1998.

2. Прохоренко Ю.И. Политическая реальность: очерки социально-философского исследования. Хабаровск, 2002.

3. ЗиновьевА.А. Запад. М.: ЗАО «Изд-во Центрполиграф», 2000.

4. Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 3-19.

5. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 113-116.

6. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 84-92.

7. Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 128.

8. Степин В.С. Выступление на заседании, посвященном Льву Николаевичу Митрохину // Вопросы философии. 2004. № 10.

9. Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 84-98.

10. СидихменовВ.Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1987.

11. Мартынов А. С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука, 1982. С. 112-113.

12. Рубинштейн Р.И. Амон // Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1987.

13. ТопоровВ.Н. Агни // Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1987.

14. Дмитриева О.В. Англия // История Европы. Т. 3. М.: Наука, 1993.

15. Белявский М.Т., Кислягина Л.Г. Общественно-политическая мысль // Очерки русской культуры XVIII века. Часть третья. М.: МГУ, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.