10. Пат.111011 Российская федерация, МПК A63H33/26 (2006.01) Устройство для формирования объёмных фигур / А.П. Соколов, А.А. Щербинина, М.С. Кухта; опубл. 10.12.2011.
11. Металлическая девушка с зонтиком. Статуя: http://lori.ru/658170.
12. Кухта, М.С., Серяков, В.А., Соколов, А.П. Дизайн экспозиций и витрин: теория и практика. - Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 184 с.
13. Сайт о лошадях: http://kohuku.rU/loshadi-i-lyudi/loshadi-v-tvorchestve/page/2/.
14. Сайт: Факты из жизни: http://lifefacts.ru/plastikovyie-ryibki/.
15. Островский, С. Зд-принтер - история создания, принцип действия и возможности. http://gridder.ru/technologies/3d-printer-istorija-sozdanija-princip-dejstvija-i-vozmozhnosti.
Bibliograficheskij spisok
1. Galanin, S.I., Kolupaev, K.N. Principy sozdanija sovremennyh juvelirno-hudozhestvennyh izdelij // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 19-22.
2. Kukhta, M.S. Smyslovaja jomkost' veshhi v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013 - № 1. - S.
31-33.
3. Dizajn. Materialy. Tehnologii: jenciklopedicheskij slovar' / pod red. V.I. Kumanina, M.S. Kuhty. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2011. - 320 s.: il.
4. Komar, F. Iskusstvo i chelovek. - M: AST-Astrel', 2002. - 160 s.
5. Galanin, S.I., Ishutina, A.N. Lit'jo izdelij v tehnike «utrachennogo voska» // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2014. - № 2. - S. 13-17.
6. Sokolov, A.P. Manipuljator v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2014. - № 1. - S. 26-30.
7. Chernyh, M.M., Rudenko, N.O. Vlijanie parametrov upravljajushhej programmy na vosprijatie rel'efa poverhnosti // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 6-10.
8. Ershov, M.Ju., Ponomarjov, A.A. Retrospektivnyj vzgljad tehnologa na izmenenie formy podvesa (uha) kolokola // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 16-19.
9. Sokolov, A.P., Kukhta, M.S. Issledovanie tehnologij neraz#jomnyh soedinenij v hudozhestvennoj obrabotke metalla // Izvestija vuzov. Fizika. 2012. Tom 55, № 5/2. - S. 258-263.
10. Pat.111011 Rossijskaja federacija, MPK A63H33/26 (2006.01) Ustrojstvo dlja formirovanija ob#jomnyh figur / A.P. Sokolov, A.A. Shherbinina, M.S. Kukhta; opubl. 10.12.2011.
11. Metallicheskaja devushka s zontikom. Statuja: http://lori.ru/658170 .
12. Kukhta, M.S., Serjakov, V.A., Sokolov, A.P. Dizajn jekspozicij i vitrin: teorija i praktika. - Izd-vo: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 184 s.
13. Sajt o loshadjah: http://kohuku.ru/loshadi-i-lyudi/loshadi-v-tvorchestve/page/2.
14. Sajt: Fakty iz zhizni: http://lifefacts.ru/plastikovyie-ryibki .
15. Ostrovskij, S. 3d-printer - istorija sozdanija, princip dejstvija i vozmozhnosti. http://gridder.ru/technologies/3d-printer-istorija-sozdanija-princip-dejstvija-i-vozmozhnosti .
Соколов Александр Петрович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», E-mail: [email protected]
Sokolov Alexander - Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department "Theoretical and Applied Mechanics", National Research Tomsk Polytechnic University, E-mail: [email protected]
УДК 165
ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Фельдман В.Р. Тувинский государственный университет, Кызыл
IDEOLOGY: GENESIS AND FUNCTION IN CIVILIZED REALITY
Feldman V.R. Tuva state university, Kyzyl
В статье содержится обоснование идеи о том, что закономерность генезиса и функционирование идеологии на стадии цивилизации связаны с ее способностью поддерживать в качестве одного из основных
антиэнтропийных механизмов устойчивость системы социальных отношений, государства; участвовать в процессах самоорганизации, развития общества; нести в себе представление о социальном идеале, о целях и смыслах человеческого бытия.
Ключевые слова: идеология, генезис, организация, самоорганизация.
The article contains a justification idea that pattern genesis and functioning of ideology on the stage of civilization associated with its ability to maintain as one of the main antienthropy mechanisms of the system of social attitudes, of the state; participate in the processes of self-organization, development of society; carry the idea of social ideal, the purposes and meaning of human existence.
Key words: ideology, genesis, organization, self-organization.
Как известно, конкретно-исторические формы бытия идеологии не вечны. Их существование в социальном пространстве и времени всегда, так или иначе, ограничено. Например, идеология абсолютизма существовала как необходимый элемент феодального централизованного государства. Что же касается идеологии «вообще», то вопреки всем прогнозам она продолжает существовать, образуются ее новые формы с новыми социальными функциями, новыми задачами. Идеологические процессы в современном обществе стимулирует мировой финансово-экономический кризис, модернизация конкретных обществ, социально-политические трансформации, происходящие в различных государствах и др.
Мы полагаем, что генезис и функционирование идеологии фундаментально причинно обусловлено, что она атрибутивна обществу на цивилизационной стадии его исторического бытия. Суть нашей гипотезы заключается в признании, что основными причинами генезиса и функционирования идеологии в процессе перехода к цивилизации является ее способность вносить организацию в социальную жизнь, являться одним из главных механизмов самоорганизации общества, поддерживать устойчивость сформировавшихся социальных отношений, экономической и политической систем социума, нести в себе представление о социальном идеале, о целях и смыслах человеческого бытия.
Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что в России на современной стадии ее исторического развития представление о том, что идеология является необходимым элементом механизмов социального развития, что многие острые общественные проблемы не находят своего решения именно в силу отсутствия гуманистической господствующей идеологии, встречает в отдельных группах известный скептицизм, отторжение (в том числе в государственных структурах, отчасти в научной среде), на уровне же массового обыденного сознания широкое распространение получило равнодушие к проблематике идеологии как якобы не имеющей экзистенциальной значимости.
В научном российском, а также зарубежном, сообществе в последние двадцать лет интерес к идеологии то разгорается, то угасает. К настоящему времени опубликованы статьи по идеологической проблематике А.А. Горелова, Н.А. Косолапова, Ю.И. Милованова, Л.Н. Москвичева, С.В. Мокина, Г.И. Мусихина, А.В. Меркурьева, Т.Г. Мазур, А.П. Назаретяна, Л.И. Новиковой, П.А. Рачкова, В.В. Со-грина, Б.Ф. Славина, И.Н. Сиземской, Дж. Р. Хернона, А.П. Цыганкова, Е.Л. Чертковой, Р. Эшкрафта и др. Тема идеологии является одним из предметов исследования в монографиях К.С. Гаджиева, В.В. Желтова, С. Жижека, А.А. Зиновьева, В.И. Затеева, А.К. Кузнецова, Л.Г. Олеха, Ю.И. Прохоренко, Говарда Л. Парсонса, А.Г. Спиркина, Н. Смелзера, Д.Ш. Цырен-доржиевой, и др.
В этом спектре публикаций в основном преобладают работы социально-философского и социологического характера, в которых идеология рассматривается как одна из форм общественного сознания и социальный институт, даются ее авторские определения, рассматриваются вопросы ее структуры, содержания и социальных функций.
Л.Н. Москвичев выделяет основные направления исследования идеологии, сложившиеся в социальной философии и социологии, к которым относит следующие: 1. структурное; 2. генетическое; 3 .функциональное; 4. институциональное. Он полагает, что идеология - это совокупность (система)
теорий и идей, которые выражают интересы (осознанные или стихийные) социальных классов, групп, общества и государства, объясняют сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержат директивы, программы, рекомендации по достижению поставленных целей [1].
«Идеал» является одним из атрибутов идеологии, ее системообразующим элементом, аттрактором идеологических ценностей, образов, представлений. Это элемент идеологии в современной социально-философской литературе глубоко исследовал и представил в виде идеализированного объекта П.А. Рачков. П.А. Рачков утверждает, что без социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие общества невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы - без цели. Он убедительно показывает, что общественный идеал - это такой мысленный образ, идеальная модель будущего, в которой так или иначе отражаются объективные тенденции, потребности общественного развития, прогнозируются судьбы стран и народов, стремление людей к более высокой, совершенной ступени истории [2]. Е.Л. Черткова предложила иную концепцию социального идеала. В ее представлении идеал является атрибутом распространившейся в обществе утопии. Она полагает, что идеал - это существенный конструктивный элемент утопического сознания [3].
Р. Эшкрафт исследовал эпистемологическую ситуацию, сложившуюся на Западе в аспекте взаимоотношений политической теории и идеологии. Он полагает, что современная западная политическая философия проявляет стремление отделять политическую теорию от социально-исторического контекста, в рамках которого она зарождалась. Она также отделяет, с точки зрения Р. Эшкрафта, политическую теорию от тех политических целей, которые и сделали ту или иную теорию узнаваемой политической силой в обществе. В противоположность такому подходу Р. Эшкрафт подчеркивает важность учета социально-исторических условий, в которых возникает та или иная политическая теория. Для него не представляется убедительным широко распространенное на Западе в политической науке определение идеологии как эмоционального внерационального феномена [4].
Г.И. Мусихин в статьях философского и политологического характера анализирует концепции зарубежных исследователей, связанных с основными историческими формами идеологии, динамику идеологического процесса в границах современной западной цивилизации, эволюцию некоторых конкретно-исторических идеологий и др. Представляет интерес его статья, посвященная исследованию тенденций развития идеологий консерватизма и постмодернизма, в которой фундаментально раскрывается аксиологическое содержание постмодернистских авторских концепций, раскрывается феномен сближения этих идеологических доктрин, не доходящий, тем не менее, до конвергенции ценностей [5].
В работах Говарда Л. Парсонса, Л.Дж.Р. Хернона, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, В.В. Согрина, С. Жижека, С.В. Мокина содержатся различные авторские концепции сущности, содержания, исторической эволюции, функций, конкретных национальных форм идеологии либерализма [6].
Примерно с 1993 года в России начинают публиковаться статьи, положившие начало дискуссии о сущности, содержании, возможности формирования и утверждения в нашем обществе интегрирующей идеологии. Содержательный и достаточно убедительный анализ данной проблемы содержится в работах Н.А. Косолапова, Б.Ф. Славина, А.В. Меркурьева. Они обратили внимание на острую необходимость формирования и утверждения интегрирующей гуманистической господствующей идеологии для современного российского общества, его перспективного динамичного развития, для государственного управления, которая может представлять синтез либеральных ценностей с ценностями традиционными в бытии российской цивилизации, такими как справедливость, солидарность, патриотизм и др. [7].
Таким образом, в современной литературе по проблематике идеологии нашли отражение авторские представления о ее сущности, смысложизненном содержании, социальных функциях. Практически все исследователи отмечают сложность идеологии, существование ее в качестве системы ценностей, идеалов, отмечаются ее позитивные и отрицательные аспекты воздействия на социальную действительность. Что же касается вопросов закономерности генезиса идеологии, ее
основных форм пространственно-временного бытия, состояний и тенденций то эти темы остаются исследованными далеко недостаточно.
Приведем некоторые аргументы в подтверждение истинности заявленной гипотезы, связанной с закономерностью генезиса идеологии на стадии перехода к цивилизационным формам социального бытия:
1. Идеология - не случайное явление в жизни общества. Переход идеологии из «возможности» в «действительность» осуществлялся одновременно с переходом человеческого общества к ранним формам цивилизационного бытия. Этот процесс являлся универсальным выражением потребности усложняющейся социальной системы в эффективных и постоянно функционирующих антиэнтропийных духовных механизмах организации и самоорганизации. Здесь мы видим одно из проявлений общего интереса в существовании и функционировании таких социальных механизмов.
2. На стадии перехода человеческого общества к цивилизации характерные для первобытности механизмы социальной организации и самоорганизации (традиция, «вождество» как выборная форма бытия власти, мифологическое мировоззрение) оказались не в состоянии достаточно эффективно обеспечивать устойчивость новой системы социальных отношений, формирующихся ранних государственных образований. Кроме внешних принудительных государственных механизмов социальной организации потребовались дополнительные, нематериальные, постоянно функционирующие механизмы организации и самоорганизации общества.
3. Одним из механизмов организации и самоорганизации общества в процессе его перехода к цивилизации стала религиозная идеология. Для экономически и политически господствующих классов, социальных слоев, групп религиозная идеология была необходима как средство сохранения в неизменном виде сформировавшихся отношений господства и подчинения. Неравномерность социально-экономического и политического развития общества объясняет неодновременность генезиса религиозной идеологии в конкретных социальных системах, переходящих на уровень цивилизационного бытия. Религиозная идеология в цивилизациях древности и средневековья выполняла не только функцию сакральной легитимизации высшей государственной власти. Она, как правило, требовала от правителя выполнения определенных социальных обязанностей соответствующих общим интересам. К ним, например, относились борьба с преступностью, оказание помощи населению в ситуации стихийного бедствия, неурожая, регулирование цен на продукты питания и др. Р. Кулборн обратил внимание на то, что на стадии перехода человеческого общества к цивилизации, когда уже возникали первые государства, актуализировался вопрос о групповой самодисциплине. Без этого было крайне сложно поддерживать относительную устойчивость больших полиэтнических социальных систем, классовой структуры общества. Эти задачи в то историческое время, как полагает Кулборн, решало не столько государство, сколько религиозные формы идеологии. Он совершенно верно отмечает, что религия в традиционном обществе являла собой такое мировоззрение, в котором бытие социального порядка связывалось с волей сверхъестественного духовного начала, а это есть не что иное, как идеологическая функция, функция поддержки общественного порядка. Р. Кулборн вполне убедительно показывает, что уже в глубокой древности священники вводили в сознание темных в культурном отношении масс императивы дисциплины и самодисциплины. Причем они излагали сложные религиозные идеи в понятиях, вполне доступных широким народным массам [8].
4. В Новое время, когда начался процесс революционного перехода общества к различным формам индустриальной цивилизации, формирование идеологических доктрин мотивировалось потребностями прогрессивных социальных сил в переходе от феодального абсолютизма к либерально-демократическим социальным системам. Затем возникли и другие мотивы идеологической креативной активности, связанные с нерешенностью острых социальных проблем, новыми проявлениями социального, классового отчуждения от собственности, власти, культуры.
5. В процессе общественно-исторического развития содержание идеологических учений претерпевало изменения. В наибольшей степени это характерно для современного индустриального общества. Объясняется данная тенденция тем, что в ходе исторического развития формировались потребности человека и общества во все более сложном и содержательным смысложизненном, гуманистически ориентированном бытии.
Идеология «вообще», как мы полагаем, независимо от ее конкретно-исторических форм, представляет собой систему ценностей, идеалов, идей, с которыми связаны различные социальные функции. В содержание идеологии могут входить идеи с созидательным, гуманистическим, или деструктивным для человека и общества потенциалом. Сущность идеологии есть система ее фундаментальных ценностей, которые проявляют свое сущностное содержание в виде конкретных функций в общественно-историческом процессе. К фундаментальным ценностям идеологии относятся исторически сформировавшиеся представления о взаимоотношениях власти и народа, об их взаимных обязанностях и правах, о легитимности и нелегитимности государственной власти и др. Фундаментальные ценности идеологии могут содержаться в сакральных или профанных, нерелигиозных текстах, в социальных утопиях, в нормативно-правовых документах, контекстуально или непосредственно присутствовать в законах. Идеологические ценности, идеалы, образы являлись в прошлом и являются в настоящем в любом обществе на стадии его цивилизационного существования и развития одним из основных духовных механизмов социальной организации и самоорганизации, играют роль аттрактора на эволюционной стадии развития социума и в процессах его интенсивных системных качественных изменений.
Таким образом, идеология функционирует в обществе благодаря тому, что в ней присутствуют общие интересы, а также интересы классовые, групповые. Социальная база - необходимое условие существования идеологии в общественной жизни. В идеологии заключена возможность целенаправленной деятельности связанной с осознанием духовных и материальных потребностей, существующих в ней в виде проектов, идеалов привлекательных для людей. Социализация идеологии, приводящая к тому, что ее содержание становится убеждениями людей, устойчивыми ценностными ориентациями делает ее механизмом организации и самоорганизации общества.
Библиографический список
1. Москвичев, Л.Н. Идеология // Тезаурус социологии: тематический словарь - справочник /Под ред. Ж.Т. Тощенко. -М.: «ЮНИТИ - ДАНА», 2009. - С. 117 - 118.
2. Рачков, П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1995. - №2. - С. 19 - 32.
3. Черткова, Е.Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С. 72 - 75.
4. Эшкрафт, Р. Политическая теория и проблема идеологии // Политическая теория в XX веке. Сборник статей. /Под ред. А. Павлова. - М: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - С. 367 - 370.
5. Мусихин, Г.И. Консерватизм и постмодернизм: между теоретическим союзом и идеологической несовместимостью // Общественные науки и современность. - 2011. - №3. - С. 119 - 133.
6. Говард, Л. Парсонс. Человек в современном мире. - М.: «Прогресс», 1985. - С. 120; Хернон Л. Дж. Р. Идеология в Соединенных Штатах // Политические исследования. 1993. - №6. - С. 87 - 91; Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. - №5. - С. 68; Новикова Л.И. В поисках новой идеологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1993. - №5. - С. 58 - 62; Жижек С. Терпимость как идеологическая категория // Философские науки. - 2007. -№4. - С. 5 - 17; Согрин В.В. Новая идеология для России: драма из современной истории // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №10. - С. 5 - 6; Мокин С.В. Современные социально-политические теории // Социально-политический журнал. - 1992. - №9. - С. 62.
7. Косолапов, Н.А. Интегративная идеология для России: теоретическая возможность и реперные точки // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1993. - №5. - С. 50 - 52; Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №4. - С. 3 - 15; Меркурьев А.В. Роль идеологии в системе государственного управления // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №4. - С. 80 - 90.
8. Coulborn, R. Structure and process in the rise and fall of civilized societies // Comparative studies in society and history. -1966. - №4. - P. 400 - 417.
Bibliograficheskij spisok
1. Mockvichev, L.N. ideology // Thesaurus sociology: thesaurus - reference / Edited by J.T. Toshchenko. - M.: "UNITY-DANA", 2009. - pp. 117 - 118.
2. Crustaceans, P.A. Word of social ideals, his concepts and values // Bulletin of Moscow University. 7. Philosophy series. -1995. - №2. - pp. 19 - 32.
3. Chertkova, E.L. Utopia as type of consciousness // Social studies and the present. - 1993. - №3. - pp. 72 - 75.
4. Eshkraft, R. Political theory and the problem of ideology // Political theory in the twentieth century. Collection of articles / Edited by A. Pavlov. - Moscow: Publishing House "Territory of the future". - 2008. - pp. 367 - 370.
5. Musikhin, G.I. Conservatism and postmodernism: Union between the theorecal and ideological incompatibility // Social studies and the present. - 2011. - №3. - pp. 119 - 133.
6. Howard, L. Parsons. The man in the modern world. - M.: "Progress", 1985. - p. 120; Hernon L.J. Ideology in the United States // Political Studies. - 1993. - №6. - pp. 87 - 91; Novikova L.L., Sizemskaya L.N. The liberale tradition in the cultural and historical experience of Russia // Free Thougt. - 1993. - №5. - p. 68; Novikova L.L. In search of a new ideology // Bulletin of Moscow University. Series 12. Social and Political Studies. - 1993. - №5. - pp. 58 - 62; Zizek S. Tolerance as an ideological category // Philosophical sciences. - 2007. - №4. - pp. 5 - 17; Sogrin V.V. The new ideology for Russia: the drama of modern history // World Economy and International Relations. - 1993. - №10. - pp. 5 -6; Mokin S.V. Modern social and political theory // Socio-political magazine. - 1992. -№9. - p. 62.
7. Kosolapov, N.A. Integrative ideology for Russia: a theoretical possibility and reference points // Bulletin of Moscow University. Series 12. Social and Political Studies. - 1993. - №5. - pp. 3 - 15; Slavin B.F. What ideology need Russia // Socially-humanitarian knowledge. - 2004. - 2004. - №4. - pp. 3 - 15; Merkur'ev A.V. The role of ideology in public administration // Socially-humanitarian knowledge. - 2009. - №4. - pp. 80 - 90.
8. Coulborn, R. Structure and the rise and fall of civilized societies // Comparative studies in society and history. - 1996. - №4. - pp. 400 - 417.
Фельдман Владимир Романович - кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Feldman Vladimir - candidate of political sciences, associate professor, head of department of philosophy, Tuva State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]