Научная статья на тему 'Дизайн скульптуры'

Дизайн скульптуры Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
717
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МАТЕРИАЛЫ / MATERIALS / СВОБОДА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / FREEDOM IN SHAPING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Соколов Александр Петрович

В данной статье рассматривается дизайн скульптур и исследуется влияние технологии на формообразование. Проведена классификация скульптур по применяемым технологиям для их изготовления. Оценено влияние факторов технологий на свободу скульптора в формообразовании скульптур. Показано, что развитие технологий создания эксклюзивных скульптур идёт за счёт совершенствования ручного механизирован-ного инструмента. Основная тенденция развития металлических скульптур создание оболочек. 3д-печать упрощает проектирование и изготовление эксклюзивных и массово изготовляемых скульптур из пластмассы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF SCULPTURE

In the article are being discussed design of sculptures and the impact of technology on shaping. During the research was made classification of sculptures based on their production technologies. Also was estimatedinfluence of technology factors on freedom of sculptor in shaping. It was shown that development of technologies for making exclusive sculptures is based on improving the motorized hand tools. The main trend in development of metal sculpturesis creationof shells. 3D printing is a way to simplify the design and manufacture of plastic sculptures.

Текст научной работы на тему «Дизайн скульптуры»

Тувинский государственный университет

композиций представленных на рис. 1 различно, благодаря различным организациям композиции этнических африканских ритуальных символов которые включают в поток культурной семантики и генерируют ряды ассоциаций.

Базой создания объектов этнодизайна становится глубокое изучение традиций различных культур, что позволяет включать этно-символы в современное пространство, способствует их осмыслению и создает возможности для диалога различных культур. Библиографический список

1. Каган, М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 206-215.

2. Кухта, М.С. Функции ювелирного дизайна и их влияние на процессы формообразования // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. №1. С. 55 - 61.

3. Кухта, М. С. Влияние врожденных моделей организации опыта на формирование визуаль-ных образов // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323. № 6. C. 227 - 230.

4. Юнг, К.Г., Хендерсон, Дж.Л., Якоби, И., Яффе, А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 304 с.

5. Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. 1991. 270 с.

6. Кухта, М.С. Смысловая емкость вещи в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2013. №1. C.

31- 33.

7. Кокарева, Д.Ю. Этно-дизайн декоративных панно // Современные техника и технологии: Труды XVIII Междунар. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2012. Т. 3. С. 283-284.

Bibliograficheskij spisok

1. Kagan, M.S. Filosofija kultury. Spb., 1996. S.206-215.

2. Kuhta, M.S. Funkzii juvelirnogo dizaina i ih vlianie na prozessy formirovanija// Trudy Akademii tehnicheskoi estetiki I dizaina. 2014. №1. S.55-61.

3. Kuhta, M.S. Vlijanie vrojdennyh modelei organizazii opyta na formirovanie vizualnyh obrazov// Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2013. T. 323. №6. S.227-230

4. Jung, K.G., Henderson, Dj.L., Jakobi, I., Jaffe,A. Ghelovek i ego simvoly. M.: Serebrjannye niti. 1997. 304 с.

5. Knabe, G.S. Vesh kak fenomen kultury// Musei mira. 1991. 270 с.

6. Kuhta, M.S. Smyslovja jomkost' veshhi v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki I dizajna. - 2013 - № 1. - S.

31-33.

7. Kokareva, D.Ju. Etno-dizajin dekorativnyh panno// Sobremennye tehnika I tehnologii: Trudy XVIII Mejdunar. Naushno-prakt.konf.studentov, aspirantov I molodyh ushenyh. Tomsk, 2012. Т. 3. С. 283-284.

Кухта Мария Сергеевна - д-р филос. наук, профессор кафедры автоматизации и роботизации в машиностроении Института кибернетики ТПУ, член Союза Дизайнеров России, E-mail: [email protected]

Kukhta Maria - Doctor of Philosophy, Professor of Department of Automation and robotics in mechanical engineering, the Institute of cybernetics of the TPU, the member of the Russian Designers Union, Email: [email protected].

УДК 316.74:81'372:165.212

ДИЗАЙН СКУЛЬПТУРЫ

Соколов А.П.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

DESIGN OF SCULPTURE

Sokolov A.P. National Research Tomsk Polytechnic University

В данной статье рассматривается дизайн скульптур и исследуется влияние технологии на формообразование. Проведена классификация скульптур по применяемым технологиям для их изготовления.

Оценено влияние факторов технологий на свободу скульптора в формообразовании скульптур. Показано, что развитие технологий создания эксклюзивных скульптур идёт за счёт совершенствования ручного механизированного инструмента. Основная тенденция развития металлических скульптур - создание оболочек. Зд-печать упрощает проектирование и изготовление эксклюзивных и массово изготовляемых скульптур из пластмассы.

Ключевые слова: дизайн, скульптура, технология, материалы, свобода формообразования.

In the article are being discussed design of sculptures and the impact of technology on shaping. During the research was made classification of sculptures based on their production technologies. Also was estimatedinfluence of technology factors on freedom of sculptor in shaping. It was shown that development of technologies for making exclusive sculptures is based on improving the motorized hand tools.

The main trend in development of metal sculpturesis creationof shells. 3D printing is a way to simplify the design and manufacture of plastic sculptures.

Key words: design, sculpture, technology, materials, freedom in shaping.

При всём многообразии скульптур они подчиняются определённым закономерностям. Исследование этих закономерностей проводится в различных направлениях: историческом, культурном и т.п. Однако, в настоящий момент практически отсутствует исследование формообразования с точки зрения технологий и дизайна.

Цель данной работы - показать, как современные технологии обработки материалов влияют на формообразование скульптуры.

Из всего многообразия терминов «дизайн» выберем наиболее подходящий для данной работы: дизайн - это материальная реализация замысла, базирующаяся на современных промышленных технологиях [1]. Дизайн как наука находится на грани между инженерной деятельностью и искусством. В русском понимании дизайн имеет цель - это проектирование объектов с высокой эстетической ценностью и вещей, имеющих большую смысловую ёмкость [2]. Для достижения этой цели дизайнер стремится увеличить свободу в формообразовании объектов. Эта свобода в настоящее время ограничивается применяемыми технологиями. Это в равной степени относится и к созданию скульптур.

Понятие «скульптура» изменялось в течение веков. В настоящее время большинство скульпторов и дизайнеров согласны с расширенным определением скульптуры: «Скульптура - вид изобразительного искусства, основанного на принципе объёмного, физически 3-мерного изображения. Приёмы и техники скульптуры используются для моделирования и макетирования объектов промышленного дизайна» [3]. Французский исследователь Комар Филипп, анализируя закономерности изображения человеческого тела начиная от палеолита и до наших дней, приходит к заключению, что до ХХ века формообразование скульптуры находилось под прямым давлением культуры и идеологии соответствующего времени и практически не зависело от развития технологий [4]. В основе технологий лежал ручной труд. При изготовлении скульптур из камня или дерева скульптор вручную реализовывал форму задуманного художественного образа. Такое же широкое использование ручного труда было и при создании металлических скульптур по технологии «утраченного воска» [5]. В качестве примера дизайна, доступного скульптору до ХХ века, можно привести историю, описанную Цицероном. Художник Зевксис при изображении идеала женской красоты в качестве натурщиц использовал пять самых красивых женщин города Кротона. Он "позаимствовал", так сказать грудь у одной, бедра у другой, живот у третьей модели и т.д. Описанная история правдоподобна с точки зрения дизайнера, но сомнительна с точки зрения скульптора. Более убедительно процесс реализации образа идеального женского тела в Древней Греции описал И.А. Ефремов. Для реализации идеального образа скульптор должен обладать полной свободой формообразования, которой должны соответствовать технологии. До ХХ века эти технологии были ручными.

Ситуация с дизайном скульптур изменилась в ХХ веке. Появились высокопроизводительные технологии обработки традиционных материалов и созданы новые материалы. Благодаря развитию компьютеров, созданы новые технологии проектирования скульптур.

Благодаря применению ручного механизированного инструмента была усовершенствована обработка традиционных материалов, таких как камень и дерево. Это увеличило свободу скульптора

Тувинский государственный университет

в создании художественных образов и в их реализации. Более того, появилась возможность механизировать и автоматизировать процесс создания скульптур благодаря использованию роботов-манипуляторов [6]. В соответствии с появившимися возможностями процесс создания скульптуры из дерева или камня может быть представлен в виде технологической цепи: скульптором создаётся модель из легко обрабатываемого материала ^ модель сканируется ^ создаётся программа-матрица ^ изготавливается скульптура с помощью робота-манипулятора. Разумеется для реализации такой идеальной технологической цепи приходится решать задач по совершенствованию и оборудования и программного обеспечения [7].

Гораздо большее развитие получили технологии создания металлических скульптур. Поэтому необходимо провести классификацию металлических скульптур по технологии получения их формы: литые; ковано-сварные; паяные; с использованием клея; "на саморезах"; "проволочные"; "пластинчатые"; подвижные. В таблице 1 приведены тенденции и перспективы развития каждого из видов металлической скульптуры. Анализ публикаций металлических скульптур показывает, что они практически все вписываются в приведённую классификацию, за исключением тех, технологии которых разработаны и поддерживаются изолированными авторами.

Наиболее широко применяются две технологии: литьё и ковка со сваркой. Эти же два вида обеспечивают наибольшую свободу формообразования и находятся в жёсткой конкуренции, особенно в области создания монументальной скульптуры. Однако, у них разные недостатки. Литьё имеет технологические ограничения в выполнении тонкостенных ажурных деталей. При проектировании скульптуры либо создаётся литниковая система, либо в форму изделия закладывается компенсационный элемент. Во втором случае компенсационный элемент должен быть достаточно большим и удовлетворять требованиям эстетики, т.е. он должен гармонично вписываться в форму изделия [8].

Скульптуры, при создании которых используются сварка и ковка, можно разделить три неравные группы: кованые; сварные; ковано-сварные. Из-за больших затрат ручного труда кованые и сварные скульптуры по экономическим соображениям выполняются редко. Из объединения двух технологий (ковка плюс сварка) сложилась комбинированная технология, которая позволяет создавать ковано-сварные скульптуры. У этой объединённой технологии есть две основных проблемы: невысокая эстетика шва и трудности позиционирования деталей при сварке. Эстетика шва повышается: применением ручного механизированного инструмента или подбором вида сварки [9]. Трудности позиционирования устраняются либо использованием специальной технологической формы, либо применением специальных устройств, например [10]. В обоих случаях технологическая форма или устройство удаляются из сваренной скульптуры. Особенно удобно применение технологической формы при изготовлении полуобъёмной скульптуры (рис. 1).

Таблица 1

Тенденции и перспективы развития металлических скульптур

Направление получения формы Тенденции и перспективы

Литьё 1. «Кризис жанра» 2. Устойчивое развитие формообразования скульптур, тяготеющих к монументальности

Ковка плюс сварка Приспособление технологий сварки к художественному творчеству

Пайка Сужение области применения

Склеивание Расширение области применения

Соединение саморезами 1. Расширение области применения 2. Формирование творческого подхода

Скрутка Моделирование объектов, реализуемых другими технологиями

«пластинчатые скульптуры» Порождает поиск новых материалов, технологий и методов проектирования

Подвижное соединение Изготовление кинематических скульптур

Сравнение технологии литья и объединенной ковано-сварной технологии показывает, что их достоинства и недостатки удовлетворяют принципу дополнительности, что позволяет их применять в одном объекте (рис. 2) [11]. Такой подход позволяет сочетать выразительность мелкой пластики литья с ажурностью ковано-сварной конструкции, увеличивая тем самым свободу формообразования скульптуры. Однако, в настоящее время при создании монументальных скульптур предпочтение отдаётся ковано-сварной технологии.

Точечная электроконтактная сварка распространена недостаточно, несмотря на её высокий потенциал в увеличении возможностей скульпторов и дизайнеров. Это обусловлено тем, что создатели оборудования для электроконтактрой сварки ещё не вышли из парадигмы точности, в то время как современное общество придерживается парадигмы эстетики. Развитие точечной контактной сварки приводит к вытеснению пайки при создании металлических скульптур.

Анализ развития современной металлической скульптуры показывает, что скульпторы склоняются к созданию пустотелых и даже ажурных скульптур. В обоих случаях скульптура представляет собой фактически оболочку. Дизайнерами ведётся работа либо по адаптации существующих технологий к изготовлению скульптур-оболочек, либо по созданию новых технологий, и при этом главный упор делается на увеличение свободы формообразования.

С середины ХХ века для изготовления вещей всё шире используется пластмасса, в частности для изготовления скульптур. Применяемые пластики разделяют на два основных класса: термореактивные пластмассы (реактопласты) и термопластичные пластики (термопласты). Для их обработки применяют технологии, которые разделяются на четыре класса: литьё; сварка; склеивание; механическое соединение. Соотношение между технологиями обработки пластмассы в плане увеличения свободы формообразования скульптур примерно такое же, как и при обработке металла. Выбор технологии получения детали или объекта в целом зависит от: формы, габаритов, объёма серии. В случае массового производства используют термопластавтоматы, в которых под давлением ведётся литьё деталей из термопластов. Благодаря этой массовой технологии дизайнер получает большую свободу в формообразовании массовой серии скульптур, но разнообразие скульптур уменьшается. Если желаемый размер скульптуры превышает возможные размеры пресс-формы, обусловленные термопластавтоматом, то в этом случае: скульптуру разбивают на фрагменты; для каждого фрагмента создают свою пресс-форму; отливают каждый фрагмент; сваривают или склеивают фрагменты в единую скульптуру. По аналогичной технологии изготавливают пластиковые манекены [12]. Технология литья в пресс-форму ограничивает свободу формообразовании, ведь скуль-птура должна быть спроектирована так, чтобы получающееся изделие легко вынималось из пресс-формы.

При изготовлении единичной (эксклюзивной) скульптуры из пластмассы предпочтительно изначально разбивать её на составляющие фрагменты, получаемые тем или иным высокопроизводительным образом, а затем соединять фрагменты в единое целое с помощью сварки, склеивания или механическими методами. Например, изящная скульптура коня, выполненная из бумаги (рис. 3) [13], может быть реализована из тонких листов термопласта. При этом либо сохраняется технологическая стилизация, обусловленная свойствами бумаги (при сгибании бумаги образуются поверхности конус или цилиндр), либо скульптор может отойти от этих требований и получить из пластмассы поверхности более сложной формы, нагревая и пластически деформируя плоские листы с помощью технического фена. Тем самым скульптор увеличивает свободу формообразования.

Рис. 1. Мулен Руж

Рис. 2. Девушка с зонтиком

Тувинский государственный университет _

Часто скульпторы для своих работ используют вторичную пластмассу. Если объект монументален, то скульптуру создают из цельных пластмассовых деталей (рис. 4) [14]. Если же объект соизмерим с размерами деталей, то механически изменяют их форму и сваривают. Качество получаемых скульптур во многом определяется технологиями.

Рис. 3 Рис. 4

С конца 80-х годов ХХ века бурно развивается способ получения деталей из пластмасс, который называется «Зд-печать». Создание скульптуры в соответствии с этим способом сводится к трём этапам: создание модели из легко обрабатываемого материала, сканирование модели, изготовление детали на Зд-принтере. При всём разнообразии Зд-принтеров, принцип их действия сводится к использованию двух физических процессов: склеивания, плавления, - или их комбинации [15]. Достоинства Зд-печати: простота проектирования и свобода формообразования. Недостатки Зд-печати: большое время изготовления, высокая толщина стенок и дороговизна материала, невысокая прочность скульптуры. При склеивании прочность скульптуры определяется прочностью клея, а при плавлении - прочностью пластмассы. Разрабатываются Зд-принтеры, в которых сплавляются мелкие гранулы металла, поэтому изготовленные на таких Зд-принтерах скульптуры будут иметь прочность металла.

Выводы

1. Совершенствование технологий создания эксклюзивных скульптур идёт по пути увеличения номенклатуры ручного механизированного инструмента. Такой инструмент облегчает работу скульптора, что опосредованно увеличивает его свободу формообразования.

2. При проектировании крупносерийной скульптуры из пластмассы дизайнер ограничен габаритами рабочей зоны термопластавтомата, а также требованием - скульптура должна легко выниматься из пресс-формы.

3. Совершенствование Зд-печати упрощает проектирование и изготовление скульптур за счёт их автоматизации и увеличивает свободу формообразования эксклюзивных и массово изготовляемых скульптур.

Библиографический список

1. Галанин, С.И., Колупаев, К.Н. Принципы создания современных ювелирно-художественных изделий // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013. - № 1. - С. 19-22.

2. Кухта, М.С. Смысловая ёмкость вещи в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013 - № 1. - С. З1-33.

3. Дизайн. Материалы. Технологии: энциклопедический словарь / под ред. В.И. Куманина, М.С. Кухты. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - З20 с.: ил.

4. Комар, Ф. Искусство и человек. - М: АСТ-Астрель, 2002. - 160 с.

5. Галанин, С.И., Ишутина, А.Н. Литьё изделий в технике «утраченного воска» // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014. - № 2. - С. 1З-17.

6. Соколов, А.П. Манипулятор в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014. - № 1. - С. 2630.

7. Черных, М.М., Руденко, Н.О. Влияние параметров управляющей программы на восприятие рельефа поверхности // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013. - № 1. - С. 6-10.

8. Ершов, М.Ю., Пономарёв, А.А. Ретроспективный взгляд технолога на изменение формы подвеса (уха) колокола // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013. - № 1. - С. 16-19.

9. Соколов, А.П., Кухта, М.С. Исследование технологий неразъёмных соединений в художественной обработке металла // Известия вузов. Физика. 2012. Том 55, № 5/2. - С. 258-263.

10. Пат.111011 Российская федерация, МПК A63H33/26 (2006.01) Устройство для формирования объёмных фигур / А.П. Соколов, А.А. Щербинина, М.С. Кухта; опубл. 10.12.2011.

11. Металлическая девушка с зонтиком. Статуя: http://lori.ru/658170.

12. Кухта, М.С., Серяков, В.А., Соколов, А.П. Дизайн экспозиций и витрин: теория и практика. - Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 184 с.

13. Сайт о лошадях: http://kohuku.rU/loshadi-i-lyudi/loshadi-v-tvorchestve/page/2/.

14. Сайт: Факты из жизни: http://lifefacts.ru/plastikovyie-ryibki/.

15. Островский, С. Зд-принтер - история создания, принцип действия и возможности. http://gridder.ru/technologies/3d-printer-istorija-sozdanija-princip-dejstvija-i-vozmozhnosti.

Bibliograficheskij spisok

1. Galanin, S.I., Kolupaev, K.N. Principy sozdanija sovremennyh juvelirno-hudozhestvennyh izdelij // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 19-22.

2. Kukhta, M.S. Smyslovaja jomkost' veshhi v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013 - № 1. - S.

31-33.

3. Dizajn. Materialy. Tehnologii: jenciklopedicheskij slovar' / pod red. V.I. Kumanina, M.S. Kuhty. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2011. - 320 s.: il.

4. Komar, F. Iskusstvo i chelovek. - M: AST-Astrel', 2002. - 160 s.

5. Galanin, S.I., Ishutina, A.N. Lit'jo izdelij v tehnike «utrachennogo voska» // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2014. - № 2. - S. 13-17.

6. Sokolov, A.P. Manipuljator v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2014. - № 1. - S. 26-30.

7. Chernyh, M.M., Rudenko, N.O. Vlijanie parametrov upravljajushhej programmy na vosprijatie rel'efa poverhnosti // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 6-10.

8. Ershov, M.Ju., Ponomarjov, A.A. Retrospektivnyj vzgljad tehnologa na izmenenie formy podvesa (uha) kolokola // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki i dizajna. - 2013. - № 1. - S. 16-19.

9. Sokolov, A.P., Kukhta, M.S. Issledovanie tehnologij neraz#jomnyh soedinenij v hudozhestvennoj obrabotke metalla // Izvestija vuzov. Fizika. 2012. Tom 55, № 5/2. - S. 258-263.

10. Pat.111011 Rossijskaja federacija, MPK A63H33/26 (2006.01) Ustrojstvo dlja formirovanija ob#jomnyh figur / A.P. Sokolov, A.A. Shherbinina, M.S. Kukhta; opubl. 10.12.2011.

11. Metallicheskaja devushka s zontikom. Statuja: http://lori.ru/658170 .

12. Kukhta, M.S., Serjakov, V.A., Sokolov, A.P. Dizajn jekspozicij i vitrin: teorija i praktika. - Izd-vo: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 184 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sajt o loshadjah: http://kohuku.ru/loshadi-i-lyudi/loshadi-v-tvorchestve/page/2.

14. Sajt: Fakty iz zhizni: http://lifefacts.ru/plastikovyie-ryibki .

15. Ostrovskij, S. 3d-printer - istorija sozdanija, princip dejstvija i vozmozhnosti. http://gridder.ru/technologies/3d-printer-istorija-sozdanija-princip-dejstvija-i-vozmozhnosti .

Соколов Александр Петрович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», E-mail: [email protected]

Sokolov Alexander - Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department "Theoretical and Applied Mechanics", National Research Tomsk Polytechnic University, E-mail: [email protected]

УДК 165

ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Фельдман В.Р. Тувинский государственный университет, Кызыл

IDEOLOGY: GENESIS AND FUNCTION IN CIVILIZED REALITY

Feldman V.R. Tuva state university, Kyzyl

В статье содержится обоснование идеи о том, что закономерность генезиса и функционирование идеологии на стадии цивилизации связаны с ее способностью поддерживать в качестве одного из основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.