Научная статья на тему 'Идеология в социально-политической динамике'

Идеология в социально-политической динамике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL MECHANISMS / ORGANIZATION / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Владимир Романович, Абаев Николай Вячеславович

Рассматриваются некоторые концепции идеологии в российской и зарубежной философской и социологической литературе. Содержится авторское понимание сущности идеологии, форм ее пространственновременного бытия, основных функций в социально-политической динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY IN SOCIO-POLITICAL DYNAMICS

Some concepts of ideology in the Russian and foreign philosophical and sociological literature are considered. The article also contains the authors ’ understanding of the nature of ideology, its forms of spatiotemporal being, the main functions in socio-political dynamics.

Текст научной работы на тему «Идеология в социально-политической динамике»

влияние оказывает укрепление международного авторитета России и большая международная значимость самих выборов. Поэтому часть электората, пытаясь привлечь внимание мировой общественности к выборам президента России, пытается демонстрировать достаточно высокую явку, подчеркивая тем самым свое активное участие в решении судьбоносных вопросов для жизни страны. Высокая явка на выборах президента России имеет непосредственную связь с упорядочением внутриполитической стратегии страны и восстановлением Россией высоких темпов развития экономики, воспринимаемых гражданами страны как национальное достоинство.

Высокая активность электората связана с развитием тенденции персонификации власти, которая соответствует стремлению определенной доли избирателей иметь «твердую руку». Истоки данного стремления в значительной мере основаны на запросах определенной части населения, направленных на сохранение патронажных функций государства и потому полагающих, что при слабой власти возможен беспредел в огромном и многонациональном государстве.

Сравнительный анализ тенденций изменения электоральной активности населения России и Бурятии показал их синхронность: неуклонное снижение явки на этапе электорального перехода; колебательный режим изменения явки; высокая явка на выборах президента России, нежели на выборах депутатов ГД РФ.

На фоне идентичности направлений изменения избирательной активности продолжают сохраняться и некоторые региональные различия. Так, в Бурятии 1989-1993 гг. явка избирателей была выше, чем в целом по стране. Это обусловлено медленным переходом от мобилизационного типа голосования к демократическому волеизъявлению. Начиная с 1995 г., явка избирателей Бурятии в основном была ниже средне-

российского уровня, что объясняется значительностью социальной апатии граждан, отсутствием жесткой конфронтации между группами влияния и общезначимой предвыборной интриги и т.д. Доказано, что человек не голосует, если мотивы, движущие политика, не соответствуют его взглядам и убеждениям. В таком случае избиратель становится лишь наблюдателем предвыборного процесса и самих выборов.

Литература

1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С. 339, 368.

2. Добрынина М.И., Осинский И.И. Политическая система общества. - Улан-Удэ, 2002. - С. 268-269.

3. Политическая социология / под ред Ж.Т. Тощенко. - М., 2000. - С. 68.

4. Гирц К. Насыщенное описание: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т.1. - СПб: Университетская книга, 1997.

5. Almond G.A. Comparative political systems // Journal of politics. - 1956. - №18. - P. 396 (цит. Политическая социология. - М., 2000. - С. 71.).

6. Almond G.A. Comparative political systems // Political behavior: a reader in theory research (Clencoe III). - 1956. - P. 36. (Цит. Пивоваров Ю. Русская политическая культура и political culture // Pro et contra. - 2002. - №3).

Будаева Дарима Цырендоржиевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Черкун Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Budaeva Darima Tsyrendorzhievna, candidate of political sciences, senior lecturer, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

Cherkun Elena Urievna, candidate of philological sciences, associate professor, department of German and French languages, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected].

УДК 140.8 В.Р. Фельдман, Н.В. Абаев

ИДЕОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ

Рассматриваются некоторые концепции идеологии в российской и зарубежной философской и социологической литературе. Содержится авторское понимание сущности идеологии, форм ее пространственновременного бытия, основных функций в социально-политической динамике.

Ключевые слова: идеология, идеологические механизмы, организация, самоорганизация.

6/2013

V.R. Feldman, N.V. Abaev THE IDEOLOGY IN SOCIO-POLITICAL DYNAMICS

Some concepts of ideology in the Russian and foreign philosophical and sociological literature are considered. The article also contains the authors ’ understanding of the nature of ideology, its forms of spatiotemporal being, the main functions in socio-political dynamics.

Key words: ideology, ideological mechanisms, organization, self-organization.

В отечественной и зарубежной социальнофилософской и социологической литературе получили отражение различные взгляды мыслителей по вопросам сущности, содержания и функций идеологии. Результаты исследования конкретных идеологических проблем в жизни традиционного и современного общества содержатся в работах Р. Арона, А.А. Зиновьева, В.В. Желтова, К. Мангейма, Л. Мэмфорда, А.П. Назаретяна, Х. Ортеги-и-Гассета, Г.В. Плеханова, Ю.И. Прохоренко, Н. Смелзера, М. Шмида и др.

Среди современных российских исследователей идеологии выделяются своей основательностью и всеохватывающим характером работы А.А. Зиновьева. Ученый связывает бытие идеологии с интенцией современных обществ сохранять свою качественную определенность, устойчивость своих социально-экономических и политических форм, и в то же время развиваться в настоящем и будущем. Идеология рассматривается им как необходимый элемент организации общества.

А.А. Зиновьев отмечает важность идеологии для человека в экзистенциальном смысле. Она предстает в его исследованиях как способ осознания человеком своего места в мире, в своем природном и социальном окружении. Социологическая концепция идеологии А.А. Зиновьева разработана главным образом на материалах западной индустриальной цивилизации. Идеология современного западного общества рассматривается как форма бытия господствующей идеологии. Для обозначения этого типа идеологии ученый использует понятие не «идеология либерализма», а «идеология Запада». Идеология создается людьми и внедряется в массовое сознание с помощью постоянно функционирующих механизмов.

В число создателей идеологии Запада, и тех, кто ее развивал, он включает Ф. Бэкона, П. Гольбаха, Т. Гоббса, Г. Гегеля, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Дж.С. Милля, К. Поппера, А. Смита, Ф. Хайека и др.

В содержании идеологии современного западного общества А.А. Зиновьев выделяет три

ее уровня: элитарный, уровень пропаганды и просвещения, житейский уровень.

Элитарный уровень идеологии в концепции А.А. Зиновьева включает информацию, претендующую на статус научной. Он считает, что этот статус так и остается не достигнутым. Обращает внимание на то, что элитарный уровень идеологии Запада, кроме объективно истинного знания, включает информацию, с помощью которой осуществляется манипулирование массовым сознанием.

Содержание второго уровня идеологии Запада образует информация, содержащаяся в печатной продукции: в учебной и научной литературе социально-гуманитарного направления. В школьной литературе также содержится идеологически нагруженная информация, используемая для обработки сознания людей.

Третий уровень идеологии западного общества включает информацию, предназначенную для массового потребителя с психологией и культурой обывателя, мещанина. Для обработки сознания людей используется художественная литература, фильмы, рекламная продукция.

А.А. Зиновьев считает, что идеологизированная продукция обеспечивает наибольшую эффективность, т.е. позволяет держать значительную часть людей западных обществ в одной идеологической клетке. Примитивную идеологизированную информацию, включенную в печатную продукцию, фильмы, рекламу, обыватели потребляют без сопротивления и даже с удовольствием [1].

Таким образом, по убеждению А.А. Зиновьева, идеология после вхождения в сознание людей, делает его идеологизированным. Западные ученые, как он считает, стремятся научить людей видеть общество не таким, каким оно является на самом деле, а таким, как оно представлено в идеологии. Они отмечают, что люди должны учиться не самостоятельному познанию своего бытия в обществе, а тому, что можно пропускать в свое сознание и что пропускать нельзя.

А.А. Зиновьев полагает, что основной задачей идеологов Запада является создание «аппарата априорного видения мира», с помощью ко-

торого население должно находиться под эффективным идеологическим контролем и самоконтролем.

Ученый считал, что важнейшим результатом функционирования идеологического механизма в любом обществе является наличие достаточно большого числа людей с усредненным и стандартизированным сознанием, одинаково думающих и одинаково оценивающих явления социальной жизни [2].

А.П. Назаретян, в отличие от А.А. Зиновьева, полагает, что идеология не организует общество, а является механизмом разделения его на враждебные группы, конфликтующие между собой. Для идеологий, по его мнению, характерна непримиримость отношений, антагонизм. А.П. Назаретян отмечает, что непримиримость идеологий связана с их содержанием: они ориентированы на противоположные «сакральные символы» [3].

Мы полагаем, что А.П. Назаретян слишком категоричен, определяя идеологию как социальный механизм дезорганизации общества. С нашей точки зрения, идеология в функциональном отношении амбивалентна. Она действительно разделяет людей по их убеждениям, но она и организует общество, придает ему устойчивость и целенаправленность бытия.

Ю.И. Прохоренко считает, что идеология неустранима из жизни общества и укоренена в его онтологических структурах. Идеология экзистенциально оформляет ценностный уровень бытия общества. По мнению ученого, одной из основных функций идеологии является интегрирующая функция. Ю.И. Прохоренко также обращает внимание на то, что идеология создает некоторые условия эффективности человеческой деятельности, к которым он относит целе-полагание, системность, предсказуемость действий [4].

Идеология существует и функционирует в обществе как форма общественного сознания. В ее историческом существовании можно выделить некоторые тенденции и закономерности: тенденция усложнения идеологии в социальноисторическом процессе, адаптация содержания идеологии к уровню обыденного сознания, тенденция догматизации идеологического содержания, а также ее канонизация.

Идеология представляет собой систему ценностей и идеалов, выполняющую в обществе функцию поддержки существующей политической системы, придающую цель и смысл бытия как отдельно взятому человеку, так и конкретному социуму, являющуюся его духовными механизмами организации и самоорганизации, иг-

рающими роль аттрактора на эволюционной стадии развития общества и в синергетических процессах его системных трансформаций.

Сущность идеологии есть система ее фундаментальных ценностей, которые проявляют свое сущностное содержание в виде конкретных функций в общественно-историческом процессе. К фундаментальным ценностям идеологии относятся исторически сформировавшиеся представления о взаимоотношениях власти и общества, о их взаимных обязанностях и правах, о легитимности и нелегитимности государственной власти и др.

Основными формами пространственновременного бытия идеологии являются: ее религиозно-мифологическая форма, религиозная форма идеологии, связанная с имперскими формами государственности древности и средневековья, нерелигиозная форма идеологии современного индустриального общества.

Первые религиозные идеологические системы формировались главным образом в процессах социальной самоорганизации. Начало человеческого бытия не сопровождалось существенной гуманизацией общественных отношений. Ранние земледельческие цивилизации являли собой классовые общества с различными формами жестокой эксплуатации человека человеком, включая и порабощение людей, превращение их в «говорящие орудия».

Государство в форме деспотических монархий стремилось поддерживать стабильность сложившейся классовой структуры общества, подавлять или ограничивать проявление недовольства тех социальных слоев, чьим тяжким трудом создавался избыточный прибавочный продукт, являвшийся условием социального комфорта для меньшинства [5].

Поскольку репрессивный аппарат государства был недостаточным для обеспечения устойчивости таких социальных систем, постольку возникали дополнительные механизмы организации и самоорганизации общества. Одним из главных антиэнтропийных механизмов выступала религиозная идеология.

Религиозная идеология в «традиционных цивилизациях» (В.С. Степин) выполняла не только функцию сакральной легитимизации высшей государственной власти. Она, как правило, требовала от носителя высшей власти в государстве выполнения определенных социальных обязанностей общей значимости. К ним, например, относились борьба с преступлениями, оказание помощи населению в ситуации стихийного бедствия, неурожая и др. Стабильность общества являлась главным приоритетом государственной

6/2013

власти. Конфуций как идеолог китайского абсолютизма прямо указывал на ценность неизменности социальных отношений. Однажды он произнес: «Да будет государем государь, слуга -слугой, отцом - отец и сыном - сын» [6].

В традиционных обществах в определенные времена возникали массовые социальные движения протеста, выливавшиеся в вооруженную борьбу с существующей властью. Эти действия эксплуатируемых масс оправдывались их вождями и идеологами как необходимые для утверждения справедливого социального порядка [7].

Одновременно с формированием религиозных социально-политических учений складывались и идеологические механизмы, посредством которых осуществлялась социализация ценностно-нормативного содержания идеологии.

Идеологические механизмы в традиционных обществах сочетали в себе признаки централизации и децентрализации. Существовали и однозначно централизованные механизмы. Постоянно функционирующим централизованным идеологическим механизмом, например, в истории западноевропейского средневековья являлась католическая церковь. Она выполняла функцию поддержки феодализма как политической, экономической, мировоззренческой системы, внедряя в массовое сознание мысль о неизменности существующей социальной организации как созданной по воле Бога.

Идеологическая деятельность католической церкви в Европе в средние века отличалась большим разнообразием. На исходе эпохи Возрождения по решению высших религиозных властей был создан «индекс запрещенных книг» как способ предотвращения распространения идей опасных с точки зрения католической церкви. Введение индекса было связано с широким и быстрым распространением книгопечатания в Западной Европе после изобретения И. Гуттенбергом в 1497 г. печатного станка, а также с усилением тенденции становления естествознания, необходимостью борьбы с еретическими учениями, в особенности, возникшими в ходе реформации.

Идеологический контроль католической церкви в виде цензуры сочетался с репрессиями в результате совместных действий государства и инквизиции [8]. В сферу идеологического контроля католической церкви в средние века входили и европейские университеты.

В средние века в Западной Европе любая ересь закономерно приобретала характер общественно-политического движения, т.к. возможность реализации таких учений могла быть связана исключительно в преодолением антагони-

стических позиций по отношению к ересям со стороны государственной власти и католической церкви. В этой связи борьба с ними в западноевропейских странах являлась не только формой идеологического конфликта, но и борьбой за власть. В этом противостоянии религиозные и политические мотивы переплетались с индивидуальными и групповыми, классовыми мотивами различного характера.

В период буржуазных революций в Европе существовала конфронтация идеологий, являвшихся социальными аттракторами, тянувшими общество в диаметрально противоположные времена. Идеология абсолютизма - в прошлое, для нее было характерно стремление сохранить общество в неизменном виде. Она категорически не принимала либеральных идей, выступала по отношению к кооперативным процессам буржуазно-демократического характера в роли механизма торможения, недопущения назревших социальных изменений.

Формирующаяся либеральная идеология имела направленность в будущее. Она изначально являлась революционной, антифеодальной по своей сущности и содержанию. В либеральных проектах будущего утверждались идеи свободы политической и экономической деятельности, они опирались на концепцию естественных прав личности, а также неприкосновенности частной собственности.

В процессе становления и развития либерально-демократических обществ такая идеология приобрела статус господствующей социально-политической доктрины. На основе идеологии либерализма в странах Запада разрабатывались и принимались конституции и законы.

Г.Л. Парсонс включает в идеологию либерализма следующие ценности, идеи, представления: отдельный, автономный, индивидуалистический человек; первичный по отношению к обществу и независимый от него труд, являющийся источником общественного богатства и подлежащий купле и продаже; свободные, неограниченные в рамках буржуазного права действия индивидов по отношению друг к другу; правительство, целью которого является защита «автономного», частного индивида; невмешательство в свободную экономическую сферу и рыночные отношения; накопление, прибыль и вложение капитала как критерии, позволяющие определить размер вознаграждения и ценность отдельной личности [9].

С течением времени в либеральнодемократических государствах сформировались устойчиво функционирующие идеологические механизмы, позволяющие постоянно воздейст-

вовать на общественное сознание, формировать позитивное отношение к либеральным социальным институтам у сменяющихся поколений людей.

Идеологические механизмы либеральнодемократических обществ являются в основном децентрализованными, чем и объясняется их высокая эффективность.

Таким образом, в современных обществах независимо от их социального строя функционируют различные идеологические механизмы, выполняющие общие задачи обеспечения условий целостности, воспроизводства и развития социальных систем. Идеология атрибутивна обществу на цивилизационной стадии его бытия, с ней связаны перспективы социального развития. В идеологиях содержится настоящее (уже воплощенное в реальность) и будущее в виде социальных проектов.

Литература

1. Зиновьев А.А. Запад. - М.: Центрполиграф, 2000. -С. 277-278.

2. Зиновьев А.А. Логическая социология. Экономика. Идеология // Социально-гуманитарные знания. - 2002. -№6. - С. 137.

3. Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии. - 2009. - №5. - С. 3-19.

4. Прохоренко Ю.И. Политическая реальность: очерки социально-философского исследования. - Хабаровск: Изд-во Гос. техн. ун-та, 2002. - С. 237.

5. Ашрафян К.С. К вопросу о «Восточном деспотизме» // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. - М.: Наука, 1993. - С. 88-114.

6. Конфуций. Уроки мудрости. - М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 1998. - С. 77.

7. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - С. 106-194.

8. Григулевич И.Р. Инквизиция. - М.: Политиздат, 1976. - С. 5-279.

9. Говард Л. Парсонс. Человек в современном мире. -М: Прогресс, 1985. - С. 120.

Фельдман Владимир Романович, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии Тувинского государственного университета, г. Кызыл.

Абаев Николай Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней азии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Feldman Vladimir Romanovich, candidate of political sciences, associate professor, head of department of philosophy, Tuva State University.

Abaev Nickolay Vyacheslavovich, doctor of historical sciences, professor, head of laboratory of civilization geopolitics, Institute of Inner Asia, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 316.344.42 В.М. Очирова

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ В ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

Раскрываются ценностные ориентации политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, касающиеся современной динамики развития России. На основе данных эмпирических исследований дается характеристика социальной сферы российского общества. Полученный материал позволяет выявить проблемы и перспективы развития России на современном этапе.

Ключевые слова: политическая элита, российские регионы, ценностные ориентации, динамика развития России, сферы общества.

V.M. Ochirova

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SPHERE OF RUSSIA IN POLITICAL ELITE ESTIMATION

The value orientations of political elite of the republics of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyva, concerning modern development dynamics of Russia development are studied in the article. On the basis of empirical researches data the characteristic is given to social sphere of the Russia society. The obtained material allows to reveal the problems and prospects of Russia development at the present stage.

Key words: political elite, Russian regions, valuable orientations, dynamics of Russia development, society spheres.

В постсоветский период произошли коренные изменения во всех сферах российского общества. Их реализация является результатом эволюции взглядов политической элиты, ее ценностей, которые обусловили выбор новых целей и способов их достижения. Предпочтения лиц,

находящихся на вершине социальной иерархии требуют постоянного и всестороннего изучения, так как позволяют лучше понять их действия, смысл и мотивацию современных преобразований. В данной связи в 2009-2010 гг. автором было проведено анкетирование, в ходе которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.