Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА'

ИДЕОЛОГИЯ В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
212
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / А.МАСЛОУ / ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сургуладзе Вахтанг Шотович

В условиях необходимости обеспечения информационной безопасности Российской Федерации возрастает интерес к роли идеологии в жизни общества. В статье анализируется значение идеологии с точки зрения иерархии потребностей А.Маслоуи делается, что создаваемая идеологией картина мира при определённых условиях может удовлетворять практически всем потребностям пирамиды Маслоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY IN THE HIERARCHY OF HUMAN NEEDS

The need to ensure information security of the Russian Federation is increase importance of ideology role in society. The article analyzes the impact of ideology from the point of view of the hierarchy of needs of Abraham Maslow. The author tries to understand why humans needs an ideology and concludes that ideology create a picture of the world under defined conditions which satisfy almost all needs of Maslow's pyramid.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА»

Идеология в иерархии потребностей человека

Вахтанг Сургуладзе

Общественное сознание не терпит пустоты.

Лев Троцкий. Перманентная революция

В современном, становящемся всё более многополярным мире особую актуальность приобретают вопросы осмысления закономерностей развития идеологий. В 90-е годы Самуэль Хантингтон первым обоснованно и академически весомо заявил о том, что на смену биполярному мировому порядку приходит новая сложная система международных отношений, особенностью которой будет возвращение стран мира к историческим корням, религии, культурной самобытности. Глобальные идеологии советского марксизма и западного либерализма утратили своё значение и уходят с исторической сцены, освобождая место другим, уже не глобальным, а локальным идеологиям. Когда Хантингтон заявил о «столкновении цивилизаций» [1], о том, что грядёт возрождение локального самосознания и многополярный мир, его аргументы вызвали массу возражений. Прежде всего протестовали учёные из лагеря вильсонианцев, американских мессианистов, считавших, что с распадом СССР наступит новая эпоха господства западных ценностей, «конец истории» [2].

СУРГУЛАДЗЕ Вахтанг Шотович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра информационно-аналитических проектов Российского института стратегических исследований (РИСИ). Е-mail: bafing@mail.ru

Ключевые слова: идеология, А.Маслоу, пирамида потребностей, иерархия потребностей.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, Мидгард, 2007.

2 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, Ермак, 2005.

Сегодня можно констатировать, что прозорливее оказался Хантингтон. В действительности одержали верх не идеологические построения ярых поборников экспорта демократии, а комплексный исторический и культурологический анализ, основанный на изучении длительных тенденций исторического развития. То, что мир XXI в. не будет западным, констатировали и аналитики ЦРУ.

В вышедшем в конце 2012 г. докладе Национального разведыва-

тельного совета Соединённых Штатов «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры» [3] отмечается возрастание роли локальных идеологий.

Национальное самосознание, идентичность и глобализация стали на рубеже ХХ-ХХ1 вв. ключевыми понятиями. В этой связи приобретает интерес теоретическое рассмотрение значения идеологии как для отдельного индивида, так и для общества в целом.

Идеология, самосознание, идентичность

Идеология и самосознание, идентичность тесно переплетаются между собой, потому что идеология стремится занять позиции самосознания, перерасти в него или, как это часто бывало в истории, несмотря на всю утопичность подобных попыток, «перевоспитать» его и переделать. Комплексные, тоталитарные идеологии пытались изменить человека и его сложившиеся представления, социальную генетику, весь комплекс отношений человека к миру и обществу, который складывался на протяжении веков.

Быть может, самой сложной и провалившейся задачей в этом направлении была борьба идеологов СССР с религией. В данном случае они вторгались в сферу тысячелетней культуры, в сферу самосознания. И это было ошибкой, так как значительно проще попытаться примерить идеологию с уже сложившимся самосознанием и характером, мента-

литетом, чем пытаться изменять их в угоду идеологии. Чтобы быть непротиворечивой, а значит, и удобной для человека, идентичность должна быть осмысленной системой. И в этом смысле её можно определить как «способность человека испытывать и формировать свою жизнь как единое смысловое целое» [4].

Такое же определение совершенно справедливо и для идеологии.

Пытаясь определить степень значения идеологии для человека с позиций иерархии его потребностей, важно подчеркнуть, что многие высказываемые здесь доводы в пользу объективного значения идеологии для человека могут быть более широко применены и к самосознанию, идентичности.

Книга Абрахама Маслоу «Мотивация и личность» [5] вышла в 1954 г. и с тех пор является классикой рассмотрения потребностей человека. Хотя пирамиды потребностей в этой

3 Global Trends 2030: Alternative Worlds. National Intelligence Council, 2012.

4 Reisner O. Travelling between Two Worlds - the Tergdaleulebi, their Identity Conflict and National Life // Identity Studies. Vol. 1. 2009. P. 36.

5 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011.

книге не было, схема была названа его именем, так как оказалась наглядным и широко растиражированным воплощением идей, развиваемых последователями Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу стала неотъемлемой частью современных академи-

ческих курсов менеджмента, маркетинга, поведения потребителей, других экономических дисциплин и психологии. За десятилетия, прошедшие после публикации книги, пирамида потребностей пополнилась разными вариациями, схема получила в большей или меньшей степени детальное наполнение, но основное содержание и сам принцип сохранились.

Уровни потребностей, по А.Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу -удобный инструмент для оценки самых разных сторон жизни индивида и общества. К проблематике идеологии и самосознания она также применима. Предложенная Мас-лоу схема помогает ответить на вопрос, насколько может быть велика потребность общества в идеологических ценностях.

Базовая модель Маслоу предполагает следующую иерархическую структуру потребностей.

1-й уровень. Физиологические потребности - удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др. Это потребности, от которых человек зависит как живое существо, нуждающееся в поддержании своего организма. Этот уровень можно назвать животным, самым простым и насущным, диктуемым самой природой.

2-й уровень. Потребности безопасности -безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни. Безопасность - это обеспечение таких условий существования, которые позволяли бы беспрепятственно и по возможности наиболее комфортно удовлетворять физиологические потребности. Сюда относится и психологическое спокойствие, потребность чувствовать стабильность настоящего и защищённость будущего, которые могут достигаться (в случае, когда речь идёт о развитом современном обществе, а не временах пещерного человека) за счёт накопления материальных благ, обеспечения себя безопасным жилищем, страхованием здоровья и имущества.

Два первых базовых уровня потребностей являются общими не только для людей, но и для животных. Это уровни, которые характеризуются необходимостью физического выживания и поддержания собственной жизни.

3-й уровень. Социальные потребности -принадлежность к общности, социальные связи, привязанности, совместная деятельность, забота о другом и внимание к себе, потребность любить и быть любимым. Это уровень, с которого человек начинается как социальное существо с потребностями, которые диктуются ему обществом. Социальные потребности отличаются тем, что не могут быть удовлетворены без взаимодействия с другими людьми. Именно здесь возникают потребности в принадлежности к общности, самоидентификации с другими людьми, необходимость расширять социальные связи, заводить знакомых и друзей, единомышленников и соратников, а также любимых людей, с которыми хочется заниматься совместной деятельностью, о которых хочется заботиться.

4-й уровень. Потребности престижа - это самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки. Потребности, возникающие в условиях, когда социальные отношения и связи прочно установлены и индивиду требуется не просто общение, но утверждение собственного авторитета в глазах окружающих людей и общества в целом. На этом уровне потребностей имидж, престиж и социальный статус приобретают особую актуальность.

5-й уровень. Духовные потребности - познание, самореализация, самовыражение, развитие собственной личности. Это потребности наиболее полного раскрытия собственных талантов и возможностей, самовыраже-

ния и творчества. Именно в силу этой потребности люди читают книги, посещают музеи и театры, развивают свои способности, путешествуют, добиваются идеалов, распространяют идеи и отстаивают ценности.

Важно подчеркнуть, что потребности индивида подвижны и в реальной жизни могут комбинироваться по-разному. В зависимости от индивидуальных черт характера одни ценности могут превалировать над другими или вообще отсутствовать. В то же время на характер накладывает отпечаток социализация личности, история её взаимодействия с обществом, в зависимости от которой потребности также могут существенно меняться или же, в зависимости от условий, оставаться неизменными на протяжении всей жизни.

Возможен и вариант постепенного прохождения индивидуума через все пять ступеней, например, от нищего детства и сложной юности к вершинам успеха, который венчается достигнутыми духовными потребностями самореализации и личностного роста. С другой стороны, есть люди, в силу характера и склонностей готовые пожертвовать центром пирамиды потребностей Маслоу -социальными потребностями - ради достижения реализации духовных потребностей - вершины пирамиды. Это мистики и святые, люди идеок-ратического (или идеационального, по терминологии Питирима Сорокина) типа.

Пирамида потребностей Маслоу хорошо отражает спектр переживаний и ценностей, которыми может руководствоваться индивид, однако является только общей, далеко не исчерпывающей схемой приорите-

тов. Она хороша для масс, но может не работать применительно к личностям, особенно если эти личности неординарны. Выдающиеся вожди, революционеры, идеократы часто не вписываются в данную схему. Однако её полезно учитывать при общей оценке потенциала идеологии, её приемлемости для общества, массового сознания.

В этой связи интересно отметить, что закономерность систематизированной Маслоу иерархии человеческих потребностей констатировали и некоторые древние авторы.

Например, описание постепенного развития личности со сменой потребностей на протяжении жизни можно обнаружить в текстах индийского автора 111-1У вв. Ватсьяяны. Этот автор разделил жизнь человека, его ценности и потребности на три периода:

- кама - период чувственных влечений;

- артха - период созидания богатства, характерный для зрелого возраста и социальной реализации человека;

- дхарма - период мудрости и стремления к самосовершенствованию, который достигается к старости.

При этом индийский мудрец подчёркивал, что у разных людей значение указанных этапов развития личности может иметь иную последовательность, но лучше, когда процесс происходит постепенно и потребности человека развиваются в соответствии с его возрастом - чувственные влечения и социальная активность предшествуют духовному самосовершенствованию. Ватсьяяна указывает и на то, что поведение человека

должно соответствовать его социальному статусу.

Для правителя важнее всего постигнуть дхарму, а для «живущей красотой» рупадживы, индийской гетеры, важно практиковаться в каме [6].

Пирамида Маслоу интересна и в качестве инструмента, опираясь на который можно выявить ценность идеологии и самосознания для инди-

вида и общества. Особенно актуальной представляется третья ступень потребностей - социальные потребности, к которым относится потребность быть членом более широкого, группового единства. Именно на этом уровне потребностей проявляется потребность членов общества в общих ценностях, в том числе в идеологии.

Идеология и базовые потребности

На базовых уровнях человеческих потребностей (физиология и безопасность) идеология на первый взгляд не может играть существенной роли.

Тем не менее на социальном, коллективном уровне требования дешёвого хлеба, жизненного пространства и безопасности на протяжении столетий выступали основой идеологического обоснования собственной власти самыми разными правящими режимами. От римских императоров, которые обеспечивали граждан хлебом и зрелищами и гарантировали нерушимость границ империи до жизненного пространства для немцев, обещанного Адольфом Гитлером, мы сталкиваемся с базисом пирамиды Маслоу.

Вопросы выживания и поддержания жизни являются основой любой серьёзной политической доктрины или демагогической риторики рвущихся к власти партий.

Самое удивительное, что даже сексуальные потребности находили своё отражение в политических программах, а значит, оказывались вовлечёнными в спектр идеологической борьбы. Правда, это скорее тенденция последнего столетия с его эмансипацией женщин, борьбой за равноправие сексуальных меньшинств и контрацептической революцией, хотя и в предыдущие эпохи всё это оказывалось в центре внимания идеологий и политических программ. Тогда это было отстаивание чистоты морали, религиозных ценностей [7, 8, 9, 10], т.е. аскетический вариант решения проблемы. Вильгельм Райх рассматривал авторитарную семью в качестве стержня авторитарного режима, и в пользу его взгляда можно привести массу аргументов.

Идеология и социальные потребности

Наиболее полно социальные функции идеологии раскрываются на третьем, социальном, уровне человеческих потребностей, по Маслоу.

Ясность формулируемых идеологией целей, определённый набор провозглашаемых ценностей и сплачивающие массы призывы и дей-

6 Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 14-22.

7 Райх В. Психология масс и фашизм. М.: АСТ, 2004.

8 Фукс Э. Буржуазный век. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001.

9 Фукс Э. Галантный век. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001.

10 Фукс Э. Ренессанс. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001.

ствия, мобилизация людей - всё это факторы, которые могут поддерживать социальные потребности: чувство принадлежности к единой общности, веру в социальные связи, то, что индивид является членом общества и небезразличен ему, совместную деятельность и общую коллективную идентичность.

Именно социальный уровень потребностей человека, обеспечиваемый соответствующей идеологией, придаёт идеологии объективную ценность - ценность сплочённости масс людей, единства их воли, взглядов и действий. Другой вопрос, для кого эта ценность является большей - для идеологов, ведущих за собой массы, или для ведомых масс.

В каждом конкретном случае положение различно и должно рассматриваться исходя из специфических особенностей. Однако учитывая опыт тоталитарных идеологий прошлого, можно утверждать, что массы, несомненно, получали от идео-

логии и позитивный заряд, хотя в конечном итоге в длительной перспективе не одному обществу было суждено испытать крах питаемых идеологией иллюзий и целых государств. Авторитарные режимы осознанно старались обеспечивать социальные потребности, консолидировать общество вокруг идеологизированных институтов - юношеских организаций, армии, спортивных союзов. Массовый характер идеологического воздействия обеспечивался поддержанием в обществе чувства сопричастности.

Если идеологии удаётся стать частью жизни масс, завоевать их внимание и занять место в их сознании, если идеология не является просто демагогическим провозглашением лозунгов, а последовательно проводится в жизнь, хотя бы в отдельных своих аспектах, то такая идеология приобретает реальную ценность, становится идеей, обретшей материальную силу.

Идеология и потребности престижа

Вплотную к социальным потребностям человека примыкают потребности престижа. В идеологическом контексте они тесно взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

Значимость общности ценностей и целей, социальных связей, коллектива, чувство единения с обществом и государством, развитое чувство коллективной идентичности, удовлетворение этих потребностей средствами идеологии приводит к самоуважению, а в случае успешного внедрения идеологии в практику в сфере экономики и политики - к успеху и уважению, признанию со стороны других.

Фашизм, коммунизм и либерализм, христианство, ислам были именно такими идеологиями, которые смогли стать моделями для многих очень разных обществ. Даже если у кого-то они и не вызывали уважения, то при благоприятном стечении обстоятельств и умелом ведении дел становились «Значимым Другим», а это равносильно признанию, так как заставляет окружающих сообразовывать свои действия с этим «Значимым Другим» и постоянно оглядываться на него.

Известно, что великие идеологии всегда ставили престиж своих обществ, государства, правительства, вождей превыше всего. Престиж государства и нации на протяжении тысячелетий выступал в качестве

основного мотива, ради которого людей призывали идти на страдания и смерть, совершать военные и трудовые подвиги. Хорошо известно, насколько живо реагируют члены общества на внешнеполитические успехи своих государств. Успех, престиж государства за его пределами

часто оказывался и до сих пор оказывается одним из важнейших факторов влияния на общественное мнение внутри страны. Более того, люди часто готовы терпеть неудобства, бедность и неустроенность, если видят, что их государство уважают в мире.

Идеология и духовные потребности

Многое может дать идеология и в сфере духовных потребностей. Во всех идеологизированных государствах всегда было много людей, которые смогли реализоваться в рамках официальной идеологии. Это музыка, живопись, литература, архитектура и ещё множество самых разных областей человеческой деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что советская власть сделала доступным массовое среднее и высшее образование, способствовала реализации таланта очень многих людей (актёрам театра и кино, архитекторам, инженерам и рабочим). Нельзя сказать, что в рамках официальной идеологии нельзя было самореализоваться.

Таким образом, даже аспект духовных потребностей человека может быть удовлетворён в рамках идеологии, хотя степень её позитивного влияния на удовлетворение этих потребностей не столь высока, как в случае удовлетворения потребностей социальных и престижа.

Из иерархии пирамиды потребностей следует, что демократия, свободомыслие и свободолюбие далеко не

первичные потребности человека. Только достигнув определённого уровня материального благосостояния, удовлетворённости базовых потребностей, появляется возможность для возникновения понимания свободы как осознанной необходимости.

Удивительным кажется тот факт, что, несмотря на чрезвычайно объёмный блок психологической литературы на тему страха человека перед свободой, в политических дебатах тезис о свободе как необходимости возникает снова и снова, становясь базисом либерально-демократических «нетоталитарных» идеологий. Между тем потребность в свободе, самовыражении и развитии является вершиной иерархии потребностей, её самой сложной, но с точки зрения выживания человека отнюдь не необходимой частью, тем более неактуальной и не понятной подавляющему большинству населения беднейших и развивающихся стран мира [11].

Игнорирование в политической риторике всей социальной и психологической подоплёки достижения человеком и обществом «свободы» в

11 Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.

очередной раз доказывает иррациональность общественного мнения и тот факт, что определённое мировоззрение (в данном случае либерализм) загоняет сознание своих носителей в неосознаваемые рамки, ловушки мышления. Фразы о демократии и свободе в этом случае воспринимаются сугубо эмоционально, как безусловная ценность, о которой нет смысла спорить и которую нужно всеми силами защищать. Демократия и свобода становятся в таком случае мыслительным шаблоном, который упрощает понимание окружающей реальности, но не объективен, потому что сугубо односторонен и основан на чувстве, на звучании сакрализованных идеологией словосочетаний.

Изначально рациональные и научные или псевдонаучные мировоззренческие системы, даже имея в своём теоретическом фундаменте зёрна здравого смысла и объективности, неизбежно размываются, распространяясь на массы, в массовом сознании обретают характер иррациональных мнений, переживаний, чувств и эмоций.

Создатели великих идеологий, имеющие духовную силу для того, чтобы успешно и с длительной исторической перспективой транслировать в массы свои идеи, как правило, являются представителями вершины пирамиды потребностей. Это люди, для кого мировоззрение является ключевой ценностью, от которой зависит их самореализация и внутренний духовный рост.

Если всё идёт хорошо и идеология завладевает государственным аппаратом, то принадлежность к ней становится необходимым инструмен-

том для получения социальных благ, признания общества, социальной реализации, при определённых условиях идеология становится внешней оболочкой для всех нисходящих ступеней потребностей. В таком случае многое может зависеть от того, разделяет ли индивид принятые идеологические установки.

Расширяясь, господствующая идеология всё больше становится инструментом, в том числе и инструментом для духовного роста и саморазвития, не связанного с идеологией, но от него зависящего (например, чтобы заниматься наукой или искусством, их нужно облачать в идеологически приемлемые формы).

Переставая быть духовной потребностью немногих искренних первопроходцев и становясь инструментом социальной реализации, идеология обретает все признаки внешней мощи и несокрушимости, но в действительности именно в этот момент в ней начинают зарождаться причины собственного упадка. Подвижничество немногих не может быть продуктивно навязано всем, большинство общества не может быть безусловным носителем идеологии, готовым за неё умереть и отстаивать несмотря ни на что. Как только количество её носителей достигает определённого числа, среднее качество начинает неуклонно снижаться, к идеологии примыкает всё больше «попутчиков», не видящих в ней ничего, кроме возможности использовать её как инструмент.

Насколько труднодостижимой в социальном отношении является массовость вершины пирамиды Маслоу с характеризующими её потребностями саморазвития и свобод,

можно проиллюстрировать тем фактом, что на индивидуальном уровне в социальной практике нередки случаи, когда люди, внутренние стремления и потребности которых направлены к вершине пирамиды Мас-лоу, сознательно или под влиянием обстоятельств фокусируются на социальных потребностях середины пирамиды. В таком случае человек выбирает «иметь» вместо того, чтобы «быть» в гармонии с собой - ситуация, описанная Эрихом Фроммом в одноимённой работе [12].

Схема, предложенная Маслоу, как и любая социальная схема, достаточно условна, но наглядно показывает, почему идеологии, мировоззрения и идеи имеют ценность - являются нематериальным активом, который в век глобализации и узкоэкономического, «рыночного», восприятия мира достаточно сложно оценить, а часто даже осознать как реально существующую объективную социально-исто-

рическую силу, которая в зависимости от ситуации может иметь более или менее сильное влияние на развитие общества, но не учитывать которую - значит проявлять политическую и социальную недальновидность.

В целом следование авторитетному наставничеству, которое обеспечивает идеология, может не только успокаивать людей внутренне, давая психологическую уверенность и ориентир в жизни, но и обеспечивать индивиду чувство собственной ценности, доктринального превосходства и самоутверждения, когда идеологически поощряемые модели поведения возвышают значимость человека в собственных глазах, придавая ему гордость от чувства сопричастности к чему-то большому, массовому и вечному, потому что великие идеологии претендуют на века господства и не предполагают своего скорого падения.

Потенциал идеологического привлечения для молодёжи

Чрезвычайно важна идеология для молодёжи. Молодые люди мятежны, обуреваемы страстями и желаниями перемен, они становятся теми, кто в первых рядах погибает за идеи и идеалы, они обладают поразительной разрушительной силой, которую можно направлять либо в мирное созидающее, либо в разрушительное русло.

В период юношеской неопределённости, когда молодой человек сталкивается с вопросами социального самоопределения, выбора выс-

шего учебного заведения, профессии, идеологии, доктрины, разработанные системы ценностей оказывают на человека огромное влияние, так как помогают или решать проблемы, или убегать от них.

Следование идеологии избавляет от гнетущего чувства неопределённости и придаёт смысл существованию. В определённых случаях даже рационализирует, оправдывает те явления, которые отторгаются большинством общества. Так, маргинальные группы могут средствами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, Астрель, 2010.

идеологии синтезировать свою социальную идентичность, самоопределяться и противопоставлять себя другим.

Идеологии, как и религии, как любому серьёзному мировоззрению, присуща субъективность. Психологически для многих идеология - только предлог для решения внутренних и внешних проблем, психологический инструмент, а не верование, не вера.

Истинная вера служит внутреннему становлению личности, в то время как религия - внешняя сторона веры, по форме связанная с ней, но очень часто служащая прикрытием человеческих комплексов и страстей - самоутверждению, тщеславию, гордыни, желанию возвыситься над другими, властвовать над душами и поучать. Эта сторона религии, имеющая мало отношения собственно к искренней вере и искажающая её, называется в православии «прельщением», или «прелестью» [13], - состояние духовного заблуждения, когда лесть, прежде всего лесть самому себе, принимается за правду.

В православной традиции причины «прелести» принято видеть в про-

исках дьявола, который, принимая обличие святости, соблазняет, прельщает людей, религиозными средствами подталкивает их следовать своим страстям, прежде всего гордости, самолюбованию и тщеславию.

Чем большим «прельщением» обладает идеология, чем более содействует она самоутверждению личности, тем более эффективным политическим инструментом она является. Особенно сильно такое воздействие на молодёжь, тем более если у неё нет никаких сдерживающих увлечение идеологией критериев - крепких семейных отношений и традиций, включённости в традиционные социальные структуры, или, напротив, если эти структуры не занимаются молодёжью или отвергают её.

Молодые люди, со свойственным им порывистым максимализмом оценок и отсутствием жизненного опыта, который помогает корректировать жёсткость и схематичность оценок, оказываются ценной и потенциально достаточно лёгкой добычей как для истинных апостолов идеологии, так и для циничных полит-технологов.

Все отмеченные А.Маслоу потребности человека могут использоваться как отправные точки анализа мотивов индивидуального и социального поведения. Подобный анализ важен для понимания природы происходящих в обществе процессов и прогнозирования последствий социальных экспериментов. Прежде всего «цветных» и иных «демократических» революций, осуществляемых при поддержке США и других стран Запада. Идеологическое противостояние Соединённых Штатов и остального мира делает актуальной задачу противодействия информационной агрессии одних государств против других.

Опыт «арабской весны» и событий на Украине показал, насколько опасными для внутриполитической и международной стабильности государства

13 Кутузов Б.П. Ошибка русского царя: византийский соблазн. М.: Алгоритм, 2008. -240 с.

может быть информационное влияние извне. Учитывая этот опыт, в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации [14], российское правительство добивается выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности в политической, экономической и общественной сферах.

Возвращается понимание важности для развития российского общества национального самосознания. Примером такого понимания является Концепция внешней политики Российской Федерации. В документе отмечается, что Россия в международной политике придерживается принципов прагматизма и деидеологизации международных отношений. Это, прежде всего, означает восприятие мира во всём его многообразии и учёт цивилизацион-ных интересов различных стран мира. Российская Федерация в мировой политике будет стремиться укреплять в мире позиции русского языка, консолидировать зарубежную русскую диаспору, содействовать развитию конструктивного диалога между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.

Концепция фиксирует объективную необходимость предотвращения меж-цивилизационных конфликтов в условиях возрастающей в современном по-лицентричном, многоукладном и неоднородном мире роли цивилизационной идентичности, важность опоры на «общий духовно-нравственный знаменатель, который всегда существовал у основных мировых религий» [14]. Концепция внешней политики России отражает значимые для российского общества ценности, является примером нового подхода к формулированию государственной идеологии в условиях глобализации. Это прогрессивное явление в обеспечении информационной безопасности государства, чётко формулирующего свои внешнеполитические приоритеты. Новая концепция -не жёсткая идеологическая схема, характерная для идеократических авторитарных режимов, а гибкий рабочий инструмент, который соответствует духу времени и тем задачам, которые стоят перед страной.

Библиография

Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 400 с.

\Vats'yayana Mallanaga. Kama-sutra. M.: Eksmo-Press, 2000. - 400 s.]

Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

[Inglhart R., Veltsel K. Modernizatsiya, kulturnyie izmeneniya i demokratiya. Posledovatelnost chelovecheskogo razvitiya. M.: Novoe izdatelstvo, 2011. - 464 s.]

Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г) // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

14 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.) / / URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

[Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V.V. Putinyim 12 fevralya 2013 g.) // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B 160051BF7F] Кутузов Б.П. Ошибка русского царя: византийский соблазн. М.: Алгоритм, 2008. -240 с.

[Kutuzov B.P. Oshibka russkogo tsarya: vizantiyskiy soblazn. M.: Algoritm, 2008. - 240 s.]

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011. - 352 с.

[Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost. 3-e izd. SPb.: Piter, 2011. - 352 c.]

Райх В. Психология масс и фашизм. М.: АСТ, 2004. - 544 c.

[Rayh V. Psihologiya mass i fashizm. M.: AST, 2004. - 544 c.]

Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, Астрель, 2010. - 320 с.

[Fromm E. Imet ili byit'? M.: AST, Astrel, 2010. - 320 s.]

Фукс Э. Буржуазный век. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001. - 800 с. [Fuks E. Burzhuaznyiy vek. Intimnyiy mir epohi. M.: Diadema-Press, 2001. - 800 s.] Фукс Э. Галантный век. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001. - 799 с. [Fuks E. Galantnyiy vek. Intimnyiy mir epohi. M.: Diadema-Press, 2001. - 799 s.] Фукс Э. Ренессанс. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-Пресс, 2001. - 795 с. [Fuks E. Renessans. Intimnyiy mir epohi. M.: Diadema-Press, 2001. - 795 s.] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, Ермак, 2005. - 592 с. [Fukuyama F. Konets istorii i posledniy chelovek. M.: AST, Ermak, 2005. - 592 s.] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, Мидгард, 2007. - 576 с. [Hantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy. M.: AST, Midgard, 2007. - 576 s.] Global Trends 2030: Alternative Worlds. National Intelligence Council, 2012. - 137 p. Reisner O. Travelling between Two Worlds - the Tergdaleulebi, their Identity Conflict and National Life // Identity Studies. Vol. 1. 2009.

Начата подписка на 2016 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.