Научная статья на тему 'Запад и «Другие»: социально-экономическая база формирования ценностной и культурно-политической идентичности (к вопросу об эмансипационной теории демократии Р. Инглхарта и К. Вельцеля)'

Запад и «Другие»: социально-экономическая база формирования ценностной и культурно-политической идентичности (к вопросу об эмансипационной теории демократии Р. Инглхарта и К. Вельцеля) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КРИЗИС МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / SPIRITUAL VALUES / TRANSFORMATION OF VALUES / MULTICULTURALISM / CRISIS OF MULTICULTURALISM / COLLECTIVE IDENTITY / MULTI-CONFESSIONAL STATE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сургуладзе Вахтанг Шотович

Духовные ценности общества залог его информационной безопасности, вследствие чего мониторинг состояния социокультурной сферы и морального климата становится одной из важнейших задач, без благоприятного решения которой невозможно плодотворное поступательное развитие. В эпоху кризиса мультикультурализма, «столкновения цивилизаций» и противостояния культур возрастает необходимость осмысления причин трансформации ценностей. Динамика происходящих социокультурных процессов напрямую влияет на информационную безопасность общества, т.к. воздействует на его коллективную идентичность и степень консолидации общества. Особую актуальность изучение указанных процессов имеет для многонациональных и многоконфессиональных государств, к которым относится и Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сургуладзе Вахтанг Шотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEST AND THE REST: A SOCIO-ECONOMIC BASE OF THE FORMATION OF SOCIAL VALUES AND CULTURAL-POLITICAL IDENTITY (towards the question of the emancipatory theory of democracy by R. Inglehart and C. Welzel)

The spiritual values of society are the foundation of information security; that is why monitoring of the socio-cultural sphere and the moral climate is one of the most important tasks, without the proper solution of which the fruitful ongoing development is not possible. In the age of crisis of multiculturalism, the clash of civilizations and the confrontation of cultures the necessity of understanding the causes of the transformation of values is increasing. The dynamics of the occurring socio-cultural processes directly affects the information security of the society, as it affects collective identities and the degree of consolidation of the society. Study of these processes has particular relevance for multinational and multi-confessional states, including Russia.

Текст научной работы на тему «Запад и «Другие»: социально-экономическая база формирования ценностной и культурно-политической идентичности (к вопросу об эмансипационной теории демократии Р. Инглхарта и К. Вельцеля)»

Самоорганизация в природе и обществе: философско-методологические очерки (под ред. С.С. Гусева, Ю.И. Ефимова, В.Н. Михайловского, В.И. Стрельченко). 1994. СПб: Наука. 129 с.

BUNDIN Yuriy Ivanovich, Cand.Sci.(Legal), Assistant Rector of Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design (13SolyanoiLane, Saint-Petersburg, Russia, 191028;yibundin@yandex.ru)

TODAY'S ART IS OUR «CAVALRY AND NAVY»

(art as a factor of social development and national security)

Abstract. This paper presumes that culture is an axiological yardstick for evaluating the facts and events, which occur within a society and a defining mechanism for the development of modern societies. The paper focuses on the social functions of art, i.e. how art fosters an individual's creative potential and national and cultural identity within the context of the societal self-organization and national security. The paper also analyzes the contemporary state of the art sphere and of the Russian cultural policy. The author concludes that higher artistic education is of a strategic importance, because it trains specialists who guarantee the realization of social functions of art.

Keywords: culture, art, society, development, self-organization, identity, artistic education, national security

СУРГУЛАДЗЕ Вахтанг Шотович — кандидат философских наук, ведущий методолог компании «Р.О.С.Т.У.» по стратегическому планированию (107078, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Черногрязская, 8; bafing@mail.ru)

ЗАПАД И «ДРУГИЕ»: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ И КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (к вопросу об эмансипационной теории демократии Р. Инглхарта и К. Вельцеля)

Аннотация. Духовные ценности общества - залог его информационной безопасности, вследствие чего мониторинг состояния социокультурной сферы и морального климата становится одной из важнейших задач, без благоприятного решения которой невозможно плодотворное поступательное развитие. В эпоху кризиса мультикультурализма, «столкновения цивилизаций»и противостояния культур возрастает необходимость осмысления причин трансформации ценностей. Динамика происходящих социокультурных процессов напрямую влияет на информационную безопасность общества, т.к. воздействует на его коллективную идентичность и степень консолидации общества. Особую актуальность изучение указанных процессов имеет для многонациональных и многоконфессиональных государств, к которым относится и Россия.

Ключевые слова: духовные ценности, трансформация ценностей, мультикультурализм, кризис мульти-культурализма, коллективная идентичность, многоконфессиональное государство, Россия

В современных условиях, когда Российская Федерация сталкивается с новыми внешнеполитическими вызовами и угрозами, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с необходимостью поддержания российского нацио-

нального самосознания и изучения проблем, влияющих на размывание национальной идентичности и ценностного суверенитета российского общества. Вопросы духовных ценностей и причин их возникновения в обществе давно волнуют ученых. Выявление духовных оснований — важный фактор прогнозирования и понимания как общества в целом, так и отдельной личности, т.к. позволяет выявлять побудительные мотивы действий на социальном и индивидуальном уровнях.

В науке вопрос идеалов и ценностей изучался с самых разных сторон. Сторонники цивилизационного подхода к истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон) рассматривали его с позиций культурно-исторических типов, устойчивых цивилизационных систем. Интересное исследование влияния окружающей природной среды на формирование цивилизаций и присущих им культурно-ценностных норм принадлежит Ф. Фернандесу-Арместо. Вопросы трансформации ценностей, поведения и мотивов человека в условиях научно-технического прогресса в контексте футурологического прогнозирования затрагиваются в работах Э. Тоффлера, Дж. Нейсбита и Ф. Фукуямы. Разумеется, нельзя здесь не вспомнить и фундаментальную работу Дж.К. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», и классиков марксизма-ленинизма с их экономически детерминированным историческим материализмом, в котором «бытие определяет сознание». Отдельный чрезвычайно интересный пласт исследований касается влияния религиозного фактора и ценностных систем на эволюцию социально-экономических и политических общественных институтов (см. классические работы М. Вебера и В. Зомбарта). В России подобный подход к рассмотрению присущих обществу ценностей плодотворно применялся С.Н. Булгаковым. В культурологическом, социокультурном аспекте взаимодействия и взаимообусловленности материального и идеального этими вопросами занимались Э. Фукс, Н. Элиас, П.А. Сорокин, Й. Хейзинга, Г. Маркузе и многие другие исследователи.

Обширнейшая литература посвящена взаимозависимости и взаимодействию социально-экономического развития общества, его ценностей и политических институтов. Особенно много исследований в данной области принадлежит авторам либерального направления. Тема присущих обществу ценностных установок стала особенно актуальной в контексте глобализации и столкновения западных представлений («привычек души») с представлениями о мире незападных обществ.

В настоящее время в условиях попыток Запада сохранить свое глобальное доминирование особое значение приобретают современные исследования ценностей. В этой связи можно отметить работу Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля «Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития» [Инглхарт, Вельцель 2011]. Ее сильная сторона — наличие огромного массива данных, полученных в ходе социологических обследований и опросов, проводившихся на протяжении нескольких десятилетий в рамках международного проекта World Values Survey. По большому счету теоретическую основу исследования можно было бы свести к знаменитой пирамиде потребностей А. Маслоу [Маслоу 2011; Сургуладзе 2015; 2016]. Однако авторам удалось наполнить ее статистическим содержанием, дополнить и развить предложенную Маслоу концепцию, хотя сами они свой труд в таком контексте не рассматривали.

На основании обзора теорий модернизации западные исследователи проанализировали уровень социально-экономического развития общества как базис, формирующий ценностные установки социума и эмансипационные тенденции в его развитии (см. табл. 1), рассмотрели культурные традиции и степень их

устойчивости, проблемы прогнозирования изменения массовых реакций, меж-поколенческое изменение ценностей, их эволюцию во времени и соотношение индивидуализма с ценностями самовыражения и гражданственностью. Ученые рассмотрели причинно-следственные связи между демократическими ценностями и демократическими институтами, социальные силы, коллективные действия и события международного масштаба, проблемы кросс-уровневого анализа ценностей, их соотношение на индивидуальном уровне с демократией — на системном. Были проанализированы различные компоненты демократической политической культуры, вопросы взаимодействия гендерного равенства, эмансипационных ценностей и демократии, взаимосвязь между человеческим развитием и его социальными последствиями. На основании подробного рассмотрения указанных вопросов Инглхарт и Вельцель выдвинули эмансипационную теорию демократии.

Таблица 1

Эмансипационное воздействие социально-экономического развития*

„ Социально-экономическое развитие _*_

Экономический рост и возникновение «государства всеобщего благосостояния» повышают материальные возможности людей

Повышается материальная защищенность людей

Рост уровня образования, развитие средств массовой коммуникации повышают наукоемкость труда и расширяют интеллектуальные горизонты людей

I

Растет когнитивная самостоятельность людей

Усложнение организации общества и диверсификация взаимодействия расширяют социальные возможности людей

Растет социальная независимость людей

Уменьшаются ограничения свободы выбора

Повышается значение личной независимости

* Источник: [Инглхарт, Вельцель 2011: 45]. Ср. с табл. на с. 13.

Ценность работы Инглхарта и Вельцеля заключается в том, что они в аргументированной форме доказали далеко не всегда очевидный, к сожалению, факт: ценности выживания первичны, общество не может следовать западным моделям потребления и ценностным нормам безудержного индивидуализма и половой вседозволенности, если для этого нет соответствующих социально-экономических, исторических и культурных предпосылок. Ценности выживания замещаются ценностями самовыражения только в том случае, когда для этого есть соответствующая благоприятная социально-экономическая среда, т.е. такая, которая выработалась в странах «общества всеобщего благосостояния». Однако этот процесс обратим. Если социально-экономическое положение западного мира ухудшится, то ценности самовыражения будут снова замещаться ценностями выживания, и навязываемые Западом представления и поведенческие модели станут неактуальными для самого Запада.

Примечательно в этой связи, что скрупулезные исследователи Инглхарт и Вельцель, тем не менее, не смогли абстрагироваться от радужных представлений о гуманистических тенденциях, к которым якобы приводит развитие

общества, в котором господствуют ценности самовыражения. Известно, что о гуманности общества как о результате правильной социальной организации писали многие — можно, например, вспомнить Карла Маркса и Эриха Фромма. Многие великие гуманисты и ученые размышляли об этом, однако есть основания полагать, что никто из них и предположить не мог, что основанный на принципах самовыражения и развития личности гуманизм приведет к однополым бракам, демографической катастрофе, социальной безответственности, поголовному инфантилизму, пропаганде гомосексуализма в школах, деградации общества в долгосрочной исторической перспективе. Однако политкорректные западные исследователи в последнее время предпочитают не ставить эти вопросы, а значит, многие анализируемые ими факты остаются не осмысленными. Именно эту недосказанность и недоосмыслен-ность важно учитывать представителям незападных обществ, в т.ч. и российскому экспертному сообществу.

Исследования, аналогичные работе Инглхарта и Вельцеля, способны послужить важной основой для серьезного научного противостояния навязываемой Западом картине мира. В идеологическом отстаивании ценностного суверенитета России чрезвычайно важно объяснять принципиальную невозможность таких социальных явлений, как демократия и прогресс, без наличия развитого экономического и социокультурного фундамента, что и демонстрирует печальный опыт стремившихся приобщиться к «западным ценностям» государств Восточной и Центральной Европы. Подобные исследования причин возникновения социальных норм и институтов подтверждают, что все рассуждения о расширении Европейского союза и разрабатываемые им форматы сотрудничества для представителей иных культур являются результатом продуманной геополитической игры, элементом информационной войны, целью которой является не демократия, а сохранение доминирования Запада в стремительно меняющемся и усложняющемся мире.

Стратегически тенденции развития западного общества ведут в тупик, т.к. ценности самовыражения не могут заменить такие ключевые для выживания общества в критических условиях понятия, как долг, честь, способность жертвовать частными интересами ради общих. В этом отношении современный западный мир деградирует совершенно в том же ключе, в котором деградировали великие цивилизации прошлого, которым также было суждено пережить период морально-нравственного упадка на основании ценностей соответствующего времени самовыражения. Достаточно вспомнить внутренне разложившийся Рим, на пике своего развития отошедший от аскетически-мужественных идеалов предков.

Исторический опыт свидетельствует, что моральная деградация, массовая инфантилизация общества, приравнивание прав меньшинства к правам большинства, размывание традиционных ценностей и понятий о долге — залог саморазрушения социума. Это саморазрушение становится особенно очевидным в условиях, когда оторвавшийся от социально-экономических реалий и базовых ценностей более традиционных обществ западный мир информационной эпохи сталкивается с такими явлениями, как массовое переселение мигрантов из Африки — фактически новым переселением народа — и средневековые «идеалы» Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ)1.

1 Деятельность этой организации в России запрещена.

Список литературы

Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. 464 с. Маслоу А.Г. 2011. Мотивация и личность. СПб: Питер. 352 с. Сургуладзе В.Ш. 2015. Идеология в иерархии потребностей человека. — Обозреватель-ОЪзегугг. № 10(309). С. 52-63.

Сургуладзе В.Ш. 2016. Место идеологии в системе мотивации личности. — Свободная мысль. № 1(1655). С. 123-136.

SURGULADZE Vakhtang Shotovich, Cand.Sci.(Philos.), «R.O.S.T.U.» Company Leading Methodologist on Strategic Planning (8 Sadovaya-Chernogryazskaya St, Moscow, Russia, 107078; bafing@mail.ru)

THE WEST AND THE REST: A SOCIO-ECONOMIC BASE

OF THE FORMATION OF SOCIAL VALUES

AND CULTURAL-POLITICAL IDENTITY

(towards the question of the emancipatory theory

of democracy by R. Inglehart and C. Welzel)

Abstract. The spiritual values of society are the foundation of information security; that is why monitoring of the socio-cultural sphere and the moral climate is one of the most important tasks, without the proper solution of which the fruitful ongoing development is not possible. In the age of crisis of multiculturalism, the clash of civilizations and the confrontation of cultures the necessity of understanding the causes of the transformation of values is increasing. The dynamics of the occurring socio-cultural processes directly affects the information security of the society, as it affects collective identities and the degree of consolidation of the society. Study of these processes has particular relevance for multinational and multi-confessional states, including Russia.

Keywords: spiritual values, transformation of values, multiculturalism, crisis of multiculturalism, collective identity, multi-confessional state, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.