Научная статья на тему 'Идеология и национальные интересы России'

Идеология и национальные интересы России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология и национальные интересы России»

Идеология

и национальные интересы России

С.И. Реснянский

Преподавание истории, на мой взгляд, должно быть ориентировано не на абстрактные дефиниции, которыми заполнено сегодня пространство этой знаковой дисциплины, а на углубленное изучение конкретного национального историко-культурного наследия. История, безусловно, вариативна в том смысле, что это открытый процесс, где действует человек со своей свободной волей. В связи с этим изучение истории требует комплексного подхода: необходимы и хронологический перечень событий, и причинно-следственная процессная развертка, и концепция бифуркационных точек, и иные другие варианты. Другое дело, что, по моему мнению, не все может быть раскрыто только логикоаналитическими суждениями. Действительно, можно ли рационализировать историю и историческое время? Это значит овладеть всей временной многовековой текучестью истории. Возможно ли это? Думаю, что такой максимализм аналогичен авантюре. Исчерпывается ли история своей событийной текучестью? Или есть нечто иное в историческом прошлом? Тот самый «камень», который, согласно Священному Писанию, должен быть поставлен во главу угла? Об этом свидетельствует все прошлое историко-культурное наследие нашего Отечества.

Поиск духовно-нравственного совершенства — главный мотив творчества от Епифания Премудрого и Андрея Рублева до Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. И в связи с этим история, конечно, постоянно требует новых, нестандартных форм и методов преподавания, диктуемых самой природой историкокультурного пространства нашей Родины, органической связью с историкокультурными традициями. Поэтому применение на уроках истории различных методик: и факторной декомпозиции, и различных ролевых игр, и самых разных иных концептов (все зависит от творческих способностей самого преподавателя истории), безусловно, необходимо. С другой стороны, на мой взгляд, нельзя заставлять школьников учить материал по учебнику, тем более заучивать его, необходимо предлагать им размышлять, сопоставлять, рассматривать тот или иной событийный ряд по возможности из различных источников, альтернативных учебников, обмениваться мнениями между собой. Важно для учителя само понимание проблемы, а не то, как ученик заучил ее по учебнику. Здесь должен господствовать критерий духовности, доверия к учителю (обмануть никого не удастся: молодежь интуитивно почувствует фальшь, искусственные натяжки). Главное — необходимо привить школьникам вкус к «живой» родной истории, к ее первоисточникам, любви к истории своего Отечества.

Всегда ценности, нормы, традиции, верования, обычаи играли в обществе интегрирующую роль, являлись источником креативной энергии. Это вполне

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

117

Научная дискуссия

объяснимо, ибо именно на этих основах только и мог быть сформирован русский этнос в многовековой российской истории, вокруг которого объединились и все другие этносы, составившие огромные просторы государства российского. И с этим наследием прошлого надо быть, как мне представляется, предельно деликатным и осторожным. Ведь образование, как мне представляется, это прежде всего выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем молодом человеке — самая главная проблема XXI столетия, в то время как в современном образовании акцент делается исключительно на знаниях.

По мысли замечательного современного философа А.С. Панарина, сейчас «эпоха предельной порчи человека». Без духовно-нравственного стержня воспитывается культурный зверь. Это, конечно, трагедия. А между тем молодые люди сегодня лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. В связи с этим хочу подчеркнуть очень важную миссию современного школьного учителя истории: чтобы ее достойно нести в классы, чтобы вообще быть историком и педагогом, нужно иметь способность вчувствования в родную историю, в чужую душу, обладать совестной интуицией, «любить свою историю сердцем», — как говорил И.А. Ильин. И тогда, конечно, школьный учитель истории просто обязан оценочно преподавать историю своего родного Отечества. Именно историки, работающие с молодежью, в первую очередь призваны нести эти духовные традиции как трансляцию неизбывных ценностей другим поколениям. Тем более это чрезвычайно важно и потому, что молодежь живет одной культурой, идеалы которой конструируют современные СМИ, а преподаватели — другой. Идет борьба: кто кого. И здесь от преподавателя требуется очень большая ответственность и, если хотите, талантливость. История длится, кто знает, что нас ждет в будущем, но с оптимизмом смотреть в него, приближать его своим ремеслом мы обязаны.

Разумеется, и образцы для подражания непременно должны иметь место в учебном историческом процессе. Еще в середине 1990-х гг. в интервью французскому телевидению известный философ Мамардашвили сетовал на то, что прервалась «связь времен», связь современного молодого поколения с героикой прошлого, уничтожая тем самым «ген победителей» у нынешней молодежи, ген, который дал возможность прежним поколениям создать громадное российское государство. Я считаю, что это правильная мысль. А что касается продуцирования исторических мифов, то, на мой взгляд, трудно отделить исторический миф от исторической реальности, ибо всегда можно выстроить цепочку исторических фактов и дать им отрицательную маркировку и, наоборот, те же события можно представить в позитивном изложении. В этом смысле история — это спор без конца. Главный критерий здесь — ценностная ориентация самого преподавателя или, если мы говорим сегодня о том, какой учебник истории нужен нынешней молодежи, то ценностная мотивация его авторов. Отбор исторических персоналий в качестве примера для подражания должен исходить из таких критериев (и здесь я не буду оригинальным), как любовь к своему Отечеству, семье, Богу, верность долгу, милосердие и сострадание к людям (или, как любил говорить Л.Н. Гумилев: русская комплиментарность).

Мы сегодня воочию наблюдаем реальный мировоззренческий вызов со стороны западных держав. Особенно пытаются нивелировать проблему нацио-

118

Выпуск 2 2013

С.И. Реснянский

нальной идентичности, что ведет к утрате смысловых жизненных мотивов как государства, так и отдельной личности. Ответ на этот вызов может быть дан, на мой взгляд, только на уровне государственной идеологии, здесь ей, безусловно, принадлежит определяющая роль. Конечно, при условии, что такая идеология должна исходить из национальных интересов России, ее независимости и территориальной целостности. В связи с этим, конечно, учебник истории в любом случае приобретает ту или иную идеологическую окраску, ибо в воспитании мировоззрения у молодежи истории принадлежит исключительная роль. Какую сторону баррикад займет сегодняшний историк, именно баррикад, ибо сейчас идет настоящая идеологическая война, а такая духовная война, как об этом говорил французский поэт А. Рэмбо, гораздо более жестокая, чем обычные сражения. Важно понять, что память поколений должна быть сопричастна великому наследию великой державы, только так мы сумеем выжить в этой борьбе и сохранить свое Отечество. И государство, на мой взгляд, исходя из национальных интересов, должно выработать определенные критерии (или ввести определенную цензуру, если хотите), что касается написания учебников истории и преподавания истории в школах.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.