Научная статья на тему 'Путь длиною в двадцать лет'

Путь длиною в двадцать лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь длиною в двадцать лет»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

УДК 37.0

С. Г. Макеева

Путь длиною в двадцать лет

8. С. Макееуа

A Twenty-Year Way

С 2012 г. в соответствии с программой реализации ФГОС второго поколения школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным учебным предметом. Представляя собой новую образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», этот предмет призван обеспечить формирование первоначальных представлений не только о светской этике, но и о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Полученные представления должны способствовать пониманию учащимися значения веры и религии в жизни человека и общества, знакомству с основными нормами морали, духовно-нравственному воспитанию. Таким образом, получила определенное завершение большая и серьезная работа по включению религиозно-культурного компонента в содержание школьного образования с целью усиления его воспитательной функции. Курс по изучению основ православной культуры в качестве учебного модуля вводится в четвертом классе и предусматривает один урок в неделю в течение всего года. Много это или мало? Наверное, немало, если учесть, что история разработки и внедрения названного курса составила почти двадцать лет. Не остался в стороне от этого процесса и педагогический факультет ЯГПУ. Ретроспективный взгляд на проделанный путь позволяет выделить его определенные этапы и оценить их с позиции непосредственного участника этого процесса.

I этап: 90-е гг. XX в. Положениями Российской Конституции (ст. 28), Конвенции о правах ребенка (ст. 14) и Закона об образовании закрепляется право на свободу вероисповедания. Под-

нимается вопрос выхода школьного образования из оппозиции к религиозной культуре. Однако не все аспекты этого вопроса находят адекватное законодательно-правовое отражение, что порождает проблему подходов к включению религиозно-культурного компонента в содержание светского образования, его соотношения с духовно-нравственным воспитанием и особенностей этой работы с учетом возраста учащихся.

Дань времени проявляется в том, что этические курсы, практикуемые в составе вариативного компонента начального образования, предполагают рассмотрение отдельных религиозно-этических идей, но представляют их бессистемно: вскользь перечисляются фамилии Учителей и Пророков (Будды, Ману, Мухаммеда, Христа), которые перемежаются именами литературных героев и сказочно-песенными сюжетами. Основные впечатления учащихся с таких уроков сводятся к «учимся быть вежливыми».

Недооценкой ценностно-ориентирующей функции историко-религиоведческих сведений отмечаются учебные пособия по введению младших школьников в историю Отечества, ставящие детей перед трудноразрешимыми в их возрасте дилеммами: «Принято считать, что Александр Невский - русский национальный герой, причисленный церковным собором 1547 года к лику святых. Однако существует и иной взгляд на его деятельность. Например, английский историк Д. Феннел считает, что Александр Невский проводил политику «крепких связей с татарами из Золотой Орды, укрепляя собственную власть» [6, с. 104].

© Макеева С. Г., 2012

В характеристике учебников по литературному чтению следует отметить значительную разницу в позициях их создателей: от полного игнорирования духовных мотивов в анализе художественных произведений до раскрытия образов и символов мифоэпической культуры мироздания. В содержании учебников по русскому языку наблюдается некорректность авторов в использовании религиозно-духовной лексики («святорусская», «Бог», «Иисус Христос») в качестве дидактического материала. Педагогически недопустимым выглядит обращение к молитве "Отче наш ..." лишь с целью иллюстрации звательного падежа [2].

В этих условиях (1993 г.) на базе Леснополян-ской начальной школы по инициативе кафедры методики преподавания филологических дисциплин Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского началась научно-экспериментальная работа по переосмыслению педагогического наследия К. Д. Ушинского применительно к постсоветской школе. Современным звучанием была наполнена критика К. Д. Ушинским бесцельной педагогики: «Одним отрицанием, к которому так склонно наше время, ничего здесь не сделать. Ребенок ... требует от нас положительной мудрости. «Чего вы хотите от меня? - спрашивает оно нас. Что вы хотите из меня сделать? Что вы называете хорошим? К чему вы сами стремитесь и меня направляете?» [4, с. 251]. Идея просвещения сознания ребенка для того, чтобы перед ним «ясно встала дорога добра», стала основополагающей для разрабатываемой в школе системы духовно-нравственного воспитания.

Для переложения методического наследия К. Д. Ушинского на современное образование были обстоятельно, без купюр, изучены его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир». Они, с одной стороны, отвечали потребностям реальной жизни, а с другой стороны - были призваны заронить в детскую душу «плодовитые семена христианской нравственности». На страницах этих учебных книг помещались молитвы, сюжеты библейских сказаний, произведения духовно-нравственного характера. Их педагогическое применение в светской школе было осуществлено в рамках культурологического подхода, основными условиями которого выступили:

а) культурно-исторический контекст выявления религиозных воззрений народа;

б) отказ от мировоззренческих оценок религиозных идей, создание возможностей для выражения учащимися собственной позиции;

в) этическое наполнение религиоведческого компонента образования.

II этап: 1999-2006 г. Подтверждением актуальности проблемы включения в содержание образования этноконфессионального компонента стало создание в 1999 г. Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви. Был подписан договор о сотрудничестве, направленный на определение перспектив школьного изучения основ православной культуры.

Шаги по сближению РПЦ и школы, призванные служить «воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах» [1], получают закрепление в целом ряде нормативных актов [5]. Понятие «светский характер образования» уже не отождествляется по значению с понятием «атеистический», а наполняется смыслом «гражданский». Задачи сближения позиций светской и религиозной педагогики активно обсуждаются на совместных кворумах [3], воплощаются в обновляемом содержании школьного образования.

К тому времени Леснополянская начальная школа Ярославского района становится филиалом кафедры методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ. По итогам участия во Всероссийском конкурсе инновационных педагогических проектов эта школа получает статус федеральной экспериментальной площадки. Разрабатываются методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с Библией и православными обычаями, осмыслению понятий христианской этики и духовно-нравственному чтению на основе пропедевтических занятий церковно-славянским языком. Результаты исследования получают отражение в программе перспектив развития образования Ярославской области и рекомендуются к внедрению.

Этому способствует, в частности, появление примерного содержания образования по основам православной культуры (2002 г.), подготовленное Министерством образования и науки с участием представителей православной церкви. В различных регионах России в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана начинается разработка факультативных, элективных курсов историко-религиоведческого ха-

рактера. Однако при отсутствии обязательного учебника самим учителям предлагается найти оптимальный ракурс религиозно-культурного просвещения на основе изучения необходимого теоретико-методического материала. Встает проблема соответствующей подготовки педагогов.

В этой связи Совет педагогического факультета ЯГПУ в 2002 г. поставил вопрос об открытии на факультете специализации «Основы православной культуры в начальной школе». Изучение религиозно-культурных ориентаций учителей начальной школы Ярославской области показало, что, хотя предпочтения отдаются православию, 95 % педагогов, по их собственным оценкам, не готово к преподаванию основ православной культуры.

Для открытия специализации по основам ОПК преподавателями педагогического факультета ЯГПУ при консультативной поддержке Ярославской епархии была осуществлена разработка учебного плана, программы, пакета учебно-методических материалов. В содержание образовательной подготовки вошло знакомство с православным вероучением, изучение библейской истории и истории русского Православия, раскрытие особенностей православного искусства и положений православной этики, освоение методики преподавания основ православной культуры в начальной школе. В результате прохождения необходимой процедуры по лицензированию с 2003 г. на педфаке ЯГПУ успешно функционирует специализация «Основы православной культуры в начальной школе», подготовившая около полусотни специалистов не только для светских, но и православных школ, детских миссионерских центров.

Важнейшим этапом в решении проблемы повышения религиозно-культурной компетенции подрастающего поколения для обретения им духовно-нравственных ориентиров стала Всероссийская научно-практическая конференция (2004 г.), организованная педагогическим факультетом ЯГПУ при поддержке Департамента образования Ярославской области, Ярославской епархии и при участии сотрудников Министерства образования Российской Федерации, Института общего образования МО РФ, Института экспертизы содержания образования и духовно-нравственного воспитания. Наряду с обобщением регионального опыта работы целью конференции стало расширение научно-педагогических контактов между педагогическими вузами и духовно-образовательными учреждениями России. Более

200 представителей научно-педагогической общественности из Москвы, Великого Новгорода, Рязани, Костромы, Вологды заявили о необходимости более решительных мер по расширению образовательно-воспитательного пространства на традиционных духовных ценностях. Между тем, о сохраняющихся трудностях на этом пути свидетельствует официальная информация: по данным Министерства образования РФ на 1 января 2006 г., Ярославская область оказалась в числе тех регионов, в которых число учащихся, знакомящихся с основами православной культуры, составило всего от 1000 до 5000 человек.

III этап: 2007-2012 г. Переломной для сложившейся ситуации становится организованная в Калуге 20-21 декабря 2007 г. общероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Участниками конференции была единогласно принята Концепция включения в новое поколение государственных стандартов школьного образования учебного предмета «Православная культура» в составе образовательной области «Духовно-нравственная культура». Помимо включения в нее курса ОПК предусматривалось и обращение к истории, культуре других традиционных российских религий, а также изучение светской этики для нерелигиозной части общества. Обсуждение представленной Концепции осуществлялось на общественных собраниях различного уровня - в том числе, на международных Рождественских чтениях, где получили возможность высказать свои оценки и педагоги ЯГПУ. На весомости этих оценок сказалось открытие в Ярославском педуниверситете теологического отделения, а затем и создание кафедры теологии.

Предметом особого педагогического внимания стал учебник А.Кураева по школьному курсу «Основы православной культуры». Автор данной статьи привлекался Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ к рецензированию этого учебника. Устранение высказанных рецензентом замечаний потребовало методических консультаций, которые были проведены в стенах Высоко-Петровского монастыря.

2 августа 2009 г. президентом РФ направляется поручение правительству о подготовке введения в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (в 2010 г. в 18 субъектах РФ, а с 2012 г. — во всех субъектах РФ). Несмотря на то, что

Ярославская область первоначально не входила в список субъектов, участвующих в апробации комплексного учебного курса ОРКСэ, позже, в связи с 1000-летием Ярославля, она президентским указом включается в экспериментальную работу. Для согласования действий по внедрению учебного курса «Основы православной культуры» всеми заинтересованными сторонами этого процесса при посредничестве Ярославской епархии создается координационный совет. Наряду с представителями теологического отделения ЯГПУ и Ярославской духовной семинарии заметную роль в работе совета сыграл и педагогический факультет.

Следует отметить, что 2009 г. был отмечен для педагогического факультета началом сотрудничества с Ярославской духовной семинарией. Это выразилось в проведении совместных студенческих занятий, образовательных семинаров и собраний для родителей. Широкий резонанс получило проведение показательных уроков по религиозно-культурной проблематике не только для педагогов, но и для родителей учащихся, представителей местной власти и органов управления образования. Выявлялись возможности ведения уроков по основам ОПК не только будущими учителями, но и будущими священнослужителями. Принципиальным выводом стал следующий: учителю необходима поддержка священника в изучении религиозно-духовных вопросов, а священнику нельзя игнорировать психолого-педагогические особенности учебно-воспитательного процесса.

С 2011 г. устанавливаются сотруднические отношения между студентами педагогического факультета и теологического отделения ЯГПУ. Выражением этих отношений стало проведение международной научной конференции, посвя-

щенной выявлению путей и средств подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся в контексте новых образовательных стандартов. Основными организаторами выступили кафедра методики преподавания филологических дисциплин педагогического факультета и кафедра теологии ЯГПУ. Вместе с тем, отличительной особенностью этой конференции стало то, что в ней удалось задействовать студентов и преподавателей всех факультетов Ярославского педагогического университета.

2012 учебный год начался для студентов пятого курса педагогического факультета ЯГПУ школьной практикой, в содержание которой вошло и проведение уроков по основам православной культуры. Положительная оценка учителями и методистами студенческих уроков стала главным итогом пройденного пути в подготовке педагогических кадров по учебному курсу ОПК

Примечания:

1. На пути к соработничеству. Воскресная газета. 2000. - № 3. - январь.

2. Репкин В. В. Русский язык. В 4-х кн. Харьков. - М., 1994. Учебник для 1 класса. 125 с.; Учебник для 2 класса. 153 с.; Учебник для 3 класса. Ч.1. 147 с., Ч.2. 174 с.

3. Сборник тезисов выступлений участников конференции, посвященной 2000-летию Христианства. Составители: М. Н. Поволяева, Т. Л. Кайванова. М., 2000. Ч.1. 79 с.

4. Ушинский К. Д. Основная идея народного образования. Избр. Пед. Соч. М., 1954. Т.2.

5. Чернега К.А. Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М., 2000. 35 с.

6. Чутко Н. Я., Родионова Л. Е. Твоя Россия: Учеб. хрестоматия по истории: 3-й кл.. М., 1997. 263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.