Научная статья на тему 'К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования»'

К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования»»

К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования»

To results of the regional seminar «Ways to create uniform spiritual and moral space of modern education»

В этом году празднование Дня славянской письменности и культуры было отмечено в Ярославском педагогическом университете проведением регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования». Инициаторами семинара выступили кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин и кафедра теологии, совместно разрабатывающие проблему путей построения духовно-нравственного образовательного пространства развития личности в современный условиях религиозно-культурного просвещения.

Основными задачами семинара стали

— оценка состояния преподавания учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в школах региона;

— обмен опытом по взаимодействию государственных образовательных организаций и духовных заведений в создании единого духовно-нравственного образовательного пространства развития личности;

— определение перспектив Договора о сотрудничестве Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского с Ярославской митрополией.

К организации регионального семинара, помимо Я ГПУ. подключились Ярославская митрополия и Департамент образования Ярославской области.

Семинар состоялся 30 мая 2018 г. и собрал почти 150 участников: педагогов в лице руководителей районных методических объединений по изучению в школах основ религиозных культур и светской этики, представителей профильных методических служб различного уровня, учителей-предметников, а также сотрудников епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии, священников. Вузовское сообщество было представлено преподавателями, аспирантами, магистрантами, сту-

дентами ЯГПУ им К. Д. Ушинского и Ярославской духовной семинарии.

Открывая региональный семинар, ректор ЯГПУ М. В. Груздев обозначил проблему восстановления воспитательных приоритетов современного российского образования в контексте национально-культурных традиций. Отметив, что эти традиции всегда соотносились с нравственными ценностями православия. М. В. Груздев подчеркнул заметную роль кафедры теологии в актуализации вопросов духовно-нравственного воспитания будущих педагогов, в их подготовке к духовно-просветительской деятельности, в оздоровлении духовно-нравственного климата жизни студенческой молодежи.

Выступление М. В. Груздева было поддержано С. В. Астафьевой, первым заместителем директора Департамента образования Ярославской области. Дав в целом положительную оценку практике духовно-нравственного воспитания ярославских школьников в процессе изучения ими учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». С. В. Астафьева привлекла внимание участников семинара к необходимости формирования духовно-нравственного облика учителя, его религиозно-культурной компетентности для продуктивного взаимодействия с детьми, их родителями в условиях поликультурного и конфессионально неоднородного российского общества. Доклад С. В. Астафьевой был дополнен сообщениями сотрудников Института развития Ярославской области, Городского центра развития образования, в которых акцентировалась мысль о том, что успешность подготовки современного учителя для духовно-нравственного воспитания современных школьников, а также решение кадровой проблемы в преподавании основ религиозных культур и светской этики напрямую зависит от согласованности усилий государственных образовательных структур и духовных ведомств в организации этой работы. Конкретными фактами и примерами такого сотрудничества были наполнены последующие

© Лихоманов Н. И., Макеева С. Г., 2018

выступления представителей общеобразовательных и православных, в том числе воскресных, школ, информационно-культурных служб Ярославского региона (МОУ СОШ № 7 г. Тутаева, Ивановской общеобразовательной школы Борисоглебского района, Информационно-образовательного центра г. Рыбинска и др.).

Приглашенный для участия в региональном семинаре о. Герман Демидов, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, привел данные по содержанию конфессионального компонента школьного образования в различных регионах России. Полемически заострив понятие светскости образования в смысле его равноудаленности от различных конфессий и отсутствия конфессиональных предпочтений, о. Герман Демидов подчеркнул принципиальную позицию Русской православной церкви, заключающуюся в консолидации российского общества, соблюдении права на свободу совести. Вместе с тем, определив в качестве обязательного условия укрепления межконфессионального согласия религиозно-культурную образованность подрастающего поколения, о. Герман связал перспективы школьных учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с возможностями разработки программы и учебно-методического обеспечения этой образовательной области вплоть до девятого класса основной школы. По его мнению, для создания единого духовно-нравственного пространства современного школьного образования большое значение приобретает определение инварианта религиозно-культурного просвещения как базовой части школьного образовательного стандарта, который должен реализовываться в светских школах и православных гимназиях.

Н. И. Лихоманов (епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), заведующий кафедрой теологии педагогического факультета ЯГПУ, сосредоточился в своем выступлении на поставленной перед служителями Русской православной церкви задаче социального служения и повышенном внимании к студенчеству как наиболее интеллектуально зрелой и общественно активной части российской молодежи. Включение в содержание вузовской подготовки теологического образования должно способствовать удовлетворению духовных запросов молодых людей и выстраиванию ими своих ценностных ориен-таций. С момента открытия на базе ЯГПУ теоло-

гического отделения, несмотря на определенные трудности в кадровом обеспечении и материально-техническом оснащении кафедры теологии, число выпускников-теологов приближается к двумстам. Раскрывая возможности осуществления ими педагогической деятельности (духовно-просветительские и миссионерские центры, православные гимназии и воскресные школы), Н. И. Лихоманов вынес на обсуждение вопрос о возникающих трудностях при трудоустройстве теологов в общеобразовательные государственные школы. Между тем квалифицированное преподавание основ религиозных культур и светской этики, предусмотренное школьным образовательным стандартом, требует наличия у педагогов определенного теологического образования. Остановившись на формах повышения квалификации, организуемых кафедрой теологии для преподавателей основ религиозных культур и светской этики, Н. И. Лихоманов особо выделил открытие в 2012 г. профильной магистратуры на базе педагогического факультета ЯГПУ. В рамках магистерских исследований не только обобщается и систематизируется опыт образовательных учреждений региона в религиозно-культурном просвещении и духовно-нравственном воспитании школьников, но и выдвигаются оригинальные педагогические идеи, выстраивается новая научно-методическая область по обучению и воспитанию школьников в процессе изучения ОРКСЭ.

В своем видении путей создания духовно-нравственного образовательного пространства Н. И. Лихоманов раскрыл ведущие направления и формы сотрудничества преподавателей кафедры теологии и сотрудников Рыбинской епархии с педагогическими коллективами муниципальных образовательных учреждений. Вместе с тем для преодоления «местечковости» этой работы было высказано предложение о придании ей более системного характера на основе расширения Договора о сотрудничестве ЯГПУ им К. Д. Ушинского с Ярославской митрополией за счет присоединений к этому договору Рыбинской и Переславской епархий. Данное предложение было поддержано присутствующими на семинаре руководителями отделов религиозного образования и катехизации всех епархий Ярославской митрополии.

По результатам заслушанных докладов, их обсуждения в рамках «круглого стола» была принята резолюция семинара, включающая ряд положений:

К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства современного образования»

1. Участники состоявшегося регионального семинара подтверждают приверженность традиционным духовным ценностям, отечественным культурно-образовательным устоям и осознают необходимость более тесной координации усилий Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Департамента образования Ярославской области и Ярославской митрополии в религиозно-культурном просвещении и духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

2. Рассматривая существующее «Соглашение о сотрудничестве между ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского" и Ярославской Епархией Русской православной церкви» как свидетельство признания роли православия в духовно-культурной жизни России, участники семинара считают возможным расширение содержания этого соглашения за счет привлечения к его реализации Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии. Стратегия выстраивания возможного сотрудничества опирается, с одной стороны, на принципы светского характера государства и его образовательных институтов, с другой - на базовые положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» как долгосрочной программы общественного служения в образовании и воспитании подрастающего поколения для сохранения духовно-нравственного облика нации, ее историко-культурного наследия и развития традиций милосердия и благотворительности.

3. Региональное собрание ходатайствует перед Департаментом образовании Ярославской области о включении в число приоритетных направлений инновационной педагогической деятельности проектов по духовно-нравственному воспитанию, религиозно-культурному просвещению на различных образовательных ступенях и обеспечении более широкой апробации разрабатываемых проектов на базе образовательных учреждений в статусе экспериментальных площадок.

4. Заслуживает изучения и распространения опыт сотрудничества общеобразовательных школ и православных гимназий в духовно-нравственном воспитании учащихся на основе составления совместных программ внеурочной и внешкольной деятельности.

5. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов следует поощрять опыт заключения двусторонних договоров о взаимодействии муниципальных округов и благочи-

ний в курировании епархиальными отделами религиозного образования и катехизации программ повышения квалификации учителей, преподающих учебный курс «Основы православной культуры».

Для объединения усилий в создании единого духовно-нравственного образовательного пространства участники семинара выразили готовность поддерживать на региональном уровне педагогические акции, форумы, мероприятия, инициированные кафедрой теологии ЯГПУ совместно с Рыбинской епархией в рамках Договора о сотрудничестве, такие как

— конкурс методических работ студентов, вузовских преподавателей, практикующих педагогов (дошкольного образования, общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий и духовных центров) по решению в едином педагогическом «поле» актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания, религиозно-культурного просвещения детей и молодежи;

— междисциплинарная олимпиада на краеведческом материале по истории и современному состоянию православной культуры России для школьников, обучающихся в различных типах общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, в том числе негосударственных (воскресных школах, духовных центрах). с целью удовлетворения духовно-культурных и познавательных запросов подрастающего поколения;

— патриотические акции (фестивали, реконструкции исторических событий) по актуализации традиционного национального нравственного идеала на примерах воинского служения Отечеству знаменитых земляков, причисленных к лику святых (Ф. И. Ушаков, кн. Василько-Ростовский);

— собрания межвузовского студенческого и общественно-молодежного сообщества для обсуждения проблем духовной жизни современной молодежи, организация социально-культурных мероприятий к памятным датам отечественной истории, обмен публикационными материалами;

— совместные благотворительные акции («Белый цветок». «Территория добра»), организуемые общеобразовательными учреждениями и духовными организациями, религиозно-культурными центрами.

Н. И. Лихоманов, С. Г. Макеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.