УДК 37
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ
© Евгений Викторович ТАРАТОРИН
Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел. Российская Федерация, аспирант, кафедра режиссуры театрализованных представлений, преподаватель, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности реализации авторской педагогической программы гражданско-патриотического воспитания молодежи в процессе организации и проведения литературнохудожественных праздников, разработаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению гражданско-патриотического воспитания молодежи в процессе проведения литературно-художественных праздников.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание; литературно-художественный праздник; авторская педагогическая программа; организационно-педагогические условия.
Современные условия, в которых находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения гражданского и патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Сегодня по-прежнему остается нерешенной проблема организации системы воспитательных мероприятий, ориентированных на формирование у молодежи гражданственности и патриотизма, трудолюбия, нравственности,
любви к Родине и к своему краю, семье, окружающей природе.
Выявленная проблема в определенной мере обусловливает некоторые обострившиеся сегодня негативные социальные тенденции: молодые люди не интересуется историей, культурой и традициями родного края, своего Отечества; равнодушно относятся к проблемам и особенностям развития современного общества и государства, у молодежи отсутствует убеждение в необходимо-
сти защиты национальных интересов России, возрождения ее былой силы и могущества, и зачастую они не желают выполнять гражданский и воинский долг по защите Родины.
Как известно, гражданские и патриотические чувства развиваются из любви к родному краю, к его историко-культурному и природному потенциалу, духовно-нравственному и литературно-художественному наследию. Именно знакомство с региональными особенностями предоставляет возможность молодому человеку проникнуться величием трудовых свершений и военных подвигов земляков, почувствовать красоту природы родного края, обогатиться знаниями и новыми впечатлениями, поучаствовать в общественно полезной деятельности.
Литературно-художественные праздники, представляя собой одно из ведущих направлений краеведческой деятельности, прививают личности чувства гражданственности, патриотизма, усиливают любовь к род-
ному краю. Всеобъемлющий характер воспитания гражданственности, охватывающего все стороны жизни человека, предполагает поиск средств, способных гармонично и целостно воздействовать на личность. Посещение подрастающим поколением литературнохудожественных праздников подразумевает не только получение им знаний о литературном прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своей малой Родины, о сохранении ее культурного и природного наследия.
Решению сложившихся проблем и противоречий посвящена авторская педагогическая программа «Литературно-художественный праздник как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи» по гражданско-патриотическому воспитанию
молодежи в процессе организации и проведения литературно-художественных праздников.
Авторская педагогическая программа адресована учащимся старших классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, студентам средних специальных и высших учебных заведений, специалистам культурно-образовательных учреждений разного типа, занимающимся организацией и показом различных литературно-художественных праздников.
В основу реализации программы положены различные средства, формы и методы социально-культурной деятельности, подразумевающие включение молодежи в образовательно-познавательные, творческие и анимационно-педагогические мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Непосредственными объектами, испытывающими на себе целенаправленное педагогическое воздействие программы, явились молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет -участники творческого клуба «Литературное наследие» Дворца пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина и Дворца культуры профсоюзов г. Орла. Реализация программы осуществлялась на протяжении 6 месяцев с регулярностью проведения занятий 2-3 раза в неделю.
Целью данной программы послужила организация активной и долговременной педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи,
созданию условий для освоения молодыми людьми важнейших духовно-нравственных ценностей и повышению их гражданско-патриотической активности, выработке положительных качеств личности, проявленных в интересах общества и Отечества.
Авторская педагогическая программа направлена на решение комплекса задач:
- целенаправленное воспитание личности в духе гражданственности, патриотизма и социальной активности;
- формирование потребности в приобщении молодежи к высоким духовно-нравственным и культурным ценностям с целью их дальнейшего развития; освоение культурного и литературно-художественного наследия страны и своего края, его традиций и исторического прошлого;
- создание условий для формирования у молодых людей знаний об историко-культурных, литературных и ландшафтных объектах региона, знакомство с жизнью и творчеством орловских писателей и поэтов, их литературными произведениями и героями;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, истории и культуре своего края; убежденности в необходимости охраны и защиты историкокультурных, литературных и ландшафтных памятников; заинтересованности в сохранении и популяризации культуры региона;
- формирование у молодых людей стремления и умения активно и культурно проводить свой досуг; выработка потребности в общении, обмене мнениями, обсуждении вопросов, касающихся жизни и творчества своего выдающегося земляка (писателя, поэта, культурного деятеля);
- разработка теоретических и практических рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
Авторская педагогическая программа «Литературно-художественный праздник как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи» состоит из четырех блоков: образовательно-информационного, твор-ческо-инициативного, познавательно-ознакомительного и анимационно-педагогического. На освоение каждого блока программы отведено соответствующее количество часов и форма зачетного мероприятия.
Процесс изучения каждого блока программы представляет собой своеобразную
педагогическую систему гражданско-патриотического воспитания. Данная система выражается в единстве и совокупности целей и задач, содержания, принципов, методов и средств и обеспечивает целостное, организованное, непрерывное, активное воздействие в рамках воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение молодежи с целью выработки у последних гражданско-патриотических качеств, взглядов, убеждений, социальной активности.
Первый образовательно-информационный блок программы под общим названием «Историко-культурное наследие Орловского края» имеет тематическое строение и реализует три направления:
1) «История Орловского края с древности до наших дней»;
2) «Музеи и дома-усадьбы как составная часть культурного наследия Орловщины»;
3) «Жизнь и творчество выдающихся писателей-орловцев».
Такое построение блока позволяет создать различные модели программы для творческого клуба, варьировать ее содержание, распределять тематический материал разными способами.
Первый раздел блока «История Орловского края с древности до наших дней» раскрывает основные исторические этапы развития Орловщины, особенности культурной среды и быта родного края. Содержание раздела состоит из пяти ключевых тем, в полной мере отражающих специфику историкокультурного развития Орловского края на протяжении многих столетий.
Второй раздел «Музеи и дома-усадьбы как составная часть культурного наследия Орловщины» содержит информацию о наиболее значимых объектах культурного наследия края, в полной мере воссоздающих в своих экспозициях колорит исторических событий и атмосферу конкретной эпохи, транслирующих основные моменты жизненного и творческого пути орловских писателей и поэтов. Данное направление программы предполагает ознакомление с важнейшими функциями музеев, их классификацией, историей возникновения и пополнения экспозиций.
Содержание третьего направления «Жизнь и творчество выдающихся писате-лей-орловцев» знакомит участников творче-
ского клуба с основными этапами жизненного и творческого пути писателей и поэтов, относящихся к Орловскому краю, их бесценным вкладом в художественную литературу и мировую культуру в целом. Участники самостоятельно отбирают соответствующую информацию и теоретический материал по заданной теме, анализируют литературоведческие работы современных исследователей.
Второй творческо-инициативный блок программы предусматривает выполнение участниками творческого клуба различных творческий заданий, связанных с теоретическим материалом, изученным ими в ходе освоения предыдущего информационно-образовательного блока.
Участники проявляют уровень освоенных знаний, творческую фантазию, умение импровизировать, высказывать собственную точку зрения, аргументированно и обоснованно защищать свой творческий проект. Организатор разрабатывает порядок и содержание воспитательного мероприятия, координирует процесс проведения занятия с учетом поэтапного изучения материала.
Приведем примеры некоторых воспитательных мероприятий, проводимых на стадии реализации творческо-инициативного блока. Среди них - беседа «Значение произведений писателей-орловцев для отечественной и мировой литературы», творческий конкурс на лучший плакат «Что значит для меня творчество писателей-орловцев?», конкурс чтецов произведений писателей-орловцев, диспут на тему «И.С. Тургенев -«Спасское-Лутовиново: родина или место приюта писателя?», мини-спектакль по произведения писателей-орловцев, «круглый
стол» «Проблемы возрождения и сохранения историко-культурного и литературно-художественного наследия края», творческий конкурс на лучшее авторское стихотворение или прозу на тему: «Я и И.С. Тургенев» и др.
Реализация третьего познавательноознакомительного блока педагогической программы предусматривает ознакомление участников творческого клуба с памятниками истории и культуры, ландшафтными зонами и историко-культурными заповедниками в ходе их посещения. На первом этапе участники совершили экскурсии по местам боевой и воинской славы, почтили памятни-
ки воинам и героям Великой Отечественной войны, расположенные на территории г. Орла.
Второй этап данного блока посвящен организации экскурсий по знаменитым литературным местам и памятникам истории и культуры г. Орла, которые связаны с именами выдающихся литераторов: стела А.М. Горького, памятник С.А. Есенина, бронзовый поясной бюст А.А. Фета, бронзовый бюст А.С. Пушкина, памятник Н.С. Лескова, памятник И.С. Тургенева и памятник И.С. Тур-генева-охотника и др.
Посещение каждого из памятников сопровождается подробным рассказом экскурсовода об истории их возникновения.
На третьем этапе при разработке познавательно-ознакомительных мероприятий организаторы программы уделяют особое внимание посещению известных литературных домов-музеев и музеев-заповедников, расположенных на территории г. Орла и области: Орловского объединенного Государственного литературного музея им. И.С. Тургенева, дома-музея Л.Н. Андреева, дома-музея Н.С. Лескова, музея И.А. Бунина, дома Т.Н. Грановского, музея писателей-орловцев, музея-заповедника И.С. Тургенева «Спас-ское-Лутовиново».
В каждом доме-музее вниманию участников творческого клуба предлагаются различные тематические экспозиции, раскрывающие жизнь, творчество и литературное наследие великих писателей и поэтов Орловщины, здесь собраны уникальные личные вещи, черновики и рукописи литературных гениев.
Четвертый анимационно-педагогический блок программы предусматривает как непосредственное участие участников творческого клуба в организации и проведении литературно-художественных праздников, так и активное их посещение с обсуждением и анализом просмотренного культурного мероприятия.
Данный блок авторской программы состоит из трех этапов:
1) организации и проведения литературно-художественного вечера «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного...», посвященного жизни и творчеству И. А. Бунина;
2) организации и проведения Фетовско-го праздника поэзии «Целый мир от красоты», посвященного творчеству А.А. Фета;
3) организации и проведения литературно-художественного праздника «Эта вера, надежда, любовь.», посвященного творчеству И.С. Тургенева.
После каждого этапа анимационно-педагогического блока подводятся промежуточные итоги. Беседа-интервью со зрителями-участниками литературно-художественных праздников была нацелена на выявление их отношения к празднику.
Организатор беседы-интервью выделяет положительные и отрицательные стороны проведенного праздника, при этом он моделирует «ситуацию успеха» последующего праздника и разрабатывает необходимые педагогические рекомендации.
В ходе проводимого нами исследования были разработаны организационно-педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению гражданско-патриотического воспитания молодежи в процессе организации и проведения литературнохудожественных праздников:
- организация воспитательно-образовательной, ценностно-ориентирующей, творчески развивающей работы;
- формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств молодежи через организацию воспитательнообразовательной, ценностно-ориентирующей, творчески развивающей работы с молодыми людьми;
- включение молодых людей во вне-учебную, творческую и гражданско-патриотическую деятельность в процессе организации и постановки различных видов и форм литературно-художественных праздников;
- учет конкретной исторической, педагогической ситуации общественного развития и возможностей социальной среды, позволяющий организовать комплексное целевое воздействие на личность при активном ее включении в социально-воспитательную и организационно-педагогическую среду литературно-художественного праздника;
- обеспечение неразрывного единства
процессов воспитания и самовоспитания молодежи, возможностей самореализации личности в процессе организации и проведения литературно-художественного праздника.
Это единство реализуется в ходе осуществления четырех основных этапов процесса организации и проведения литературно-художественного праздника: информационнометодического и организационно-постановочного этапов, а также этапов проведения мероприятия и подведения итогов работы;
- информированность молодежи об основных положениях нормативно-правовых документов по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения (концепций, федеральных и региональных целевых программ, проектов и положений);
- разработка и реализация авторской
программы гражданско-патриотического
воспитания молодежи в процессе организации и проведения литературно-художественного праздника, которая служит основой для создания педагогических проектов и программ, реализуемых в деятельности учебных заведений и учреждений культуры и досуга. Этот процесс способствует организации эффективной творческой, социально-активной и инициативной деятельности молодежи в
среде литературно-художественного праздника.
Таким образом, реализация разработанной нами педагогической программы «Литературно-художественный праздник как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи» по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в процессе организации и проведения литературнохудожественных праздников способствует организации целенаправленной и планомерной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, созданию необходимых организационно-педагогических условий для приобщения молодежи к важнейшим духовно-нравственным ценностям и повышению гражданско-патриотической активности молодых людей, выработки у них положительных качеств, проявляющихся в интересах общества и Отечества.
Поступила в редакцию 18.05.2012 г.
UDC 37
REALIZATION FEATURES OF AUTHOR’S PEDAGOGICAL PROGRAM OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH WITHIN ORGANIZATION AND HOLDING OF LITERARY AND ART HOLIDAYS
Yevgeniy Viktorovich TARATORIN, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Post-Graduate Student, Direction of Dramatized Representations Department, Lecturer, e-mail: [email protected]
In the article the features of realization of the author’s pedagogical program of civil and patriotic education of youth in the course of the organization and literary and art holidays are considered, the organizational and pedagogical conditions promoting effective implementation of civil and patriotic education of youth in the course of carrying out literary and art holidays are developed.
Key words: civil-patriotic education; literary and art holiday; author’s pedagogical program; organizational and pedagogical conditions.