Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

ИДЕОЛОГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / УЗКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / FUNCTION OF THE STATE / IDEOLOGICAL CONSTRUCTIONS / NARROW RATIONALISM / LEGAL FORCE / CIVILIZATIONAL VALUE / SOCIAL WAY OF LIFE / WORLD VIEW / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернявский А.Г.

В предлагаемой статье автор обосновывает положительную роль для государства и права идеологии, способной активизировать здоровые качества народа в ответ на вызов времени, которая может раскрываться лишь с учетом состояния народа. Поиск оптимальных решений возможен при обязательном признании как светлого, так и темного начала в человеке, в человеческой природе и создании условий, благоприятствующих раскрытию лучшего в ней. Идеология, утверждающая фундаментальные ценности жизни, составляет основу таких условий. Одновременно автор обосновывает позицию, что перемежающаяся с идеологией сфера ценностей, культуры, духовной жизни представляет собой огромную территорию, на которой и в мирное время происходят столкновения, ожесточенная борьба идей, идеологий, наблюдаются мощные движения, осуществляются идеологические агрессии, определяющие судьбы народов, их культуру, веру, а также состояние государства и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY AND WORLDVIEW IN SHAPING LEGAL AWARENESS AND POLITICAL THOUGHT

In the proposed article the author substantiates the positive role for the state and the law of ideology, capable of activating the healthy qualities of the people in response to the challenge of time, which can be revealed only taking into account the state of the people. The search for optimal solutions is possible with the obligatory recognition of both the light and the dark principle in man, in human nature and the creation of conditions conducive to the disclosure of the best in it. Ideology, which affirms the fundamental values of life, is the basis of such conditions. At the same time, the author substantiates the position that the sphere of values, culture, spiritual life interspersed with ideology is a huge territory in which clashes occur in peacetime, a fierce struggle of ideas, ideologies, powerful movements are observed, ideological aggressions are carried out that determine the fate of peoples, their culture, faith, as well as the state of the state and law

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ЧЕРНЯВСКИЙ А.Г,

доктор юридических наук, профессор, ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского института

документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)

е-таИ: mail@law-books.ru

ИДЕОЛОГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация. В предлагаемой статье автор обосновывает положительную роль для государства и права идеологии, способной активизировать здоровые качества народа в ответ на вызов времени, которая может раскрываться лишь с учетом состояния народа. Поиск оптимальных решений возможен при обязательном признании как светлого, так и темного начала в человеке, в человеческой природе и создании условий, благоприятствующих раскрытию лучшего в ней. Идеология, утверждающая фундаментальные ценности жизни, составляет основу таких условий. Одновременно автор обосновывает позицию, что перемежающаяся с идеологией сфера ценностей, культуры, духовной жизни представляет собой огромную территорию, на которой и в мирное время происходят столкновения, ожесточенная борьба идей, идеологий, наблюдаются мощные движения, осуществляются идеологические агрессии, определяющие судьбы народов, их культуру, веру, а также состояние государства и права.

Ключевые слова: функция государства, идеологические конструкции, узкий рационализм, юридическая сила, цивилизационное значение, общественный уклад, миро-воззрение, правовое сознание.

CHERNYAVSKY A.G,

Doctor of Law, Professor, scientific Secretary of the All-Russian research Institute of document science and archives

THE IDEOLOGY AND WORLDVIEW IN SHAPING LEGAL AWARENESS

AND POLITICAL THOUGHT

Annotation. In the proposed article the author substantiates the positive role for the state and the law of ideology, capable of activating the healthy qualities of the people in response to the challenge of time, which can be revealed only taking into account the state of the people. The search for optimal solutions is possible with the obligatory recognition of both the light and the dark principle in man, in human nature and the creation of conditions conducive to the disclosure of the best in it. Ideology, which affirms the fundamental values of life, is the basis of such conditions. At the same time, the author substantiates the position that the sphere of values, culture, spiritual life interspersed with ideology is a huge territory in which clashes occur in peacetime, a fierce struggle of ideas, ideologies, powerful movements are observed, ideological aggressions are carried out that determine the fate of peoples, their culture, faith, as well as the state of the state and law.

Key words: function of the state, ideological constructions, narrow rationalism, legal force, civilizational value, social way of life, world view, legal consciousness.

Развитие любой науки основывается на постоянном обогащении ее новыми идеями, взглядами, подходами. Но, к сожалению, оценивая сегодняшнее состояние науки, приходится констатировать наличие кризисных явлений в современном правосознании и политической мысли, вызванных глубокими преобразованиями, которые переживают политические формы обновленного общества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Не то, чтобы наблюдался упадок жизни и мысли, скорее наоборот, чувствуется особое оживление, ибо нарождается новая жизнь, не вписывающаяся в существующие теории, а теории, установившиеся, десятки и сотни лет всеми признанные, колеблются, перестают отвечать действительности, перестают, употребляя модное теперь слово, быть ей адекватными. Как следствие - требуется построение новых. Но новые теории еще не созданы, лишь проявляется

необходимость ломки стереотипов, пересмотра давно признанных принципов, отыскание новых руководящих идей [1].

В этой связи идеологическая неопределенность, подавленность духовных, ценностных устремлений обрекают народ на пассивность, угрожают нравственной, политической, экономической безопасности страны. Нельзя забывать, что СССР был разрушен без единого выстрела. Никакая организация общества, в том числе средствами государства и права, не может быть достигнута без принимаемой большинством идеологии.

Стремление понять цели и назначение государства и права издавна удовлетворялось обращением к своим корням, духовными исканиями. Идеология в мировоззрении с ценностями и идеалами вбирает в себя представления об исходно-природных основаниях жизни в их цивилиза-ционном своеобразии и согласовании с требованиями времени. Роль идеологии, которая сплачивала и направляла движение народов, освещала и освящала их путь, помогала жить, выполняли как религии, так и рационалистически построенные учения, содержащие поступательно ориентированное мировоззрение. Идеология, противостоящая безверию, сиюминутной выгоде, произволу и хаосу, признается путеводной звездой в жизни народа.

Однако возобладание узкого рационализма, крах или умаление ряда идеологических построений вселили в нас равнодушие, недоверие и даже отрицательное отношение к идеологии. Например, в Философском энциклопедическом словаре можно прочесть: «В настоящее время понятие идеологии употребляется почти исключительно как характеристика неистинного мировоззрения, предназначенного для обмана...» [2].

За идеологией закрепился штамп: она иллюзорная, искаженная, извращенная форма сознания. Ее ущербность видится в зашоренно-сти, догматизме, сектантстве, в нетерпимости к иным взглядам, она «сводит многообразие совокупного духовного опыта к единой точке», как абстрактная идея «железным обручем сковывает сознание и тут же начинает навязываться в качестве единственно правильной и обязательной для всех», «подчиняется политическим целям, становится инструментом политики». Критика в адрес идеологий не лишена оснований: они идеалистичны, подчас выдают желаемое за реальное. Но противоположное им: если Бога нет, если вне и внутри нас нет Высшего закона, то все дозво-лено, а рядом стоит бессмысленность бытия.

Вместо идеологии подчас предлагается использовать «истинное ми-ровоззрение» с «полифонией во всеохватывающем взгляде на реальность», решать практические задачи, подчиняя сознательную деятельность реализму и прагматизму. Идеология противопоставляется мировоззрению, которое «тем и отличается от идеологии, что по своему содержанию является сознанием универсальным, вырабатывает целостный взгляд на мир» [3].

Следует отметить, что существенные преобразования коснулись не только общественного уклада, но и процессов регуляции общественной жизни [4]. К примеру, смытое социализмом частное право возрождается, однако еще недостаточно укрепилось. Что же препятствует вхождению в жизнь явления, имеющего цивилиза-ционное значение, принимаемого как всеобщая ценность, и что необходимо предпринять, чтобы устранить эти препятствия? В такой ситуации вполне справедливо возникает вопрос о возможности использования многовекового опыта монархической России, в которой свято чтилась частная собственность. Однако существовавшее до революции частное право, построенное на римских индивидуалистических принципах не может быть, как ранее, использовано в современных условиях. И подобных примеров из российской действительности найдется немало.

В подмене идеологии мировоззрением не вполне отрицаются идеалы и конкретизирующие их идеи и цели, ради которых стоит жить. Признается даже и то, что «все наше сознание фатально идеологично, идеологии существовали и будут существовать, они есть и не могут не быть». Все же в смещении внимания с идеологии на мировоззрение заметно стремление подвинуть наше сознание, симпатии и интересы от идеального и веры в лучшее к рационализму в реализме и прагматизме. «И зачем искать смысл, когда истина и ложь, добро и зло равно востребованы? Примем же и полюбим их такими, каковы они есть, наполним их всеми наслаждениями, доступными нам, и будет легко и приятно...» [5].

Существующие в мире идеологические конструкции глобализма, геополитики, столкновения цивилизаций, всемирного господства свободы в западном варианте с обществом потребления, не учитывающие внутренних, глубинных основ российской жизни, не дают прочного и широкого основания для подъема народного духа в преодолении трудностей кризиса и надлома, вызванных перестройкой.

В литературе рассматривается воздействие государства и права на экономику, политику, права человека, но весьма скупо или вовсе не говорится об их отношении к духовной жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Утверждается правило плюрализма. Лишь ограниченно, вопреки вульгарно-либеральной догме и под давлением реальных условий жизни государство поддерживает патриотические настроения населения, принимает меры по укреплению семейных устоев, обращает внимание на социальную сферу; получает признание необходимость взаимодействия государства и церкви. Но и по сей день государство неспособно дать неверующим то духовно-целостное, умиротворяющее и вдохновляющее, что равно религиям.

Среди идеологических течений современного общества выделяются такие общие их составляющие, как дарвинизм, материализм, либерализм и религии. Но дарвинизм говорит лишь о происхождении видов, материализм - о материальной стороне жизни, либерализм - о высшей ценности человека и его свободы. Они, безусловно, значительны в сегодняшнем миропонимании, но не могут быть целостными идеологиями. Верно, такую роль, плохо ли, хорошо ли, выполняют религии, всеохватывающе характеризующие мир и место человека в нем. Однако религии основываются на вере, зачастую лишены рациональных суждении выражаются в форме мистических представлений, нередко в искаженном виде изображают реальное и воспринимаются лишь частью населения. Другая часть общества в век космонавтики, компьютеров цифровых технологий, колоссальных информационных массивов и баз данных, стремится руководствоваться рациональным, ищет основания жизни в способностях разума осознать всю ее целостность в конкретных проявлениях, в мировоззрении и в идеологии. К тому же не трудно заметить, что объяснение процессов и закономерностей современного общества, его отдельных сфер и институтов нередко осуществляется путем умножения сущностей, имен, которые присваиваются тем или иным явлениям в многочисленных концепциях современного общества и сценариях его будущих трансформаций. Терминологическая палитра их довольно велика: информатизация, кибернетизация, цифровизация [6].

Именно закономерности, сокрытые всей толщей очевидностей, будучи познаваемы, помогают охватить единым взглядом вершину научного знания - целостность мироздания и места в нем своей страны, народа, человека и служебную роль государства и права.

В XX в. в государственной организации нашего общества четко выявилось два противоположных решения: в марксистской идеологии - предельный уровень централизации управления с направленностью на достижение социальной справедливости; в либеральной идеологии -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

максимальное ослабление государственности ради свободы личности. Оба решения содержат большой потенциал творческих возможностей народа, но обнаружили и резко отрицательные свои свойства. В одном случае (с 1917 г.) безмерная увлеченность идеей справедливости и силой государства в итоге завела в тупик; в другом (в 90-е годы) - неоглядное следование свободе и поражение в холодной войне чуть не стоило России самого ее существования. Вместе с тем противоположности обоих решений максимально способствуют пониманию необходимости отсечения отрицательных и возвышения, соединения положительных их свойств.

Рациональное наличествует как в либеральной, так и в марксистской идеологии, но в разной мере, формах и качестве. Либеральная идеология предполагает ослабленное, приниженное вмешательство государства в течение исторических процессов («запрещается запрещать», «государство - главный враг»); марксистская идеология ставит задачу решительного подчинения стихии рациональному началу («Нечего ждать милостей от природы, взять их у нее -наша задача»). Если мар-ксистская идеология в своем развитии привела к подавлению стимулов к труду с последующим застоем и разрушением СССР, то либеральная идеология со стихией рынка, например в период перестройки, приводит к резкой поляризации населения (бедные -богатые), обострению внутренних противоречий, сужению жизненных интересов до вещизма и гедонизма. Апофеозом либерализма стало общество потребления с ускоренным исчерпанием природного запаса жизни.

Либерализм и марксизм во многом противоположны, но друг без друга ничтожны. Оздоровленная сильная государственность должна создать наиболее благоприятные условия для раскрытия творческих возможностей личности ради процветания жизни, что и определяет общую направленность юридического знания.

Бесспорно, частные предприятия более эффективны, чем государственные, но столь же очевидно и то, что экономика страны не может обойтись без государственного сектора, без государственного регулирования и поддержки. Эта проблема поставила остро задачу возродить доверие частного сектора к государству. На этом пути, конечно, может быть эффективным государственно-частное партнерство. Коллективизм, представленный в природе государственного управления, дает конкурентное преимущество, и нередко поэтому против него направлено острие критики оппонентов.

Противоречивость основных устоев идеологий подчас приобретает наиболее резкие очер-

тания. Столкновение либеральной и марксистской идеологий стало генеральным противоречием XX в., что проявилось в противостоянии двух военно-политических блоков. В последнее время различия идеологических установок построения жизни позволяют говорить о «войне цивилизаций».

Крайности детерминизма и свободы воли в идеологии марксизма и вульгарного либерализма по-разному относятся к силе человеческого разума и стихийности исторического процесса, коллективизму и индивидуализму, будущему и текущим потребностям, утверждению коренных, фундаментальных ценностей жизни и ближайшим, непосредственным нуждам людей. Различия идеологических подходов проявляются в самых разных сферах общественной жизни, например в отношении к фундаментальным и прикладным знаниям, в целом к престижу науки и деловой хватке, наказанию и штрафам в уголовном праве или ЕГЭ в сфере образования [7].

Перемежающаяся с идеологией сфера ценностей, культуры, духовной жизни представляет собой огромную территорию, на которой и в мирное время происходят столкновения, ожесточенная борьба идей, идеологий, наблюдаются мощные движения, осуществляются идеологические агрессии, определяющие судьбы народов, их культуру, веру, а также состояние государства и права.

Наблюдается стирание граней военных и невоенных форм подавления противника. Подчинение чужой воле происходит без традиционного захвата территории, но путем смены куль-турно-цивилизационного кода народа. Применительно к России зреют, реализуются, встречают противодействие планы выкорчевывания из народа сознания его достойного места в истории. Это сопровождается подкупом в завуалированных формах, широким веером показных мероприятий, маскирующих главное, потаканием низменным инстинктам, вынужденными уступками во второстепенном, жестким давлением на решающих направлениях и захватом организационных центров, определяющих общий вектор движения культуры. Огромные усилия предпринимаются по радио и телевидению, да и в изобразительном искусстве, чтобы переделать «человека советского» в «человека западного». Что же касается «продвижения демократии по всему миру», то и об этом хорошо известно.

Рационализмом в идеологии, конечно, не исчерпывается наша жизнь. Достаточно сказать, что традиции и обычаи, продолжение рода, вся сфера художественного творчества, а также

верность своему долгу и Родине, самый инстинкт жизни и познания по большей части не укладываются в рамки рационалистических категорий и принципов.

Руководствуясь рациональным, в реалиях жизни юрист видит значение государства и права в служении людям. Для неверующих рационально обосновываемые Высший закон, смысл жизни, ценности жизни, в том числе справедливость и свобода, обеспечиваемые государством, правом, формируют духовность личности, укрепляют основания к жизни, дают перспективу, ведут в будущее.

Положительная роль идеологии, способной активизировать здоровые качества народа в ответ на вызов времени, раскрывается лишь с учетом состояния народа.

Поиск оптимальных решений возможен при обязательном признании как светлого, так и темного начала в человеке, в человеческой природе и создании условий, благоприятствующих раскрытию лучшего в ней. Идеология, утверждающая фундаментальные ценности жизни, составляет основу таких условий. Новое в нашей жизни сохраняет возможность, используя силу духа, нравственности и разума, искать пути и средства познавать, строить, радоваться.

Государство вместе с правом рассматриваются как генеральное средство, способное умерить провоцируемые вульгарным либерализмом притязания личности на безграничность свободы, на комфорт и роскошь с гибельной растратой духовных и материальных ресурсов человечества. Существенную часть идеологии жизни составляет осознание роли и значения государства и права в реализации справедливости, свободы и развития.

Россия находится на стыке Востока и Запада, в зоне цивилизационного разлома и движущихся навстречу цивилизаций, что требует от нее быть особенно внимательной к опасностям столкновения идеологий, а с тем иметь волю выстоять и раскрыть духовные возможности своих народов. Обновление, модернизация определяются не только внешним давлением, но и внутренними особенностями народов. Значительна и роль правящей элиты в определении составляющих идеологии и перспектив развития.

Политический анализ социально-демократического мировоззрения показывает нам призрак политического монстра, государства, в верховном управлении которого сосредотачивались бы не только все политические, но и хозяйственные функции, и от которого зависела бы жизнь граждан в ее самых последних, экономических проявлениях. Право человека на полный про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

дукт своего труда, на достойное существование, при сохранении личной свободы, может найти себе осуществление только в формах свободной кооперации.

Эволюция государства сопровождается стремлением найти политический строй, в котором существование прочной политической организации, этого необходимого условия культуры и прогресса, было бы соединено с сохранением индивидуальной свободы [8]. Политическая мысль очень долго отвечала на этот вопрос догмой народного суверенитета, предполагая, что демократическая форма правления и есть искомая идеальная форма. Однако исторический опыт показал, что деспотизм, подавленность личности и все губящий централизм одинаково возможны как при тирании, так и при господстве народа. Поэтому-то, кто бы ни был господином в государстве, необходимы гарантии личной свободы. До сих пор почти все виды действительных политических гарантий так или иначе сводятся к принципу разделения власти, т.е. федеративному принципу. В то время как действительными гарантиями являются: 1) корпоративный строй, где между государством и индивидом стоит сложная ткань социальных организмов, умеряющих давление из центра и гарантирующих индивида против абсолюстических тенденций центральной власти; 2) такая политическая организация, в которой воля и закон образуются как соглашение, компромисс и договор многообразных сил. Федеративный идеал указывает также единственно допустимый исход социально-экономическим тенденциям современной эпохи.

Список литературы:

[1] Чернявский А.Г., Червяков Н.Н. Обновленная теория государства (поиск новых концептов) // Государство и право. - 2019. - № 1. - С. 136 - 143.

[2] Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь.

- М., 1997.

[3] Чернявский А.Г., Роль и значение идеологии для государства и права. - М., 2016. - С. 4

- 10. - Сер. «Научная мысль».

[4] Кесаев С.М., Чернявский А.Г. Правовая политика в системе государственно-правовой действительности // Образование и право. -2018. - № 5. - С. 45 - 50.

[5] Косарев А.И. Идеология жизни в системности юридической науки // Росс. юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 8 - 17.

[6] Чернявский А.Г. Фундаментальные основы права: компаративистика в правоведении. - М., 2019. - С. 445 - 467.

[7] Чернявский А.Г. Влияние глобальных процессов на поиск новой парадигмы российского образования // Вестник ВНИИДАД. -2018. - № 2. - С. 49 - 61.

[8] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. -2015. - № 1 (13). - С. 10 - 49.

Spisok literatury:

[1] Chernyavskij A.G., Chervyakov N.N. Obnovlennaya teoriya gosudarstva (poisk novyh konceptov) // Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 1. -S. 136 - 143.

[2] Gubskij E.F., Korableva G.V., Lutchenko V.A. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M., 1997.

[3] Chernyavskij A.G., Rol' i znachenie ide-ologii dlya gosudarstva i prava. - M., 2016. - S. 4 -10. - Ser. «Nauchnaya mysl'».

[4] Kesaev S.M., Chernyavskij A.G. Pravo-vaya politika v sisteme gosudarstvenno-pravovoj dejstvitel'nosti // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 5. - S. 45 - 50.

[5] Kosarev A.I. Ideologiya zhizni v sistem-nosti yuridicheskoj nauki // Ross. yuridicheskij zhurnal. - 2011. - № 1. - S. 8 - 17.

[6] Chernyavskij A.G. Fundamental'nye osnovy prava: komparativistika v pravovedenii. -M., 2019. - S. 445 - 467.

[7] Chernyavskij A.G. Vliyanie global'nyh processov na poisk novoj paradigmy rossijskogo obrazovaniya // Vestnik VNIIDAD. - 2018. - № 2.

- S. 49 - 61.

[8] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii konstitucionnyh prav grazhdan v sfere osush-chestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo.

- 2015. - № 1 (13). - S. 10 - 49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.