И.ДЕОЛОГИЯ И БИБЛИОТЕКИ
УДК 316.75:021.1 А. М. Мазурицкий
Московский государственный институт культуры
В статье говорится о влиянии идеологических установок на библиотечное дело, об идеологизации работы библиотек в советский период и об участии библиотек в формировании коммунистического мировоззрения. Рассматриваются вопросы деидеологизации библиотечного дела, отказа от идеологических установок в постсоветский период. Обозначены негативные последствия отказа образовательных и культурно-просветительных учреждений от участия в процессе воспитания молодёжи. Ставятся вопросы о понятии «миссия библиотеки». Анализируется процесс перехода от «работы с читателем» к понятию «библиотечное обслуживание». Приводятся факты идеологизации украинских библиотек в настоящее время, об участии украинских детских и юношеских библиотек в формировании националистического мировоззрения. Обозначена необходимость участия российских библиотек в формировании гражданской позиции. Ключевые слова: идеология, библиотечное обслуживание, библиотеки, деидеологизация, нацизм, Украина, гражданская позиция.
A. M. Mazuritskiy
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
IDEOLOGY AND LIBRARIES
This article deals with the influence of ideological attitudes on librarianship. Here the questions of libraries ideologisation in the Soviet period and participation of libraries in the formation of a communist view are discovered. The questions of deideologization librarianship and rejection of ideological attitudes in the post-Soviet period are considered. Negative consequences of the educational and cultural institutions refusing in participation of youth upbringing are mentioned. Questions about the concept of "the mission of the library" are arised. The transition from the "work with the reader" to the concept of "library services" is analyzed. The facts of nowadays Ukrainian libraries ideologization and the participation of Ukrainian children and youth libraries in the formation of a nationalist view are given. The problems of Russian libraries need in participation of citizenship are identified.
Keywords: ideology, library services,library, deideologization, Nazism, Ukraine, citizenship, active citizenship.
За годы советской власти отечественные библиотеки сформировались как отдельный социальный институт, решавший чётко обозначенный круг задач на определённых этапах развития нашего государства. Эти задачи исходили из конкретных идеологических установок. Был накоплен значительный опыт работы по использованию ресурсов библиотек для «формирования коммунистического мировоззрения трудящихся» в борьбе против
«всех форм враждебной марксизму буржуазной и мелкобуржуазной идеологии» [1, с. 3].
Эти установки были внедрены не только в практику работы библиотек, но и в библиотечную науку и подготовку библиотечных кадров. Идеология определяла все направления деятельности библиотек: подбор кадров (особенно для библиотек системы политического просвещения), комплектование, формирование справочно-библиографического
МАЗУРИЦКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
MAZURITSKIY ALEKSANDR MIKHAILÜVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
© Мазурицкий А. М., 2015
аппарата, организацию работы с читателем и т.д. Таким образом, в сознании библиотекаря чётко обозначалась определённая идеологическая база, основы которой библиотека должна была распространять и внедрять всеми имеющимися средствами.
Здесь необходимо сделать краткий исторический экскурс. Не надо расценивать активное включение библиотек в сферу борьбы взглядов и идей как типичное порождение советской библиотечной системы. Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель в энциклопедическом словаре «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской» (1793) дал определение понятию «библиотека и библиотекарий» Говоря о профессии библиотекаря, В. Н. Татищев отмечал, что он «должен быть многих наук и разных языков... наученный, к тому же прилежный читатель». Мы не будем здесь приводить все положительные качества, которыми, по мнению В. Н. Татищева, должен обладать библиотекарь. Обратим внимание на то, что библиотекарю предписывалось «за выписывающими из сумнительных книг надзирать» и если читатель записывает не то, «к чему намерение объявил», заносить его «себе в секретный журнал» [1, с. 42—43].
Декабристы были первыми, кто обратил внимание на возможность использования библиотек в пропагандистской деятельности. Именно декабристы явились основателями библиотек Семёновского и Преображенского полков. И пока органы цензуры не взяли эти библиотеки под жёсткий контроль, они состояли из политических и философских сочинений, несущих в себе «вредное для государства начало» [1, с. 56]. С «лёгкой руки» декабристов библиотеки заняли прочное место в пропагандистской деятельности разночинцев, а потом рабочих и марксистских кружков. Таким образом, ещё до Октября 1917 года стали складываться особые принципы и подходы к использованию библиотек в агитационно-пропагандистской деятельности.
История не стоит на месте, и в конце 1980-х
— начале 1990-х годов начался процесс деи-деологизации отечественных библиотек. В период отказа от моноидеологии, библиотеки отказались от того, что долгие годы составляло стержневую основу их деятельности. Как отмечает Ю. П. Мелентьева: «был пересмотрен вопрос о статусе библиотеки в обществе, и в ходе многочисленных дискуссий, прошедших в этот период на страницах профессиональных изданий, из определения целей, задач, функций библиотеки была снята идеологическая составляющая, что нашло отражение в "Законе о библиотечном деле". Важнейшей задачей библиотеки была призвана задача обеспечения свободы доступа к информации» [3, с. 10].
Одновременно с этим из библиотечной терминологии исчез термин «работа с читателем», его заменило понятие «библиотечное обслуживание». Надо сказать о том, что не все библиотекари однозначно восприняли эти метаморфозы, так как увидели в этом снижение своего статуса, считая, что из «бойца идеологического фронта» библиотекарь превратился в работника сферы обслуживания, реализующего определённый перечень услуг.
В период поиска библиотеками своего предназначения в новых создавшихся условиях появилось такое понятие, как «миссия библиотек». Известный отечественный библиотековед А. Н. Ванеев предложил одно из определений этого понятия: «Это высшая идея предназначения библиотеки, её "суперцель". В соответствии с этим подходом, библиотека рассматривается на уровне абстрактного мышления как символ культуры, идеальное духовное начало общества, обеспечивающее сохранение и передачу культурного наследия, духовной памяти человечества. В таком значении понятие "миссия" относится к любой библиотеке, независимо от формы её организации, времени и пространства её существования» [2, с. 648].
Анализируя определение, зафиксированное в «Библиотечной энциклопедии», мы приходим к выводу, что библиотека должна позиционировать себя как место хранения и
трансляции культурного наследия. Можно было бы в полной мере согласиться с данной трактовкой, если бы не определённые обстоятельства.
Так получилось, что процесс трансформации наших библиотек и поиска их миссии совпал с формированием многих негативных тенденций в нашем обществе. Выступая в 2012 году на международной конференции в г. Судаке, известный российский учёный А. В. Соколов отметил: «Россия тяжело больна. Она вошла в третье тысячелетие нашей эры не как мощная материально и здоровая психологически сверхдержава, а как духовно истощённое, нравственно дезорганизованное, разочарованное и озлобленное общество. Диагноз российского недуга — социальная дегуманизация» [4].
Всё это обозначает перед нами проблему. Проводя деидеологизацию библиотек, культурно-просветительных и образовательных учреждений, мы почему-то посчитали, что идеологическая и воспитательная функции абсолютно тождественны, и повсеместно начали изгонять их вместе с идеологией. Последствия этого не заставили себя ждать.
Повсеместный отказ от этой деятельности привёл к колоссальным негативным последствиям в обществе. Только после осознания всей глубины этой проблемы, российское общество потребовало возвращения образовательных учреждений к реализации воспитательной функции.
При общем положительном отношении к этому процессу, тем не менее, у автора данной статьи всё это не вызывает особого восторга. Потому что большей частью мы наблюдаем попытки оживить старые формы и методы работы, без их существенной корректировки, соответствующей новым условиям. Зачастую реализация воспитательной функции происходит путём навязывания жёстких установок и указаний, что вызывает отторжение у значительной части молодёжи. Следовательно, необходимо найти новые формы и средства её реализации, а также подготовить тех, кто транслирует эту деятельность.
События, происходящие на Украине, на наш взгляд, ставят много вопросов и перед нашими библиотеками, особенно перед детскими и юношескими. Что сегодня представляет собой наша библиотека — сферу предоставления услуг (пусть и интеллектуальных) или социальный институт, который формирует у читателей мировоззрение, ценностные ориентации и установки?
Все мы явились свидетелями того, как в соседней с нами стране часть молодёжи стала открыто следовать нацистской идеологии, что привело и приводит к большим человеческим страданиям и смертям.
Исторический опыт показывает: чтобы граждане того или иного государства стали придерживаться нацистских взглядов, необходима особая «питательная почва», в создании которой задействованы многие институты общества.
Безусловно, что в героизации таких одиозных личностей, как Степан Бандера и Роман Шухевич, сыграли роль и образовательная система, и средства массовой информации, и новоявленные толкователи итогов Второй мировой войны, и т.д. Более того, анализ сайтов детских и юношеских библиотек украины показал, что украинские библиотеки активно участвуют в формировании «новых» ценностных ориентаций детей и молодёжи. Так, в Центральной детской библиотеке имени Т. Г. Шевченко в Киеве проводятся выставки детских рисунков, направляемых детьми бойцам, участвующим в так называемой антитеррористической операции на востоке страны. В областной библиотеке для детей в г. Хмельницкий устраиваются выставки книг «Сказка про майдан», «Я с небесной сотни» и т.д. Ро-венская областная библиотека для молодёжи информирует о встрече с ветераном официально запрещённой на территории Российской Федерации Украинской повстанческой армии (УПА), во время которой исполнялись стихи и песни, посвящённые УПА.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что библиотеки Украины активно участвуют в героизации пособников нацистов.
Переломным моментом в формировании отношения к возникшей на Украине ситуации стали не события на киевском майдане, не присоединение Крыма, а трагические события в Одессе 2 мая 2014 года, когда жители нашей страны увидели не просто возрождение фашизма на уровне лозунгов и призывов, но и его конкретные деяния, приведшие к гибели десятков людей. Интересно и то, что значительная часть российских людей, ранее толерантно или равнодушно относившихся к тому, что происходит в соседней стране, вполне однозначно восприняли то, что произошло в Одессе. Так получилось, что эта трагедия совпала с подготовкой к празднованию Дня Победы, что ещё больше обозначило трагизм ситуации.
Несмотря на мнение определённой — оппозиционной — части общества, сосредоточенной только на негативном восприятии власти и не желающей видеть возрождения фашизма, подавляющая часть населения нашей страны заняла жёсткую позицию по факту гибели людей от рук нацистов.
Однако никто не будет отрицать того, что и в нашей стране в борьбе с радикальными настроениями наблюдается ряд неудач, поскольку и у нас появляются молодые люди, открыто высказывающие нацистские лозунги. Всё это надо отнести к колоссальным просчётам в организации воспитательной работы с молодёжью. В то же время не надо забывать и о том, что современное российское законодательство предусматривает принятие жёстких мер к таким фактам.
Мы считаем, что события, происходящие на Украине, просто обнажили многие проблемы, которые существуют и в нашем обществе. Одной из главных для нас на сегодня проблем является выработка активной гражданской позиции у российских людей. Это весьма сложная и неоднозначно воспринимаемая всеми проблема. Долгие годы руководство страны искало ту идею, на ос-
Примечания
1. Абрамов к. и. История библиотечного дела в СССР культуры, педагогических вузов и университетов]. Москва
нове которой можно было бы сплотить российское общество. Однако все эти попытки не принесли ощутимых результатов. Создаваемые при помощи властных структур молодёжные организации не стали массовыми, так же как и повсеместно внедряемые религиозные ценности в условиях многоконфессиональной страны не смогли стать основой для объединения общества.
Даная ситуация потребовала определить степень участия государственных и общественных институтов общества, в том числе и библиотек, в формировании гражданской позиции российского гражданина, и особенно — молодого российского гражданина. Говоря об этом, мы в полной мере отдаём себе отчёт о неоднозначности восприятия этой проблемы. Возникает вопрос, насколько библиотека, особенно детская и юношеская, должна быть вовлечена в её решение? Насколько библиотекарь вправе распространять необходимые взгляды и убеждения? Готов ли современный библиотекарь к реализации этой задачи, если она будет поставлена?
Есть и ещё один тревожный момент. Мы уже были свидетелями того, как бездумное проставление на книгах отметок «12+», «14+», направленное на то, чтобы оградить наших детей от негативной для их возраста информации, создало проблемы для наших библиотек. С учётом того, что большинство наших чиновников имеет «лозунговое» сознание, не приведёт ли всё это к очередной кампанейщине, от которой мы так и не сумели избавиться и в постсоветское время?
Мы сознательно не даём советов и не предлагаем библиотекам каких-то конкретных действий. Оставляем за рамками статьи и ответ на вопрос, должны они или нет выражать своё отношение к новым сложившимся реалиям нашей жизни, а если должны, то как? У нас была несколько иная задача, заключающаяся в постановке проблемы и привлечении к ней внимания библиотечной общественности.
: [учебник для библиотечных факультетов институтов : Книга, 1980. 354 с.
2. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека ; [редкол. : гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост. : Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова и др.]. Москва : Пашков дом, 2007. 1300 с.: ил.
3. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 071201 — Библиотечно-информационная деятельность Москва : Гранд-ФАИР, 2006. 256 с.
4. Соколов А. В. Гуманистическая миссия библиотек в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы XIX Международной Конференции «Крым 2012» [Судак, 2—10 июня, 2012 год) : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва : ГПНТБ России, 2012. URL : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/129.pdf
References
1. Abramov K. I. Istoriya bibliotechnogo dela v SSSR [History of librarianship in the USSR]. Moscow, Kniga Publ., [The book Publ.], 1980. 354 p.
2. Grikhanov Iu. A., ed. Bibliotechnaya entsiklopediya [Library encyclopedia]. Moscow, Russian State Library 'Pashkov Dom' Publishing, 2007. 1300 p.
3. Melent'eva Iu. P. Bibliotechnoe obsluzhivanie [Library service]. Moscow, Grand-FAIR Publ., 256 p.
4. Sokolov A. V. Gumanisticheskaya missiya bibliotek v tsifrovuiu epokhu [Humanistic mission of libraries in the digital age]. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kultury, obrazovaniia i biznesa [Libraries and information resources in the modern world of science, culture, education and business]. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/129.pdf
НАродный КОМИССАР П. А. ТЮРКИН
УДК 02(09) М. Н. Глазков
Московский государственный институт культуры
В статье исследуется биография Петра Андреевича Тюркина — видного советского деятеля 1920—1940-х годов. Особое внимание уделено тому периоду, когда П. А. Тюркин являлся народным комиссаром просвещения Советской России. Рассматриваются основные мероприятия Наркомпроса, в том числе по развитию советской библиотечной системы. Показаны как достижения, так и недостатки и проблемы отечественной культуры при наркоме П. А. Тюрки-не. В частности, продолжились репрессии против руководителей культуры и библиотечного дела разного уровня. Изучается послевоенная деятельность П. А. Тюркина, включая его арест и смерть в тюрьме. Раскрываются некоторые мотивы данных событий.
Ключевые слова: Пётр Андреевич Тюркин, история советской культуры и библиотечного дела, политические репрессии 1930—1940-х годов.
M. N. Glazkov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of Russian Federation, Bibliotechnaya str., 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PEOPLE'S COMMISSAR P. A. TYURKIN
In article investigated biography of Peter Andreevich Tyurkin — soviet statesman 1920s — 1940. Special attention is paid for the period, when P. A. Tyurkin was the People's Commissar of enlightenment in Soviet Russia. We innovative principal measures of Narkompros to development of culture, education and soviet librarian system. We shows the achievements and problems of native culture in P. A. Tyurkin's direction. So, reprisals against culture and libraries managers was continued. We studied the activity of P. A. Tyurkin after World War, including arrest and him death in prison. Innovative some motives of this events.
Keywords: Peter Andreevich Tyurkin, history of soviet culture and libraries, political reprisals in 1930s — 1940s.
ГЛАЗКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотеко-лпг- ведения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института
культуры
GLAZKOV MIKHAIL NIKÜLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of library science and book science, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: mguci@mail.ru © Глазков М. Н., 2015