УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 3 Гуманитарные науки 2007
УДК 329(533/534)
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЙЕМЕНСКИХ ПАРТИЙ
Ахмед Мохаммед Сенан Альджабери
Аннотация
Данная статья посвящена теме идеологических основ политических партий Йемена на данном этапе своего развития. В статье рассматривается вопрос о том, что идеологии все-таки существуют и действуют в политическом плане, несмотря на то, что некоторые, утверждают исчезновение этих идеологий. В статье приводится сравнение идеологических принципов основных йеменских партий: Всеобщий Народный конгресс (ВНК), АЛЬИСЛАХ, Йеменская Социалистическая Партия (ЙСП) и Объединенная Народная Организация ан-Насыри (ОНОН). Под влиянием геополитических перемен и других объективных факторов эти партии вынуждены были пересмотреть свои программы и свою политическую литературу. Однако автор считает, что политические партии пришли к этому не из своего демократического духа, а напротив, страховались от перемен. Статья адресована специалистам по политологии, ближневосточным проблемам и широкому кругу читателей.
Введение
Многие исследователи приходят к выводу, что с наступлением 1990-х годов в обществе произошли серьезные международные изменения: распад Советского Союза, а вместе с ним и социалистического лагеря привели к тому, что идеологии безвозвратно прекратили свое существование. В противовес этому существует мнение, что отказ от идеологии сам по себе является в определенном смысле идеологией [1]. Пытаясь прояснить ситуацию относительно политических партий Йемена, необходимо понять то, что падение Советского Союза и социалистического лагеря не является крахом идеологии, а всего лишь говорит о падении общественной системы, которая строилась на определенной идеологии, при этом социалистическая идея сохраняется наряду с другими идеологиями. Политические партии Йемена безбоязненно взялись за усовершенствование своих идеологических позиций при всем их разнообразии и в условиях их несходства друг с другом, но при этом до конца не отказались от теорий, лежавших в их основе. Кроме того, впоследствии все это было отражено в их политических программах и документации, которые составлялись в соответствии с требованиями определенной теории.
1. Всеобщий Народный Конгресс (ВНК)
Согласно документации Всеобщего Народного Конгресса, эта партия ведет свою деятельность на основании идей чартизма [2], которые отражены в Национальной хартии, принятой на первом съезде 24 августа 1982 года.
Хартия была составлена на основании четко выраженной религиозной идеологии, которую невозможно не заметить. ВНК считает, что Национальная хартия является руководством, на которое она опирается в своей долгосрочной и повседневной политике, а принципы хартии управляют всеми внутренними и внешними процессами партии. Хартия «не принимает какую-либо руководящую, экономическую, политическую или общественную теорию, противоречащую исламской религии, исламским законам...» [3, с. 40], что отражает определенную убежденность в «универсальности исламского метода». В качестве основного пункта своих идей Хартия выделила «возвращение к истокам чистого ислама».
В Хартии прописывается ряд отношений личности и общества в разных сферах следующим образом:
а) отношения человека с Аллахом;
б) отношения человека с обществом;
в) отношения человека с бытием;
г) отношение человека к богатству;
д) отношения человека с властью [3, с. 41-46].
Совокупность этих отношений определяет воззрения Хартии на человека, бытие и жизнь, которые «проистекают из универсального исламского представления» [3, с. 39] и сглаживают «материалистическое представление о человеке и жизни, которое игнорирует духовное начало» [3, с. 38].
Хартия приходит к выводу, что для исламского шариата характерна «способность охватывать все проблемы жизни, разрешать вновь возникающие вопросы и управлять жизнью всегда и везде» [3, с. 37]. Именно здесь берет свое начало идея отрицания любых теорий извне. Хартия утверждает, что «исламская религия - это совесть народа, который не может без нее стремиться вперед». Понимание сути шариата приводит к мысли, что в настоящем и будущем возможно возникновение надежных взглядов, которые смогут гарантировать объединение народа, демократию и общественную справедливость [3, с. 32]. Во второй главе «Национальной хартии» описаны отношения между людьми, определяются нормы национальной верности [3, с. 49-52], национального [3, с. 52-54] и арабского единства [3, с. 55]. Но анализ Хартии приводит к мысли о некоторой ограниченности в понимании значимости общей деятельности народа. Хартия утверждает, что демократия, в которую она верит, это исключительно «исламская демократия»1.
Политические и международные перемены наряду с другими внутренними и внешними изменениями заставили ВНК внести некоторые поправки в «Национальную Хартию» [3, с. 49-70]. В этих поправках говорилось о признании существования оппозиций, политического и партийного плюрализма, что прежде отвергалось. Также были внесены поправки в принцип мирной смены власти, признано право народа принимать участие в решении политических во-
1 Было бы логично, если бы эти поправки были введены одновременно со становлением Йеменской Республики в 1990 г., они отразили бы совокупность внутренних изменений, породивших многопартийность и свободу слова, навязавших демократические принципы, которые до того времени не существовали в ЙАР. Многие исследователи считали, что эти поправки, принятые на пятом съезде ВНК в 1995 г., стали результатом внешнего вмешательства со стороны запада, в частности, после того как ВНК и ее союзник Аль-Ислах победили ЙСП в войне 1994 г., что привело к выходу этой партии из структур власти.
просов, утверждена охрана всеобщей свободы на равных честных выборах. Важной поправкой является урегулирование противоречий внутри демократических рамок, т. е. следование принципу политических переговоров, подтверждение независимости судопроизводства и его честности [3, с. 91-94].
В третьей главе Хартии определяются [3, с. 83] средства управления страной, общественная справедливость, экономическое развитие и культурное воспитание. В этой же главе указывается на важность усовершенствования государственной и местной административной структуры. Этим пунктам посвящена основная часть поправок, в которых рассмотрен вопрос о выборах в местную администрацию, о необходимости развития экономики и ее отраслей. В Хартии сказано, что «строительство сильной экономики - это правильное представление, которое проистекает из убеждения о необходимости связывать материальное с духовным, ибо это гармонизирует свободу и нормы экономики, а также способствует планированию и развитию науки» [3, с. 95-100].
Хартия настаивает на господстве частной собственности в экономике и ее отраслях, а государственная собственность должна ограничиваться природными ресурсами, которые используются для всеобщего блага. Культура в представлении Хартии - это «представление о вере», а обучение - это «определение типа культуры и ее источников». Таким образом, вера - это центральная ось в процессе обучения, поэтому необходима связь с духовными ценностями цивилизации.
В четвертой главе Хартии [3, с. 101-107] определяется ее отношение к вооруженным силам и правоохранительным органам.
2. Партия Аль-Ислах
Партия Аль-Ислах не скрывает своей религиозной природы, на которую она опирается в своей организационной структуре, в экономической, общественной и культурной политике. Еще со времен нелегальной деятельности, в 7080 годы прошлого столетия, осуществлялось создание Исламского фронта для противостояния Народному демократическому фронту и левому крылу оппозиции. Исламский фронт сумел проникнуть в правление ВНК и в государственный аппарат, что позволило ему господствовать в главных структурах государственной власти. До и после объединения Йемена политические действия Исламского фронта рядились в религиозные одежды, для которых была характерна экстремистская направленность. Также эта партия не скрывала свою связь с организацией «Братья Мусульмане», которая начала свою деятельность в 1928 году в Египте под предводительством Хасана Аль-Бенна [4, с. 15].
Аль-Ислах считает, что имеющиеся на данный момент проблемы, накопленные за долгие годы, требуют немедленного разрешения, поэтому партия предлагает «принять универсальный исламский метод на поле боя современности. Только исламский метод сможет решить существующие проблемы, в результате чего общество овладеет основами цивилизации». Но Исламское движение понимает необходимость осознания, во-первых, приоритетов своей программы, во-вторых, всех трудностей, стоящих перед ним, которые заключаются в следующем:
а) культурное отчуждение;
б) диаметрально раздробленное государство;
в) зависимость и отсталость страны;
г) наличие сионистского проекта [5].
Отсюда проистекает понимание программы исламской цивилизации, к выполнению которой она стремится. «Своей целью» Исламское движение считает достижение «общечеловеческого блага». «Программа Исламского движения обширная и просторная. Ее горизонты не имеют границ. В ней утвердился дух изобретательности во имя гармонии между деятельной жизнью человека и природой. Это возможно путем достижения координации и равновесия в душе, в разуме и в теле. Эта программа опирается на принцип веры, посредством которой осуществляется связь земли с небесами» [5, с. 15]. Таким образом, партия объясняет свою политическую программу, которая должна помочь реформировать общество на основе «исходящего из ислама свободного размышления, которое соответствует вере, законам и образу жизни» [5, с. 9].
Идеология Аль-Ислах основывается на учении суннизма, которое опирается на коранические концепции картины мира, а также на рациональную критику христианской и иудейской теологии. Ее основы заключаются в понимании сверхценного значения пророческих текстов (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога-абсолюта [5, с. 10], как отражение структуры Мирового Разума и Мировой Души. Исходя из этого, партия Аль-Ислах утверждает, что Бог благословил человека, вдохнул в него часть своей души, сделал его своим наместником на земле, подчинил ему все мироздание, особо одарил умом и решительностью, подсказал ему истинный путь, чтобы человек смог исполнить обещание заместительства перед Аллахом и осознать желание вознестись к восхваленному творцу [5, с. 11]. Человек является источником развития и перемен в обществе. Однако невозможно совершить какое-либо развитие в обществе без развития самого человека [5, с. 9]. И поэтому Аль-Ислах уделяет свое внимание личности, семье и обществу, так как личность является основной ячейкой общества и объективным условием работы общественных учреждений. Общество и семья - это среда жизни личности и сфера ее деятельности. Исправление личности означает исправление общества. С исправлением общества укрепляются тенденции добродетельных побуждений и искореняется давление соблазнов. Любое объединение несет ответственность за каждого своего члена (личность), следовательно, личность обязана направить свою жизнь во имя всеобщего блага. Отсюда вытекает необходимость духовного воспитания личности с целью укрепления правильной веры в единственного, всемогущего Бога. Укрепление веры в Бога, развитие представлений личности о бытии, осознание сути своего существования и понимание ответственности во всем приведет к тому, что человек будет искренне поклоняться Богу, никого и ничего, кроме Бога, не будет бояться, а будет нуждаться только в Его милосердии, покорно и добровольно посвящая себя Ему. Поэтому необходимо поднимать уровень морального развития личности, укреплять в ней стремление к добру, благочестию, что впоследствии должно привести к появлению в душе личности желания активно распространять добро, Джихад и самопожертвование [5, с. 8]. Семья есть первое социальное учреждение, в котором личность начинает свою
жизнь, поэтому необходимо сохранить ее существование, укрепить связь между ее членами, защитить ее от распада и разложения. В результате защищается общественная сплоченность и общество сохраняется от разрозненности, а личность получает возможность развиваться в безопасной среде.
Исходя из этого, Аль-Ислах считает, что сила общества - это его эффективная настойчивость в осуществлении каких-либо перемен. Стремительное возрождение личности связано с развитием ее способностей, обусловлено сплоченностью семьи, наличием общественного строя с гармоничными государственными структурами, которые объединяются в выполнении своих функций на основе системы исламских принципов и ценностей. Все это стимулирует строительство здорового общества, сохраняет баланс между личностью и группами, обеспечивает органичную связь между личностью и обществом [5, с. 11].
3. Йеменская социалистическая партия (ЙСП)
Со времени своего основания партия ЙСП говорит, что научный социализм является ее основным теоретическим руководством, которым она пользуется в процессе социально-политического, экономического и культурного преобразования страны. Однако после политического рецидива 13 января 1986 года, произошедшего по причине недостатка демократических взглядов внутри партии и в обществе в целом, был взят курс на изменения в системе мышления и политики партии. С этого началась попытка введения партийного и политического плюрализма, признание существования в обществе иного мнения, уважение свободы слова и прав человека [6, с. 110]. Международные перемены, развал Советского Союза и социалистической системы вызвали необходимость корректировки данных позиций, дабы пробудить стремление к демократии, к признанию достижений общечеловеческой мысли. ЙСП объявляет себя «национальной демократической общественной партией, которая борется за реформу либеральной политической системы с целью осуществления перемен в развитии страны, в ее модернизации и в установлении справедливости в обществе». Данное заявление было составлено взамен ранее объявленного, которое звучало следующим образом: «ЙСП - это партия рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством.» [7, с. 6]. Партия стремилась к установлению политических союзов «на основе построения гражданского демократического государства». Эта партия «была и продолжает быть основной частью йеменского народа и патриотического демократического движения», она же является борцом за свободу, независимость, демократию и единство. При этом партия остается верной «национальным, народным, исламским и человеческим интересам народа. Она одухотворена современностью и несет благородные цели». Из этого проистекает ее приверженность к «исламским основам, опирающимся на истинный мусульманский дух, который призывает к борьбе за победу угнетенных и за торжество справедливости. ЙСП призывает к терпимости, знаниям и усердию. Партия отвергает политизирование религии, порицает неумеренность и террор в различных его проявлениях. Эта партия для достижения своих политических намерений полагается на научный диалектический метод исследования и анализ конкретных ситуаций с различных экономических, общественных, политических и культурных точек зрения, в различных национальных,
региональных и международных пределах. Для воодушевления народа партия использует боевое исламское наследие йеменского народа, успешно адаптируется и интегрируется с различными направлениями общественной человеческой мысли» [8, с. 1].
4. Объединенная народная организация Ан-насыри (ОНОН)
ОНОН была сформирована как продолжение движения Ан-насыри, которое охватило арабский мир после переворота и упразднения монархического строя Египта 23 июля 1952 года. Более того, организация переняла идеологию Насырийцев, которая призывала к возрождению концепции арабской нации в современном мире и способствовала ее внедрению в политическое организованное движение, чтобы создать единое арабское государство. Поэтому организация положила в основу своей программы заявление о том, что она «в своей основе является национальной организацией, имеющей целью объединить арабский исламский мир, и является коренной частью арабского революционного движения и арабско-исламской цивилизации». Партия придерживается идеологии насырийцев, которые опираются на мировоззренческие и философские основы истинной исламской религии, являющейся теорией арабской революции и политическим проектом арабско-исламской цивилизации. Этот проект стал «продуктом арабской борьбы и прогрессивного революционного опыта арабской нации под руководством Джамала Абдельнасера». Цели партии свидетельствуют о «национальной совести арабской нации, выраженной в свободе, социализме и единстве» [9, с. 5]. Поэтому организация создала свою политическую программу обособленно от насыристской идеологии с учетом влияния международных перемен, которые происходили в конце прошлого и в начале нынешнего столетия.
Заключение
Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что йеменские политические партии, особенно те, которые в предыдущие годы вели свою деятельность нелегально, но после становления Йеменской Республики объявили о своем существовании, равно как и правящие партии, которые имели целью объединение Йемена, пересмотрели свои программы и политические позиции. Однако они пришли к этому не из своего демократического духа, а, напротив, из изменений, которые были продиктованы международными переменами и сложившейся внутри страны политической ситуацией. Партии, которые вели свою деятельность нелегально до объединения страны, по своей природе были недемократическими партиями. Поэтому их внутреннее устройство складывалось на основе диктаторского принципа, вследствие чего после введения политического и партийного плюрализма они, во-первых, не смогли до конца адаптироваться к изменившимся условиям, а во-вторых - к существованию других партий наряду с ними. Правящие партии - ЙСП и ВНК - по своей природе были тоталитарными, и их слияние с госаппаратом и страх перед возникновением других партий стал препятствием для демократического развития их структур.
Аль-Ислах получила большую выгоду от союза с политическим строем ИАР против левых партий. Партия препятствовала сближению ВНК с левыми силами, следовательно, она отвергала демократические принципы, якобы противоречащие исламским основам. Крах левых арабских и национальных политических партий в стремлении достигнуть демократии, крах программ развития, которые они пропагандировали, привели к тому, что Аль-Ислах усилила свое отрицание демократии.
Summary
Ahmed Mohammed Senan Aljaberi. The ideological bases of the Yemen Political Parties.
This article is devoted to a theme of ideological bases of Yemen’s political parties at their stage of development. In the article, it is considered the question of ideologies, which in reality exists and operates in the idea of political plan, in spite of the fact that some people confirm the disappearance of these ideologies. Here is given the comparison of ideological principles of the main political parties of Yemen: The General People’s Congress (GPC), al-Islam, the Yemeni Socialist Party (YSP) and the United People’s Organization al-Nasiri (UPON). Under the influence of geopolitical changes and other objective factors, these parties have been forced to reconsider their programs and the political literature. However, the author believes that these political parties have come to this proceeding not because of their democratic spirit, on the contrary from the spirit of self defence from the above situation. The article is addressed to experts on Political Science, Middle East problems and the broad audience of readers.
Литература
1. Исмаил Сабри Абдулла др. Оппозиция и власть в арабских странах: Кризис политической оппозиции. - Бейрут: Изд-во Марказ Дирасат Альвахда Альарабиа, 2001. -150 с. (на араб. яз.)
2. Программа ВНК, принятая на шестом съезде, Сана, 4 июля 1999 г. - Сана, 1999. -101 с. (на араб. яз).
3. Национальная Хартия, принятая на первом съезде ВНК. - Сана. - 142 с. (на араб. яз.).
4. Али Аль Васий. Аль ИСЛАХ: Идея и путь. - Сана, 2002. - 320 с. (на араб. яз).
5. Программа Аль-Ислах, принятая на 1-м съезде. - Сана, 20-24 сент. 1994. - 98 с. (на араб. яз).
6. Джаралла Омар. Необходимость проведения политических реформ // Джарулла Омар жертва за демократию и политическую толерантность; сб. ст. - Сана, 2003.-С. 108-113 (на араб. яз).
7. Материалы первого съезда ЙСП. - М., 1989. - 276 с. (на араб. яз).
8. Программа ЙСП, принятая на пятом съезде. - Сана, 26-31 авг. 2005. - 32 с. (на араб. яз).
9. Программа ОНОН, принятая на десятом съезде. - Сана, 23-35 февр. 2005. - 120 с. (на араб. яз.).
Поступила в редакцию 06.02.07
Альджабери Ахмед Мохаммед Сенан - аспирант кафедры политологии Казанского государственного университета.