ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЙЕМЕНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
АБДУЛВАХАБ М.А. АЛЬ-РАУХАНИ
Посольство Йеменской Республики в Российской Федерации Неопалимовский 2-ой пер., б, 119121 Москва, Россия
В статье на широком историческом фоне анализируются международные и исторические предпосылки объединения Йемена.
По своей исторической значимости как в региональном, так и в общенациональном плане воссоединение Йемена 22 мая 1990 г. относится к одному из важнейших событий, свидетелем которых стал Арабский регион в своей новой и новейшей истории. Йеменское объединение представляет слияние двух государств через построение новой политической конструкции - единого государственного образования, определяемого и регулируемого законом. При этом в йеменском объединении слились два государства с различным строем, но в рамках исконно одного народа, поскольку «йеменский народ - это единый народ, являющийся частью арабской нации с единым йеменским подданством» [34, с.13; 20, с.94; 23].
Рассмотрение предпосылок объединения требует уточнения исторических и географических рамок, в которых происходило формирование йеменского единства. Арабские историки определяют Йемен как район, расположенный в южной части Аравийского полуострова и протянувшийся от Арабского залива на востоке до Красного моря на западе и от середины Аравийского полуострова на севере и до Аравийского моря на юге. Историки указывают также, что Оман являлся одним из михляфов (областей) Йемена. А древнегреческие историки называли Йемен «Счастливой Аравией» или «Зеленым Йеменом», имея в виду страну, расположенную между Арабским заливом на Востоке, Красным морем на Западе и Аравийским морем и Индийским океаном на Юге» [14, с. 12]. «Язык Йемена» и его летописец Абуль-Хасан Бен Ахмед аль-Хамадани упоминает в своей книге «Описание Аравии», что Йемен «был назван «зеленым» из-за обилия деревьев, плодов и растений, произраставших на его земле, окруженной морем с востока, юга и запада» [11]. С географической и геологической точек зрения Йемен представляет собой неотъемлемую часть Аравийского полуострова, который в свою очередь являлся частью древнего континента, называвшегося Гондвана-ленд. В то время Аравийский полуостров был соединен с нынешним Африканским континентом со своей западной стороны и с иранской возвышенностью - с восточной стороны, пока не случился тектонический разлом, в результате которого было образовано нынешнее Красное море, а Аравия отделена от Африки. Все летописи, в соответствии с найденными записями и рисунками, сходятся на том, что название Йемен происходит от древнего арабского слова «Яман» или «Яманет», которое означает «юг». Йемен на самом деле находится на юге Аравийского полуострова. Он расположен также на южной стороне местоположения колыбелей древних
цивилизаций, которые как раз сосредоточены в большинстве своем на юго-западе Азии. Еще утверждают, что Йемен был назван «Йеменом» потому, что находится по правую сторону от Каабы, в то время как Сирия названа «Шамом», поскольку расположена по левую сторону или к северу. Правая же сторона Каабы как раз обращена на юг, а юг — это направление правой руки человека, когда он смотрит на восход Солнца [16, с.1]. Современные границы объединенной Йеменской Республики включают в себя территорию площадью порядка 500 тыс. кв. км, а численность ^населения страны составляет 21 421 943 человека (по данным переписи 2005 года). ЙР граничит на севере с Королевством Саудовская Аравия, а на востоке
- с Султанатом Оман. С запада территория Йемена омывается водами Красного моря, а с юга - Аденского Залива и Аравийского моря. Площадь прибрежных территориальных вод страны составляет 2500 кв. км. [2, с. 154]
Объединение двух йеменских государств - Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен - было достигнуто в 1990 г. после войн и расколов, продолжавшихся более 250 лет, начиная с бунта султана Лахджа против центральной власти в 1728 году. Заслуга в осуществлении современного объединения принадлежит Йеменской революции 1962-1963 годов, а также объясняется наличием целого ряда исторических, политических и культурных факторов. Несмотря на эпизодически происходившие столкновения и обострения в отношениях между двумя соседними государствами в послереволюционный период, за конфронтацией всегда следовали соглашения юнионистской направленности, подталкивавшие к единению. Так, после усиления напряженности и вспышки вооруженного конфликта в феврале-марте 1972 г. было достигнуто Каирское соглашение от 28 октября 1972 г., под которым свои подписи поставили тогдашний премьер-министр и министр обороны НДРЙ Али Насер Мухаммед и премьер-министр и министр иностранных дел ЙАР Мохсен аль-Айни. Тот документ стал первым и важнейшим соглашением, заложившим основу для всех последующих договоренностей о единстве в ходе развития революционного процесса. В нем говорилось: «Правительства двух государств договорились об образовании единого йеменского государства, которое воссоединит две части Йемена - северную и южную в лице одного государственного образования и субъекта международных отношений» [21, с.39]. Вслед за пограничными столкновениями, вспыхнувшими в феврале-марте 1979 г. после убийства президента (северного) Ахмада аль-Гашими, на саммите президентов двух частей страны (Али Абдаллы Салеха и Абдель Фаттаха Исмаила), состоявшемся 30 марта того же года в Кувейте, было подписано совместное заявление. В первом его пункте говорилось, что созданная специально «конституционная комиссия подготовит проект конституции объединенного государства в течение четырех месяцев» [21, с.73]. После продолжительных дискуссий и формирования профильных комиссий было достигнуто историческое Аденское соглашение от 30 ноября 1989 г. и подписан проект конституции объединенного государства. 22 мая 1990 г. в городе Аден на массовом митинге в присутствии президента ЙАР, Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами страны и Генерального секретаря Всеобщего народного конгресса (в ЙАР) Али Абдаллы Салеха и Генерального секретаря Центрального комитета Йеменской социалистической партии (в НДРЙ) Али Салема аль-Бейда, а также палестинского лидера Ясира Арафата было «объявлено о полном слиянии в единое целое двух частей Родины (Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен) и о создании Йеменской Республики» [3, с.257-258]. В тот же день Президент Али Абдалла Салех поднял новый флаг объединенного государства
в присутствии руководящих деятелей и политиков двух бывших соседних государств. На праздничных мероприятиях того же дня Генеральный секретарь ЦК Йеменской социалистической партии Али Салем аль-Бейд объявил о том, что «на первом заседании Консультативного совета объединенного государства был избран Президентский Совет Йеменской Республики в составе пяти человек, который в свою очередь избрал Али Абдаллу Салеха президентом ЙР, а Али Салема аль-Бейда
- вице-президентом». Новое йеменское единение принесло с собой свободу, демократию, политический и партийный плюрализм. Как отмечается в статье 5 Конституции ЙР, политический строй республики базируется на политикопартийном плюрализме в целях мирной сменяемости власти. Статья 4 гласит, что власть принадлежит народу, который является ее источником и осуществляет ее непосредственным образом через референдум и всеобщие выборы [23].
Единство всегда представляло собой наивысшую истину и побудительный мотив в йеменской истории. Его достижение на различных этапах и в различные эпохи знаменовало собой издревле рубежные, кульминационные пункты процесса трансформации в направлении создания цивилизованных государств. Объединение этого региона в единое централизованное государство или провинцию на большем протяжении его истории составляло важную составляющую процессов на Аравийском полуострове на большем протяжении его доисламской истории. Тенденция объединения была доминирующей и на различных этапах развития страны в исламский период вплоть до настоящего времени [4, с. 16]. И наоборот, разделы или расколы Йемена на эмираты, султанаты или шейхства служили причиной нестабильности, разжигания незаконного соперничества между силами, рвущимися к власти. В то же время силы обновления, изменения и освобождения, при всем различии их взглядов от крайне правых до крайне левых, видели в сохранении разобщенности причину продолжения слабости Йемена, его политических и экономических позиций и, как следствие, слабости его национально-патриотической роли [8, с.9]. Периоды разобщенности и
разрозненности, которые переживал Йемен на различных исторических этапах, были по большей части следствием двух причин. Одной из них было внутреннее политическое противоборство из-за стремления к господству и захвату власти. Вторая причина была связана с внешним вмешательством, проявлением которого стали военные кампании эфиопов, римлян и персов с VI века н.э. (525 г.) и до османской, а затем последней британской оккупации в XIX и XX веках. Вместе с тем раскол и разобщенность в йеменской истории были не правилом, а исключением. Правилом же было единство - «единство однородного и однообразного по чертам и чувствам региона, в котором нет места национальным меньшинствам или религиозным общинам» [8, с.8].
Единство в древние века. В книгах по истории отмечается, что Йемен объединялся на большей части этапов своего исторического развития усилиями и волей почти двадцати королей, наместников, эмиров или вождей, которые выступали либо инициаторами единения, либо его наследными продолжателями, начиная с королей Сабы, Химьяра и Зи-Ридана в X веке до н.э. Наиболее заметную роль среди них сыграл Кариб Аль Ватар Бен Заммар Али, создавший сильное централизованное государство в VII веке до н.э., под знамена которого встал весь Йемен. В начале III века н.э. Шаар Автар Ильха Нахфан объединил Йемен, включая Хадрамаут. В середине того же III века король Шарх Яхдуб Второй объединил йеменское государство против эфиопов. В дальнейшем Шимр Яхрааш Бен Ясир выступил объединителем Сабы и Химьяра. В V веке свою роль одного из
выдающихся объединителей Йемена сыграл Абукариб Асад - Асад аль-Камиль, который находился у власти вплоть до вторжения эфиопов в 525 г. [15, с.62-65]. События продолжали развиваться, принося перемены, но йеменское единство по-прежнему оставалось важнейшим фактором стабильности. Об этом много думали и оккупанты, которые видели в нем средство для укрепления своей безопасности и власти в Йемене. К достижению единства, но по своим мотивам, стремились и все йеменские лидеры.
Единство в исламский период (при праведных халифах). Йемен сохранил свою целостность в исламском государстве и в период правления праведных халифов. Пророк Мухаммед разделил Йемен на три вилайета (Сану, Джанд и Хадрамаут) для облегчения управления ими и назначил в каждый вилайет правителя. При этом один из его ближайших сподвижников Джалиль Мааз Бен Джабаль расположился в Сане в качестве наместника трех йеменских провинций. Йемен сохранял свою целостность и при омейядском государстве (661-753 гг.), находясь в подчинении ему. В период аббасидского государства (750-828 гг.) Йемен тоже оставался единым государственным образованием. Хотя в период существования этих государств в Йемене не затихали волнения, бунты и выступления против властей [14, с.59]. Из-за скверного правления аббасидских наместников движение протеста йеменцев продолжалось, и в 819 г. Абдалла Бен Зияд создал полунезависимый от аббасидов эмират. Весь Йемен попал под влияние этого государства [14, с.59]. При этом из состава эмирата Зияда в Йемене не вышла ни одна территория, за исключением Саады, после того как туда прибыл имам аль-Хади Яхья Бен аль-Хусейн в 284 году хиджры, а также еще одной территории - Хаджи [9]. Абдалла Бен Зияд основал город Зубейд и сделал его столицей своего государства.
Единство в эпоху имамата. В эпоху имамата Йемен пережил множество войн и конфликтов. Правда, при имаме Ахмаде ан-Насере (934 г.) было достигнуто частичное единство. В 1038 г. проповедником Али Мухаммедом ас-Сулейхи было создано государство сулейхитов, в рамках которого были объединены все части Йемена. Влияние этого государства простиралось на Хиджаз, и оно сохранялось как сильное и монолитное образование вплоть до смерти королевы Сейиды Бинт Ахмед ас-Сулейхи в 1138 г. При правлении имама Исмаила Бен аль-Касема (1644-1676 гг.) Йемен тоже был полностью объединен. Тот период считается одним из самых блестящих в истории имамата, распространившего свою власть на восточные и южные районы Йемена, включая Хадрамаут [22, с.3134; 5]. После имама Исмаила единство Йемена распалось и ситуация оставалась такой, колеблясь то в одну, то в другую сторону, до прихода османских оккупантов на север страны в 1538-1635 годах и в 1849-1918 годах и британских колонизаторов на юг, где они находились с 1839 по 1967 годы. Османские оккупанты все делали для того, чтобы закрепить отсталость и невежество. Британский колониализм усугублял раздробленность и раскол среди йеменцев, подпитывая всеми способами сепаратистские настроения и устремления. В 1959 г. англичане выдвинули проект федерации, который на самом деле был направлен на лишение йеменцев как севера, так и юга страны, права на гражданство в Адене, в то время как оно предоставлялось там всем иностранцам, которые там родились, а также тем йеменцам, которые связали свою судьбу с британской колониальной администрацией и ее планами. Затем появился проект Лиги сыновей юга, нацеленный на создание суверенного государства из восточных и южных протекторатов и, соответственно, против объединения Йемена в какой бы то ни было форме [6; 30, с.38].
Осуществление традиционных устремлений йеменского народа к единству. Восстановление единства означает для йеменцев создание государства, в котором соединяются в одно целое элементы силы, суверенитета и «шуры» (консультативной демократии). У страны имеются все основания для достижения экономического благополучия, возрождения торговли и социального расцвета. Как писал доктор Мухаммед Абдель Кадер Бафкия, древний Йемен - это «страна древних государств, страна плодородия на Аравийском полуострове, наиболее густонаселенный центр вплоть до настоящего времени. Достаточно вспомнить, что йеменцы в строительстве своей стабильной цивилизованной жизни опирались на две основы - сельское хозяйство и прекрасное географическое положение» [17, с.18]. С начала 70-х годов в обеих частях страны вспыхнули вооруженные выступления - в 1962 г. против имамата на Севере и в 1963 г. против британских колонизаторов на Юге. Границы между ними полыхали в огне, а главным побудительным мотивом служила борьба за объединение страны. Революционные события предполагали «работу по осуществлению национального единения в рамках всестороннего арабского единства» [30, с.75]. В понимании йеменцев раскол страны на две части означал военное противоборство, социальную отсталость, экономический спад, то есть то состояние, которое они действительно переживали на протяжении различных периодов за последние десятилетия прошлого века. И наоборот, нынешнее единство означает воплощение устремлений йеменского народа к реализации целого ряда стратегических целей, важнейшими из которых являются: (1) достижение безопасности и стабильности как своего рода стартовой площадки для переустройства йеменского дома и его стойкости к любым ситуациям; (2) осуществление всестороннего социально-экономического и политического развития; (3) возрождение политической роли Йемена с тем, чтобы он стал ключевым государством на региональном и национальном уровнях, притом, что эти устремления связаны с процветанием, которое йеменцы переживали в те периоды своей истории, когда они были едины. Факторы безопасности и стабильности, тяги к движению в направлении улучшения экономического положения страны и жизни людей стали насущной потребностью для йеменцев. На руководство как Севера, так и Юга оказывалось сильнейшее давление народных масс. Свою важную роль в деле «подталкивания» политического руководства к единству сыграли внутренние условия, а также перемены на региональном и международном уровнях.
Общность культурно-исторических корней как одна из главных основ йеменского единства. Общность культуры представляет собой одно из важнейших и главных оснований взаимосвязи и единения общества. Культура в ее научном понимании -это «цивилизация на ее продвинутом этапе». Цивилизация происходит от оседлости, а культура связана с урбанизацией. Культура у арабов - это восприятие «самого лучшего и достойного» [12, с.233-234, 301-302]. Культура для йеменцев означала единение, поскольку они жили общей судьбой, говорили на одном языке, были весьма схожи своими обычаями и традициями. Кроме того, йеменцы имеют общее происхождение, не делятся на различные этнические группы, общины и расы, не противостоят друг другу по культурной или религиозной принадлежности. Исламская религия с момента ее возникновения стала религией йеменского народа и государства. И хотя после революций Север и Юг, избрав разные политические системы, разошлись друг с другом, конституции обеих частей Йемена гласили, что «ислам является религией государства».
Происхождение йеменцев и их Родина. В книгах по истории отмечается, что йеменцы - это чистокровные арабы. Они происходят от Йаруба Бен Кахтана,
упоминаемого в Библии под именем Яриха Ибн Яктана. Арабы утверждают, что от него пошел арабский язык и они сами. Йеменцы-кахтанцы - это дети и потомки Сима - сына Ноя. Они отличались более высокой цивилизованностью и культурой и селились в южной части Аравийского полуострова. По мнению арабских историков, сыновья и потомки Кахтана, высадившись в Йемене, образовали там вместе с местным населением чистокровных арабов и свою государственность. Их именовали народом Ада и великанами [14, с.9-13]. Из этих великанов часть осталась в Йемене, а часть отправилась из Йемена в Африку, Иран, Сирию и Ирак. Они и люди Ада считаются предками сумерийцев, халдеев и других [15, с.32].
Язык и традиции. Йеменцы говорят на современном арабском языке, который является смешанным гармонизированным продолжением языков Аравийского полуострова - «муснада» и «сохейда» [10]. До сих пор жители провинции аль-Махра на острове Сокотра, в восточной части Хадрамаута, на островах Курия-Мурия, а также в Дафаре и на побережье Омана сохраняют старойеменский арабский язык (махрейский). Полагают, что махрейский язык представляет собой древний язык, известный как химьярский или его диалект, который в этих районах сохранился, несмотря на его исчезновение в целом на юге Аравийского полуострова. Как поясняет автор такого предположения Хамза Али Люкман в книге «История йеменский племен», сокотрский и махрейский языки представляют собой фактически ветви древнего языка Сабы и Майна [24, с.372]. Доктор Юсеф Мухаммед Абдалла подчеркивает, что «махрейский язык с его тремя диалектами представляет собой один из сохранившихся древних языков арабов юга Аравийского полуострова. И он, несомненно, принадлежит к семейству арабских по своим корням языков семитской группы» [1, с.288]. Таким образом, йеменцев объединяют: (1) арабский язык, (2) общее арабское происхождение, (3) единая религия, (4) общая история и земля, (5) национальные исламские цели по преодолению разобщенности и осуществлению желанного арабского единства, (6) общность обычаев и традиций, (7) национально-патриотические интересы [7, с.193]. Что касается обычаев и традиций, то йеменцы до сих пор сохраняют их во многих аспектах унаследованных от предков трудовых и производственных отношений в силу, например, географического расположения и горного рельефа местности страны, ее связи с землей и морем, сельским хозяйством, пастушеством, рыбной ловлей, строительством. Это проявляется также в культурном наследии и фольклоре. Хотя между различными районами существуют отличия в деталях, они не отличаются друг от друга в главном своем содержании, сохраняя единую йеменскую самобытность и идентичность.
Противоречия движения к единству. Главными причинами расколов Йемена были либо внешнее вмешательство, либо внутренняя борьба за власть. Поскольку йеменское единство подвергалось расколам в различные периоды истории, в частности в эпоху режима имамата на севере страны и британского колониализма на юге, а также после революции 1962-1963 гг., появились различные политические идеи единства и путей его восстановления. Эти идеи, обозначившиеся в рамках патриотического движения, отразили противоречия в идейно-политических подходах и экономических ориентациях. Как представляется, противоречия в движении к единству проявились в идейно-политических и экономических аспектах.
Идейно-политические противоречия. Издревле религиозное (духовное) единство у йеменцев было одним из важнейших факторов единения наряду с географическим и историческим аспектами. «Их религиозные верования были более возвышенными и продвинутыми, как и их жизнь, и более близкими к основным небесным религиям.
Их оседлая жизнь, связь с землей, дождем, сельскохозяйственными сезонами, заставляла их постоянно вглядываться в небо, наблюдать за звездами, высчитывать времена года. Отсюда их Божеством стало летящее в небе, а религиозные верования сформировались из троицы, которую составили Луна как Бог-Отец, Солнце как Богиня-Мать и звезда Венеры как Божество-Сын. И этой троице были даны имена, означающие понятия «нежной любви» (Аль-Мика) и «имеющих друга» (Зат Хамим)» [13, с.53]. Храм Белькис стал одним из нескольких культовых святилищ, которые были возведены для поклонения Богу Луны Аль-Мике. Этот храм был и главным местом отправления обрядов поклонения [33, с. 120]. Персы принесли зороастризм [15, с.86-87]. Затем на йеменскую землю пришел ислам, который люди стали принимать группами и поодиночке. Это произошло в то время, когда Йемен был ослаблен глубокими ранами в результате эфиопской, а затем персидской оккупации. Ислам стал фактором объединения и силы, покончившим с противоречиями, порожденными тремя предшествующими религиозными верованиями доисламского периода (иудаизмом, христианством и зороастризмом). Хотя идейные разногласия возобладали после распада аббасидского государства и основания зейдитского государства под началом аль-Хади Яхьи Бен аль-Хусейна. По мере роста разногласий множилось число мелких государственных образований, на которые распалась в те времена страна. При этом идейно-религиозные противоречия между различными течениями в исламе оставались одним из факторов раздробленности и братоубийственных войн в Йемене, в особенности в период имамата, который отличался крайней нестабильностью, ибо был постоянно занят борьбой за власть. И все же ислам остался для йеменцев тем вероучением, которое помогло покончить со многими противоречиями. В 30-40-е годы прошлого столетия, а затем в эпоху революции в стране появились новые идейные и политические факторы, повлиявшие на движение к единству. Эти факторы были обусловлены возникновением новых идей и политических организаций, выдвинувших различные точки зрения относительно путей достижения единства. Назовем наиболее значимые политические организации.
Организация «Братья-мусульмане» имела явное влияние благодаря аль-Фудейлю аль-Варталарни (алжирцу по происхождению) в 1948 г., но потерпела провал после вхождения имама Ахмеда в Сану и подавления революционного выступления, сопровождавшегося казнью ее видных деятелей. В дальнейшем проявила себя организация «Свободные офицеры», находившаяся под воздействием египетской революции 23 июля 1952 г. В тот период до Йемена дошли идейно-политические воззрения национально-освободительного движения (националистического и социалистического толка). Новые политические силы взяли на вооружение эти взгляды, в частности, Партия арабского социалистического возрождения (создана в 1957 г., имела иракскую и сирийскую структуры) и Движение арабских националистов (образовано в Йемене в 1959 г.). В сформулированной Движением политической программе говорилось о борьбе за объединение обеих частей Йемена в единую республику после избавления страны от имамата на Севере и британского колониализма на Юге. В 1978 г. Движение трансформировалось в Йеменскую социалистическую партию [22; 36, с.428]. Движение насеристов, основанное как объединенная организация Севера и Юга в середине 60-х годов прошлого века, являлось филиалом общенационального Движения насеристов, которое было создано в Египте под названием «Арабский авангард» президентом Гамалем Абдель Насером. Движение апеллировало к национальному самосознанию сыновей арабской нации и призвало их к свободе и единству. Составной частью
политической программы движения в Йемене была борьба за освобождение от колонизаторов и восстановление йеменского единства. Йеменская социалистическая партия пришла к власти на Юге в середине 1969 г. в составе «Национального фронта», который включал в себя ряд национальных партий. В Йемен, как и вообще в Арабский мир, в тот период был привнесен научный социализм. Это происходило во временной увязке с возникновением арабских национально-освободительных движений, поддержанных Советским Союзом, который оказал им помощь, будучи одним из ведущих игроков на международной политической арене после победы во Второй мировой войне. Социалистическое идейное течение особенно поднялось после того, как Советский Союз и социалистические страны Восточной Европы выступили против тройственной агрессии, которой подвергся Египет в 1956 г. Йеменская социалистическая партия укрепила свои отношения на партийном и официальном государственном уровне с мировым лагерем социализма, вооружилась идеологией марксизма и выдвинула ее лозунги, включая революционную борьбу за осуществление идей научного социализма и свержение арабских реакционных режимов, связанных с империализмом. При этом партия рассматривала йеменское единство в рамках понятия революционного изменения на Севере. А основная ставка делалась на силу и вооруженное противостояние. Так продолжалось вплоть до появления политики «перестройки» Михаила Горбачева в СССР [26, с.65-70, 101-104]. Всеобщий народный конгресс был создан в Йеменской Арабской Республике в августе 1982 г. как своего рода политический зонтик, вобравший под себя все политические партии и организации реформаторской, национальной и социалистической направленности, которые вели свою деятельность на политической арене нелегально. Конгресс был призван создать своего рода организационно-политический противовес Йеменской социалистической партии на Юге. В противоположность ЙСП он принял идейную программу, базировавшуюся на принципе «ислам - вера и право» (то есть вероисповедание и правовая система) в качестве основы для своих действий и метода их проведения в жизнь. Конгресс определил свой путь к единству в программе политических действий (1983 г.). В ней подчеркивалось, что «воссоединение будет происходить только в соответствии с волей йеменцев и их устремлениями, которые выразила Национальная Хартия, через обращение к законодательным властям и народным массам в обеих частях Йемена с тем, чтобы от них исходила окончательная и законная формулировка путей осуществления единства и его базовых основ в различных областях» [28, с.37]. При этом каждая из входивших в Конгресс политических сил имела еще свои внешнеполитические и экономические интересы и связи, которые тоже оказывали воздействие на выработку позиций в том или ином виде.
Ясно, что идейно-политические противоречия, которые довлели над мышлением руководства обеих частей Йемена в Сане и Адене, формировали различное видение путей продвижения к цели достижения единства страны. Это отличие обставлялось всевозможными условиями во всех сферах. А тем временем на границе между двумя частями страны царила постоянная напряженность, в особенности на протяжении 70-х и 80-х гг. Все финансовые и экономические ресурсы обеих частей страны направлялись на цели обороны и конфронтации.
Экономические противоречия. Каждая из частей Йемена, сообразно политическому курсу, практиковала свой способ управления экономикой. Хотя вплоть до 1990 г. аграрное хозяйство и связанные с ним перерабатывающие производства безраздельно преобладали по своей значимости в экономике обеих частей Йемена и определяли стратегию его развития [35, с.395]. Йеменское сельское
хозяйство хронически страдало от отсталости средств производства. Эта отсталость была одним из наиболее заметных факторов сдерживания развития аграрного сектора. Причем, вопрос отсталости, который имеется в виду, охватывает в целом отставание производительных сил и уровня внедрения современных научных достижений и технологий в сельскохозяйственной сфере [32, с.202]. Каждая из частей Йемена старалась разрабатывать для себя планы экономического развития. Север с момента утверждения Первой трехлетней программы развития на 1973-1976 годы двинулся в направлении «инфитаха», то есть открытости в отношении мировой капиталистической экономики и закладки структуры йеменского хозяйства на либеральных экономических основах [31, с.32]. Экономическая философия Юга базировалась на принципе господства государства в экономике посредством контроля над производственными отношениями, управлением внутренним хозяйственным механизмом, монополии внешней торговли. Центральный вопрос экономического развития был «обусловлен контролирующей ролью государства в основных сферах экономической жизни вплоть до госсектора, связанного с народно-демократической властью в стране» [26, с.86]. Когда в 1990 г. произошло объединение, экономическая ситуация в обеих частях была близкой с некоторой разницей в пользу Севера, поскольку последний сохранял экономические отношения с капиталистическими государствами.
Необходимость и объективные условия объединительных процессов в эпоху глобализации. Одних только упомянутых факторов было бы недостаточно для совершения мощного шага по пути единения страны. Присутствовали еще ряд других факторов и объективных условий, связанных с ритмом и движением современной жизни, которые сделали неотвратимым для руководства обеих частей Йемена принятие решения о воссоединении страны в мае 1990 г. Эти факторы и условия можно вкратце представить следующим образом.
Экономические факторы. В первом ряду условий перехода к действиям в направлении единения были политико-экономические факторы, которые носили самодовлеющий характер и были вызваны к жизни течением событий окружающего мира, в том числе связанных с новым мировым порядком. Как отмечал доктор Абдель Керим Ахмад Амер, «развал Советского Союза и крах его социалистической экономической концепции в начале 90-х, монополия мировой капиталистической системы на формирование международных экономических отношений и влиятельных, дирижирующих институтов вновь высветили явление экономической глобализации в качестве неотъемлемой составной части явления цивилизационной, культурной, интеллектуально-идейной и политической всемирной глобализации, которая стала завоевывать различные страны мира, чтобы стать главной определяющей чертой мира XXI века» [18, с.630]. Йемен не оставался в изоляции от этих процессов. Обе части страны оказались перед лицом новой экономической системы, наступавшей с огромной скоростью, а Советский Союз в результате горбачевской «перестройки» не имел больше ничего, что мог бы предложить в качестве помощи зависевшим и полагавшимся на него социалистическим государствам. В последующие годы это стало угрожать крупным экономическим спадом в южной части Йемена. Финансово-экономические показатели состояния бюджета НДРЙ на 1989 г. свидетельствовали о наличии дефицита в размере 78 млн. 315 тыс. динаров, или, по подсчетам автора, порядка 223 млн. долларов. Общая величина госбюджета НДРЙ оценивалась в 347 млн. динаров, или в 988 млн. долларов. Для сравнения: в том же 1989 г. дефицит госбюджета северной части страны составил порядка 2 млрд. 274 млн. риалов, или 162 млн. долларов, при общем
размере госбюджета ЙАР в 19 млрд. 311 млн. риалов, то есть в 1 млрд. 544 млн. долларов. Таким образом, хотя бюджеты обеих частей Йемена были дефицитными, из приведенных выше показателей все же видно, что у ИАР дефицит был на 61 млн. долларов меньше, чем у НДРЙ. Несмотря на то, что разница была незначительной, показатели развития в северной части Йемена выглядели довольно оптимистично. В соответствии с оценками, заложенными в Третий пятилетний план развития ЙАР на 1987-1991 годы, темпы экономического роста предусматривались в размере 6,6 % в год, материальные ресурсы - в 7,2 %., рост экспорта, включая сырую нефть, в размере 37,8 % . Хотя между этими показателями в ЙАР и НДРЙ имелись некоторые расхождения, «развитие обеих частей опиралось преимущественно на внешние ресурсы - как в виде переводов от эмигрантов, так и в виде займов, кредитов и помощи от арабских и иностранных правительств и международных организаций» [25, с.28]. Экономический строй на Юге основывался на принципе полного контроля государства, но при фактическом отсутствии экономической и производственной базы финансирования проектов развития. На Севере экономический строй опирался не на философию капиталистической системы или либеральной экономики, а на опыт экономики смешанного типа, то есть при сочетании трех секторов -государственного, смешанного и частного. Проекты развития в обеих частях финансировались за счет иностранных кредитов и помощи, если не считать переводы от йеменцев из-за границы и местные кредиты, а также доходы от нефти, которые начали поступать в казну Севере с 1986 г. В то же время, в условиях конфронтации между двумя частями страны, военная машина, приводимая в движение обеими сторонами друг против друга, поглощала большую часть бюджета обоих государств. В результате геополитических изменений обе части Йемена оказались вынужденными начать поиск нового механизма развития, который бы соответствовал новым реалиям и обеспечивал сохранение и развитие их хозяйства перед лицом усугубления экономических проблем и роста давления со стороны народа наряду с откатом масштабов экономической и финансовой помощи, которую обеим частям страны предоставлял ряд государств региона. В своей книге «Йемен и йеменцы в воспоминаниях российского дипломата» Олег Пересыпкин цитирует Хейдара Абу Бакра аль-Аттаса, Председателя Президентского Совета накануне провозглашения единства 21 мая 1990 г., который заявил, что «Южный Йемен завтра перестанет существовать как государство из-за сложных экономических условий. Ибо даже помощь, которую НДРЙ получала от Советского Союза, не могла сыграть решающей роли в развитии этого арабского государства. Хотя мы и пытались, работали, прислушивались к советам Москвы. Однако, к сожалению, мы не получили ничего конкретного и провалились». Действительно, добавляет к этим словам О. Пересыпкин, «Южный Йемен оказался в сложнейшем экономическом положении и удушающей политической изоляции. И выход из этого можно было найти только на пути единства с Северным Йеменом» [27, с.416-417].
Политические факторы. Распад Советского Союза и мирового социалистической лагеря, объединение двух Германий и крушение в ноябре 1989 г. легендарной Берлинской стены, разделившей на две части не только Германию, но и весь мир, - все это поставило человечество перед новой исторической реальностью, выразившейся в фактическом окончании «холодной» войны и появлении нового однополярного миропорядка во главе с Соединенными Штатами и господством рыночной экономики. Йемен в своих северной и южной частях не стоял вдалеке от развития всех этих событий, а наоборот, подвергся их воздействию в силу структуры и характера двух противоположных систем на его территории. Происходившие
быстротечные перемены в мире напрямую затрагивали йеменскую действительность со всеми ее противоречиями, открывая перед страной новый исторический период. Как резюмировал Президент ЙР Али Абдалла Салех в свой лекции, прочитанной в Сеульском университете, «единство Йемена было достигнуто благодаря развалу того, что называлось Советским Союзом. Хотя мы и не желали развала этого государства, поскольку распад СССР коренным образом изменил баланс сил в мире» (см. газету «26 сентября» за 30.04.2005). Но были и другие политические факторы, среди них - фактор насилия и противостояния, нефтяной, народное давление, новый тип мышления, политическая воля и международная обстановка.
Фактор насилия и противостояния. Первая война в октябре 1972 г., а затем вторая в феврале 1979 г. между двумя частями страны имели сильнейшее воздействие в плане создания тяжелой психологической атмосферы и нагнетания политической напряженности. В отношениях между властями Саны и Адена возобладали агрессивно-реваншистские настроения. Глубоко ранящий раздор развел по разные стороны границы сыновей сопредельных йеменских земель Севера и Юга. Эту тяжелейшую ситуацию еще более усугубили акты насилия и вооруженные столкновения, вспыхнувшие в центральных районах ЙАР после создания Национального фронта как вооруженного политического движения сопротивления правящему режиму ИАР. Вооруженное противостояние между отрядами фронта и частями регулярной армии ИАР все разрасталось, охватив целые районы провинций Таизз, Ибб и Даммар. Эти стычки, получившие название «подрывных действий», привели к сильнейшему смятению и беспокойству в государстве и обществе, поскольку операции фронта носили характер партизанской войны. При этом фронт опирался на своих политических и партийных сторонников в самом Северной Йемене. Здесь использовался тот же прием, который НДРЙ применяла на своих границах с Султанатом Оман и Королевством Саудовская Аравия. Советский Союз не скупился на поставки вооружений, которые требовало от него социалистическое южнойеменское руководство. Российский востоковед Алексей Васильев так описывал конфронтационный настрой режима в Адене по отношению к своим соседям: «Возможно, мы в принципиальном плане и не ставили задачу столкнуть его с Северным Йеменом, Королевством Саудовская Аравия и Султанатом Оман. Однако, укрепление армии и авиации с помощью огромного количества оружия, которое мы им (властям НДРЙ) дали, объективно толкало их в направлении насилия и жестокости». Далее Васильев пишет: «На этой основе у них стал нарастать и распаляться дух авантюристичности. Когда южане начали весной 1979 г. войну против Северного Йемена, Али Базиб сказал мне: «Да, мы начали это дело (войну)! Если мы одержим победу, то создадим Великий Йемен. А если потерпим поражение, то Вы поможете нам и спасете нас» [цит. по: 27, с.416-417]. Поддержка Народного фронта была мощнейшей, исходя из убеждения в том, что через его действия будут созданы условия для изменения на Севере «реакционного строя», а затем осуществлено единство между двумя частями Йемена на основе научного социализма. Акты насилия и вооруженные столкновения привели к противодействиям со стороны руководства обеих частей. За один только год были убиты трое высших руководителей государства - Ибрагим аль-Хамди, который был ликвидирован при неясных обстоятельствах в октябре 1977 г., затем Ахмад Хусейн аль-Хашими, который был уничтожен взрывом заминированного кейса, подосланного ему по приказу руководства Юга в июне 1978 г., и Салем Рубейя Али, убитый практически в тот же период, что и аль-Хашими. За ними настал черед Абдель Фаттаха Исмаила во время событий января 1986 г., которые стали
результатом политических разборок, имевших племенные корни, и обернулись гибелью почти двадцати тысяч людей, включая представителей политической и культурной элиты. Как писал Олег Пересыпкин, «боролись вплоть до ужасающей бойни две партийные группировки, руководствовавшиеся одной и той же Хартией и Программой, по поводу которых у них не было разногласий» [27, с.416]. В результате десятки тысяч йеменцев хлынули на Север страны, и в Сане было образовано новое партийное руководство. Таким образом, насильственные действия были главной чертой политической жизни в обеих частях страны в тот период. Причем, все они совершались от имени и во имя единства Отечества. Устранение аль-Хамди, аль-Хашими и Рубейя Али - все эти политические убийства, войны, вспышки напряженности объяснялись одним и тем же мотивом, подтверждавшим непреложный факт, что только через осуществление йеменского единства мог пролечь путь к достижению безопасности, стабильности и, как следствие, развитию в интересах всех йеменцев. Альтернативой же единству была братоубийственная война.
Нефть как новый фактор политической борьбы. Но появился и новый фактор политической борьбы между двумя государствами в условиях надвигавшегося засилья нового мирового порядка. Йеменское государство на Юге страны попыталось решить проблемы своей экономики при помощи разработки нефтяных месторождений, открытых на стыке трех провинций - Мариб, Шебва и Хадрамаут. Взаимные вооруженные нападения, предпринятые в апреле 1988 г. из-за конфликта сторон по поводу месторождения «Джанна», грозили перерасти в тотальную войну между двумя частями страны. Этот кризис удалось преодолеть благодаря встрече на высшем уровне между руководством двух стран, состоявшейся 4 мая 1988 г. в Сане, где было подписано двустороннее соглашение, включившее два важнейших пункта. Первый - превращение спорного нефтяного района в точку согласия, где учреждался совместный инвестиционный проект между провинциями Мариб и Шабва на территории в 1200 кв. км; учреждение совместной топографической комиссии по определению и уточнению границ проектного участка; освобождение района совместного нефтяного проекта от военных позиций и объектов. Второй -соглашение об упрощении перемещения граждан между двумя частями Йемена, ликвидацию постов по обеим сторонам границы, замену их на совместные пункты пропуска, а также разрешение гражданам проезжать на транспорте и проходить по внутренним паспортам (удостоверениям личности) без всяких ограничений со стороны соответствующих служб ИАР и НДРЙ [21, с.237].
Народное давление. Майское 1988 г. соглашение произвело огромное воздействие на население обеих частей Йемена, способствовало притоку продукции из северных районов на Юг, использования гражданами возможностей «рынков единства». Эти рынки спонтанно возникли в приграничных городах и сельских районах. Развитие получил и внутренний туризм между двумя частями страны. В целом данньгй шаг открыл для граждан не просто хозяйственные перспективы, а простор для размышления о новой жизни, которую могло бы принести объединение. Все это способствовало росту ощущения прямой заинтересованности в этом процессе. Как следствие, постепенно начали пропадать настроения страха перед спецслужбами, в особенности у населения приграничных районов. И все это нашло реальное отражение в форме политического, партийного и общественного давления, которое стало еще одним условием ускорения создания единого государства. Имевшиеся в распоряжении руководства двух стран инструменты измерения общественного мнения показывали, что им следовало учитывать, наряду с опасностью взрыва
народного недовольства на Юге и его потенциального распространения по всей стране, также значение и важность единения с точки зрения обеспечения политической и экономической безопасности Йемена и безопасности самих властей в обеих его частях.
Социалистическая партия и новый тип мышления. В социалистических государствах шли процессы развала существовавшего строя. Об этом наглядно свидетельствовали примеры Эфиопии, Румынии, ряда республик юга СССР (Таджикистана, Армении, Азербайджана) и т.д. Партийному руководству Юга не оставалось ничего другого, кроме как думать над серьезными шагами, которые могли бы способствовать нахождению решений неотвратимо надвигавшейся грозной проблемы. И самым очевидным из таких решений было объединение двух частей страны. В том же контексте в руководстве Йеменской социалистической партии начали возникать новые реформаторские идеи и мнения, размышления о демократии, партийном плюрализме. Отражением этой тенденции стал документ Джераллы Омара под названием «О значении многопартийности в деле упрочения опыта социалистической ориентации», представленный в апреле 1988 г. в Политбюро ЙСП. Проходили и другие дискуссии, которые носили характер подготовки к реформе и провозглашению «Программы всеобъемлющей политической и экономической реформы», принятой в декабре 1989 г. Центральным комитетом Йеменской социалистической партии, правившей на Юге страны. Эта программа утвердила работу в духе новых понятий, которые изменили методологию партии в подходе к решению судьбоносных вопросов, таких как: политико-экономическая открытость (инфитах) перед системами либеральной ориентации; отход от идеи единства через навязывание модели социалистического строя Юга на Севере страны; включение политического плюрализма в механизм ведения политической работы, разрешение оппозиционных политических партий.
Политическая воля. Вместе с накоплением внешних факторов, которые готовили почву для объединения страны, и нарастания народного давления происходило и соответствующее формирование фактора политической воли. Как представляется, этот фактор сыграл важную роль в продвижении к единству. Оба лидера - Али Абдалла Салех и Али Салем аль-Бейд - были известны своей смелостью и силой воли, которые они демонстрировали в политической деятельности. Не говоря уже о том, что каждый из них желал одолеть трудности и привлечь к себе свет рампы. Более яркого и прекрасного средства для этого, чем объединение страны, не существовало, ибо единство было исторической мечтой всего йеменского народа. Более того, осуществление единства означало созидание новой истории народа, верящего в свою историю и необходимость существования как единого целого. К чести лидеров, они шли нога в ногу с велением времени. На исторической встрече в Адене 30 ноября 1989 г. было достигнуто соглашение о передаче проекта Конституции объединенного государства на рассмотрение Консультативного Совета и народа в обеих частях страны в течение максимального срока в шесть месяцев. На саммите в Сане 22 апреля 1990 г. было достигнуто соглашение относительно текста Декларации о провозглашении Йеменской Республики и организации переходного периода. Все это - встречи в верхах, соглашения, совещания совместных комиссий, открытие границ, свободное перемещение граждан - подготавливало народ к единству. И объединительный накал достиг точки кипения. Правящие деятели партии и государства на Юге находились в ожидании Али Абдаллы Салеха, который в обращении к членам Консультативного Совета в Сане заявил: «Я прибыл, чтобы подтвердить передачу правительством в уважаемый Совет двух важнейших
проектов - «Конституции объединенного государства» и «исторического соглашения в Сане» между членами объединенного йеменского руководства... В случае утверждения этих двух соглашений образование Йеменской Республики будет провозглашено завтра в 12 часов дня с поднятием флага Йеменского государства на всех правительственных учреждениях, заведениях и службах в нашей стране... Я собираюсь покинуть Консультативный Совет вместе со всеми другими руководителями страны и вылететь в Аден. Призываю тех членов Совета, кто выразит желание, принять участие в этом историческом событии. Самолеты для этого находятся в готовности» [29].
В Консультативном Совете ИАР со стороны членов блока Исламского движения (еще не объявленного на тот период) и других сил раздавались голоса против третьей статьи проекта Конституции объединенного государства, гласившей, что исламский шариат является главным источником законодательства, а не источником всего законодательства, как они того требовали. В то же время никто из оппозиционеров не выступал против самого единства, несмотря на наличие тех, кто утверждал о недопустимости объединения с государством неверных и атеистической марксистской партией. Сильные голоса «против» звучали и на Юге. Дело дошло до обвинения генерального секретаря Йеменской социалистической партии Али Салема аль-Бейда в том, что он подписал Аденское соглашение без обращения к руководству партии. Наиболее видной фигурой среди противников был бригадный генерал Салех Мунассер ас-Сейили, член Политбюро и министр внутренних дел, который заявил на партийном совещании о том, что он выступает против решения (точнее, воздерживается) относительно полного (ассимиляционного) объединения с Севером, «поскольку Соглашение не соответствовало содержанию объединительного процесса, предусмотренного Политической программой партии». Разногласия в руководстве ЙСП и государства на Юге достигли своего апогея. Ситуация действительно оказалась на грани взрыва, и даже стали высказываться прогнозы относительно повторения кровавых событий, произошедших 13 января 1986 г. Массовые народные демонстрации (как организованные, так и спонтанные) прошли в большинстве йеменских городов с призывом к объединению страны, что придало мощный импульс и укрепило политическую волю высшего руководства.
Международная обстановка. После объединения двух Германий отношение мирового сообщества в вопросе объединения государств, которые оказались разделены (или не могли соединиться) по идеологическим основаниям либо из-за противоборства двух международных полюсов того времени, утратило свою былую твердость. Наоборот, были даны сигналы к тому, чтобы разобщенным странам воспользоваться крайне благоприятной возможностью для воссоединения. И йеменское руководство уловило и осознало развитие этой тенденции. После Аденского соглашения первые месяцы 1990 года стали свидетелями широкой политической активности и интенсивных внешних контактов, имевших целью обезопасить движение страны к объединению от любого потенциального регионального и международного противодействия. В феврале президент Али Абдалла Салех заявил после встречи с президентом Джорджем Бушем-старшим в Вашингтоне: «Мы проинформировали американских друзей о наших текущих шагах по восстановлению единства Йеменского Отечества и отметили, что они поддерживают нас, рассматривая данный вопрос внутренним делом самого Йемена» [19, с. 125]. Советский Союза был в курсе тех шагов, которые предпринимались в направлении осуществления йеменского единства. По словам советского посла в Сане Вениамина Попова, в СССР высказывались разные и даже противоречивые
точки зрения по вопросу объединения двух частей Йемена в единое государство. Это несоответствие отчетливо просматривалось и в работе дипломатических миссий СССР в Сане и Адене. Противоречивость оценок прослеживалась и на самом верху советского Министерства иностранных дел, у руководства которого стоял в ту пору Эдуард Шеварднадзе. Но, в конечном счете, возобладала точка зрения в поддержку единства. Таким образом, все благословили и поддержали объединительные шаги Севера и Юга Йемена. Причем в авангарде поддержавших это объединение внешних сил находились США и СССР [19, с. 126]. Позиция двух великих держав самым позитивным образом отразилась на мнении других членов мирового сообщества, среди которых никто не занял негативной позиции в пользу консервации раскола. В феврале 1989 г. возник новый региональный альянс - Совет арабского сотрудничества, в который вошли Ирак, Египет, Иордания и Йеменская Арабская Республика. Эта организация была создана в противовес Совету сотрудничества государств Арабского залива, членство в котором ограничилось шестью богатыми нефтедобывающими государствами - Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Бахрейном, Катаром и Оманом. В его состав не были допущены Ирак, Северный и Южный Йемен, являющиеся географическим продолжением данного объединения государств Аравийского полуострова.
Совет арабского сотрудничества рассматривался как альянс бедных (если исключить Ирак) и республиканских (за исключением Иордании) режимов против наследных режимов Арабского Востока. Этот Совет в то время позволил обеспечить баланс сил в регионе, чем сумело воспользоваться йеменское руководство. В итоге государства Совета арабского сотрудничества поддержали йеменское объединение, а президент Ирака Садам Хусейн всячески убеждал южнойеменское руководство к тому, чтобы следовать объединительным курсом с Севером страны. И вот уже король Фахд Бен Абдель Азиз, находясь в районе геологических работ по поиску нефти, после встречи с Президентом ИАР Али Абдаллой Салехом в конце февраля 1990 г. заявил о своей поддержке йеменского объединения, причем «поддержке безграничной». И хотя среди арабских государств существовали опасения, как бы это единство не было направлено против безопасности и стабильности государств Совета сотрудничества Залива, однако никто из них публично не высказался против этого объединения. Хотя есть неподтвержденная информация, будто министр иностранных дел Саудовской Аравии в ходе своего визита в Аден 30 ноября 1990 г. передал чек на предъявителя в попытке приостановить объединение. В целом, все арабские государства одобрили и поддержали восстановление единства Йемена [19, с. 139]. В ходе объединения в Йеменской Республике была выработана новая политическая методология, появились демократические институты, сформировался новый строй рожденного государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдалла Ю.М. Махрейский язык // Йеменская энциклопедия. - 2003.
2. Абдалла Ю.М. Черты Йеменской цивилизации // Новый Йемен. - 1985. - №4.
3. Аденское Соглашение и проект Конституции единого государства. Управление морально-политической ориентации // Основные этапы движения по пути объединения. - Сана, 2005.
4. Алъ-Амари Х.А. Объединенный Йемен: исторический бэкграунд // Ас-Савабит,- 1994.- № 4.
5. Алъ-Арши Я.Х. Йеменское единство.
6. Аль-Бардуни А. Йеменские проблемы.
7. Аль-Гаффари А.К. Йеменское единство: реальность и будущность.
8. Аль-Макалих А.А. Единство и цели Йеменской революции // Ас-Савабит. - 1994. - № 4.
9. Алъ-Муаллими А. На здании йеменского единства.
10. Аль-Факих 3. Язык Химьяра и арабский язык.
11. Алъ-Хамадани А.-Х. Описание Аравии. Центр исследований. - Сана, 1983.
12. Аль-Ханафи А.М. Полный словарь философских терминов. Библиотека Мадбули, 2000.
13. Ас-Саиди А.К. Йеменские исследования. - 1990. - № 42.
14. Ac-Cayp A.A. Краткая история Йемена. - Сана, 1983.
15. Аш-Шамахи А-К.А. Йемен: человек и цивилизация. - Бейрут: Эль-Медина, 1985.
16. Ба-Сурра С. Границы Йемена на протяжении истории. Неопубликованные материалы семинара «Йемен и его соседи: от пограничных конфликтов до согласия и партнерства».
17. Бафкия М.А.К. В счастливой Аравии. Истор. очерки. Центр исследований. - Сана, 1987.
18. Вторая экономическая конференция «Глобализация и направления экономической реформы в Йемене». Из неопубликованных документов. - Сана, 1998.
19. Выступления, заявления и интервью Его Превосходительства Президента Али Абдаллы Салеха о йеменском единстве (1978-2003 гг). Издания Центра информации Управления моральной ориентации Вооруженных Сил. Вып. 4. 2003.
20. Газзаль И. Конституционное законодательство и политические системы. Университетская организация по исследованиям, печати и распространению. - Ливан, 1982.
21. Единый Йемен - Йеменская Республика. Издание 1990 г.
22. Йеменская энциклопедия. Культурная ассоциация аль-Афифа. - 2003. - Т. 4.
23. Конституция Йеменской Республики. - Сана, 2002.
24. Люкман Х.А. История йеменских племен. - Сана: Аль-Калима, 1985.
25. Национальная программа социально-экономической, финансовой и административной реформы. Йеменская Республика. — Сана, 1991.
26. Национально-демократическая революция в Йемене. Политический доклад. - Бейрут: Ибн Хальдун, 1972.
27. Пересыпкин О. Йемен и йеменцы в воспоминаниях российского дипломата. - Бейрут: Аль-Хиляль, 2005.
28. Программа политических действий, представленная 8-ой сессии Всеобщего народного конгресса. Сана.
29. Саура. — 1990. — 22 мая.
30. Секреты и документы Йеменской революции. - Кувейт: Типография эр-Рияд, 1978.
31. Султан А. Социально-экономическое развитие Йеменской Арабской Республики // Йеменские исследования. - 1987. — № 29.
32. Уровень и перспективы развития университетского и иного высшего образования в аграрном развитии обеих частей Йемена // Йеменские исследования. — № 19.
33. Фахри А. Археологическая экспедиция в Йемен. Министерство информации и культуры,-Сана, 1988.
34. Хамади С. Новое обращение к разговору об арабском национализме и единстве.
Центр исследований арабского единства. - Бейрут, 1986.
35. Шаклия Р. Современная аграрная карта Йеменской страны // Йеменские исследования. -1992.-№44.
36. ШахерХ.А.Д. Арабские националисты в Йемене // Йеменская энциклопедия. - 2003.
INTERNATIONAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS OF YEMEN UNIFICATION
ABDULVAHAB M.A. AL’-RAUKHANI
Yemen Republic Embassy in the Russian Federation 2nd Neopalimovski St., 6, 119121 Moscow, Russia
The article examines the international and historical preconditions of Yemen unification on the
wide historical background.