Научная статья на тему 'Особенности политической системы Йемена'

Особенности политической системы Йемена Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1345
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ЙЕМЕН / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / PARTY SYSTEM / YEMEN / PARLIAMENTARY ELECTIONS / DEMOCRACY / POLITICAL TRANSITION PERIOD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Радман Маджед Радман Мохаммед

Посвящается особенностям процесса формирования политической системы в одной из наиболее противоречивых стран Арабского Востока Йемене. История Йеменской Республики в XX веке наполнена гражданскими войнами, революциями и военными переворотами. Раскрывается противоречивый характер процесса демократизации, одним из проявлений которого является постепенное формирование многопартийности. Особое внимание уделено роли исламского фактора и племенной разобщенности в политической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE POLITICAL SYSTEM OF YEMEN

The article is devoted to the peculiarities of the process of formation of the political system in one of the most controversial countries of the Arab East Yemen. History in the XX century in the Republic of Yemen is filled with civil wars, revolutions and military coups. The contradictory nature of the process of democratization is revealed, one of the manifestations of which is the gradual formation of a multiparty system. Special attention is paid to the role of the Islamic factor and tribal dissociation in the political life of the country.

Текст научной работы на тему «Особенности политической системы Йемена»

8. Объем выборки по г. Ульяновску - 600 человек, выборка репрезентативна по полу и возрасту. Полевой этап исследования: 26-29 июня 2012 года. Ошибка репрезентативности не превышает 3,5 %; 2015 год - выборка 380 респ., 2018 год - выборка 60 чел. (пилотное исследование отношения к дискуссионным формам участия).

Лукафина Дарья Александровна, аспирант, darjalukafina@,mail.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет,

THE DYNAMICS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CIVIL PARTICIPATION

D.A. Lukafina

Modern political process in Russia is characterized by an increase in civil activity, which has a lot offorms of appearances and different degrees of activity. This paper studies the processes of correspondence of different types of participation on an example of urban population and analyzes the directions of civil activity from a standpoint of quantitative involvement ofpeople in various forms of participation based on their degree of activity (Memmy 's "effect of cumulativeness"). The issues of political culture (based on an example of the population of Ulyanovsk city) are also discussed from a standpoint of willingness to take part in different discussion types of interaction between society and government.

Key words: civic engagement, participation forms, civic culture

Lukafina Dar'ya Aleksandrovna, postgraduate, darjalukafina@,mail.ru, Russia, Ul'yanovsk, Ulyanovsk State University

УДК 321(533/534)

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЙЕМЕНА

М. Р. М. Радман

Посвящается особенностям процесса формирования политической системы в одной из наиболее противоречивых стран Арабского Востока - Йемене. История Йеменской Республики в XX веке наполнена гражданскими войнами, революциями и военными переворотами. Раскрывается противоречивый характер процесса демократизации, одним из проявлений которого является постепенное формирование многопартийности. Особое внимание уделено роли исламского фактора и племенной разобщенности в политической жизни страны.

Ключевые слова: партийная система, Йемен, парламентские выборы, демократия, политический переходный период.

В развитых странах опыт партийного строительства, например, в Западной Европе, измеряется несколькими столетиями, и лишь десятилетиями в Йемене. Данная территория, которая находится на юге Аравийского полуострова, за незначительный период времени претерпела много изменений [1]. Вплоть до

1962 года сохранялся имамат, который отрицал демократию как понятие. Страна жила почти полностью изолированно и замкнуто от внешнего мира.

При изучении политической системы Йеменской Республики появляется возможность более глубокого понимания трансформаций, происходящих в идейной, социальной и политической сферах восточного общества, и позволяет прогнозировать изменения, которые намечаются в системе отношений между Севером и Югом в мировом масштабе.

Современной политической системе Йеменской Республики можно дать характеристику как авторитарной, так как до 2011 года в стране был режим личной власти президента Али Абдаллы Салеха. При этом с начала 1990-х годов в республике функционировала многопартийная система. Наиболее крупными партиями являлись: Всеобщий народный конгресс - правящая, Йеменское объединение в защиту реформ («аль-Ислах») и Йеменская социалистическая партия (ЙСП), которая в политическом спектре занимала левый фланг.

К основным факторам, определяющим внутриполитическую ситуацию в 2000-х годах в Йемене, можно отнести такие, как: нарастающее влияние исламских фундаменталистов, незавершенность слияния Северного и Южного Йемена, автономия племен, которые стремились насколько возможно меньше подчиняться центральной власти, и усиление напряженности в обществе по причине экономических реформ, проводимых на тот момент [2].

В 1994 году после того, как закончилась гражданская война, руководству ЙР необходимо было решить две основные задачи, стоящие перед ним: достигнуть согласия и восстановить экономику страны, в первую очередь в южных провинциях.

Достаточно сложной оставалась в республике политическая обстановка. Усилилось влияние исламистов, которое помогло в разгроме южан Али Аб-бдалле Салеху. Шариат признали «единственным» источником конституции, а не просто «главным». Также произошло усиление исламизации Юга. Сильно ослабленная ЙСП была легальной партией оппозиции, но власти ограничивали ее деятельность [3].

Сильное влияние ислам оказывал на развитие идеологических доктрин оппозиционных и правящих групп. Идеологические взгляды у йеменцев в значительной степени связаны по-прежнему с исламской религией. В ЙР часть правящей элиты под главенством А.А. Салеха вынуждена была использовать ислам более активно как одну из составляющих идеологической доктрины.

В Йемене в результате вышесказанного сложилась ситуация, в которой ислам выступает основой официальной идеологии ЙР, при этом являясь консолидирующим фактором оппозиционных сил страны [4].

Исламский фактор в целом, включая деятельность радикальных исламистских сил в стране, еще довольно длительное время сильно влиял на общественно-политическую ситуацию в ЙР, включая вопросы, связанные с национальной безопасностью государства [5].

На данный момент в Йеменской Республике общественно-политическая жизнь, включающая в себя и традиционный уклад, сочетается с нормами пар-

ламентской демократии, поэтому Йемен - одна из немногих стран, которая является явным образцом такого сочетания образа жизни. В связи с этим важно проследить, как демократический процесс влияет на трансформацию политической системы Республики.

Так, 1991 г. является датой начала перехода к демократическому режиму для граждан Йемена, поскольку в этом году в результате всенародного референдума была принята Конституция единого Йемена, которая считалась первым политическим достижением после объединения в 1990 г. На своём пути к демократии Йемен прошел через следующие этапы.

Первый этап (1990-1999).

Данный этап начался с парламентских выборов, проведенных в 1993 и 1997 годах, в которых участвовали различные политические силы, особенно во время выборов 1993 г., являвшихся первыми парламентскими выборами в рамках политической многопартийности. После данных событий продолжилось народное участие в первых президентских выборах в Йемене 25 сентября 1999 г. В этих выборах принимали участие все политические силы страны. Из 20 партий лишь восемь смогли получить место в Палате представителей, большинство мест получила партия Всеобщего Народного Конгресса - 123 места, затем партия Ислаха (Братья-мусульмане) - 62 места, в то время как Социалистическая партия получила всего 56 мест. И, несмотря на то, что партия Всеобщего Народного Конгресса завоевала большинство мест в Палате представителей, она не смогла получить абсолютного большинства голосов в Совете, поэтому было необходимо сформировать коалиционное правительство.

Таким образом, несмотря на то, что не так давно было сформировано коалиционное правительство, разгорелся политический кризис между двумя партиями, - партией Всеобщего Народного Конгресса и Йеменской Социалистической партией, приведший к гражданской войне в 1994 г., которая закончилась победой Али Абдаллы Салеха и уходом Али Салем Аль-Бид и его сторонников с политической сцены, а также из страны. В итоге коалиционное правительство продолжило свою деятельность только между партиями Ислаха и Всеобщего Народного Конгресса и в Йемене начался новый этап на пути к демократии.

23 августа 1996 г. был принят новый закон о выборах, и в 1997 г. состоялись первые после гражданской войны 1994 г. парламентские выборы, которые подтверждали приверженность йеменского народа и правительства к демократической системе, основанной на многопартийности и мирной передаче власти.

Таким образом, партия Всеобщего Народного Конгресса получила абсолютное большинство в Палате представителей (68 %), что позволило ей сформировать правительство.

Президент Али Абдалла Салех внес поправки в Конституцию Республики в 1994 г., в целях проведения прямых выборов на пост главы государства при условии наличия другого кандидата, и определения продолжительности его полномочий только на два президентских срока. Эти выборы были проведены в сложных условиях, испытываемых политической системой Йемена, в том числе острой политической напряженности в отношениях между правительством и

оппозиционными партиями. Социалистическая партия объявила бойкот выборам, наряду с другими партиями. В результате данных выборов победу одержал Али Абдулла Салех (96 % голосов).

Таким образом, несмотря на то, что начал действовать принцип политического плюрализма, и появилась конкуренция за пост президента, по-прежнему необходимы более открытые юридические и конституционные рамки, чтобы увеличить конкуренцию для утверждения политического плюрализма и учреждения механизма ротации власти. Данные тенденции являются показателями реальной демократической ориентации государства.

Второй этап (2000-2012)

Второй этап начался в 2000 г. после того, как были проведены выборы и начались процессы модернизации и реформирования политической системы. В апреле 2003 г. были проведены третьи парламентские выборы, которые стали последними в Йемене до сегодняшнего дня, выборы прошли в соответствии с существующими положениями и правилами, а также с новым законом о референдуме. Выборы были проведены в условиях противоречий и раздора между партией Всеобщего Народного Конгресса и оппозиционными партиями. Если в 1997 г. число зарегистрированных на выборах составило 61%, то на выборах 2003 г. оно составило 76,5%. Причины увеличения участия на выборах 2003 г. можно отнести к участию многих партий, которые бойкотировали выборы в 1997 г., например, Социалистическая партия. Если в выборах 1997 г. участвовали лишь 12 политических партий, то на выборах 2003 г. - 21 партия из 22 разрешенных.

В 2006 г. в Йемене прошли вторые по счёту президентские выборы; претендента было 64, однако только 5 из них получили рекомендации Палаты представителей и Совета Шуры.

Подведя итоги двух этапов можно сказать, что процесс демократической трансформации в Йемене в основном связан с объединением страны. Йеменский опыт подтвердил возможность возникновения демократии в более традиционных обществах, так как наличие племен в Йемене не помешало продолжению процесса демократизации, и это было подтверждено на парламентских и президентских выборах.

Йеменский народ достаточно политизирован, несмотря на широко распространенную неграмотность. Также существует множество проблем, с которыми сталкивается йеменский режим, влияющих прямо или косвенно на демократическую трансформацию, например, наличие племен, политическое насилие и экономические сложности, что вызывает необходимость правящего режима в Йемене решать такие проблемы, как проведение административных реформ, ликвидация коррупции во всех государственных институтах, продолжение программы экономических реформ и создание новых рабочих мест.

В Йемене народные демонстрации начались по тунисскому сценарию. Однако ситуация стала более напряженной после египетской революции 25 января 2011 г. В отличие от других арабских революций, революция в Йемене была воспринята ведущими мировыми и региональными политиками, прежде

всего, как угроза всей региональной системе безопасности. Отметим, что Йемен занимает второе место в мире по числу граждан, владеющих оружием (первое место занимают США).

Для предотвращения гражданской войны в Йемене Саудовская Аравия вместе с другими членами ССАГПЗ выступила с инициативой мирного урегулирования кризиса [6]. Согласно данной инициативе, чтобы президент Салех избежал судебного преследования взамен на иммунитет, он был обязан покинуть свой пост, а власть мирно передать вице-президенту Абду Раббо Мансур Хади, в сроки не более 30 дней. В соответствии с инициативой 25 февраля 2012 г. президент Йемена Али Абдалла Салех покинул пост руководителя страны [7]. «Многие наблюдатели интерпретировали данный факт как пример демократического перехода власти, в отличие от кровавого свержения Каддафи в Ливии и затянувшейся междоусобной войны в Сирии».

Сформированная инициатива была наиболее приемлемым решением, которое могло способствовать выходу Йемена из кризиса, а, возможно, через достижение определенных компромиссов и предотвратить гражданскую войну. Вместе с тем многие наблюдатели на тот момент пришли к выводу, что инициатива ССАГПЗ служила интересам тех сторон, которые сформулировали ее содержание. Также она служила интересам США, поддерживающих режим президента Салеха, который был их союзником, и стремились избежать его падения.

Стоит также отметить, что на протяжении 30 лет арабские монархи поддерживали йеменского лидера. Таким образом, региональные и международные силы достигли успеха в реализации своих политических интересов, не позволивших осуществить падение режима в Йемене по «тунисскому и ливийскому сценарию». При этом они сохранили свое влияние и стабильную ситуацию в Йемене, который в тот момент мог быть охарактеризован как пример стабильности для всего арабского региона.

Политический переходный процесс в вышеназванных странах происходил по-разному. В Йемене переходный процесс был и остается сложным, так как он связан с рядом проблем, требующих учета особенностей политического устройства страны, а также значения политических процессов в Йемене для стран всего арабского региона.

Цель народного восстания вывести страну из прошлого, но оно столкнулось с сильными препятствиями. Данные препятствия предоставили возможность трем сторонам йеменского конфликта (силы, лояльные бывшему президенту Салеху, сторонника Аль Хути, партия «Ислах» («Братья мусульмане») бороться «за кражу восстания», то есть присвоить себе успех восстания.

Недостаточно доказательств того, что существует международное желание или даже стремление участников конфликта в Йемене завершить войну. Международные и региональные силы озабочены конфликтом в Сирии, и они осознают (Россия и Иран, в частности), что как только закончится йеменский конфликт, Саудовская Аравия быстро устремит свой интерес на сирийское направление, чтобы противостоять Ирану. В интересах этих сил Йемен должен

оставаться открытым фронтом для Саудовской Аравии, которая по-прежнему заявляет о своих намерениях свержения Б. Асада мирным или военным способами, тем самым она выражает о своей готовности направить военные силы, чтобы противостоять ДАИШ в Сирии (для сокрытия реальной цели свержения режима Б. Асада).

Любой политический переходный период в любой стране мира претерпевает многочисленные трудности и испытания. Характер протекающих процессов переходного периода может происходить в различных странах по-разному. Йемен на протяжении нескольких лет вплоть до революции 2011 г. испытывал многие кризисные ситуации, вызванные такими событиями, как: 1) выдвижение законных требований Южным движением; 2) деятельность мятежного движения Аль-Хути и 3) деятельность террористической группировки Аль-Каиды. Поэтому переходный период в этой стране крайне сложен. Кроме того, Йемен находится в трудном положении из-за процветающей коррупции во всех сферах государственной власти.

Йемен нуждается в единстве всех политических сил в этот трудный исторический момент, чтобы выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Очевидно, что региональные силы оказывают сильное влияние на происходящие события в Йемене. Саудовская Аравия и их союзники пытаются изо всех сил положить конец мятежам движения Аль-Хути и помочь восстановить власть легитимного йеменского президента А.М. Хади. И это в то время как Иран продолжает оказывать помощь лояльным ему религиозным общинам, таким, как шиитское мятежное движение Аль-Хути. Многие наблюдатели оценивают данную ситуацию как Саудовско-Иранскую войну на территории Йемена. В связи с этим мы можем сделать вывод, что, чем хуже отношения между Саудовской Аравией и Ираном, тем сложнее найти решение по йеменскому кризису. Прекращение боевых действий и восстановление стабильности в Йемене может быть достигнуто только через понимание особого характера социальной структуры страны, а также понимание истории конфликтов Йемена. Необходимо найти решение, принимая во внимание все аспекты политической системы страны. Разрешить сложившуюся ситуацию в Йемене необходимо без вооруженного вмешательства, путем политических решений и прямого диалога между всеми конфликтующими сторонами.

Рассматривая значение революций, переворотов, восстаний для политической системы Йемена, необходимо отметить, что, как и предполагается в результате любого вооруженного конфликта, происходят значительные изменения. Так, революция 1962 г. привела к свержению имама Мохаммеда, а вслед за этим - к образованию Йеменской Арабской Республики. Или результатом гражданской войны 1962-1970 гг. в ЙАР стало согласие короля Саудовской Аравии признать республиканское правительство Йемена в обмен на включение в него некоторых роялистов. Кроме того, как следует из анализа, мирным путем установить правящий режим или сменить представителя власти чаще всего в Йемене не удается, то поэтому вооруженные волнения, происходящие в стране, являются на данный момент пока единственным решением проблем.

Хотя не исключено, что дальнейшее развитие событий, при вмешательстве других стран, может привести к началу новой эпохи для Йемена, когда в стране установится демократический режим.

Список литературы

1. Коротаев А.В., Комарова Н.Л., Халтурина Д.А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография. Экономика. Войны. М.: Ком-Книга/URSS, 2007.

2. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления и развития. М.: ФОРУМ, 2009.

3. Ткаченко А.А. Ближний Восток и права человека: социально-экономические аспекты // Ближний Восток и современность. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. Вып. 23.

4. Труевцев К.М. Политические системы арабских стран: между авторитаризмом и демократией // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокреницкий. М.: Институт Востоковедения РАН, 2005. С. 61-90.

5. Almond G. Political Theory and Political Science // American Political Science Review. 1966. No 60(4). P. 869-879.

7. Серебров С.Н. Йемен: национальный диалог и проблема сепаратизма юга / Институт востоковедения РАН. 2014. Т. 1. № 5. С. 5.

8. Ба Алави М.М. Инициатива Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и йеменская революция // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 1. С. 36.

Радман Маджед Радман Мохаммед, аспирант, radmanmajed611@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FEATURES OF THE POLITICAL SYSTEM OF YEMEN M.RM. Radman

The article is devoted to the peculiarities of the process of formation of the political system in one of the most controversial countries of the Arab East - Yemen. History in the XX century in the Republic of Yemen is filled with civil wars, revolutions and military coups. The contradictory nature of the process of democratization is revealed, one of the manifestations of which is the gradual formation of a multiparty system. Special attention is paid to the role of the Islamic factor and tribal dissociation in the political life of the country.

Key words: party system, Yemen, parliamentary elections, democracy, political transition

period

Radman Maged Radman Mohammed, postgraduate, radmanmajed611@,gmail.com , Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.