УДК 329. 051/052(2)+ 329. 051/052(5ИЕМЕН)
UDC 329. 051/052(2)+ 329. 051/052(5ИЕМЕН)
Х.А. ЛАХЕБ
аспирант кафедры социологии и политологии Орловского государственного университета E.mail:amir_ogy@rambler. т
H.A. LAKHEB
postgraduate student of chair of sociology and political
science Orel state university E.mail:amir_ogy@rambler. ru
СОВРЕМЕННАЯ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН THE MODERN PARTY SYSTEM IN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF YEMEN
В данной статье рассматривается современная партийная система в России и республике Йемен. Показана роль партийной системы в российском и Йеменском государствах. Делается вывод, что политическая система России и республики Йемен являются сложными многоуровневыми структурами.
Ключевые слова: партийная система, государство, власть, общество.
This article discusses the modern party system in Russia and republic Yemen. The role of the party system in Russian and Yemeni state. It is concluded that the political system of Russia and the Republic of Yemen are complex multi-level structure.
Keywords: partysystem, thestate, thegovernment, society.
Современное понимание партий с соответствующими типологическими признаками начало формироваться в XIX-начале XX в. Немецкий исследователь В. Хасбах рассматривал партию как союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов . Наиболее полное определение дал М. Вебер, который считал партии общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных), для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо для того и другого одновременно. Очевидно, что во всех этих случаях партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. В этом качестве в большинстве случаев партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти. В данном контексте партии играют ключевую роль несущей конструкции как гражданского общества, так и политической системы.
С этих позиций мы и хотели бы проанализировать, как эти принципы, эффективно работающие в развитых демократиях, находят применение в России и Республике Йемен.
Во многих публикациях последних двадцати лет и в общественном сознании российских граждан сложилось твердое убеждение, что на смену однопартийной системе пришла близкая к европейской классической модели многопартийная система. Однако критически мыслящие политологи уже с середины 90-х годов стали замечать, что реальные политические процессы в
России существенно отличаются как от традиционных, так и от современных европейских.
Например, Т.В. Шмачкова в статье, посвященной становлению российской партийной системы, хотя и полагала, что для России приемлема европейская многопартийная модель, но отмечала иррациональность отечественного партийного строительства, находила, что некоторые новорождённые партии являются «партэр-зацами», «квазипартийными образованиями». Она всё ещё находила малоубедительными предположения о том, что в России складывается непохожая на европейскую модель типа: «Партия власти» — «оппозиция». Причину она видела в субъективизме «государственных деятелей и партийных сил страны,... которые... игнорируют основные закономерности рационализации политического процесса».
Санкт-Петербургский политолог В.Я. Гельман обратил внимание на то, что ныне действующая Конституция так существенно «ограничивает полномочия парламента над правительством», что утверждает «почти безраздельное господство президента над правительством». «Применительно к развитию партийной системы в России подобное состояние дает целый ряд негативных эффектов».
Любая партийная система в России малоэффективна потому, что Конституция ставит не политическую партию, не правительство, а президента в привилегированное положение. При неудаче президент легко выйдет из положения, отправив правительство или какого-либо министра в отставку.
Серьезные попытки осмысления общественных факторов становления партийной системы в России, поиска закономерностей этого процесса сделаны С.Н. Пшизовой в публикации «Какую партийную модель воспримет наше общество?». Автор указанной
© Х.А. Лахеб © H.A. Lakheb
статьи рассматривает не только специфические особенности постсоветского общества, но и современные тенденции развития западных партий, отмечая и отличия, и сходства проявления этих тенденций.
Если большинство политологов находит, что в России возникло несколько партий традиционного типа (ЛДПР, «Яблоко», СПС, КПРФ), то С.Н. Пшизова сокращает их число до одной. «С точки зрения классической теории, в России была, есть, и, смею сказать, еще долго будет одна партия... По сравнению с ней все остальные организационно выглядят уродцами. Оргструктура КПРФ — недостижимый идеал для всех других партий».
Либерально-демократическую партию России по праву можно считать партией феноменальной политической устойчивости. Если не считать КПРФ, являющуюся правопреемницей и наследницей Коммунистической партии Советского Союза, ЛДПР - это единственная вновь созданная партийная структура, которая прочно закрепилась в российской политике. Она занимала достойное место во всех созывах Государственной думы, а на выборах 1993 года вообще добилась сенсационного успеха.
Возникает вопрос: чем можно объяснить феномен ее устойчивости? С одной стороны, возможно, это взаимоотношение с президентскими структурами, с другой -это партийная идеология, специфические электоральные приемы, личность лидера. В связи с этим правомочен вопрос о будущем ЛДПР в новой партсистеме.
Многим секрет успеха ЛДПР видится в ее скрытой политической лояльности - она тесно сотрудничает с Кремлем и за счет этого прочно держится на авансцене политики, обеспечивая, с одной стороны, явку на выборах, с другой - нужное Кремлю голосование за те или иные законопроекты. Бытует мнение, что ЛДПР создали в Кремле и поэтому Кремль ее поддерживает. Хотя без поддержки Кремля, либо без молчаливого его согласия не смогла обойтись ни одна вновь возникающая партия или объединение.
Актуальность изучения проблем истории и места либерально-демократической партии России обусловливается, прежде всего, ее заметными позициями на современной политической сцене страны. Во-вторых, анализ деятельности ЛДПР необходим с точки зрения политического прогнозирования развития и формирования многопартийной системы в России.
Современная политическая ситуация в стране представляет собой многосторонний активный процесс формирования оптимальной партийно-политической структуры будущей России. В ходе этого процесса можно наблюдать рождение и затухание деятельности различных политических партий и объединений, их взаимодействие между собой, причем не обязательно конструктивное. В сложившейся ситуации принципиально важно соотнести современные тенденции и противоречия данного процесса и смоделировать общий алгоритм выявления и попыток решения таких проблем. Ключевую роль в этом отношении играет непосредственное исследование роли всех участников
политического действа в развертывании современного российского партийного строительства. Особая позиция ЛДПР наиболее ярко выявила проблемы как формирования многопартийной системы в России, так и в целом общего пути развития страны.
«Единая Россия», или как её еще называют «Партия власти», в России с точки зрения теории не партия, а «квазипартия», «суперпартия». Она отличается от правящих партий других стран. «Российская «партия власти», не будучи политически и организационно оформленной, может включать в себя представителей самых разных партий и движений».
Однако незначительный успех КПРФ на выборах надо рассматривать не как парадокс, а как закономерность. Наступила новая эпоха телекоммуникационных технологий. В наше время человек получает основную информацию не на собрании, не через общение с другими людьми, не через сопричастность к какой-либо организации, а индивидуально на дому через СМИ. Телевидение делает ненужным организацию, оставляет не у дел партийных активистов.
«Телевидение нанесло партиям сильный удар». Именно поэтому оно оказалось наиболее губительным для массовой политической партии, т.е. для КПРФ.
В скором будущем, предсказывала С.Н. Пшизова, лидер будет оставаться один на один с избирателем, посредниками будут не «организации единомышленников», а имиджмейкеры. Жизнь показала правомерность такого прогноза: нынешние политические лидеры В.В. Путин и Д. А. Медведев не нуждаются в партии для общения с избирателями, с народом.
Итоги последних выборов 2007 и 2011 годов более отчетливо высветили направление эволюции как политического режима, так и партийной системы.
По мнению О.В. Гаман-Голутвиной, исполнительная власть получила практически полный контроль над парламентом. Главным инструментом достижения электорального успеха стал административный ресурс. Произошло становление фактически однопартийной системы. Получилось почти по В.С. Черномырдину: «Сколько партий в России ни создавай, все равно получается КПСС». В нынешней политической системе страны место КПСС заняла «Единая Россия».
Но наше время характеризуется тем, что традиционные партийные системы всех стран существенно трансформируются. Возникают новые «постмодернистские» партии. Это всеохватные, картельные партии, действующие по принципу «хватай всех подряд». Но для России характерна не только эта, но и другая роковая особенность, проявляющаяся в том, что ее партийная система тяготеет не к плюралистической, а к моноцен-тричной модели.
«Единая Россия» лишь с натяжкой может быть названа политической партией, т.к. до сих пор не определилась ни с идеологической идентификацией, ни с партийной программой. Она опирается не на избирателя, а на государственный ресурс, но став «партией власти», отражает интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у
власти. Именно смена у власти различных конкурирующих кланов предопределила перетекание партийных функционеров «партии власти» из ДВР в НДР, потом в «Единство» и, наконец, в «Единую Россию». Все эти партии, по мнению О.В. Гаман-Голутвиной, являются картельными.
Характеризуя партийную систему, Гаман-Голутвина отмечает, что из возможных альтернативных вариантов: «многопартийность» и «двухпартийность» Россия избрала «полуторапартийную систему» при доминировании «партии власти».
Если В.Я. Гельман учел определяющее влияние Конституции РФ на становление партийной системы, а С.Н. Пшизова отметила значимость новых телекоммуникационных технологий, то И.И. Глебова в своей работе «Партия власти» подчеркнула особый характер российской власти. Если в странах Запада становление «партии власти» является партийным феноменом, т.е. вытекает из развития самих партий, то в России «природа этого феномена — не партийная, а властная», связанная «со спецификой самой Русской власти».
Русская власть на протяжении всей своей истории не нуждалась в партии, она сама была всё. Только в периоды кризисов и слабости она временно «мимикрировала», становясь внешне похожей на европейскую власть. «Так было в 1906 году, ...так произошло и в 1993 году» (Там же). Даже ленинская «партия нового типа» не избежала этой роковой судьбы. Завоевывала власть она еще как партия, но укрепив свое положение, «перестала быть партией (в смысле «pars») и переродилась в инструмент власти. Властное начало победило в ней партийное. Иначе говоря, она превратилась в саму власть, «оправленную» в партийность». Но окончательно идея «партии власти» стала реализовываться лишь после 1993 года. В этот период власть занималась конструированием собственных партий. Первые «партии власти» оказались слабыми, но причина заключалась не в них, а в слабости самой власти. И только укрепление самой власти («Вертикали власти») позволило создать более успешную «Единую Россию».
«Единая Россия» отличается как от правящих партий Запада, так и от КПСС. Европейские правящие партии - это плод гражданского общества, который, накопив силы, завоевал власть и удерживает ее. Российская «партия власти» - это часть самой власти, это «лишь исполнитель властного заказа, она выполняет не функцию артикуляции интересов электората, а функцию представительства власти».
Русская власть всегда была тайной властью, а сейчас она приспосабливается к публичной власти. «Партия власти» - публичный инструмент «непубличной» Русской власти.
«Единая Россия» не партия в строгом смысле этого слова, у нее нет партийной программы, нет своей идеологии и нет доверия в обществе. Но она в этом и не нуждается: программу ей формирует власть, для нее достаточно, чтобы власть внятно подавала свою идеологию. «Единой России» даже не надо стремиться к завоеванию власти, ее главной публичной ролью является
забота об имидже власти. Ведь чем сильнее и привлекательнее сама власть, тем вероятнее победа ее «партии». Необходимо отметить также, что особенностью современной российской власти является объединение двух конкурирующих элитных групп: «корпоративного капитала» («олигархов») и «институтов власти» (чиновников). «Партия власти» объединила эти конкурирующие группы политической элиты и тем сняла остроту противоречия между Властью и Собственностью. Таким образом, построение в России многопартийной модели выявило устойчивое воспроизводство «партии власти». В настоящее время «Единая Россия» располагает в Думе квалифицированным большинством и патронирует все 29 парламентских комитетов. Законодательная власть из оппонента исполнительной власти превратилась в преданного её сторонника. В общественном мнении «верховная власть персонифицирована в фигуре главы государства».
Перед выборами в Государственную Думу (2007 года) в становлении партийной системы в России наблюдались новые явления. При поддержке власти стали создаваться, хорошо финансироваться и раскручиваться через СМИ новые партии, которые политолог
A. Фролов назвал «партиями-спойлерами». Английское слово «спойлеры» переводится как «грабители». Такие партии нужны для ослабления оппозиционных сил, для привлечения на свою сторону части протестного электората. В 2006 к спойлерам КПРФ социологи относили «Родину», Партию пенсионеров (РПП), Аграрную партию (АПР) и «Патриотов России».
В 2007 году две из этих партий - «Родина» и РПП -объединились вместе с «Партией жизни» и составили «Справедливую Россию», которая стала претендовать на вторую партию власти. Однако, после того как на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в марте 2007 года «Справедливая Россия» потеснила не столько КПРФ, сколько «Единую Россию», её финансовая поддержка и поддержка в СМИ пошли на убыль.
Таким образом, в России вместо становления многопартийной демократии наблюдается процесс смены одного однопартийного типа авторитаризма на другой. И вопрос только в том, как долго новый режим будет маскироваться под демократию, как скоро он станет откровенно авторитарным. Политологи Л.Е. Бляхер и Т.Л. Огурцов совсем недавно отмечали, что «легитимность режима пока базируется только на харизме
B. Путина и растущих ценах на нефть и газ» и не исключают, что в менее благоприятной ситуации «он будет вынужден всё более стремительно эволюционировать в сторону откровенной диктатуры».
Эти прогнозы политологов оправдываются в условиях мирового экономического кризиса. Последние инициативы президента подтвердили предположения о том, что пока лидеры страны В.В. Путин и Д. А. Медведев сохраняют высокую популярность, они неизбежно будут способствовать перенастройке политических институтов в интересах центральной власти. Уже на первом году президентства Д.А. Медведева «Единая Россия» поддержала его предложение об удлинении сроков пол-
номочий президента с четырёх до шести и парламента с четырёх до шести лет и провела через Государственную Думу соответствующую поправку к Конституции. А в марте 2009 года Государственная Дума утвердила в первом чтении президентский законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Хотя новые поправки в закон смягчают формальные требования к политическим партиям и будут способствовать увеличению количества партий, представленных в органах власти, но выиграют от них в первую очередь праволиберальные силы.
Представив общий обзор партийной системы современной России, обратимся к анализу политической партийной системы Республики Йемен.
Современное состояние основных партий Республики Йемен нагляднее всего можно оценить через деятельность таких обширных ведущих политических организаций, как Всеобщий народный конгресс (ВНК), Партия Йеменского единения за реформу (Аль-ислах), Йеменская социалистическая партия (ЙСП), Объединенная Народная Организация Насыри (ОНОН).
Их социальная база, внутрипартийная структура и уставная деятельность будут проанализированы нами ниже.
Когда создавался Всеобщий Народный Конгресс (1982г.), его создатели заявили, что данная организация не имеет цели «объединить все партии в единое политическое течение» . Здесь, скорее всего, выразилось желание президента и его окружения преобразовать политическую систему из военно- племенного союза в форму авторитарной однопартийной системы, способной противостоять однопартийной системе, господствующей на Юге. «Поскольку партия была создана и действовала на основании официального указа, членами и руководителями партии овладело чувство служебного долга» : шейхи, старшины и военные начальники стали партийной элитой этой организации. Многопартийность отрицалась, ибо в случае ее признания режимом Севера, многие организации вышли бы из состава ВНК, что превратило бы их изначально в самостоятельные партии. В этом плане ВНК отличалась от Социалистической партии, которая еще до объединения Йемена поддерживала демократический принцип и идею многопартийности.
Отсутствие строгой концепции сделало ВНК организацией, не обладающей определенной и четкой формой. ВНК не представляет собой фронта, союза политических партий и организаций, объединенных общей целью. Она также не является политической организацией, основанной на собственных идеологических и организационных принципах. Верно, что в ее структуре представлены политические течения как левого, так и правого направления. Однако это следствие не политического, а скорее личностного интереса отдельных деятелей, покинувших свои партии из карьерных соображений. В настоящий момент в уставе ВНК говорится, что «ВНК - это общественно - политическая организация, которая в своей деятельности опирается на (Национальную хартию) и является сторонником
демократии в рамках организационно-структурных отношений».. Посредством сравнения многочисленных сведений и результатов голосования мы смогли получить лишь приблизительное представление о социальной базе ВНК. Ее составляют вооруженные племена (20%), рабочие и служащие (18%), армия и органы безопасности (16%), крестьяне и фермеры (14,7%), женщины (14%), студенты и преподаватели составили 9%, остальные слои (8,3%).
Другой современной крупной партией является Аль-ислах. Партия Йеменского единения за реформу была основана как политическая партия 13 сентября 1990 г. В ее состав входят партия «Братья мусульмане» и большая часть племен, а также незначительное количество торговцев и предпринимателей из числа крупной буржуазии.
Течение, считавшееся естественным продолжением консервативного движения «Братья мусульмане», основанного в Египте Хасаном Аль-Банной, представляло собой некую среднюю позицию между монархией и республикой, призывая к становлению исламского государства.
В организационной работе Аль-ислах придерживается традиции «Братьев мусульман»: соблюдая секретность, не объявляет и не публикует никакую информацию и статистические данные о процентном количестве входящих в ее состав социальных групп. Все же можно сказать, что вооруженные племена составляют значительную долю членов партии наряду с предпринимателями и крупной консервативной буржуазией. В составе Аль- ислах много женщин, что связано с ее консервативной ориентацией. Партия смогла превратить школы и институты в основной источник организационного членства и образования вооруженных группировок, но в последнее время она утратила в них свое влияние.
Йеменская социалистическая партия (ИСП) считается перманентной формой движения арабского национализма и остальных организаций, которая выкристаллизовалась в борьбе против британской колонизации на юге и против монархии на севере. ИСП стала правящей партией на юге после провозглашения независимости. В ее распоряжении находился значительный боевой арсенал.
С 26-го по 31-е августа 2005-го года прошел пятый генеральный съезд, на котором были обсуждены и приняты новая политическая программа партии, устав и проект «политического доклада».
В четвертой статье устава отмечается, что ЙСП является «партией единства, демократии, модернизации и социальной справедливости. По своей идеологической, политической и общественной основе партия является национально-демократичной организацией, в которую соискатели из всех слоев Йеменского народа принимаются на основе добровольного участия, при этом осознанно принимают политическую программу и устав партии и искренно борются за ее реализацию». В шестой статье говорится об установлении демократии на основе «восходящих принципов наследия Йеменского
народа и его патриотического движения, наследия нашей нации и ислама».
Статистические данные по партии показывают, что в ней и во всех ее организационных структурах произошли значительные изменения. Однако перемены не сильно отразились на социальном составе партии, и на ее социальных и политических институтах. Рабочие и служащие занимают первое место в партии по своему количеству - 33%. Далее следуют члены студенческих групп - 24,5%, затем крестьяне и фермеры - 15,5%, остальные общественные группы составляют - 27%. Количество женщин от общего числа членов партии достигло 12%. Руководство местных отделений примерно на 11% состояло из женщин; в структуре центрального комитета партии было примерно 12%, в политбюро - 10%.
Говоря о партии ОНОН, необходимо напомнить, что она была основана в городе Таизз в 1965-м году (еще во время пребывания египтян в Йемене) студентами-активистами, обучающимися в Каире. Эта организация считается второй национальной партией страны после партии Баас. ОНОН была основана как ответвление национальной партии, своего рода «арабский авангард» 1965-1974-го гг.
Объединенная народная организация Ан-Насыри является организующей силой тех общественных слоев и групп, интересы которых она представляет: Это «фермеры, крестьяне, рабочие, маленькие чиновники, ремесленники, деятели культуры, женщины, солдаты, молодежь, отечественные капиталисты не эксплуататоры». Долгие годы нелегальной политической и военной деятельности партии ОНОН (с 1967-го по 1989-й гг.) сделали эту организацию неспособной вести легальную политическую деятельность. Организационная информация и данные о членстве, его размерах и социальной базе остается в настоящее время строго засекреченными.
Таким образом, подводя черту, можно отметить, что политические системы России и Республики Йемен представляют собой сложные многоуровневые структуры, в которых политические партии играют одну из основных ролей. Характер происходящих в стране процессов оказывает влияние на политические партии, которые развиваются и формируются в данный момент, а следовательно, данное влияние накладывает отпечаток на политические программы и роли, которые стремятся сыграть политические партии в условиях реальной действительности.
Биб.шографический список
1. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности. Полис, 2009, №3.
2. Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: Картель «хватай - всех». Полис, 2008, №1.
3. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис, 2009, №3.
4. Гельман В.Я. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций. Полис, 2007, №3.
5. Глебова И.И. Партия власти. Полис, 2004, №2.
6. Костиков В. Запах победы. Аргументы и факты, 2009, 11 - 17 марта, №11.
7. Пшизова С.Н. Какую партийную модель воспримет наше общество? Полис, 2008, №4.
8. Рияд Наджиб Аррис. Южный ветер, Йемен и его роль на Арабском Полуострове 1990-1997. Рияд Наджиб Аррис. -Сепск-Сургив, 1998. (на араб. яз.).
9. Сайд Ахмед Алъ-Джинахи. Йеменское национальное движение. Сайд Ахмед Аль- Джинахи. Сана.: Издательство Марках Аль-Амаль Лильабхас, 1992.(на араб. яз.).
10. Устав Объединенной народной организации Ан-насыри, принятый на 10-м генеральном национальном съезде. Сана. 2005. февраль, (на араб. яз.).
11. Фролов А. Партии и спойлеры. Советская Россия, 2006, 4 апреля, №35.
12. Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (методики рационализации политического процесса). Полис, 2006, №5.
13. Hasbach W. Die moderneDemocratie. Jena: Fischer, 1912. CM.: Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tbbingen: Mohr, 1956.
References
1. Blyaher L.E, Ogurtsova T.L The Adventures of legitimacy in Russia, or restore the presumption of guilt / / Polis, 2009, № 3
2. Gaman-Golutvina O.V The Russian party in the elections: The Cartel «grab - all» / / Polis, 2008, № 1
3. Gaman-Golutvina O.V Russian parliamentarism in a historical retrospective and comparative perspective / / Polis, 2009, № 3.
4. Gelman V.J On the formation of the Russian party system and practices of political coalitions / / Polis, 2007, № 3
5. Glebova I.I The party in power / / Polis, 2004, № 2.
6. Kostikov B. Smell Victory / / Arguments and Facts, 2009, 11 - 17 March, № 11
7. Pshizova S.N What Party model perceive our society? / / Polis, 2008, № 4.
8. Riyad Najib Harris. The south wind, Yemen and its role in the Arabian Peninsula 1990-1997. / Riyadh Najib Harris. - Sepsk-Surgit State University, 1998. (in Arabic. lang.)
9. Said Ahmed al-Dzhinahi. The Yemeni national movement / Said Ahmed al-Dzhinahi. - Sanaa.: Publishing Mascus Al AmalLilabhas, 1992. (In Arabic. Lang.).
10. Charter of the United People's Organization An-Nasyri, adopted at the 10th National Congress of the master. - Sanaa. - 2005. -February, (in Arabic. Lang.).
11. Frolov А. Party and spoilers / / Soviet Russia, 2006, April 4, № 35
12. Shmachkova T.VTheory of the formation of coalitions and the Russian multi (methods rationalization of the political process) / / Polis, 2006, № 5.
13. Hasbach W. Die moderneDemocratie. Jena: Fischer, 1912. CM.: Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen: Mohr, 1956.