УДК 342.41
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Исаева К.М., старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail ru
Статья демонстрирует необходимость выработки некоей объединяющей идеологии, без которой невозможно единство государства. Автор, исследуя существующие позиции и давая собственные оценки существующих проблем, приходит к выводу о том, что Конституция РФ 1993 года, как документ высшей юридической силы, выполняет важную идеологическую функцию.
Ключевые слова: Конституция, конституционная идеология, идеологическое многообразие, правовое государство, ограничение прав.
IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Isaeva K.M., Senior teacher of Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University
The article shows the need to develop a certain uniting ideology without which the unity of the state is impossible. The author, investigating existing positions and giving her own estimates of existing problems, comes to a conclusion that the Constitution of the Russian Federation of 1993 as the document of the highest validity carries out important ideological function.
Key words: Constitution, constitutional ideology, ideological variety, legal state, restriction of the
rights.
К настоящему времени в мире сложились различные конституционные модели, которые отражают определенное мировоззрение и уровень правового сознания в обществе, особенности социального и политико-правового развития страны, это определенный образец, единая схема регулирования определяющих общественных отношений [1, с. 17].
Если учесть, что под идеологией принято понимать «систему идей, взглядов, убеждений, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество» [2, с. 239], то становится очевидным, что любая конституционная модель, любая конституция содержит в себе идеологический компонент. В связи с этим следует согласиться с В.А. Лебедевым и В.В. Киреевым [3] в том, что идеологическое содержание представлений общества, выраженное в конституционно-правовой форме,
Исследование выполнено в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», проект «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-правовых основ».
выступает результатом проявления идеологической и юридической функций Конституции.
Конституция Российской Федерации 1993 года, как документ высшей юридической силы, выполняет важную идеологическую функцию. В качестве основного, наиболее авторитетного закона она закрепляет признанные общечеловеческие ценности: права и свободы человека и гражданина, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, свобода мысли и слова, свобода совести, принципы идеологического и политического многообразия и др. «Эти ценности развиваются, конкретизируются в текущем законодательстве, в практике обычных и конституционных судов. Идеологическая насыщенность в конституционном материале постоянно возрастает» [4, с. 522].
Идеологическое содержание конституций в зависимости от особенностей исторического развития и конкретных социальноэкономических, политических, духовных характеристик общества и государства может быть выражено в двух формах: закрепление идеологического многообразия (идеологического плюрализма - от лат. pluralis - «множественный»), либо господствующей идеологии (идеологического монизма).
Согласно ст. 13 Конституции в качестве одной из основ конституционного строя России признается идеологическое многообразие, обозначается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, признаются политическое многообразие и многопартийность. Тем самым Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и одну из содержательных характеристик демократии.
Любое общество в любой исторический период неоднородно, в силу различных экономических, социальных, политических обстоятельств, в зависимости от пола, возраста и других факторов оно делится на различные группы. Эти социальные группы объединены общими интересами и соответственно преследуют общие цели. По мнению В.Д. Зорькина [5, с. 145], именно множественность составных элементов общества образует основу идеологического и политического плюрализма. Монистическое видение общества и реализация этого видения в форме установления той или иной идеологии в качестве государственной или обязательной или в его политической системе изначально несут в себе семена отрицания и будущего разрушения, поскольку требуют наличия внешнего по отношению к самому обществу регулятора, способного работать без ошибок и сбоев. Многообразной действительности больше соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что, в свою очередь, является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом.
Однако осуществление любой свободы имеет свои границы, иными словами, нет абсолютной свободы. «Закрепление в Конституции концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества и государства, выраженное в лаконичной формуле «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Конституция РФ для определения пределов свободы человека оперирует термином «ограничение» (ч. 2 ст. 19, ч.2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79 и др.). Анализ содержания конституционных положений свидетельствует о том, что Конституцией предусматривается как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение права. При этом ограничение правоустанавливающего характера может иметь место как в условиях обычного правового режима (ч.3 ст. 55), так и в период
действия особого правового режима (ст. 56) [6, с. 15]. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ограничения конституционных прав и свобод должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости; являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права с тем, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации
[7].
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.
13, ч. 5), не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). Соответственно Конституция Российской Федерации задает систему координат, в рамках которой могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые, конституционные пределы их осуществления [8, с. 49].
Таким образом, закрепленный в Конституции РФ принцип идеологического многообразия означает не просто признание различных идеологий, а лишь тех, которые не противоречат конституционным нормам. То есть заложенное в Конституции идеологическое содержание является наиболее общим, отражающим выработанную человечеством «некую сумму ценностей, рационально отражающих и интересы личности, и ее потребности, в том числе общественно-
политические» [9], а существующие в стране социальные группы, политические партии могут исповедовать лишь ту идеологию, которая вписывается в конституционную модель, не противоречит ей. Лишь при соблюдении этого условия возможно достижение в обществе согласия.
По сути, конституция должна представлять собой некий свод правил, соблюдение которых позволит избежать серьезных социальных, политических конфликтов. При таком понимании конституция несет в себе определенную «общесоциальную идеологию». Под «общесоциальной идеологией» в данном случае понимается система наиболее общих идей, взглядов, убеждений, признанных обществом в целом в качестве обязательных.
Однако следует признать, что закрепленный в Конституции механизм регулирования общественных отношений позволяет преодолеть основные разногласия между различными социальными группами и достичь согласия через закрепление наиболее общих мировоззренческих идеологических установок. В Конституции РФ закреплен курс на построение правового государства и гражданского общества, определены идеологические установки, общечеловеческие ценности объявлены идеологическим фундаментом конституционного строя.
В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Правовая государственность в России воплощается в принципе верховенства Конституции. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Основной закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Тем самым фиксируется место Конституции в системе российского законодательства, ее непосредственно и прямо действующий характер и сфера распространения. Обладая высшей юридической силой, она не нуждается для своей реализации в качестве обязательного предварительного условия в конкретизации в федеральных законах, а также в ратификации или подтверждении в иной форме органами государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в этом положении особо и специально закрепляется интегративная роль Конституции: во-первых, действуя на всей территории РФ, она подлежит повышенной правовой защите всеми субъектами РФ; во-вторых, как федеральные законы и иные правовые акты, так и акты субъектов РФ не могут противоречить ей, а в случае такого противоречия действуют не законы и иные правовые акты федеральных властей
или властей республик, краев, областей или автономных образований, а Конституция [10, с. 5156].
Идеологический плюрализм строится, в том числе, и на честном признании и уважении к многообразию и развитию различных идеологических установок, культурных традиций, этнической и культурной самобытности, политических взглядов, религиозных убеждений. Гармоничный диалог между людьми и группами, имеющими разные отличительные особенности, необходим и для достижения социальной сплоченности [11].
Достичь этого можно лишь при условии обеспечения реализации конституционных положений, подлинного верховенства Конституции Российской Федерации. А для этого общество в целом должно признать «конституционную идеологию» обязательной для себя. По словам В.А. Лебедева, конституционная идеология -«это выраженная в нормах Конституции Российской Федерации совокупность идей, взглядов, представлений российского народа о фундаментальных основах взаимодействия и развития общества и государства» [12, с. 42]. «Конституция в концентрированном виде выражает идеологические устремления народа и заключается в идеях демократии, свободы, торжества права, выраженных в нормах действующей Конституции Российской Федерации. Только в этом случае государственная идеология может быть действительно народной, а не существовать как идеология какой-либо партии, воплощенная в деятельности государственных институтов» [13, с. 5].
Следует отметить, что конституционная идеология не противоречит положениям ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Запрет не относится к конституционной идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции. А конституционная идеология представляет собой совокупность взглядов, идей об обществе, государстве, человеке, представлений об общественном идеале, о путях развития социальной системы, но основанных на конституционных принципах и их развивающих. «Государство в целом, все государственные органы и должностные лица, все сторонники Конституции и конституционноправового строя должны всемерно содействовать возвышению роли Конституции и повышению уважения к ней, реальному утверждению ее статуса как Основного закона страны, последовательной реализации ее норм, принципов и ценностей» [14, с. 8].
Литература
1. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989.
3. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
4. Конституционное право: словарь / отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.
6. Пирбудагова Д.Ш. К вопросу о конституционных пределах ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 12.
7. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова: постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 г. № 15-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 44, ст. 4358.
8. Исаева К.М. К вопросу о содержании
конституционного принципа идеологического многообразия // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.
9. Авакьян С.А. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня. 2009. № 6.
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.
11. Симкин Л. Последние решения Европейского суда: политика и право // Международное публичное и частное право. 2008. № 4.
12. Лебедев В.А. Конституционная идеология - идеология демократии // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: «Издательский дом Ро-ЛиКС», 2010.
13. Лебедев В.А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышление о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11.
14. Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: сб. ст. / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2000.
Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.