Научная статья на тему 'Идентификация компетенций выпускника военного вуза'

Идентификация компетенций выпускника военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE / COMPETENCES / CRITERIA OF IDENTIFICATION / CLASSIFICATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович

В период модернизации отечественного образования, перехода на двухуровневую систему подготовки, к системе военного образования предъявляются новые квалификационные требования по подготовке компетентного военного специалиста, сформирован набор компетенций, необходимый для его военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация компетенций выпускника военного вуза»

УДК 159.992.7

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

© Дмитрий Викторович МЕЩЕРЯКОВ

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, начальник учебной лаборатории, е-таіі: mechericov@mail.ru

В период модернизации отечественного образования, перехода на двухуровневую систему подготовки, к системе военного образования предъявляются новые квалификационные требования по подготовке компетентного военного специалиста, сформирован набор компетенций, необходимый для его военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентность; компетенции; критерии идентификации; классификация компетенций.

Различные направления деятельности выпускников военного вуза предполагают необходимость идентификации (выявления) из множества компетенций именно тех, которые станут инструментарием в профессиональной деятельности офицера.

В связи с этим выделяются следующие критерии для выбора компетенций:

- компетенции определяют, что должны изучать курсанты в рамках учебных дисциплин;

- компетенции должны быть детализированы и описывать основное содержание (они имеют четкие формулировки и носят характер учебных программ);

- компетенции должны быть тесно связаны с содержанием предметных областей, раскрывать их полное содержание, знать концепции их построения;

- компетенции должны быть ясными и четко определенными с точки зрения содержания, которое подлежит усвоению;

- компетенции должны быть информативными, общедоступными, удобными для использования [1].

Также необходима классификация компетенций. В отечественной педагогике различные аспекты формирования профессиональной компетентности в образовательном процессе вуза рассматриваются многими ис-

следователями. Так, первичной теоретической основой выступают положения, согласно которым человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); психологический анализ профессиональной компетентности (А.К. Маркова); компетентность человека имеет акмеологический вектор (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); аксиологические основы компетентного подхода к профессиональному становлению (М.А. Петухова) и др.

Исходя из целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также с учетом основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки в жизни и практической деятельности в современном обществе, можно выделить компетенции, значимые для выпускника военного вуза [2]:

1) ценностно-смысловые компетенции -это ценностные ориентиры обучающегося, способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Обучающийся, обладающий этой компетенцией, приобретает способность самоопределения в различных ситуациях как в учебных, так и в реальных;

2) общекультурые компетенции - это познания и опыт деятельности в сфере национальной и общечеловеческой культуры, понимание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества;

3) учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целепо-лагания, планирования, анализа, самооценка учебно-познавательной деятельности. Обучающийся приобретает навыки творческой деятельности: умеет добывать знания непосредственно из реальности, владеет приемами действий в нестандартных ситуациях;

4) информационные компетенции - навыки использования обучающимися информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

5) коммуникативные компетенции -знание языков, общение с людьми из ближайшего окружения и на расстоянии, навыки

работы в группе, владение различными социальными ролями;

6) социально-трудовые компетенции включают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;

7) компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

В соответствии с разделением содержания образования на метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого учебного предмета), рассматриваются три уровня компетенций [3]:

1) ключевые относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;

2) общепредметные - связаны с определенным кругом учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Кроме того, определяется следующий вариант классификации компетенций [4]:

- социально-личностные;

- экономические и организационноуправленческие;

- общенаучные;

- общепрофессиональные;

- специальные.

В проекте TUNING, реализованном в европейской высшей школе, один из предложенных наборов компетенций, полученный анкетным опросом выпускников, работодателей и профессоров, включают три категории:

1) инструментальные компетенции;

2) межличностные компетенции;

3) системные компетенции.

Отметим, что разные варианты представления компетенций затрудняют их диагностику и увеличивают сложность при оцен-

ке конечных результатов образования. Также возникает вопрос о необходимости создания номенклатуры компетенций. Метод заимствования стандартов компетенций у европейских разработчиков также неодназначен. Так, имеет место «эффект страны», «институционный эффект» - ориентация работодателей на конкретный вуз. Однозначный ответ получен не будет, т. к. компетенции, сформулированные слишком широко и неопределенно, тоже дают возможность для индивидуальной вариативности при общем стремлении к четкости трактования компетенции.

Таким образом, для идентификации компетенций выпускника военного вуза необходимы:

- определение компетенций, обеспеченное всем объемом квалификационных требований и целостным учебным планом;

- «прозрачность» каждой компетенции как фактор обеспечения выполнения функциональных обязанностей по предназначению;

- устойчивость и адаптивность компетенций к динамике запросов современных Вооруженных сил;

- способность компетенций к продолжению обучению выпускника (непрерывное образование).

Для выяснения номенклатуры компетенций важно взаимодействовать с заказчиком, а также целесообразно привлечь выпускников офицеров с опытом службы в войсках. Очевидно, что список рассмотренных в анкете компетенций будет велик, но в дальнейшем систематическое анкетирование будет выявлять наиболее значимые компетенции с их спецификой.

Цели реформирования Вооруженных сил Российской Федерации также определяют для системы военного образования ряд задач:

- развитие многоуровневой структуры военного образования, совершенствование системы управления и содержания подготовки военных кадров;

- создание механизма постоянного обновления военного образования, обеспечение его опережающего развития как инструмента реализации общенациональных стратегических интересов;

- совершенствование законодательства в области военного образования.

Решение этих задач будет способствовать достижению цели - подготовить профессионально компетентного военного специалиста, способного выполнять поставленные задачи с требуемым качеством и в установленные сроки.

Формирование компетенций, необходимых выпускнику военного вуза, должно определяться из квалификационных требований, разрабатываемых заказчиком. Требуемые от выпускника военного вуза традиционные знать, уметь, иметь представление, должны реализовываться в комплексе интегрированных качеств личности - компетенций.

Управление процессом формирования компетенций обусловливается спецификой образовательного процесса военного вуза:

- образовательный процесс характеризуется особым соотношением учебной и военно-служебной деятельности, неопределенностью временного интервала между приобретением боевых навыков и их применением в реальной обстановке;

- приобретение такого объема знаний, который позволит решать задачи военнопрофессиональной деятельности, не требующие опыта исполнения должностных обязанностей;

- стандартизация военного образования, совмещение военных и гражданских специальностей в одной учебной программе обусловливают увеличение числа учебных дисциплин и вызывают проблему дефицита учебного времени;

- особенности обучения в армейском коллективе, связанные с тем, что боевые задачи, как правило, выполняются группами, расчетами, экипажами;

- необходимость адаптации первокурсников и выпускников к новым условиям и требованиям в максимально короткие сроки.

Проведя анализ нормативных документов, приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации, организационно-методических указаний, экспертных оценок военных педагогов, результатов диссертационных исследований, отзывов командиров частей на выпускников, необходимо отметить, что основное внимание акцентируется на повышение качества военного образования, приведение уровня профессиональной подготовки офицеров в соответствие с требованиями военно-профессиональной дея-

тельности. Выпускник военного вуза должен иметь компетенции, позволяющие ему успешно выполнять функциональные обязанности и боевые задачи в войсках с учетом быстро меняющейся обстановки.

В табл. 1 в обобщенном виде представлены ценностно-смысловые компетенции, предложенные А.В. Хуторским, межличностные компетенции проекта TUNING, социально-личностные компетенции выявленные И.А. Зимней.

Исходя из особенностей обучения в военном вузе и квалификационных требований (по специальности средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ)), мы выделяем компетенции, необходимые курсанту в его будущей военно-профессиональной деятельности:

- социальные и психологические компетенции (СПК) - набор тех компетенций, которые дают возможность достигать высоких результатов в процессе деятельности,

осуществляемой в различных социальных группах и жизненных ситуациях;

- командные (управленческие) компетенции (К(У)К) - набор компетенций, позволяющих выпускнику военного вуза применять знания в организационно-управленческой сфере и оценивать результаты своей деятельности;

- общенаучные компетенции (ОНК), способствующие продолжению обучения (непрерывного образования), систематической познавательной деятельности по освоению и совершенствованию знаний;

- профессиональные компетенции (ПК), позволяющие применять знания на практике по специальности;

- военно-специальные компетенции (ВСК) - профессионально ориентированные для решения задач по предназначению.

В табл. 2 представлены компетенции выпускника военного вуза.

Таблица 1

Набор компетенций выпускников вузов

Компетенции по А.В. Хуторскому

Компетенции проекта TUNING

Компетенции по И.А. Зимней

е

- способность к ценностному ориентированию и адекватности окружающего мира;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать решения

- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

- владение эффективными способами организации свободного времени

- работа в команде;

- навыки межличностных отношений;

- способность работать в междисциплинарной команде;

- способность общаться со специалистами из других областей;

- принятие различий и мультикультурности;

- способность работать в международной среде;

- приверженность этическим ценностям;

- способность к критике и самокритике

- гражданственность, понимание необходимости здорового образа жизни;

- способность и готовность обучаться самостоятельно;

- способность и готовность общаться, способность и готовность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности;

- стремление к социальному

взаимодействию (способность

использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности);

- расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты;

- понимание значимости науки и культуры, стремление к самосовершенствованию, готовность решать сложные вопросы

Таблица 2

Компетенции выпускника военного вуза

Компетенции Составляющие

1. Социальные и психологические (СПК) - духовность, развитое чувство патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральная и психологическая готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ (СПК-1); - культура межнационального общения, умение сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев (СПК-2); - развитое чувство собственного достоинства, умение защитить свое личное достоинство, уважать достоинство других (СПК-3); - умение вести устные речевые контакты на иностранном языке в основных коммуникативных ситуациях профессионального, неофициального и официального общения, предусмотренных программой и формулами (правилами) речевого этикета (СПК-4); - умение применять культурологические знания в формировании профессиональной и общей культуры личности офицера (СПК-5); - знание норм военного и международного права, умение оперативно находить нужную правовую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности (СПК-6); - знание основных отечественных и зарубежных научных концепций в области психологии военного управления (СПК-7); - знание и неукоснительное соблюдение правил воинского этикета, вежливость и тактичность в отношении с товарищами по службе и с подчиненными (СПК-8); - честность и порядочность, верность слову и делу (СПК-9); - умение планировать профессиональную карьеру (СПК-10)

2. Командные (управленческие) (К(У)К) - развитое абстрактно-логическое мышление, собственное компетентное мнение (К(У)К-1); - умение принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение (К(У)К-2); - самостоятельность действий в пределах предоставленных прав (К(У)-3); - способность исполнения обязанностей вышестоящих должностей (К(У)К-4); - умение видеть главное в работе, четко определять цели, проявлять настойчивость в их достижении (К(У)К-5); - способность осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дела до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными (К(У)К-6); - умение организовывать хозяйственно-экономическую работу в подразделении, руководить войсковым хозяйством, иметь современное экономическое мышление (К(У)К-7); - знание законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности военной службы и охрану труда гражданского персонала, систему работы и обязанности должностных лиц части по их реализации (К(У)К-8); - знание и точное соблюдение правил и положений, установленных воинскими уставами, законами (К(У)К-9)

3. Общенаучные (ОНК) - владение компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемой в военно-профессиональной деятельности (ОНК-1); - стремление к постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному саморазвитию, приобретению новых знаний с использованием для того современных образовательных технологий (ОНК-2); - владение способами алгоритмизации и программирования военно-профессиональных задач на языках высокого уровня (ОНК-3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Профессиональные (ПК) - способность методологического системного описания и проектирования системотехнических принципов и особенностей построения средств РЭБ различного назначения (ПК-1); - умение применять математический аппарат в профессиональной деятельности военного командира и инженера, знание перспективы развития прикладной математики и современной физики в областях, касающихся интересов РЭБ (ПК-2); - знание физических явлений, лежащих в основе построения и функционирования радиотехнических систем различного назначения, направления их развития (совершенствования) и повышения эффективности (ПК-3); - умение проводить расчеты оценки эффективности средств и комплексов радиоподавления (ПК-4)

5. Военно-специальные (ВСК) - иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военном деле, об основах национальной и военной безопасности государства, военной доктрине Российской Федерации, структуре и предназначении видов Вооруженных сил Российской Федерации (родов войск, спец. войск) (ВСК-1); - знание направлений развития и совершенствования новых образцов оружия (вооружения) ВС РФ и армий иностранных государств (ВСК-2); - твердая и непреклонная воля, умение контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направлять их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время (ВСК-3); - беззаветное служение своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни (ВСК-4); - обладать силой и ловкостью, уметь уверенно выполнять необходимый перечень физических упражнений, владеть культурой физического самосовершенствования (ВСК-5)

Состав и содержание групп компетенций могут быть постоянными в течение длитель- 1.

ного времени, образуя ядро модели формирования компетентности выпускника военного вуза. Вариативная составляющая модели будет содержать компетентности, состав и 2.

содержание которых модернизируется, обес- 3.

печивая открытость модели, что позволит оперативно учитывать изменения, происходящие в современном обществе и Вооружен- 4.

ных силах России.

Мещеряков Д.В. Методика выявления состава компетенций выпускника военного вуза // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2010. Краевский В.В. Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. иКЬ: www/

eidos.ru/news/compet/htm. Загл. с экрана. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

Поступила в редакцию 6.Q8.2Q12 г.

UDC 159.992.7

IDENTIFICATION OF COMPETENCES OF GRADUATE OF MILITARY HIGH SCHOOL

Dmitry Viktorovich MESHCHERYAKOV, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Head of Educational Laboratory, e-mail: mechericov@mail.ru

During the modernization of education the transition to a two-level system of training to the system of military education meet new qualification requirements for the preparation of competent military expert, formed a set of competencies necessary for his military career.

Key words: competence; competences; criteria of identification; classification of competencies.

17Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.