Список литературы
1. ГОСТ 29298-2005 Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия.
2. ГОСТ 10641-88 Ткани и штучные изделия текстильные. Нормы допускаемых отклонений по показателям поверхностной плотности и числу нитей на 10 см.
3. ГОСТ 3811-72 Материалы текстильные. Ткани, нетканые полотна и штучные изделия. Методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей.
4. ГОСТ 3813-72 Материалы текстильные. Ткани и штучные изделия. Методы определения разрывных характеристик при растяжении.
ВЛАСОВА Елена Николаевна - кандидат технических наук, доцент кафедры материаловедения, товароведения, стандартизации и метрологии. Ивановский государственный политехнический университет. Россия. Иваново. E-mail: [email protected]
VLASOVA, Elena Nikolaevna - Candidate of Technical, Associate Professor of Department of Materials Science, Merchandising, Standardization and Metrology. Ivanovo State Polytechnic University. Russia. Ivanovo. E-mail: [email protected]
УДК 658.62.018
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КОНЬЯКА, РЕАЛИЗУЕМОГО В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Т.М. Григорова, И.А. Колесова
Изучены методы при проведении процедуры идентификации продукции. Представлен подробный анализ экспертизы подлинности алкогольных напитков, в частности коньяка, реализуемого в Чувашии. На основе физико-химических и органолептических показателей выявлены образцы, не соответствующие требованиям, указанным в стандарте.
Ключевые слова: идентификация; фальсификация; образец; стандарт; алкогольные напитки; коньяк; экспертиза.
T.M. Grigorova, LA. Kolesova. IDENTIFICATION AND BRANDY FALSIFICATION IMPLEMENTED IN THE CHUVASH REPUBLIC
Learn techniques during the procedure of identification of products. A detailed analysis of the expertise of the authenticity of alcoholic beverages, particularly cognac, which is implemented in Chuvashia. On the basis of physico-chemical and organoleptic characteristics of identified specimens that do not meet the requirements specified in the standard.
Keywords: identification; fabrication; sample; standard; alcoholic beverages; brandy; examination.
В настоящее время одной из наиболее серьезных проблем является качество поставляемой в Чувашскую Республику алкогольной продукции.
Понятие «качество» пищевых продуктов для широкого потребителя включает не только питательную и биологическую ценность продукта, его сохранность и безопасность, наличие в нем химических веществ в качестве добавок, но и возможность фальсификации и ложного этикетирования. Фальсификация продуктов, как правило, выражается в несоответствии состава, указанного в информации на этикетке и в удостоверении о качестве и безопасности.
Для выявления фальсификации проводят
идентификацию продукции - установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию.
Для каждого конкретного вида продукции, в том числе алкогольной, желательно иметь нормативный документ, регламентирующий процедуру идентификации, со ссылками на нормативную документацию. К сожалению, в настоящее время нормативного документа, определяющего процедуру идентификации алкогольной продукции, нет.
При проведении процедуры идентификации продукции обычно используют в сочетании следующие методы:
• документальный;
• визуальный;
• органолептический;
• испытания.
Первый документ, несущий информацию, который анализирует эксперт при идентификации готовой продукции, - это этикетка и (или) любой другой вид, способ нанесения информации на продукт. Объем и содержание этой информации определяются действующим стандартом ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Кроме того, эксперт имеет право запросить дополнительную информацию о продукции, в том числе о технологии производства, рецептуре продукта, о нормативной или иной документации, по которой продукт производится, сертификат соответствия, декларацию о соответствии, удостоверение о качестве и безопасности и т.д. Анализ всей этой информации является первым этапом при идентификации продукта. Результат оценки сопроводительной документации может уже на первом этапе помочь эксперту в выявлении контрафактной продукции.
Следующий этап - визуальный метод. При его проведении эксперт оценивает отсутствие или наличие видимых дефектов упаковки, правильность маркировки и собственно продукта.
На этом этапе иногда возможно сформулировать заключение о несоответствии продукции. Кроме того, по результатам визуальной оценки уже могут быть назначены определенные виды испытаний.
Органолептическая оценка - важнейший элемент идентификации винодельческой продукции. В межгосударственных, национальных стандартах на отдельные группы винодельческой отрасли отсутствует нормативный документ, описывающий процедуру проведения органолептического анализа, а также нормы и критерии при оценке соответствия винодельческой продукции заявленным свойствам. В настоящее время стандарт ГОСТ Р ИСО 54922005 «Органолептический анализ. Словарь» дает возможность использовать определенный набор стандартизированных терминов для характеристики органолептических свойств продукта и терминов, связанных с методами орга-нолептической оценки.
А пока при проведении органолептиче-ских испытаний, особенно в спорных случаях, единственным инструментом, снижающим субъективность этого метода идентификации, является комиссионная органолептическая оценка. Результаты комиссионной органолеп-тической оценки могут в большей степени считаться объективными.
Следующий метод проведения идентификации - испытания.
В действующих нормативных документах установлены физико-химические показатели, нормы и методы проведения испытаний, позволяющие получить результаты для оценки соответствия продукции этим нормам. При этом перечень нормативных физико-химических показателей постоянно расширяется. В действующий стандарт ГОСТ Р 51618-2009 Коньяки российские внесены изменения, в которых нормируется содержание альдегидов, высших спиртов, средних эфиров и летучих кислот. Безусловно, такое расширение нормируемых показателей облегчает в определенной степени процесс идентификации алкогольной продукции.
Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации) в информации о продукте.
Идентификацию продукции проводят в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца), обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и в целях подтверждения соответствия продукции предъявленному к ней времени.
Идентификация проводится в случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание продукции либо необходимо подтверждение его достоверности.
Идентификация проводится: по признакам; параметрам; показателям; требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции и (или) ее описанию.
В качестве описания продукции могут быть использованы стандарты (технические регламенты, технические условия, НД федеральных органов исполнительной власти, конструкторская эксплуатационная документация, товаросопроводительная документация, договоры поставки, спецификация, техническое описание, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию).
При проведении экспертизы подлинности алкогольных напитков могут достигаться следующие цели исследования:
1) идентификация видов алкогольного напитка;
2) способы фальсификации и методы их обнаружения.
Ликеро-водочные изделия характеризу-
ются, как правило, сладким вкусом различной интенсивности и ароматом сырья, использованного по рецептуре. В отличие от вин ликеро-водочные изделия вырабатываются путем купажирования спирта, воды и сырья, настоянного на спирте, поэтому их можно вырабатывать круглогодично в отличие от вин.
Для проведения идентификации и фальсификации алкогольной продукции в магазине были отобраны следующие объекты: коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS ООО «ТПК «Залда» г. Долгопрудный, коньяк российский пятилетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS ООО «ТПК «Залда» г. Долгопрудный, расфасованные в стеклянные бутылки объемом 250 см3, коньяк российский пятилетний Французский стандарт ООО «Сордис» г. Нижний Новгород, расфасованный в стеклянную бутылку объемом 200 см3, коньяк российский пятилетний «Золотая коллекция» ОАО «ИСТОК» г. Беслан и коньяк российский пятилетний «Пять звездочек» ООО «ТПК Залда» г. Долгопрудный, расфасованные в стеклянные бутылки объемом 100 см3, вырабатываемые по ГОСТу Р 51618-2000.
На образцах №1 и 2 наименование и местонахождение производителя не совпадает с информацией, представленной на сайте, также колпачок бутылки имеет другое художественно-декоративное оформление. Кроме того, образцы № 1, 2 и 3 не соответствуют по показателю - полнота налива. Выявленные несоответствия свидетельствуют о том, что образцы №1, 2 и 3 являются объектами информационной и количественной фальсификации. Однако, несмотря на выявленные несоответствия, было принято решение проводить дальнейшую идентификацию, исследование качества и оценку конкурентоспособности всех отобранных образцов.
Независимые исследования проводились в испытательной лаборатории Чебоксарского кооперативного института органолептическими, физико-химическими методами на соответствие обязательным требованиям стандартов.
Методом сравнения идентифицировали маркировку коньяка по упаковке согласно п. 4.17 ГОСТа Р 51074-2003.
При идентификации маркировки коньяка по упаковке были получены следующие результаты: на представленных образцах №3 и 4 - коньяк российский пятилетний Французский стандарт и коньяк российский пятилетний «Золотая коллекция», отобранных для проведения экспертизы, отсутствует необходимая информация для потребителей - на-
именование предприятия, производившего розлив, а также телефонный номер изготовителя; на образцах №3 и 4 необходимая информация для потребителей - наименование и место нахождение изготовителя - приведена в непоследовательном порядке в соответствии с требованиями п. 4.17 ГОСТа Р 51074-2003. Кроме того, на исследуемых образцах «Пять звездочек» коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS, «Пять звездочек» Французский стандарт и «Золотая коллекция» неверно указано значение показателя содержания объемной доли этилового спирта для пятилетнего коньяка, однако значения показателя соответствуют требованиям вновь разработанного стандарта ГОСТ Р 51618-2009. Выявленные несоответствия могут свидетельствовать, что представленные коньяки являются объектом информационной фальсификации.
На образцах коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS и коньяк российский пятилетний «Пять звездочек» представлена вся необходимая информация.
Таким образом, из пяти представленных для идентификации коньяков образцы № 2, 3, 4 не соответствуют требованиям стандарта по маркировке коньяка по упаковке, однако соответствуют требованиям вновь разработанного стандарта ГОСТ Р 51618-2009.
Идентификация маркировки на оборотной стороне бутылки - коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS и коньяк российский пятилетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS характеризуется наличием следующей цифровой информации - 3 цифры - 0,25, обозначающей вместимость бутылки, дм3; 2 цифры - 10 - обозначающей год, в котором осуществился розлив; 2 цифры - 14 и 27 - номер партии.
Таким образом, цифровая информация, выявленная при идентификации маркировки на оборотной стороне бутылке - образца №1 -коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS, является четкой, достоверной и доступной для просмотра, что свидетельствует о том, что данный образец соответствует требованиям стандарта. На образце №2 - коньяк российский пятилетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS - имеется неровность и кривизна обработки края бутылки, что позволяет сделать вывод о том, что исследуемый образец не соответствует требованиям стандарта.
Проведем идентификацию маркировки образца №3 - Французский стандарт - на оборотной стороне бутылки. Цифровая информа-
ция представлена не в полном объеме: 2 цифры - 10 - обозначающей год, в котором осуществился розлив, находятся не на оборотной стороне бутылки, а на дне бутылки. Кроме того, на представленном образце, при осмотре дна бутылки была обнаружена нечеткость имеющейся на ней информации, а также неровность обработки края бутылки и замена стеклянного дна бутылки на другой образец стекла.
На образце №4 - «Золотая коллекция» -информация, представленная на дне бутылки, также является не четкой, имеется неровность обработки края бутылки, и осуществлена замена стеклянного дна бутылки на пластинку другого образца стекла. На образце №5 - «Пять звездочек» - при осмотре дна бутылки была обнаружена нечеткость представленной информации, неровность обработки края бутылки, а также замена стеклянного дна бутылки на другой образец стекла.
Следовательно, полученная при идентификации маркировки на оборотной стороне и дне бутылки - образцы № 2, 3, 4, 5 - информация свидетельствует о том, что данные образцы не соответствуют требованиям, заявленным на маркировке.
Исследуемые образцы коньяка оценивались также по физико-химическому и органо-лептическим показателям.
В результате органолептической оценки качества коньяка было обнаружено, что орга-нолептические показатели всех образцов коньяка не соответствуют требованиям ГОСТа Р 51618-2000.
В результате проведения дегустационной оценки качества пяти вышеназванных образцов коньяка по органолептическим показателям, таким как: прозрачность, цвет, вкус, букет (аромат) и типичность, все образцы коньяка получили минимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям: коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS (4,25 балла из 10 возможных), коньяк российский пятилетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS (5,45 балла), коньяк российский пятилетний Французский стандарт (3,75 балла), коньяк российский пятилетний «Золотая коллекция» (5,0 балла) и коньяк российский пятилетний «Пять звездочек» (2,7 балла). Все исследуемые образцы относятся к продукции с оценкой ниже 7 баллов, которые не могут быть реализованы под этими наименованиями, так как их органо-лептические показатели не соответствуют требованиям стандартов.
Данные эксперимента свидетельствуют
о том, что у пяти образцов коньяка объемная доля этилового спирта, %, занижена и не соответствуют заявленным требованиям, указанным в п. 5.1.4 ГОСТа Р 51618-2000, а образцы № 2, 4, 5 соответствуют требованиям вновь разработанного стандарта п.5.1.3.1 ГОСТа Р 51618-2009.
В сертификате соответствия на коньяк российский трехлетний коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS имеется вся необходимая информация, позволяющая подтвердить подлинность данного сертификата.
Проверка подлинности штрих-кода коньяков - «Трехлетний» коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS, «Пятилетний» коньячный погребок LA CAVE DE COGNAS, «Пятилетний» Французский стандарт, «Золотая коллекция» и «Пять звездочек» - свидетельствует о том, что все вышеназванные образцы произведены в соответствии с заявленным штриховым кодом.
Таким образом, при определении физико-химических и органолептических показателей качества можно сделать вывод о том, что все пять представленных образцов коньяка не соответствуют требованиям, указанным в ГОСТе Р 51618-2000, а образцы № 2, 4, 5 соответствуют требованиям по физико-химическому показателю вновь разработанного стандарта ГОСТ Р 51618-2009. В результате проведения дегустационной оценки качества все образцы коньяка относятся к продукции с оценкой ниже 7 баллов, которые не могут быть реализованы под этими наименованиями. При идентификации маркировки коньяка по упаковке на образцах № 3 и 4 отсутствует необходимая информация для потребителей в соответствии с требованиями п.4.17 ГОСТа Р 51074-2003. На образцах №2, 3, 4 неверно указано значение показателя содержания объемной доли этилового спирта для пятилетнего коньяка в соответствии с ГОСТом Р 51618-2000, однако образцы соответствуют требованиям вновь разработанного стандарта ГОСТ Р 51618-2009.
Под руководством Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, Ассоциацией участников алкогольного рынка, ООО «ПроСтОр» при поддержке Министерства экономического развития, промышленности и торговли ЧР Роспотребнадзора разработана программа проверки качества и безопасности алкогольной продукции, поставляемой в Чувашскую Республику. Данная программа качества и безопасности алкогольной продукции должна уменьшить процент фальсифицируемой алкогольной продукции.
134
Вестник Российского университета кооперации. 2013. №1(11)
ГРИГОРОВА Татьяна Михайловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
КОЛЕСОВА Ирина Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: larisacoop@ yandex.ru
GRIGOROVA, Tatyana Mikhaylovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Department of Trade and Commodity Management Business. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
KOLESOVA, Irina Aleksandrovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
удк 658.62: [620.19]
ассортиментная идентификация и экспертиза качества оконных блоков из поливинилхлоридных профилей
Л.В. Михайлова, К.с. Муратова
Предложена система классификации современного ассортимента оконных блоков из поливинилхлоридных профилей, проведена экспертиза качества оконных блоков. Результаты могут быть использованы при проведении товароведной экспертизы.
Ключевые слова: идентификация товаров; дефекты товаров; оконные блоки; экспертиза; по-ливинилхлоридные профили; ассортимент; изоляция.
L.V. Mikhailova, K.S. Muratova. PRODUCT IDENTIFICATION AND EXAMINATION OF THE QUALITY OF WINDOW FRAMES FROM PVC PROFILES
The system of classification of the current range of PVC window frames profiles, an examination of the quality of window units. Results may be used during the examination tovarovednyh.
Keywords: identification of goods; defective goods; window units; expertise; PVC profiles; range; insulation.
Основная функция оконных блоков - защищать помещение от холода, шума и пыли. Востребованность блоков оконных из ПВХ-профи-лей определяется рядом критериев, например, уровнем потребительских свойств, таких как тепло- и звукоизоляция, конструктивные особенности (в том числе варианты открывания), удобство в эксплуатации, оптические свойства стекол, эстетичность, долговечность. Оконные блоки из ПВХ-профилей не рассыхаются и не нуждаются в периодической окраске, не требуют специального ухода, длительное время не теряют своего первоначального внешнего вида.
Отечественный рынок оконных блоков из поливинилхлоридных профилей (ПВХ-профи-лей) переживает бурный рост, несмотря на то, что производство их является «ведомой» отраслью, зависящей от потребностей строительного комплекса. Значительная часть оконных блоков идет на осуществление капитального и текущего ремонта в зданиях жилого и общест-
венного фонда. Появляется все больше новых производителей окон, работающих как с импортным, так и с произведенным в России профилем. Актуальной проблемой для участников оконного рынка в 2010-2012 гг. стали ценовые «войны», так как сильно обострилась конкуренция. Многие производители сознательно идут на снижение цены в ущерб качеству оконных изделий и их потребительских свойств. Некоторые производители не заинтересованы в компетентности заказчиков и идут на их обман. В этой конкурентной борьбе пострадавшей стороной является в первую очередь конечный потребитель. Таким образом, современные конкурентоспособные оконные блоки должны быть высокого уровня качества, сочетающими функциональность, безопасность, надежность, эстетичность и эргономичность.
От покупателей в экспертные организации поступают претензии по качеству оконных блоков, так как в процессе эксплуатации в них на-