УДК 658.62.018
Соловьев Олег Демьянович Solovyev Oleg Demyanovich
кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной бухгалтерии и экономической экспертизы Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor of judicial accounting and economical expertize chamber Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
О некоторых вопросах предварительного исследования алкогольной продукции
About some aspects of preliminary check of alcohol products
В статье рассматриваются вопросы применения специальных познаний в практической деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению незаконного оборота алкогольной продукции; проблемные вопросы назначения предварительных исследований алкогольной продукции; обосновывается необходимость обладания сотрудниками полиции специальными познаниями; формулируются предложения по совершенствованию законодательной базы и эффективности деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
In the article the author considers the following issues questions of application of special judicial merchandising knowledge in practical activity of officials of economic security and corruption counteractions divisions for detection of unlawful circulation of alcohol products; the author substantiates the necessity of special knowledge for police officers, formulates proposals for improvement in sphere of legislation and rising of effectiveness of officials of economic security and corruption counteraction divisions.
Ключевые слова: алкогольная продукция, противоправная экономическая деятельность, предварительное исследование, партия продукции, отбор образцов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, специальные экономические знания, совершенствование законодательства об обороте алкогольной продукции.
Keywords: alcohol products, unlawful economical activity, preliminary check, batch, sampling of ethanol, alcohol products, special economic knowledge, improvement of legislation in sphere of circulation of alcohol products.
При проведении анкетирования практических работников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделений по исполнению административного законодательства, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и другой подакцизной продукции, были выявлены отдельные проблемные вопросы, связанные с применением сотрудниками этих подразделений специальных познаний в своей работе. Это вопросы, связанные с выполнением некоторых процессуальных действий по отбору (изъятию) образцов (проб) продукции для направления в экспертные учреждения для проведения предварительного исследования.
Цель проведения исследований — получить подтверждение или опровержение предварительных выводов и предположений оперативного работника о фальсификации или контрафактности
продукции, ее небезопасности и подобном, полученных им в ходе начального этапа оценки качества продукции и ее идентификации, проводимого, как правило, органолептическим методом (оценка внешнего вида, наличие и качественное состояние нанесенных на продукцию маркировочных данных, исследование сопроводительных документов на продукцию и сопоставление данных в них с информацией на самой продукции).
Зачастую, при изъятии алкогольной продукции, предположительно находящейся в незаконном обороте, сотрудники полиции изымают ее полностью и, если партия небольшая, направляют ее в экспертное учреждение, не отграничивая партии продукции по необходимым признакам и не производя отбор образцов в соответствии с национальными и межгосударственными стандартами, непосредственно предназначенными именно для выполнения этих действий [1—4]. Исходя из этого, данную процедуру приходится выполнять самим
экспертам. В принципе такое возможно, так часто и делается. Однако как быть в ситуации, когда изъятию подвергается большая товарная партия продукции (например автомобиль с алкогольной продукцией, железнодорожная цистерна с этиловым спиртом или виноматериалами)? Конечно, оперативный работник может организовать привлечение специалиста для проведения процедуры отбора проб (образцов) этилового спирта, алкогольной или какой-либо спиртосодержащей продукции, но это не всегда возможно. В таком случае приходится говорить о необходимости обладания сотрудником правоохранительных органов специальными познаниями в определенной области, и, в частности, в области судебного товароведения, что предполагает владение методикой и навыками производства действий по отбору проб (образцов) от товарных партий алкогольной продукции различных видов и наименований.
Следует отметить, что для достоверности результатов исследования разграничение продукции на партии однородной продукции должно быть в обязательном порядке — таково требование как российского законодательства, так и международного (Таможенного союза).
Что же такое партия продукции? Как провести разделение разнородной продукции на партии однородной, по каким критериям? Ответы на эти вопросы содержатся в нормативных правовых актах Таможенного союза и Российской Федерации (технические регламенты ТС и РФ, национальные стандарты и др.) [5—10].
Обобщив и проанализировав требования законодательства к определению партии продукции, можно сформулировать общее понятие: партией товара считают одновременно предъявляемое общее количество товара одного вида, изготовленного одним предприятием-изготовителем за один определенный период времени по одной нормативно-технической документации и оформленного одним документом о качестве.
Для установления однородности партии необходимо дополнительно провести внешний осмотр товара, сопоставить данные в сопроводительных документах с надписями на этикетке или маркировкой на таре. Иногда партию товара приходится считать неоднородной, что бывает при получении товара в поврежденной таре, при несоответствии маркировки сопроводительным документам. Такую партию необходимо дополнительно рассортировывать на две или несколько однородных партий.
От выделенной партии этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции изначально, соблюдая требования к объективности отбора, образцы (пробы) отбираются одним из трех методов: методом случайного отбора, методом наибольшей объективности или методом систематического отбора. Совокупность выборок (выемок) образует общий образец (общую пробу), часть которого (как правило, это половина) направляется для проведения исследования в экспертное учреж-
дение. Количественные величины образцов (проб) алкогольной продукции регламентируются требованиями национальных стандартов, упомянутых выше.
Спорным вопросом является соблюдение требований стандартов для продукции, разлитой в бутылки емкостью 1,0 л и более. Требования нормативных документов, например, следующие: для проведения анализа водки (определения органо-лептических и физико-химических показателей водки на соответствие требованиям ГОСТ Р 51355-99) содержимое бутылок соединяют и перемешивают в одной емкости вместимостью не менее 3 дм3 (3 л) и составляют общую (объединенную) пробу. Затем объединенную пробу разливают в 4 бутылки емкостью 0,5 л, для направления на анализ используются 2 бутылки с половиной общей пробы (2 из 4 отобранных). Действительно, выполнение данного требования в заводских лабораторных условиях реально выполнимо, а вот при проведении контрольных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов выполнение данных требований затруднительно. Однако, учитывая регламентацию национальных стандартов о том, что продукции должно отбираться в количестве «не менее...», нарушения стандартов не будет, ибо и объективность будет соблюдена и количественные показатели образца (пробы) алкогольной продукции в конечном итоге будут соблюдены. Подробно вопросы отбора образцов (проб) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции рассмотрены в одной из работ автора, посвященной отбору образцов (проб) алкогольной продукции [11].
Что касается вопросов, задаваемых экспертам, следует отметить, что эксперты, конечно, знают, что и как проверять, какие параметры и показатели, по каким методикам, но и сотрудник правоохранительных органов, направляя алкогольную продукцию на исследование, должен уметь грамотно задать вопросы, с тем чтобы полученных от экспертной организации ответов на заданные вопросы было достаточно для их дальнейшего использования в деятельности по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции. Примерный перечень вопросов также приведен в вышеупомянутом учебно-практическом пособии «Отбор проб (образцов) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для проведения исследований (экспертиз)».
В настоящее время существует и еще одна проблема, связанная с хранением изъятой алкогольной продукции. Оставление продукции, предположительно находящейся в нелегальном обороте (имеющей признаки фальсификации, контрафактности; если маркировка не соответствует требованиям законодательства; отсутствуют или неправильно заполнены сопроводительные документы на продукцию и др.), в месте ее обнаружения (даже под ответственное хранение) нецелесообразно из-за риска ее вывоза в неустановленное место или ликвидации (уничтожения).
Мест для хранения больших объемов изъятой продукции у сотрудников полиции, как правило, нет. В таких случаях приходится использовать склады коммерческих организаций, что, несомненно, требует для оплаты таких услуг расхода бюджетных денежных средств, выделяемых МВД. Средств часто недостаточно, поэтому приходится изыскивать другие возможности по хранению изъятой продукции. Зачастую изъятая продукция хранится в помещениях, соседствующих с рабочими местами сотрудников.
В связи с этим хотелось бы отметить необходимость организации и создания специализированных, оборудованных соответствующим образом мест временного хранения на уровне ГУ МВД по регионам, в том числе и на уровне районов.
Нельзя не отметить еще одну важную, на взгляд автора, проблему, требующую разрешения. Это проблема, связанная с определением контрафакт-ности алкогольной продукции. Эксперты ЭКЦ МВД проводят исследования продукции на соответствие требованиям ГОСТов по различным параметрам. Так, например, при проведении органолептиче-ского и физико-химического исследований представленной на экспертизу жидкости в бутылке с этикеткой «Иеппевву» эксперты отмечают, что образец: «является спиртосодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 39,0%, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 51618-2009; не содержит дубильных веществ; содержит ванилин и не содержит комплекса ароматических соединений, которые характерны для коньяков; содержит заниженные массовые концентрации альдегидов, высших спиртов, средних эфиров».
Исходя из таких результатов, эксперты заключают, что представленная жидкость является спиртосодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 39,0% с добавлением сахара и ванилина, не содержит дубильных веществ и комплекса ароматических альдегидов, содержит заниженные массовые концентрации альдегидов, высших спиртов, средних эфиров и не соответствует требованиям ГОСТ Р 51618-2009 «Коньяки Российские. Общие технические условия».
А вот заключение о контрафактности продукции может давать только правообладатель марки (бренда) алкогольной продукции или его официальный представитель, уполномоченный владельцем (производителем) на производство экспертиз и выдачу экспертных заключений о подлинности или контрафактности такой продукции. Однако, что характерно для большинства территорий (районы областей, малые города), сначала надо найти или самого правообладателя, или его официального представителя, затем доставить до них образцы изъятой продукции и дождаться очереди на проведение оценки продукции (в отдельных случаях эти сроки бывают до полугода).
Как же ускорить данный процесс? Есть мнение, что для повышения эффективности деятельности соответствующих подразделений полиции, сокра-
щения сроков получения заключений о контрафактности продукции имеет смысл и целесообразность организовать подготовку и переподготовку экспертов системы МВД по согласованию с правообладателями. То есть, специалистам экспертных подразделений МВД необходимо пройти соответствующую программу подготовки на базе правообладателей, что будет подтверждаться, например, сертификатом об обучении, с составлением договоров, определяющих возможности, полномочия и компетенции экспертов. На взгляд автора, это существенно ускорит и упростит работу сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделений по исполнению административного законодательства и других, осуществляющих свою деятельность по соответствующим направлениям, связанным с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Примечания
1. Спирт этиловый из пищевого сырья. Правила приемки и методы анализа. ГОСТ Р 52473-2005. М., 2006. (Поправки: ИУС «Национальные стандарты». 2007. № 4, № 8; 2008. № 9.)
2. Водки и водки особые. Правила приемки и методы анализа. ГОСТ Р 52472-2005. М., 2006. (Поправки: ИУС «Национальные стандарты». 2007. № 7; 2008. № 9.)
3. Изделия ликеро-водочные. Правила приемки и методы анализа. ГОСТ Р 51135-10. М., 2011.
4. Продукция винодельческая. Правила приемки и методы отбора проб. ГОСТ Р 51144-2009. М., 2010.
5. О техническом регулировании: федеральный закон от 18 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 30 декабря. № 52, ч. I, ст. 5140.
6. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 23 декабря 1999 г. № 29-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. 10 января. № 2, ст. 150.
7. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федеральный закон от 15 ноября 1995 г. № 171 -ФЗ // Российская газета. 2013.
8. О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции»). Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (ред. от 25.06.2013). URL: http://www.tsouz.ru/
9. О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (вместе с «ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки»). Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881. URL: http://www.tsouz.ru/
10. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. ГОСТ Р 51074-2003. М., 2004. (Поправки: ИУС «Национальные стандарты». 2011. № 6.)
11. Соловьев О.Д. Отбор проб (образцов) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для проведения исследований (экспертиз): учебно-практическое пособие. Н. Новгород, 2014.
1 I
ч
о &
>s
0
1 -о
ч £2 Si
ч
га §
I
га Щ
о
ч
Щ
ч
s
£2
0
1 -о
ч
Щ к
s а
га щ
Ч щ
& *
га о
о &
0
Щ
-о а £2 Si
<D
1
Notes
1. Ethanol made of food raw material. Rules of incoming inspection and methods of analysis. GOST R 52472-2005. Moscow, 2006. (Amendments: IUS «National standards». 2007. № 4, № 8; 2008. № 9.)
2. Rules of incoming inspection and methods of analysis. GOST R 52472-2005. Moscow, 2006. (Amendments: IUS «National standards». 2007. № 7; 2008. № 9.)
3. Alcohol products. Rules of incoming inspection and methods of analysis. GOST R 51135-10. Moscow, 2011.
4. Wine products. Rules for incoming inspection and sampling. GOST R 51144-2009. Moscow, 2010.
5. About technical regulation: federal law on 18 December 2002, № 1 84-03 // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 52, p. I, art. 5140.
6. About quality and safety of food: federal law on 23 December 1999, № 29-FL // Collection of legislative acts of the RF. 2000. № 2, art. 150.
7. About state regulations in production and circulation of ethanol, alcohol products and about restrictions in consumption (drinking) of alcohol: federal law on 15 November 1995, № 171-FL // Rossiyskaya gazeta. 2013.
8. About approval of technical regulations of Customs Union «On safety of foodstuff» (along with «TR CU 021/2011. Technical Regulations of Customs Union. On safety of foodstuff»). Decision of Customs Union commission of 09.12.2011 № 880 (rev. 25.06.2013). URL: http://www.tsouz.ru/
9. About approval of technical regulations of Customs Union «Foodstuff. Marking» (along with «TR CU 022/2011. Technical Regulations of Customs Union. Foodstuff. Mark-ing») Decision of Customs Union commission of 09.12.2011 № 881. URL: http://www.tsouz.ru/
10. Foodstuff. Consumer information. General requirements. GOST R 51074-2003. Moscow, 2004. (Amendments: IUS «National Standarts». 2011. № 6.)
11. Solovyev O.D. Sampling of ethanol, alcohol products for expertizes: practical tutorial. Nizhny Novgorod, 2014.
О щ
rn
-o щ
о 4 о О