Научная статья на тему 'ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ: КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ: КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / SOCIAL IDENTITY / INTERGENERATIONAL RELATIONS / GENERATIONAL CONTINUITY / GENERATIONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна, Чернявская Ксения Андреевна

В статье представлен анализ проблемы взаимоотношений между поколениями и оценка конфликтного потенциала социальной идентичности разных поколений. Определено, что в современном обществе происходит усложнение процессов идентификации, множественная идентичность становится как инструментом обретения солидарности, так и причиной конфликта поколений. На основе данные эмпирического исследования русских Краснодарского края сделан вывод о том, что структура идентификационных матриц разных поколений совпадает, и нет принципиальных отличий между базовыми ценностями, но содержательное наполнение разных типов идентичности, трактовка ценностей, могут обладать конфликтным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY OF GENERATIONS: POTENTIAL FOR CONFLICT

The article presents an analysis of the problem of relations between generations and an assessment of the conflict potential of the social identity of different generations. It was determined that in modern society there is a complication of identification processes, and multiple identity becomes both a tool for gaining solidarity and a cause of generational conflict. Based on the data of an empirical study of Russians in the Krasnodar Territory, it was concluded that the structure of identification matrices is the same, there are no fundamental differences between the basic values of generations, but the content of different types of identity, the meaning that individuals put into values, may have a conflict potential.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ: КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

УДК 316.4

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет v.mukha@bk.ru

Чернявская Ксения Андреевна

учебный мастер,

кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет ksu. chernyavskaya@mail. ru Victoria N. Mukha

candidate of sociological sciences, associate professor,

Department of Sociology, Law and Human Resources,

Kuban State Technological University

v.mukha@bk.ru

Ksenia A. Chernyavskaya

training master,

Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University ksu.chernyavskaya@mail .ru

Идентичность поколений: конфликтный потенциал1

Identity of generations: potential for conflict

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы взаимоотношений между поколениями и оценка конфликтного потенциала социальной идентичности разных поколений. Определено, что в современном обществе происходит усложнение процессов идентификации, множественная идентичность становится как инструментом обретения солидарности, так и причиной конфликта поколений. На основе данные эмпирического исследования русских Краснодарского края сделан вывод о том, что структура идентификационных матриц разных поколений совпадает, и нет принципиальных отличий между базовыми ценностями, но содержательное наполнение разных типов идентичности, трактовка ценностей, могут обладать конфликтным потенциалом.

Ключевые слова: социальная идентичность, межпоколенные отношения, преемственность поколений, конфликт поколений

Annotation. The article presents an analysis of the problem of relations between generations and an assessment of the conflict potential of the social identity

Работа выполнена в рамках реализации гранта РФФИ № 19-011-00834 «Идентификационные матрицы четырёх поколений русских в современной России»

of different generations. It was determined that in modern society there is a complication of identification processes, and multiple identity becomes both a tool for gaining solidarity and a cause of generational conflict. Based on the data of an empirical study of Russians in the Krasnodar Territory, it was concluded that the structure of identification matrices is the same, there are no fundamental differences between the basic values of generations, but the content of different types of identity, the meaning that individuals put into values, may have a conflict potential.

Key words: social identity, intergenerational relations, generational continuity, generational conflict

Обращение к проблеме идентичности актуализируется в периоды общественных кризисов, ситуаций неопределенности, когда трансформируются привычные модели поведения, пересматривается опыт прошлого, меняются ценности. Особенностью современной реальности выступает ее незавершенность, изменчивость, «текучесть», что, в свою очередь, сказывается на состоянии идентичности индивидов и сообществ, которая также приобретает черты структурной неопределенности, незавершенности, той самой «текучести». Соответственно, меняются и рамки исследовательского поиска, перенос внимания со структурных компонентов идентичности на ее процессуальные характеристики.

Потеря обществом равновесного состояния активизирует разного рода конфликты, появляются новые и усугубляются имеющиеся противоречия, в этом контексте отдельного внимания заслуживают взаимоотношения поколений. И на уровне обыденного сознания, в журналистском и академическом дискурсах есть мнение, что между поколениями существует так называемый «поколенческий разрыв» или «конфликт поколений» в виду различий в ценностных ориентациях и в восприятии действительности. Конфликт поколений представляет собой особый вид социального конфликта, обусловленный объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового, организационного и институционального взаимодействия представителей различных поколений. Причинами конфликта поколений выступают противоположности потребностей, интересов, ориентаций, целей и идеалов. Конфликт может протекать латентно как скрытая социальная напряженность или происходить явно как открытое столкновение, поэтому можно говорить, что это одновременно функциональное и дисфункциональное явление.

Отношение исследователей к существованию конфликта поколений в современном российском обществе неоднозначно. Так результаты совместного исследовательского проекта «Поколение Z»[1], проведенное Левада-центром и Фондом имени Фридриха Эберта, показывают, что к настоящему времени нет как такового конфликта отцов и детей, тогда как предыдущие периоды (1960 гг., 1980 гг.) фиксировались существенные межпоколенческие противоречия. Г. Юдин, комментируя данные проекта «Образ будущего глазами молодёжи: Неравенство и мобильность»[2], отмечает, что все же можно говорить о возрастных группах с иным, отличным от других, мировоззрением и это не

молодежь, а поколение старше 55 лет, для которого характерен консерватизм и страх перемен. Видят потенциальную межпоколенческую напряженность и противоречие во взглядах относительно ответственности, успеха и финансов эксперты «Сколково» и UBS Wealth Management, проведя в 2018-2019 гг. исследование в состоятельных российских семьях [3].

Межпоколенные взаимодействия имеют свою динамику и развитие, а также играют важную роль в формировании социальной идентичности. Важным аспектом межпоколенного взаимодействия является преемственность поколений - процесс взаимной передачи, сохранения, усвоения и использования социальной информации, духовных и материальных ценностей, а также опыта поколений. Усвоение социального опыта происходит как на индивидуальном уровне (понятие «Я»), так и на коллективном уровне (понятие Мы). По мнению Н.А. Галактионовой, в «понятии «Мы» аккумулируется не только смысл внутрипоколенной связи, единения, общности отдельных индивидов, но и межпоколенное тождество, межпоколенная идентичность, относящаяся к предшественникам, гарантирующая формирование исторической памяти» [4, с. 127].

Идентичность, с одной стороны, выступает устойчивым образованием в структуре личности, благодаря которому обретается полноценный Я-образ, с другой стороны в силу многомерности, лабильности позволяет интегрироваться в стремительно меняющийся мир. Е.В. Дзякович отмечает, что «"ускорение" времени и "сжатие" пространства как неотъемлемые черты современности формируют тот контекст "текучей современности" (в соответствии с известной метафорой З. Баумана), в котором "произрастают" множественные идентичности. Они определяют смысложизненный выбор индивидов и мотивируют индивидуальное и коллективное поведение» [5].

В современном обществе подвижность и дифференциация социальной реальности ведет усложнению процессов идентификации, когда множественность идентичностей порождает одновременно и конфликтность между отдельными ее видами, уровнями, и переплетение, появление гибридных форм, новое осмысление и осознание существующих. Таким образом, множественная идентичность может стать как инструментом обретения согласия, солидарности, так и несет в себе определенный конфликтный потенциал.

Для определения конфликтного потенциала социальной идентичности русского населения Краснодарского края в 2019 -2020 гг. было проведено эмпирическое исследование методом опроса, выборка составила 1200 человек, при формировании выборки учитывались пропорции возрастных групп в общем составе русского населения. Были опрошены представители четырех поколений русских в Краснодарском крае: поколение ВВ «беби-бумеры» (г.р. 1943-1963), поколение X (г.р. 1963-1983), поколение Y (г.р. 1983-2003), поколение Z (г.р. после 2003+), В данной работе остановимся на двух моментах: сравним иерархическую структуру идентификационных матриц и систему ценностей поколений ВВ, X, Y, Z.

Поскольку, социальная идентичность обладает сложной и многоуровневой структурой, то можно говорить об «идентификационной матрице», в которой в иерархическом порядке представлены различные типы идентичности в зависимость от актуализированности той или иной принадлежности индивида. Анализ данных анкетного опроса показал, что существенных отличий в системе идентичности разных поколений нет (табл.1). Таблица 1 - Иерархия идентичностей (сумма позиции «осознаю в полной мере» и осознаю в определенной степени»), %_

В целом по Поколение Поколение X Поколение Поколение

выборке BB Y Z

Я - гражданин 90,5 94,7 90,6 85 91,7

России

Я - типичный 83,8 91,5 85 81,7 77,1

представитель

русской

национальности

Я - типичный 89,9 94,7 84,3 88,9 91,7

представитель

своего поколения

Я - 92,3 95,7 92,1 91,7 89,6

городской/сельский

житель

Я - верующий 70,4 78,7 71,7 64,4 66,7

Я - европеец 49,4 45,7 50,4 49,4 52,1

Актуализированность общегражданской идентичности в группах опрошенных не сильно отличается, только у поколений ВВ и Y отходит на второй план уступая место этнической (для поколения У) и поколенческой (для поколения ВВ).

А вот, как раз, содержательное наполнение каждого из типов идентичности уже может отличаться. В рамках данной работы не представляется возможным охарактеризовать основания идентификации по всем типам, остановимся только на общегражданской как наиболее важной для консолидации российского общества в целом. Так, в целом, по выборке преобладают три основных критерия: российское гражданство - 45,6%, готовность защищать Россию - 52%, общая культура - 48,2%. Но можно отметить некоторые отличия по генерациям: так для поколений ВВ и Х более значим критерий «тот, кто любит Россию» - 41,7% и 38,3% соответственно, тогда как для поколений У и Ъ в приоритете критерий - «российское гражданство» - 49,2% и 57% соответственно.

Таким образом, можно отметить, что структура идентификационных матриц совпадает и нет принципиальных отличий между поколениями, тогда как содержательное наполнение может обладать конфликтным потенциалом.

В условиях современности существенно меняется процесс социализации и межпоколенная трансмиссия ценностей. Сами респонденты указывают

(53,5%), что происходит утрата связи между поколениями, растет социальная дистанции между ними, нарушается межпоколенная преемственность. Исследователи выделяют дискретный и непрерывный тип преемственности [6]. При дискретном типе ценности, возникшие на более ранних стадиях исторического развития общества, исчезают на определенный срок из культурного обихода, а затем становятся вновь актуальными на более позднем этапе. Непрерывный тип определяется тем, что ценности прошлого во время межпоколенного взаимодействия становятся значимым элементом культуры каждой исторической эпохи, постоянно находятся в культурном обиходе общества. Каждое поколение является носителем базовых традиций и ценностей, которые формируются в процессе социализации и преемственности поколений. Процесс освоения базовых ценностей начинается в семье, а окончательно ценности формируются в процессе приобретения личного опыта. Трансформации, происходящие в обществе, нередко приводят к разрушению системы ценностных ориентаций, в таком случае конфликт ценностей поколений неизбежен.

Представители всех поколений в равной степени осознают, что существует значительная разница в системе ценностей разных возрастных когорт: поколение ВВ - 56,8%, поколение X - 50,8%, поколение Y - 56,8%, поколение 7- 59%. Но исследование самих ценностей показывает иное: доминирующие ценности во многом совпадают, меняется их актуализированность (табл.2).

Таблица 2 - Доминирующие ценности представителей различных поколений русских жителей Краснодарского края_

Поколение BB Поколение X Поколение Y Поколение Z

Дети Семья Семья Семья

Семья Дети Любовь Самореализация

Душевный покой, комфорт Самореализация Дети Знания, познание мира, людей, образование

Самореализация Карьера и высокое положение в обществе Самореализация Любовь

Соблюдение спортивного и здорового образа жизни Душевный покой, комфорт Знания, познание мира, людей, образование Возможность получать любые удовольствия, развлекаться

Поколение «беби-бумеров» ориентируется на такие ценности, как стабильность общества и как следствие душевный покой (26%), самореализация (19,8%), соблюдение спортивного и здорового образа жизни (15,6 %), но превалирующие ценности: дети (69,8%) и семья (62,5%). Семья (56,3 %) и дети (53,9 %) также являются главными ценностями для поколения X, а карьера и высокое положение в обществе более значимы дня данного поколения, чем для других. Несмотря на то, что традиционно считается, что для поколения Y образование теряет смысл, респонденты указали на важность

данной ценности в 15,9 % случаев, но самореализация является важнее (23,8%). Доминирующие ценности: семья (46,8%), любовь (36,5 %), дети (29,4%). У поколения Z происходит активная фаза формирования ценностных ориентаций, но уже сейчас можно говорить о том, что большое влияние на них оказывает Интернет как основной источник получения информации, социальные сети, гаджеты, мобильные и цифровые технологии, геймификация, экономический кризис, тем не менее, семья первостепенна и для этого поколения тоже.

Так как семья и дети стали доминирующими ценностями всех поколений, стоит говорить о том, что у разных возрастных когорт русских жителей Краснодарского края существует общая система ценностей, что создаёт хорошую среду для консолидации русского этноса. Наблюдается непрерывный тип премственности поколений, в ходе которого в процессе межпоколенного взаимодействия ценности прошлого являются значимым элементом культуры каждой исторической эпохи. Но стоит отметить, разные поколения могут вкладывать разное содержание в ценности, называя их одинаково. И здесь, количественные методы не столь информативны, как качественные, поэтому данный аспект требует дальнейшего изучения.

В целом, взаимодействие поколений определяется социальной структурой конкретного общества и зависит от целого ряда факторов, в частности, от успешности протекания процесса социализации, от степени институционализации возрастных ролей, от отношения к историческому прошлому, от степени сохранения семейных связей. Поколенческий разрыв в современном российском обществе в большей степени проявляется не на уровне идентичности и системы ценностей, а на уровне конкретных практик (включенность в цифровые технологии, потребительские практики, практики взаимодействия с государством и т.п.).

Литература:

1. Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления // Вестник общественного мнения. 2020. № 1-2 (130). С. 21-122.

2. Юдин Г. Выход из миллениума: захотят ли молодые покинуть эпоху, в которой родились? // Европейский диалог. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/05/21/vyhod-iz-milleniuma-zahotjat-li-molodye-pokinut-jepohu-v-kotoroj-rodilis/ (дата обращения 20.12.2020)

3. Пятин А. Исследователи обнаружили конфликт отцов и детей в семьях российских миллионеров // Forbes. 09.12.2019. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/milliarderv/389057-issledovateli-obnaruzhili-konflikt-otcov-i-detey-v-semyah-rossiyskih (дата обращения 20.12.2020)

4. Галактионова Н.А. Пролегомены к пониманию процессов коллективной социализации (этнический аспект) // Гуманизация образования. 2009. №6. С. 125-132.

5. Дзякович, Е.В. Локальные идентичности в контексте социокультурной динамики российских регионов: дис....докт. культур.: 24.00.01. М.: Моск. Гос. ун-т культуры и искусств, 2011. 326 с.

6. Горностаева Л.Г. Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики: на примере российского социума : дис. ... к. культу. М., 2007. 145 с.

Literature

1. Gudkov L., Zorkaya N., Kochergina E., Pipia K., Ryseva A. "Generation Z": Youth of the time of Putin's rule // Bulletin ofpublic opinion. 2020. No. 1-2 (130). S. 21-122.

2. Yudin G. Exit from the millennium: will young people want to leave the era in which they were born? // European dialogue. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/05/21/vyhod-iz-milleniuma-zahotjat-li-molodye-pokinut-jepohu-v-kotoroj-rodilis/ (date of treatment 12/20/2020)

3. Pyatin A. Researchers have discovered a conflict between fathers and children in the families of Russian millionaires // Forbes. 09.12.2019. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/milliardery/389057-issledovateli-obnaruzhili-konflikt-otcov-i-detey-v-semyah-rossiyskih (date of treatment 12/20/2020)

4. Galaktionova N.A. Prolegomena to understanding the processes of collective socialization (ethnic aspect) // Humanization of education. 2009. No. 6. S. 125-132.

5. Dzyakovich, E.V. Local identities in the context of the socio-cultural dynamics of Russian regions: dis .... doct. culture .: 24.00.01. M .: Mosk. State University of Culture and Arts, 2011.326 p.

6. Gornostaeva L.G. Continuity of generations as a factor of sociocultural dynamics: on the example of Russian society: dis. ... to the cult. M., 2007.145p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.