Научная статья на тему 'Теоретические подходы к исследованию взаимодействия поколений'

Теоретические подходы к исследованию взаимодействия поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
763
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ПОКОЛЕНИЙ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / GENERATION / SOCIAL INTERACTION / SOCIOLOGY OF GENERATIONS / GENERATIONAL CONFLICT / CONTINUITY OF GENERATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзаеи Хикмат Намук Али

В статье предпринята попытка теоретико-методологического осмысления сущности поколения и способов взаимодействия поколений, основанного на научных взглядах представителей философской мысли, которые легли в основу становления социологических подходов в исследовании взаимодействия поколений, в числе которых выделяется социология поколений. Проводится обзор структурно-функционального, институционального и конфликтологического подходов в исследовании взаимодействия поколений, а также раскрываются теоретические идеи современных исследований по проблеме поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the study of the interaction between generations

The article attempts to provide a theoretical and methodological understanding of the essence of generation and ways of interaction between generations, based on the scientific views of philosophical thought, which formed the basis for the formation of sociological approaches in the study of the interaction of generations, among which the sociology of generations is highlighted. A review of the structural-functional, institutional and conflictological approaches in the study of the interaction of generations is carried out, and the theoretical ideas of modern research on the problem of generations are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к исследованию взаимодействия поколений»

Хикмат Намук Али Дзаеи*

аспирант Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, преподаватель, Университет им. Салахаддина (Курдистан, Ирак)

Теоретические подходы к исследованию взаимодействия поколений

Характер и условия взаимодействия поколений являются одним из существенных факторов развития и функционирования общества. Мо-дернизационные процессы, протекающие в современном мире, формируют новую социальную реальность и иную систему ценностей, особенно остро сказывающихся на положении молодёжи, по-новому ставят проблему самоопределения личности. Неопределённость последствий социального выбора и невысокие стартовые возможности социальной мобильности молодежи значительно усиливают диапазон и степень социальных рисков при вступлении во взрослую жизнь, усиливая конфлик-тогенность межпоколенного взаимодействия и делая эту зону взаимодействий зоной социального риска.

Этим во многом обусловливается необходимость изучения поко-ленческих особенностей современных обществ. Новая социальная реальность делает молодое поколение активным субъектом межпоколенных взаимодействий и обязывает вырабатывать новые модели бесконфликтного взаимодействия в интересах развития общества1.

Традиционно в науке при выявлении уровней и критериев социологического анализа моделей межпоколенных взаимодействий используются структурно-функциональный и институциональный подходы, а при исследовании особенностей взаимодействия поколений в современном обществе в условиях конфликтогенности большинство авторов применяют конфликтологический подход.

В вопросе исследования взаимодействий поколений прослеживается двойственность (бинарность) теоретических подходов - конфликтологическая линия исследований и исследования преемственности поколений. Противопоставление конфликта и преемственности характеризует оппозиционную раздвоенность существующих исследований как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Проблема взаимодействия поколения уже неоднократно подвергалась исследованию с позиций философского, социологического и психо-

* Дзаеи Хикмат Намук Али, e-mail: [email protected].

1 Нор-Аревян О.А., Дзаеи Хикмат Н. Теоретические подходы к исследованию межпоколенных взаимодействий: традиции и инновации // Солидарность и конфликты в современном обществе : материалы XII Ковалевских чтений 15-17 ноября 2018 г. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт, 2018. 600 с.

логического подходов, уже накоплен значительный российский и зарубежный опыт по данной проблематике. Поэтому целью данной статьи являются осмысление степени изученности межпоколенных взаимодействий в научной литературе и выявление потенциала современных научных исследований в этой области.

В основу исследования проблем взаимодействия поколений в социологии лег опыт философского осмысления вопросов межпоколенных отношений. Важнейшие из этих направлений связаны с доминирующими в философии теоретико-методологическими направлениями - идеализмом и материализмом.

Развитие философского знания исторически определило множественность исследовательских направлений феномена поколений как такового, что в социологии получило развитие как самостоятельная отрасль исследования - социология поколений.

В конце XX столетия сложилось научное направление изучения взаимодействия поколений с позиций исторической науки и социальной антропологии, в основе которого лежат исследование сложных процессов индивидуальной социализации в советском обществе и комплексное изучение специфических механизмов межпоколенного взаимодействия.

Существуют разнообразные поколенческие модели, актуальность каждой из них определяется современным состоянием общества. Развитие теории социализации и в целом социально-гуманитарных наук приводит к утверждению в социологическом научном знании понятия «поколение», которое рассматривается с позиции демографии и статистики, истории и философии, психологии и социологии, культурологии и антропологии, права. Поколение выступает объектом исследования проблемы межпоколенного взаимодействия, и для целей исследования требуется его концептуализация.

В научно-исследовательской литературе по проблеме поколений наиболее полно изучены вопросы о содержании понятия «поколение». С позиций различных теоретических подходов рассматриваются разнообразные аспекты понятия «поколение».

Особо актуальными в исследовании межпоколенного взаимодействия являются теория конфликта поколений (Ш. Айзенштадт, Г. Марку-зе, Э.Я. Мозговая, Д.М. Михаэль, О. Ранк, Л. Фойер, З. Фрейд), а также идея кризиса поколений (Ж. Мандель), проблемы межпоколенной коммуникации (С.В. Чернецкая) и конфликтогенности взаимодействия поколений (О.А. Нор-Аревян).

Проведя комплексный анализ предшествующих исследований и изучив критерии градации поколений, О.А. Нор-Аревян в своем диссертационном исследовании конкретизирует понятие «поколение», понимая его как организованную социальную общность, чьи внешние границы детерминированы возрастным, ценностным и функционально-ролевым критериями. При этом каждое поколение обладает своей спецификой -обусловленностью внутренней дифференциации общности на опреде-

ленные кластеры, каждому из которых присущи особые интересы, согласно их окружению, иерархия ценностей, сложившаяся в процессе социализации под влиянием конкретных социально-исторических условий, и определенная функционально-ролевая позиция с характерными нормами и правилами поведения1. Эта дифференциация и выступает кон-фликтогенным потенциалом во взаимодействии поколений.

Современные исследователи У.А. Винокурова и И.А. Ламбаева отмечают, что поколение становится важным ресурсом модернизационных процессов в современных обществах, переживших и переживающих процессы модернизации. Проблема поколения в модернизирующемся обществе заключается в соотношении меры контроля над своей судьбой, меры социальной ответственности людей. Социальная трансформация и модернизация требуют для своей реализации движущую силу, социальные изменения рекрутируют активную часть общества для выполнения задач времени. Изменяются представления о границах поколения - кого надо отнести к старикам, кого считать молодым. Критерием поколения становится уровень мобильности и лояльности к модернизации. Модернизационное поколение - это те, кто считает себя призванным изменить социокультурную реальность и нередко напрямую связывает свою идентичность, перспективу с тем или иным событием, трансформацией общественных отношений, требуя от них собственного ответа, действия, самостоятельного шага, управления и контроля над своей судьбой2. В этих условиях особое значение имеет поколение как фактор политических преобразований, особенно в элитологическом измерении3.

В обществе сложилось стереотипное отношение к конфликтам как к «социальной болезни», а к отсутствию конфликтов - как к «социальному здоровью», подчеркивается деструктивная функция конфликта. Эту позицию поддерживают представители школы структурно-функционального анализа. Т. Парсонс, Р. Мертон и другие буржуазные социологи-функционалисты рассматривают противоречия и конфликты как аномалию, своего рода «социальную болезнь».

Однако конфликты выполняют в обществе и конструктивную функцию. Попытки вычленить позитивные функции конфликта уже отмечаются в работах Г. Зиммеля, Л. Козера4, Р. Дарендорфа5, М. Дойча6. В

1 Нор-Аревян О.А. Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества (микросоциологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 8.

2 Винокурова У.А., Ламбаева И.А. Модернизационные ценности как критерии поколения // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 96-100.

3 Дзахова Л.А. Современная концепция «эстафеты поколений» в элитологическом измерении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 126-131.

4 Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях // Конфликтология : хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2002. С. 36-52.

5 Dahrendorf R. Class and Class Conflict industrial society. Stanford : Stanford University Press, 1975. Р. 10-15.

6 Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология : хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. М., 2002. С. 52-69.

работах немецко-британского социолога Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера рассматриваются социальные конфликты как движущая сила развития общества, конфликт - это и социальная система, и функция общества. Однако эти исследователи трактуют позитивные функции весьма односторонне, отождествляя их, по существу, со способностью конфликта служить целям стабилизации и адаптации сложившейся социальной системы.

Немецкий социолог Г. Зиммель трактовал конфликт как одну из базовых форм социального взаимодействия, а одним из видов направленного социального взаимодействия являются межпоколенные взаимодействия.

Конфликт поколений, как и любой социальный конфликт, может быть одновременно и функционален, и дисфункционален. Н.С. Сыроед1 отмечает, что, с одной стороны, конфликт поколений способствует прогрессу общества и разрядке напряженности, «очищает воздух» (Г. Зиммель), с другой - конфликт создает множество проблем и конфликтующим сторонам, и социальному окружению, и процессам, происходящим в обществе. Конфликт поколений может перерасти в социальную проблему, нарушающую нормальное функционирование социума.

В исследовании Н.С. Сыроед выделены конфликтогенные социальные факторы. Основными конфликтогенными социальными факторами для молодежи автор называет следующие: молодежь стремится занять значимые социальные позиции и раздражается, если пожилые их не уступают; готовность старшего поколения контролировать, делать замечания, не всегда в тактичной форме (особенность коммуникации представителей старшего поколения состоит в том, что иногда они полагают, что их почтенный возраст дает право не церемониться с представителями других возрастных категорий населения, в особенности с молодежью). Традиционно старость ассоциируется с мудростью и доброжелательностью, что и составляет сущность социальных ожиданий по отношению к старшему поколению. Но злоупотребление мерами социального контроля, навешивание ярлыков, следование клише обыденного сознания («в наше время молодежь была лучше») не соответствуют ожиданиям, оскорбляют и нервируют молодежь и не способствуют установлению взаимопонимания между поколениями.

К факторам, вызывающим недовольство и напряжение, инициирующим конфликт со стороны старшего поколения, автор относит следующие: игнорирующее или даже подчеркнуто пренебрежительное отношение молодежи к старшим; некоторые элементы молодежной субкультуры, такие как молодежный сленг, манера одеваться, прически, отдельные

1 Сыроед Н.С. Конфликт поколений как социальная проблема [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konflikt-pokoleniy-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 26.04.2019).

формы поведения, музыкальные предпочтения, формы досуга, способы развлечения и т. д.1

В современном мире, где процессы модернизации все более углубляются, изучение поколенческих особенностей современных обществ становится более актуальным. Процессу социализации и трансляции социальных установок с выделением возрастных показателей, определяющих социальную активность, уделяют внимание исследователи Д.О. Никитина2, А.Т. Ростова3, Ю.А. Воронцова4, Л.И. Кемалова5. Взаимодействие между поколениями рассматривается с позиции передачи социальных установок в процессе воспитания. Поколения являются носителями таких социальных ролей, как транслятор социальных ценностей и установок и реципиент ценностных установок. В заданных условиях сами институты социализации находятся в упадке, поэтому молодежь проходит процесс социализации иначе, чем их старшие товарищи.

В исследовании конфликта поколений существует множественность значений самого понятия «поколение», что может привести к путанице, но мы подчеркиваем только социологическую концепцию, многие социологи указывали или ссылались на эту концепцию и на модернизм, но для глубокого понимания конфликта поколений как основы социальных перемен мы позаимствуем у К. Мангейма некоторые идеи по этому вопросу.

В классическом подходе Мангейм использовал термин «поколение» для обозначения уникального влияния исторического местоположения на развитие событий и опыт молодежи. Согласно тому, что мы уже сказали, социальный феномен «поколение» представляет не что иное, как особый вид местоположения, охватывающий связанные возрастные группы в историко-социальном процессе. Наиболее важный момент, на который мы должны обратить внимание, заключается в следующем: не каждое поколение, даже не каждая возрастная группа создают новые коллективные импульсы и формирующие принципы, оригинальные для себя и адекватные его конкретной ситуации. Там, где это происходит, мы будем говорить о реализации возможностей, присущих местоположению, и представляется вероятной связь с темпом социальных изменений. Когда в результате ускорения в темпе социальных и культурных преобразований основные установки должны стремительно изменяться, так, что традиционные образцы опыта, мысли и выражения больше невозможны, как прежде, различные новые фазы опыта объ-

1 Сыроед Н.С. Конфликт поколений как социальная проблема...

2 Никитина Д.О. Конфликты поколений // Солидарность и конфликты в современном обществе : материалы XII Ковалевских чтений 15-17 ноября 2018 г. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2018. 600 с.

3 Ростова А.Т. Понятие поколения и типы его трактовки // Вестник АГУ. 2018. № 1 (214). С. 158-163.

4 Воронцова Ю.А. Теоретическая основная теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 3 (72). С. 268-273.

5 Кемалова Л.И. Конфликт поколений в обществе модерна // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 6 (19). С. 8-10.

единяются где-то, образуя четко различимый новый импульс и новый центр конфигурации. К. Мангейм писал, что концепция поколения является фундаментальной и вытекает из ее возможностей, которые она предлагает для анализа формирования социальных и интеллектуальных движений и понимания быстрых изменений в обществе.

Поскольку, по его мнению, целью нового поколения является изменение общества, расслоение, трансформация семьи, образования и всех аспектов социальной структуры, следовательно, конфликт поколений, согласно Мангейму, связан с социальными изменениями и местоположением как процессом истории. Какую роль играют поколения в обществе? Вопрос в том, как поколение может изменить общество и измениться само? Какой инструмент у них есть? Готовятся ли они к изменению общества?

С. Перхонен рассматривает роль концепции поколения в работах П. Бурдьё1. Он показывает, что использование Бурдьё концепции поколения варьировалось в его творчестве, то, что Бурдьё редко использовал концепцию в том же смысле, что и К. Мангейм и многие последующие социологи, которые понимали поколение как потенциальный источник идентичности и политической мобилизации. Однако в статье утверждается, что социология Бурдьё может многое предложить в контексте социологического изучения поколений. Мы должны сосредоточиться вместо этого на его более общем подходе к генезису социальных группировок, классификационной борьбе и сложным отношениям.

Долгое время К. Мангейм был доминирующей фигурой в исследованиях поколений. Его очерк2 стал каноническим, объединяющая точка отсчета в поле исследований. Мангейм, как и многие последующие социологи, указывает на то, что поколения возникают только при особых исторических обстоятельствах, таким образом, они нечто большее, чем просто возрастные группы; они - группа людей похожего возраста, связанные общим опытом, который в конечном итоге может привести к отчетливому самосознанию, мировоззрению и политическому действию.

В последнее десятилетие ХХ в. одной из самых выдающихся фигур в социологии и смежных областях знания был П. Бурдьё. Было доказано, что члены, принадлежащие к одному поколению, делятся не только общим объединяющим опытом - обычно считается «формирующим опытом» в молодом возрасте, что может отделить их от старшей и младшей групп, но отличаться от поколения к поколению. Бурдьё редко использовал концепцию поколения строго в том же смысле, что и Ман-гейм и более поздние теоретики, для которых поколение по существу означает социальное или культурное поколение, потенциальный источ-

1 Purhonen S. Generations on paper: Bourdieu and the critique of 'generationalism' // Social Science Information. 2016. January. Available at: https://www.researchgate.net/publication/282912164.

2 Mannheim K. The problem of generations // Essays on the Sociology of Knowledge. Kecskemeti P. (Ed.). London; New York: Routledge & Kegan Paul, 1952. P. 276-322.

ник коллективной идентичности, произведенной общим опытом молодости или молодости группы людей примерно такого же возраста.

Бурдьё рассматривает поколения через воспроизводство от одного поколения к другому, он использует термин «подрастающее поколение» в контексте социализации. Таким образом, его термин «поколение» относится к генеалогическому, а не к социальному или культурному смыслу концепции1. Теория генерации единиц Мангейма в целом видится как форма теории конфликта (когда речь идет о молодежи по отношению к своим родителям), тогда как в теориях социализации часто предполагается, что родители могут успешно передавать их собственные отношения и ценности своим детям.

Современный конфликт между поколениями носит фундаментальный характер: столкновения разных концепций миропонимания, миро-осмысления и социального действия. Модернизируемое общество подрывает авторитет возраста, так как в изменяющихся социальных условиях социальный опыт старшего поколения неприемлем, он непригоден и не приводит к желаемому состоянию социального успеха, и современное общество сталкивается в различных формах с конфликтом на уровне поведения, ценностей и взаимодействия. Все это представляет интерес для научных исследований современных социологов.

Несмотря на достаточное количество исследований по проблеме взаимодействия поколений, нет специальных работ, посвященных моделированию межпоколенного взаимодействия, необходимого в условиях ослабления межпоколенной связи в микросоциальных группах и неготовности старшего поколения воспринимать молодежь как активного де-ятельностного субъекта взаимодействия поколений, что выступает предпосылкой возникновения конфликта на макроуровне.

Наличие противоречий между традиционными и инновационными формами взаимодействия поколений, протекающих на всех уровнях (макро-, мезо- и микроуровни), способствует раскрытию потенциала со-лидаризма в исследовании особенностей межпоколенных взаимодействий в различных культурных традициях и нуждается в самостоятельном теоретико-методологическом осмыслении.

Дзаеи Хикмат Намук Али. Теоретические подходы к исследо-

w w п

ванию взаимодеиствия поколении. В статье предпринята попытка теоретико-методологического осмысления сущности поколения и способов взаимодействия поколений, основанного на научных взглядах представителей философской мысли, которые легли в основу становления социологических подходов в исследовании взаимодействия поколений, в числе которых выделяется социология поколений. Проводится обзор структурно-функционального, институционального и конфликтологиче-

1 Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. Thousand Oaks, CA: Sage, 1977.

ского подходов в исследовании взаимодействия поколений, а также раскрываются теоретические идеи современных исследований по проблеме поколений.

Ключевые слова: поколение, социальное взаимодействие, социология поколений, конфликт поколений, преемственность поколений.

Dzaei Hikmat Namuq Ali. Theoretical approaches to the study of the interaction between generations. The article attempts to provide a theoretical and methodological understanding of the essence of generation and ways of interaction between generations, based on the scientific views of philosophical thought, which formed the basis for the formation of sociological approaches in the study of the interaction of generations, among which the sociology of generations is highlighted. A review of the structural-functional, institutional and conflictological approaches in the study of the interaction of generations is carried out, and the theoretical ideas of modern research on the problem of generations are revealed.

Keywords: generation, social interaction, sociology of generations, generational conflict, continuity of generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.