Научная статья на тему 'Аксиологический контекст конфликта отцов и детей'

Аксиологический контекст конфликта отцов и детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
855
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / GENERATION / GENERATIONAL CONFLICT / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Софья Николаевна

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы взаимоотношения поколений, как особого вида социального конфликта, обусловленного объективными условиями и субъективными факторами взаимодействия групп. На основе авторского социологического исследования выявлены основные причины конфликта поколений, отношение к нему и оптимальные пути разрешения ситуации. Были проанализированы ценностные расхождения среди представителей разных возрастов с использованием психологической методики Р. Инглхарта. Конфликт «отцов» и «детей» является постоянным процессом, который, с одной стороны, приводит к «разрыву» поколений, своеобразному соперничеству, а с другой, способствует развитию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological context of the conflict of fathers and children

The article is devoted to the consideration of the urgent problem of intergenerational relations as a special type of social conflict caused by objective conditions and subjective factors of group interaction. Based on the author's sociological study, the main causes of the generational conflict, attitude to it and optimal ways to resolve the situation are identified. Value differences were analyzed among representatives of different ages using the psychological technique of R. Inglehart. The conflict of “fathers” and “children” is an ongoing process, which, on the one hand, leads to a “gap” of generations, a kind of rivalry, and on the other hand, contributes to the development of society.

Текст научной работы на тему «Аксиологический контекст конфликта отцов и детей»

Аксиологический контекст конфликта отцов и детей Axiological context of the conflict of fathers and children

Ермакова Софья Николаевна

Студент 3 курса БелГУ

г. Белгород, улица Преображенская, 78 e-mail: sofya.ermakova. 1999@mail.ru

Ermakova Sofya Nikolaevna

Student 3 term BSU

Belgorod, Preobrazhenskaya street, 78 e-mail: sofya.ermakova. 1999@mail.ru

Научный руководитель Панич Ольга Евгеньевна

доцент БелГУ

г. Белгород, улица Преображенская, 78 e-mail: panich@bsu.edu.ru

Scientific adviser Panich Olga Evgenievna

assistant professor BSU

Belgorod, Preobrazhenskaya street, 78 e-mail: panich@bsu.edu.ru

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы взаимоотношения поколений, как особого вида социального конфликта, обусловленного объективными условиями и субъективными факторами взаимодействия групп. На основе авторского социологического исследования выявлены основные причины конфликта поколений, отношение к нему и оптимальные пути разрешения ситуации. Были проанализированы ценностные расхождения среди представителей разных возрастов с использованием психологической методики Р. Инглхарта. Конфликт «отцов» и «детей» является постоянным процессом, который, с одной стороны, приводит к «разрыву» поколений, своеобразному соперничеству, а с другой, способствует развитию общества.

Annotation.

The article is devoted to the consideration of the urgent problem of intergenerational relations as a special type of social conflict caused by objective conditions and subjective factors of group interaction. Based on the author's sociological study, the main causes of the generational conflict, attitude to it and optimal ways to resolve the situation are identified. Value differences were analyzed among representatives of different ages using the psychological technique of R. Inglehart. The conflict of "fathers" and "children" is an ongoing process, which, on the one hand, leads to a "gap" of generations, a kind of rivalry, and on the other hand, contributes to the development of society.

Ключевые слова: поколение, конфликт поколений, ценностные ориентации.

Key words: generation, generational conflict, value orientations.

Конфликт «отцов» и «детей» можно понимать, как особый вид социального конфликта, обусловленный объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового, организационного и институционального взаимодействия представителей различных поколений. Взаимосвязь, динамика поколений является одним из основных аспектов, на которых выстроена жизнедеятельность любого общества. Их смена демонстрируется как особое взаимодействие, а в соответствии с общей позицией социальной науки ХХ века, впервые сформулированной немецким философом и социологом Г. Зиммелем - всякое социальное

взаимоотношение содержит в себе двуединство кооперации и конфликта. Именно поэтому важность изучения конфликтного аспекта при взаимодействии представителей разных поколений основана на обязательном понимании его механизмов и причин выражения. Следует также понимать, что конфликтность между представителями разных поколений есть устойчивое представление сознания общественности. Оно существует как в виде типичного, повседневного сознания, выставляющего его как «вечную тему» жизни человечества, так и в качестве неявно присутствующего в разных сферах жизни сознания общественности в течение почти истории человеческого рода.

В условиях современного мира, обусловленного глобализацией, искажением традиционных культурных границ, изучение конфликтных аспектов межпоколенческих изменений считается особо значимым. В отечественной науке внимание к проблеме взаимоотношений поколениями возросло по причине Перестройки, когда огромное количество социологов и философов связывали деструктивные общественные тенденции с нигилизацией общества, в том числе, ввиду ситуации «разрыва поколений», когда младшее поколение оказалось оторвано от социокультурного опыта прошлого и вошло в своеобразную конфронтацию с поколением своих родителей. В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям.

Цель данного исследования заключается в комплексном теоретико - эмпирическом изучении проблемы отношений между представителями разных поколений, рассмотрение проблемы «отцов» и «детей».

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявление основных мотивов образования конфликтов;

2. Описание последствия конфликтов между поколениями;

3. Выявление возможных путей решения данной проблемы.

Объектом исследования являются жители города Белгород, представители разных поколений от 17 до 75+ лет, а именно студенты ИОНиМК НИУ «БелГУ» и более взрослые члены их семей (родители, бабушки/ дедушки).

В исследовании применялся метод квотной выборки из генеральной совокупности. Объем выборочной совокупности составил 100 человек. Необходимо, чтобы представители разных полов были представлены равномерно, то есть, согласно статистике, 45% - мужчины; 55% - женщины.

Предмет работы - межпоколенные конфликтные отношения, их закономерности, структура, роль в современном мире.

Гипотезы социологического исследования:

1. В современном обществе имеют место социальные стереотипы по поводу неуважительного отношения молодых людей к представителям старшего поколения, но на самом деле это не так.

2. Главной причиной возникновения конфликтов являются разные ценности, интересы, что вызывает иные представления по каким - либо вопросам. Молодые люди ориентированы больше на свободу, самореализацию, в то время как для представителей старших возрастов большее значение имеет семейное благополучие, хорошие отношения с окружающими, стабильность.

Основным методом сбора был выбран анкетный опрос, проводимый в форме индивидуального анкетирования среди жителей Белгорода.

Первый вопрос был направлен на проверку знаний респондентов о конфликте «Отцов и детей». Результаты ответов показали, что большая часть опрошенных знают о существовании данной проблемы (67,2%),

исходя из чего можно сделать вывод о ее актуальности в условиях современного мира, когда ценности представителей разных поколений вступают в противоречие. 17,2% респондентов имеют поверхностные знания, а 12,1% ответивших ничего об этом не слышали. (см. Рисунок 1).

3,40%

12,10%

17,20%

Да

| Немного Нет

| Затрудняюсь ответить

67,20%

Рисунок 1. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Знаете ли вы о проблеме "Конфликт

поколений"?»

Представители разных поколений социализируются в разных условиях, что обуславливает отличия во взглядах, мыслях, ценностях и отношениях. В целях определения основной причины возникновения конфликтов между представителями разных был задан следующий вопрос, ответы на который показали, что 43,3% опрашиваемых считают, что конфликты обусловлены противоречиями в нормах и правилах поведения, 29,3% -разными духовными ценностями у поколений «отцов» и «детей», 24,1% главную причину видят в том, что жизненный опыт старшего поколения неприемлем для молодого. Это связано с изменением общества, которое формируют иные ценности, интересы молодых людей. Одну и ту же ситуацию представители разных поколений могут видеть по-разному, что и становится почвой конфликтов (см. Рисунок 2).

3,30%

Противоречия между поколениями в нормах,

24,10%

правилах поведения

43,30%

29,30%

| Разные духовные ценности у поколений «отцов» и «детей»

| Жизненный опыт старшего поколения неприемлем для молодого

Материальные контрасты между членами семьи разных поколений

Рисунок 2. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Каковы причины возникновения конфликтов между представителями разных поколений?» По мнению большинства опрошенных (66,7%), конфликт поколений носит деструктивную функцию и

негативно отражается на взаимоотношениях представителей разных времен, что связано с закрытостью,

неготовностью идти на компромисс. 23,3% считают, что такой конфликт никак не влияет на взаимоотношения, а

10% респондентов видят в конфликте поколений положительное влияние, так как это ведет к развитию общества

(см. Рисунок 3).

Выполняет конструктивную функцию, и влияет положительно

Деструктивную функцию, конфликт негативно отражается на взаимоотношении поколений

| Конфликт не играет никакой роли во взаимоотношении поколений

66,70%

Рисунок 3. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Какую функцию в целом, на Ваш взгляд,

выполняет конфликт между поколениями?» Следующий вопрос был направлен на выяснение отношений старшего поколения к младшему.

Большинство респондентов оценили такие отношения как очень хорошие (53,4%) и просто «хорошие» (22,4%).

Незначительная часть ответивших считает отношения старшего поколения к младшему «не совсем хорошими»

(17,2%), а ответ «очень плохие» не был выбран никем, из - за чего в целом можно сделать вывод о хорошем

отношении (см. Рисунок 4).

6,90%

17,20%

53,40%

22,40%

Рисунок 4. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Оцените отношения старшего поколения к младшему по пятибалльной шкале, где 1 - очень плохое, а 5 - очень хорошее» Молодёжь довольно часто обвиняют в неуважении к старшим. Но как показали результаты опроса, 48,3%

респондентов расценивают эти отношения как отличные, 27,6% - как очень хорошие. Безусловно, семья для

молодых людей - первое социальное окружение, в котором усваиваются главные духовные и нравственные

ценности, где приобретаются первые знания и умения (см. Рисунок 5).

5,20%

19%

48,30%

27,60%

Рисунок 5. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Оцените отношения младшего поколения к старшему по пятибалльной шкале, где 1 - очень плохое, а 5 - очень хорошее» Можно предложить разные методы решения конфликта «Отцов и детей», по причине чего респондентам

был задан следующий вопрос, чтобы определить, какой метод они считают наилучшим. 76,7% респондентов

ответили, что данную проблему можно разрешить только обоюдными усилиями, представители разных

5

4

3

2

5

4

3

2

поколений должны приходить к некому компромиссу, считаться с мнением друг друга (см. Рисунок 6).

7,20%

76,70%

16,10%

Младшее поколение должно прислушиваться к старшему

Старшее поколение должно дать больше "свободы" в действиях младшему

Оба поколения должны приходить к некому компромиссу

Рисунок 6. Распределение ответов жителей г. Белгород на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, существуют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пути решения проблемы конфликта поколений?»

Для изучения различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений была использована

психологическая методика Р. Инглхарта, в которой ценности разделяются на «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические». Значение этого подхода для исследования предполагалось исходя из концептуальной позиции автора о естественном «смещении» ценностей в процессе социального прогресса.

Респондентам предъявлялась карточка, содержащая 9 позиций, из которых нужно было выбрать наиболее важные для них (не более 3 - х вариантов).

Можно наблюдать явную тенденцию сдвига ценностей с индивидуальных, через социальные на адаптационные в связи с развитием личности (см. Таблицу 1). Это подтверждает и теория немецкого психолога Э. Эриксона. Его концепция базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем последовательного прохождения всех стадий. Согласно Эриксону, каждая из фаз жизненного цикла характеризуется определенной проблемой социального развития, которая должна найти свое разрешение, что будет способствовать переходу на следующий этап.

Таблица 1. Распределение респондентов разных возрастных групп по типам ценностей (в%)

Возраст Ценности адаптации Ценности социализации Ценности индивидуализации

17 - 20 31 39 44

21 - 30 23 35 30

31 - 40 32 21 15

41- 50 27 18 7

51 - 60 26 16 3

61 - 75+ 29 12 2

Молодые люди амбициозны и строят грандиозные планы на будущее, ориентированы на хорошую карьеру, самореализацию и семью. В среднем возрасте человек уже пытается реализовать все свои поставленные цели. И в самом зрелом возрасте человек оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. Безусловно, это может определять различие в системе ценностей разных поколений, в качестве источников и направленности которой выступает будущее, настоящее или прошлое.

Также, необходимо отметить ориентацию на индивидуализм среди молодых людей, который можно определить, как главенство собственных целей, самостоятельная деятельность. Индивид ставит свои интересы превыше всего, не придавая внимания общественным проблемам и нормам. При возникновении конфликтов, индивидуалисты не ищут проблему в себе, а винят окружающих, не хотят находить компромисс. Также, для молодого поколения огромное влияние оказывают независимость и свобода в самовыражении, проявлении себя, что оказывает большое значение на общественное взаимодействие (см. Рисунок 5). При ответе на данный вопрос

15

многие молодые люди посчитали, что именно старшее поколение должно пойти на уступки и дать свободу молодым. В то время как представители более зрелых поколений отдавали предпочтение обоюдному решению проблемы.

Для старших возрастных групп значимыми являются стремление к стабильности, семейное благополучие, ответственность, хорошие отношения с окружающими, непринятие такого быстрого темпа трансформаций общества. Это говорит о большем «консерватизме» или относительной «невосприимчивости» лиц старшего возраста.

Вышеперечисленное подтверждает результаты социологического опроса, согласно которым представители разных поколений социализируются в разных условиях, что обуславливает отличия во взглядах, мыслях, ценностях и отношениях и приводит к конфликтам (см. Рисунок 2).

В ходе проделанной работы поставленные гипотезы подтвердились. Безусловно, конфликты поколений неизбежны, так как происходят крупные трансформации в различных сферах жизнедеятельности, смена бытовых, культурных и технологических стандартов. Важной задачей для семьи и общества являются урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества в целом. Самым действенным способом может стать обоюдная толерантность представителей разных поколений, нахождение компромиссов и достижение консенсуса. Также необходимо освещение данной проблемы в СМИ для привлечения внимания. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в практике социальной работы с молодежью, семьей, пожилыми людьми и иными категориями граждан.

Список используемой литературы:

1. Глотов, М. Б. Поколение как категория социологии / М. Б. Глотов // Социологические исследования. - 2004. - № 10.

2. Лапин Н. И. Развилки процессов модернизации и взаимопонимания в российском обществе (обсуждение проекта) // Социологические исследования. 2017. № 1, С. 19-26

3. Левада Ю.А. Поколение XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 5(55). С. 7-14.

4. Мид М. Культура и мир детства. М. Наука, 1983. С.322-361.

5. Панич О. Е. Психологические особенности самоактуализации юношей из семей разного типа //Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». - 2017. - Т. 3. - №. 4 (14).

6. Светлов В. А. «Конфликт и эволюция. От генетических конфликтов к конфликту поколений». М. Либроком, 2012. С. 78-130

7. Фойер Л. «Конфликт поколений. Характер и значение студенческого движения», 1969

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.- 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.