Научная статья на тему 'Идентичность и туризм'

Идентичность и туризм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
563
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТУРИЗМ / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / ОБРАЗ / КОНКУРЕНЦИЯ ИДЕН ТИЧНОСТЕЙ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / СИМФОНИЯ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / IDENTITY / TOURISM / MODERN / POSTMODERN / IMAGE / IDENTITY COMPETITION / IDENTITY CRISIS / SYMPHONY OF THE IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зорин И.В., Зорина Г.И.

Рассмотрены двуполярная модель идентичности, цикл устойчивого развития иден тичности, в котором последовательно доминируют консервативно-модернистское и либерально-постмодернистское начала. Анализируется роль туризма в формировании симфонии идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity and tourism

The article reviews the bipolar identity model, the cycle of stable identity development in which domination of conservative-modernist beginning switches with liberal-postmodern. Author re searches the role of tourism in the formation of identity symphony

Текст научной работы на тему «Идентичность и туризм»

УДК 323:338.482

И.В. ЗОРИН, Г.И. ЗОРИНА

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТУРИЗМ

Рассмотрены двуполярная модель идентичности, цикл устойчивого развития идентичности, в котором последовательно доминируют консервативно-модернистское и либерально-постмодернистское начала. Анализируется роль туризма в формировании симфонии идентичностей.

Ключевые слова: идентичность, туризм, модерн, постмодерн, образ, конкуренция идентичностей, кризис идентичности, симфония идентичностей.

The article reviews the bipolar identity model, the cycle of stable identity development in -which domination of conservative-modernist beginning switches with liberal-postmodern. Author researches the role of tourism in the formation of identity symphony.

Key words: identity, tourism, modern, postmodern, image, identity competition, identity crisis, symphony of the identity.

Недавно в Российской международной академии туризма состоялась XVI Московская областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия», где наряду с другими поднималась проблема идентичности и туризма.

Туризмом мы занимаемся профессионально. Поэтому сначала - об идентичности.

Идентичность - это целостность нашего существа. Так ее определил в середине 1950-х гг. Эрик Эриксон. Выдающийся психоаналитик отмечал, что в основе этого понятия лежит «чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям» [5]. До Эриксона никто об идентичности ничего определеннее не сказал, хотя сам он подчеркивал, что в основе его тео-

© Зорин И.В., Зорина Г. И., 2016

рии лежит концепция Зигмунда Фрейда. Впрочем, и Фрейд тоже ничего напрямую об идентичности не поведал. Мы предполагаем, что заговорить об идентичности и придумать этот термин Эриксона заставила жизнь. Точнее - проблемы жизни.

Проблема идентичности - результат поражения модернизма. Тогда об идентичности впервые заговорили, поскольку только что закончившаяся Вторая мировая война не утвердила окончательно ценности модерна, не преподнесла миру букет новых универсальных победивших ценностей. Постмодерн - это и есть мир, в котором не осталось общепризнанных ценностей, и поэтому в этой области идет перманентная глобальная война.

Идентичность, или чувство тождественности человека самому себе, дает человеку ощущение собственной целостности в его отношениях к окружа-

ющему миру. Только эти ощущения идентичности совершенно различны у разных субъектов - стран, союзов, людей. Это и объясняет важнейшие тенденции миропорядка. Мир все дальше отходит от религиозно-философских доминант в сторону экономических и поведенческих. Мир в целом, отдельные страны и каждый человек постоянно и все острее ощущают утрату традиционных опор (религия, государство, семья) перед лицом экономических тотальных доминант и конкуренций.

Россия оказалась в эпицентре этого кризиса, поскольку именно здесь максимально проявляется противоречие между традиционными и либеральными ценностями: духовными и материальными началами нашей жизни.

Об идентичности мы вспоминаем особо остро, когда не можем четко понять «свое место в многообразии поведенческих стилей и шаблонов, не знаем, как убедить окружающих в том, что это место мы занимаем по праву» [2]. В нашей жизни постоянно идет борьба двух идентичностей.

Идентичности в стиле модернизма, понимаемой в христианской традиции как соответствие, мыслимое в совершенстве [4].

«Постмодернистской либеральной «конкурентной идентичности» («competitive identity») - термин, предложенный Саймоном Анхольтом, обозначающий «синтез бренд-менеджмента с публичной дипломатией, сопровождаемой активным развитием торговли, инвестиций, туризма и экспорта» [1].

Другой, поведенческий аспект современной идентичности, выделил один из теоретиков постмодернизма Дуглас Келлнер: «Идентичность вовсе не исчезает из сегодняшнего общества, а напротив, реконструируется и переопре-

деляется; она становится игрой по свободному выбору, театральным представлением своего Я» [6].

Вполне определенно и весьма близко к нашему профессиональному интересу высказался о поляризации идентичности по двум ее главным векторам Зигман Бауман: «Я полагаю, что, как паломник был самой подходящей метафорой жизненной стратегии модерна, цель которой - безнадежное построение идентичности, так и фланер, бродяга, турист и игрок вместе взятые, движимые неприятием ко всякой привязанности и фиксированности, составляют метафору стратегии постмодерна... Каждый тип сообщает нам лишь одну часть истории, которая никак не складывается в единое целое (ее "тотальность" - лишь сумма ее частей). Партия постмодерна поется в четыре голоса, иногда слаженно, но чаще все же выходит какофония» [2].

Туризму в этой дискуссии достается и слева и справа. Давайте разбираться.

Двадцать пять лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Заметках и наблюдениях» определенно высказал свое мнение о месте туризма в ряду ценностей: «Люди, активные по своему отношению к миру, становятся все больше пассивными созерцателями, "болельщиками"... туристами. Не идейные приверженцы того или иного религиозного мировоззрения (даже!), а "болельщики" за концепцию. В религиях все больше увеличивается число лиц, которые не выполняют религиозных требований, треб, обрядов, а являются только пассивными сторонниками той или иной религиозной концепции. И это явление переходит в другие сферы. Признают мировоззрение и вполне искренне ему не следуют. Переход паломничества к туризму - один

из признаков перехода человечества к "комфортабельной" пассивности» [5].

Не правда ли, очень сильный и верный социальный диагноз? Но так ли виноват туризм в грехах человеческих? Да и времена другие. За окном не Средневековье и даже не XVIII век, когда в большинстве своем глубоко верующие люди вдруг начинали под воздействием романтических настроений Байрона и Вордсворда перемещаться в пространстве не только с религиозными целями, но и благодаря возникающим интересам к величественным ландшафтам, укладу жизни других народов, желанию увидеть новые страны. Было любопытно, да и деньги появились лишние. Кстати, большинство из них были христианами и наверняка молились в храме. Но вряд ли они молились на Рейнский водопад.

Много раньше «туристами» были и Геродот и Марко Поло, которые путешествовали по миру просто ради собственного любопытства и явно с туристскими целями (т.е., как мы теперь знаем, не преследующими получения дополнительного вознаграждения за факт самого путешествия).

Конечно, литургия, молитва в храме или на Афоне, или на Валааме - основной мотив посещения этих мест. Это паломничество.

Но правильно ли христианину специально подниматься на Акрополь, чтобы там помолиться, или в Колизее, или в буддистском храме, или в Мекке? Но ведь как хочется увидеть и понять! К тому же многие здесь же и зарабатывают. Это туризм.

Массовый переход от паломничества к туризму, о котором писал незабвенный Дмитрий Сергеевич, - верный признак ухода от Средневековья к просвещенным временам. Сегодня другие

задачи. Надо искать путь, по которому необходимо уводить людей от преступности, наркотиков, пьянства, алкоголизма, порнографии и прочего криминального чтива к истинным ценностям. А как? Из вытрезвителя - в консерваторию?

Чем же может быть полезен туризм? Представляется, этот вопрос не стоит переводить в плоскость оценки собственно туризма. Например, в футболе не обязательно сегодня быть Марадо-ной - большинство людей просто его болельщики.

Нам кажется вполне оправданным обратиться, например, к чтению как своеобразному аналогу туризма. Чтение - это тоже маршрут: от автора к автору, от текста к тексту, от образа к образу. Но при этом мы не становимся писателями. Авторский текст погружает нас в мир иной идентичности.

Есть и другие маршруты - туристские. Конечно, даже блестяще проведенная экскурсия по Пушкинским местам не способна заменить чтения произведений поэта, тем более его творчества. А как иначе узнать, понять и полюбить страну, ландшафт, лес, озеро, город?

Отвечая на поставленный выше аксиологический вопрос, мы полагаем: туризм для личности полезен, как, например, чтение или музыка. Туризм открывает «мир, который был в себе» как «мир для нас». Туризм, наподобие библиотеки или консерватории, вводит человека в мир других ценностей, делает их более доступными. Конечно, чтение, музыка бывают разными. Одно дело - читать Библию, другое - листать комиксы. Возникает и другая значительная проблема - социализация чтения. Подобные проблемы типичны и для туризма. Только туризм (почему-

то) начинают ставить в оппозицию задачам охраны природы: он объявляется причиной пожаров, загрязнения ландшафтов, эвтрофирования водоемов и вытаптывания подлеска. На страницах серьезных научных журналов обсуждается проблема сохранения культурных ценностей от туристов. Например, сколько экскурсантов может принять Эрмитаж или Валаам? Однако главная проблема не в этом. Проблема в том, что сегодня мало экскурсантов и в Эрмитаже, и на Валааме.

Значит, туризм не выполняет своей важнейшей функции - обеспечения доступности природного и культурного наследия для всех слоев населения страны.

А еще это значит, что он пока плохо выполняет свою роль в профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании.

А еще это значит, что туризм не выполняет важнейших экономических функций, ему приписанных, - открытие новых рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, мультипликации экономического роста.

Идентичность - это некая зона равновесного состояния в ходе цикличного соревнования двух тенденций - консервативного (модерна) и либерального (постмодерна). Многие видят решение проблемы идентичности в развитии стиля эпохи модерн, нацеленного на сохранение целостности и стабильности мира. Многие другие идеализируют позицию постмодерна, которая совершенно противоположна: разрушить стабильность, расширить свободу выбора, привести в действие механизмы конкуренции (табл.).

Вот и получается - два полюса идентичности, доминирование которых, к счастью, циклично. Когда один из полюсов явно доминирует, мир находится в состоянии кризиса. Когда они

уравновешивают друг друга, мир обретает симфонию.

Полюса идентичности: аспекты и критерии

Модерн Постмодерн

Культура Идентичность

Целостность Фрагмент

Образ Бренд

Целеустремленность Свобода выбора

Стабильность Разрушение

Конструкция Деконструкция

Долговечность Эфемерность

Паломничество Туризм

Создание Воссоздание

Неопределенность Оторванность

Заповедник Национальный

парк

Протестантизм Атеизм

Литература Комикс

Похожая задача стоит перед социальным туризмом: сделать культурное и природное пространства доступными для пользы развития самой же личности. Как ни странно, все несправедливые упреки к туризму построены на завышении его социального статуса. Ни в коем случае нельзя считать туризм целью для человека, так же, как мы не считаем его целью чтение. Турист не альтернатива академику. По тем же причинам, по которым мы не считаем читающего человека альтернативным пьющему. Конечно, в местах, где сосредоточены исключительные природные и культурные ценности, особенно остро (как кашель, хуже - храп на симфоническом концерте) ощущается любая помеха. Безусловно, хорошо в полном одиночестве любоваться ландшафтами Валаама. Особенно здорово быть

при этом хотя бы доцентом. Но в других местах также не всегда проявляют такт и уважение к ценностям, в высшей степени достойным этих проявлений. Как в путешествии, так и на концерте, так ведут себя не туристы, а невоспитанные люди. Таких будет еще больше, если путешествия, концерты, чтение, спорт будут дозироваться и распределяться «в воспитательных целях». Но вспомним, что дидактика не цель педагогики, а лишь средство развития личности.

Туризм - это не состояние души, не порок или достоинство личности. Ту-

ризм - это очень сильное, повсеместное и самое дешевое рекреационное средство доставки личности по альтернативным пространственно-временным маршрутам (хронотопам - по М. Бахтину [3]) к духовному, природному и культурному наследию.

Туризм создает для нас образы. Значит, туризм - это мир образования.

Туризм способен возвращать ощущение идентичности человеку, симфонию - миру, образ - образованию, устойчивое развитие - туристской де-стинации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анхольт С. Конкурентоспособная личность: формирование новой модели управления брендом нации, города, региона // Policy & Practice. A Development Education Review. 2007. № 4.

2. Бауман Зигмунт. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М, 1976.

4. Брентано Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.

5. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.

6. Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. 560 с.

7. Kellner D. Popular Culture and Constructing Postmodern Identities // Modernity and Identity / Ed. by Lasch, Scott and Friedman, Jonathan. Blackwell, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.