УДК 340 : 1 ББК 87
Немчина Вера Ивановна Nemchina Vera Ivanovna
доцент кафедры регионалистики евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук, доцент.
Associete Professor, Department of Rationalistic of Eurasian Researches of the Institute of Sociology and Area Studies, Southern Federal University, PhD in Sociology, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Соколов Валерий Анатольевич Sokolov Valery Anatolievich
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат политических наук.
Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Political. Тел.: 8(928) 270-82-80.
Пестов Роман Аркадьевич Pestov Roman Arkadievich
старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law. Тел.: 8(918) 592-78-28.
ИНДИВИДУАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА
Individualization of social identity in postmodern society
В статье рассматривается в качестве причины кризиса идентичности возникновение общества нового типа, характеризующегося новыми системами ценностей и моделями идентичности. Данное общество, полагают авторы, своими постмодернистскими форматами уже не может поддерживать постоянство идентификационного процесса и вынуждает индивида находиться в постоянном поиске и индивидуации своей идентичности.
Ключевые слова: кризис идентичности, постмодернистское общество, симулякр, индивидуа-ция идентичности, игровая идентификация, фрагментация идентичности.
Общество постмодерна - качественно новое состояние общества. Его наступление первыми провозгласили Д. Белл и О. Тоффлер [1, с. 330-342; 2, с. 44], которые обозначили и описали суть изменений экономики, задающей формат трансформаций социальных подсистем.
Две главенствующие социальные подсистемы (система телекоммуникации и система образования), по мнению О. Тоффлера, первыми
The article deals with the cause of identity crisis, the emergence of a new type of society with new value systems and therefore with new models of identity. This society, according to the authors, postmodern formats can not support the permanence of the identification process, and forces the individual to be in a constant search for and individuation of identity.
Keywords: identity crisis, post-modern society, simulacrum, individuation of identity, game identification, fragmentation of identity.
претерпели качественные изменения, заключающиеся в том, что телекоммуникационные и информационные источники становятся определяющими социальными ресурсами общества, а образование превращается в важнейшую систему общества [2, с. 44], кроме того, становится не только сегментом сферы духовного воспитания и воспроизводства профессиональных кадров, но и важным социальным ресур-
сом существования общества, функционирования государства, его различных систем и структур. Образование выступает важнейшим фактором стратификации, социального и профессионального группообразования, статусной принадлежности, признаком социального успеха и престижа, неотъемлемым элементом социальной адаптации.
Вследствие этого меняется и вся система социальной организации общества, то есть возникает общество нового типа, имеющее новые ценности и модели идентичности. Это обусловлено тем, что сложившиеся базисные социальные идентификаторы модифицируются: отношения, связанные с собственностью, уже не являются главным социальным идентификатором, а социальные группы и классы не выступают основным признаком социальной стратификационной структуры.
В таком обществе происходит ряд коренных изменений. В частности, появляется новый тип социального управления: на смену централизованным и иерархизированным социальным институтам управления приходят сетевые структуры организации общества и социального управления. Исследователи отмечают такую важную тенденцию, как снижение роли бюрократических моделей управления и возрастание рыночной конкуренции.
Общество постмодерна, сформированное под воздействием в том числе указанных выше факторов, Ж. Бодрийар назвал гиперреальностью, которая возникает, когда сложившиеся культурные представления теряют связь с социальной реальностью [3, с. 65-66]. Представления, характеризующие данную реальность, предназначенные для того, чтобы обозначать ее объектов, приобретают статус автономности. Их называют симулякрами.
Существенные изменения наблюдаются и в сфере производства: расширенное производство для массового потребителя сменяется специализированным производством, что ведет к сегментации рынка. Возникает и развивается тенденция движения от монополистического капитализма к фрагментации товарно-денежных отношений, от массовизации к индиви-дуации.
Как индивидуацию, У. Бек характеризует то, что индивид в этом обществе постепенно утрачивает традиционные связи, такие как семейные взаимоотношения, контакты со своими знакомыми и близкими друзьями, партнерами, с соответствующей социальной группой.
Член нового общества становится все более автономным, его бытие атомизируется, он самостоятелен в выборе профессии, социальных связей и отношений, а соответственно, и в формировании собственной идентичности [4, с. 184].
Итак, индивидуация социальных отношений и индивидуация социальной идентичности - важная, но не единственная характерная черта общества нового типа, определяющая личное и социальное бытие индивида.
Исследователи отмечают, что такими характерными чертами общества нового типа являются локализация, фрагментация, плюра-листичность. Локализация характеризует то, что сегменты общественного устройства, ранее тесно связанные и обусловленные системообразующей экономикой, становятся относительно независимыми друг от друга, локальными. Это касается политики, культуры, духовной жизни, образования, религиозной сферы, личной приватной жизни индивида, его досуга, отдыха и развлечений. Как пишет А. Турен, «...различные составляющие общества развиваются каждое в своем собственном направлении» [10, с. 195].
Соответственно, меняется и угол зрения на общество: оно уже не предстает как цельная система социальной интеграции и общепринятого социального контроля. Это множество локальных социальных сфер, дезинтегрированных и плюралистичных.
Исследование постмодернистского общества, как отмечает В. А. Козлова, требует иных методов, новой методологии. Данный вид социальности ученые называют «новой социальностью малых групп» [6].
В основе методологии анализа состояния постмодерна, с учетом доминирования симу-лякров, утверждает Е. В. Музыкина, лежит представление о том, что господство искусственных моделей уже не позволяет различать слова и вещи [7]. Следовательно, главная идея постмодернистов - равноценность любых культурных форм.
В связи с этим с точки зрения постмодернистской методологии социальный мир видится как локализованный, децентрированный, фрагментированный. Он не является централизованно структурированным, хотя и неупорядоченным его назвать нельзя, но вместе с этим новый мир явным образом преодолел централизованный экономико-государственный детерминизм и соответствующие причинно-следственные связи.
В обществе постмодерна не действует всеобщий принцип системной и структурной организованности и упорядоченности. Сама социальная реальность выступает как множественность, которая включает в себя различные локальные и разрозненные элементы. Поэтому общество затруднительно рассматривать как систему скоординированных процессов: разрозненность самопроизвольных процессов создает картину некоего хаоса и бессистемности. Согласно этому модель такого общества, так называемый «проект Модерн», трактуется как распад ранее существовавшей целостности, системности и скоординированности. Все это позволяет оценивать постмодернистское состояние общества как кризисное явление.
Но то, что с точки зрения традиционного подхода видится как беспорядок и хаос, содержит в себе большой потенциал развития. Как отмечает французский социолог Ж.-Ф. Лиотар, такое состояние общества представляется наличием многообразия различных возможностей.
Существенные изменения произошли в сфере, в которой формируется социальная идентичность. Поскольку культура и образование стали одними из решающих факторов социализации, а соответственно, и идентификации, то культурная плюралистичность, социальная релятивизация, усиление поливалентности социальных ценностей и разрастающийся мульти-культурализм справедливо считать определяющими признаками идентификации.
Сменились и механизмы идентичности: универсальная рациональная рефлексия уступила место эмоциональной сопричастности к групповым этническим и социальным ценностям. Как отмечает Н. Л. Вигель, в постмодернистском обществе индивид лишается целостности, то есть перестает осмысливаться равный самому себе, своему сознанию.
Сознание индивида, фрагментированное и разорванное, характеризуется несоответствием социальных и индивидуально-личностных параметров, локальных моделей поведения и сложившихся ранее ролевых стереотипов. Целостное Я размывается наличным фрагменти-рованным и локальным опытом, характеризуется противоречивостью и нестабильностью. Это и есть зримое выражение кризиса идентичности в обществе постмодерна, как отмечает С. А. Толкачев.
Словенский культуролог и социальный философ С. Жижек называет утрату целостности социального индивида синдромом де-
центрированного субъекта [5]. Такой субъект, по словам автора, является «заигравшимся героем эпохи постмодерна». Сущность его заключается в отсутствии ценностной иерархии, плюральности ценностей, распаде целостного личностного Я на множество игровых акторов. Ж. Лакан называет идентичность такого субъекта «карнавальной маской» [10]. Игровая идентификация как карнавальная формула выражает двойственность символической и воображаемой идентификации. Соответственно, степень подлинности идентификации здесь остается под вопросом. С. Жижек на примере компьютерных игр показывает различие разных имиджей, в которых присутствуют те или иные подлинные черты персонального Я. Однако распознать их не представляется возможным.
На этом основании такие авторитеты в исследовании методологии постмодернизма, как М. Фуко и Р. Барт, заключают, что это характеризует «смерть субъекта», а самого индивида называют «негативным пространством».
В концепции Ж.-Ф. Лиотара утверждается, что индивид в настоящее время предоставлен сам себе. Поэтому идентификация есть, прежде всего, индивидуация [8, с. 65-66].
Говоря об общей тенденции индивидуации, он настаивает на полном разрыве всех социальных связей и указывает на переход к такому состоянию, в котором общество характеризуется как некоторая социальная масса, локальная и децентрализованная, состоящая из индивидуальных атомов-индивидов. Децен-трированная личность, будучи лишенной своего цельного Я, существует как некая «изменчивая сумма состояний». Эти состояния она приобретает, получая сообщения, которые приходят к ней независимо от того, какую позицию занимает личность, взаимодействующая с отправителями этих сообщений и получателями, акторами, агентами, референтами. Она вступает с ними в языковую игру - принятие той или иной роли есть процесс идентификации. Само общество представляет собой некий минимальный набор таких языковых игр, в процессе которых формируются более или менее устойчивые социальные связи.
Таким образом, согласно рассмотренным подходам не существует стабильной, четко очерченной, зафиксированной идентичности. Идентичность фрагментируется, становится многополюсной, плюралистичной, мульти-культурной. Указанные черты постмодернист-
ской идентичности многие исследователи называют кризисом идентичности, который выражается в следующем:
- в условиях общества постмодерна индивид не располагает наличными социальными условиями, которые дали бы ему возможность адекватно и целостно воспринимать самого себя;
- разрушается самотождественность личности, она дефрагментируется;
- распадается целостное Я личности, и приобретает характер множества игровых ролей, ликов, клонов, симулякров, проявляется в тех или иных ситуациях;
- идентификация индивида замещается процессом позиционирования.
Говоря о кризисе идентичности постмодерна, исследовали увязывают данный процесс с резким изменением идентичности западного типа. Об этом пишут такие иссле-
Литература
1. Белл Д Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
2. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010.
3. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального/ пер. с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург, 2000.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; посл. А. Филиппова. М., 2000.
5. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М., 2014.
6. Козлова В. А. Человек и информационное общество в философии постмодерна // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2012/10/1824.
7. Музыкина Е. В. Постмодерн как генератор единства многообразия. URL: http://www. journal-discussion.ru/publication.php?id=7.
8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ пер. с фр. Н. А. Шматко. М.-СПб., 1998.
9. Пестов Р. А. Институты церковного права в государственно-конфессиональных отношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
10. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Paris, 1997.
дователи, как В. А. Емелин, П. С. Гуревич и другие. С их точки зрения, сам по себе постмодернизм есть реакция на кризис идентичности культуры западного типа в условиях формирующегося информационного общества. Причины кризиса идентичности в современном российском обществе обусловлены тем, что возникает новый тип общества, общества, постоянно меняющегося, нестабильного, неуравновешенного, социальная динамика которого характеризуется возникновением таких ситуаций, которые являются выражением множественности социальностей общества, которое своими форматами уже не может поддерживать постоянство идентификационного процесса, в связи с чем индивид находится в постоянном поиске и индивидуа-ции своей идентичности в условиях социальной неопределенности.
Bibliography
1. Bell D. Social framework of information society // New technocratic wave in the West. Moscow, 1986.
2. Toffler A. The third wave. Moscow, 2010.
3. Bodryar J. In the shadow of the silent majority, or the end social / transl. from French of N. V. Suslov. Ekaterinburg, 2000.
4. Beck Yu. Risk Society. On the way to another modernity / transl. from German of V. Sedelnikov and N. Fedorova; last. of A. Filippov. Moscow, 2000.
5. Zhizhek S. The ticklish subject: the absent centre of political ontology. Moscow, 2014.
6. Kozlov V. A. The man and the information society in the philosophy of postmodernism // Humanitarian scientific researches. 2012. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2012/10/1824
7. Muzikhina E. V. Post-modern as the generator of the unity of diversity. URL: http://www. journal-discussion.ru/publication.php?id=7.
8. Liotar Zh.-F. The postmodern Condition/ transl. from French of N. A. Shmatko. Moscow-St. Petersburg, 1998.
9. Pestov R. A. Institutions of Church law in Church-state relations: abstract of dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2006.
10. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Paris, 1997.