Научная статья на тему 'Туризм как феномен эпохи постмодерна'

Туризм как феномен эпохи постмодерна Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
977
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОСТМОДЕРН / TOURISM / IDENTITY / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филиппова Елена Владимировна

Данная статья посвящена рассмотрению основных характеристик и противоречий туризма в качестве постмодернистского феномена. Роль туризма в современном обществе исключительно важна: помимо того, что туризм представляет собой форму досуга, он выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A PHENOMENON OF THE POSTMODERN EPOCH

This article deals with the basic characteristics and contradictions of tourism as a postmodern phenomenon. The tourism’s role in the current society is extremely important: in addition to the fact that the tourism is a form of leisure, it also is an indicator of the social status, a method of identity constructing, and it performs certain existential functions as well.

Текст научной работы на тему «Туризм как феномен эпохи постмодерна»

УДК 316.72

Филиппова Елена Владимировна

Philippova Elena Vladimirovna

аспирант, ассистент кафедры социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета dom-hors@mail.ru

PhD student, Teaching Assistant of the Social Science Department, Murmansk State University for the Humanities dom-hors@mail.ru

ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

TOURISM AS A PHENOMENON OF THE POSTMODERN EPOCH

Аннотация:

Summary:

Данная статья посвящена рассмотрению основных характеристик и противоречий туризма в качестве постмодернистского феномена. Роль туризма в современном обществе исключительно важна: помимо того, что туризм представляет собой форму досуга, он выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.

This article deals with the basic characteristics and contradictions of tourism as a postmodern phenomenon. The tourism’s role in the current society is extremely important: in addition to the fact that the tourism is a form of leisure, it also is an indicator of the social status, a method of identity constructing, and it performs certain existential functions as well.

Ключевые слова:

туризм, идентичность, постмодерн.

Keywords:

tourism, identity, postmodernism.

Известный британский социолог Зигмунт Бауман в работе «От паломника к туристу» рассматривает феномен туризма в контексте проблемы идентичности современного человека.

По З. Бауману, идентичность как таковая является изобретением модерна. Проблема идентичности эпохи модерна заключалась в том, как построить идентичность и сохранить ее целостность, проблема постмодерна - в том, как сохранить свободу выбора. Если когда-то главной заботой в связи с идентичностью была забота о долговечности, то сегодня заботятся о том, как уклониться от обязанностей. Гвоздь жизненной программы постмодерна - не построение идентичности, но избегание фиксации [1].

В то время как фигура паломника выступает у З. Баумана метафорой жизненной стратегии модерна, постмодерн воплощают собой метафорические фигуры фланера, бродяги, туриста и игрока, движимые неприятием ко всякой привязанности и фиксированности. Они выступают одновременно и как социальные типы и как стили жизни. Относительно этих типов / стилей можно сказать следующее: 1) хотя ни один из них не является изобретением постмодерна и все они были хорошо известны задолго до него, постмодерновый контекст придал новое качество известным ранее типам; 2) эти некогда маргинальные стили жизни теперь практикует большинство; 3) выделение указанных четырех типов не подразумевает возможности альтернативного выбора (или / или) - все они присутствуют в каждой личности постмодерна.

Рассмотрим фигуру туриста. В ней находят отражение сущностные характеристики отношений постмодерна: фрагментарность и прерывность, узость охвата и целей, поверхностность. Турист выступает типажом, туризм - социальным феноменом, несущим в себе следующие две черты эпохи постмодерна, которые отчасти противоречат друг другу, отчасти взаимообусловливают друг друга. Это, с одной стороны, стремление к необычному, к экзотике, к выходу за пределы обыденного. В то же время в мире туристического бизнеса и институционализированных форм туризма (турагентств, туроператоров, туристических маршрутов и рейсов) массовый туризм приобретает такие качества, как стандартизированность, предсказуемость, искусственность и поверхностность.

Турист находится в движении, им движет цель - получить новые переживания; турист сознательно и систематически ищет приключений, новых впечатлений, чтобы отойти от того, что давно знакомо, привычно. Этому весьма способствует тот факт, что современный мир открыт. Благодаря развитию транспорта и средств коммуникации на нем практически не осталось «белых пятен» и недоступных мест. Турист ищет погружения в неизведанную для себя атмосферу - при условии, что погружение это носит временный характер и данную экзотическую атмосферу можно «стряхнуть» с себя в любой момент [2]. Экзотика может быть явлена в виде климатических, визуальных, культурных различий: попасть в необычные природные условия, увидеть непохожий на привычный мир, познакомиться с тем, «как живут люди» в других странах, попробовать экзотические блюда и т.п.

С этим связана распространенность приключенческого, а иногда и экстремального, туризма: в туристические приключения «заложен» выход за рамки обыденной рутины. Экстремальный приключенческий туризм - это «охота за открытиями», связанная с преодолением препятствий. Здесь можно вспомнить цикл британских телевизионных программ (2002-2006 гг.), показанных по каналу «Культура»: «Джунгли всерьез», «Арктика всерьез» «Амазонка всерьез», «Пустыня всерьез». Каждая программа представляет собой многосерийное реалити-шоу для школьников. Группа подростков (в сопровождении команды специалистов и медиков) на несколько недель отправляется в научные экспедиции в дикие первозданные места

планеты. Участникам экспедиции приходится жить в экстремальных условиях: в палатках при пятидесятиградусном морозе, передвигаясь на собачьих упряжках и пешком, справляться с дезориентацией во времени (Арктика), обходиться без нормальной кровати и еды, чистой воды, сухой одежды в условиях жары и почти стопроцентной влажности, обилия москитов и пауков (джунгли, Амазонка), жить в палатках среди песков, при сорокаградусной жаре, перемещаясь пешком и на верблюдах (пустыня). Цель проекта -не только суметь выжить в экстремальных условиях, но и сделать что-то полезное для животных. Многие люди сейчас стремятся повторить нечто подобное, уже не в формате передачи, а в реальной жизни.

Но подобные виды туризма скорее представляют собой крайний вариант для тех, кто хотел бы испытать себя. Для массового потребителя туристических услуг имеются другие, не столь трудозатратные и более комфортные возможности испытать «острые ощущения». Например, входят в моду плавательные бассейны с хищными животными, такими как акулы или полярные медведи (между людьми и животными прозрачная стеклянная перегородка либо человек защищен от хищников металлической клеткой) и т.п. Также можно вспомнить такой экзотический вид туризма, доступный пока лишь исключительно богатым людям, как космический туризм.

Турист выбирает атмосферу для погружения, с одной стороны, «поэкзотичнее», с другой стороны, «побезопаснее». В туристском мире все странное уже приручено, одомашнено и больше не пугает либо пугает лишь «понарошку». Стремление к экстриму причудливо сочетается со стремлением к безопасности, что придает миру видимость безграничной покорности, готовности угодить прихотям туриста. Этот мир принимает форму по желанию туриста, его делают и переделывают, думая лишь об одном: чтобы турист мог взбодриться, получить удовольствие, развлечься.

Для туриста характерно восприятие мира как набора достопримечательностей. З. Бауман обозначает это как эстетизацию мира, сугубо эстетическую организацию пространства, которая отличается тем, что в качестве ориентиров и точек соотнесения выбираются не признаки и качества, присущие организуемым объектам, а атрибуты организующего субъекта (интересы и стремление к удовольствиям). Сами объекты и их содержание потеряли значение, волнует лишь то, насколько они «занимательны». Увиденные мельком, мимоходом, поверхностно объекты никогда не воспринимаются как самостоятельные сущности [3].

Размышляя над этим, Александр Дугин называет туризм одним из «самых инфернальных занятий» современного человека. Турист - человек заведомо поверхностный и легковесный, поскольку едет в любую страну для чего угодно, но только не для того, чтобы познакомиться с нею. Если рассмотреть организацию туристического бизнеса в наиболее популярных курортах Турции, Египта, Туниса, то можно видеть, что в них все искусственно создано «под отдых», все принципиально искусственно. «Человек, отправляясь в туристическую поездку, гарантировано никогда не попадет в ту страну, штамп о прибытии в которую ему тиснут на таможне. Он попадет в другую страну, созданную специально для него, которую он, собственно, и хотел бы видеть... Чтобы туристу было комфортно, он повсюду должен сталкиваться с тем, к чему привык» [4].

Туристу показывают не то, что есть, и часто даже не совсем то, что он хочет - ему покажут то, что соответствует этим принципиальным и постоянно воспроизводящимся стереотипам. Так, в России туристы ожидают увидеть диких медведей и северных оленей на заснеженных городских улицах. Приезжая в Москву, они действительно видят медведей на улицах и цыган на тройках, в Санкт-Петербурге дам в вуалях на санях, в Китае драконов и фейерверки. При этом турист никогда не может быть уверен, показывают ли ему «подлинные» достопримечательности или «подделку» («имитацию»). В современном Иерусалиме вам покажут многочисленные места, связанные с пребыванием Иисуса Христа (помещение, где якобы проходила Тайная вечеря, дерево, о котором он рассказал притчу ученикам и т.п.) - при этом никакой исторической достоверности у подобных утверждений нет.

Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим жестко разработанным сценарием, который описывается формулой «must see» различных гайдов и путеводителей [5, с. 125]. Почему же турист предпочитает симуляцию жизни, стремится оказаться на пляже, в отеле, одном из тех, что одинаковы во всем мире? Что же делает туристический опыт столь привлекательным?

В интересной работе А.Б. Фенько выделяются 2 основные причины.

1. Главная цель туриста - укрепление собственной идентичности. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы. Туризм можно рассматривать в качестве статусного признака и одного из основных компонентов социальной идентичности среднего класса. Проведение отпуска вдали от дома становится не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной для исполнения [6, с. 124-125].

2. С точки зрения антропологии можно рассматривать туристические поездки современного человека в качестве светского эквивалента священных празднеств, выполняющих функцию демаркации времени. В традиционных культурах они разделяли время на два периода - сакральное время праздника и профанное время повседневных обязанностей. Для современного человека время тоже делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот («сфера необходимости»), и время отдыха, который обычный человек покупает ценой долгих месяцев напряженного труда («настоящая жизнь», «сфера свободы»). «Настоящая жизнь» характеризуется бегством: из мира бессмысленной офисной рутины - в волшебный мир захватывающих испытаний, от взрослой ответственности - в мир детской свободы и спонтанности. Поэтому отпуск можно рассматривать как празднично-карнавальный период временного снятия многих социальных табу, потакания себе и исполнения желаний [7, с. 128-129].

Таким образом, можно констатировать, что современный туризм выполняет ряд чрезвычайно важных функций в жизни человека эпохи постмодерна. Он представляет собой отнюдь не только форму досуга и рекреации, но выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.

Ссылки:

1. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154. URL: http://etnofest.info/ot-palomnika-k-turistu (дата обращения: 19.09.2012).

2. Там же.

3. Там же.

4. Дугин А.Г. Туризм - развратное зло. URL: http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ (дата обращения: 19.09.2012).

5. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социс. 2007. № 2. С. 124-131.

6. Там же.

7. Там же.

References (transliterated):

1. Bauman Z. Ot palomnika k turistu // Sotsiologicheskiy zhurnal. 1995. № 4. P. 133-154. URL: http://etnofest.info/ot-palomnika-k-turistu (date of access: 19.09.2012).

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Dugin A.G. Turizm - razvratnoe zlo. URL: http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ (date of access: 19.09.2012).

5. Fen'ko A.B. Turizm kak pokazatel' sotsial'nogo statusa // Sotsis. 2007. № 2. P. 124-131.

6. Ibid.

7. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.