АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 3
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
САФРОНОВ Никита Евгеньевич
Аннотация. В статье проанализировано правовое регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания на различных этапах развития российского уголовного законодательства, а также рассмотрены идеи справедливости при формировании института досрочного освобождения от наказания.
Ключевые слова: наказание, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, история государства и права РФ, эволюция уголовного законодательства.
Первое применение норм об освобождении от уголовного наказания в виде условнодосрочного освобождения приходится на период Древней Руси XI века. Начинается оно с массового применения наказания в виде лишения свободы и становления идеи исправления преступников. Немалую роль в становлении этого института сыграли представители власти, а именно князья, которые обладали правом прощать преступника и не применять к нему уголовное наказание. То есть, уже тогда существовал своего рода институт помилования. В последующем, когда в истории происходит централизация государства, такой вид освобождения от наказания стал применяться реже.
Судебник 1497 года положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Изменилась система наказаний, было законодательно закреплено членовредительство, лишение свободы и смертная казнь. В середине XVI века уголовная практика и репрессии опричнины Ивана Грозного положили начало кардинальным изменениям в развитии уголовного права. Отменен принцип устойчивости уголовных наказаний, появились несвойственные для того периода массовые казни. Исходя из этого, освобождение от уголовного наказания применялось крайне редко. Лишь в конце XVI - начале XVII веков, когда роль церкви возросла, участились политические и общеуголовные амнистии, проводимые под влиянием церкви и преследовавшие цель - повлиять на духовный мир осужденных либеральными методами. Именно тогда сроки лишения свободы стали более короткими, участились случаи освобождения виновных лиц от уголовного наказания.
В середине XVII века, с принятием Соборного Уложения 1649 года, лишение свободы приобрело особое значение в карательной системе государства.
В постпетровский период (вторая половина XVIII века) каких-либо крупных уголовных законов не издавалось. Однако с приходом к власти Екатерины II в уголовном законодательстве стали проявляться черты справедливости и гуманности. В 1775 году принимается «Учреждение об управлении губерниями», содержащее нормы относительно лишения свободы. Им вводились не только смирительные дома, но и работные, предполагалось усилить религиозное и душевное воспитание. Исходя из этого, можно сделать вывод, что применение наказания стало обретать другие цели, в частности, цель нравственного и духовного исправления и воспитания осужденного. Однако, правовых актов, касающихся освобождения от уголовного наказания, не наблюдалось. И лишь в первой половине XIX века институт условно-досрочного освобождения от наказания получил свое существенное развитие. Особое место в его истории занимает создание в 1819 году «Попечительного о тюрьмах общества». В 1831 году на основании устава общества была создана Тюремная инструкция, регламентирующая исполнение лишения свободы. В основном оно было связанно с применением мер, направленных на духовное воспитание осужденных посредством участия священных служителей. То есть в исправлении осужденных ведущую роль играла церковь. При участии членов «Попечительного о тюрьмах общества» исправившиеся осужденные, которые перестали представлять общественную опасность для общества, подлежали досрочному освобождению.
В России, условно-досрочное освобождение от наказания впервые упоминается в Уставе о ссыльных 1882 года. Первоначально оно применялось только к ссыльным-поселенцам и каторжанам, а позднее стало распростра-
25
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 3
_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
няться и на приговариваемых к отдаче в арестантские отделения. В целом, первоначальная редакция данной нормы была довольно схематичной и требовала большой доработки.
Закон «Об условно-досрочном освобождении» 1909 года содержал в себе нормы как материального, так и процессуального права. В нем, наряду с основаниями и условиями применения условно-досрочного освобождения от наказания предусматривался также порядок его применения. Согласно этому закону, оно могло применяться к лицам, отбывающим наказание в тюрьме, исправительном арестантском отделении или исправительном доме, при условии их исправления и отбытия не менее 3/4 назначенного срока наказания.
После революции 1917 года норма предусматривающая возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в советском уголовном праве появляется практически сразу. В частности, данное основание освобождения от наказания на законодательном уровне было предусмотрено в ст. 32 декрета ВЦИК 1918 года «О суде», которая наделяла всех осужденных правом обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобо-ждении1. Однако сущностных признаков этого вида освобождения от наказания указанный нормативный акт не раскрывал.
Постановлением НКЮ от 7 августа 1920 года «Об изменении инструкции о досрочном освобождении» институт досрочного освобождения от наказания был изменен. Такое освобождение стало предусматриваться как полное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, или переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок или его часть. Рассматриваемый институт распространялся на всех заключенных, независимо от характера совершенного преступления и наличия рецидива, при условии правопослушного поведения и фактическом отбытии половины срока наказания. Правопослушное поведение проявлялось в соблюдении правил поведения в исправительном учреждении, в стремлении к труду и обучению.
Такой подход к освобождению от наказания для того времени стал самым гуманным. Советские власти пришли к нему благодаря убежденности в том, что при социализме преступность исчезнет как таковая. Однако, как известно, этого не произошло.
1 См.: СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 347.
В УК РСФСР 1922 года нормы об условно-досрочном освобождении от наказания были сформулированы уже более четко и развернуто (ст. 52-56). Их применение было возможно при отбывании наказания в виде лишения свободы и принудительных работ. Условнодосрочное освобождение при отбывании лишения свободы подразделялось на два вида: 1) полное освобождение; и 2) перевод на принудительные работы на весь остающийся срок наказания или часть его. Можно утверждать, что именно из этой нормы позднее был выделен в самостоятельную норму такой вид освобождения от наказания, как замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Правом ходатайства об условно-досрочном освобождении обладали: сам осужденный, его близкие, организации, учреждения и должностные лица, но не ранее отбытия 1/2 назначенного срока наказания. Предусматривалось также, что если условно-досрочно освобожденный от наказания в течение неотбытого срока совершит новое тождественное или однородное преступление, то ему назначается новое наказание по совокупности приговоров2.
После окончания Второй мировой войны и смерти И.В. Сталина в уголовном законодательстве вновь начинается расширение области применения института освобождения от наказания. Норма об условно-досрочном освобождении от наказания была восстановлена в Уголовном кодексе 1926 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 года. В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства СССР, которые впервые в истории российского законодательства разделили освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания на два самостоятельных института.
Начавшиеся в России в начале 90-х годов прошлого века реформы экономической, социальной, политической и иных сфер жизни, потребовали, в том числе, и реформирования уголовного законодательства. Не явился исключением и институт освобождения от наказания. При его разработке законодатель учел весь положительный опыт предшествующих эпох, современные тенденции развития различных правовых систем, что и позволило создать качественно новый институт уголовного права. По сравнению с УК РСФСР 1960 года в Уголовном кодексе РФ 1996 года институт
2 См.: История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / сост. И.Н. Кузнецов. Мн., 2000. С. 470-471.
26
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2015 № 3
_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 79) первоначально был значительным образом видоизменен в сторону его гуманизации. Законодатель вновь расширяет сферу применения данной нормы (были сняты ограничения на применение условно-досрочного освобождения в отношении определенных составов преступлений и категорий осужденных) и одновременно более четко изложил основания ее применения. Также, в новом уголовном кодексе, дифференцировано был решен вопрос об условиях отмены условно-досрочного освобождения. В первоначальной редакции Уголовного кодекса РФ 1996 года условно-досрочное освобождение от наказания могло применяться при отбывании следующих основных видов наказания: исправительных работ, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. Но Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года в ст. 79 УК РФ были внесены существенные изменения и дополнения и в настоящее время условно-досрочному освобождению от отбывания наказания подлежат только осужденные, отбывающие наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. Чем вызвано подобное сужение сферы применения, рассматриваемого вида освобождения от наказания объяснить довольно трудно. Также, на протяжении 20092013 годов российский законодатель постепенно увеличивал необходимый фактический срок отбывания наказания для применения условно-досрочного освобождения от наказания по отдельным категориям преступлений (не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно
за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 210 УК РФ; не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста). В целом поддерживая указанные нововведения, мы вместе с тем не всегда понимаем логику законодателя в данном вопросе. Так, например, увеличен фактический срок отбывания наказания при условнодосрочном освобождении от наказания для террористических преступлений (ст. 205-205.5 УК РФ) и организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), но того же самого не сделано для незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), бандитизма (ст. 209 РФ) и ряда других преступлений.
Таким образом, можно сделать вывод о месте принципа справедливости при становлении института освобождения от уголовного наказания в истории развития уголовного права. Институт освобождения от уголовного наказания зародился еще в Древней Руси, однако говорить о применении принципа справедливости в тот период довольно сложно, так как освобождая лицо от применения мер уголовноправового характера представители государства руководствовались вовсе не справедливостью назначения и освобождения от наказания. По нашему мнению, освобождение от наказания было проявлением прощения преступнику со стороны государства. К тому же, среди философов того времени понятие о справедливости с точки зрения права практически отсутствовало.
27