К. В. Попов
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
Развитие института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годы после революции 1917 г. происходило несистемно. Обусловлено это, прежде всего, принятием различного рода нормативно-правовых актов уполномоченными органами нового политического режима, приуроченных к определенным событиям, вместо следования определенной социально-политической программе по стимулированию к правопослушному поведению лиц, отбывающих наказание.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение; преступление; наказание; исполнение наказания; исправительные учреждения; освобождение от отбывания наказания; помилование.
После революции 1917 г. формирование уголовного законодательства было обусловлено борьбой советского государства против свергнутых классов с целью удержания в своих руках власти. Данное обстоятельство затронуло и развитие такого института уголовного права, как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
В первые годы советской власти этот институт закреплялся в разрозненных нормативно-правовых актах. В связи с практически полным отказом нового государства от законодательства царской России не был определен тот круг вопросов, который бы регламентировал основные понятии и положения условнодосрочного освобождения. В таких условиях упомянутый институт уголовного права не мог образоваться сразу, поскольку для этого необходимо было определенное время.
Об условно-досрочном освобождении впервые упоминается в Декрете ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде». В ст. 32 указанного декрета говорилось, что «всем лицам, осужденным по приговорам народного суда, предоставляется право просить местный народный суд по месту жительства просителя об условном или досрочном освобождении...» [1. С. 15-16]. Из приведенного положения видно, что пока еще отсутствует разграничение между такими институтами уголовного права, как «условное осуждение» и «досрочное освобождение». О них говорится только в самых общих чертах. Нетрудно заметить, что здесь еще отсутствуют критерии условного и досрочного освобождения, не названа категория лиц, к которым оно может быть применено.
Последующим шагом советского законодателя было принятие Положения «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. В своей речи на заседании ВЦИК, посвященном обсуждению проекта данного Положения, Д.И. Курский сказал: «По Декрету № 2 суды могли руководствоваться законами свергнутых правительств, поскольку эти законы не противоречат социалистическому правосознанию. Теперь необходимо дать народным судам следующее указание: вы должны руководствоваться декретами Рабоче-крестьянского правительства и вашим социалистическим правосознанием».
В примечании к ст. 22 рассматриваемого Положения запрещалось в приговорах и решениях делать ссылки на законы свергнутых правительств, что позволяет сделать вывод о полном отказе Советского государства от применения старого законодательства и начале развития только советского права. В ст. 79 этого
же документа указывалось, что «народному суду предоставляется право досрочного освобождения и помилования [1. С 18].
Большое значение в развитии уголовного законодательства приобрело принятие 12 декабря 1919 г. Руководящих начал по уголовному праву РСФСР, поскольку в них были обобщены многие уголовноправовые нормы, принятые советским законодателем после Октябрьской революции. Однако в них ничего не было сказано об условно-досрочном освобождении. Тем не менее, как представляется, для нашего исследования важно обратить внимание на те цели, которые должны быть достигнуты с помощью применения наказания [2. С. 248].
Так, в ст. 8 указывалось, что «задача наказания -охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц». Как видно, в упомянутой статье говорится об общем и специальном предупреждении преступлений, по ничего не сказано об исправлении или перевоспитании осужденных.
По данному поводу Г.В. Швеков заметил, что Руководящие начала по уголовному праву РСФСР не ставили перед наказанием задачу исправления преступника, т.к. считали, что ставить такую задачу бесполезно, ибо она не может быть разрешена. Эта ошибочная концепция основывалась на теоретическом положении, указанном в ст. 10. В соответствии с этой статьей при выборе наказания следовало иметь в виду, что преступление в классовом обществе вызывается укладом общественных отношений, в котором живет преступник.
Таким образом, считалось, что причиной преступления является не лицо, его совершившее, а те общественные отношения, которые были обусловлены свергнутым строем. Следовательно, основная задача состояла в уничтожении классового общества, вследствие чего исчезла бы и преступность.
21 марта 1921 г. принимается Декрет СНК «О лишении свободы». В нем говорилось, что условнодосрочное освобождение выражается либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ без содержания под стражей на весь остающийся срок его или часть его [1 С. 15-16]. Здесь уже законодатель показывает, что представляет собой рассматриваемое освобождение. Затем упоминается о том, что ходатайство о досрочном освобождении может быть возбуждено самим лишенным свободы, его близкими, организациями, учреждениями и должностными
лицами, но не ранее отбытия заключенным половины срока наказания.
Таким образом и в этом документе указанный срок не зависит от тяжести преступления и опасности лица, его совершившего. Но в отличие от инструкции «О досрочном освобождении» 1918 г. губернские распределительные комиссии наделялись правом представления к досрочному освобождению раньше, чем будет отбыта половина срока наказания. Еще одним новшеством являлось указание, касающееся испытательного срока. Если досрочно освобожденный совершал в течение неотбытого срока наказания не любое преступное деяние, как отмечалось в вышерассмотренной инструкции 1918 г., а такого же рода преступление, то он немедленно лишался свободы [2. С. 249].
Таким образом, в первые годы Советской власти нормы уголовного права, регламентирующие условнодосрочное освобождение, принимались хаотично, без соблюдения какой-либо системы. Это обстоятельство было естественным, т.к. в рассматриваемый нами период создавалось социалистическое общество, которое строилось на основе новых принципов построения власти и государства.
Необходимо также учитывать, что новые нормы создавались в неспокойное, напряженное для Советского государства время, где первостепенной задачей было удержать власть в своих руках и противостоять контрреволюционным силам. К тому же, принципиально отказавшись от старого законодательства, вновь создаваемое уголовное право лишилось преемственности, а значит, стабильности и единообразного применения правоохранительными органами.
Тем не менее институт условно-досрочного освобождения начинал складываться уже с первых месяцев существования Советской власти. Он был тем средством, с помощью которого», как полагало новое правительство, можно вернуть преступников к честной, трудовой жизни в условиях зарождающегося бесклассового общества. Данный институт, являясь поощрительной мерой, должен был симулировать правомерное поведение осужденных. Поэтому условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных независимо от тяжести совершенного ими преступного деяния, их количества, а также характеризующих данных самих осужденных.
В конечном итоге, несмотря на отсутствие кодифицированного уголовного права, в целом уже до принятия УК РСФСР 1922 г. был очерчен тот круг вопросов, который определил основные положения условно-досрочного освобождения и стал основой для его дальнейшего развития.
Постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г. принимаются Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. В этом законе уже полностью отсутствует понятие «наказание». Вместо него употребляется термин «мера социальной защиты». В соответствии со ст. 4 эти меры применяются как для предупреждения преступления, так и с целью исправительно-трудового воздействия на осужденных [1. С. 17].
Согласно ст. 56 УК РСФСР 1926 г. условнодосрочное освобождение применялось, как и раньше, к
лицам, обнаруживающим тенденцию к исправлению, но теперь оно одновременно заключилось и в освобождении от дальнейшего отбывания мер социальной защиты и вместе с тем ее более мягкой мерой. При этом ни В УК РСФСР 1926 г., ни в Основных началах уголовного законодательства 1924 г. не был указан минимальный срок, по истечении которого возможно досрочное освобождение.
Данное обстоятельство было изменено постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 июля 1927 г. [1. С. 17] в связи с изложением в ст. 38 Основных начал уголовного законодательства 1924 г. в новой редакции. В соответствии с ней условно-досрочное освобождение допускалось по отбытии осужденным не менее одной трети срока определенной судом меры социальной защиты. Причем в примечании к данной статье указывалось, что союзные республики своим законодательством имеют право повышать этот срок.
Вместе с тем в нарушение принципа законности приказом НКВД от 15 июня 1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» в целях максимального использования рабочей силы на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных, в том числе вставших на путь исправления. Отмена условно-досрочного освобождения, которое являлось важным средством воспитательного воздействия на осужденных, стимулированно их стремление к исправлению, фактически означала, что государство заинтересовано держать преступника в изоляции в течение всего срока наказания независимо от появления в месте лишения свободы [3. С. 18]. Такое применение уголовного законодательства носило репрессивный характер.
Данные перегибы стали устраняться только во второй половине 1950-х гг. Были предприняты необходимые меры, способствующие восстановлению законности, а также усилению воспитательного воздействия на осужденных. Одной из таких мер стало восстановление института условно-досрочного освобождения [4. С. 59]. Принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет». По данному указу досрочно освобождались лица, совершившие преступления до 18 лет, доказавшие свое исправление примерным поведением и добросовестным отношением к труду и обучению в местах заключения, отбывшие не менее одной трети срока лишения свободы, но не менее шести месяцев. Этим же лицам мог быть сокращен срок наказания. Здесь же говорилось и о том, что отбытию всего срока наказания указанной категорией осужденных заключенных не вызывается необходимостью.
Помимо этого Указом Президиума верховного Совета СССР от 34 июля 1954 г. «О введении условнодосрочного освобождения из мест заключения» вводится институт условно-досрочного освобождения. В этом указе отмечалось, что условно-досрочное освобождение выражается либо в освобождении от дальнейшего отбывания меры наказания, либо в замене ее более мягкой мерой наказания судом по месту содержания осуж-
денного на основании представления администрации места заключения.
Следующим этапом развития положений условнодосрочного освобождения стало принятие 25 декабря 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии со ст. 44 указанного закона условно-досрочное освобождение могло применяться к лицам, осужденным не только к лишению свободы, но и к исправительным работам, ссылке или направлению в дисциплинарный батальон. Основанием для условно-досрочного освобождения являлось доказательство осужденным своего исправления,
что подтверждалось примерным поведением и честным отношением к труду [5. С. 30].
Кроме того, необходимо было отбыть не менее половины срока наказания, а лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления, а также другие тяжкие преступления, - не менее двух третей назначенного судом срока наказания. При этом осужденный мог быть освобожден от дополнительных наказаний в виде ссылки, высылки или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Вместе с тем условно-досрочное освобождение не применялось к особо опасным рецидивистам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1953. 463 с.
2. Герцензон А.А. История советского уголовного права. М., 1948. 464 с.
3. Щерба Д.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 239 с.
4. ГоршенинА.А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 174 с.
5. Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. Киев: Наукова думка, 1987. 181 с.
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 октября 2009 г.