Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 194-206 ISSN 2308-1031
Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 194-206 ISSN 2308-1031
© Хонякина, Е.А., 2024 УДК 78; 7.035
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-194-206
ИДЕИ СКАНДИНАВИЗМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Е.А. Хонякина1
1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В первой половине XIX в. в Дании происходили активные процессы формирования национального самосознания. Одним из генеральных идейных направлений периода Золотого века стал скандинавизм, связанный с общественно-политическим и культурным единством трех Скандинавских стран -Дании, Норвегии и Швеции. В современной научной литературе предметное описание скандинавизма в Дании XIX в. представлено преимущественно в исторических трудах, в то время как искусствоведческое его освещение остается в стороне. Настоящая статья призвана частично восполнить эту лакуну. В научный обиход вводятся точки зрения зарубежных и отечественных ученых о скандинавизме, рассматриваются предпосылки его возникновения, этапы развития и претворение в художественной культуре Дании первой половины XIX в. Акцентируется внимание на основных сферах воплощения идей скандинавизма -литературе и музыке. В частности, обращение к национальным древним поэтическим источникам характерно для творчества А.Г. Эленшлегера, Э. Тегнера, П.Г. Линга, А.-А. Афцелиуса. Деятельность В.Х.Ф. Абрахамсона, К.Л. Рабека, Р. Ниерупа, А.П. Берггрина связана с собиранием и изданием скандинавской народной поэзии. Созданное Г.Х. Андерсеном в 1839 г. стихотворение «Я - скандинав», признанное гимном скандинавизма, легло в основу хоровых произведений Й.К. Гебауэра и О. Линдблада, получивших широкое распространение в Скандинавии. В заключении сделан вывод о роли скандинавизма в формировании художественной культуры Дании в первой половине XIX в.
Ключевые слова: искусство Дании, скандинавизм, Дания, Норвегия, Швеция, XIX в., Золотой век Дании Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хонякина Е.А. Идеи скандинавизма в художественной культуре Дании первой половины XIX в. // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 194-206. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-194-206.
IDEAS OF SCANDINAVIANISM IN THE ARTISTIC CULTURE OF DENMARK HALF OF THE FIRST 19th CENTURY
E.A. Khoniakina1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. In the first half of the 19th century, active processes of formation of national identity took place in Denmark. One of the great ideological trends of the Golden Age period was Scandinavianism, associated with the socio-political and cultural unity of the three Scandinavian countries - Denmark, Norway and Sweden. In modern scientific literature, a substantive description of Scandinavianism in Denmark in the 19th century is presented mainly in historical works, while its artistic coverage remains on the sidelines. This article aims to partially fill this gap. The points of view of foreign and domestic scientists about Scandinavism are introduced into scientific use, the prerequisites for the emergence of Scandinavism, the stages of development and its implementation in the artistic culture of Denmark in the first half of the 19th century are considered. Attention is focused on the main areas of embodiment of the ideas of Scandinavianism - literature and music. In particular, turning to national
ancient poetic sources is typical for the work of A.G. Oehlenschlager, E. Tegner, P.G. Ling, A.A. Afzelius, activities of V.H.F. Abrahamson, K.L. Rahbek, R. Nyerup, A.P. Berggreen is associated with the collection and publication of Scandinavian folk poetry. Created by H.C. Andersen in 1839, the poem "I am a Scandinavian," recognized as the anthem of Scandinavism, formed the basis for the choral works of J.K. Gebauer and O. Lindblad, which became widespread in Scandinavia. In conclusion, a conclusion is made about the role of Scandinavianism in the formation of the artistic culture of Denmark in the first half of the 19th century.
Keywords: Danish art, Scandinavianism, Denmark, Norway, Sweden, 19th century, Danish Golden Age Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Khoniakina, E.A. (2024), "Ideas of Scandinavianism in the artistic culture of Denmark half of the first 19th century", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 194-206. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-194-206.
Первая половина XIX в. вошла в историю художественной культуры Дании как эпоха Золотого века. В этот период существовали различные идейные направления, среди которых наиболее ярко выраженным и значимым для датского общества стал скандинавизм.
В современной исследовательской литературе по истории искусства Североевропейского региона скандинавизм как одно из генеральных идейных течений в контексте национального движения XIX в. представлен крайне слабо. Основную информацию об этом можно почерпнуть преимущественно из исторических трудов (Ванкукер З., 2021, Возгрин В., 2015; Рогинский В., 1996; Clausen J., 1900), тогда как для искусствоведения, где имеется ряд работ о Золотом веке Дании (Бе-лянский Д., 2021; Коровин А., 2011; Куприянова И., 1996; Hammerich A., 1891; Lange J., 1891), тема является далеко не исчерпанной и потому актуальной.
Рассмотрение основных положений скандинавизма и их отражение в творчестве деятелей культуры и искусства Дании первой половины XIX столетия является целью настоящей статьи. Основным методологическим принципом исследования служит историзм, позволяющий сформировать историко-художествен-ную панораму датской культуры эпохи романтизма.
Уделим внимание вопросу терминологии скандинавизма как идейного направления, связанного, в первую очередь,
с территориально-географическими границами и национальной ментальностью. «Традиционно Скандинавия включает в себя три страны - Швецию, Данию и Норвегию. Некоторые авторы в состав Скандинавии включают Исландию, исторически связанную с Норвегией и Данией, однако сами исландцы (а также шведы, норвежцы и датчане) не считают Исландию частью Скандинавии» (Ванкукер З., 2021, с. 44)1.
Примечательно, что в датской историографической литературе 1900 г. встречается утверждение историка Юлиуса Кла-узена: «"Скандинавизм" - это термин, которому нелегко дать определение, поскольку он меняется с течением времени» (Clausen J., 1900, р. [9]). Действительно, и сегодня посредством данного термина могут транслироваться разные подходы, отражающие одну общую концепцию. Так, с одной стороны, «под "скандинавизмом" понимаются любые течения в Скандинавских странах, имеющие объединительные тенденции» (Ванкукер З., 2021, с. 288), с другой - это общественное движение XIX в., главной целью которого служило политическое объединение трех стран -Дании, Швеции и Норвегии2, что символически демонстрирует известный плакат (рис. 1), а уже впоследствии, с середины XX в., регион расширился за счет включения Исландии и Финляндии (Ванкукер З., 2021, с. 288). Таким образом, центральной, космополитической идеей скандинавизма является объединение стран региона.
Рис. 1. Эмблема скандинавизма. Политический плакат середины XIX в. Слева - флаг Норвегии,
в центре - Дании, справа - Швеции Emblem of Scandinavianism. Political poster of the mid-19th century. On the left is the flag of Norway, in the center is Denmark, on the right is Sweden
В ряде источников обнаруживается эквивалентное понятие «пан-скандинавизма»3, подразумевающего территориальное, политическое, социально-экономическое и историко-культурное единство скандинавских народов. Как отмечает А.А. Григорьева, в XIX в. панскандинавизм проявлял антинемецкий и антироссийский характер и был направлен на политическое первенство Дании. Противостояние Дании и Швеции стало причиной дальнейшего бурного развития панскандинавизма (Григорьева А., 2013, с. 16). В целом, концепция обусловлена, прежде всего, исторически сложившимися отношениями между всеми скандинавами. При этом в современной науке термины «скандинавизм» и «пан-скандинавизм» тождественны4.
Рассматривая историю скандинавизма, следует указать на его глубокие корни. Мотивы сплочения жителей Скандинавского полуострова, острова Зеландии и полуострова Ютландии пульсировали еще со времен начала нашей эры примерно до VI столетия. Так, существовавшие изначально на юге Скандинавского полуострова различные племена - свеи (они же светиды, свеоны) и гёты, гуты, гауты, геаты - представляли собой особый сплоченный народ готов (также известные как «гутоны»)5. На протяжении длительного времени, со II по VIII в., члены этих племен сосуществовали на территории Скандинавского полуострова, вступая между собой в различные формы взаимодействия, в том числе кровные союзы, поэтому у современных ученых возникают сложности в определении национальности древних скандинавов - кто из них свеи, а кто готы. Параллельно происходил процесс миграции некоторой части го-тов-свеев в Европу, вследствие которого формировались новые племена. Одним из таковых стало племя данов, отделившихся до V в.6 Во времена викингов ^Ш-Х! вв.) тенденции внутренних взаимодействий скандинавских народов продолжались.
В эпоху Средневековья в ходе исторического развития на юге Скандинавии окончательно сформировалось Датское государство (Х в.), которое заняло лидирующую позицию в регионе, чему послужила не только удачная военная и торговая политика. На протяжении достаточно длительного этапа культура данов, развивающаяся в русле общескандинавской, была центром всего Североевропейского региона. Это отражено, например, в Младшей Эдде, где упоминается легендарный датский конунг Фроди, который правил «во всех землях, где говорят по-датски»7 -датским языком в то время назывался язык всех скандинавов (Мельникова Е., 1996, с. 345; Хейвуд Дж., 2017, с. 275).
Новая волна развития идеи объединения возникает у Скандинавских государств в XIV в., что связано с активной политической деятельностью дочери датского короля Вальдемара IV Аттердага (1320-1375) Маргрете I Датской (13531412), которая стала монархом не только родной Дании, но также Норвегии и Швеции. Однако из-за больших политических и лидерских амбиций в регионе среди трех Скандинавских государств появились «трещины» в концепции объединения, а затем и вовсе наступило очередное «затишье», которое нарушилось только во второй половине XVIII в. Одной из причин затишья стали Датско-шведские войны в XVII в. за Балтику, которые привели к поражению Дании и существенному ослаблению ее позиции.
В это время в Дании зарождается и осмысливается понятие скандинавизма, фигурирующее преимущественно в двух сферах - «политический скандинавизм» и «литературный скандинавизм» (он же «академический») (Ванкукер З., 2021, с. 289). Новая национальная философия получила поддержку и активное распространение в научных и литературно-художественных кругах. Так, датский писатель, профессор политологии и королевский преподаватель Йенс Шелдеруп Снеердорф (1724-1764) призывал к сотрудничеству между Данией и Швецией в сфере науки, для оптимизации научной литературы ратовал за возрождение общего языка, который был бы общепонятным для скандинавских ученых (Ванкукер З., 2021, с. 289). В 1792 г. его сын, историк Фредерик Снеердорф (1760-1792) продолжил развивать идеи объединения северных королевств. Известный шведский теоретик искусства, художник, гравер и архитектор Карл Август Эренсвельд (1745-1800) проводил частные лекции по данной проблематике. В 1796 г. было основано Скандинавское литературное об-
щество, учредителем которого выступил датский профессор литературы, историк, филолог и фольклорист Расмус Ниеруп (1759-1829), который был активным собирателем и пропагандистом народной скандинавской поэзии.
Вехой в развитии идей объединения, обсуждаемых в скандинавском обществе, стали 1809-1810 гг., особенно тяжелые для Дании. Не оправившись от военно-морского конфликта с Британией и морской осады Копенгагена (1801), королевство было вынуждено лавировать между тремя сильнейшими, конкурировавшими между собой империями -Российской, Французской и Британской. «Участие Дании в наполеоновских войнах и вызванные этим фактором политические и экономические трудности благоприятствовали распространению романтических идей. Однако патриотический подъем очень скоро сменило разочарование, порожденное военными и политическими неудачами, в частности потерей Норвегии»8 (Куприянова И., 1996, с. 373). Вероятно, реакцией на эти два фактора стало погружение деятелей искусства в возвышенный мир героического прошлого своей страны, в область фантазии и мечты, которые культивировались на протяжении около трех десятилетий (Бе-лянский Д., 2020, с. 32).
Нежелание датской интеллигенции быть втянутой в серьезные европейские военно-политические конфликты побуждало ее искать утешение в собственных скандинавских корнях, в могущественном прошлом. Единственный выход из затруднительного положения виделся в объединении датчан с близкими по ментальности и духу народами -норвежцами и шведами. На последних делался упор, поскольку Швеция на скандинавской политической арене являлась главным оппонентом, в то время как Норвегия, несмотря на ее специфику, вос-
принималась, скорее, частью Дании. Эти настроения активно позиционировались в университетских и салонных кругах, что способствовало социокультурному обмену в датско-шведской студенческой среде, а также всплеску интереса к переводу литературы местных авторов о скандинавизме на датский, шведский и норвежский языки.
Эти процессы послужили импульсом к появлению в литературе главных фигур, генерирующих скандинавское национальное чувство. Таковыми стали датский поэт и драматург, автор слов национального гимна Дании Адам Гот-либ Эленшлегер (1779-1850), шведский историк, поэт, публицист, композитор и педагог Эрик Густав Гейер (1783-1847), его соотечественник поэт, драматург, член Шведской академии и Шведской королевской академии наук Эсайас Тегнер (1782-1846) и два представителя «готской школы», шведы поэт и врач Пер Херик Линг (1776-1839) и писатель и переводчик Арвид-Август Афцелиус (1785-1871). Они занимались изучением древнего поэтического творчества скандинавов, воспевавшего героическое прошлое и легендарно-мифологические образы, и в 1812-1816 гг. публиковали свои научные изыскания. Например, в предисловии к сборнику народных песен, изданному Э.Г. Гейером совместно с А.-А. Афцелиу-сом, сделано указание на общую нордическую природу народных песен (Clausen J., 1900, р. 30), что подчеркивает древнее культурное единство Скандинавии.
В русле тенденции активного увлечения фольклором знаковым событием в культурной жизни Дании стала публикация сборника «Избранные средневековые датские песни» (1812-1814), составленного коллективом авторов-собирателей народных песен - Вернером Хансаном Фридрихом Абрахамсоном (1744-1812), Кнудом Люне Рабеком (1760-1830)
и Расмусом Ниерупом (Abrahamson Ы., 1814). Ценность данного труда, вышедшего в пяти томах, состоит в том, что в нем впервые приводились ноты народных мелодий, всего около 3509.
Еще одной не менее важной фигурой, оказавшей значительную роль в развитии интереса к скандинавскому фольклору, является Андреас Петер Берггрин (18011880). Этот датский композитор, педагог и собиратель народных песен известен прежде всего, как автор фундаментального одиннадцатитомного труда - антологии для голоса и фортепиано «Народные песни и мелодии, отечественные и зарубежные», первое издание которого выходило в 1842-1855, второе расширенное -в 1861-1871 гг. Главной особенностью работы А.П. Берггрина стало привлечение фольклорных источников совершенно разных регионов с различными версиями народных мелодий (Белянский Д., 2021, с. 57).
В литературном скандинавизме одним из показательных произведений является программное стихотворение А.Г. Элен-шлегера «Золотые рога», опубликованное в сборнике «Стихотворения 1803». В трактовке этого сочинения утраченные золотые рога становятся поэтическим символом прекрасного героического панскандинавского прошлого Дании, «даром древних богов», который должен был пробудить и возвысить души, но так и остался непонятым. Стихотворение было написано после встречи поэта с естествоиспытателем и философом Хен-риком Стеффенсом10 (1773-1845), который в 1802 г. в Копенгагене читал лекции о философской и эстетической теории немецких романтиков (Куприянова И., 1996, с. 373).
Датская романтическая литература подобно немецкой отдавала предпочтение не античным сюжетам, а скандинавской мифологии и национальной исто-
рии. А.Г. Эленшлегер задавался вопросом, в чем датская литература может найти наибольшее свое выражение - в северной мифологии или заимствованной греческой, которая в других странах принята за универсальную. И автор пришел к выводу, что первая достаточно точно отражает национальный нордический характер (Коровин А., 2011, с. 67-68). Вдохновившись мифологией, А.Г. Эленшлегер создал новеллу «Эрик и Роллер» (1802), «Сагу о Вёлюндуре» (1805), трагедии «Баль-дур Добрый» (1806), «Ярл Хакон» (1807), «Пальнатоке» (1809), «Аксель и Вальборг» (1810), «Стеркоддер» (1812) и др.
Творчество еще одного датского поэта, религиозного деятеля, педагога и просветителя Николя Фредерика Северина Грундтвига (1783-1872) также оказало большое влияние на культурную жизнь Скандинавии. «Он ратовал за возрождение национального духа, за единство скандинавских народов. Считая основой нации крестьянство, Грундтвиг боролся за демократизацию церкви, за приобщение крестьян к культуре <...> Грундтвиг перевел множество образцов древнескандинавской поэзии; его псалмы, часто близкие к фольклорной традиции, на долгие годы вошли в повседневный быт датчан» (Мельникова Е., 1996, с. 347).
Наиболее известными работами поэта являются «Мифология Севера» (1808) и цикл драматических поэм «Сцены упадка героической эпохи на Севере» (18091811). Особым вкладом Н.Ф.С. Грундтвига в развитие национальной прозы стал перевод скандинавских саг «Круг земной»11 (1818-1821), в котором автор рассматривал древнескандинавскую мифологию через призму христианского мировоззрения, что определило отличительную черту датского романтизма - «сочетание углубленного интереса к язычеству с вдохновленной преданностью христианству» (Коровин А., 2011, с. 80).
Чуть позже - в 1820-е гг. в развитии датской литературы произошла смена интереса к внутреннему миру человека, к его переживаниям, чувствам, при сохранении поэтизации скандинавской старины. Главным представителем этого направления стал Йохан Людвиг Хей-берг12 (1791-1860), создавший популярное в Скандинавии произведение «Холм эльфов» (1828), в котором соединяются и скандинавская мифология, и отображение внутреннего мира главных героев.
Ситуация кардинально изменилась в 1840-е гг. В это время на юге Дании велись ожесточенные споры с Пруссией в отношении датских территорий Шлезвиг и Гольштейн. Страна обратила взор на север в поисках поддержки у Швеции и Норвегии, с надеждой на приток новых сил в Данию. Поэтому в период постепенного накала конфликта, вылившегося в Датско-прусскую (Трехлетнюю) войну 1848-1850 гг., Дания вновь явилась «колыбелью» скандинавизма. Под страхом проигрыша важной части территорий идея объединения стала близка и понятна уже не только правящей монархии и интеллигенции, но и простому народу.
Однако воззвания датчан к своим скандинавским соседям не были поддержаны, поскольку каждая из Скандинавских стран решала собственные общественно-политические проблемы. В сравнении со скандинавизмом конца XVIII в. интернациональным для каждой отдельно взятой Скандинавской страны, зрелому скандинавизму XIX в. присущ национальный характер (Ванкукер З., 2021, с. 289). Начиная с 1840-х гг., тенденция сближения путем стирания множественных различий между скандинавскими народами стремительно возрастала (Clausen J., 1900, р. 18-19).
В истории датской культуры 18301840-е гг. знаменуют собой кульминацию Золотого века и расцвет идей скандина-
визма, нашедших воплощение в разных видах искусства. Огромная роль в национальной живописи принадлежит первому в Дании критику и историку искусства Нильсу Лауритсу Хойену (1798-1870) -хранителю при Королевском собрании живописи, одному из учредителей копенгагенского Общества любителей искусств (1825), который в 1844 г. выступил с манифестом «Об условиях развития скандинавского национального искусства» (Монрад К., 2011, с. 10-25). Благодаря его активному призыву к художникам писать образы отечества, скандинавские и датские пейзажи, историю и мифологию, в среде живописцев все активнее проявлялся интерес ко всему национальному. Постепенно эта тенденция локализовалась в отношении сугубо датских тем и образов. Мастера этого периода продолжали черпать вдохновение из родной окружающей природы. Наиболее яркими представителями национальной романтической пейзажной живописи признаны Йохан Томас Лундбю (1818-1848), Данкварт Драйер (1816-1852), Петер Кристиан Скоугор (1817-1875), Вильгельм Кюн (1819-1903).
Национальное единство скандинавских народов в поэтической форме провозгласил известный датский создатель сказок, стихотворений и поэм Ганс Христиан Андерсен (1805-1875), написавший в 1839 г., после визита в Швецию в 1837 г., стихотворение «Я - скандинав», которое стало подлинным гимном скандинавизма. Известны два высказывания Г.Х. Андерсена, касающиеся его впечатлений от поездки в Швецию и о создании самого стихотворения: «Я полюбил и страну, и людей и почувствовал, как я уже сказал, что границы моего дома расширились. Я вдруг понял, насколько родственны шведы, датчане и норвежцы, и с этим чувством сразу после возвращения написал стихотворение: "Мы один
народ, нас называют скандинавами!"»13 -эта строка стала своеобразным кредо скандинавизма.
Изучая вдохновившие поэта идеи, невозможно не отметить особый романтический оттенок: «Я почувствовал красоту скандинавского духа, то, как три родственные нации постепенно срослись, и тогда мне пришло в голову, что у нас троих нет национального гимна. Я хотел рассказать об этом, но сказано - сделано. Думаю, я найду подходящую мелодию, вроде той, что у нас есть для "Kong Christian" ("Король Кристиан"), и тогда она вполне может стать скандинавской...»14.
Примечательно, что «скандинавское» стихотворение побудило шведского издателя Бернхарда Кронхольма (1813-1871) уговорить известного поэта-сказочника начать сотрудничать со шведским скрипачом, хормейстером и композитором Отто Линдбладом (1809-1864) для создания музыки. Произведение для мужского хора в четырех частях было опубликовано к началу 1840 г. в качестве музыкального приложения к шведско-датскому новогоднему подарочному литературному изданию «Hertha»15 («Херта») (рис. 2). Уже 26 января стихотворение появилось на первой странице датской газеты «Fœdrelandet» («Отечество»), которая транслировала идею скандинавского единства.
В течение последующих пяти лет музыкальная версия гимна прочно вошла в репертуар студенческих обществ Копенгагена и шведского Лунда. Существует предположение, что сам О. Линдблад, дирижировавший студенческими хорами, активно включал гимн скандинавизма в их репертуар16. Когда в апреле 1840 г. Г.Х. Андерсен посетил Лунд, студенты приветствовали его этим гимном и другими национальными песнями. В 1845 г. произошла знаменательная встреча учащихся университетов трех северных
SVESISK-DASSK IVYÄ ltS«ÄFVA
TÖR
1840
HALMÖ,
HUS iüiiLlcsAiies II:I« в. сниоъи,
К I 6 В E N И Л V .4 ,
ItUS иОСЛЛМЧКК A. f. HÖST, COT!(IC»S-«AUR!f s:ü 3Ji».
IS in.
'b.U.H. '
Рис. 2. Титульный лист издания «Hertha» с гимном О. Линдблада Title page of the «Hertha» with the hymn of O. Lindblad)
стран, шведы приветствовали норвежцев в гавани Копенгагена гимном скандинавизма, который уже к этому времени был включен в один из первых норвежских сборников мужских хоровых песен.
Помимо этого, чуть ранее, в 1839 г. датским органистом, композитором и музыкальным педагогом Йоханом Христианом Гебауэром (1808-1884) была создана другая версия гимна для четырехголосного хора и фортепиано, изданная в 1840 г.17, но после публикации произведения О. Линдблада (рис. 3). В 1841 г. Й.Х. Ге-бауэр хотел добиться исполнения гимна Музыкальным обществом в аранжировке для мужского хора и оркестра, но его предложение было отвергнуто. Несмотря на это гимн Й.Х. Гебауэра прочно вошел в музыкальный обиход Дании после премьеры на заседании Скандинавского об-
Рис. 3. Титульный лист издания гимна Й. Гебауэра Title page of the publication of the anthem of J.C. Gebauer
щества в начале 1840-х гг. и в 1844 г. обрел пафосное название «Новая музыка». И хотя по популярности этот гимн уступал сочинению О. Линдблада, причиной чего могла вполне послужить непростая мелодия18, все же он продолжал исполняться (например, в мае 1848 г. в копенгагенском театре его спел мужской хор из 150 человек)19 и публиковаться в сборниках, выходивших вплоть до 1870 г. Обе версии гимна приведены в приложении.
На дальнейшее развитие идеи скандинавизма значительно повлияла война с Пруссией (1848-1850), которая принесла Дании неоднозначные результаты. «В 1863 г. разразился очередной кризис, а в начале следующего года - новая датско-германская война, в результате которой датский король окончательно потерял герцогства (Шлез-виг и Гольштейн). Дания стала однородно национальным государством» (Рогинский В., 1996, с. 288). Вторая половина XIX в. характеризуется значительным ослаблением идеи скандинавизма из-за различных внутренних политических противоречий между тремя Скандинавскими странами, а также усиливающимся влиянием зарубежной, в частности, немецкой культуры. Последующее развитие идеи скандинавского сближения проявило себя только в 1900-1905 гг. и получило название «неоскандинавизм»20.
201
Таким образом, скандинавизм, имеющий глубокие исторические предпосылки, зародившись в XVIII в. как национальное идейное движение трех Скандинавских стран - Дании, Швеции и Норвегии - обрел расцвет и зрелость в первой половине XIX столетия. Многие
деятели искусства Дании под влиянием новых национальных идей скандинавского единства глубоко прониклись историческими и культурными связями родственных народов и активно воплощали эти темы в художественном творчестве.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гимн «Я - скандинав» на слова Г.Х. Андерсена Hymn "I am a Scandinavian" to the words of H.C. Andersen
Музыка О. Линдблада Music by О. Lindblad
■ k >
cr en S foul d in av."
¡'у*-*/.'л/м-св;
/М, ,,/ #
ГТ ; " rr
Музыка Й. Гебауэра. Music by J. Gebauer.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Помимо этого, в ряд Скандинавских стран периодически причисляют также Финляндию, которая по большей части связана со Швецией. Подобный процесс осуществляется и с островами Северной Атлантики. Таким образом, размывается граница между понятиями «Скандинавия» и «Страны Северной Европы» (Ванкукер З., 2021, с. 44-45).
2 Скандинавизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 18901907. Т. 30. С. 174. URL: hHps://runivers.ru/bookrEader/ book10190/#page/179/mode/1up (дата обращения 14.09.2023).
3 В европейской культуре феномен панидеа-логии обращен на актуализацию национальных идей и проблем конфессионально-культурной самоидентификации народов и самостоятельности государств, стремлением последних к геополитическому росту. «Целью панидеологий является, с одной стороны, создание наднационального государственного организма на общей этнической или религиозной основе, с другой - решение исключительно внутренних, национальных задач. В связи с этим возникает естественный вопрос о соотношении национального и интернациональ-
ного компонентов в панидеях» (Григорьева А., 2013, с. 9).
4 Такая тождественность существует в смежных направлениях, например, «германизм» и «пангерманизм», «китаизм» и «панкитаизм», «славизм» и «панславизм».
5 Об этом писал древнеримский историк Иордан (ок. У-У1 вв.) в трактате «О происхождении и деяниях гетов» (Иордан, 2000).
6 Трактат написан Иорданом со слов изгнанного короля герулов (гранниев) Родвульфа, рожденного в У в. (Хейвуд Дж., 2017, с. 48). Следовательно, даны отделились от свеев к этому времени. Примечательно, что даны вытеснили герулов из севера Ютландии (Иордан, 2000, с. 65).
7 Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970. С. 142.
8 Норвегия с 1536 г. входила в состав Дании и вышла из-под ее власти в 1814 г.
9 Как пишет Д.В. Белянский, примечательными деталями этого источника являются изложение мелодий без аккомпанемента, а также родство образцов с музыкой XIX в., нежели Средневековья (2021, с. 56). Достойно внимания то, что датчане хронологически одними из первых в Европе стали собирать и издавать народные песни.
10 Стеффенс Хенрик, также Штеффенс - ученый-универсалист, натурфилософ и писатель-романтик. Развивал идеи всеобщей связи явлений, эволюции природы, человеческого рода и истории. Его труды положили начало разработке теории наук (прежде всего теоретической физики), философии и истории.
11 «Круг земной» - свод скандинавских саг, автором которых предположительно является скальд из Исландии Снорри Стурлусон (1178-1241). Саги повествуют о жизни в эпоху викингов и становлении северных государств, содержат сведения
о других странах таких, как Англия, Древняя Русь и Византия.
12 Хейберг Йохан Людвиг - датский поэт, драматург и критик, руководитель Королевского театра в 18491856 гг., создатель датского национального водевиля.
13 Цит. по: Hans Christian Andersen and Music // Det Kongelige Bibliotek, 2009. URL: https://web. archive.org/web/20090113082313/http://www.kb.dk/ elib/noder/hcamusik/skandinav/in dex_en.htm (дата обращения: 19.06.2024).
14 Цит. по: Hans Christian Andersen and Music // Det Kongelige Bibliotek, 2009. URL: https://web. archive.org/web/20090113082313/http://www.kb.dk/ elib/noder/hcamusik/skandinav/in dex_en.htm (дата обращения: 19.06.2024).
15 Jeg er en Skandinav // Hertha, svensk-dansk nyarsgafva. Malmö, Köpenhamn: Hos Förläggaren d:r B. Cronholm, Hos Boghandler A.F. Höst, Gothers-Gaden N:0 349, 1840.
16 Hans Christian Andersen and Music // Det Kongelige Bibliotek, 2009. URL: https://web.archive. org/web/20090113082313/http://www.kb.dk/elib/ noder/hcamusik/skandinav/index_en.htm (дата обращения: 19.06.2024).
17 Skandinavilk Sang. Kjobenhavn: Hos C.C. Lose & Olsen, 1840.
18 Hans Christian Andersen and Music...
19 Hans Christian Andersen and Music.
20 В этой связи можно упомянуть известного норвежского языковеда Софуса Бугге ((1833-1907) Elseus Sophus Bugge), написавшего в 1903 г. доклад «Северное единство», в котором изложена концепция лингвистической общности истоков скандинавских языков, педалирована идея «аполитичного скандинавизма», т.е. не формального, а культурного объединения для улучшения понимания северными народами друг друга (Ванкукер З., 2021, с. 298).
ЛИТЕРАТУРА
Белянский Д.В. Золотой век культуры Дании. Эстетика и поэтика искусства // Журнал общества теории музыки. 2020. № 2. С. 31-41. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_44909110_47165048. pdf (дата обращения: 23.04.2021).
Белянский Д.В. Золотой век культуры Дании. Музыка в ряду искусств: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2021. 297 с.
Ванкукер З. Скандинавия. Полная история. М.: Изд-во АСТ, 2021. 320 с.
Возгрин В.Е. Скандинавизм: первая попытка интеграции европейских народов // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/skandinavizm-pervaya-popytka-integratsii-evropeyskih-narodov (дата обращения: 29.09.2023).
REFERENCES
Abrahamson, Nyerup R., Rahbek K.L. (1814), Udvalgte Danske Viser fra Mid-delalderen, Schultz, Kjobenhavn, 255 p. (in Dan.)
Belyanskii, D.V. (2020), "Golden Age of Danish Culture. Aesthetics and poetics of art", Zhurnal obshchestva teorii muzyki [Journal of the Music Theory Society], no. 2, pp. 31-41, Available at: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_44909110_47165048. pdf (Accessed 23 April 2021). (in Russ.)
Belyanskii, D.V. (2021), Zolotoi vek kul'tury Danii. Muzyka v ryadu iskusstv [Golden age of Danish culture. Music in the arts], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 297 p. (in Russ.)
Clausen, J. (1900), Skandinavismen, historisk fremstillet, Det Nordiske forlag, Kobenhavn, 252 p. (in Dan.)
Григорьева А.А. Панславизм: Идеология и политика (40-е годы XIX - начало XX века). Иркутск: Аспринт, 2013. 198 с.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). СПб.: Алетейя, 2000. 512 с.
Коровин А.В. Датская и исландская малая проза. М.: ТЕИС, 2011. 367 с.
Куприянова И.П. Литература и искусство // История Дании с древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1996. С. 363-380.
Мельникова Е.А. Дохристианская культура // История Дании с древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1996. С. 342-352.
Монрад К. Датское искусство от неоклассицизма до романтизма // Датские мастера, 1800-1850: (Каталог выставки, 6 сент. - 6 нояб. 2011 г. / пер. с дат. Е. Красновой; Гос. музей изобр. искусств им. А.С. Пушкина, Москва; Гос. худож. музей, Копенгаген и др.). Оддер: Нараяна-Пресс, 2011. С. 10-25.
Рогинский В.В. Революция и первая война за Шлезвиг-Гольштейн // История Дании с древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1996. С. 282-288.
Хейвуд Дж. Люди Севера. История викингов 793-1241. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 450 с.
Abrahamson, Nyerup R., Rahbek, K.L. Udvalgte Danske Viserfra Mid-delalderen. Kjobenhavn: Schultz, 1814. 255 p.
Clausen J. Skandinavismen, historiskfremstillet. Kobenhavn: Det Nordiskeforlag, 1900. 252 p.
Hammerich A. Music // Denmark until 1660 / Denmark. Its History and Topography, Language, Literature, Fine-arts, Social Life and Finance. London: W. Heinemann, 1891. P. 169-180.
Lange J. Danish art // Denmark until 1660 / Denmark. Its History and Topography, Language, Literature, Fine-arts, Social Life and Finance. London: W. Heinemann, 1891. P. 156-169.
Grigor'eva, A.A. (2013), Panslavizm: ideologiya i politika (40-e gody XIX - nachalo XX veka) [Panslavism: ideology and politics (40s of the 19th century - beginning of the 20th century)], Asprint, Irkutsk, 198 p. (in Russ.)
Hammerich, A. (1891), "Music", Denmark until 1660, Denmark. its history and topography, language, literature, fine-arts, social life and finance, W. Heinemann, London, pp. 169-180. (in Eng.)
Iordan (2000), O proiskhozhdenii i deyaniyakh getov (Getica) [The Origin and Deeds of the Getae (Getica)], Aleteyya, Saint Petersburg, 512 p. (in Russ.)
Kheyvud, J. (2017), Lyudi Severa. Istoriya vikingov 793-1241 [Northmen. The Viking Saga 793-124], Al'pina non-fikshn, Moscow, 450 p. (in Russ.)
Korovin, A.V. (2011), Datskaya i islandskaya malayaproza [Danish and Icelandic short prose], TEIS, Moscow, 367 p. (in Russ.)
Kupriyanova, I.P. (1996), "Literature and art", Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century], Nauka, Moscow, pp. 363-380. (in Russ.)
Lange, J. (1891), "Danish art", Denmark until 1660, Denmark. its history and topography, language, literature, fine-arts, social life and finance, W. Heinemann, London, pp. 156-169. (in Eng.)
Mel'nikova, E.A. (1996), "Pre-Christian culture", Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century], Nauka, Moscow, pp. 342-352. (in Russ.)
Monrad, K.(2011), "Danish art from neoclassicism to romanticism", Datskiye mastera, 1800-1850 [Danish masters, 1800-1850], Narayana-Press, Odder, pp. 1025. (in Russ.)
Roginskii, V.V. (1996), "Revolution and the first war for Schleswig-Holstein", Istoriya Danii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka [History of Denmark from ancient times to the beginning of the 20th century], Nauka, Moscow, pp. 282-288. (in Russ.)
Vankuker, Z. (2021), Skandinaviya. Polnaya istoriya [Scandinavia. Full story], Izdatel'stvo AST, Moscow, 320 p. (in Russ.)
Vozgrin, V.E. (2015), "Scandinavism as the first attempt of integration ofthe European nations]", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya [Vestnik of Saint Petersburg University. History], no. 3, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/skandinavizm-pervaya-popytka-integratsii-evropeyskih-narodov (Accessed 29 September 2023). (in Russ.)
Сведения об авторе
Хонякина Елена Александровна, аспирант кафедры истории музыки (научный руководитель -кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова), документовед методического отдела Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author Information
Elena A. Khoniakina, postgraduate of Department of Music History (scientific supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), Docent O.A. Svetlova), document manager of the Methodological department at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 02.07.2024 После доработки 25.07.2024 Принята к публикации 19.08.2024
Received 02.07.2024 Revised 25.07.2024 Accepted for publication 19.08.2024