© Хонякина, Е.А., Светлова, О.А., 2021 УДК 78.03
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-29-42
КОНЦЕПЦИЯ «РАВНИННОСТИ» И ЕЕ ПРЕТВОРЕНИЕ В РАННИХ СИМФОНИЯХ НИЛЬСА ВИЛЬГЕЛЬМА ГАДЕ
Е.А. Хонякина1, О.А. Светлова1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 630099, Новосибирск, Российская Федерация
Аннотация. Настоящая статья актуализирует вопрос изучения симфоний датского композитора-романтика Нильса Вильгельма Гаде (1817-1890) сквозь призму национального стиля, подразумевая преломление в его музыке черт самобытного скандинавского и датского народного искусства. Гипотезой исследования обозначена концепция «равнинности» как основополагающего качества датского национального менталитета. Автор обращает внимание на существование значительных различий между понятиями нордический (скандинавский) стиль и локально датский, а также указывает на тесную взаимосвязь этих явлений. Создается историко-культурная панорама Дании XIX в., в контексте которой обосновывается возникновение концепции «равнинности» как проявления национального самосознания датчан. Устанавливается особая взаимосвязь между этнонимом «даны» и положением «рав-нинности». Приводятся примеры из литературы и живописи Дании эпохи романтизма, где претворяется предложенная концепция. Рассматриваются Первая и Вторая симфонии Гаде с точки зрения воплощения в них национальных компонентов на образно-содержательном и музыкально-стилистическом уровне, выявляются скальдические композиционные приемы, тематические связи с фольклорным материалом. Сделан вывод, что идея «равнинно-сти», выразительной картинности выступает естественным симфоническим credo Гаде. Ключевые слова: Скандинавия, Дания, Гаде, романтизм, симфония, нордический стиль, «равнинность».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Хонякина, Е.А., Светлова, О.А. Концепция «равнинности» и ее претворение в ранних симфониях Нильса Вильгельма Гаде // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 29-42. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-29-42.
PLAINS CONCEPT AND IMPLEMENTATION IN EARLY SYMPHONIES BY NIELS WILHELM GADE
E.A. Khoniakina1, O.A. Svetlova1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 630099, Novosibirsk, Russian Federation
Abstract. This article actualizes the issue of studying the symphonies of the Danish romantic composer Niels Wilhelm Gade (1817-1890) through the prism of the national style, implying the refraction in his music of the features of the original Scandinavian and Danish folk art. Hypothesis of research indicated by the concept of "the plain" as the fundamental quality of the Danish national mentality. The author draws attention to the existence of significant differences between the concepts of Nordic (Scandinavian) style and locally Danish, and also points out the close relationship of these phenomena. A historical and cultural panorama of Denmark in the XIX century created, in the context of which the emergence of the concept of "the plain" as a manifestation of national self-consciousness of the Danes. A special relationship established between the ethnonym "Danes" and the position of "the plain". Examples are given from the literature and painting of Denmark in the era of romanticism, where the proposed concept is implemented. The first and second symphonies of Gade are considered from the
point of view of the embodiment of national components in them at the figurative-content and musical-stylistic level, the scaldic compositional techniques, thematic connections with folklore material revealed. It is concluded that the idea of "the plain" and expressive picturesqueness -a natural symphonic credo of Gade.
Keywords: Scandinavia, Denmark, Gade, romanticism, symphony, Nordic style, "the plain". Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Khoniakina, E.A., Svetlova, O.A. (2021), "Plains concept and implementation in early symphonies by Niels Wilhelm Gade", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 3, pp. 29-42. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-29-42.
Люблю я вас, леса, холмы, луга, Люблю святое имя «Данеборга», -
С ним видел Бог победной славы много!.. Люблю я Дании цветущей берега!..
Люблю я вас, зеленые поля!
Вас пашет плуг, места победных браней!..
Бог воскресит всю быль воспоминаний, Всю быль твою, родимая земля!..
Г.Х. Андерсен. «Дания - моя родина»,
1830 г.
В современном музыкальном мире значимой фигурой в истории датского романтизма признан Нильс Вильгельм Гаде (1817-1890). Вместе с тем личность и творчество этого композитора, дирижера, скрипача, педагога и общественного деятеля в зарубежном и российском музыкознании освещены крайне недостаточно. Раннему творчеству Гаде посвящены труды немецкого ученого Михаэля Мэттера (Matter M., 2012) и Анны Целенза (Celenza A., 2001). Опубликованы статьи отечественных исследователей - С.Ф. Коперской (2007) и Д.В. Белянского (Белянский Д., 2019а, 2019б, 2020). Но в целом, фигура Гаде, к сожалению, до сих пор находится в тени других композиторов, считающихся более крупными деятелями Скандинавии, и его творчество часто оценивается как «подражание» немецкому стилю.
Позволим себе не согласиться с данным распространенным мнени-
ем, и в настоящей работе актуализируем вопрос изучения симфоний Гаде сквозь призму национального стиля, подразумевая преломление в его музыке черт самобытного скандинавского и датского народного искусства. Для их выявления привлечем фольклорные образцы из сборника «30 скандинавских народных песен» в обработке Гаде (Gade N. 1910). В качестве гипотезы исследования обозначим концепцию «равнинности» как основополагающего качества национального менталитета, проявляющегося в художественной культуре Дании XIX в.
Цель настоящей статьи состоит в анализе Первой и Второй симфоний Гаде с точки зрения концепции датской «равнинности» как реализации национального стиля в соответствии с идеями эпохи романтизма. Задачи связаны с двумя аспектами: прояснение некоторых особенностей проявления национального самосознания датчан в искусстве XIX в., особенно в контексте германо-скандинавских связей, и выявление национально-характерных признаков в ранних симфониях Гаде.
Исследование осуществляется в опоре на методологический принцип историзма, методы и подходы классического исторического музыкознания, историко-культурный метод, позволяющий рассматривать
объект - раннее симфоническое творчество Гаде - в контексте художественных идей в Дании XIX в. В данной статье впервые в отечественном музыкознании предлагается концепция «равнинности» как художественного маркера датской культуры, ранние симфонии Гаде изучаются в ракурсе национального скандинавского стиля, материалы зарубежных трудов вводятся в научный обиход в переводе Е.А. Хоня-киной.
XIX в. для Дании, как и других европейских стран, стал временем повышенного интереса к родной истории и культуре. Увлечение народной тематикой носило не только сугубо датский характер, но имело общескандинавские черты. Это связано с тем, что Дания некогда включала в себя территории Англии, Шотландии, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии. Огромный интерес у датчан вызывала культура эпохи кельтов и викингов: переводилось множество песен, саг и поэтических текстов с кельтских и древнескандинавских языков, которые ложились в основу литературных и музыкальных произведений.
Поэтическим символом датского романтизма стало стихотворение «Золотые рога» Адама Готлиба Эленшлегера (1779-1850), опубликованное в сборнике «Стихотворения 1803». В трактовке этого сочинения утраченные золотые рога олицетворяли прекрасное героическое прошлое Дании, «дар древних богов», который должен был пробудить и возвысить души, но так и остался непонятым. Стихотворение было написано после встречи поэта с естествоиспытателем и философом Хенриком Стеффен-
сом (1773-1845), который в 1802 г. в Копенгагене читал лекции о философской и эстетической теории немецких романтиков, что сильно воздействовало на формирование датского романтизма1.
Национальные и скандинавские идеи нашли свое воплощение в разных видах искусства, которые достигли небывалого расцвета в эпоху романтизма, особенно в первой половине XIX столетия, вошедшей в историю как Золотой век датской культуры (Белянский Д., 2020, с. 32). Опосредованно развиваясь под неизбежным влиянием немецкой культуры, музыка Дании постепенно обретала самобытность и неповторимый национальный характер. Как отмечает Кай Оже Бруун, «Если датский романтизм, несмотря ни на что, не был подавлен духом "Лейпцига", а получил здоровое и самобытное... направление, то причиной этого было прежде всего его созвучие с датской культурной средой того времени, с датским музыкальным настроением, природой и музыкальными традициями» (цит. по: (Згара Л., 1998, с. 113)). Происходившие в музыкальной культуре XIX в. процессы стали импульсом для становления датской национальной композиторской школы. В отношении национального стиля в стране сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, продвигалась идея скандинавского (нордического) единства, с другой - происходило осознание собственно датской специфики.
Тесная связь Дании и всей Скандинавии с Германией имеет глубокие исторические и культурно-лингвистические корни. Напомним, что традиционно Скандинавия как об-
ширный Североевропейский регион объединяла страны Скандинавского полуострова и Ютландии2 - Швецию, Норвегию и Данию, а также к ней иногда причисляют Ирландию, Шотландию и Финляндию. Историко-культурное единство
скандинавских стран обусловлено
языковой принадлежностью к гер" 3
манской группе3, основавшееся с III в. на территории современной Дании племя данов исторически относят к группе германских племен.
В эпоху Средневековья в ходе исторического развития на юге Скандинавии стало формироваться Датское государство, которое впоследствии заняло лидирующую позицию в регионе, чему послужила не только удачная военная и торговая политика. На протяжении достаточно длительного этапа культура данов, развивающаяся в русле общескандинавской, была центром всего Североевропейского региона. Это отражено, например, в Младшей Эдде, где упоминается легендарный датский конунг Фроди, который правил «во всех землях, где говорят по-датски»4 - датским языком в то время назывался язык всех скандинавов5.
Однако скандинавская проза не единственный источник, подтверждающий, что раннее Датское государство являлось главенствующим. Так, византийский историк Проко-пий (500-565) указывал, что земли Ютландии - это «земли данов»6. Примечательно и то, что в Европе того времени всех скандинавов называли именно данами, т.е. эта народность являлась наиболее представительной. «Образованное в Х в. Датское королевство, начиная с конца XIV и вплоть до XVII в.,
когда в Дании утвердился абсолютизм, объединяло под своей властью весь Скандинавский регион включая Норвегию и Швецию. Датско-шведские войны XVII в. за господство над Балтикой привели в итоге к поражению Дании и закату ее прежнего величия в начале XIX в. <...> Тем не менее сама мысль о былом единстве трех скандинавских стран продолжала жить в общественном сознании или подсознании скандинавов» (Мацевич А., 2016, с. 178). Подобный скандинавизм получил активное развитие и наибольшее распространение в первой трети -середине XIX столетия (Мацевич А., 2016, с. 178).
Благодаря географическому положению, Дания в XVIII-XIX вв. продолжала играть роль «проводника» немецкого творчества в Скандинавский регион. В стране работали выходцы из Германии, в том числе композиторы и музыканты, оказывая влияние на развитие художественной культуры. Среди них, например, Иоганн Хартман7 (1726-1793) - дед будущего знаменитого композитора Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана (1805-1900), перебравшийся в Копенгаген около 1768 г., создатель датского романса Кристоф Эрнст Фридрих Вайсе (1774-1842) и Фридрих Кулау (1786-1832), вошедший в историю благодаря музыкально-драматическому произведению «Холм эльфов» по пьесе Й.Л. Хейберга (1828), подготовившему почву для зарождения датской национальной романтической оперы.
И наоборот - датские художники, как правило, учились и повышали свое профессиональное мастерство в Германии. В то же время, в свя-
зи с ростом национального самосознания в Дании актуализировались две главные темы - национальной идентичности датчан и единства скандинавских народов, о чем в поэтической форме провозгласил Г.Х. Андерсен, написав в 1839 г. стихотворение «Я - скандинав», одна из строк которого стала своеобразным кредо: «Мы - один народ, нас называют скандинавами». Такая же ситуация была и в других Скандинавских странах8.
Процессы осознания национальной датской специфики отражались в разных видах художественного творчества, в том числе наиболее ярко и зримо - в изобразительном искусстве. Обратим внимание на то, как художники понимали и передавали национальный колорит: Дания для них была страной идиллически летнего пейзажа, ароматных лугов и буковых лесов. Показательными примерами служат знаменитые полотна К. Кёбке «Вид на улицу в Эстербро за пределами Копенгагена. Утренний Свет» (1836), Й. Лундбю «Пейзаж в северной Зеландии» (1842) и «Ханкехёй» (1948), Д. Драйера «Пейзаж близ Тёринга в Ютландии» (1843), Т. Фи-липсена «Осенний день в Дирехаве-не, солнечное сияние» (1886) (некоторые образцы даны в приложении). При этом всячески игнорировались картины неблагоприятной зимы с бесконечно долгими ночами (Matter M., 2012, р. 208). К тому же, неудачи в военно-морских конфликтах в начале XIX в., в результате которых Дания потеряла авто-
«-» 9
ритет морской державы9, заставила датчан переключить свое внимание с «внешнего» национального ресурса -моря к «внутреннему» - зеленым
просторам Родины, лугам и полям. Главным символом Дании стали безмятежные солнечные ландшафты, которые, безусловно, соответствовали самой природе этого региона, где преобладают равнины с многочисленными озерами и небольшими холмами10. Именно эту природную характерность воспел Г.Х. Андерсен в стихотворении «Дания - моя родина», фрагменты которого приведены в качестве эпиграфа к нашей статье.
Как полагают исследователи, эта образная символика равнины заключена в самом названии народности - данов. Есть предположение, что этноним danir (лат. Dani, др.-англ. Dene) «связан с др.-англ. denne -"впадина, берлога" и denu "долина" (курсив наш. - Е.Х., О.С.)»11. Таким образом, датский народ с древности ассоциировался с равнинными просторами зеленых пейзажей. «Рав-нинность» выступает архаическим символом данов и проецируется на особенности датского менталитета, характеризующегося спокойствием, уравновешенностью и глубоким единством с природой.
В данном контексте датские композиторы, и в том числе Гаде, стремились найти те компоненты, которые смогли бы их идентифицировать и отделить от всеобъемлющего русла немецкой музыки, что было непросто в связи с общим архаическим германо-скандинавским прошлым. И такие компоненты постепенно формировались. В процессе поиска национально-характерного постепенно появлялся общескандинавский стиль «северной школы», который в свою очередь, разделился на датский, шведский и норвежский -как отдельные национальные ветви (Беккер П., 1926, с. 26).
Поиски шли на двух уровнях: образно-сюжетном, связанном с обращением к своей национальной истории, литературе, эпосу, и музыкально-стилистическом, подразумевающем отбор национальных выразительных средств с опорой на фольклор (скандинавский и датский). Важно, что Гаде по примеру своего учителя, композитора А.П. Берггрена также собирал и изучал народное творчество, итогом чего стал сборник скандинавских народных песен, включающий 30 обработок фольклорных источников - датских, шведских, норвежских. Поэтому, безусловно, датский и в целом скандинавский фольклор оказал на творчество датского композитора значительное влияние. Примечательно также, что Гаде в ранних партитурах фиксировал дату окончания работы над сочинением рунами (Matter, 2012, р. 180): знаки древней германо-скандинавской рунической письменности, распространенные примерно до XIII в. и вытесненные латиницей, стали для композитора своего рода архаическим символом и авторской подписью, обозначавшей принадлежность к нордическому стилю12.
Открытием скандинавского стиля Гаде стала увертюра «Отзвуки Осси-ана», написанная в 1840 г., где создан пейзаж древнего североевропейского мира. В качестве программной основы произведения избраны стихи легендарного кельтского героя народного эпоса Оссиана, по преданию жившего в Ирландии в III в. и считающегося автором большого цикла поэтических произведений, известного как «Поэмы Оссиана»13. Помимо ярких внешних проявлений национального начала - сю-
жетно-образных связей и тембрового колорита, в увертюре явственно проступают фольклорные компоненты. Гаде использовал фрагментарное цитирование подлинной народной мелодии: нами обнаружено, что основой главной темы послужил мотив датской песни «Рамунд был лучшим человеком».
Стремление к отражению нордического характера было продолжено в Первой симфонии, созданной через два года после «Оссиана». В ней прослеживается интерпретация средневекового народного предания, предположительно VIII в., о датском короле Вальдемаре, по мотивам которого Бернхард Северин Ингеман (1789-1862) создал стихотворение «На прекрасных равнинах Зеландии». Гаде отмечал в своих дневниках, что первые строки литературного источника должны служить передачей образа скандинавской легенды (Matter M., 2012, р. 128). Именно поэтому при издании партитуры он настаивал на том, чтобы строка «На прекрасных равнинах Зеландии» фигурировала не как название симфонии, а как подзаголовок, указывающий на скрытую программу. Обратим внимание, что в ней говорится о равнинах Зеландии, что отсылает к архаической символике и национальному характеру симфонии: так Гаде изначально подчеркивает принадлежность к датскому стилю. В образно-сюжетном плане композитор не столько хотел отразить поэтический образец, сколько воплотить мотивы легенды14, которые отразились в симфонии.
Первая часть рисует образ воинственного короля Вальдемара и его свиты, скачущих по просторам леса Гурре. Вторая - Скерцо - вопло-
щает образы призраков, не нашедших покоя, но до сих пор радостно восхваляющих своего правителя, прославляющих его успехи. Третья часть передает эпизод легенды, связанный с причиной, по которой король и его подданные превратились в неупокоенные души: во всем виновата безумная любовь к прекрасной Товелилле, скончавшейся от яда любившей Вальдемара шведской королевы. Музыка воспевает возвышенную любовь датского короля к своей возлюбленной Товелилле. Прекрасное чувство затуманивает сознание правителя, и он отрекается от Бога. В четвертой части симфонии возвращается главный образ короля Вальдемара, скачущего по лесам в вечном поиске любви. Торжественность, фанфарность подчеркивают героико-эпический, величественный характер и символизируют вечность этого легендарного сюжета.
Несмотря на драматический сюжет легенды, композитор реализует ее образное содержание в симфонии путем отказа от конфликтно-драматического начала: цикл развертывается в лирико-эпическом ключе. В композиционной драматургии усматривается влияние средневековой скальдической поэзии. В романтической литературе Дании был распространен метод сочинения «в духе народной поэзии», в «грубом стиле нордической поэзии», который претворялся на основе синтеза «народной традиции и творческого преобразования по образцу стихов Оссиана и Томаса Перси» (Matter M., 2012, р. 70).
Скальдические поэмы имели предельно сложную организацию, которой свойственна резкая, внезапная контрастная смена характера и сю-
жета повествования. Подобная работа наблюдается в симфонии Гаде. Основным драматургическим приемом становится яркий, резкий контраст-сопоставление разделов - вся музыкальная композиция представляет собой словно отдельные «эпизоды», которые достаточно хорошо различимы между собой аудиаль-но и визуально в партитуре. Такой прием сопоставления, при отсутствии драматической конфликтности и мотивной разработочности, в целом характерен для эпического симфонизма.
Кроме того, литературоведы-исследователи архаических и средневековых германских поэтических источников указывают на активное использование в них аллегорий, их грубую словесную составляющую, рисующую страшные картины мифов, легенд и событий прошлого. «Германская поэзия героической поры характеризуется употреблением кеннингов, специфичных метаморфических оборотов и выражений, с которых обозначаемое понятие передается при посредстве других понятий, смежных или противоположных. Такие кеннинги применялись не одними скальдами, они встречаются как в англосаксонской поэзии, так и у скандинавов в песнях "Старшей Эдды"»15.
Наличие скрытой программности в симфонии выступает своеобразным аналогом аллегории кеннин-гов: «сюжет» симфонии «вырисовывается» через разные образные грани одного и того же тематизма. К примеру, тема вступления первой части представляет эпический «пробуждающийся» образ средневековой Скандинавии, но в то же время она служит основой и для побочной пар-
тии, но уже в противоположном -героическом характере. Тема проводится в ритмическом уменьшении и с фригийской гармонией в партии струнных инструментов.
В Первой симфонии ярко проявляются методы работы Гаде с фольклорным материалом. В соответствии с замыслом произведения, в основу темы вступления положена популярная датская народная песня о возлюбленной короля «Tove Lille»16. Гаде фрагментарно сохранил интонационный контур песни, дав ее в ритмическом увеличении
и используя повтор начальной фразы с ладовым перекрашиванием (примеры 1, 2). Тем самым он изменил жанровость образца, подчинив его художественной идее и придав мелодической линии «равнинный» характер, отличающийся сдержанностью, плавной рельефностью, неспешностью развертывания. Наряду с приемом переинтонирования народной песни, Гаде в Первой симфонии свободно работает с фольклорным материалом, создавая темы на основе характерных мелодико-рит-мических оборотов.
Пример 1. Тема вступления 1-й части Первой симфонии (Symphony № 1, the 1st movement, theme of the introduction)
Пример 2. Датская народная песня «Tove Lille» (Danish folk song "Tove Lille")
Иным введением отличается Вторая симфония, которую Гаде писал уже в Лейпциге (с 1840 г.), приехав туда по приглашению Ф. Мендельсо-на17. Однако в этой непрограммной симфонии обнаруживается проявление не немецкого, а именно датского стиля. Эту особенность подметил Р. Шуман, написав в преддверие премьеры в одном из своих писем 1844 г.: «Мы ждем появления второй симфонии Гаде [Е^иг] еще в этом месяце; она отличается от первой: звучит мягче и тише; представляешь себе милые его сердцу буковые леса Дании» (Шуман Р., 1979, с. 163).
В самом общем плане характер симфонии действительно отличается большей сдержанностью и мягкостью. Композитор отходит от представленных в увертюре «Отзвуки Оссиана» и Первой симфонии воинствующих мотивов и образов давних времен, рисуя идиллическую картину, отражая спокойствие и душевный подъем, свойственную датскому менталитету «равнинность». В композиционном отношении, в сравнении с Первой симфонией, во Второй явственно сглажены контрасты между разделами форм частей, что также отдаляет «датскую» симфонию от идеи воплощения принципов скальдической поэзии в музыке. Интерпретация аккордовой вертикали здесь более приближена к классико-романтической традиции, в частности, представлены ак-
корды полной структуры, без пропусков тонов, из-за чего исчезает характерная для архаической скандинавской музыки и фольклора амбивалентность, а присутствует ярко выраженная ладовая окраска.
В то же время композитор не отказывается от найденных им в предыдущих симфонических произведениях приемов отражения общескандинавского колорита, особенно в темброво-фактурных решениях. Так, в теме финала, призванного обобщить развитие музыкальных идей симфонии, Гаде применяет уже известный по увертюре прием изложения скандирующей мелодии на фоне арпеджио. Но если в «Отзвуках Оссиана» символом архаического прошлого и «проводником» в древний скандинавский мир выступала арфа, то здесь композитор отдает арпеджио группе струн-но-смычковых инструментов, вследствие чего возникает своего рода аллюзия на архаику, намек на историческое прошлое. Соответственно, в контексте всей симфонии данная музыкальная тема запечатлевает образ возвышенно-ликующий, нежели воинственный нордический.
Отметим, что такой характер задан уже во вступлении симфонии, где создается картина идиллического летнего пейзажа. Солирующая валторна напоминает скандинавский рог, причем не в сигнальном воинственном звучании, а как возглас пастушьего рога (пример 3).
Пример 3. Тема валторны из выступления 1-й части Второй симфонии (клавир) (Symphony № 2, the 1st movement, horn theme of the introduction (clavier))
Воспевая внутреннюю гармонию данов и их неразрывную связь с окружающим миром, Гаде рисует в основном светлые, радостные, умиротворенные образы, используя для формирования основных тем симфонии скандинавские песен-но-танцевальные мотивы. Подчеркнем при этом, что в мелодике Второй симфонии, в отличие от Первой, не просматривается явное сходство с конкретными фольклорными образцами. Но можно уловить далекое родство на жанровом уровне. К примеру, тема второй части и шведская народная песня «Malcolm Sinclair» («Малкольм Синклер») близки жанровыми признаками трехдольного марша с идентичной аккордовой фактурой, структурой повторного строения, пунктирными фигурами и гармонической переокраской.
Рассмотрев ранние симфонии Гаде с точки зрения отражения поиска композитором воплощения национального стиля, отметим следующее. Для Гаде, как первого датского романтика-симфониста, принципиально важной творческой позицией стало претворение в музыке образов и музыкальных символов Родины. Еще раз акцентируем внимание на его интересе именно к датским источникам, как на содержательно-смысловом уровне (легенда о датском короле Первой симфонии),
так и музыкально-тематическом (использование датских народных песен или отдельных характерных мелодико-ритмических оборотов). Поскольку в ранних произведениях обращение к национальному материалу занимает главное место, подчеркивается особое значение выбранных композитором элементов датского стиля, реализованного в контексте стиля нордического.
Для адекватного восприятия и понимания национального симфонизма Гаде ключевой является концепция «равнинности», характерная для датского романтического искусства. В творчестве композитора она претворяется, в первую очередь, в выборе неконфликтного типа симфонизма с лирическим или лирико-эпическим тоном высказывания, в отражении спокойной созерцательной составляющей его музыкальных произведений. В ранних национальных симфониях Гаде мелодический контур главных тем словно «выписывает» плавные линии датского природного «мягкого ландшафта» (Gissel J., 1999, р. 292). Таким образом идея «равнинности», выразительной картинности, органично ассоциирующиеся с красотой родной природы, но при этом без явной зримой звукоизобразительно-сти, выступает самым естественным симфоническим credo Гаде.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ
Иллюстрации картин датских художников-романтиков
Йохан Томас Лундбю «Пейзаж в северной Зеландии» (1842) (Johan Thomas Lundbye, "Landscape in northern Zealand" (1842))
Данкварт Драйер «Пейзаж близ Тёринга в Ютландии» (1843) (Dankvart Dreyer, "Landscape near Torring in Jutland" (1843))
ПРИМЕЧАНИЯ
1 История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О.В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 373.
2 Полуостров на севере Европы, на котором располагается современное Датское государство.
3 Исключением является Финляндия, язык которой относится к финно-угорской группе.
4 Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970. С. 142.
5 Там же. С. 235.
6 История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О.В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 37.
7 Немецкая транскрипция фамилии -Гартман.
8 Напомним, что норвежец Э. Григ вспоминал в интервью 1907 г. газете «Берли-нер Локаль-Анцайгер»: «Я воспитывался в немецкой школе, учился в Лейпциге и поэтому в музыкальном отношении - совершеннейший немец. Но потом я поехал в Копенгаген и узнал там Гаде и Хартма-на. И тогда меня осенило, что дальнейшее развитие я смогу получить только на национальной почве. И путь мне указала наша норвежская народная музыка. В Германии критики относились ко мне плохо, потому что меня невозможно было подогнать под те мерки, которыми они привыкли измерять композиторов» (Бенестад Ф., 1986, с. 343).
9 Речь идет о военно-морском конфликте между Англией и Данией, начавшимся с Копенгагенского сражения в рамках войны Второй коалиции в 1801 г. Датская сторона потерпела поражение; был нанесен превентивный удар в ответ на решение Дании присоединиться к континентальной блокаде - обстрел Копенгагена англичанами с моря в 1807 г. и захват ими всего датского флота. Это событие послужило началом Англо-датской войны 1807-1814 гг. (Война канонерских лодок), по итогам которой Дания признала поражение.
10 Этим Дания отличается от своих скандинавских соседей - Швеции с «изрезан-
ным» внутренними реками горно-равнинным ландшафтом, с множеством торфяных болот, и горной Норвегии с фьордами, обширными лесами и ледниками.
11 История Дании с древнейших времен до начала XX века / отв. ред. О.В. Чернышева. М.: Наука, 1996. С. 37.
12 Примечательно, что музыкальная монограмма GADE не была им применена в симфонических произведениях в качестве авторского символа.
13 Программный замысел увертюры раскрыт Д.В. Белянским (Белянский Д., 20196).
14 Легенда повествует о правителе Дании Вальдемаре (1131-1182) и его возлюбленной Товелилле (другой вариант ее имени - Тове). После смерти любимой от яда шведской королевы, Вальдемар погрузился в отчаяние. Свою душевную боль он вымещал в охоте. Даже после смерти, разъезжая призраком вместе со своей свитой по окрестностям леса Гурре, Вальдемар наводил на местных жителей ужас. Его появление всегда сопровождается шумом, криком, щелканьем кнутов. Люди уступают ему дорогу, прячась за деревьями.
15 История Норвегии / А.Я. Гуревич,
B.В. Рогинский, А.С. Кан и др.; редкол.: А.С. Кан (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1980.
C. 120.
16 В русскоязычной литературе нам встретилось слитное написание названия этой песни. Впервые Гаде использовал ее еще в 1838 г. (за четыре года до симфонии) при создании хора a cappella «На прекрасных равнинах Зеландии» по одноименному стихотворению Ингемана.
17 В 1844 г. в Лейпциге состоялась премьера Первой симфонии Гаде. После смерти Мендельсона в 1847 г. датский композитор был назначен главным дирижером оркестра Гевандхвуза, но в связи с начавшейся войной между Пруссией и Данией за герцогства Шлезвинг и Гольштейн весной 1848 г. он был вынужден вернуться в Копенгаген.
ЛИТЕРАТУРА
Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера / пер. Р. Грубера. Л.: Тритон, 1926. 63 с.
Белянский Д.В. Нильс Гаде в Лейпциге и Копенгагене // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019а. № 1. С. 44-59.
REFERENCES
Bekker, P. (1926), Simfoniya ot Betkhovena do Malera [Symphony from Beethoven to Mahler], trans. by R. Gruber, Triton, Leningrad, 63 p. (in Russ.)
Belyansky, D.V. (2019a), "Nils Gade in Leipzig and Copenhagen", Uchenyye zapiski
Белянский Д.В. «Поэмы Оссиана» в европейском искусстве: к вопросу об истоках датского романтизма // Научный вестник Московской консерватории. 20196. № 4. С. 128-161. URL: https://nv.mosconsv.ru/dr/ sites/default/files/2020-10/19_4_128-161_ belyansky_full_0.pdf (дата обращения:
25.09.2020).
Белянский Д.В. Золотой век культуры Дании. Эстетика и поэтика искусства // Журнал общества теории музыки. 2020. № 2. С. 31-41. URL: http:// journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/ files/2020_2_%2830%29_4_Belyansky_ Danish_Golden_Age_1.pdf (дата обращения:
23.04.2021).
Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ человек и художник / пер. с норв. М.: Радуга, 1986. 376 с.
Згара Л. Руд Ланггор в музыкально-эстетическом контексте своего времени (эстетика Ланггора как антипод эстетики Карла Нильсена) // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран. Петрозаводск; СПб., 1998. С. 112-122.
Коперская С.Ф. Органное творчество Н.В. Гаде и Й.П.Э. Хартмана в контексте музыкальной культуры Дании XIX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organnoe-tvorchestvo-n-v-gade-i-y-p-e-hartmana-v-kontekste-muzykalnoy-kultury-danii-xix-veka (дата обращения: 07.02.2019).
Мацевич А.А. Становление национальной самоидентификации в культуре и литературе скандинавских стран // Studia Litterarum. 2016. № 1-2. С. 171-196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
stanovlenie-natsionalnoy-samoidentifikatsii-v-kulture-i-literature-skandinavskih-stran (дата обращения: 05.04.2021).
Шуман Р. О музыке и музыкантах: В 2 т. Т. 2Б / сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. Д.В. Житомирского. М.: Музыка, 1979. 294 с.
Celenza A.H. The Early Works of Niels W. Gade: In Search of the Poetic. Burlington: Ashgate, 2001. [xvi]. 251 p.
Gade N.W. Skandinavishe Volkslieder für Pianoforte. Liepzig: C.F. Peters, 1910. 16 p.
Gissel J. A.P. Den nordiske linie i dansk music // Fortid og Nutid, 1999. № Dec. pp. 281-304. URL: https:// tidsskrift.dk/fortidognutid/article/ download/74897/108350/ (дата обращения: 13.11.2018).
Matter M. Niels W. Gade und der «nordische Ton»: ein musicgeschichtlicher Präzedenzfall. Zurich: University of Zurich, 2012. 284 p.
Rossiyskoy akademii muzyki im. Gnesinykh [Scientific Notes of the Gnesin Russian Academy of Music], no. 1, pp. 44-59. (in Russ.)
Belyanskiy, D.V. (2019b), "«The Poems of Ossian» in European Art: On the Origins of Danish Romanticism", Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory], no. 4, pp. 128161, Available at: https://nv.mosconsv.ru/dr/ sites/default/files/2020-10/19_4_128-161_ belyansky_full_0.pdf (Accessed 25 September
2020). (in Russ.)
Belyanskiy, D.V. (2020), "The Golden Age of Danish Culture. Aesthetics and Poetics of Art", Zhurnal obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society of Music Theory], no. 2, pp. 31-41, Available at: http:// journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/ files/2020_2_%2830%29_4_Belyansky_ Danish_Golden_Age_1.pdf (Accessed 23 April
2021). (in Russ.)
Benestad F., Shel'derup-Ebbe, D. (1986), Edvard Grig chelovek i khudozhnik [Edvard Grieg is a man and an artist], Raduga, Moscow, 376 p. (in Russ.)
Celenza, A.H. (2001), The Early Works of Niels W. Gade: In Search of the Poetic, Ashgate, Burlington, 251 p. (in Eng.)
Gade, N.W. (1910), Skandinavishe Volkslieder fBr Pianoforte, C.F. Peters Liepzig, 16 p. (in Germ.)
Gissel, J.A.P. (1999), "Den nordiske linie i dansk music", Fortid og Nutid, no. December, pp. 281-304. Available at: https://tidsskrift.dk/fortidognutid/
article/download /74897/108350/ (Accessed 13 November 2018). (in Germ.)
Koperskaya, S.F. (2007), "Organ art by N.V. Gade and J.P.E. Hartman in the context of the musical culture of Denmark in the XIX century", Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News RGPU im. A.I. Herzen], no. 40, pp. 133-138. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/organnoe-tvorchestvo-n-v-gade-i-y-p-e-hartmana-v-kontekste-muzykalnoy-kultury-danii-xix-veka (Accessed 07 February 2019). (in Russ.)
Matsevich, A.A. (2016), "The development of national self-identification in Scandinavian culture and literature", Studia Litterarum [Studia Litterarum], no. 1-2, pp. 171191, Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/stanovlenie-natsionalnoy-samoidentifikatsii-v-kulture-i-literature-skandinavskih-stran (Accessed 05 April 2021). (in Russ.)
Matter, M. (2012), "Niels W. Gade und der «nordische Ton»: ein musicgeschichtlicher Präzedenzfall", University of Zurich, Zurich, 284 p. (in Germ.)
Shuman, R. (1979), O muzyke i muzykantakh [About music and musicians], vol. 2B, Muzyka, 294 p. (in Russ.)
Zgara L. (1998), "Rud Langgor in the musical and aesthetic context of his time (Langgor's aesthetics as the antipode of Karl Nielsen's aesthetics)", O muzyke kompozitorov Finlyandii i skandinavskikh stran [About the music of composers of Finland and the Scandinavian countries], Petrozavodsk, Saint Petersburg, pp. 112-122. (in Russ.)
Сведения об авторах
Хонякина Елена Александровна, магистрант кафедры истории музыки, специалист по методическому обеспечению Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Authors information
Elena A. Khoniakina, Undergraduate of the Department of Music History, Methodological support specialist at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Olga A. Svetlova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Music History at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 02.07.2021 После доработки 24.08.2021 Принята к публикации 30.08.2021
Received 02.07.2021 Revised 24.08.2021 Accepted for publication 30.08.2021