Музыкальное искусство | Music Art
Е.А. Хонякина, студент
Научный руководитель — О.А. Светлова, заведующая кафедрой Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
E. Khoniakina, student
Scientific advisor O. Svetlova, Head of the Department Novosibirsk State Glinka Conservatoire
Творческий путь Нильса Гаде в контексте датского
романтизма
The creative path of Niels Gade in the context of Danish romanticism
В статье рассматривается творческий путь наиболее значимого для датской музыкальной культуры XIX века композитора Нильса Вильгельма Гаде (18171890). Определяются периоды его композиторской деятельности в контексте истории и культуры эпохи романтизма. Знаковыми произведениями раннего (1817-1840) и начала зарубежного (1840-1848) этапов творчества, отражающими основные тенденции XIX века, являются увертюра «Отзвуки Оссиана» (1840) и Симфония № 1 (1842). Оба сочинения позволили обозначить фигуру датского композитора, как лидера национальной школы. Зарубежный период творчества характеризуется постепенным отходом Гаде от скандинавского колорита под влиянием лейпцигской школы. В зрелый период творчества (1848-1880) композитор ведёт интенсивную музыкально-общественную и педагогическую деятельность, повлиявшую на развитие датской композиторской и исполнительской школы. Эти годы знаменуют расцвет позднего симфонизма Гаде, после чего наблюдается спад творческой активности композитора.
Ключевые слова: Гаде, Дания, Скандинавия, романтизм, западноевропейская музыка, национальная школа
The article examines the creative path of the most significant for the Danish musical culture of the 19th century composer Niels Wilhelm Gade (1817-1890). The periods of his composing activity in the context of the history and culture of the era of romanticism are determined. Significant works of the early (1817-1840) and early foreign (1840-1848) stages of creativity, reflecting the main tendencies of the 19th century, are the Overture "Echoes of Ossian" (1840) and Symphony No. 1 (1842). Both compositions made it possible to designate the figure of the Danish composer as the leader of the national school. Foreign creative period characterizes by a gradual withdrawal from the Scandinavian Gade color under the influence of the Leipzig School. In the mature period of his creative work (1848-1880), the
composer leads an intensive musical, social and pedagogical activity, which influenced the development of the Danish composing and performing school. These years mark the heyday of Gade's late symphony, after which there is a decline in the composer's creative activity.
Keywords: Gade, Denmark, Scandinavia, romanticism, western European music
Начало XIX века в истории Дании ознаменовано противоречивыми событиями. Множество локальных и крупных войн на территории датского королевства и прилегающих к нему земель несли разрушительный характер для политики и экономики страны. Но в то же время именно это обусловило рост национального самосознания, почвой для чего стал романтизм, проникший в Данию из Германии. В этот период в европейском музыкальном искусстве начался новый этап расцвета национальных школ. Пауль Беккер в труде «Симфония от Бетховена до Малера» отмечает, что отделившаяся от немецкой линии скандинавская ветвь, в свою очередь, разделилась на три вполне самостоятельных, но не теряющих связи между собой, группы — шведскую, норвежскую и датскую [2, с. 26]. Музыкальный романтизм Дании на начальном этапе был прочно связан с лейпцигской школой, и далее прошёл самостоятельный путь развития. Основоположниками датской национальной школы являются Иоганн Петер Эмилиус Хартман (1805-1900) и Нильс Вильгельм Гаде (1917-1900), а своего яркого расцвета она достигнет в творчестве Карла Нильсена (1865-1931).
«К началу XX в. в музыкальной культуре Дании обозначилась проблема, связанная с отсутствием профессиональной литературы, обозревающей целостную историю развития датской музыки» [7, с. 163]. Подобный кризис был непосредственно связан с отсутствием в датской музыкальной культуре традиций исследования и описания происходивших культурных процессов, а общие сведения биографии основных их деятелей можно было почерпнуть только через эпистолярное наследие. Однако музыка Дании обладает значительным фондом, из которого многое остаётся неисследованным или же частично изученным. Поэтому задачей настоящей статьи является рассмотрение творческого пути крупнейшего композитора, одного из выдающихся деятелей датского искусства XIX века Нильса Вильгельма Гаде, с определением периодов его композиторской деятельности в контексте истории и культуры Дании.
1810-е годы стали периодом рождения многих выдающихся европейских композиторов — Шопена (1810), Шумана (1810), Листа (1811), Вагнера (1813), Верди (1813) и др. В эту же плеяду входит Нильс Гаде, появившийся на свет в 1817 году в музыкальной семье. В раннем возрасте он стал демонстрировать ярко выраженный талант и желание стать музыкантом. В 15 лет Гаде начал осваивать скрипку с известным в Дании композитором, скрипачом и концертмейстером Копенгагенского Королевского оркестра Фредериком Тор-кильдсеном Вексшаллем, изучать теорию и композицию с Андреасом Берггреном — датским композитором и фольклористом, составителем сбор-
ника народных песен. Юность Гаде прошла в атмосфере национального подъёма и активного увлечения датским фольклором. Он испытал значительное влияние писателя-сказочника Андерсена и поэта-романтика Адама Элен-шлегера.
Период до 1839 года можно именовать ранним этапом творчества Гаде, в котором он проявил себя как исполнитель и композитор, пробующий себя в разных жанрах. В мае 1833 года Гаде дебютировал как скрипач и уже через год был приглашён в качестве младшего скрипача в Королевскую капеллу в Копенгагене, известную как Датский Королевский оркестр. Работа в старейшем коллективе, который берёт своё начало от ансамбля трубачей и барабанщиков, собранного ещё в 1448 году для коронации Кристиана I, была престижна и почётна. Гаде со своими коллегами выступал и как камерный музыкант, исполняя струнные квартеты венских классиков (одними из часто исполняемых были сочинения Бетховена) и собственные произведения — квартет (1836), скерцо (1836), струнный квинтет (1837).
Большое значение для творческого развития молодого композитора имели контакты с его современниками — поэтами, музыкантами и актёрами, в общении с которыми он знакомился с немецкой литературой и современной музыкой. Но настоящий творческий подъём Гаде испытал осенью 1838 года, когда совершил концертный тур по Норвегии и Швеции. На основе писем композитора к А. Берггрену шведский исследователь Финн Матиасен отмечает, что именно с этого времени в музыке Гаде проявляется настоящий нордический характер [9, с. 68]. Вдохновлённый романтической поэзией, историей, фольклором и северной природой Скандинавии, Гаде написал ряд опусов: вокальные циклы «Пять мелодий на сказочные исторические стихи» (1840), «Агнета и водяной» из восьми песен для голоса, женского хора и оркестра на стихи Г.Х. Андерсена (1842), балет «Музы отечества», созданный совместно с И.Ф. Фрёлихом (1840). Гаде пробует перо в жанре оркестровой увертюры и фортепианной сонаты (Соната ми-минор стала единственным образцом работы в этом жанре). Некоторые сочинения не оправдали ожиданий композитора, например, он был разочарован в увертюре «Сократ» после её исполнения. Но Гаде продолжал поиски своего стиля, прежде всего, в опоре на национальный колорит. Как пишет Д. Белянский, «датский фольклор стал важным истоком тематизма Гаде» [3, с. 47], указывая в качестве примера побочную тему увертюры «Представление в ночь на Ивана Купала» (1840), которая «словно заимствована из сборника „Избранные датские баллады"» [Там же].
Важным итогом этого периода стала увертюра «Отзвуки Оссиана» 1840 года, появившаяся под влиянием всеобщего увлечения датчанами древней
W W п
литературой и историческим прошлым своей страны. В качестве программной основы данного произведения Гаде избирает стихи легендарного кельтского героя народного эпоса Оссиана, по преданию жившего в Ирландии в III веке, предполагаемого автора большого цикла поэтических произведений, известного как «Поэмы Оссиана». Этот цикл является одним из важнейших
памятников раннего кельтского фольклора [1; 4], хотя само существование Оссиана современными исследователями оспаривается. В увертюре Гаде отказался от последовательного развития сюжета, её программа является обобщённо-картинной. В героико-эпическом ключе композитор рисует пейзаж древнего североевропейского мира, суровый колорит которого передаётся уже во вступлении. По рекомендации своего учителя Берггрена, Гаде использовал здесь мотив датской народной песни «Ramundvar den bedste mand» («Рамунд был лучшим человеком») [9, с. 73].
Следующий этап творчества композитора пришёлся на непростое время. В 40-е годы в Дании достигло своего пика недовольство низшего сословия результатами аграрной реформы, проведённой ещё в 80-е годы XVIII века. Народные движения приобретали массовый характер, в стране постепенно назревала революционная ситуация, так же, как и во всей Европе.
Гаде с большим интересом наблюдал за тенденциями в европейском музыкальном искусстве, в особенности ближайшего к Дании соседа — Германии. Особое влияние на работу датского симфониста оказало знакомство музыканта с двумя выдающимися музыкальными деятелями XIX века — Мендельсоном и Шуманом. Концепции композиторов Лейпцигской школы складывались под влиянием идей главенства чувств над разумом, а также обращения к новому типу лирического героя — «маленькому человеку», предрасположенному к особой созерцательности и склонному к философской рефлексии. В. Холопова пишет: «Именно в романтизме XIX века музыка в полной мере стала „языком чувств", обретя законченную эмоциональную концепцию. Это максимальное слияние с её внутренним „Я" человека принесло академической музыке новое дыхание — за всю историю этого вида искусства» [6, с. 181]. В предреволюционные 1840-е гг. виднейшими европейскими композиторами создаются шедевры, знаменующие расцвет немецкого романтизма и значительно повлиявшие на современников, а именно: вокальные циклы и Первая симфония Шумана, «Шотландская» симфония и музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, первые реформаторские оперы Вагнера «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин».
Примечательно некоторое сходство творческих биографий Мендельсона и Гаде. Так, оба композитора обращались к кельтским сюжетам. В 1832 году немецкий музыкант написал концертную увертюру «Гебриды, или Фингалова пещера», а через восемь лет его коллега из Дании сочинил произведение в этом же жанре «Отзвуки Оссиана». Последнее было представлено на организованном Копенгагенским музыкальным обществом конкурсе, в жюри которого был Мендельсон. За сочинение этого произведение Гаде получил первую премию.
Воодушевлённый грандиозным прорывом в национальный стиль в увертюре «Отзвуки Оссиана», Гаде пишет Первую симфонию (1842), отличающуюся ярко выраженным скандинавским колоритом. Её образы навеяны известной в Скандинавии легендой об охоте короля Вальдемара, именно поэтому
симфонии часто приписывают название «Paa Sj0lunds fagre Sletter» («На прекрасных равнинах Зеландии») по первым строкам литературной версии легенды, изложенной датским поэтом Бернхардом Северином Ингеманом. Но, как отмечает датский исследователь Джон Гиссель, стихотворение не служит сюжетной программой симфонии [7, с. 296]. В произведении Гаде обобщённо представил этот средневековой миф. Основная тема симфонии была записана композитором ещё в 1838 году, а текст стихотворения лёг в основу другого произведения Гаде — хора a cappella.
Вероятно, из-за сложной ситуации в стране, Первая симфония не была исполнена в Копенгагене. Не отчаиваясь, Гаде сразу же отправил партитуру Мендельсону, который с энтузиазмом воспринял новинку и представил её публике в марте 1843 года в Лейпциге. Успешная премьера симфонии позволила Гаде получить правительственный грант, благодаря которому он смог отправиться в Лейпциг, где ближе познакомился с Мендельсоном и Шуманом. Он получил место помощника дирижёра оркестра и занял должность преподавателя в Лейпцигской консерватории. После смерти Мендельсона в 1847 году Гаде был назначен главным дирижёром Гевандхауза, но в связи с революционными событиями и начавшейся войной между Пруссией и Данией за герцогства Шлезвинг и Гольштейн весной 1848 года он был вынужден вернуться в Копенгаген. Его работы, сочинённые в Лейп-цигский период: Вторая и Третья симфонии (1843, 1847); Струнный октет (1848) — демонстрируют некоторый отход от национального характера и отражают неизбежное влияние лирического стиля Мендельсона. Всё же композитор не отступает от нордической линии творчества и пишет кантату «Комала», в которой частично использует мотивы из своей увертюры «Отзвуки Оссиана» [7, с. 294]. При этом Гаде не ограничивался только скандинавской тематикой. В 1842 году он принял участие в уникальном творческом проекте: известный балетмейстер Август Бурнонвиль, вернувшийся из Италии в Данию, поспешил реализовать свои музыкальные идеи, насыщенные средиземноморским колоритом. Он поручил написание трёхактного балета «Неаполь, или рыбак и его невеста» 1 сразу четырём композиторам: Нильсу Гаде, Хансу Христиану Лумбю, Эрику Хельстеду и Хольгер Симону Паулли.
С возвращением в Копенгаген в 1848 году начинается следующий период творчества Гаде, попадающий на третью четверть XIX века. Локальные военные конфликты (в частности, между Пруссией и Данией), кризисы, а также индустриализация, расслоение крестьянства и сложные социальные движения вызвали в сфере датского искусства значительные преобразования и перемены. Так, постепенно на смену романтизму формируются новые реалистические тенденции.
1 Данное произведение получило всемирное признание. Важно отметить, что за пол века в одной только Дании этот балет исполнялся не менее 600 раз.
В Копенгагене композитор увлёкся новыми для него видами деятельности. Одной из важных задач стала реорганизация Датского Музыкального общества, которое находилось в упадке на протяжении нескольких лет; под руководством Гаде оно возродилось и снова пришло к своему расцвету. Гаде основал постоянный симфонический оркестр и хор на базе оркестра Ханса Христина Лумбю, которые вывели концертную жизнь Копенгагена на международный уровень. С этими коллективами Гаде дал датскую премьеру Девятой симфонии Бетховена и ряда его основных сочинений. Он также впервые представил датчанам музыку Барокко, в том числе осуществил первое исполнение открытых Мендельсоном «Страстей по Матфею» Баха. В 1851 году Гаде стал органистом в Гарнизонской церкви и в 1858 году в церкви Холменса. Композитор совершил множество концертных поездок в Германию, Нидерланды и Великобританию. В 1866 году он был назначен директором Копенгагенской консерватории, в которой работал до последних дней. Одним из его учеников был Карл Нильсен, будущий композитором с мировым именем, который продолжит национальные творческие идеи своего учителя.
Несмотря на занятость музыкально-общественной работой, Гаде не прекращал сочинять. Прежде всего, период 1850-1870-х годы отмечен расцветом симфонизма Гаде. Появились Четвёртая (1850), Пятая (1852), Шестая (1857), в которой осуществлено возращение к скандинавскому стилю, Седьмая (1865) и Восьмая (1871) симфонии, несколько увертюр, в том числе ставший наиболее популярным «Гамлет» (1861). Композитор работал в разных жанрах, создавая струнные ансамбли: секстет (1863), квинтет (1851), фортепианное трио (1863); романтические программные циклы для фортепиано: «Акварели» (1850), «Арабески» (1854), «Идиллии» (1857), «Народные танцы» (1855), «Фантастические пьесы» (1862); кантаты на стихи Г.Х. Андерсена и Христиана Кнуда Фредерика Мольбеха «Эльверскуд», или «Дочь короля эльфов» (1854), и «Гефион» (1869) на стихи А. Эленшлегера. Первая, однако, получила настоящее признание только спустя полтора столетия, в 2006 году она вошла в Датский культурный канон2. Также Гаде вместе со своим другом Иоганном Хартманом и балетмейстером А. Бурнонвилем в 1856 году создал совместный балет «Народное предание» («Народная сага»). Спектакль имел большой успех не только на родине, но и в других странах, в том числе в России.
В поздние, 1880-е, годы наблюдается закономерный спад творческой активности Гаде, когда им было написано небольшое число произведений, преимущественно для своего любимого инструмента скрипки. Среди них: Концерт ре минор (1880), Соната №3 (1885), «Народный танец» (1886). Последними крупными опусами стали струнный квартет (1889) и кантаты «Сон Баль-дура» (1887) на текст А. Герца и «Шторм» по поэме Гёте «Магомед» (1889).
2 Датский культурный канон — собрание из 108 художественных работ в области датской культуры, являющихся неотъемлемой частью культурных ценностей Дании и представляют для данного государства особое значение.
Таким образом, Гаде внёс весомый вклад в дальнейшее развитие датского национального музыкального искусства. Он стал первым датским симфонистом, заявившим всему европейскому музыкальному сообществу, что датская музыка достойна мирового внимания. Открытие консерватории и организация различных музыкальных коллективов способствовали расцвету композиторской и исполнительской школы Дании и, в целом, Скандинавии.
Список литературы
1. Балабанова Е. Оссиан II Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/brokgauz (Дата обращения: 07.02.2019).
2. Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера I Пер. Грубера Р. Л.: Тритон, 1926. 63 с.
3. Белянский Д.В. Нильс Гаде в Лейпциге и Копенгагене II Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2019. № 1 (28). С. 44-59.
4. Васютинский В. Оссиан II Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 19291939. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения: 07.02.2019).
5. Левашова О.Е. Гаде Нильс Вильгельм II Музыкальная энциклопедия. — Том. 1.- М.: «Советская Энциклопедия», 1973.
6. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. М.: ООО ПКЦ Альтекс, 2012. 348 с.
7. Хонякина Е.А. Формирование и развитие романтизма в художественной культуре Дании II Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: сборник материалов научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2019. С. 162-171.
8. Gissel J. A.P. Den nordiske linie i dansk music // Fortid og Nutid. — dec. 1999. С. 281-304. [Электронный ресурс]. URL: https://tidsskrift.dk/fortidognutid/ arti-cle/download/74897/108350/ (Дата обращения: 13.11.2018).
9. Mathiassen F. Unsre Kunst heist Poesie. Om Niels W. Gades Ossian-ouverture I Svensk tidskrift för musikforskning, 1971. S3: 73. С. 67-77. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aarhussymfoni.dk/wpcontent/uploads/2017/10/ efterklange-af-ossian_web.pdf (Дата обращения: 20.12.2018).
References
1. Balabanova E. Ossian [Ossian]. St. Petersburg, 1890-1907. URL: http:// www.vehi.net/brokgauz.
2. Bekker P. Simfoniya ot Betkhovena do Malera [Symphony from Beethoven to Mahler]. Leningrad, 1926, 63 p.
3. Belyansky D.V. Nils Gade v Leyptsige i Kopengagene [Nils Gade in Leipzig and Copenhagen]. Moscow, 2019, pp. 44-59.
4. Vasyutinskiy V. Ossian [Ossian]. Moscow, 1929-1939. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop.
5. Levashova O.E. Gade Niels Wilhelm [Gade Niels Wilhelm]. Moscow, 1973.
6. Kholopova V.N. Muzykal'nyye emotsii. Uchebnoye posobiye dlya muzykal'nykh vuzov i vuzov iskusstv [Musical emotions. Study guide for music and arts universities]. Moscow, 2012, 348 p.
7. Khonyakina E.A. Formirovaniye i razvitiye romantizma v khudozhestvennoy kul'ture Danii [Formation and development of romanticism in the artistic culture of Denmark]. Novosibirsk, 2019, pp. 162-171.
8. Gissel J. A.P. Den nordiske linie i dansk music // Fortid og Nutid. — dec. 1999, pp. 281-304. URL: https://tidsskrift.dk/fortidognutid/article/download/ 74897/108350.
9. Mathiassen F. Unsre Kunst heist Poesie. Om Niels W. Gades Ossian-ouverture / Svensk tidskrift for musikforskning, 1971. — S3: 73. — pp. 67-77. URL: https://www.aarhussymfoni.dk/wpcontent/uploads/2017/10/efterklange-af-ossian_ web.pdf.
Хонякина Елена Александровна, студент теоретико-композиторского факультета НГК им. М.И. Глинки. E-mail: [email protected]
Светлова Ольга Александровна, заведующая кафедрой истории музыки НГК имени М.И. Глинки. E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Хонякина Е.А. Творческий путь Нильса Гаде в контексте датского романтизма // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2021. — № 1. — С. 131-138.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 18.10.2020