УДК - 373(091)
Власова Лариса Вячеславовна Larisa Vlasova
ИДЕИ ПРАВОСЛАВНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАх В.В. РОЗАНОВА
IDEAS OF ORTHODOX FAMILY EDUCATION IN THE WORKS BY ROSANOV V.V.
Рассматриваются идеи православного семейного воспитания на примере трудов В.В. Розанова. Отмечается серьезное внимание философа к анализу ценностных оснований воспитания, показаны его рассуждения о взаимоотношениях родителей с детьми, о любви к Богу и ближним как одной из задач воспитания
Ключевые слова: православное воспитание, семья, родители, церковь
The article deals with the ideas of an Orthodox family education based on the works by Rosanov V.V. The philosopher paid serious attention to the analysis of the value basis of education. The author describes his arguments on the relationship between parents and children, on love to God and neighbors as one of the objectives of education
Key words: Orthodox education, family, parents, church
Социально-экономические преобразования в России в конце XX — начале XXI вв. обусловили необходимость реформирования практически всех социальных институтов, в том числе и института семьи. Современная образовательная парадигма ориентирует на интеграцию семьи и личности в преодолении духовного кризиса. И в этом неоценимую помощь может оказать обращение к православной педагогике. Октябрьские события 1917 г. искусственно прервали участие Православной Церкви в семейном воспитании. Таким образом, обращение к идеям и ценностям русской религиозно-философской мысли поможет определить перспективы и направление современного семейного воспитания.
Следует отметить, что секуляризация ХУШ в., суть которой состояла в том, чтобы сломать систему православных духовных ценностей и соответствующего им воспитания, в XIX в. стала принимать форму освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния сфер жизни общества и личности. В этой связи со второй половины XIX в., и особенно к
началу ХХ столетия, в русской социальнофилософской мысли резко обозначились полярные подходы к представлениям о человеке и его воспитании. С одной стороны, распространялись материализм и марксистское учение, сопровождавшие рост революционного движения, с другой — возникло движение «нового религиозного сознания», которое ставило перед собой задачу философско-педагогического осмысления прошлого, настоящего и будущего России.
Религиозную мысль России того времени представляли отечественные философы В.С. Соловьев, В.В. Розанов, кн. С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и др. Взгляды на идеал «человека эпохи» у светских и религиозных православных российских философов в начале ХХ в. существенно различались. В православной среде научные представления о человеке и обществе представлялись им «сумерками просвещения», «бесплодным древом», лишенным корней. Роль религиозной рефлексии, столь традиционной для мироощущения верующих людей и традиционной для русского воспи-
тания, снижалась. Новые научные данные, казавшиеся нереальными, вытесняли религиозное самосознание. Однако все это не отвращало российских религиозных мыслителей от стремления к актуализации многовековой традиции православного воспитания. Включая в круг своих педагогических размышлений идеи византийских и русских средневековых мыслителей и богословов Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и других о целостном духовном развитии человека, воспитании в нем нравственных качеств — любви к ближнему, доброты, привычки и воли действовать сообразно православному идеалу человека, религиозные философы старались выявить воспитательный потенциал Православия. Это привело к тому, что в подходе к воспитанию вопрос «о вере» стал центральным в разработке педагогически значимых проблем, в том числе и проблем семейного воспитания.
Одним из авторитетных исследователей в вопросах семейного воспитания являлся В.В. Розанов. Несмотря на широкий круг интересов, Розанов подходил к проблеме семьи не с позиции экономиста или социолога, а религиозного мыслителя. Это и определяло своеобразие его оценок и выводов.
Анализ трудов В.В. Розанова показывает, что семья — источник религиозности, тепла, полноты жизни, даже тогда, когда самой жизни нет уже нигде. Как он полагал, причина кроется в мистических основаниях семьи, которых не имеет общество. Через нее индивидуум сливается со всем родом человеческим, соприкасается с тайнами жизни и смерти.
Говоря о семье, философ отмечает, что она «мистична», «рационально непостижима» [3; С. 407]. Заявляя, что «единственным местом», в котором человек может проявить личное творчество, является семья, мыслитель старается раскрыть священное значение рождения детей, т.к. семья без детей для него не представима.
Розанов замечает, что именно ребенок «открывает семью», придает ей красоту и святость. Ребенок полон тайн. Рядом с ним
и взрослые меняются в лучшую сторону. «Невинность, — так говорим мы о младенце. Но только ли это одно? — спрашивает Розанов. Не виновен ни в чем и камень, и есть разница в содержании этих предметов у него и у младенца: младенец имеет положительное в себе, то есть у него есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости» [4; С. 407].
Исследование работ В.В. Розанова дает нам возможность говорить о создании философом культа семьи. «Семья — это Аз есмъ» каждого из нас, — делится он своим открытием, — «святая земля», на которой издревле стоят человеческие ноги. Это есть целый клубок таинственностей; узел, откуда и начинаются нити, связующие нас, ограничивающие наш произвол, но так, что только здесь мы радостно покоряемся подобному ограничению: то есть начало религии, религиозных сцеплений человека с миром» [2; С. 65]. И, по его мнению, именно такой взгляд на семью, при котором она стоит на уровне религии, может замедлить упадок семьи, катастрофическое понижение ее статуса в обществе. Как подчеркивал философ, повышение статуса семьи обогатит религию, даст ей новую окраску.
По убеждению Розанова, важнейшей базой воспитания являются личностные связи и внутрисемейные отношения. Семья дает ребенку необходимый минимум общения, без которого он не может стать личностью. Кроме этого, влияние семьи определяется и тем, что ребенка окружают наиболее близкие люди, которые, так или иначе, влияют на него, любят и больше всего заботятся о нем. Однако при этом, по мысли философа, дети в семье должны быть несколько отдалены от взрослых. В обратном случае их можно избаловать. И это произойдет, отмечал Розанов, если от детей не будет скрыто, что именно они являются гордостью и особой заботой семьи, предметом ее главного внимания. Они не должны знать, что легко могут обрадовать или огорчить свою семью. По его мнению, наоборот, детям важно знать, что на них потрачено много труда и забот и в этой связи они должны подняться до уровня родительской любви. Из детей
же сильно опекаемых часто вырастают посредственные люди.
В своих рассуждениях философ обращал внимание на тот факт, что в связи с недостатком времени на полноценное воспитание семья выполняет только механическую его часть. Между тем, Розанов писал: «Индивидуум может и должен быть убежден, что есть вещи, которые он знает один, что этих вещей некому передать его детям, наконец, что это именно знание и есть главное, которое определяет жизнь, определяет самого человека, тогда как всяким другим знанием он лишь пользуется» [4; С. 134]. И, по утверждению философа, только когда семья сформировала ребенка, когда он стал кем-нибудь, он может идти в школу. Школа дает посох человеку, но формирует его семья.
Внимание общественности Розанов акцентировал на том, что воспитание детей младшего возраста — это долг семьи, а не государственной школы, и нельзя, не развращая ее, снимать с нее эту задачу. При этом он подчеркивал, что лучший вариант, если начальное звено школы будет близко стоять к семье, а руководство будет осуществлять местный священник. В связи с этим философ приходит к заключению, что хорошая семья — это, прежде всего, многодетная семья с любящими друг друга людьми. Именно она делает «человечными» и детей. На известные положения о том, что родители должны любить детей, а дети — уважать родителей, он отмечал, что, наоборот, родители должны уважать детей, а дети — любить их. Ребенок также воспитывает взрослого, как воспитывается им.
С особой настойчивостью в своих трудах Розанов доказывал, что воспитанным является, прежде всего, человек, способный быть преданным, обладающий сильным религиозным чувством. При этом важно, чтобы ребенок видел мир и согласие, а не разлад и ссоры. В этом философ усматривал важнейшие основы семейного православного воспитания.
Наблюдая за семьями, образование которых находилось на уровне элементарной грамотности, Розанов отмечал определен-
ные успехи в семейном воспитании. В таких семьях, где дети с ранних лет приучались к труду и имели постоянные обязанности по дому, процесс воспитания проходил наиболее эффективно. Из таких семей, по его наблюдению, довольно часто выходили независимые умы и сильные характеры, реформаторы в различных сферах жизни.
Обращаясь к Ветхому Завету, философ заключал, что когда супруги ощущают друг в друге религиозное начало, свет религии падает и на детей. И это превращает семейное воспитание в единственно действенное воспитание, по его убеждению, ценность которого во много раз выше образовательного процесса. В связи с этим можно предположить, что для Розанова связь родителей с детьми носит не столько биологический, сколько религиозный характер. Поэтому он считал, что дети должны не просто благодарить родителей за жилье и стол, а почитать религиозно. Дети — религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями по религиозности их рождения.
Говоря много о религиозном оправдании семьи, он отмечал: «Да это простая тайна, что «семья» тянет к себе человека и нужна ему как религиозный институт, как непременно «святая семья», то есть в ограничениях и сдержанности почти аскетической. Тут-то к ней и мучительный порыв, и он тем страстнее, ... чем человек религиознее» [4; С. 317]. Мыслитель считал семью подлинной церковью («первая церковь», «внутренняя церковь»), начала которой были заложены Адамом и Евой. Ибо «было время, когда «церковь» уже существовала, а еще не было ничего, кроме только одной семьи».
Размышления о семейном воспитании привели Розанова к выводу о том, что многочисленная историческая церковь формировалась вокруг истинной церкви — семьи, представляя собой ее внешнее оформление. Именно в семье Бог берет человека, приближается к нему и его к себе приближает. И новозаветное «Я — посреди их» в первую очередь, как полагал Розанов, сказано о семейном союзе.
Таким образом, русская религиозная
философия конца XIX — начала XX вв. была едина в том, что материализм, прагматизм, критический дух эпохи грозит человеческой личности внутренним расчленением. Признавая техническую сторону прогресса, его неизбежность, представители религиозной философии отчетливо понимали, что прежний религиозно-философский идеал человека постепенно теряет связь с современностью. В то же время они пытались отстоять традиционные ценности, необходимые современному человеку: веру в Бога и вечную жизнь, любовь к ближнему, христианское достоинство человеческой личности как «Образа Божия».
В.В. Розанов предпринял попытку возродить идеи православной педагогики и найти пути оптимального соединения веры и воспитания в семье. Главная мысль его трудов заключается в следующем: основой семейного воспитания должно стать Православие, которое есть суть и особенность русского народа. По мнению философа,
никакие государственные и иные цели не могут быть поставлены выше главной цели — воспитания человека, удивляющегося светлой тайне своего бытия и почитающего Бога, созданный им мир и человека как его творение. К необходимости поддерживать и развивать у детей естественное влечение к культу, святыне, преодолению своей духовной обособленности, ограниченности — в этом и прежде всего видел Розанов главную миссию истиной семьи [1; С. 325]. По утверждению мыслителя, именно христианство должно определить функции, цель, содержание, методы и средства семейного воспитания, особенности взаимодействия участников воспитательного процесса в семье: родителей и детей.
В настоящее время идеи православного семейного воспитания, сформированные в конце XIX — начале XX вв., необходимы для современного семейного воспитания в определении перспектив его дальнейшего развития и совершенствования.
Литература
1. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII —ХХ вв. — М: ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 464 с.
2. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. — М.: Республика, 1995. — 461 с.
3. Розанов В.В. О писательстве и писателях. — М.: Республика, 1995. — 733 с.
4. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
Коротко об авторе______________________________________________ Briefly about the author
Власова Л.В., сотрудник, Амурский областной L. Vlasova, employee of the Amur Local Regional краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Museum Named after G.S. Novikov-Daursky г. Благовещенск [email protected]
Научные интересы: православное семейное вос- Areas of expertise: Orthodox family education питание