Научная статья на тему 'Идеи к построению концептуальной теории бизнеса'

Идеи к построению концептуальной теории бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна

Проводится философский анализ бизнеса как особого вида экономической активности, основанной на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Выявляются онтологические основания бизнеса и специфика деятельности человека, который вписывает его в контекст социокультурных программ, задаваемых символическими структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи к построению концептуальной теории бизнеса»

А. Л. КУЗЕВАНОВА (Волгоград)

ИДЕИ К ПОСТРОЕНИЮ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ БИЗНЕСА

Проводится философский анализ бизнеса как

особого вида экономической активности, основанной на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Выявляются онтологические основания бизнеса и специфика деятельности человека, который вписывает его в контекст социокультурных программ, задаваемых символическими структурами.

Философский анализ бизнеса предполагает выявление не только онтологических оснований, являющихся трансцендентными в качестве витальной поведенческой адаптации к внешнему миру через его преобразование, но и специфики механизма жизнедеятельности человека, который вписывает его в контекст социокультурных программ, задаваемых символически ми структурами. Существующая на сед няшний день категориальная размьг самого определения бизнес-деятедьщ>сти не только затрудняет выявлени венных оснований, но и препятствует страиванию концептуальной теории пред принимательской деятельности. МетодoJ логическим каркасом д^я постро цептуальной теории бизнеса является, на наш взгляд, включение о1и^с-деятельно-сти в уже разработанн; психологами, культурол< орию деятельности.

Бизнес, являясь фоШой соединения уникальных знаний и конкретной рыночной, деятельности для обеспечения твердых позиций на рынке, предполагает по-исй новых экономических возможностей путем реформирования и революциони-ания ^оизводства (внедрения тех^ аучных, технологических, о^г; ных или управленческих с целью его постоянного олее эффективный уровень нирования. Современное предприним! ство не может существо ваг управлять финансами, о бинировать факторы п ловиях рынка, ориентирова чение максимально возможно конных

дософами, общую те-

оваре» тся как ятелшая деятель-я на получе-

условиях прибыли, вписываться или приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям, угадывать или прогнозировать изменения в потребностях рынка, воспринимать инновации

Основное содержание определ феномена бизнеса, данных в экономиче ской литературе, включает расс^фвени особого вида экономической акти (под которой понимается целесообра деятельность, направленная извлечен прибыли), основанной на самостеШельнс инициативе, ответственности и инно онной предпринимательской иде айри-мер, в «Большом экономическо предпринимательство рпр инициативная, камост ность граждан, напра ние прибыл^ или личног^Гохода, осущест-вляющаясяот своего имени и под юриди-чес^юоЯШ,ственность юридического лица1. В толкбвом терминологическом сло-аре «Рынок. Коммерция. Экономика» нимательство - это «деятельность (торгЯ^^янковское дело, менеджмент которой - получение прибыли, е личного (частного) или кон го достояния»2. При таком подходе основным Объектом бизнеса является предпринимать который в процессе своей^^отельн вынужденно взаимодейстеует ; потр& телем, государством, наемными работниками и партнерами по бизнесу. Не менее важное значение имеет и категория «объект бизнес-деятельн^ги», с ¡Ящ^^обычно связывается предпринимательская идея. Объект предпринимательской деятельно-

сти - тов; жет у,

и что Ьредл]

тещш, renbHoö1 тя пред ¿зводст:

продукт, услуга - то, что мо-орить чью-либо потребность ается на рынке для приобре-я и потребления. Де-изнесмена имеет цель извле-имательского дохода через и поставку на рынок това-ров-^^слуг, а также общественного признания, осознания бизнесменом своей зна-мости как личности. Эффективной т®сая деятельность может быть лишь при

1 Большой экономический словарь. М., 1994. С. 312 - 313.

2 Рынок. Коммерция. Экономика: толковый термин, словарь. 4-е изд., доп. и испр. М., 1998. С. 225.

Кузеванова А.Л., 2007

наличии предпринимательской среды с высокой степенью экономической свободы, предпринимательским корпусом, доминированием рыночного типа экономических связей, возможностью формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Степень общественной свободы бизнеса определяется числом вновь появляющихся самостоятельных предприятий.

Таким образом, с экономической точки зрения, бизнес - это форма деловой активности, основанная на процессе реализации личного замысла, идеи, связанная с определенным риском и инновационным подходом к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода. Бизнес - это искусство оптимального сочетания ориентации на удовлетворение потребностей с рациональным использованием ресурсов, кот* рое способствовало бы развитию водства в долгосрочной перспе, Бизнес, наконец, является одной из1 кретных форм проявления об отношений, способствующ: повышению материального потенциала социума и созда! ятной почвы для пргусгичес ции способностей ¿»талантов но и единению наяи мобытности.

Определим б

ном описании деятель отношение к мш^р деятельность сшцЯЬу мичдШж деЩкпьнсЩги

^хранению ее са-фикацион-

■стдгио признаку рринимательская в рамках эконо-по собственному

анию явл т;я предметно-преобра-ваТЯ^ной. Двоими словами, предпринимательская деятельность есть предмет-но-преобраз/ющий вид экономической ельноети. Ранжирование предпрш ой деятельности в классифика? нно#г структуре одновременно требует доведения процедуры категоризации го феномена, т. е. оформления его кое понятие, которое содержало бы его родовидовые отношения .как ^пеци^ве-,, ской онтологической сущнос!

Характер родовидовых отндВ^ш^р&д-полагает наличие общих признаковое) которым можно выявить свойства изучаемого объекта, в данном случае -предпринимательской деятельности. Выделим те признаки, по которым можно сделать вы-

вод, что мы имеем дело именно с предпринимательской деятельностью. Ее первый признак - это то, что она является деятельностью. В философском опр^е-лении деятельности принципиальны ее основные элементы: субъект, надаленньи активностью; объект, на которого напра лена активность субъекта; и сама активность - отношение, проявляющееся собах взаимодействия с объектом, налаживание коммуникативнь^^озде ствий между субъектами. ОбоиМ1нные элементы деятельности можто зафиксировать в предпринимательстве через дей-

ствие по прои: материаль: на рынк< дует, чтЙ^пре, тельность с & м

1ьных и неблаг и услуг, реализуемых стве ^сва^а, из чего сле-мательство - это дея-«кл*ическими» элемента-щие признаки предпринима-льской деятеяяЯости: системность, объ-няющая все совершенные действия в целое (при этом методологически не оправданным является описание этого лого через количественные парамет сделка, две операции с недви: и т. д.); системность всех операц сделок выступает именно как единство непрерывный процесс; постоянство - временная длительность осуц^стшления операции или сделок; целенаправленност действий, определяемдр единым векто^Юм достижений - целью.

В определениях прШприним^ельской деятельности, используемых в экономической литератЛ^гетко иВШГяется признак, который можно считать существенно-родовым по критериям постоянности, неизм|ШК>сти, присутствующий во всех опщиел^Игях, обладающий собственной дъю. Этим признаком высту-•ть на получение прибши. и^нак является не только ро-конституирующим, фикси-оцесс перехода целенаправлен-целеполагание, что предусматривает аывание перспективы творчества и свободы для субъекта предпринимательской деятельности. Моменты творчества и свободы в определениях предпринимательской деятельности выражены словами «инициативная», «самостоятельная», «мобилизация внутренних сил», что можно отнести к личностным характеристикам самого предпринимателя. В литературе по предпринимательству личностные характеристики субъекта выступают в ка-

сается разведения понятий «бизнес» и «предпринимательская деятельность», то, несмотря На существование в английском языке слов a businessman (дословный перевод - «коммерсант, бизнесмен») и under-ker (дословный перевод - «предприниматель»), различие этих понятий сриТЛру-ет, на наш взгляд, исторические этапы организации предпрйнимат%^ской дея^ тельности. Так, в период промышленного, переворота конца XVIII - начала XIX в. предпринимательская деятельность существовала в виде фабричного и коммерческого дела,, поэтому предпринимателями назывались поимущественно фабриканты и коммерта™>1. Суи^р^ующий в литературе вЪдоразДв^изнеса и предпринимательства та оЯове качества дея-тельнстсти (бизнес Jbto нормированная деятельность, а предпринимательство - это инновационная деятельность) нам кажет-искусственно-идеологизированным. Цель этой и^ологшации - моральное оправдание самого факта предпринимательской деятельности, независимо от любы^стн^ следствий ее осуществления.

Специфика предпринимательской деятельности раскрывается не только ее ранжированием в общем описавши деяте^^ ности, но и структурным анализом компонентов механизма осуществления пред' принимательства. Объективным, Значимым и многоаспектным компонентом предпринимательской деятельности является риск. Разравотлщразличные классификации рискалнапример, M A. Анциферова по основанию «конечный результат» выделяет чистые риски (природно-естественные, экологические, политические, тшнспортные; часть коммерческих рискЬв -^существенные, производственные, торговые) и спекулятивные риски (в основном ф*ансовые риски)4. В рамках предШшнимательской деятельности риск является не статичным, а динамическим компонентом, способствующим изменению экономической ситуации в контексте Извлечения или неизвлечения прибыли из этой ситуации. Поэтому наиболее «работающей», на наш взгляд, является классификация риска, в основу которой положены переменные конкретных рыноч-

честве базовой основы для различения понятий «бизнес» и «предпринимательская деятельность». Например, авторы С. Жиз-нин и В. Крупнев пишут: «Предпринимательство часто связывают с понятием "бизнес", хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова "бизнес" - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность. Предпринимательская же деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса,, которым управляет»1. Особенность предпринимательской деятельности, в отличие от деятельности менеджера, В.Г. Смольков видит во всестороннем использовании инноваций в управлении бизнесом2. Эта же точка зрения представлена в трудах Й. Шумпетера, который впервые провел научное исследование предпринимательства. Он считал, что основополагающей функцией предпринимательства является новаторство3. Можно согласиться, что такие признаки, как новаторство, профессионализм, которые рассматриваются в качестве специфических признаков именно предпринимательской деятельности, на »амом деле могут быть присущи любому виду деятел^Юети (например, научной, [спортивной, юридической и т. д.). Но мкктеЛогласиться и с тем, что признак самостоятельно осуществляемая деятельность является специфичным для предпринимательской деятельности. КадАрраведливоЧподчеркивает.ся исследователями, этот признак указывает на волевЯ| исто ч н и ку! ре д п р и н и м ате л ь ст в а.

Д1роведенный гшализ многочисленных (автор насчитал около ста) определений ^|лпринимательской деятельности позволил обнаружить относительную стабиль^ ность корреляции лишь трех наблюдаемых признаков, с помощью кодврых выделяется ее онтологическая сущность] деятельность; направленность на поЬуч' ¿ше прибыли; самостоятельное^ Чтожа-

1 Жизнин, А. Как стать шжесменом: Американский опыт / А. Жизнин, В. КруюевлЯИск, 1990. С. 5 - 6.

2 Смольков, В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности / В.Г. Смольков // Социологические исследования. 1994. №2. С. 15 - 20.

3 Шумпетер, Й. Теория экономического раз-

вития / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. С. 170.

4 Анциферова, М.А. Виды коммерческих и финансовых рисков / М.А. Анциферова // ;Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 2001. №2. С.163 - 164.

ных ситуаций. Эта классификация предполагает следующие виды рисков:

1) производственный - обусловленный изменчивостью самого процесса производства (погода, болезни, фактор времени и т. п.);

2) рыночный - зависящий от переменчивости цен и факторов производства;

3) финансовый - связанный с финансовым обеспечением предпринимательской деятельности;

4) риск от ущерба (сумма страховки ущерба зависит от инфляции);

5) юридический - выраженный в несовпадении с правовыми нормами;

6) человеческий - связанный с тем, что капитал (сырье, орудия труда и т. п.) передается в чужие руки и может использоваться не по назначению и даже унич-

тожаться

Риск есть специфический компонент именно предпринимательской деятельно сти, хотя в качестве структурного элемент; он присутствует и в других видах деятель-ности, например в спорте, спасател военном деле. Для экстремалов Риск -способ бытия, но именно в предпринимательской деятельности риск «вби]^з'» в себя иерархию базовых ценностей вацию, прогностическое ^знание, акты самосознания, поведенческий установки и «векторную направленность» собственного дела. В об это фиксация п^енциально ской возможности пе па общест^Цс другому, проявляется через различного отношени

ггывания лане риск -.экотомиче-дного эта-,1тие риска» оДГный универсум миру, механизм

риска ^ это ^Ькковая' пружина развертывания внутреннего» процесса предприни-мЯЪьской деят^ьности.

всестороннего анализа цели как1са0йпон^Вта предпринимательской деятельности возможно на двух уровнях ре лексивного знания. Экономическая ексия выясняет функциональность ц «работу» рационального сознания хо ственного субъекта в конструировании оптимального выбора предпочтенийда ограничений при сохранении « го» противопоставления субъекта та, которое существует в экономи категориях «издержки» и «прибыль»

х

'фи-

лософская рефлексия раскрывает содержание цели как конструирования способа бытия предпринимателя через призму культурно-антропологических симво^в. При этом проводятся различия между а мами существования цели. Она может су ществовать в «объективно-мыслительной форме», отражающей «квазипри^аыую бытийность», и в форме адекватн восхищения реальных процессов, казала практика управ^книЩпред мательскими структурами (о фирмами, ассоциациям^^Гд.)

вание цели в д; мешает успе: рованию предп] ных вре ствах. ЖЮдче обозна!енных фс?

по-ини-и, ство-ания не у плани-crjfci в конкрет-ских простран-

Ф°Р

му и^хуатР щ

экономи1

пребывая в ах сознания, цель пред-

£еля име» двойственную приро-стороны, она содержит осо-рШ/ШНой рыночной ситуации, |я развивается по своим реальным создавая побочный, благоприя; -¡ый для общества, результат; с другой эны, цель отражает иную ипостас: ыстный эгоизм личной цели. В^рам 'вазипредметной бытийности^ ицль при-5бретает необычную форму Онтологического существования как осознанный или неосознанный символ социального успеха, власти, личностной значи^сти, который превращается в^приорный стандарт, обязательный для всех. Шэжно говорить об онтологическом сходстве компонентов риска и цели, которое прюявлЗгстся в том, что они содержат несколько реальностей: экономическую, реальность личностно-мотивадаонмри! направленности и реаль-носэ^^тмволических смыслов.

рультат предпринимательской дея-ьльности, на первый взгляд, однозначен. ь Африканский экономист М. Селиген с уверенностью заявляет: «История амери-текого бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой ^бизнесмена является получение прибыли... эня бизнесмена за прибылью воспри-шается как нечто самоочевидное. Все "другие его цели представляются второстепенными»2. В экономической теории принято разделять нормальную прибыль как элемент издержек или минимальную плату, необходимую для того, чтобы удер-

' Подробнее см.: Петренко, И.Я. Экономика крестьянского хозяйства / И.Я. Петренко. Алма-Ата, 1993. С. 18-20.

2 Цит. по: Волков, Н.В. Сто страниц о бизнесе / Н.В. Волков. М., 1991. С. 11.

п

жать предпринимателя в рамках данного вида предпринимательской деятельности, и чистую прибыль, представляющую собой выручку за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя). На институциональном уровне акцент в определении прибыли смещается в сторону правового регулирования прибыли со стороны государственных институтов, выражая эти» отношение государства к предпринща-тельству на разных этапах исторического развития. В философской литературе обращается внимание на прибыль как трат цендентальную возможност^эаЯ^ртыва^ ния собственного потенциала бизнесмена. Если в экономическом плана прибыль -это максимизация под^зностщ^^г мета-

физическом - спос ственной витально стого выживания.

Актуализация стей деятелцкЯщ вала дальнейше: ского «сш^га в

.ти за рамки соб-ции как про-

рч^ских возможно-дхода способство-ублению философ-звитии теории пре,

принимателЕШюД деятельности. Это явилось предложенной процедуре ^оризации пбнятия «предпринима деятельность» и в описании eg/ довых тризнаков

Ф. Я. ПОНОСОВ

(Ижевск)

ДОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ И ПРОБЛЕМА

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА В РАЦИОНАЛИЗМЕ Р. ДЕКАРТА

Рассматриваются ранее малоизученные аспекты гносеологии Р. Декарта, придается категориальный статус понятию «гносеологический ряд» применительно к познавательной деятельности субъекта.

В современной эпистемологии многие ученые разделяют теорию истины, сформулированную в античной философии Аристотелем. Он понимает истину как соответствие Мысли познаваемому объекту. Данная позиция представляется нам не

только плодотворной,1но и 'перспективной. Достижение дстиныГесть процесс, включающий в с^е^Л^вмежуточные ре-

зультаты деятелей обр; ного Ятог! вз.

результаты познавательной та - гносеологические егрые им в отношении од-познаваемого объекта и "овокупности - мы называем еолоЛческим рядом. Некотащ^его элемЬНТыобнаруживает философия западноевропейского рационализма. Во многом 'явление связано со структурной ожа-низацией процесса познания.

В структуре п о з н ав^тел ь н о г о Процесса Декарта противостоящими друг другу и взаимосвязанными о!%зываюЖя, с одной стороны, преданы объективного мира, с другой - познающий чеЖвек. В «Правилах для руководства|ума» он прямо указывает на: 1) нас, познающих, и 2) сами подлежите пошганию вещи1. В «Мире, или тра^т^Я^^свете» он указывает, что идею, появившуюся в на-ении при посредстве глаз, и меется в предметах, производя-нас эти чувства2. Это означает, что рт различает образ в голове позна-щего и предмет познания.

Данное различие обнаруживается и в третьем «Метафизическом размышлении», где Картезий пишет: «Если я слышу теперь какой-то шум, вижу солнце и чувствую тепло, то до сих пор я считал, что эти ощущения происходят от каких-ни-будь вещей, существующих вне меня»3.

Такое понимание структуры познавательного процесса дает возможность поставить проблему соответствия наших знаний познаваемому предмету. И Декарт ставит, указывая тем самым на основания гносеологического ряда: хотя каждый убежден, что его идеи совершенно сходны с предметами, от которых они происходят, он все-таки не видит убедительных оснований полагать, что это действительно так; наоборот, многие наблюдения должны заставить нас в этом усомниться.

1 Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М., 1950. С. 113 - 114.

2 Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. М., 1975. С. 180.

3 Декарт, Р. Метафизические размышления / Р. Декарт. М., 1950. С. 359.

Поносов Ф.Н., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.