Научная статья на тему 'Феномен предпринимательства в экономической литературе'

Феномен предпринимательства в экономической литературе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1210
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / THE PHENOMENON OF ENTREPRENEURSHIP / THE THEORY OF ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURSHIP INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапархоев И. С.

В данной статье рассматриваются сущностные характеристики феномена предпринимательства, выделены соотношения объемов понятий «бизнес» и «предпринимательство». По итогам проведенного анализа представлено авторское определение предпринимательства, отражающее, по мнению автора, современное видение дефиниции и определяющее существенные черты предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of entrepreneurship in the economic literature

This article describes the essential characteristics of the entrepreneurship phenomenon, it is marked volume ratio of the terms "business" and "entrepre-neurship." According to the analysis results it is presented the author's definition of entrepreneurship, reflecting the author's opinion, the modern view of defini-tion and defining the essential features of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Феномен предпринимательства в экономической литературе»

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

И. С. Гапархоев, аспирант, кафедра управления проектами и международного менеджмента, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва, Россия, [email protected]

ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Несмотря на то, что термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском праве, до настоящего времени нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства. Кантильон Р. (1680-1734) первым проявил интерес к феномену предпринимательства, ознаменовавшего историю нового времени. Он отмечал, что в дополнение к земельным собственникам появился новый слой людей — предприниматели, которые на свой страх и риск устремляются к рыночному обмену с целью извлечения прибыли1.

Наряду с ретроспективным анализом воззрений классиков экономической теории на феномен предпринимательства будет осуществлен контент-анализ воззрений современных авторов на изучаемый феномен. По мнению О. Р. Самарцева, одним из наиболее действенных методов статистической лингвистики является составление алфавит-но-частотных словарей ограниченного набора языковых элементов и их отношений в текстах с однородной тематикой. На основании такого набора делаются выводы о его лексической основе, лингво-статистических связях и выявляется наиболее употребляемая группа словоформ и словосочетаний.

Рассмотрение теоретических взглядов и концепций западных классиков теории предпринимательства (Р. Кантильона, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Хай- =

ека, Й. А. Шумпетера и др.), а также соответствующих статей Гражданского Кодекса

Предприниматель - это человек,

может, и боящийся риска, но сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

РФ, проведенный контент-анализ позволили сформулировать некоторые важные положения, а именно2:

— предприниматель — это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

— предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства, настраивает сотрудников и задает тон деятельности фирмы, определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя бремя ответственности за успех проведения операций;

— предприниматель — это человек, может, и боящийся риска, но сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса;

— предприниматель — личность, наделенная предпринимательской способностью (предприимчивостью, способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорством в достижении цели, умением организовать и повести за собой коллектив). В феномене предприимчивости усматривается фактор социальной адаптации с ярко выраженным активным приспособлением условий хозяйственной жизни субъекта к особенностям своей личности;

наибольшего успеха в обществе добиваются люди независимые, наделенные воображением, объективностью и способностью принимать решения. Они остаются в душе вечными студентами, ибо всегда исследу-

№ 1 (19) ЯНВАРЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

ют то, что «могло бы быть», а их интуитивизм представляет собой хранилище всевозможных нововведений, программ, побуждений к работе и направлений деятельности. Они склонны усовершенствовать все, что их окружает. Они стремятся лидировать и добиваться успеха.

Итак, сущностными характеристиками феномена предпринимательства в современном понимании являются инновационный, рискованный характер деятельности по замещению одной комбинации факторов (земля, капитал, наемный труд, предпринимательские способности) на другую комбинацию, направленную на производство и обмен товаров с целью не только получения прибыли, но и самореализации предпринимателя.

Сегодня предпринимательство можно рассматривать в качестве специфической формы трудовой деятельности. Отличительной его особенностью является то, что это труд, преобразующий прежние формы труда, т. е. «труд, преобразующий труд». Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в любой сфере деятельности.

Труд предпринимателя и труд изобретателя, как и ученого-исследователя, оказываются очень схожими по содержанию, форме и, в определенном смысле, по результатам. Разумеется, их подчас различают мотивация и характер ограничений. В этом смысле взгляд Й. Шумпетера на предпринимателя как на исследователя-первопроходца в меняющихся формах жизни общества автору представляется весьма правомерным и позволяет видеть предпринимателя в ракурсе творчества, а не в одиозном ореоле азартного и агрессивного игрока, готового предпринять любую авантюру, следуя зову личного интереса3.

Едва ли не единственным развитием понимания предпринимательства сегодня стала идея лауреата Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. Хайека о пред-

принимательской активности как факторе движения к равновесию. Стоит отметить здесь, что одной из существенных черт, образующих понятие «предпринимательство», является предпринимательская активность как фактор движения к равновесию посредством нарушения этого равновесия.

Нисколько не подвергая сомнению, правомерность теоретических воззрений Кантильона, на сегодняшний день более существенными мы считаем концептуальные положения Ж. Б. Сэя о предпринимательстве как оперировании факторами производства, А. Маршалла, который использует понятие «комбинация факторов» в связи с развитым им «принципом замещения» одной комбинации — другой, а это и есть проявление активности делового человека. Заслуживают внимания мысли об особых личностных качествах субъекта предпринимательства, высказанные Й. Шумпетером, Л. Мизесом и Ф. Хайеком (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей).

Гражданское законодательство называет предпринимательством «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

законом порядке» (ст. 2 ГК РФ). Хотя в этой формулировке регистрация в качестве предпринимателя представлена как существенный признак предпринимательства, но в аспекте указанной ст. 23 ГК РФ этот признак предстает не более как обязательное условие осуществления данной деятельности. В этом определении обращают на себя внимание следующие моменты4:

— предпринимательство является деятельностью. То есть, видимо, если лицо не осуществляет деятельности, то оно не является предпринимателем;

— деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли. При этом признак систематичности относится не к деятельности, а к получению прибыли. Значит, сама деятельность может быть несистематической. Правда, понятие деятельности подразумевает некую упорядоченность, ведь деятельность — это не что иное, как система действий. Однако допустим и неутешительный вывод о том, что даже несистематическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, является предпринимательством;

— цель предпринимательства — получение прибыли. Обычно этот признак остается на втором плане, чаще говорят о деятельности и систематичности. Между тем, он требует пристального внимания. Что такое прибыль? Дает ли гражданское законодательство определение этому понятию? Чем прибыль отличается от дохода? Всякое ли предоставление по обязательствам образует прибыль у получателя?;

— наконец, в приведенной дефиниции предпринимательства дается общая классификация видов деятельности, приносящих прибыль.

В отношении последних трех позиций особых вопросов не возникает. Они без труда сопоставляются с таким понятием, как реализация товаров (работ, услуг), которое активно используется в налоговом законодательстве.

Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использовани-

Труд предпринимателя и труд изобретателя, как и ученого-исследователя, оказываются очень схожими по содержанию, форме и, в определенном смысле, по результатам.

ем новейших технологий. А это требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и творческих способностей, которые позволяют обнаружить новые возможности и перспективы, выдвинуть инновационную идею, оценить ее экономический эффект, принять выверенное решение.

В контексте анализа возможно дать авторское понимание соотношения объемов понятий «бизнес» и «предпринимательство». Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания продукции или оказания услуг. Бизнесмен — это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. В определении понятий «бизнес» и «бизнесмен» ни один из авторов не выделяет в качестве существенного признака «деловую творческую активность» личности. Напротив, в дефиниции «предпринимательство» указывается, что это — интеллектуальная творческая деятельность по организации бизнеса на основе энергичных инициативных начинаний, связанных с тем или иным риском увеличить или потерять полностью или частично свое имущество.

В данной статье автор предлагает под предпринимательством понимать зарегистрированную законодательно деятельность, являющуюся структурным элементом бизнеса, базирующуюся на экономически активных инициативных начинаниях, сопряженных с риском, и нацеленную на удовлетворение потребностей в продуктах труда.

Предпринимательство всегда связано с улучшением потребительских свойств товара, расширением ассортимента, внедрением новой техники и технологии, поиском новых рынков, диверсификацией производства и другими компонентами инновационного характера5.

Сопоставляя бизнес и предпринима-— тельство, можно сделать вывод: в бизнесе прибыль формируется любым способом, в том числе сегодня все больше за счет спекуляций, а не только за счет создания продукции и ока-= зания услуг; предпринимательство предполагает получение прибыли в основном за счет предприимчиво-

№ 1 (19) ЯНВАРЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

сти, организации эффективного производства — и только потом уже следует акт обмена товара на деньги; в сфере коммерции прибыль получают в основном за счет товарообменных (товарно-денежных) операций6.

Определение существенных черт предпринимательства вряд ли можно считать исчерпывающим, а главное — пригодным для легитимной экономической деятельности без приведения здесь норм и стандартов этой дефиниции, определенных в отечественном законодательстве.

Предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными внутренними импульсами развития, механизмом обеспечения и воспроизводства, инфраструктурой, системой управления, системой изучения контрагентов, системной оценкой деятельности, законодательными и нормативно-ориентирующими регуляторами деловых отношений.

Законодательство определяет правовые нормы взаимоотношений участников предпринимательской деятельности, меру ответственности их друг перед другом. Нормативно-ориентирующие регуляторы предпринимательства содержат принятые в стране экономические рычаги стимулирования, гарантирования, поддержки и защиты законного предпринимательства.

Стремление обобщить черты многих тысяч российских людей, очень разных по характеру, нравственным устоям, возрастному составу, неизбежно принимает форму определенной абстракции7.

Результаты исследования, как правило, принимают форму некоего социального портрета отечественного предпринимателя. Российское законодательство содержит множество норм и институтов права, предусматривающих специальные правила организации и деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что сущность предпринимательства проявляется в комплексном сочетании всех присущих ему функций (общеэкономической; инновационной; ресурсной; социальной;

организационной; политической), которые зависят как от самих субъектов, так и от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.

Институт предпринимательства является хоть и важным, но все же лишь одним из элементов системы более высокого порядка — рыночной экономики. Следовательно, наряду со специфическими чертами, определяющими особенности предпринимательства, существуют и универсальные характеристики, присущие всей макросистеме. ; ■

1. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Бусыгин А. В. Предпринимательство: Учебник. 3-е изд. М.: Дело, 2001.

3. Тактаров Г. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов, [и др.]; под ред. С. И. Грядова. М.: КолосС, 2007.

5. Пономарев А. Ю. Управление рисками кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2011. № 5. С. 78-82.

6. Теория управления: социально—технологический подход: энцикл. словарь / под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Муниципальный мир, 2004.

7. Самарцев О. Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции. М.: Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.