Научная статья на тему 'К вопросу о культурных функциях бизнес-деятельности (опыт философского анализа)'

К вопросу о культурных функциях бизнес-деятельности (опыт философского анализа) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна

Анализируются основные культурные функции бизнес-деятельности. Рассматривается вопрос о механизме внедрения бизнеса в культуру. Проблема сущности бизнеса представлена в системе отношений "культура бизнес личность".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the cultural functions of business-actions (the experience of philosophic analysis)

The author of the article analyses the main cultural functions of business-action. The author examines the question of application of business in to culture. The essential problem of business is presented in the relationship of culture-business-personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культурных функциях бизнес-деятельности (опыт философского анализа)»

А.Л. Кузеванова

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЯХ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА)

Анализируются основные культурные функции бизнес-деятельности. Рассматривается вопрос о механизме внедрения бизнеса в культуру. Проблема сущности бизнеса представлена в системе отношений «культура - бизнес - личность».

Проблема сущности предпринимательства лежит не только в сфере экономического, но и в системе отношений «культура - предпринимательство - личность». Предпринимательство не может рассматриваться только как экономическое явление, поскольку испытывает на себе влияние социальной структуры общества, культурных ценностей, личностных особенностей. Поэтому предпринимательство - это всегда «штучное явление», испытывающее сложное воздействие экономических, социальных, культурных, а также иных влияний. Однако и само предпринимательство оказывает влияние на общество и культуру посредством деятельности ее носителей -предпринимателей. Понимание этой связи, выявление форм и уровней взаимовлияния представляются возможными посредством раскрытия культурного содержания предпринимательства, что предполагает выявление и раскрытие его культурных функций.

Одна из важнейших культурных функций предпринимательства - аксиологическая. В ходе проведенного изучения историко-философской мысли автор установил, что никогда отношение к предпринимателю и его деятельности не было нейтральным. Нравственная оценка его деятельности интересовала многих мыслителей. В эпоху античности низкий статус предпринимателя определялся в первую очередь посредническим характером его деятельности, которая представлялась излишней (как не согласующаяся с природой).

Платон считал, что человек должен заниматься только тем занятием, к которому он годится по своим природным задаткам. Это определяет долю человека в общем процветании. Самым низким статусом обладает торговец и купец, потому что, как полагал Платон, этим делом занимаются только «самые слабые телом и непригодные ни к какой другой работе». Занятие торговца -это посредничество в процессе купли-продажи, причем отличие мелкого торговца и купца было не качественного, а географического характера: торговцы «засели на рынке», а купцы «странствуют по городам» [1. С. 371]. Разумный человек не превозносит богатство, не стремится беспредельно его увеличивать. Его отношение к богатству строится на основе порядка и согласованности, поскольку главное здесь так управляться со своими доходами и расходами, чтобы не нарушилась из-за изобилия или недостатка внутренняя гармония человека [1. С. 591]. Итак, для Платона счастливая жизнь и богатство не были синонимами. Напротив, именно богатство и порождаемое им стремление к наживе, алчность, стяжательство, бережливость являются тем, что портит человеческую натуру, сбивая человека с пути добродетели.

Аристотель определяет богатство и искусство наживать состояние как «нечто отличное одно от другого. Искусство наживать состояние относится к области домохозяйства, а торговая деятельность создает иму-

щество не всякими способами, а лишь путем обмена имущества [2. С. 392]. Торговля имеет дело главным образом с денежными знаками, необходимым элементом и целью всякого обмена. Нажитое таким способом богатство действительно не имеет пределов. Напротив, в области домохозяйства этот предел имеется, т.к. его целью служит не накопление денег. Очевидно, что любого рода богатство должно иметь свой предел, но в реальности все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свое состояние до бесконечности. И в хозяйственной деятельности и в торговле «...предметом пользования оказывается одна и та же собственность, но не одинаково: в одном случае цель - нечто иное, в другом - приумножение того же самого» [2. С. 394]. Искусство наживать состояние, относящееся к области домохозяйства, Аристотель считает обусловленным необходимостью и заслуживающим похвалы, а торговлю - заслуживающей порицания. Ростовщичество, которое делает денежные знаки предметом собственности, так что они утрачивают свое назначение служить средством обмена, Аристотель считает противным природе и вызывающим ненависть.

Одним из центральных вопросов, занимавших средневековых философов, был спор о том, является ли собственность и богатство по природе своей нравственно нейтральными или они всегда порочны. Часть мыслителей, например Тертуллиан, полагали собственность и богатство порочными, т.к. они есть тяжелое бремя для христианина - странника в этой жизни, а потому они крайне нежелательны. Другая часть мыслителей полагала, что богатство и собственность нравственно нейтральны. Например, Св. Климент Александрийский считал, что богатство и собственность, являясь одновременно и духовными, и материальными категориями, могут служить как благу, так и злу. Все зависит от самого человека, который и наполняет материальную категорию духовным смыслом, отчего она и становится «плохой» или «хорошей» [3. С. 166]. В целом можно сказать, что «христианство реабилитировало всякий труд, в особенности хозяйственный, и вложило в него новую душу. В нем родился новый хозяйственный человек с новой мотивацией труда» [4. С. 202]. Экономические проблемы не рассматривались отвлеченно, поскольку в центре внимания мыслителей были человеческие мысли, чувства и поступки. Экономика воспринималась как часть общей проблемы нравственности.

В эпоху Нового времени формируется новая мировоззренческая парадигма: человек начинает отделять себя от целого, космологического или спиритуалистического, формируются частные интересы отдельного человека. Этот человек обнаруживает, что от его богатства зависит место в обществе, судьба, что социальные связи, иерархия распадаются под всесокрушающей властью

денег, что не служение, а личная активность все более становится основой социальной «ткани». Т. Гоббс полагал, что счастье (по крайней мере, «земное счастье») заключается в «постоянном преуспевании», т.е. в «постоянной удаче в достижении тех вещей, которые человек время от времени желает». Он писал, что «счастливая судьба (если она продолжительна) является предметом почитания как знак милостивого расположения бога. Несчастливая судьба, утраты - нечто позорное» [5. С. 121]. Поэтому обладание богатством, которое дает человеку силу, власть, есть нечто почетное. Напротив, бедность философ определял как позор. Богатство и бедность порождают, как полагал Т. Гоббс, соответствующие нравственные качества в человеке. Деловой человек А. Смита использует себе на благо эгоизм других людей, все его время поглощает накопление и прирост капитала. «С трудолюбивыми нациями, которые прогрессируют в деле накопления богатств, - отмечал А. Смит, - повторяется то же, что и с отдельными трудолюбивыми лицами. Большой капитал, хотя и приносящий небольшую прибыль, обыкновенно возрастает быстрее, чем незначительный капитал, приносящий большую прибыль. Деньги делают деньги, говорит пословица. Стоит вам добыть немного денег, и вам часто легко будет добыть больше. Главная трудность в том, чтобы добыть это самое «немного» [6. С. 215]. Симпатии А. Смита на стороне такого благоразумного человека, живущего собственным заработком, который, благодаря своему благоразумию, постепенно увеличивает благосостояние. Таким образом, главным жизненным достижением отдельного индивида идеологи нового времени видели обеспечение максимальной экономической прибыли, для чего человеку и нужна максимальная степень свободы, прежде всего - «свободы» от мешающих достижению этой мистической цели традиционных, феодальных ценностей.

В настоящее время все большую популярность приобретает так называемая этика бизнеса, задача которой заключается в придании целям бизнеса гуманистического, социально-ориентированного и культурноопосредованного характера. В связи с этим возникает проблема так называемой социальной ответственности бизнеса, позволяющей предпринимателю интегрироваться в социальную систему общества и принести ему пользу. Бизнес представляет собой социальный институт, и он вынужден принимать во внимание воздействие своих решений на более крупную социальную систему. Корпорации, которые для реализации своих целей задействуют тысячи людей и затрагивают в результате своей деятельности интересы еще миллионов других людей, должны считаться с последствиями социального воздействия своих операций. Организации зависят от своего окружения во многих отношениях. Это и правила, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность, и персонал, и фонды, на основе которых они функционируют и развиваются, и степень свободы, которой они пользуются для достижения своих целей. Чтобы их деятельность была успешной и долговременной, организации должны:

- взять на себя социальную ответственность, налагаемую на них всевозрастающей взаимозависимостью общества;

- взаимодействовать, несмотря на многочисленные препятствия, с различными общественными группами, доступ к которым часто бывает затруднен (например, по причине значительной удаленности этих групп от соответствующих организаций);

- интегрироваться в сообщества, обслуживание которых и было целью создания этих организаций.

Таким образом, аксиологическая функция предпринимательства оказывала и продолжает оказывать влияние на предпринимательство. Наверное, самая важная задача, которую призвана решать эта функция, заключается в сдерживании безудержности предпринимательской деятельности посредством нравственности и признания необходимости ценностных смыслов любой деятельности.

Бизнес - это особый вид деятельности, неотъемлемыми составляющими которого являются риск, новаторство, предприимчивость, активность. Всякая деятельность предполагает наличие некой цели, ради которой она осуществляется. Деятельность связана со смыслом, поскольку бесцельная деятельность перестает быть таковой. Таким образом, вторая важная культурная функция бизнеса - это деятельностная функция. Ее культурный характер определяется целеполаганием, выходящим за пределы чисто экономических целей.

Проведение всестороннего анализа цели как компонента предпринимательской деятельности возможно на двух уровнях рефлексивного знания. Экономическая рефлексия выясняет функциональность цели как целенаправленную «работу» рационального сознания хозяйственного субъекта в конструировании оптимального выбора предпочтений и ограничений при сохранении «классического» противопоставления субъекта и объекта, которое существует в экономических категориях «издержки» и «прибыль». Философская рефлексия раскрывает содержание цели как конструирования способа бытия предпринимателя через призму культурно-антропологических символов. При этом проводятся различия между формами существования цели. Она может существовать в «объективно-мыслительной форме», отражающей «квазипред-метную бытийность», и в форме адекватного предвосхищения реальных процессов. Как показала практика управления предпринимательскими структурами (организации, фирмы, ассоциации и т.д.), существование цели в данных формах сознания не мешает успешному ситуативному планированию предпринимательства в конкретных временных экономических пространствах. Подчеркнем, что, пребывая в обозначенных формах сознания, цель предпринимателя включает двойственную природу онтологического существования. С одной стороны, она содержит осознание реальной рыночной ситуации, которая развивается по своим реальным законам, создавая побочный, благоприятный для общества результат; с другой стороны, цель отражает иную ипостась - корыстный эгоизм личной цели. В рамках «квазипредметной бытий-ности» цель приобретает необычную форму онтологического существования: осознанный или неосознанный символ социального успеха, власти, личностной значимости, который превращается в априорный стандарт, обязательный для всех. Можно говорить об онтологическом сходстве компонентов риска и цели, которое проявляется в том, что они содержат несколько «онтологических ре-

альностей»: экономическую, реальность личностно-мотивационной направленности и реальность символических смыслов.

Результат предпринимательской деятельности на первый взгляд однозначен. Американский экономист М. Селиген с уверенностью заявляет: «История американского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли... Погоня бизнесмена за прибылью воспринимается как нечто самоочевидное. Все другие его цели представляются второстепенными» [7. С. 11]. В экономической теории принято разделять нормальную прибыль как элемент издержек или минимальную плату, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данного вида предпринимательской деятельности, и чистую прибыль, представляющую собой выручку за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя). На институциональном уровне акцент в определении прибыли смещается в сторону правового регулирования прибыли со стороны государственных институтов, выражая этим отношение государства к предпринимательству на разных этапах исторического развития. Философская рефлексия обращает внимание на прибыль как трансцендентальную возможность развертывания собственного потенциала бизнесмена. Если в экономическом плане прибыль - это максимизация полезности, то в метафизическом плане прибыль - способ выйти за рамки собственной витальной адаптации как простого выживания через организацию предпринимательской деятельности.

Культура, как полагает автор, навязывает образ предпринимателя. То, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать предприниматель, -еще одна тема, нашедшая всестороннее освещение в истории общественно-философской мысли. Очень обстоятельно и подробно личность предпринимателя выстраивает Ж.-Б. Сэй. По его мнению, это тот тип личности, который обеспечивает развитие промышленности и процветание нации. Предпринимателю необходимо обладать определенным набором личностных качеств: состоятельность, ум, благоразумие, любовь к порядку, честность, постоянство, знание людей и понимание окружающей обстановки, умение верно оценивать важность продукта, организаторские способности, стремление к порядку и бережливости, упорство, оптимизм (умение «переживать много беспокойств и исправлять много неудач»), новаторство (умение «изобретать новые приемы производства»), умение верно сводить свои счета и вычислять издержки производства, удачливость, или везучесть («промышленные предприятия всегда соединяются с известным риском: как бы хорошо они ни были поставлены...

они могут расстроиться, и последний может без всякой вины со своей стороны пошатнуть свое состояние и даже до некоторой степени повредить своей чести» [8. С. 57]). Можно заметить, что в этот внушительный список включены как деловые, так и нравственные качества личности. Ж.-Б. Сэй одним из первых среди теоретиков предпринимательства связал экономическое процветание нации со способностью общества формировать особый тип личности, наделенный специфическими деловыми и личностными качествами.

Автор считает возможным сделать вывод о том, что в личности предпринимателя мыслители пытались привести к равновесию те качества, которые, с одной стороны, отвечали за достижение делового успеха, а с другой стороны, служили ограничительными рамками безудержному стремлению к наживе. Другими словами, личность предпринимателя предстает перед исследователем как противоречивая, поскольку те качества, которые должны были вести предпринимателя к экономическому успеху, постоянно подводили под контроль тех качеств, которые не позволяли ему выйти за нравственно санкционированные рамки в своей деятельности. Эта противоречивость, необходимость постоянного самоконтроля, говорит о явном вмешательстве культуры, поскольку иначе трудно объяснить, зачем предпринимателю следует культивировать качества, которые, с точки зрения достижения экономического успеха, тормозят его. В этом проявляется еще одна существенная культурная функция предпринимательства - воспитательная. Воспитательная функция показывает экономике те требования к предпринимателю, которые предъявляют к нему культура и общество, а также те пути, которые не позволят предпринимателю стать беспринципным, обезличенным экономическом механизмом.

Бизнес - это сложное многофункциональное явление человеческой цивилизации. Наверное, самыми очевидными его функциями являются экономическая и социальная. Экономическая функция направлена на производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Социальная функция направлена на воспроизводство трудового потенциала, условий его жизнеобеспечения и общественных отношений, на социальную интеграцию общества. Однако нельзя недооценивать культурные функции предпринимательства. Таким образом, предпринимательство - это «своеобразный «ген» цивилизации». Предпринимательство посредством своих культурных функций оказывает влияние на экономическую, социальную, нравственную, политическую, культурную, религиозную и многие другие сферы жизнедеятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Государство / Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. 590 с.

2. Аристотель. Политика. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. 670 с.

3. Коваль Т.Б. Экономика и нравственность в суждениях ранних Отцов Церкви // ОНС. 2002. № 6. С. 166-167.

4. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной Церкви. Киев, 1991. 340 с.

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. 190 с.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993. 250 с.

7. Волков Н.В. Сто страниц о бизнесе. М., 1991. 110с.

8. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М., 2000. 123 с.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 25 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.