Научная статья на тему 'ИДЕИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ О.С. УШАКОВОЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ'

ИДЕИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ О.С. УШАКОВОЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированный подход / речевое развитие / взаимодействие / дошкольное образование / научные идеи / научная школа / integrated approach / speech development / interaction / preschool education / scientific ideas / scientific school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Мария Васильевна

В статье представлены результаты анализа исследований О.С. Ушаковой в области интегрированного подхода к речевому развитию ребенка дошкольного возраста, а также представителей основанной ею научной школы. В их работах прослеживается взаимосвязь речевого развития и других сторон развития личности, а также речевое развитие как целостное явление, в котором все его направления рассматриваются в единстве и сложных взаимодействиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF AN INTEGRATED APPROACH TO THE SPEECH DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD IN O.S. USHAKOVA’S RESEARCH AND WORKS PRODUCED BY REPRESENTATIVES OF HER SCIENTIFIC SCHOOL

The article presents the results of the analysis of O.S. Ushakova’s research in the field of an integrated approach to the speech development of a preschool child, as well as the results of analysis of scientific works created by representatives of the scientific school founded by her. Their works establish the link between speech development and other aspects of personality development. Also, they treat speech development as a holistic phenomenon in which all its directions are considered in unity and complex interactions.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ О.С. УШАКОВОЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ»

DOI 10.24412/2541-9056-2022-324-67-72 УДК 373.21

ИДЕИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ О.С. УШАКОВОЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

М.В. Лазарева Статья поступила в редакцию 22 мая 2022 г.

В статье представлены результаты анализа исследований О.С. Ушаковой в области интегрированного подхода к речевому развитию ребенка дошкольного возраста, а также представителей основанной ею научной школы. В их работах прослеживается взаимосвязь речевого развития и других сторон развития личности, а также речевое развитие как целостное явление, в котором все его направления рассматриваются в единстве и сложных взаимодействиях.

Ключевые слова: интегрированный подход, речевое развитие, взаимодействие, дошкольное образование, научные идеи, научная школа.

IDEAS OF AN INTEGRATED APPROACH TO THE SPEECH DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD IN O.S. USHAKOVA'S RESEARCH AND WORKS PRODUCED BY REPRESENTATIVES OF HER SCIENTIFIC SCHOOL

M.V.Lazareva

The article presents the results of the analysis of O.S. Ushakova's research in the field of an integrated approach to the speech development of a preschool child, as well as the results of analysis of scientific works created by representatives of the scientific school founded by her. Their works establish the link between speech development and other aspects of personality development. Also, they treat speech development as a holistic phenomenon in which all its directions are considered in unity and complex interactions.

Key words: integrated approach, speech development, interaction, preschool education, scientific ideas, scientific school.

Гуманизация дошкольного образования обусловлена решением задач и реализацией функций дошкольными образовательными организациями, которые базируются на положении о том, что дошкольный возраст понимается как особый, уникальный период жизни человека, поскольку в это время

складываются первичные представления о действительности, интенсивно развивается личность ребенка. Одно из важных педагогических условий развития интеллекта и эмоциональной сферы, согласно многочисленным исследованиям, - интеграция содержания дошкольного образования.

Значительная часть работ посвящена изучению взаимодействия разных видов искусства и детской художественной деятельности на основе идей интегрированного подхода к дошкольному образованию (Н.А. Ветлу-гина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Г.П. Новикова, О.С. Ушакова и др.).

Особое место занимают исследования О.С. Ушаковой и ее учеников. В концепции О.С. Ушаковой и ее последователей разрабатывались теоретические и практические аспекты речевого развития дошкольников с позиций внутривидовых интегративных связей, а также межвидовых связей - взаимосвязей речевой и других видов детской деятельности - изобразительной, познавательной и т.д. (Р.П. Боша, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Г.А. Кур-шев, Ле Тхи Ань Туэт, Е.В. Савушкина, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Л.В. Танина, С.М. Чемортан и др.). В них прослеживается мысль о необходимости решения отдельных речевых задач в связи с целостным развитием личности ребенка, а не только на основе взаимосвязей речевого и умственного развития дошкольников.

Основополагающие идеи интегрированного подхода к речевому развитию ребенка дошкольного возраста были сформулированы Ф.А. Сохиным. В его работах, как подчеркивала О.С. Ушакова, стержневой являлась мысль о необходимости целостного, интегрированного подхода как к рассмотрению феномена речи, так и к обучению родному языку и речевому

развитию: «... на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, то есть речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолировано, а в единстве, во взаимосвязях, в системе» (2002 г., с. 33).

Речевое развитие Ф.А. Сохиным рассматривается с позиций системного подхода, однако можно утверждать, что и с позиций интегрированного подхода тоже, поскольку эти подходы тесно взаимосвязаны. Понятие «интеграция» трактуется различным образом в рамках системного и интегрированного подходов: в системном подходе оно функционирует как процесс, рядопо-ложенный с такими процессами, как дифференциация и дезинтеграция и другие подобные процессы, направленные на образование и изменение системы, ее развитие, совершенствование или распад, деградацию.

В условиях интегрированного подхода интеграция понимается как процесс и как результат, но в большей степени как результат взаимодействия. В этом случае система выступает как более узкое понятие, несмотря на то, что оно выражает самый высокий уровень развития целостности. В философской теории интеграции определены, кроме системы, и другие уровни: совокупность, конгломерат и прочие. Таким образом, как показал анализ отношений понятий «система» и «интеграция», понятие «интеграция» отличается многомерностью, а систем-

ный подход в связи с этим является частным проявлением интегрированного подхода.

В исследованиях Ф.А. Сохина идеи интегративности речевого развития отражены в единстве и взаимосвязи трех основных направлений совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурного, функционального и когнитивного [1; 2].

Центральным положением теории, разработанной Ф.А. Сохиным, по мнению О.С. Ушаковой, является утверждение им необходимости организации образовательной работы на основе понимания взаимосвязи, взаимообусловленности и неразрывного единства формирования осознания детьми явлений языка и речи и формирования речевых умений и навыков и языковой способности в целом. Ф.А. Сохин обозначил этот феномен как лингвистическое развитие ребенка: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [1, с. 50]. О.С. Ушакова развила эту идею и доказала важность и необходимость лингвистического развития ребенка. При этом в их исследованиях также прослеживается мысль Ф.А. Со-хина о том, что речевое развитие невозможно изучать в отрыве от развития

мышления. О.С. Ушакова критиковала положение об усваиваемости детьми дошкольного возраста родного языка на основе подражания, только интуитивно, инстинктивно, о чем свидетельствует ряд исследований в методических пособиях, считая такое понимание абсолютно неприемлемым. В противовес ему, вслед за Ф.А. Сохиным, она доказала, что овладение языком характеризуется развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений, а не простым «подражанием на основе воспроизведения образцов речи взрослых» и интуитивного освоения ребенком языковых средств и норм [5, с. 73].

Взяв за основу разработанные Ф.А. Сохиным положения о связной речи как виде речи, вобравшей в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, считая, что значение разных уровней языка для связности речи различно, О.С. Ушаковой исследуется развитие связной речи (диалогической и монологической) как сложный многогранный феномен, отражающий логику мышления дошкольника. Изучение связной речи в разных аспектах осуществлялось ее последователями. Н.Г. Смольникова исследовала развитие структуры связного высказывания у старших дошкольников. Е.А. Смирнова посвятила свои работы проблеме развития связной речи с помощью серии сюжетных картин. Л.Г. Шадрина рассмотрела вопросы формирования представлений о типах высказывания у младших дошкольни-

ков. Н.В. Гавриш осуществила исследование развития образной речи на материале художественной литературы и малых фольклорных форм. Е.В. Савушкина выявила особенности развития образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. А.И. Лаврентьева разработала целостную систему работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников. Л.А. Колуно-ва осуществила работу над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. М.В. Илья-шенко рассмотрела условия воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве и др.

Эти исследования помогли составить целостное представление о речевом развитии дошкольников на основе выявленных взаимосвязей различных его сторон.

Интегративность ярко прослеживается в исследованиях, в которых под руководством О.С. Ушаковой изучалось словесное творчество (Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина, А.Г. Тамбовцева, С.М. Чемортан и др.), подчеркивалась взаимосвязь словесного творчества и общего развития личности дошкольника. Такая комплиментарность легла в основу методических разработок О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш и была использована в конструировании интегрированных занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, в структуре которых изодея-тельность являлась вспомогательным компонентом [3].

В связи с этим в трудах О.С. Ушаковой и представителей ее научной школы положения интегрированного подхода к речевому развитию дошкольников являются методологическими, базовыми для изучения речевого развития и обучения родному языку. О.С. Ушакова неоднократно в своих публикациях и выступлениях подчеркивает преемственность с трудами Ф.А. Сохина и считает, что существует единая научная школа - научная школа Ф.А. Сохина-О.С. Ушаковой. На наш взгляд, несмотря на несомненную преемственность во взглядах этих двух ученых, О.С. Ушакова не только развила высказанные в свое время мысли Ф.А. Сохина о необходимости внутренней интеграции всех сторон речевого развития ребенка, о целостности речевого развития, но сформулировала принципиально новые идеи внешней интеграции речевого развития с другими сторонами развития личности ребенка [4; 6].

В частности, ею выдвинуто положение о рассмотрении развития речи не только как овладения ребенком языковыми навыками в лингвистической сфере - фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми, что является важным не только в формировании культуры речи, но и культуры общения. Исследователь выходит за пределы изучения собственно феномена речи и рассматривает речевое развитие в единстве с личностными качествами и межлич-

ностными отношениями (особенностями общения) как целостное инте-гративное явление с позиций внутренней и внешней интеграции. Тем самым автор открывает новое поле для изучения сложных, еще мало исследованных взаимосвязей разных сторон речевого развития и развития личностных качеств и общения детей дошкольного возраста.

Развитие речи рассматривается О.С. Ушаковой не как отдельное, изолированное направление развития личности ребенка, а как неразрывно связанное с другими направлениями развития личности в целом: «Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей» [6, с. 130].

Автор подчеркивает интегративное единство речевого, умственного и эстетического аспектов, поскольку именно связное высказывание отражает степень владения родным языком и «уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка» [6, с.131].

Опираясь на исследования своих учеников, О.С. Ушакова утверждает, что обучение родному языку неразрывно связано с нравственным воспитанием, способствует воспитанию нравственного поведения детей, что чрезвычайно важ-

но, а не только формированию этических знаний и нравственных чувств (не только знать и переживать, но и поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами межличностного общения). Понятие «развитая культура общения» основано на сложном комплексе коммуникативных умений и качеств личности, среди которых важное место занимают умения вступать в контакт с взрослыми и сверстниками, владеть невербальными средствами общения, разнообразными коммуникативными умениями и навыками на основе норм и правил этикета и норм общепринятой морали, а не только коммуникативные умения и навыки, включающие в себя владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказываний. В связи с этим О.С. Ушакова доказала, что в образовательном процессе дошкольной образовательной организации необходима реализация образовательной работы, включающей в себя в единстве взаимосвязанные речевое развитие, обучение речи и речевое воспитание [4].

Таким образом, О.С. Ушакова в своих работах и работах учеников развила и углубила идеи Ф.А. Сохина о внутренней интеграции речевого развития детей на основе взаимосвязи всех его сторон и направлений, а также разработала, научно обосновала принципиально новые положения интегрированного подхода на базе внешней ин-

теграции речевого развития и всех сторон развития личности ребенка в целом и развития общения со сверстниками и взрослыми и исходя из этого, рассмотрела речевое развитие дошкольников на металичностном уровне. В области обучения речи ею

были разработаны в теоретическом и методическом (прикладном) аспектах основы конструирования интегрированного занятия, выделены его структурные и содержательные особенности, создана авторская программа.

Список литературы

1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

2. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие. -2-е изд. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 2008. - 224 с.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 224 с.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.

5. Ушакова О.С., Лаврентьева А.И. Метаязыковая деятельность в процессе формирования языковой способности дошкольников // Инновационные проекты и программы образования. - 2019. - №3 (63). - С. 72-75.

6. Чуйкова Ж.В., Ушакова О.С. Развитие системы обучения дошкольников родному языку в отечественной педагогике: учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 253 с.

References

1. Soxin F.A. Razvitie rechi detej doshkol'nogo vozrasta: Posobie dlya vospitatelya detskogo sada / Pod red. F.A. Soxina. - 2-e izd., ispr. - M.: Prosveshhenie, 1979. - 223 s.

2. Soxin F.A. Psixologo-pedagogicheskie osnovy' razvitiya rechi doshkol'nikov: uchebnoe posobie. - 2-e izd. -Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psixologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO 'MODE'K', 2008. - 224 s.

3. Ushakova O.S., Gavrish N.V. Znakomim doshkol'nikov s literaturoj. Konspekty' zanyatij. - M.: TCz «Sfera», 1998. - 224 s.

4. Ushakova O.S. Teoriya i praktika razvitiya rechi doshkol'nika. - M.: TCz Sfera, 2008. - 240 s.

5. Ushakova O.S., Lavrent'eva A.I. Metayazy'kovaya deyatel'nost' v processe formirovaniya yazy'kovoj sposob-nosti doshkol'nikov // Innovacionny'e proekty' i programmy' obrazovaniya. - 2019. - №3 (63). - S. 72-75.

6. Chujkova Zh.V., Ushakova O.S. Razvitie sistemy' obucheniya doshkol'nikov rodnomu yazy'ku v otechestven-noj pedagogike: uchebnoe posobie. - Elecz: EGU im. I.A. Bunina, 2006. - 253 s.

Для ссылки: Лазарева М.В. Идеи интегрированного подхода к речевому развитию ребенка дошкольного возраста в исследованиях О.С. Ушаковой и представителей ее научной школы // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №3 (24). - С. 67-72.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-324-67-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.