DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.020 УДК 372.03 ББК 74.102.413
В.В. ГАВРИЛОВ
V.V. GAVRILOV
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
SPECIFICS OF SPEECH DEVELOPMENT PRESCHOOLERS: THEORETICAL JUSTIFICATION
В данной статье рассматриваются аспекты, составляющие теоретическое обоснование развития речи дошкольников в образовательных учреждениях. Автор считает, что овладение детьми родной речью, навыками речевого общения может осуществляться только в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Развитие речи дошкольника происходит в процессе познания им окружающего мира. Необходимо учитывать тесную связь речи и мышления. Речь развивается наглядным, действенным путем, с опорой на базу сенсорных представлений. Необходимо научить ребенка осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее. Педагог работает не со словом, а со словообразом, когда из внутренней речи образ переходит во внешнюю и материализуется в слове. Новизна исследования состоит в том, что предлагается перевести развитие речи из области формальной отработки навыков говорения в сферу внутренней речи, когда у ребенка формируется внутренний план действий.
This article discusses the aspects that make up the theoretical basis of the development of speech preschool children in educational institutions. The author believes that the mastery of children's native speech, speech communication skills can be carried out only in the conditions of purposeful pedagogical influence. The development of preschool speech occurs in the process of learning the world around them. It is necessary to take into account the close connection of speech and thinking. Speech develops visual, effective way, based on the base of sensory representations. It is necessary to teach the child to understand the meaning of the word and at the same time to see the possibilities of combining this word with others, changing the word, its grammatical forms, language (linguistic), the child's abilities will develop more successfully. The teacher works with the word, and kavooras when inner speech the way goes in the external and materialized in the word. It is proposed to transfer the development of speech from the formal development of speaking skills in the sphere of internal speech, when the child formed an internal action plan.
Ключевые слова: культура речи, словесное творчество, внутренний план действий, речь, мышление, культурология, лингвистика.
Key words: culture of speech, verbal creativity, inner plan of action, speech, thinking, cultural studies, linguistics.
Введение. Овладение речью начинается у детей с самого раннего возраста, поэтому мы считаем необходимым начать освещение вопросов речепо-рождения и развития речи с дошкольного периода. Нам бы хотелось дать теоретическое обоснование специфике работы по развитию речи дошкольников в образовательных учреждениях.
Цель статьи состоит в том, чтобы определить теоретические основания для совершенствования развития речи дошкольников.
Материалом исследования стали труды методистов в области дошкольного образования. Мы использовали методы наблюдения, изучения научной литературы, изучение педагогического опыта. Актуальность и значимость исследования определяется тем, что проведен анализ накопленного опыта, предлагается переход на новое основание в области речевого развития дошкольников. Практическая значимость состоит в том, что, опираясь на теоретические предпосылки, педагог сможет выстроить индивидуальную и эффективную методику работы с дошкольниками. Одной из основных целей
развития связной монологической речи станет формирование интонационной выразительности, темпа, плавности, дикции речи ребенка-дошкольника. Достигается это подбором интересных и методически оправданных упражнений. Решение обозначенного круга задач сделает связное монологическое высказывание эмоционально выразительным, живым и интересным для говорящего и слушающего.
Но все же высказывание будет тогда эффективным, когда ребенок учитывает речевую ситуацию. Исследователи Круглова А.В. и Ушакова О.С. считают, что «главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их гибко применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями» [6, с. 20].
Алексеева М.М. и Яшина В.И. полагают, что предметом изучения методики развития речи дошкольников является «процесс овладения детьми родной речью, навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия» [1, с. 4]. Авторы выделяют фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных они относят: 1) исследование процессов овладения обучающимися родным языком, речью, речевым общением; 2) изучение закономерностей обучения родной речи; 3) определение принципов и методов обучения [1, с. 4].
Основная задача методики - разработать на научно-педагогической основе эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружить ими педагогов, чтобы они могли наиболее успешно развивать у обучающихся необходимые речевые умения и способности [3, с. 7].
Выделяются следующие методические принципы развития речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ):
1) принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
2) принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию
речи;
3) принцип развития языкового чутья;
4) принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
5) принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования;
6) принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
7) принцип обеспечения активной речевой практики [1, с. 57-60].
Указанные принципы возникли не в одночасье, а были сформулированы и апробированы в течение нескольких веков становления и развития педагогической мысли. Такие современные исследователи, как Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Р.Л. Доватор, В.И. Малинин, З.И. Равкин и другие в своих трудах не раз отмечали важность и необходимость изучения педагогического опыта прошлых веков, который является неоценимым источником и помощником в решении современных педагогических проблем.
В одной из работ Б.М. Бим-Бад справедливо отмечает: «Дети усваивают из родного языка и способов его употребления воззрения на предметы. Множество мыслей, чувств, образов. Бессознательно усваивая логику и философию языка, дети приобретают логические понятия и философские воззрения. Преимущественно посредством языка ребенок узнает структуру общества, в котором он рожден, и свое собственное место в этом обществе. Люди, объединенные одним и тем же родным языком, всегда будут иметь некоторые общие черты в отношении к миру, в понимании мира, в характере реакций на события окружающей среды, в способах самовыражения. Родной язык - один из наиболее важных инструментов социализации во всех человеческих обществах и культурах [2]. Язык и речь являются цементирующей основой для любой нации, становится средством воспитания.
В книге «Развитие речи детей» Е.И. Тихеева выдвигает следующие положения:
1. Развитие речи происходит в процессе познания окружающего мира. Необходимо учитывать тесную связь речи и мышления. Речь развивается наглядным, действенным путем, с опорой на базу сенсорных представлений.
2. Речь развивается в социальной среде. Культура речи ребенка связана с культурой речи окружающих людей.
3. Игра и труд создают условия для саморазвития в области языка.
Также автор определила основные задачи по развитию речи детей:
1. Развитие аппарата речи, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха.
2. Накопление содержания речи.
3. Работа над формой речи, ее структурой [10].
Способы, пути решения поставленных задач, описанные Е.И. Тихеевой, остаются актуальными и для современной педагогики.
Современные психолого-педагогические исследования детской речи проводятся в трех направлениях:
1. Структурное направление - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического. Особенности освоения детьми лексики русского языка в свое время изучали В.И. Логинова, Н.П. Савельева, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина, Е.М. Струнина, А.А. Самги и другие. Морфологические и синтаксические аспекты детской речи описаны в трудах Ф.А. Сохина, А.А. Захаровой, М.С. Лаврик, Л.А. Калмыковой, вопросы словообразования исследовались А.Г. Арушановой, Э.А. Федеравичене. Фонетическую сторону детской речи в своих трудах описывали Г.М. Лямина, М.М. Алексеева, А.И. Максакова.
2. Функциональное направление (получило свое развитие в 60-70-е гг. в России) - исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции. В трудах Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой указаны критерии оценки связности речи, основной из которых - умение структурно выстраивать текст, использовать различные типы связей между высказываниями.
3. Когнитивное направление - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи. Представителями этого направления являются С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин, Г.П. Белякова, Г.А. Тума-кова, Л.Е. Журова [1, с. 48].
Во второй половине XX века активно развивались все три указанных направления, создавались вариативные программы, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся («Радуга», «Детство» и другие). В 90-е годы традиционные фронтальные занятия с детьми были подвергнуты критике. Методисты начали поиск более современных приемов развития речи.
Современной дошкольной педагогикой накоплен серьезный багаж теоретических знаний, практического материала, экспериментальных данных (как зарубежных, так и отечественных исследователей), посвященных развитию речи дошкольников.
Серьезное внимание уделяется теперь нестандартным формам обучения (групповой работе, игровым технологиям). Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это - шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы - идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка - мишка). Как считает Ушакова О.А., «такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок приходит к пониманию терминов «звук», «слово». Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голо-
са, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи [11].
Но самое главное - педагог должен научить ребенка осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее. Педагог работает не со словом, а со словообразом, когда из внутренней речи образ переходит во внешнюю и материализуется в слове.
Очень важно обратить внимание на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова. Картинка, привязанная к звуковой оболочке, запомнится и будет воспроизводиться уместно, с учетом контекстуальных особенностей.
Человек познает реальность мыслеобразами, но перевод их в слова требует труда педагога, работы в системе и невозможен без формирования внутренней речи детей с учетом развития их внутреннего плана действий.
Как справедливо отмечает Т.Н. Захарова, «целью дошкольного образования является формирование основ физического, психического развития и здоровья детей, создание условий для их первоначального включения в жизнь общества [т.е. успешная социализация. - В.Г.]. Соответствие дошкольного образования Государственному образовательному стандарту устанавливается посредством определения объема освоенных ребенком специальных знаний и умений... Об уровне развития ребенка позволяет судить самостоятельный, творческий, избирательный, осмысленный подход к решению им тех или иных задач, наличие у ребенка общей умелости, уровень речевого развития [5, с. 3].
Необходимость системной работы по развитию связной внешней речи у детей дошкольного возраста с учетом особенностей интеллектуального развития не вызывает сомнений.
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период, - в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Специалисты не столько исправляют речь, сколько формируют ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. Однако логопед работает, прежде всего, над орфоэпическими нормами, учит правильно проговаривать те или иные звуки или их сочетания, но совершенно очевидно, что успешная речевая деятельность включает и богатый словарный запас (к 3-4 годам словарь ребенка состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов), умение выстраивать диалог (то есть воспринимать информацию и адекватно реагировать), произносить связный монолог на заданную тему, владеть мимикой и жестами. Ребенок в этом возрасте должен уметь строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Трехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
По сути, мы назвали всё то, что определяет социализацию ребенка, его успешную адаптацию в коллективе. Без овладения речевыми навыками не произойдет этой адаптации, ребенок не реализует свой творческий и интеллектуальный потенциал в полной мере. Правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств.
Развитие речи может протекать стихийно, и такая речь, как правило, оказывается неправильной, бедной. Таким образом, работа по развитию речи в ДОУ должна проводиться с определенной целью, опираясь на конкретную научную концепцию, с использованием апробированных методов.
Основными факторами в данном случае являются социолингвистическое воздействие людей из ближайшего окружения и реализация генетической программы [9, с. 294]. Ребенок усваивает язык, на котором говорят окру-
жающие (первый фактор). Причем усваивает язык в той мере, в которой ему позволяет это сделать окружение. Если ребенок воспитывался в стае собак, он будет лаять, то есть издавать звуковые сигналы, понятные ему и сородичам. Второй фактор подтверждается во всех явлениях спонтанного речевого онтогенеза - ранние вокализации, превышение фонетических возможностей ребенка по сравнению с востребуемыми, своеобразие семантики первых детских слов, детское словотворчество, эгоцентрическая речь [9, с. 294]. Безусловно, речевое развитие происходит при совместном действии этих факторов, когда различные предрасположенности проявляются в условиях социолингвистического воздействия. Однако, по нашему мнению, воздействие окружения на ребенка в данном случае будет определяющим.
Недостатками речи дошкольников этого возраста специалисты считают:
- использование упрощенных или искаженных вариантов слов (например, вместо «звонок» ребенок говорит «динь» или «капет» - вместо «пакет»);
- систематическое неправильное произношение некоторых звуков (чаще всего это звуки, связанные с буквами «ш», «ж», «ч», «с», «з» и самыми сложными для детей - «л», «р»);
- так называемые «грамматизмы», когда произносятся неправильные окончания слов при их склонении;
- «бедный» словарный запас, односложная речь с преобладанием нераспространенных предложений [8].
Для нас крайне важной является мысль ряда исследователей (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, М.Р. Львов) о том, что развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми, только на начальном этапе является имитационной. Все чаще ребенок ведет языко-речемыслительную деятельность, благодаря которой формируются неосознанные навыки общения. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих [4].
В частности, со словотворчеством ни в коем случае нельзя бороться, напротив, необходимо поощрять работу детей в этом направлении. Безусловно, необходимо указывать правильную с точки зрения современного русского языка форму, но при этом демонстрировать одобрение, восхищение удачной, остроумной находкой. Словотворчество в этом возрасте есть постижение словообразовательных законов русского языка. Ребенок учится создавать новые слова, используя продуктивные способы словообразования (префиксацию, суффиксацию, сложение основ и др.), проверяет, можно ли к той или иной основе добавить новую морфему, будет ли это слово иметь смысл, будет ли оно функционально. И то, что взрослым кажется непонятным и несуразным, для ребенка есть пробная модель, которую он запускает в речевой поток. И не беда, если эта модель окажется неудачной. Важным является то, что ребенком опробован, освоен способ образования новых слов, и следующая модель будет удачной, будет соответствовать норме. Мы наблюдали такой случай. В детском саду ребенок 3-4-х лет доказывал сверстнику, что, если есть слово «нельзя», значит, есть и слово «льзя» (по аналогии «громко - негромко», «сильно - несильно». Откуда ему было знать о супплетивизме?). С позиции взрослых, говорить «льзя» - это ошибка, нужно говорить «можно», однако ребенок интуитивно почувствовал, что приставка «не-» выражает отрицание, примыкая ко всему слову, и в других случаях это правило действительно работает1.
Дикцию можно отработать с помощью чистоговорок, акцентированных на конкретные звуки и слоги.
1 Из истории русского языка мы знаем, что слово «льзя» существовало (ср.: льга, льгота, польза), но было вытеснено более современным эквивалентом.
Для развития словарного запаса и связной речи неоценимый эффект дают чтение педагогом вслух и работа с картинками, адаптированным к восприятию ребенком этого возраста.
Подобная системная работа описана в научной литературе и, мы уверены, дает определенные плоды, однако зачастую в процессе развития речи происходит механическое заучивание слов, форм или звукосочетаний, у обучающихся не формируется мотив к обучению и саморазвитию.
На занятиях необходимо постоянно создавать проблемные ситуации, требующие разрешения, причем разрешения вербального. Ребенок должен не просто характеризовать персонажа сказки, но и выражать свое мнение. А чтобы он понимал значимость и необходимость этой работы, следует переводить ситуацию общения в практическое русло, приводить примеры близкие, понятные ребенку, указывать на параллели из повседневной жизни.
При работе с текстом сказки специалисты, как правило, советуют задавать вопросы по содержанию после чтения книги, обсуждать иллюстрации и делать мини-пересказ. Этот метод учит грамотно и быстро формулировать свое мнение, делая речь логически связной. Но, к сожалению, система нашего литературного образования обычно строится по готовым клише, прописанным в методических пособиях. Детям предлагаются паремические, закрепленные в народной традиции тексты и тут же - известные, застывшие характеристики персонажей. И дошкольники (которые, как известно, быстро приспосабливаются к требованиям и знают, чего от них ожидает социум) при очередном анализе произносят заготовленные фразы, не размышляя над сутью произведения. Развитие мышления предполагает анализ, рефлексию.
В этой связи в настоящее время актуальным является определение подходов, которые помогли бы изучить основы формирования речи, понять стоящие за речью мысль, настроение, интенцию субъекта. Нормальное развитие речи идет прежде всего через активную внутреннюю переработку вербального материала. Таким образом, создание эффективной методики развития речи у детей определяется тем, насколько успешно мы сможем развить у них ключевые мыслительные способности. Иначе говоря, мы должны развивать не собственно речь, а мышление, которое становится основой успешного речепорождения.
Нельзя не согласится с мнением А.Ф. Яфальян, которая считает, что «все, что мы представляем и о чем думаем, возникает в нашем воображении в виде знаков и образов. Цифры, буквы, ноты, формулы не что иное, как знаки, которые принято употреблять для облегчения восприятия и передачи сведений другим. Все они обусловлены и зависят от культурных, национальных и других особенностей [12, с. 164]. Необходимо работать с образами для того, чтобы формировать у ребенка способность нетривиально мыслить, и со знаками, чтобы ребенок мог структурировать, запоминать и перерабатывать полученную информацию. «Образы помогают видеть мир целостно, красочно, во всем многообразии и богатстве. Знаки же концентрируют внимание на существенном, схематизируют процесс усвоения информации. Любой материал рекомендуется анализировать с позиции знака и образа. Операции со знаками требуют четкости, лаконичности, последовательности. Образы же основаны на фантазии, творчестве, свободе мышления», - пишет автор [12, с. 165-166].
На различных возрастных этапах меняются задачи развития речи у дошкольников. Методика развития монологической речи описана в трудах О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.А. Зрожевской, Л.М. Гурович, Э.П. Ко-ротковой. Серьезное внимание средствам неречевой коммуникации у детей уделяют З.И. Курцева, Л.Г. Антонова. О моделировании различных речевых ситуаций (значимость ситуаций, опора на жизненный опыт, ясность и конкретность) при целенаправленном обучении диалогической речи говорит С.Е. Привалова. Проблемам формирования у дошкольников элементарных знаний о структуре текста посвящены исследования Т.А. Ткаченко, А.М. Бо-
родич, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой. О развитии речевого творчества у детей говорят О.А. Акулова, Н.В. Виноградова, О.С. Ушакова. Важная роль при развитии диалогических умений дошкольников на современном этапе отводится деятельности кооперативного типа, творческой сюжетно-ролевой игре (О.В. Солнцева, А.А. Максимова). Так, А.А. Максимовой предложен банк сюжетно-ролевых игр, которые автор делит на три группы:
1. Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).
2. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникатив-ных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы» и др.).
3. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.) [7, с. 1988-1992].
Следует отметить, что в настоящее время методика развития связной монологической и диалогической речи детей базируется на трех подходах: лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном.
Мы считаем, что пора отходить от традиционных методик и переводить развитие речи из области формальной отработки навыков говорения в сферу внутренней речи, когда у ребенка формируется внутренний план действий (от схематичной характеристики объекта до алгоритма описания в плане внешней речи). Ребенок должен думать и над тем, что сказать, учитывая речевую ситуацию, и над тем, как сказать, чтобы добиться максимального коммуникативного эффекта. В основе этой деятельности, вне всякого сомнения, лежит мотив. Ребенку должно быть интересно и важно донести миру свои мысли и чувства, важно быть понятым и услышанным, получить адекватный ответ на свое высказывание, дать оценку результатам своего труда. Очевидно, что именно на взрослых (в первую очередь на педагогах) лежит непростая миссия по формированию речетворческого мотива у детей.
Выводы. Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы:
1. Овладение детьми родной речью, навыками речевого общения может осуществляться только в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
2. Базовые методические принципы развития речи в дошкольных образовательных учреждениях были сформулированы и апробированы в течение нескольких веков становления и развития педагогической мысли.
3. Речь является тем средством, которое помогает ребенку принять на себя конкретные социальные роли, в определенной степени усвоить культуру народа, его традиции, нравственные ориентиры, стать полноправным членом социума. Личность социализируется чрез речь.
4. Развитие речи дошкольника происходит в процессе познания им окружающего мира. Необходимо учитывать тесную связь речи и мышления. Речь развивается наглядным, действенным путем, с опорой на базу сенсорных представлений.
5. Необходимо научить ребенка осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее. Педагог работает не со словом, а со словообразом, когда из внутренней речи образ переходит во внешнюю и материализуется в слове.
6. Речь ребенка не повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
7. Мы предлагаем перевести развитие речи из области формальной отработки навыков говорения в сферу внутренней речи, когда у ребенка формируется внутренний план действий.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Бим-Бад Б.М. Биологическое и социальное в человеке. URL: http://www. facebook.com/Bor.Mich.BimBad/posts/571452176198395.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1974. 288 с.
4. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? URL: http://adalin. mospsy.ru/l_01_00/l_01_04h.shtml (дата обращения: 22.02.2019).
5. Захарова Т.Н. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 23 с.
6. Круглова А.В., Ушакова О.С. Развитие речевой культуры в дошкольном возрасте // Педагогическое образование и наука. № 6. 2009. С. 20-23.
7. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015, № 2-9. С. 1988-1992. URL: https//www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=37347 (дата обращения: 04.08.2019).
8. Николаева С.В. Развитие речи. URL: http://www.rastishka.ru/parent/for_ child_development/info/21/?utm_source=yandex&utm_medium = cpc&utm_ campaign=rastishka_rastishka (дата обращения: 22.02.2019).
9. Современная психология. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.
10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
11. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm (дата обращения: 22.03.2019).
12. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 444 с.
References
1. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Methods of speech development and teaching the native language of preschool children. Moscow: publishing center "Academy", 2000. 400 p.
2. Bim-Bad B.M. Biological and social in man. Available at: http://www.facebook. com/Bor.Mich.BimBad/posts/571452176198395.
3. Borodich A.M. Methods of speech development of children. Moscow: Education, 1974. 288 p.
4. Gribova O.E. What if your child does not speak? Available at: http://adalin.mo-spsy.ru/l_01_00/l_01_04h.shtml (date of application: 22.02.2012).
5. Zakharova T.N. Differentiated approach as a condition of speech development of preschool children: abstract dis. ... Ph.D. of Education. Ekaterinburg, 23 p.
6. Kruglova A.V., Ushakova O.S. Development of speech culture in preschool age. Pedagogical education and science. 2009, N 6, pp. 20-23 (in Russian).
7. Levshina N.I., Gradusova L.V. Modern approaches to the methodology of development of coherent speech of preschool children, Fundamental research. 2015, N 2-9, pp. 1988-1992. Available at: https//www.fundamental-research.EN/EN/ article/view?id=37347 (date accessed: 4.08.2019).
8. Nikolaev S.V. The Development of speech. Available at: http://www.ras-tishka.ru/parent/for_child_development/info/21/?utm_source=yandex&utm_ medium=cpc&utm_campaign=rastishka_rastishka (date accessed: 22.02.2012).
9. Modern psychology: reference guide. Moscow: INFRA-M, 1999. 688 p.
10. Miheeva E.I. language Development of children (early and preschool age). Moscow: Education, 1981. 111 p.
11. Ushakova O.S. Speech development of preschool children. Available at: http:// dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm (date accessed: 22.03.2019).
12. Yafalyan A.F. School of expression. Rostov n/D: Phoenix, 2011. 444 p.