Научная статья на тему 'Идеи и идеалы открытого образования'

Идеи и идеалы открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
методы обучения / массовые открытые онлайн-курсы / МООК / образовательные идеалы / инклюзивность / доступность образования / индивидуализация обучения / непрерывное обучение / демократизация образования / teaching methods / massive open online courses / MOOCs / educational ideals / inclusivity / accessibility of education / individualization of learning / lifelong learning / democratization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков Артём Дмитриевич

В статье рассматривается феномен открытого образования, его влияние и перспективы в контексте современного образования. Детальное изучение этого подхода к обучению предоставляет ценные уроки для преподавателей, исследователей, политиков, интересующихся передовыми методами и идеями в образовательном процессе. Основная цель исследования — выявить, как принципы открытого образования способствуют трансформации традиционных образовательных систем и как они могут обеспечивать образовательную справедливость. Для достижения этой цели автор применяет метод анализа различных источников и практических примеров. Утверждается, что открытое образование является значительным шагом вперед в создании более инклюзивного и доступного образовательного пространства, основанного на принципах демократии, самоорганизации и равноправия в знании. Ключевые выводы статьи включают в себя понимание того, что открытое образование на основе принципов доступности, инклюзивности, самоорганизации и демократизации знания предоставляет новые возможности для трансформации традиционного образования и обеспечения образовательной справедливости. Также освещаются вызовы реализации открытого образования, включая цифровое неравенство, качество контента, аккредитацию и мотивацию студентов. Открытое образование вносит инновации в педагогику и методы обучения, привлекая элементы гибкости и индивидуализации. Тезисы научной новизны представляют определение влияния открытого образования на трансформацию образовательных систем, понимание принципов открытого образования и их применение для обеспечения образовательной справедливости, а также разработку новых методологических подходов к изучению феномена открытого образования. В заключении указывается, что исследование выражает ценные взгляды на роль и место открытого образования в современной образовательной среде и его потенциал для дальнейших исследований. Работа представляет интерес для всех, кто хочет понять и изучить возможности, которые открытое образование предлагает для современной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas and Ideals of Open Education

This article examines the phenomenon of open education, its influence, and prospects within the context of contemporary education. An in-depth exploration of this pedagogical approach offers invaluable insights for educators, researchers, policymakers, and other stakeholders intrigued by advanced methodologies and ideas in the educational realm. The primary objective of the research is to ascertain how the principles of open education facilitate the transformation of traditional educational frameworks and how they can promote educational equity. To achieve this aim, the author employs a method of analyzing diverse sources and practical examples. It is posited that open education represents a significant stride towards creating a more inclusive and accessible educational milieu, anchored in the principles of democracy, self-organization, and knowledge equality. The article’s key findings encompass the understanding that open education, rooted in principles of accessibility, inclusivity, self-organization, and knowledge democratization, offers novel opportunities for the transformation of conventional education and the realization of educational fairness. Challenges in implementing open education, including digital disparity, content quality, accreditation, and student motivation, are also illuminated. Open education introduces pedagogical innovations, infusing elements of flexibility and individualization. Novelty contributions of the research encompass delineating the impact of open education on transforming educational frameworks, a profound comprehension of open education principles and their application for ensuring educational equity, and the formulation of new methodological approaches to studying the open education phenomenon. In conclusion, the study offers valuable perspectives on the role and position of open education in the current educational landscape and its potential for further exploration. This work will be of interest to those seeking to understand and probe the possibilities that open education presents for today’s educational environment.

Текст научной работы на тему «Идеи и идеалы открытого образования»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-203-216 УДК 171

Идеи и идеалы открытого образования

Зубков Артём Дмитриевич,

старший преподаватель

Новосибирского государственного университета

экономики и управления — «НИНХ»,

Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56

ОЯСГО: 0000-0002-8289-5316

zubkov_nstu@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается феномен открытого образования, его влияние и перспективы в контексте современного образования. Детальное изучение этого подхода к обучению предоставляет ценные уроки для преподавателей, исследователей, политиков, интересующихся передовыми методами и идеями в образовательном процессе. Основная цель исследования — выявить, как принципы открытого образования способствуют трансформации традиционных образовательных систем и как они могут обеспечивать образовательную справедливость. Для достижения этой цели автор применяет метод анализа различных источников и практических примеров. Утверждается, что открытое образование является значительным шагом вперед в создании более инклюзивного и доступного образовательного пространства, основанного на принципах демократии, самоорганизации и равноправия в знании. Ключевые выводы статьи включают в себя понимание того, что открытое образование на основе принципов доступности, инклюзивности, самоорганизации и демократизации знания предоставляет новые возможности для трансформации традиционного образования и обеспечения образовательной справедливости. Также освещаются вызовы реализации открытого образования, включая цифровое неравенство, качество контента, аккредитацию и мотивацию студентов. Открытое образование вносит инновации в педагогику и методы обучения, привлекая элементы гибкости и индивидуализации. Тезисы научной новизны представляют определение влияния открытого образования на трансформацию образовательных систем, понимание принципов открытого образования и их применение для обеспечения образовательной справедливости, а также разработку новых методологических подходов к изучению феномена открытого образования. В заключении указывается, что исследование выражает ценные взгляды на роль и место открытого образования в современной образовательной среде и его потенциал для дальнейших исследований. Работа представляет интерес для всех, кто хочет понять и изучить возможности, которые открытое образование предлагает для современной образовательной среды.

I

Ключевые слова: методы обучения, массовые открытые онлайн-кур-сы, МООК, образовательные идеалы, инклюзивность, доступность образования, индивидуализация обучения, непрерывное обучение, демократизация образования.

Ideas and Ideals of Open Education

Artem Zubkov,

Senior Lecturer,

Novosibirsk State University of Economics and Management — "NINH" 56 Kamenskaya Street, Novosibirsk, 630099, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8289-5316 zubkov_nstu@mail.ru

Abstract

This article examines the phenomenon of open education, its influence, and prospects within the context of contemporary education. An in-depth exploration of this pedagogical approach offers invaluable insights for educators, researchers, policymakers, and other stakeholders intrigued by advanced methodologies and ideas in the educational realm. The primary objective of the research is to ascertain how the principles of open education facilitate the transformation of traditional educational frameworks and how they can promote educational equity. To achieve this aim, the author employs a method of analyzing diverse sources and practical examples. It is posited that open education represents a significant stride towards creating a more inclusive and accessible educational milieu, anchored in the principles of democracy, self-organization, and knowledge equality. The article's key findings encompass the understanding that open education, rooted in principles of accessibility, inclusivity, self-organization, and knowledge democratization, offers novel opportunities for the transformation of conventional education and the realization of educational fairness. Challenges in implementing open education, including digital disparity, content quality, accreditation, and student motivation, are also illuminated. Open education introduces pedagogical innovations, infusing elements of flexibility and individualization. Novelty contributions of the research encompass delineating the impact of open education on transforming educational frameworks, a profound comprehension of open education principles and their application for ensuring educational equity, and the formulation of new methodological approaches to studying the open education phenomenon. In conclusion, the study offers valuable perspectives on the role and position of open education in the current educational landscape and its potential for further exploration. This work will be of interest to those seeking to understand and probe the possibilities that open education presents for today's educational environment.

Keywords: teaching methods, massive open online courses, MOOCs, educational ideals, inclusivity, accessibility of education, individualization of learning, lifelong learning, democratization of education.

Библиографическое описание для цитирования:

Зубков А.Д. Идеи и идеалы открытого образования // Идеи и идеалы. — 2023. — Т. 15, № 4, ч. 1. - С. 203-216. - DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-203-216.

Zubkov A. Ideas and Ideals of Open Education. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 4, pt. 1, pp. 203-216. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-203-216.

Введение

Одним из самых мощных драйверов прогресса и инноваций в современном мире является образование [3]. Сегодня мы стоим на пороге новой эры, где концепции, такие как открытое образование, становятся всё более актуальными и важными [7; 9]. В рамках нашего исследования открытое образование определяется как подход, в котором учебные материалы и процессы обучения становятся доступными, инклюзивными, адаптивными и демократизированными. Это стремление к более глубокой свободе знания, к его свободному движению и распространению.

Целью настоящего исследования становится выявление основных принципов и ценностей открытого образования, а также анализ его влияния на педагогическую практику и методы обучения. Задачи нашего исследования - изучить основные идеи и идеалы, лежащие в основе открытого образования, и пролить свет на их практическое применение и возможные препятствия на пути реализации. Поскольку открытое образование представляет собой относительно новое и динамично развивающееся поле, его полное понимание и анализ могут сыграть огромную роль в формировании образовательных политик и практик в будущем. Это исследование имеет большое значение, поскольку оно может способствовать более глубокому пониманию принципов открытого образования и их влияния на общество. Также оно может предложить новые инсайты и стратегии для участников образовательного процесса, от преподавателей и администраторов до политиков и общественных деятелей. В конечном итоге наша цель - помочь сформировать основы для более открытого, инклюзивного и эффективного образования для всех.

В настоящем исследовании используется комплексный методологический подход для исследования принципов и ценностей открытого образования и их влияния на педагогическую практику:

1) качественный анализ. С целью понимания основных идеологических и педагогических оснований открытого образования мы использовали качественные методы, включая анализ научной литературы и обзор практических кейсов;

2) компаративный анализ. Проведено сравнение принципов открытого образования с традиционными образовательными подходами, чтобы выявить отличительные характеристики и преимущества;

3) кейс-стади. Изучено несколько успешных кейсов внедрения принципов открытого образования в различных учебных заведениях. Это позволило понять реальные выгоды и проблемы, связанные с реализацией данных принципов;

4) теоретический анализ. На основе вышеуказанных методов проведена детализация и систематизация теоретической базы по теме исследования.

Данный комплекс методов был выбран с целью максимально полного и объективного анализа темы, изучения как теоретической, так и практической стороны вопроса и выявления наиболее актуальных направлений для дальнейшего развития открытого образования.

Эволюция понятия и влияние философии на открытое образование

С самого начала человеческой цивилизации образование было важным инструментом передачи знаний, культуры и социальных норм [10]. Однако в течение большей части истории доступ к образованию был лишь у небольшой части общества. В последние несколько столетий, особенно после промышленной революции, образование становилось всё более доступным и демократизированным, что привело к появлению идеи открытого образования [1]. Идея открытого образования зародилась в середине XX века, однако настоящую силу она набрала с развитием технологий и Интернета. В 1960-х и 1970-х годах в Великобритании был создан открытый университет, который предложил новый подход к образованию, основанный на дистанционном обучении и открытости для студентов независимо от их предыдущего образования. С появлением Интернета идеи открытого образования стали преобладать. Благодаря беспрецедентной возможности копирования и распространения информации стала возможна массовая открытость образовательных ресурсов. Это привело к созданию открытых образовательных ресурсов (ООР), массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и других форм открытого образования [14]. Тем не менее открытое образование продолжает развиваться и меняться, адаптируясь к социальным, технологическим и педагогическим тенденциям. В настоящее время мы стоим на пороге новой эры в открытом образовании, которая обещает быть еще более инклюзивной, адаптивной и демократической [5].

Философские идеи и понимание человеческого развития через образование оставались предметом обсуждения на протяжении многих веков. Многие философы внесли вклад в формирование принципов открытого образования:

1) Жан-Жак Руссо (эпоха Просвещения). Руссо в своем произведении «О педагогике» высказался в пользу свободного и естественного образования.

Он подчеркивал, что образование должно идти рука об руку с индивидуальным развитием ребенка;

2) Джон Дьюи. Основатель прагматизма, Дьюи акцентировал внимание на активном участии ученика в обучении, считая его неотъемлемой частью педагогического процесса;

3) Пауло Фрейре. Бразильский педагог и философ, стоял у истоков «педагогики освобождения». Он подчеркивал роль диалога в образовательном процессе и необходимость освобождения ученика от «банковского» метода обучения;

4) Михаил Бахтин. Этот русский философ обратил внимание на диалоговую природу знания, что также находит отражение в концепции открытого образования, когда обучение часто структурировано вокруг дискуссий и совместного создания знания;

5) Мартин Хайдеггер. Его идеи о «бытии» и рефлексии человека в мире могут быть применены к педагогике открытого образования, где ученик взаимодействует с окружающим миром, активно исследуя его;

6) Жиль Делёз. Идеи о ризоматическом образовании и нелинейности знания стали особенно актуальными в контексте цифровой эры и онлайн-платформ.

В целом, понимание философии открытого образования — это понимание процесса соединения древних и современных идей об образовании, где главным является человек и его индивидуальный путь к знанию.

Философия всегда играла важную роль в формировании подходов к образованию. Ценности и идеи, которые она продвигает, могут проникнуть в образовательные методы и практики, определяя то, как мы понимаем учебный процесс и его цели [8]. В контексте открытого образования философские понятия и идеалы оказали огромное влияние на его развитие. Основные принципы открытого образования, такие как свобода знания, уважение к индивидуальности учащихся и демократизация образования, коренятся в просветительской философии, которая утверждает равное право всех людей на знание [6]. Также идея самоорганизации и личностного роста в рамках открытого образования отражает влияние экзистенциализма и гуманизма, подчеркивая значение свободы выбора и ответственности каждого индивида за свое обучение. С другой стороны, концепция открытости в образовании также связана с постмодернистской философией, которая отвергает универсальные истины и призывает к многоголосию и разнообразию интерпретаций. Это нашло отражение в поддержке разнообразия учебных путей и педагогических подходов в открытом образовании, а также в признании множественности источников знания. Таким образом, философия оказала глубокое влияние на идеи и идеалы открытого образования, формируя его основные

принципы и направляя его развитие. Это подчеркивает важность философского анализа для понимания и улучшения наших образовательных систем и практик.

Ключевые идеи открытого образования

Одной из ключевых идей, которые лежат в основе открытого образования, является принцип доступности. Это означает, что образовательные ресурсы и возможности должны быть доступны всем, независимо от финансового положения, местоположения, возраста, пола, расы, религии и ли любого другого социального или личного фактора. Доступность включает в себя как физический доступ к образовательным ресурсам (например, в Интернете или в библиотеках), так и финансовую доступность (то есть образование должно быть бесплатным или, по крайней мере, доступным для всех по цене). Это также включает доступность содержания, что означает формирование образовательных материалов таким образом, чтобы их мог понять и использовать любой человек, включая людей с ограниченными возможностями или тех, кто говорит на другом языке [2]. Связанная с доступностью идея — инклюзивность — означает, что открытое образование должно быть пригодным для всех и принимать во внимание различные потребности, обстоятельства и культурные контексты учащихся. Она требует создания обучающей среды, которая включает и ценит разнообразие и где каждый учащийся может чувствовать себя уважаемым и вовлеченным [13]. Таким образом, доступность и инклюзивность выступают фундаментальными идеалами открытого образования, которые направляют его практику и стремятся трансформировать образование в более справедливый и эффективный процесс.

Самоорганизация и личностный рост являются двумя важными столпами, поддерживающими идею открытого образования. Суть этих концепций состоит в предоставлении учащимся большей свободы в управлении своим образовательным процессом и стимулировании их индивидуального развития. Самоорганизация относится к способности учащихся контролировать, руководить и адаптировать свой обучающий процесс в соответствии с их интересами, целями и потребностями [4]. Это может охватывать всё — от выбора тем и ресурсов для изучения до определения собственного темпа и способов обучения. Открытое образование стимулирует самоорганизацию, предлагая гибкую и настраиваемую обучающую среду и отдавая важную роль в управлении обучением в руки самих учащихся. Связанный с этим идеал личностного роста подчеркивает значение образования как средства для развития индивидуальных способностей, интересов и потенциала. В контексте открытого образования это означает не только приобретение академических знаний и навыков, но и развитие таких качеств, как

критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, межличностные навыки и самосознание. Таким образом, самоорганизация и личностный рост позиционируются ключевыми аспектами открытого образования, которые отражают его цель не просто в передаче знаний, но и в обеспечении полного развития каждого учащегося как уникальной и самостоятельной личности.

В основе идеи открытого образования лежат принципы равноправия и демократизации знания. Эти две концепции тесно связаны, и вместе они формируют прогрессивную основу для современного понимания образования. Равноправие в образовании отражает стремление обеспечить каждому равные возможности для обучения и развития, независимо от его социального, экономического или культурного статуса [12]. В открытом образовании это означает, что все люди должны иметь равный доступ к образовательным ресурсам и возможностям, и их участие и успех в образовании не должны зависеть от каких-либо искусственных барьеров. Демократизация знания — это процесс, в котором знание становится общедоступным и распределенным, а не ограниченным небольшой группой экспертов или элит [11]. В контексте открытого образования это означает предоставление всем людям возможности учиться, исследовать и вносить свой вклад в процесс познания, а также признание и ценность знаний, полученных из различных источников и через различные виды опыта. Эти два принципа подчеркивают глубоко демократическую и социальную природу открытого образования и его роль в поощрении равенства и социальной справедливости в обществе. Это делает открытое образование не только методом обучения, но и средством продвижения более справедливого общества.

Открытое образование в современном мире: кейсы, вызовы, препятствия

В образовательной сфере весь мир видел значительные примеры успешного применения принципов открытого образования [16]. Проект MIT OpenCourseWare (OCW) был одним из первых и наиболее значительных примеров применения принципов открытого образования. Запущенный в 2002 году OCW предлагает свободный доступ к материалам курсов, преподаваемых в Массачусетском технологическом институте. Этот проект позволил миллионам учащихся по всему миру получить доступ к высококачественным образовательным ресурсам.

Khan Academy — это образовательная платформа, предоставляющая бесплатные уроки в форме коротких лекций на видео. Курсы охватывают множество предметов. Khan Academy ставит целью предоставить «бесплатное мировое лучшее образование для каждого, везде».

Финляндская система образования признана одной из самых успешных в мире. Она обеспечивает равный доступ к образованию и активно использует методы открытого образования, такие как индивидуализированное обучение, групповые проекты и междисциплинарные курсы.

EdX, совместный проект Массачусетского технологического института и Гарвардского университета, предлагает интерактивные онлайн-кур-сы от лучших университетов мира. EdX стремится улучшить образование на глобальном уровне путем повышения доступа, улучшения методов и исследования способов, с помощью которых студенты лучше всего учатся [17].

Все эти примеры демонстрируют то, как принципы открытого образования могут быть успешно внедрены на практике и содействовать распространению знаний, стимулированию инноваций и обеспечению доступа к образованию для всех.

Несмотря на многие успехи в реализации идеалов открытого образования, существуют определенные препятствия и вызовы [15]. Одним из самых значительных вызовов признается цифровое неравенство. Доступ к Интернету и цифровым технологиям по-прежнему ограничен во многих частях мира — это мешает распространению открытого образования и усиливает образовательное неравенство. С другой стороны, поддержание высокого качества и актуальности открытых образовательных ресурсов требует значительных инвестиций времени и ресурсов. Особенно это сложно в быстро меняющихся областях знания. Также открытое образование часто сталкивается с проблемами признания и аккредитации. Многие традиционные образовательные учреждения и работодатели могут быть скептически настроены по отношению к открытым курсам и степеням. Кроме того, основываясь на принципах самоорганизации и самостоятельного обучения, открытое образование предполагает высокий уровень мотивации и самодисциплины учащихся, чего может не хватать, особенно в отсутствие традиционной атмосферы класса и непосредственного контакта с преподавателем. Демократичность открытого образования может приводить к недостатку базовых знаний у учащихся, что создает риски для коллективного обучения. Сомнения в качестве учебных материалов, отсутствие жесткого контроля и экспертизы могут привести к распространению некачественного или ошибочного контента. Более того, свободное распространение учебных материалов может сталкиваться с нарушениями авторских прав. Преследуя актуальные тренды, открытое образование может упускать фундаментальные аспекты, что делает его менее ценным в глазах работодателей. Преодоление этих вызовов требует коллективных усилий всех заинтересованных сторон — от правительств и образовательных учреждений до учащихся и

их семей. Только так можно в полной мере реализовать потенциал открытого образования и достичь идеалов доступности, инклюзивности, самоорганизации и демократизации знания.

Философия открытого образования и будущее обучения

Открытое образование оказывает значительное влияние на педагогику и методы обучения, привнося в них новизну и гибкость. Во-первых, открытое образование способствует переходу от педагогики «учитель в центре» к педагогике «ученик в центре», когда акцент делается на самостоятельное обучение и активное участие студента в процессе обучения [18]. Это, в свою очередь, приводит к развитию навыков критического мышления, самооценки и ответственности за собственное образование. Во-вторых, в открытом образовании большое значение приобретает диалог и взаимодействие, что обусловлено необходимостью обмена знаниями и опытом в рамках образовательного сообщества, это развивает у студентов навыки коммуникации, кооперации и решения проблем в группе. В-третьих, принципы открытого образования поддерживают и развивают гибкость и индивидуализацию обучения. Они позволяют студентам учиться в собственном темпе, выбирать контент, который соответствует их интересам и потребностям, а также применять разнообразные методы и подходы к обучению. В-четвертых, открытое образование оказывает влияние на оценку и отчетность. Вместо традиционных экзаменов и оценок акцент делается на портфолио, проектах и рефлексии, что позволяет более полно оценить обучение студента и его развитие. Таким образом, открытое образование предлагает новые возможности и вызовы для педагогики и методов обучения, требуя от преподавателей готовности к инновациям, гибкости и открытости для изменений.

Открытое образование — это не только современное явление, но и сфера с огромным потенциалом для дальнейшего развития и преобразования образовательной системы. С ростом цифровизации и улучшением доступа к Интернету открытое образование имеет потенциал значительно увеличить доступ к образованию, особенно в удаленных или недостаточно обеспеченных регионах. С другой стороны, открытое образование позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся образовательным требованиям и новым технологиям, создавая условия для постоянного обновления и инноваций в образовательном процессе. Также в условиях быстро меняющегося мира открытое образование поддерживает концепцию непрерывного обучения и развития, позволяя людям постоянно обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни. Более того, открытое образование способствует формированию глобального образовательного сообщества,

объединяющего учащихся, преподавателей, исследователей и практиков со всего мира для обмена знаниями, идеями и опытом. Снижая барьеры для доступа к образованию, открытое образование способствует демократизации образования и создает условия для реализации права каждого на его получение. Оно открывает новые горизонты для образования, требуя одновременно новых подходов, стратегий и решений для успешной реализации его идеалов и принципов. Однако его потенциал может быть полностью реализован только при совместной работе всех участников образовательного процесса, поддерживаемой соответствующей политикой и инфраструктурой.

Заключение

В ходе нашего исследования мы достигли ряда ключевых выводов, которые помогают нам лучше понять идеи и идеалы открытого образования, а также их влияние и перспективы.

Вывод № 1: открытое образование, основываясь на принципах доступности, инклюзивности, самоорганизации и демократизации знания, имеет огромный потенциал для трансформации традиционного образования и обеспечения образовательной справедливости.

Вывод № 2: открытое образование успешно реализуется в различных контекстах, демонстрируя свою эффективность и преимущества. Однако оно также сталкивается с рядом вызовов, таких как цифровое неравенство, поддержание качества и актуальности контента, проблемы признания и аккредитации, а также потребность в самодисциплине и мотивации учащихся.

Вывод № 3: открытое образование оказывает значительное влияние на педагогику и методы обучения, привнося в них элементы гибкости, индивидуализации, активного участия и рефлексии.

Вывод № 4: открытое образование представляет собой область с большим потенциалом для дальнейшего развития и преобразования образовательной системы. Оно способствует увеличению доступа к образованию, поддерживает непрерывное обучение и развитие и способствует формированию глобального образовательного сообщества.

В целом, открытое образование открывает новые горизонты, требуя одновременно новых подходов, стратегий и решений для успешной реализации своих идеалов и принципов. Однако его потенциал может быть полностью реализован только при совместной работе всех участников образовательного процесса и при поддержке соответствующей политики и инфраструктуры.

С учетом непрерывно меняющегося характера образования и растущей роли открытого образования предлагается провести дальнейшие исследования в следующих областях: углубленное изучение и анализ препятствий

и вызовов, связанных с реализацией открытого образования в различных контекстах; исследование эффективных стратегий и подходов для поддержки самоорганизации и мотивации студентов в условиях открытого образования; разработка и тестирование инновационных методов и инструментов оценки обучения в открытом образовании; исследование влияния открытого образования на профессиональное развитие преподавателей и формирование их педагогических подходов; исследование взаимосвязи между открытым образованием и демократизацией образования на глобальном уровне.

Новизной исследования стал глубокий анализ концепции открытого образования, охватывающий его исторический и философский контекст, что позволяет понять корни и эволюцию этой идеи. Сделан акцент на сочетании теоретических принципов и практического применения открытого образования, освещено использование цифровых технологий и выделены преимущества и сложности, такие как цифровое неравенство и вопросы аккредитации. Особое внимание уделяется потенциальному влиянию открытого образования на будущее всей образовательной системы с акцентом на непрерывном обучении, демократизации образования и формировании глобального образовательного сообщества, при этом авторы предоставляют рекомендации для дальнейших исследований в этой области, что может служить основой для дальнейших академических работ.

Литература

1. Викулова Л.Г., Макарова И.В., Новиков Н.В. Институциональный дискурс цифровой дипломатии: новые коммуникативные практики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2016. — Т. 15, № 3. - С. 54-65. - Б01: 10.15688/)УоЬи2.2016.3.6.

2. Глиос Г.Н. Философия образования как концептуальная основа современного российского образования // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. — 2022. — № 4. — С. 14-16. — Б01: 10.37386/2687-0576-2022-4-14-16.

3. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Давлатмуродов Ш.Ш. Философия образования в структуре научного знания // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. - 2021. - № 3. - С. 14-17. -Б01: 10.37386/2687-0576-2021-3-14-17.

4. Козлова ТА. Современная философия образования и современная философская антропология: совместные проблемы и пути взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 3 (27). - С. 18-27.

5. Куренной В А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. - 2020. - № 1. - С. 8-39. - Б01: 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39.

6. Магомедов АМ. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 134-142. - DOI: 10.7256/24540676.2019.2.27084.

7. Никитина С.С., Панкина С.Н. Философия образования: ретроспектива и методологические подходы // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (21). - С. 101-112. - DOI: 10.24151/2409-1073-2019-1-101-112.

8. Олейникова О.Д., Сапрыгин Б.В. Экзистенциальное направление философии образования // Философия образования. - 2015. - № 1 (58). - С. 49-57.

9. Павловский А.И. Философия в системе массового образования: преподавание как миметическая практика // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 3. -С. 78-103. - DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-78-103.

10. Романова ЕА., Гасанова Р.Р. Система открытого образования и его риски в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. - 2017. - № 3. - С. 69-76.

11. Третьяков В.С., Ларионова В А. Открытое образование как стратегическое направление развития университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 2 (102). - С. 51-60.

12. Третьяков В.С., Ларионова В А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. - 2016. - № 7. - С. 55-66.

13. Ширмамедова З.Н., Зарипова Р.С. Роль открытых электронных образовательных ресурсов в современном информационно-образовательном пространстве // Ученые записки ИСГЗ. - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 536-539.

14. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. Vol. 2. - Springer Nature, 2022. - P. 92-100. - DOI: 10.1007/978-3-030-96383-5_11.

15. Zubkov A.D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference, Saint Petersburg. - Springer Nature Switzerland AG, 2022. - P. 112-119. - DOI: 10.1007/978-3-031-11435-9_12.

16. Zubkov A.D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference, Saint Petersburg. - Springer Nature Switzerland AG, 2022. - P. 23-31. - DOI: 10.1007/978-3-031-11435-9_3.

17. Zubkov A.D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses // Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future, St. Petersburg, Russia. - Cham: Springer, 2023. - P. 431-439.

18. Morgan W.J. What is a Philosophy of Education? // RUDN Journal of Philosophy. - 2021. - Vol. 25, N 4. - P. 565-573. - DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-565573.

References

1. Vikulova L.G., Makarova I.V., Novikov N.V Institutsional'nyi diskurs tsifro-voi diplomatii: novye kommunikativnye praktiki [Institutional discourse of digital diplomacy: new communicative practices]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya 2, Ya%yko%nanie = Science Journal of VolSU. Linguistics, 2016, vol. 15, no. 3, pp. 54-65. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.3.6.

2. Glios G.N. Filosofiya obrazovaniya kak kontseptual'naya osnova sovremennogo rossiiskogo obrazovaniya [Philosophy of education as a conceptual basis of modern Russian education]. Filosofskie, sotsiologicheskie ipsikhologo-pedagogicheskieproblemy sovremennogo obrazovaniya = Philosophical, Sociological and Psycho-Pedagogical Problems of Modern Education, 2022, no. 4, pp. 14-16. DOI: 10.37386/2687-0576-2022-4-14-16.

3. Kenispaev Zh.K., Serova N.S., Davlatmurodov Sh.Sh. Filosofiya obrazovaniya v strukture nauchnogo znaniya [Philosophy of education in the structure of scientific knowledge]. Filosofskie, sotsiologicheskie ipsikhologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya = Philosophical, Sociological and Psycho-Pedagogical Problems of Modern Education, 2021, no. 3, pp. 14-17. DOI: 10.37386/2687-0576-2021-3-14-17.

4. Kozlova T.A. Sovremennaya filosofiya obrazovaniya i sovremennaya filosofskaya antropologiya: sovmestnye problemy i puti vzaimodeistviya [Modern philosophy of education and modern philosophical anthropology: common problems and ways of interaction]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Education: the 21st Century, 2019, no. 3 (27), pp. 18-27.

5. Kurennoy VA. Filosofiya liberal'nogo obrazovaniya: printsipy [Philosophy of liberal education: principles]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2020, no. 1, pp. 8-39. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39. (In Russian).

6. Magomedov A.M. Problemy i tendentsii razvitiya tsifrovogo obrazovaniya [Problems and trends in the development of digital education]. Pedagogika i prosveshchenie = Pedagogy and Education, 2019, no. 2, pp. 134-142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084.

7. Nikitina S.S., Pankina S.N. Filosofiya obrazovaniya: retrospektiva i metodo-logicheskie podkhody [Philosophy of education: retrospective and methodological approaches]. Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya = Economic and Social Research, 2019, no. 1 (21), pp. 101-112. DOI: 10.24151/2409-1073-2019-1-101-112.

8. Oleynikova O.D., Saprygin B.V Ekzistentsial'noe napravlenie filosofii obrazovaniya [Existential direction in philosophy of education]. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education, 2015, no. 1 (58), pp. 49-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pavlovskij A.I. Filosofiya v sisteme massovogo obrazovaniya: prepodavanie kak mimeticheskaya praktika [Philosophy in the system of mass education: teaching as a mimetic practice]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2022, vol. 24, no. 3, pp. 78-103. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-78-103.

10. Romanova E.A., Gasanova R.R. Sistema otkrytogo obrazovaniya i ego riski v usloviyakh globalizatsii [System of open education and its risks in the context of globalization]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20, Pedagogicheskoe obrazovanie = Lomonosov Pedagogical Education Journal, 2017, no. 3, pp. 69-76.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

11. Tretyakov VS., Larionova VA. Otkrytoe obrazovanie kak strategicheskoe napravlenie razvitiya universiteta [Open education as a strategic direction of university development]. Universitetskoe upravlenie:praktika i anally = University Management: Practice and Analysis, 2016, no. 2 (102), pp. 51—60.

12. Tretyakov VS., Larionova VA. Otkrytye onlain-kursy kak instrument modern-izatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti v vuze [Open online courses as a tool for modernizing educational activities in a university]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2016, no. 7, pp. 55—66.

13. Shirmamedova Z.N., Zaripova R.S. Rol' otkrytykh elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v sovremennom informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve [The role of open electronic educational resources in the modern information-educational space]. Uchenye zapiskiISGZ, 2019, vol. 17, no. 1, pp. 536—539. (In Russian).

14. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study. International Scientific Siberian Transport Forum Trans-Siberia - 2021. Vol. 2. Springer Nature, 2022, pp. 92-100. DOI: 10.1007/978-3-030-96383-5_11.

15. Zubkov A.D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University. Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference, Saint Petersburg. Springer Nature Switzerland AG, 2022, pp. 112-119. DOI: 10.1007/978-3-031-11435-9_12.

16. Zubkov A.D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students. Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference, Saint Petersburg. Springer Nature Switzerland AG, 2022, pp. 23-31. DOI: 10.1007/978-3-031-11435-9_3.

17. Zubkov A.D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses. Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future, St. Petersburg, Russia. Cham, Springer, 2023, pp. 431-439.

18. Morgan WJ. What is a Philosophy of Education? RUDN Journal of Philosophy, 2021, vol. 25, no. 4, pp. 65-573. DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-565-573.

Статья поступила в редакцию 24.06.2023. Статья прошла рецензирование 02.07.2023.

The article was received on 24.06.2023. The article was reviewed on 02.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.