Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК НОВОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК НОВОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовые открытые онлайн-курсы (МООК) / онлайн-обучение / информационное пространство / дистанционное обучение / глобализация / Mass Open Online Courses (MOOC) / online learning / information space / distance learning / globalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атик Аниса Ахмедовна

В данной статье рассматриваются теории и опыт применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК), как нового формата образовательной деятельности в современном образовательном процессе. Нами проанализирован опыт разработки курсов и обучения на платформах в России и за рубежом. Нами также были проанализированы суждения о достоинствах и недостатках массовых открытых онлайн-курсов. Установлено, что главными достоинствами массовых открытых онлайн-курсов является доступность и мобильность обучения, экономия времени и средств в ходе обучения, стирание географических и экономических барьеров. Среди недостатков были выделены высокая стоимость создания онлайн-курсов, многочисленность слушателей курсов, недостаточно отлаженная система обратной связи со слушателями курсов, отсутствием мотивации в обучении и контроля знаний, а также языковой барьер, связанный с отсутствием нужного уровня владения иностранным (английским) языком. Сделаны обобщения по перспективам массовых открыты онлайн-курсов в высших образовательных организациях. Несмотря на ряд недостатков Массовые открытые онлайн-курсы представляют собой сегодня новый перспективный путь трансформации системы образования. Нельзя сказать, что МООК заменит в будущем традиционное образование, но в каком-то отношении дополнит его. И хотя на данный момент не все сертификаты об окончании массовых открытых онлайн-курсов признаются в российских вузах, однако и это препятствие вскоре должно быть преодолено, например, при разработке специальных программ сетевого взаимодействия с разработчиками массовых открытых онлайн-курсов и интеграции этих курсов в учебный процесс, что в будущем приведет к формированию нового образовательного пространства, позволяющего повысить эффективности и качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF MASS OPEN ONLINE COURSES (MOOCS) AS A NEW FORMAT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

This article discusses the theories and experience of using Mass Open Online Courses (MOOC) as a new format of educational activity in the modern educational process. We have analyzed the experience of developing courses and training on platforms in Russia and abroad. We also analyzed judgments about the advantages and disadvantages of mass open online courses. It is established that the main advantages of Mass Open Online Courses are accessibility and mobility of training, saving time and money during training, erasing geographical and economic barriers. Among the disadvantages, the high cost of creating online courses, the large number of course participants, an insufficiently debugged feedback system with course participants, lack of motivation in learning and knowledge control, as well as a language barrier associated with low levels of proficiency in a foreign (English) language. Generalizations are made on the prospects of Mass Open Online Courses in higher educational institutions. Despite a number of disadvantages, Mass Open Online Courses represent today a new promising way of transforming the education system. It cannot be said that the MOOC will replace traditional education in the future, but in some respects, it will complement it. And although at the moment not all certificates of completion of Mass Open Online Courses are recognized in Russian universities, however, this obstacle should soon be overcome, for example, when developing special programs of networking with developers of Mass Open Online Courses and integrating these courses into the educational process, which in the future will lead to the formation of a new educational space that will improve the efficiency and quality of training.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК НОВОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 18-24. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 18-24.

Научная статья УДК 378:004.9

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-18-24

ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК НОВОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аниса Ахмедовна Атик

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского Федерального Университета имени В.И. Вернадского, Ялта, Республика Крым, Россия, anisatun@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются теории и опыт применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК), как нового формата образовательной деятельности в современном образовательном процессе. Нами проанализирован опыт разработки курсов и обучения на платформах в России и за рубежом. Нами также были проанализированы суждения о достоинствах и недостатках массовых открытых онлайн-курсов. Установлено, что главными достоинствами массовых открытых онлайн-курсов является доступность и мобильность обучения, экономия времени и средств в ходе обучения, стирание географических и экономических барьеров. Среди недостатков были выделены высокая стоимость создания онлайн-курсов, многочисленность слушателей курсов, недостаточно отлаженная система обратной связи со слушателями курсов, отсутствием мотивации в обучении и контроля знаний, а также языковой барьер, связанный с отсутствием нужного уровня владения иностранным (английским) языком. Сделаны обобщения по перспективам массовых открыты онлайн-курсов в высших образовательных организациях. Несмотря на ряд недостатков Массовые открытые онлайн-курсы представляют собой сегодня новый перспективный путь трансформации системы образования. Нельзя сказать, что МООК заменит в будущем традиционное образование, но в каком-то отношении дополнит его. И хотя на данный момент не все сертификаты об окончании массовых открытых онлайн-курсов признаются в российских вузах, однако и это препятствие вскоре должно быть преодолено, например, при разработке специальных программ сетевого взаимодействия с разработчиками массовых открытых онлайн-курсов и интеграции этих курсов в учебный процесс, что в будущем приведет к формированию нового образовательного пространства, позволяющего повысить эффективности и качества обучения.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы (МООК), онлайн-обучение, информационное пространство, дистанционное обучение, глобализация

Для цитирования: Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 18-24. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-18-24

Original article

PROSPECTS OF MASS OPEN ONLINE COURSES (MOOCS) AS A NEW FORMAT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Anisa A. Atik

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta, Republic of Crimea, Russia, anisatun@mail.ru

Abstract. This article discusses the theories and experience of using Mass Open Online Courses (MOOC) as a new format of educational activity in the modern educational process. We have analyzed the experience of developing courses and training on platforms in Russia and abroad. We also analyzed

© Атик А.А., 2022

judgments about the advantages and disadvantages of mass open online courses. It is established that the main advantages of Mass Open Online Courses are accessibility and mobility of training, saving time and money during training, erasing geographical and economic barriers. Among the disadvantages, the high cost of creating online courses, the large number of course participants, an insufficiently debugged feedback system with course participants, lack of motivation in learning and knowledge control, as well as a language barrier associated with low levels of proficiency in a foreign (English) language. Generalizations are made on the prospects of Mass Open Online Courses in higher educational institutions. Despite a number of disadvantages, Mass Open Online Courses represent today a new promising way of transforming the education system. It cannot be said that the MOOC will replace traditional education in the future, but in some respects, it will complement it. And although at the moment not all certificates of completion of Mass Open Online Courses are recognized in Russian universities, however, this obstacle should soon be overcome, for example, when developing special programs of networking with developers of Mass Open Online Courses and integrating these courses into the educational process, which in the future will lead to the formation of a new educational space that will improve the efficiency and quality of training.

Keywords: Mass Open Online Courses (MOOC), online learning, information space, distance learning, globalization

For citation: Atik A.A. Prospects of Mass Open Online Courses (MOOCs) as a new format of educational activity. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:18-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-10-18-24

Введение

Переход общества в информационное пространство, основанного на новом типе мышления и деятельности, обуславливает изменения в методах разработки образовательной системе. Глобальные изменения в образовательном пространстве, сопровождается ускорением всех сфер деятельности и внедрением инноваций. Среди последних инноваций в образовательной системе можно отметить возможность дистанционного обучения в режиме онлайн [Андрюхина 2014; Гречушкина 2018; Милюшенко 2016; Семенова, Вилкова 2017; Третьякова, Ларионова 2016].

Начиная с 2000-х гг. в образовании началось применение компьютерных технологий и интернет, а с 2008 г. в сфере дистанционного обучения появляется принципиально новая методика образования под названием массовые открыте онлайн-курсы (МООК), которая представляет собой обучающие курсы с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступов через Интернет [Гречушкина 2018: 45]. Основной целью таких курсов было обеспечение слушателей методическими и учебными материалами без обязательного поступления в университет. Слушатель может прослушать видео-лекции ведущих преподавателей различных вузов в режиме онлайн. В 2012 г. эти курсы приобретают большую популярность в связи с активными разработками зарубежных университетов в этой области. Сначала МООК появляются в США, а затем в Европе и России.

Основная часть

О популярности МООК в настоящее время говорит тот факт, что многие вузы начинают интегрировать их в свой образовательный процесс. Некоторые из них засчитывают прохождение массовых онлайн-курсов как пройденный курс в вузе, другие создают свои собственные массовые открытые онлайн курсы, которые проходят их студенты и преподаватели в качестве слушателей. Наиболее популярными зарубежными МООК-платформами становятся Coursera, MIT Open Courseware, Edx, Udacity, Academic Earth, Udemy. Среди российских платформ можно отметить Лекториум, Универсариум, Openedu, Stepic и другие.

Сегодня МООК обретают всё большую популярность в системе образования из-за тех возможностей, которые они открывают всем желающим получить образования и новые навыки. Для этого достаточно записаться на курс, прослушать онлайн-лекции, выложенные на образовательной платформе, набрать необходимое количество баллов, проходя тесты и

выполняя задания, сдать экзамен по итогам обучения и получить, при желании, сертификат об окончании курсов. При этом время и место прохождения курсов определяет сам слушатель, исходя из своих возможностей [Гречушкина 2018: 46].

Однако несмотря на такую, казалось бы, простую схему обучения, на создание таких курсов уходят огромные ресурсы как денежные, так и временные. Для создания курса привлекаются специалисты разной направленности: преподаватели, операторы, программисты, юристы и др.

К преподавателю, создающему Массовый открытый онлайн курс, предъявляются высокие требования. Он должен создать программу курса, продумать все элементы, разработать схему контрольных работ и аттестации, сделать подачу материала удобной и доступной для восприятия. Материал должен быть разделен на небольшие части, так как небольшие потоки материала усваиваются слушателем лучше. К сожалению, российских исследований, посвященных изучению феномена МООК и отношения к нему преподавателей с их опытом работы в системе онлайн-обучения очень мало, хотя по результатам таких исследований можно было бы разработать эффективные программы внедрения МООК в образовательное пространство.

МООК могут предоставить новые пути совершенствования традиционного образования и его преобразования не только на уровне личного вклада отдельных педагогов, но и на уровне проектов государственного масштаба [Toven-Lindsey, Rhoads, Lozano 2015: 7]. В России таким проектом на 2016-2021 гг. является «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Используя метод контент-анализа и тематический анализ текстов, мы приходим к выводу, что МООК имеет ряд достоинств, которые могли бы свидетельствовать о перспективе развития МООК в современном образовании. Прежде всего, это возможность с помощью МООК улучшить организацию учебного процесса благодаря гибкости обучения и отсутствия жестких временных ограничений. Доступность и мобильность обучения являются несомненным достоинством МООК. Кроме того, в рамках МООК есть возможность расширить опыт работы с новыми образовательными форматами в широкой и разнообразной аудитории. Выход на множественную аудиторию, можно использовать как экспериментальную площадку для внедрения новых методик обучения или проведения социокультурных и иных исследований.

Одним из важнейших этапов МООК является этап аттестации и сертификации, когда слушатель имеет возможность получить сертификат или диплом о завершении курса. На этом этапе в роли слушателя может выступить и сам преподаватель, повышающий уровень своей квалификации и получающий новые знания и навыки по актуальным для системы образования направлениям.

Еще одним преимуществом МООК является непрерывное образование. Здесь речь идет о «смене образовательной парадигмы» вообще - от образования, полученного один раз и на всю жизнь к обучению в течении всей жизни [Яскевич 2019: 79]. МООК позволяют реализовать систему образования в течении всей жизни, так как курсы могут проходить не только молодые люди, только что окончившие школу и обучающиеся в вузе или специалисты средних лет, стремившийся поддерживать свою значимость и конкурентоспособность, но и пенсионеры, получившие новые возможность приобщится к инновациям современного общества.

Однако вместе с достоинствами МООК необходимо отметить и ряд недостатков, которые необходимо преодолеть для совершенствования онлайн-образования. Прежде всего, многочисленная аудитория МООК исключает возможность индивидуальной работы с обучающимися, что ведет к самостоятельному освоению материала студентами без непосредственного участия преподавателя. Такая уединенная работа не развивает коммуникабельность слушателей, так как общение студентов между собой и с преподавателем ведется редко на форуме или в форме переписки. Далее можно отметить отсутствие мотивации в МООК, без которой слушателю сложно себя контролировать,

регулярно выполнять задания и заниматься. Ведь студенты в традиционных условиях образования имеют некоторые ограничения по времени и по выполнению поставленных задач, а также перспективы получения диплома государственного образца, позволяющего им трудоустроится, а при прохождения МООК они получают только сертификат о прохождении курса если вообще не заканчивают курс по разным причинам [Золотухин 2015: 99]. Еще одним недостатком является языковой барьер. Многие курсы созданы на английском языке. Несмотря на то, что английский язык признан многими специалистами языком международной науки и образования, однако не вся массовая аудитория обладает нужным уровнем знания языка. В связи с расширением процессов внедрения онлайн-курсов возникают среди работников образовательной сферы опасения замены профессорско-преподавательского состава электронными программами и тьюторами [там же: 100].

На самом деле многие указанные недостатки связаны с недостаточной апробацией и малой изученностью МООС, не разработанностью научно-философской базы изучения данного вопроса. Массовые открытые онлайн курсы могли бы стать эффективным инструментом развития нетрадиционного обучения и демократизации образования, при использовании альтернативных методов. Можно выделить несколько моделей применения МООК: а) «МООК-поддержка дисциплины» или смешанное обучение - использование некоторых элементов наряду с базовой образовательной программой, б) модель смешанного обучения и в) «Только МООК» применение только онлайн-курса в полной и мере при прохождении программы обучения [Billington 2013: 35]. При этом не следует забывать о необходимости педагогической (или тьюторской) поддержки, которая тоже может проявляться как частичная (организационно-техническая) или полная педагогическая поддержка, подразумевающая постоянную помощь и контроль обучающихся преподавателем при использовании материалов МООК с целью лучшего усвоения учебного курса [Гречушкина 2018: 69].

В плане реализации МООК на основе данных С. Даунс вводит понятия «cMOOC» и «xMOOC» [Downes 2011]. Само название МООК пришло из Канады с других, уже существующих курсов, и чтобы различить новые и старые курсы была введена аббревиатура X (extended) обозначающая новые курсы, а старые обозначены буквой С (connetivist), в основе которой лежит теория коннективизма (взаимодействия). Так в основе хМООК лежит традиционная форма обучения: короткая видеолекция с проверочными тестами, которые проверяет компьютер и форумом для обсуждения возникших вопросов. Курсы сМООС делают упор на совместное обучение, они ориентированы на группу единомышленников, свободных от университетских ограничений и дают доступ к платформам, позволяющим выйти за рамки традиционной аудитории [Богданова 2016: 5]. В таких курсах больший упор делается на вклад участников, чем на руководство преподавателей и тьюторов, а общение происходит через открытые социальные сети, где каждый участник вносит свой вклад в обучение, когда делится своими наработками. Модели сМООК и хМООК - это совершенно разные подходы к обучению. сМООК больше подходит для студентов, готовых к взаимодействию в сети и генерацию новых знаний на основе этого взаимодействия, а хМООК подходит для организованного учебного процесса с заранее подготовленными материалами и определенными результатами, которые необходимо достичь в назначенные сроки и прохождением аттестации как свидетельство успешного завершения обучения [Шерман 2018: 29].

МООК позволяет использовать междисциплинарный подход даже в рамках одного онлайн-курса, например, в курсе Big History, который ведется в университете Маккуори участвуют преподаватели практически по всем предметам, изучаемым в университет. Также можно использовать вариант подбора нескольких курсов в рамках междисциплинарной специализации, в том числе в разных учебных заведениях. МООК сегодня обладает огромным потенциалом, который может создать новые подходы к обучению и преподаванию, способствующих развитию навыков, необходимых будущим специалистом на глобальном уровне.

МООК причисляется ЮНЕСКО к числу 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования, поскольку они содействуют созданию бесплатных качественных открытых образовательных ресурсов, устраняют территориальные и временные барьеры и позволяют обучающимся выходить за рамки одного учебного заведения [Титова 2016: 54]. Так можно говорить о ряде перспективных свойств МООК в развитии дистанционного образования, среди которых можно выделить: а) постоянно развивающуюся цифровую грамотность, б) развитие взаимодействия между педагогами и студентами разных вузов, в) разработка разнообразных методов обучения на основе использования учебных платформ и обеспечение открытого доступа к учебным материалам и другим учебным платформам [Бадарч, Токарева, Цветкова 2014: 143].

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что МООК на сегодняшний момент представляет собой действительно перспективное направление в системе образования, несмотря на некоторые недостатки при разработке МООК и трудности, возникающие перед студентами и преподавателями, такие как необходимость самостоятельно контролировать процесс обучения, отсутствие возможности или желания работать с дополнительными учебными материалами, тем не менее сегодня они представляют собой самую быстро развивающуюся отрасль дистанционного образования.

Применение МООК может быть реализовано на основе одной или нескольких рассмотренных моделей. Каждая модель может быть применена в зависимости от запросов вуза и обучающихся. Получать образование по любой специальности дистанционно и, по большей части, бесплатно, стало возможным сегодня, благодаря информационным технологиям и инновациям в образовании, среди которых можно отметить МООК, которые уже сегодня серьезно соперничают с традиционным образованием, что ведет к видоизменению и совершенствованию образовательного пространства.

Список литературы

1. Андрюхина Л.М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции / Под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. С. 9-14.

2. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. Моок: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135-146.

3. Богданова Д.А. Использование массовых открытых онлайновых курсов для повышения квалификации преподавателей в Евросоюзе // Образовательные технологии. 2016. № 4. С. 3-8

4. Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 67-73.

5. Дейнеко Е.А., Мельникова И.А., Мельников В.Х. Массовые открытые онлайн -курсы как ключевой тренд в развитии образования // Технологии в образовании — 2018. Материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во «Сибирский университет потребительской кооперации», 2018. С. 44-50.

6. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2015. № 4 (56). С. 97-100.

7. Милюшенко Т.В. Оптимизация онлайн-обучения в вузе с использованием МООК по профилю «иностранный язык» [Электронный ресурс] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 3 (19). С. 140-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/optimizatsiya-onlayn-obucheniya-v-vuze-sispolzovaniem-mook-po-profilyu-inostrannyy-yazyk (дата обращения: 25.10.2019).

8. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн -курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С.114-126.

9. Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55-66.

10. Титова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 53-54.

11. Шерман Я. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018. № 4. C. 21 -43.

12. Яскевич М.И. Массовые открытые онлаин-курсы как главная тенденция развития образования // Культурное наследие России. 2019. № 2. С. 79-84.

13. Billington P.J., Fronmueller M.P. MOOCs and the future of higher education // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2013. Vol. 13. Iss. 3. P. 36-42.

14. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения: 21.10.2021)

15. Toven-Lindsey B., Rhoads R.A., Lozano J.B. Virtually unlimited classrooms: pedagogical practices in Massive Open Online Courses // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 24. P. 1-12.

References

1. Andryukhina L.M. Perspektivy sotsial'no-professional'noi mobil'nosti v kontekste innovatsionnykh izmenenii obrazovatel'nogo landshafta [Prospects for social and professional mobility in the context of innovative changes in the educational landscape]. Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke, Ekaterinburg, Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet, 2014, pp. 9-14. (In Russ).

2. Badarch D., Tokareva N., Tsvetkova M. Mook: rekonstruktsiya vysshego obrazovaniya [MOOK: Reconstruction of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, no. 10, pp. 135-146. (In Russ.).

3. Bogdanova D.A. Ispol'zovanie massovykh otkrytykh onlainovykh kursov dlya povysheniya kvalifikatsii prepodavatelei v Evrosoyuze [Use of Massive Open Online Courses for Professional Development of Teachers in the European Union]. Obrazovatel'nye tekhnologii, 2016, no. 4, pp. 3-8. (In Russ).

4. Grechushkina N.V. Massovye otkrytye onlain-kursy v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Massive open online courses in the context of modern education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2018, no. 4, pp. 67-73. (In Russ.).

5. Deineko E.A., Mel'nikova I.A., Mel'nikov V.Kh. Massovye otkrytye onlain-kursy kak klyuchevoi trend v razvitii obrazovaniya [Massive open online courses as a key trend in the development of education]. Tekhnologii v obrazovanii - 2018, Novosibirsk, Sibirskii universitet potrebitel'skoi kooperatsii, 2018, pp. 4450. (In Russ.).

6. Zolotukhin C.A. Preimushchestva i nedostatki massovykh otkrytykh onlain-kursov [Advantages and Disadvantages of Massive Open Online Courses]. Diskussiya: zhurnal nauchnykh publikatsii, 2015, no. 4 (56), pp. 97-100. (In Russ.).

7. Milyushenko T.V. Optimizatsiya onlain-obucheniya v vuze s ispol'zovaniem MOOK po profilyu «inostrannyi yazyk» [Optimization of online learning at the university using MOOCs in the profile "foreign language"]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologii, 2016, no. 3 (19), pp. 140145. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/optimizatsiya-onlayn-obucheniya-v-vuze-sispolzovaniem-mook-po-profilyu-inostrannyy-yazyk (accessed: 25.10.2019).

8. Semenova T.V., Vilkova K.A. Tipy integratsii massovykh otkrytykh onlain-kursov v uchebnyi protsess universitetov [Types of integration of massive open online courses in the educational process of universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 6 (112), pp. 114-126. (In Russ).

9. Tret'yakov V.S., Larionova V.A. Otkrytye onlain-kursy kak instrument modernizatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti v vuze [Open online courses as a tool for modernizing educational activities at the university]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 7 (203), pp. 55-66. (In Russ.).

10. Titova S.V. Massovye otkrytye onlain-kursy v rossiiskom obrazovanii: mif ili real'nost'? [Massive Open Online Courses in Russian Education: Myth or Reality?]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya, 2016, no. 1, pp. 53-54. (In Russ.).

11. Sherman Ya. Ot «podryva» k innovatsiyam: o budushchem MOOK [From Disruption to Innovation: On the Future of MOOCs]. Voprosy obrazovaniya, 2018, no. 4, pp. 21-43. (In Russ.).

12. Yaskevich M.I. Massovye otkrytye onlain-kursy kak glavnaya tendentsiya razvitiya obrazovaniya [Massive open online courses as the main trend in the development of education]. Kul'turnoe nasledie Rossii, 2019, no. 2, pp. 79-84. (In Russ.).

13. Billington P.J., Fronmueller M.P. MOOCs and the future of higher education // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2013. Vol. 13. Iss. 3. P. 36-42.

14. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения: 21.10.2021)

15. Toven-Lindsey B., Rhoads R.A., Lozano J.B. Virtually unlimited classrooms: pedagogical practices in Massive Open Online Courses // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 24. P. 1-12.

Информация об авторе А.А. Атик - кандидат философских наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского Федерального Университета имени В.И. Вернадского.

Information about the author A.A. Atik - Ph.D. (Philosophy), Associate Professor, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.