4. Chernysheva M.V. Inoyazychnye professional'no-kommunikativnye umeniya kak komponent professional'noj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka (na primere anglijskogo yazyka). Anglijskij yazyk v shkole. 2012; 2 (38): 23 - 27.
5. Orshanskaya E.G. Modeli rechevogo povedeniya uchitelya inostrannogo yazyka. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2011; 1: 127 - 134.
6. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.
7. Ariyan M.A. Orientiruyuschee zamechanie uchitelya kak sredstvo upravleniya kommunikativno-poznavatel'nym processom na uroke inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; 5: 11 - 16.
8. Sysoeva E.'E. Integrativnyj podhod v processe professional'noj podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2006; 4: 81 - 86.
Статья поступила в редакцию 06.08.19
УДК 378
Bobylev A.V., teacher, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
THE DIVERSIFICATION OF EDUCATIONAL MODELS OF SELF-ORGANIZATION IN THE USE OF NETWORKED EDUCATIONAL RESOURCES. The article analyzes changes in the educational situation in connection with digitalization of widely spread mass open on-line courses. Results of the empirical study of the demand for electronic educational platforms and distance courses among Russian students are presented, the barriers of their development and points of growth for improving the efficiency of on-line training are analyzed. The data obtained are correlated with the findings of previous studies. According to the results of empirical research, conclusions are made about the need for self-organization to achieve success in various spheres of life and to implement the principle of continuous self-education, which is a key requirement for self-development in the digital age. The article substantiates the necessity of diversification of traditional models of educational self-organization. The main differences of skills of organization of the educational activity in conditions of traditional training under direction of a teacher and at development of open on-line courses are accented. There are three main areas of diversification: conscious choice of e-course, the implementation of self-control over the passage and development of the course, improving the skills of targeted work with incoming information, the ability to freely and easily navigate the Internet environment. The material of the article allows to draw a conclusion about the need to find new ways and mechanisms of self-regulation of distance learning activities in connection with the expansion of the segment of on-line education and the promotion of this direction among university students.
Key words: educational activity, self-organization, independent work, on-line training.
А.В. Бобылев, преподаватель ФГКВО УВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ СЕТЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
В статье анализируется изменение образовательной ситуации в связи с цифровизацией и широким распространением массовых открытых on-line курсов. Приводятся результаты эмпирического исследования востребованности электронных образовательных платформ и дистанционных курсов среди российского студенчества, анализируются барьеры их освоения и точки роста для повышения эффективности on-line обучения. Полученные данные соотнесены с выводами, содержащимися в ранее проведённых исследованиях. По результатам эмпирического исследования сделаны выводы о необходимости самоорганизации для достижения успеха в различных сферах жизни и для реализации принципа непрерывного самообразования, являющегося ключевым требованием для саморазвития личности в цифровую эпоху. В статье обосновывается необходимость диверсификации традиционных моделей учебной самоорганизации. Акцентируются основные отличия навыков организации своей учебной деятельности в условиях традиционного обучения под руководством преподавателя и при освоении открытых on-line курсов. Выделяются три основных направления диверсификации: осознанный выбор электронного курса, осуществление самоконтроля за прохождением и освоением курса, совершенствование умений целенаправленной работы с поступающей информацией, умению свободно и легко ориентироваться в Интернет-среде. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод о необходимости поиска новых способов и механизмов саморегуляции дистанционной учебной деятельности в связи с расширением сегмента on-line образования и популяризации данного направления среди студентов вузов.
Ключевые слова: учебная деятельность, самоорганизация, самостоятельная работа, on-line обучение
В последние десятилетия в современной России, как и в других странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования личности и ее социальной адаптации в радикально меняющемся обществе. Одним из таких каналов является становление групп людей, объединенных на основе общения, опосредованного компьютерными технологиями. Широкое распространение данного социального феномена в XXI веке позволило говорить о возникновении особого типа социума - сетевое общество, функционирование которого происходит в пространстве, созданном благодаря новым информационным технологиям. Включение людей в сетевое измерение, включающее все виды информации, стало важнейшим агентом социализации в современном мире.
Анализ научных работ показал, что одна из самых известных теорий сетевого общества была разработана в 1990-х годах американским социологом М. Кастельсом и описана им в книгах «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» [1] и «Галактика Интернет» [2]. М. Кастельс употребляет понятие «сетевое общество», рассматривая его с двумя целями: во-первых, чтобы показать определяющую роль компьютерных сетей в развитии современного общества, а во-вторых, чтобы обосновать гипотезу о том, что развитие современных информационно-коммуникационных технологий ведет к изменению общественных отношений в целом.
Сегодня феномен сетевого общества анализируется и в трудах отечественных социологов, философов, психологов [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Необходимо отметить, что при всём разнообразии взглядов на сетевое общество, можно выделить общее: все явления, связанные с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями, в сетевом обществе вызваны распространением цифровых и информационно-коммуникационных технологий.
Современная система образования не остается в стороне от обозначенных выше тенденций и широко использует социальные сетевые сервисы, что позволяет не только обеспечить открытость и интерактивность образовательного процесса, но ставит и новые вопросы. Одним из таких вопросов являет-
ся поиск эффективных моделей самоорганизации личности при пользовании сетевыми образовательными ресурсами. Электронное обучение имеет свои особенности и требует диверсификации привычных навыков учебной самоорганизации.
Широкое распространение массовых открытых on-line-курсов (МООК) сегодня ведёт к формированию новой образовательной парадигмы, характеризующейся максимальным использованием дистанционных технологий [9]. Возможно, в дальнейшем это приведёт и к созданию единой транснациональной информационно-образовательной среды. Система образования с применением новых технологических инструментов и неограниченных информационных ресурсах должна научиться эффективно их внедрять в образовательный процесс. Согласимся с Т.В. Никулиной, что практика on-line курсов и смешанного обучения создаёт поле безграничных образовательных возможностей, что ориентирует на качество образования для каждого человека, независимо от места проживания, умений, но в соответствии с его интересами и возможностями [10].
Исследователями Томского государственного университета на основе проведённого анализа и сопоставления результатов многолетних исследований выявлены наиболее перспективные направления цифровизации образования, к которым отнесены: исследование текстов и их компьютеризированный анализ, критическое редактирование, цифровая сохранность и курирование цифровых коллекций (цифровое кураторство), сбор и исследование данных, их визуализация, анализ, моделирование, сохранение, взаимодействие человека и компьютера, человека и робота, влияние цифровых технологий на человека, цифровая культура, взаимодействие технологий и культуры, виртуальная реальность, ки-беркультура, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальные исследовательские среды и сообщества, цифровой и информационный менеджмент, цифровая история и цифровое наследие, сетевая культура и сетевые коммуникации, цифровые игры, исследование информационно-коммуникационных технологий и возможностей их применения, разработка и внедрение новых цифровых инструментов, методов и моделей [11].
Популярность электронного обучения растёт, при этом растёт и количество on-line-курсов, предлагаются различные приложения и платформы, которые способствуют созданию виртуальной образовательной среды, удобной и для пользования, и для восприятия материала. Множественность и разнообразие сетевых образовательных ресурсов, отсутствие валидных рейтингов, навязчивая реклама некоторых из них приводят к тому, что современному обучающемуся сложно сориентироваться и найти программу (курс), отвечающую как его образовательным запросам, так и требованиям к качеству содержания и форм подачи материала. В связи с этим возникает первое направление диверсификации привычных моделей учебной самоорганизации - выбор курса. Это задача представляется новой по отношению к on-line образованию, так как в привычной университетской среде она решается посредством утвержденного учебного плана и расписания.
В 2018 г был проведён опрос 437 обучающихся высших учебных заведений России с целью выявления наиболее популярных сетевых образовательных ресурсов. Опрос проводился с помощью анкеты, созданной в Google forms, выборка случайная и репрезентативная: 45,4% составили респонденты мужского пола, 54,6% женского пола, возраст испытуемых от 18 до 24 лет, что в целом соответствует демографическому портрету современного студенчества [12]. Результаты опроса показали, что 74,3% опрошенных - хотя бы один раз за время обучения в университете проходили on-line курсы, при этом имеют сертификаты о прохождении таких курсов только 18,5%. Подавляющее большинство, кто имеет опыт on-line обучения (76,6%) пользуются внутривузовскими электронными образовательными средами и треть (30,1%) - используют внешние образовательные платформы в качестве ресурсов, поддерживающих изучение основных курсов в университете, при этом только 11 человек (2,5%) заявили, что проходили on-line обучение как альтернативный наличествующему в их учебном плане. Таким образом, сегодня в России пока нет системного on-line обучения, альтернативного очным университетским курсам, но существенная часть студенческой молодёжи использует сетевые образовательные ресурсы в качестве поддержки или для расширения знаний.
Что касается популярности платформ, позволяющих получить знания по учебной программе высших учебных заведений, то первое место в рейтинге среди опрошенных занимает Универсариум (https://universarium.org) - его знают 61,5% опрошенных; на втором месте Coursera (https://www.coursera.org) - он указан в 38,6% ответов; на третьем месте, как ни странно, on-line школа Фок-сфорд (https://foxford.ru), её назвали 30,6% опрошенных, хотя это скорее ресурс для школьников, а не для студентов вузов. В ответах респондентов также чаще других были названы: портал «Открытое образование» (https://openedu.ru), курсы МГУ (https://distant.msu.ru), курсы ИТМО (https://open.ifmo.ru), stepik (https://stepik. org) и англоязычный ресурс edX (http://www.edx.org).
Преобладающим среди опрошенных был механизм выбора курса «по рекомендации», при этом «по рекомендации преподавателей» назвали в качестве приоритетных 27,9% опрошенных, «по рекомендации сокурсников, друзей, знакомых» - 24,0%, «отзывы пользователей с форумов, чатов» - 22,4%, самостоятельный поиск и сравнение для выбора назвали 6,6% опрошенных. Эти данные заставляют задуматься о формировании культуры выбора и привнесении в данный процесс большей субъектности со стороны студентов.
Вторым направлением диверсификации моделей самоорганизации учебной деятельности с использованием сетевых образовательных ресурсов является увеличение волевого контроля над прохождением и освоением on-line курса. Сегодня низкая «завершаемость» является большой проблемой для разработчиков электронных образовательных сред. Обзор on-line-обучения в мире показал,
Библиографический список
что более 70% пользователей не завершают начатое на электронной платформе обучение [13]. И в этой проблеме явно прослеживается не только вопрос стимулирования пользователей к завершению курса, но и дефицит навыков самоорганизации при использовании цифровых продуктов.
Сегодня ведутся исследования относительно способов регулирования активности пользователей массовых открытых онлайн курсов (МООК). Так, в центре психометрических исследований в on-line-образовании Высшей школы экономики разработана модель прогнозирования активности пользователей on-line курсов. Предлагаемая авторами модель позволяет отслеживать активность каждого обучающегося: смотрел ли он видео-лекцию, прочитал ли рекомендованный в ней дополнительный материал. Результаты проведённого исследования показали, что есть три основных типа активности: снижающаяся, стабильная и увеличивающаяся. При этом наиболее распространенной является поведение по типу снижения активности, так, около 85% пользователей демонстрируют именно этот тип (причем 65% будут иметь нулевую активность уже на второй неделе). Для решения данной проблемы авторы исследования предлагают проверять не разницу между знаниями и умениями в начальной и конечной точках учебного курса через входной и финальный тест, а динамику прогресса внутри курса [14]. Следовательно, одной из ключевых для достижения эффективности электронного курса является функция контроля.
На наш взгляд, эффективность освоения онлайн курса повысится, если к заложенному в его содержание контролю добавиться элемент самоконтроля со стороны обучающегося. Наиболее важным инструментом для этого является обратная связь. Ранее нами было выявлено, что на формирование навыков самоорганизации существенно влияет возможность получения обратной связи о результатах учебной деятельности от преподавателя [15], исследование Д. Абба-кумова, процитированное выше, подтверждает верность данного вывода и для дистанционного обучения.
Третьим направлением диверсификации моделей учебной самоорганизации при пользовании сетевыми образовательными ресурсами, на наш взгляд, является совершенствование инструментальной составляющей, относящейся к уровню инструментальной компетентности личности, то есть к её умению целенаправленной работы с поступающей информацией, умению свободно и легко ориентироваться в Интернет-среде.
В ходе проведённого нами опроса среди барьеров дистанционного обучения с помощью Интернет-курсов барьер отвлечения на социальные сети и развлекательные ресурсы назывался чаще всего (48,2%). Поэтому ещё одним важным направлением работы над учебной самоорганизацией пользователей МООК мы считаем профилактику нецелевого дрейфа в сети Интернет Главными инструментами при этом нам видятся работа с потребностно-мотивационным компонентом учебной деятельности и приёмы time-management. Относительно последнего практика показывает действенность следующих правил: выделять на учебную деятельность в сети Интернет определённое время, концентрироваться на решении учебной задачи, придерживаться тайминга, установленного разработчиком курса, установить автоматические напоминания о сроках выполнения задания.
Обозначенные в данной статье направления диверсификации моделей учебной самоорганизации при пользовании сетевыми образовательными ресурсами не представляются конечными. Поиск новых способов и механизмов саморегуляции дистанционной учебной деятельности будет всё более актуальным при расширении сегмента on-line образования и популяризации данного направления среди студентов вузов.
1. Castells М. The rise of the network sciety: the information age: economy, society and culture. - John Wiley & Sons, 15 August 2000.
2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Перевод с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Факто-рия (при участии Гуманитарного ун-та), 2004.
3. Давыдов О.Б. Сетевое общество и его бытие. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011; 11(31). Available at: http:// journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1120134/pdf_475
4. Казаков М.Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе. Диссертация ... кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2014.
5. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров. Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. 2011; 1; Т. II: 214 - 218.
6. Назарчук А.В. Новая коммуникативная ситуация: рождение сетевого общества. Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: в 5 т. Т. 3. Москва: Современные тетради, 2005: 100 - 101.
7. Тарханова И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2013; № 2; Т. II (Психолого-педагогические науки): 126 - 130.
8. Филь М. Влияние феномена «социальных сетей» на процессы самоорганизации общества. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Москва, 2012. Available at: http://www.isras.ru/vsf_ iv_okt_2012
9. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник. 2018; 5: 127 - 135.
10. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018; 8: 107 - 113.
11. Захарова У.С., Можаева ГВ., Можаева П.Н. и др. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху. Под редакцией Г.В. Можаевой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016.
12. Сведения о деятельности образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования за 2018 год. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/statan/stat/highed/
13. Global E-learning Market Analysis, Trends, Drivers, Challenges & Forecasts. Market Value to Grow to US - Billion by 2022. Available at:https://www.researchandmarkets.com/ reports/4596491/global-e-learning- market-2018-2022
14. Abbakumov D., Desmet P., Van den Noortgate W. Measuring growth in students' proficiency in MOOCs: Two component dynamic extensions for the Rasch model. Behavior Research Methods. 2019; Vol. 51; No.1: 332 - 341.
15. Бобылев А.В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности. Ярославский педагогический вестник. 2019; 2: 30 - 35.
References
1. Castells M. The rise of the network sciety: the information age: economy society and culture. - John Wiley & Sons, 15 August 2000.
2. Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obschestve. Perevod s angl. A. Matveeva pod red. V. Haritonova. Ekaterinburg: U-Faktoriya (pri uchastii Gumanitarnogo un-ta), 2004.
3. Davydov O.B. Setevoe obschestvo i ego bytie. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2011; 11(31). Available at: http://journal-s.org/ index.php/sisp/article/view/1120134/pdf_475
4. Kazakov M.Yu. Social'no-kommunikativnye osnovy formirovaniya social'nojsolidarnosti v setevom (so)obschestve. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.
5. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Preimuschestva realizacii nakopitel'no-modul'noj sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; 1; T. II: 214 - 218.
6. Nazarchuk A.V. Novaya kommunikativnaya situaciya: rozhdenie setevogo obschestva. Filosofiya i buduschee civilizacii: tezisy dokladov i vystuplenij IV Rossijskogo filosofskogo kongressa: v 5 t. T. 3. Moskva: Sovremennye tetradi, 2005: 100 - 101.
7. Tarhanova I.Yu. Social'nye 'effekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; № 2; T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki): 126 - 130.
8. Fil' M. Vliyanie fenomena «social'nyh setej» na processy samoorganizacii obschestva. Sociologiya iobschestvo: global'nye vyzovyiregional'noerazvitie: materialy IV Ocherednogo Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. Moskva, 2012. Available at: http://www.isras.ru/vsf_ iv_okt_2012
9. Kazakova E.I., Tarhanova I.Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018; 5: 127 - 135.
10. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; 8: 107 - 113.
11. Zaharova U.S., Mozhaeva G.V., Mozhaeva P.N. i dr. Digital Humanities: gumanitarnye nauki v cifrovuyu 'epohu. Pod redakciej G.V. Mozhaevoj. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2016.
12. Svedeniya o deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij, realizuyuschih programmy vysshego professional'nogo obrazovaniya za 2018 god. Sajt Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RossijskojFederacii. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/statan/stat/highed/
13. Global E-learning Market Analysis, Trends, Drivers, Challenges & Forecasts. Market Value to Grow to US - Billion by 2022. Available at:https://www.researchandmarkets.com/ reports/4596491/global-e-learning- market-2018-2022
14. Abbakumov D., Desmet P., Van den Noortgate W. Measuring growth in students' proficiency in MOOCs: Two component dynamic extensions for the Rasch model. Behavior Research Methods. 2019; Vol. 51; No.1: 332 - 341.
15. Bobylev A.V. Trudnosti v samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; 2: 30 - 35.
Статья поступила в редакцию 06.08.19
УДК 379.634:371.4
Bukhovets A.V., postgraduate, Deputy Head of Institute (service organization), Far East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF IMPLEMENTATION OF SUCCESSION IN EDUCATION OF PATRIOTISM IN FUTURE POLICE STAFF. The article reveals a problem of realization of continuity in education of patriotism among police officers. The contents of concepts of education, continuity and a patriot from the point of view of education of patriotism in educational organizations of Russia are clarified. The specificity and stages of upbringing of younger generation on the basis of continuity are revealed: beginning, growth, formation, development. The socially significant value orientations and socially useful needs as the goals of patriotism education are highlighted. Educational organizations have been identified, in which it is advisable to implement continuity in patriotic education of future police officers. The work proposes a model of the use of continuity in teaching patriotism among police officers and shares results of the experimental work to assess its effectiveness.
Key words: succession, educational organizations of Russia, education of patriotism, police officer, patriot, socially important value orientations, socially useful needs.
А.В. Буховец, соискатель, заместитель начальника института (по организации службы), Дальневосточный юридический институт МВД России,
г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье выявлена проблема реализации преемственности в воспитании патриотизма у сотрудников полиции. Уточнено содержание следующих понятий: воспитание, преемственность, патриот - с точки зрения воспитания патриотизма в образовательных организациях России. Раскрыты специфика и этапы воспитания подрастающего поколения на основе преемственности: становление, рост, формирование, развитие. Выделены социально-значимые ценностные ориентации и общественно-полезные потребности как цели воспитания патриотизма. Определены образовательные организации, в которых целесообразно реализовывать преемственность в патриотическом воспитании будущих сотрудников полиции. Предложена модель реализации преемственности в воспитании патриотизма у сотрудников полиции и приведены результаты опытно-экспериментальной работы по оценке ее эффективности.
Ключевые слова: преемственность, образовательные организации России, воспитание патриотизма, сотрудник полиции, патриот, социально-значимые ценностные ориентации, общественно-полезные потребности.
Одним из важных вопросов в современных социально-культурных условиях для российского общества выделяется патриотическое воспитание. Это обусловлено проблемами, вызванными снижением значимости социальных и духовных ценностей среди населения, а также постепенной утратой традиционных основ в системе образования. В обеспечении национальных интересов России от внешних и внутренних угроз, деятельности сотрудникам полиции отводится особое внимание, поэтому их патриотическое воспитание становится одной из приоритетных задач. Особенности патриотического воспитания в современных условиях вызывают потребность в изыскании новых подходов к его проведению. Одним из направлений в статье выделяется преемственность патриотического воспитания сотрудников полиции, что определяет актуальность данного исследования.
В отечественной педагогике существует достаточно большое количество работ посвященных преемственности в образовательном процессе. В тоже время следует учитывать, что определенное время в нашей стране отрицалась необходимость воспитания как такового, поэтому имеющийся опыт следует уточнить, и рассматривать через призму современных условий. Непосредственно преемственность воспитания патриотизма сотрудников полиции ранее в иссле-
дованиях не рассматривалась. В этой связи, для раскрытия проблемы преемственности воспитания патриотизма, необходимо уточнить содержание понятий «воспитание», «преемственность» и «патриотизм», с учётом современных условий воспитания в образовательных организациях России.
Несмотря на то, что воспитание является общепринятой категорией в педагогике, оно остается одной из самых сложных проблем современности. Сегодня существует значительное количество его определений, вплоть до полного отрицания как такового. Наибольшую сложность вызывает определение эффективных путей и методов для воспитания конкретных качеств и черт личности, в частности патриотизма. В связи, с чем возникла потребность к обращению трактовок данной категории, которые непосредственно связаны с воспитанием патриотизма у будущих сотрудников полиции.
В отечественной педагогике теоретические основы воспитательной работы определил К.Д. Ушинский, согласно его мнения - воспитание является одним из величайших дел истории, на котором «зиждутся царства», и на котором живут целые поколения и без которого невозможно развитие общества [1, с. 128]. Существенный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко, который разрабо-