Научная статья на тему 'Идеи г. Гегеля в педагогическом наследии святителя феофана Затворника'

Идеи г. Гегеля в педагогическом наследии святителя феофана Затворника Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ ГЕГЕЛЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОСТЬ / ОБЕТ / HEGEL / S ANTHROPOLOGY / AGE-RELATED PEDAGOGY OF ST. FEOFAN THE RECLUSE / PRESCHOOL-AGE CHILDHOOD / ADOLESCENCE / VOW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

Статья посвящена одному из возможных источников возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника «Философии духа» Г. Гегеля (третьей части его «Энциклопедии философских наук»). Показано, что, несмотря на неприятие воззрений Гегеля в целом, святитель Феофан мог заимствовать у него целый ряд наблюдений о дошкольном возрасте и юности, а также идею сознательного обета быть христианином ключевого пункта разработанной святителем Феофаном концепции христианского воспитания. Обнаруженные параллели свидетельствуют о принципах отбора святителем Феофаном материала источников заимствованием полезного вне зависимости от мировоззренческих разногласий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of Hegel''s Pedagogical Heritage of St. Feofan the Recluse

This article is devoted to one of the possible sources of St. Feofan the Recluse,s pedagogical and psychological ideas i.e. F. Hegel,s «Philosophy of Spirit» (the third part of his Encyclopedia of the Philosophical Sciences). Despite the fact that St. Feofan could not accept Hegel,s views, he might have borrowed the whole range of his observations on preschool-age childhood and adolescence as well as the idea of a conscious vow to be a Christian which is the key issue in St Feofan's conception of Christian upbringing. The similarities which were found show that St. Feofan selected this useful material despite the ideological disagreements with his opponent.

Текст научной работы на тему «Идеи г. Гегеля в педагогическом наследии святителя феофана Затворника»

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 4 (43). С. 81-87

Никулина Елена Николаевна,

ПСТГУ,

Институт стратегии развития образования РАО nikulina-e-n@yandex.ru

Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника

Е. Н. Никулина

Статья посвящена одному из возможных источников возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника — «Философии духа» Г. Гегеля (третьей части его «Энциклопедии философских наук»). Показано, что, несмотря на неприятие воззрений Гегеля в целом, святитель Феофан мог заимствовать у него целый ряд наблюдений о дошкольном возрасте и юности, а также идею сознательного обета быть христианином — ключевого пункта разработанной святителем Феофаном концепции христианского воспитания. Обнаруженные параллели свидетельствуют о принципах отбора святителем Феофаном материала источников — заимствованием полезного вне зависимости от мировоззренческих разногласий.

Одной из существенных составляющих научной реконструкции педагогических воззрений свт. Феофана Затворника (1815—1894) является изучение их источни-ковой базы. К числу авторов, повлиявших на свт. Феофана, относится знаменитый немецкий философ Г. Гегель (1770—1831).

Этого мыслителя епископ Феофан неоднократно упоминал в своих произведениях с довольно резкими оценками, например: «Какие-нибудь бредни, например, хоть гегелевские, ведь слушают же с терпением до конца, хотя ничего не понимают в них»1. В течение всей жизни святитель внимательно следил за настроениями в обществе и, по верному замечанию Л. Ю. Евтихиевой, одним из первых осмыслил феномен «моды на идеи» в России XIX в.2 К числу «модных» идей владыка Феофан относил и идеи Г. Гегеля: «Ныне в моде умствовать по-гегелевски, хоть и не всегда гегелевскими словами. Таково уж время» (Тож на тож выходит// Домашняя беседа. 1969. Вып. 25. С. 669—670)3.

Критические отзывы о Г. Гегеле обусловлены обеспокоенностью свт. Феофана распространением атеизма, чему, по его мнению, могли способствовать и

1 Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. СПб., 1862. С. 135.

2 Евтихиева Л. Ю. Культурная идентификация русского общества в эпоху святителя Феофана Затворника Вышенского (этнокультурные аспекты) // Доклад на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Тамбов. 19 июня 2015. URL: http://theophanica.ru/190615/Evtihieva.php.

3 Цит. по: Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2007. С. 26.

сочинения данного философа. В четвертом выпуске «Писем христианской жизни» (1860) Г. Гегель (наряду с И. Г. Фихте) отнесен к «безбожникам теоретическим», которые «по образу мыслей своих допускают небытие Бога»4. В одном из очерков, публиковавшихся в «Домашней беседе»5, свт. Феофан утверждал, что Г. Гегель завершил «покушение» И. Канта на «слияние» двух разных средневековых понятий природы — «природы как совокупности вещей» («natura naturata») и «природы всеустрояющей» («natura naturans»)6, под последней в схоластической философии понимался Бог-Творец. Данное обвинение, как и предыдущее, основано на неприятии свт. Феофаном противоречащих креационизму концепций происхождения мира.

Кроме того, для свт. Феофана Гегель — представитель фатализма7, противоречащего убежденности святителя в существовании Промысла о мире и человечестве. Мыслью «о всеобъемлющем Промысле Божием», «действии попечительного Промысла о нас»8 епископ Феофан предлагал руководствоваться при изучении и преподавании истории: «Бог ведет человечество к последней цели его; сие сознать и указать должен историк» (Четыре письма к Т. А. К-ву о преподавании истории)9. Этот подход он противопоставлял «мысли о механическом фаталическом самораскрытии в истории человечества какого-то спящего самого по себе начала», «какого-то сокровенного духа»10; «Модная идея истории — развитие — пустая, ибо ничего не говорит. Это нечто вроде фатума, судьба и рок»11. В цитируемых местах имя Г. Гегеля не упоминается, но, вероятно, имеется в виду диалектика Гегеля, его восприятие истории как развития, изложенное в «Лекциях по философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte»), прочитанных в Берлинском университете с 1822 по 1830 г. и изданных посмертно в 1837 и 1935 гг.

Анализ особенностей восприятия свт. Феофаном философских идей Гегеля является предметом отдельного историко-философского исследования и выходит за рамки настоящей статьи. Отзывы свт. Феофана о Гегеле приведены здесь для демонстрации общего критического отношения святителя Феофана к идеям Гегеля. Однако сравнительный анализ их антрополого-педагогических текстов показывает, что некоторые идеи Гегеля епископ Феофан все же принимал:

4 Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. 1858—1860 // Полное собрание творений: В 40 т. М., 2011. Т. 6. С. 353-354. URL: http://theophanica.ru/books/?book=tom6#; Он же. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 476.

5 Тож на тож выходит // Домашняя беседа. 1869. Вып. 25. С. 721-722.

6 Цит. по: Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление... С. 25-26.

7 См.: Логика событий // Домашняя беседа. 1869. Вып. 47. С. 1187-1188. Цит. по: Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление... С. 65.

8 Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича // Полное собрание творений: В 40 т. М., 2012. Т. 2. Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. С. 114, 122. URL: http:// theophanica.ru/b ooks/ ?book=tom2#.

9 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. (М.) В 8 вып. М.: Правило веры, 2000. Т. 2. Вып. VIII. С. 184.

10 Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. С. 115, 122.

11 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Т. 2. Вып. VIII. С. 184.

рассуждения Гегеля о возрастах человека, видимо, были одним из источников возрастной педагогики свт. Феофана. Параллели с текстами Гегеля имеются в характеристике владыки Феофана дошкольного возраста и юности, а также в описании сознательного обета быть христианином — ключевого пункта разработанной свт. Феофаном концепции христианского воспитания.

О возрастах человека от младенчества до старости Г. Гегель рассуждает в «Философии духа» («Die РИПоБорЫе des Geistes»), третьей части «Энциклопедии философских наук» («Encyclopädie der philosophischen Wissenschaften» (1817, 1827, 1830)), раздел «Антропология» («Anthropologie»), § 396 «Natürliche Veränderungen»12 («Природные изменения»13 или, по другому переводу, «Изменения, коренящиеся в самой природе индивидуума»14).

Свт. Феофану, вероятно, был известен этот текст. Он мог опираться на него в анализе дошкольного возраста. Гегель отмечал «стремление детей к подражанию»15, свт. Феофан писал, что «дети любоподражательны»16. «Чувство непосредственного единства с родителями» (Гегель)17 у свт. Феофана представлено образом «одинаково настроенных инструментов»18. Воспитание воли у свт. Феофана сводилось в первую очередь к «полному послушанию и покорности воле родителей»19. И Гегель указывал на значение послушания в воспитании воли (подчинения «приходящей извне разумной воле», которую ребенок «делает постепенно своей»), поскольку «ребенок... на первых порах... не имеет познания ни о добре, ни о зле»20; свт. Феофан отмечал: «Дитя многожелательно. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить»21. Гегель призывал бороться со «своеволием» как «зародышем зла» и вседозволенностью: «если позволить детям делать все, что им заблагорассудится. у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности»22. Эта же мысль есть у свт. Феофана: «Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным»23; «мальчику нельзя позволить поступать по собственному желанию» (Гегель)24, «убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания»25 (свт. Феофан).

12 Hegel G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845. S. 353.

13 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. / Отв. ред. Е. П. Ситковский. М., 1977. Т. 3. С. 78.

14 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа / Пер. Б. А. Фохта // Сочинения. Т. 3. М., 1956. С. 86.

15 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 85.

16 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2000. С. 73.

17 Гегель. Энциклопедия философских наук... Т. 3. С. 85.

18 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению... С. 73.

19 Там же.

20 Гегель. Энциклопедия философских наук... Т. 3. С. 86.

21 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 72.

22 Гегель. Энциклопедия философских наук... Т. 3. С. 86.

23 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 72.

24 Гегель. Энциклопедия философских наук... Т. 3. С. 88.

25 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 72.

В описании юности из «Пути ко спасению» свт. Феофана имеют место параллели с мыслями Гегеля — замечания об «ищущих удовлетворения» «потребностях природы» и «тихости» детства в сравнении с юностью26. Приведем их в переводе К. Д. Ушинского, упоминавшего обсуждаемый фрагмент «Философии духа» Гегеля в одном из неоконченных писем27. Свт. Феофан: «Что брожение вскисающей жидкости, что движение стихий при разнородной их смеси, то сердце юноши. Все потребности так называемой природы в живом возбуждении, каждая подает голос, ищет удовлетворения»28; Гегель в переводе Ушинского: «Мальчик созревает в юношу, когда при наступлении половой зрелости начинает в нем пробуждаться жизнь природы и ищет себе удовлетворения»29. Свт. Феофан: «Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью»30; Гегель: «то бессознательное спокойствие, в котором живет дитя, в юноше разрушается и сменяется борьбою»31.

Центральным пунктом возрастной педагогики свт. Феофана является момент «сознательного» принятия веры32 или «обет — быть истинным христианином»33. Обет, по свт. Феофану, принимается (или не принимается) до наступления юности, ориентировочно в отрочестве или в период обучения, но точных возрастных границ для него нет: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частию»34. К сознательному обету направлено все предшествующее воспитание, на него опирается последующая жизнь воспитанника, в первую очередь в юности. Фактически, обет является целью религиозного воспитания: «Это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин»35.

Возможно, у Гегеля свт. Феофаном была заимствована составляющая сознательного обета быть христианином — идея перехода к состоянию, когда убеждения становятся отроку «своими», «собственными»36, свободно принимаемыми, когда он «от своего лица» начинает действовать «в духе христианина»37, тогда как прежде он жил религиозной жизнью «чужим умом, по чужому настроению и в

26 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 91, 88.

27 Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: В 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М.; Л., 1948-1952. Т. 10. С. 617-618.

28 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 91.

29 Ушинский. Указ. соч. С. 616.

30 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 88.

31 Цит. по: Ушинский. Указ. соч. С. 617.

32 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 85.

33 Там же. С. 89.

34 Там же. С. 79.

35 Там же. С. 83-84. См. также: «Родителям надо со своей стороны все употребить, чтоб дитя, когда придет в сознание, сильнее всего сознавало, что оно — христианин» (Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 654).

36 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 41.

37 Там же. С. 83.

простоте»38, «по повелению воспитателей, по подражанию и навыку»39, жизнь по вере «исходила не от самостоятельности, как бы не от лица его»40. Гегель пишет об этом переломном моменте в сходных выражениях: «Отрок, изучивший весь охват подобающего его возрасту, вступает в юношеский возраст. Он знаком с религией, обладает некими всеобщими представлениями о праве и нравственности, а также внешними знаниями. Коль скоро все это стало его [собственным], значит он достиг самостоятельности, тут начинается воля, определение из себя. Будучи в теоретическом отношении отроком, он теперь обретает опору на себя»41.

Данные параллели объяснимы интересом свт. Феофана к философии и психологии, возникшим еще в семинарский период (1829—1837) под влиянием проф. Е. А. Остромысленского, двухлетний курс которого в классе философии Георгий Говоров прослушал дважды42; изучением философии в Киевской духовной академии в период расцвета ее философско-религиозной школы43 и вниманием к философии, в том числе к наследию Гегеля, в течение всей жизни («Философия духа Гегеля», «Философия природы Гегеля» и «Логика Гегеля» указаны в описи библиотеки свт. Феофана в затворе44). Наличие у свт. Феофана параллелей с антропологией Гегеля при отрицательном отношении к его философии в целом свидетельствует о принципе отбора святителем материала источников — заимствовании и дальнейшем развитии идей даже тех авторов, с которыми у него имелись серьезные мировоззренческие разногласия.

Описанный подход свт. Феофана к иноконфессиональной философии и антропологии, вводящий ее наработки в отечественную религиозную педагогику, но оставляющий невредимыми сущностные элементы православной традиции, открывает новые грани в изучении влияния западной педагогической мысли на отечественную и показывает, что не только светская, но и церковная педагогическая мысль России XIX в., по крайней мере в лице свт. Феофана, в ряде своих положений могла опираться на западноевропейских авторов.

Ключевые слова: антропология Гегеля, возрастная педагогика святителя Феофана Затворника, дошкольный возраст, юность, обет.

38 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 84.

39 Нравственный перелом // Домашняя беседа. 1872. Вып. 37. С. 824—835. Цит. по: Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. С. 254.

40 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 41.

41 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / Пер. К. Александрова. М., 2014. С. 65—66.

42 См.: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. [Б.м.]: Синтагма, [Б.г.]. С. 16.

43 См.: Никулина Е. Н. Наставники Георгия Говорова: влияние Киевской философской школы на формирование антрополого-педагогических воззрений свт. Феофана Затворника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 3. С. 178—191.

44 Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря (АРСПМ). Оп. 24. Д. 40. Док. 4291. Л. 6—7. Это могли быть первые переводы «Энциклопедии философских наук» Гегеля на русский язык В. П. Чижова (1861—1868 гг.).

The Idea of Hegel's Pedagogical Heritage of St. Feofan the Recluse

E. Nikulina

This article is devoted to one of the possible sources of St. Feofan the Recluse's pedagogical and psychological ideas i.e. F. Hegel's «Philosophy of Spirit» (the third part of his Encyclopedia ofthe Philosophical Sciences). Despite the fact that St. Feofan could not accept Hegel's views, he might have borrowed the whole range of his observations on preschool-age childhood and adolescence as well as the idea of a conscious vow to be a Christian which is the key issue in St Feofan's conception of Christian upbringing. The similarities which were found show that St. Feofan selected this useful material despite the ideological disagreements with his opponent.

Keywords: Hegel's anthropology, age-related pedagogy of St. Feofan the Recluse, preschool-age childhood, adolescence, vow.

Список литературы

1. Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря (АРСПМ). Оп. 24. Д. 40. Док. 4291.

2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / Пер. К. Александрова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.

3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 1. Логика / Пер. В. П. Чижова. М., 1861.

4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 2. Философия природы / Пер. В. П. Чижова. М., 1868.

5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 3. Философия духа / Пер. В. П. Чижова. М., 1864.

6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа / Пер. Б. А. Фохта // Он же. Сочинения. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.

7. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т./ Отв. ред. Е. П. Ситковский. Т. 3. М.: Мысль, 1977.

8. Евтихиева Л. Ю. Культурная идентификация русского общества в эпоху святителя Феофана Затворника Вышенского (этнокультурные аспекты): Доклад на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Тамбов, 19 июня 2015. URL: http://theophanica.ru/190615/Evtihieva. php.

9. Никулина Е. Н. Наставники Георгия Говорова: влияние Киевской философской школы на формирование антрополого-педагогических воззрений свт. Феофана Затворника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 3. С. 178—191.

10. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. [Б.м.]: Синтагма, [Б.г.]. Публикуется по: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.

11. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологи» // Собрание сочинений: В 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. Т. 10. С. 51—622.

12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.

13. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. 1858—1860 // Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. М., 2011. Т. 6. URL: http://theophanica. ru/books/?book=tom6#.

14. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Вып. 2. Изд. 2-е. СПб., 1862.

15. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2000.

16. Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича // Феофан Затворник Вышенский, свт. Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. Т. 2: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. М., 2012. С. 106-124. URL: http://theophanica. ru/books/?book=tom2# (20.06.2015). Публикуется по: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 115-136.

17. Феофан Затворник, свт. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. (М.). В 8 вып. М.: Правило веры, 2000. Т. 1: Вып. I-IV; T. 2: Вып. V-VIII.

18. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 2007.

19. Hegel G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.