Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 2 (33). С. 120-133
Никулина Елена Николаевна,
ПСТГУ, ИТИП РАО
Теоретический и исторический аспекты
ИЗУЧЕНИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ1 (на примере педагогики свт. Феофана Затворника)
Е. Н. Никулина
В статье анализируется содержание двух различных подходов к педагогическим текстам прошлого — теоретико-ретроспективного, нацеленного на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого, и историко-контекстного, изучающего эти памятники в контексте современной им эпохи. Кратко описан историко-практический подход, нацеленный на применение в современной практике воспитания тех или иных идей прошлого. Разъяснены особенности использования современной терминологии при теоретико-ретроспективном и историко-контекстном подходах. Раскрыты возможности и перспективы применения данных подходов к изучению святоотеческого педагогического наследия на примере творений свт. Феофана Затворника.
Показано, что использование теоретико-ретроспективного подхода к изучению святоотеческой педагогики позволяет выявить базовые принципы христианского воспитания и педагогический потенциал Православия в целом, вводит в контекст современной педагогической мысли идеи святых отцов, способствует осмыслению проблем религиозного воспитания в наши дни.
Особое внимание в статье уделено научному потенциалу историко-контекстного подхода, который практически не применялся к изучению педагогических воззрений русских святителей и потому, по мнению автора, сейчас наиболее востребован. На основании обзора педагогических сочинений конца XVIII - середины XIX в. автор показывает, каким образом использование историко-контекстного подхода позволяет существенно расширить современные представления о педагогике свт. Феофана, ее включенности в отечественную педагогическую традицию своего времени и оригинальности. Автор предполагает, что именно историко-контекстный подход, анализирующий воззрения церковного педагога на фоне его времени, открывает возможности для их эффективного представления светской науке, тогда как теоретико-ретроспективный подход, в силу присутствующей в нем мировоззренческой составляющей, нередко вызывает неприятие идей церковного педагога у атеистически настроенных ученых, что сужает возможности научного анализа его воззрений.
1 Автор выражает сердечную признательность чл.-корреспондену РАО, д-ру педагогических наук Виталию Григорьевичу Безрогову за предоставленные материалы и ценные советы по содержанию статьи.
Педагогическое наследие святых отцов в последнее время становится предметом пристального внимания исследователей. Уже защищен целый ряд диссертаций, как обобщающего характера2, так и посвященных педагогическим воззрениям отдельных святителей: Иоанна Златоуста (ок. 347-407)3, Тихона Задонского (1724-1783)4, Иннокентия Херсонского (Борисова) (1800—1857)5, Игнатия (Брянчанинова) (1807—1867)6, Феофана Затворника (1815—1894)7, Иннокентия (Вениаминова) (1797—1879)8. По классификации Л. А. Степашко, данные исследования относятся к группе историко-педагогических диссертаций, нацеленных на выявление теоретических основ педагогики малоизвестного в науке персоналия. Исследования такого типа несут в себе значительный научный потенциал: расширяют «персоносферу» педагогической науки, «и вместе с новыми именами наука обогащается новыми педагогическими системами», открывающими «новые горизонты видения педагогической реальности и пути, способы ее совершенствования»9. Все это выводит на повестку дня вопрос о методологии изучения наследия церковных педагогов.
Не вызывает сомнений, что исследования данного круга источников должны ориентироваться на выработанные современной историко-педагогической наукой методологические основы; в их числе — два типа подходов к изучению наследия прошлого: теоретико-ретроспективный и историко-контекстный.
2 Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.; Жураховская Т. Г. Развитие гуманистических основ образования в трудах отцов Русской Православной Церкви (до 1917 г.). Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.
3 Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений свт. Иоанна Златоуста в православной педагогике. Дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003; Сапрыкина А. А.Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
4 Видов С. В. Философско-педагогические идеи свт. Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания. Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006; Иванов А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2000.
5 Зайцева А. В. Педагогические идеи в духовном наследии свт. Иннокентия Херсонского. Дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2004.
6 Важеркина И. В. Философско-педагогические идеи свт. Игнатия Брянчанинова в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания. Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010; Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах свт. Игнатия Брянчанинова. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006.
7 Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания свт. Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004; Хохлова А. Б. Инновационно-эвристическое значение наследия свт. Феофана Затворника для развития современного российского образования. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.
8 Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
9 Степашко Л. А. Научный потенциал историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / Г. Б. Корнетов, ред.-сост. М., 2009. С. 122.
Теоретико-ретроспективный подход10 в своей основе предполагает обращение к прошлому для решения проблем настоящего. Он отражен, например, в определении истории педагогики Э. Д. Днепрова из «Педагогической энциклопедии», где эта область науки трактуется как «изучение исторического развития образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи (курсив мой — Е. Н.) с современными проблемами образования и педагогических наук»11.
Г. Б. Корнетов видит «системообразующую цель» истории педагогики в получении историко-педагогического знания, дающего «координаты и инструменты ориентации в педагогических проблемах», помогающего «понять их истоки и осмыслить имеющийся опыт их решения»12. Ученый отмечает наличие в историко-педагогических исследованиях не только сциентистской13, но и дополняющей ее гуманитарной методологической установки, позволяющей «превратить историко-педагогический текст... не только в факт прошлого... но и в факт сегодняшнего дня, который является таковым потому, что помогает нашему педагогическому самоопределению, обогащает нас новыми смыслами»14. В другой своей работе Г. Б. Корнетов отмечает, что обращение к «педагогическому прошлому» необходимо не только «ради познания этого самого прошлого», но и для «извлечения уроков для сегодняшнего дня», «поиска решений современных проблем теории и практики образования», а также для «личностного самоопределения в педагогическом пространстве», «становления педагогического мировоззрения»15. По мысли ученого, прошлое может восприниматься даже как «источник инновационных педагогических идей (ретроинновации)»16. Известное высказывание академика РАО С. Ф. Егорова (1928-2009) «Без истории нет теории, без теории нет методики», часто цитируемое его коллегами — сотрудниками Института теории и истории педагогики РАО, также отражает теоретико-ретроспективный подход. При использовании данного подхода имеет место многовариантность интерпретации содержания одних и тех же источников, связанная с различием целей и задач исследователей, привлекающих эти источники.
Теоретико-ретроспективный подход используется и в современных исследованиях педагогического наследия свт. Феофана Затворника, авторы которых стремятся показать актуальность идей святителя для наших дней, как, например, в упоминавшейся выше диссертации А. Б. Хохловой, в которой наследие свя-
10 Ретроспекция (от лат. гйгозреСаге) — взгляд назад.
11 Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 392.
12 Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 27.
13 Сциентистская установка, по объяснению Г. Б. Корнетова, позволяет воссоздать историко-педагогический процесс как развивающееся во времени и пространстве движение педагогической мысли и практики образования.
14 Корнетов. Педагогика: теория и история... С. 26-27.
15 Он же. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования. М., 2012. С. 9.
16 Там же.
тителя выступает в качестве материала для педагогических инноваций17, работе свящ. В. Коржевского18, докладах архим. Зосимы (Шевчука)19, диакона П. Ней-гума20, Е. Павловой21. Из недавних публикаций о свт. Феофане следует назвать статью А. Б. Хохловой «Проблема открытия нового знания с трудах святителя Феофана Затворника»22, в которой автор показывает, какие положения гносеологии святителя могут быть использованы в наше время для поиска путей развития интеллектуального потенциала человека и его творческих способностей.
Нравственно-аскетические сочинения свт. Феофана (в состав которых входят и его педагогические тексты), по верному отзыву историка и богослова XIX в. А. А. Бронзова, отличаются «образцовым, часто единственным в своем роде пониманием дела», «редкою, свойственною этому автору глубиною»23. Теоретико-ретроспективный подход к педагогическому наследию свт. Феофана помогает современному исследователю глубже понять базовые принципы христианского воспитания и его связь с антропологией, помогает увидеть новое в знакомых педагогических явлениях, осмыслить истоки проблем религиозного воспитания в наши дни. Именно этот подход свидетельствует современной науке о том, что идеи святителя не устаревают, что они отражают не только теоретические представления о православном воспитании отдельного епископа XIX в., но и фиксируют некие общие, вневременные законы педагогики24.
17 Хохлова. Инновационно-эвристическое значение...
18 Коржевский В., свящ. Христианское воспитание по учению свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/9W1KUZ (дата публикации: 2010-10-27)
19 Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник — образец православного педагога. Доклад на пленарном заседании секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». VI Феофановские чтения. Тамбов. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/ caY3uI
20 Нейгум П. М., диак. Актуальность трудов святителя Феофана Затворника для решения проблем духовно-нравственного воспитания современного юношества: Доклад на секции «Богословское наследие святителя Феофана Затворника».У! Феофановские чтения. Свято-Успенский Вышенский монастырь. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/XPrsNo; Нейгум Воспитание нравственных ценностей у современной молодежи через приобщение к святоотеческому наследию святителя Феофана Затворника. Доклад на научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышен-ском монастыре Рязанской епархии 27—29 июня 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/6ruZ9h
21 Павлова Е. Нравственный идеал девушки по книге святителя Феофана Затворника Вы-шенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в контексте духовных проблем современной молодежи. Доклад на секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» VI Феофановских чтений. Тамбов. [Электронный ресурс.] http://goo.gl/IR3f1I
22 Хохлова. Проблема открытия нового знания с трудах святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30). С. 100-109.
23 Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в XIX столетии // Христианское чтение. 1901. № 11. С. 723.
24 Это характерно для теоретико-ретроспективного подхода в целом. Ср. «Обращение к педагогическому прошлому позволяет открыть постоянные и всеобщие принципы природы педагогической деятельности и педагогического общения, структуры и динамики педагогического процесса.» [Корнетов. Педагогика: теория и история... С. 23].
Среди этих законов — не только законы, отмечаемые и светскими авторами того времени, скажем воспитание личным примером25, но и, что более важно, закономерности духовной жизни в целом, имеющие свое приложение и в педагогике. Например, идея синергии (соработничества) воспитателя и Бога, известная с ветхозаветных времен Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий (Пс 126: 1) и вносящая в педагогическое взаимодействие новые «воспитательные средства» — молитву, которая «без слов может действовать на душу»26, упование на Бога, предание детей Богу27. Выявленные древними отцами-аскетами законы возникновения страстей в падшем естестве и борьбы с ними лежат в основе учения святителя о противодействии страстям в ребенке с младенчества28.
Именно в «узнавании» этих духовных основ педагогики и их верной интерпретации и состоит, на наш взгляд, главная особенность изучения педагогического наследия святых отцов, требующая от исследователя включенности в православную традицию в целом, или, по крайней мере, предварительного глубокого и непредвзятого ее изучения.
Другая особенность связана с тем, что теоретико-ретроспективный подход созвучен православному восприятию святоотеческих текстов как авторитетных источников, поскольку они являются одной из форм фиксации Священного Предания. При таком восприятии святоотеческого наследия православным педагогом и ученым оно не может не стать теоретической основой для формирования его педагогического мировоззрения, что, как было указано выше, имеет место и для теоретико-ретроспективного подхода в целом. Это осложняет стоящую перед исследователем задачу не привносить в научную работу элементы назидательности и требует умения представить научному сообществу педагогическую теорию изученного автора не как проповедь, а как один из возможных вариантов решения тех или иных современных проблем образования и воспитания.
С теоретико-ретроспективным подходом тесно связан историко-практичес-кий подход, нацеленный на применение в практике воспитания тех или иных идей прошлого. Элементы историко-практического подхода к наследию
25 «Если воспитатель сам не имеет добрых качеств, то никогда не раскроет их в своем воспитаннике... Юность требует живого образца. В этом состоит вся тайна воспитания» [Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6. С. 67]. Подобные мысли о примере наставника высказывали Н. И. Новиков [О наставлении и воспитании детей // Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С.427], А. Ф. Бестужев [О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII века / И. А.Соловков, сост. М., 1983. С. 412]; К. Д. Ушинский [Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л., 1948-1952. Т. 2. С. 63-64] и др.
26 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: в 2 т. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. в 8-ми выпусках. М., 2000. Вып. 8. С. 131.
27 «Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одна сделаете?» [Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 1. С. 127].
28 Святитель Феофан указывал, что младенца очень рано начинают «тревожить страсти», и предлагал использовать применительно к ребенку «общие против страстей средства». [Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2000. С. 67, 69].
свт. Феофана имеют место, например, в диссертации А. А. Игнатова29. Автор не только попытался показать значение учения святителя о человеке и цели его жизни для современной педагогики, но и на базе трех школ разного типа проверил действенность некоторых положений педагогической теории свт. Феофана (прежде всего — учения о трехчастном устроении человека и иерархичности воспитания), выявил условия использования педагогического наследия святителя в практике современного воспитания. В наследии свт. Феофана имеется и другой материал, который помогает современному воспитателю увидеть истоки той или иной педагогической ситуации и алгоритм действий в ней, например создание «спасительной атмосферы» вокруг младенца30 или описание психологического механизма возникновения в юности привязанности к противоположному полу и путей ее преодоления в случае неразделенной любви31.
Таким образом, использование теоретико-ретроспективного и историко-практического подходов к наследию святых отцов позволяет, по точному выражению А. В. Зайцевой, «"оживить" это наследие, актуализировать его, включить в нашу повседневность как часть культурно-образовательной среды»32, способствует раскрытию педагогического потенциала Православия в целом.
Историко-контекстный подход. Принимая во внимание всю теоретическую и практическую значимость мыслей изучаемых авторов, при исследовании педагогического наследия прошлого все же не следует забывать о том, что каждый автор жил в определенную эпоху, и его рассуждения были ответом на современную ему педагогическую реальность, а не на ту, которая будет иметь место в будущем.
Изучение исторического контекста появления педагогической теории того или иного автора не дает ей «повиснуть в воздухе», но ставит на твердую почву исторической реальности, позволяет во всей полноте вникнуть в историю появления педагогических воззрений автора, их сопричастность идеям его предшественников и современников, влияние на последователей, т. е. по большому счету — выявить роль данного автора в истории педагогической мысли путем реконструкции определенного фрагмента исторического процесса. Именно эти задачи и решает историко-контекстный подход к источникам.
Этот подход упоминал Г. Б. Корнетов, называя его «сциентистской установкой»33, «обращением к прошлому ради этого самого прошлого», ради получения целостной его картины, а потом уже — ради сопоставления ее, если нужно, с предыдущими и последующими педагогическими эпохами, опытом, теориями, практиками, поскольку «цель науки34 — познание мира, открытие истины, выявление законов функционирования и развития рассматриваемых
29 Игнатов. Указ. соч.
30 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению... С. 47.
31 Там же. С. 101-106; Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 1. С. 259-260.
32 Зайцева. Указ соч. С. 3-4.
33 Корнетов. Педагогика: теория и история... С. 27.
34 Сциентизм (от лат. виеШла — знание, наука) представляет собой мировоззренческую позицию, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире [БСЭ. М., 1969-1978. Т. 25. С. 368].
объектов»35. Он реализован в трудах В. Г. Безрогова, О. Е. Кошелевой, Л. В. Мош-ковой, М. В. Ромашовой, Г. И. Смагиной, Ю. Э. Шустовой, Д. Н. Рамазановой и многих других36. Этот подход использован в диссертации А. А. Сапрыкиной о семейном воспитании в наследии свт. Иоанна Златоуста и некоторых статьях этого автора37.
К педагогическому наследию русских святителей историко-контекстный подход практически не применялся и потому, на наш взгляд, сейчас наиболее востребован. Если педагогические идеи иерархов Русской Православной Церкви ХУШ—ХГХ вв. постепенно становятся известными современной науке и включаются в контекст современных педагогических знаний, то осмысление места этих деятелей на фоне педагогики своего времени остается задачей будущего.
Святитель Феофан как педагог, пожалуй, более других церковных авторов известен педагогической общественности, по крайней мере православной. Его мысли о воспитании пересказываются, систематизируются, цитируются как в научной, так и в нравоучительной церковной литературе. Тем не менее именно историко-контекстный подход позволяет существенно расширить наше знание о педагогическом наследии свт. Феофана. Приведем несколько примеров.
При знакомстве с педагогическими воззрениями свт. Феофана, изложенными в систематизированном виде в его работе «Путь ко спасанию» (1868) обращают на себя внимание две черты — привлечение психологии для анализа педагогических явлений и создание возрастной педагогики со своим критерием периодизации (становлением человека как христианина). На первый взгляд они предстают как уникальные особенности педагогики святителя, поскольку у других русских святых архиереев ХУШ—ХК вв., писавших на педагогические темы (свт. Тихона Задонского, свт. Иннокентия Херсонского, свт. Игнатия (Брянча-нинова), свт. Филарета (Дроздова), свт. Инннокентия (Вениаминова)), их нет. Однако знакомство со светской педагогической литературой того времени приводит к другому выводу.
О важности психологии для педагогики писали многие предшественники и современники свт. Феофана. К числу важнейших для педагога наук относили психологию автор первых в России учебников по педагогике инспектор императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома А. Г. Ободовский38 и
35 Корнетов. История педагогики... С. 9.
36 См.: Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). Коллективная монография под ред. Н. Б. Баранниковой и В. Г. Безрогова. М., 2013; Западноевропейская и российская учебная литература XVI — начала ХХ вв.: конфессиональный аспект. Сб. научн. ст. / Л. В. Мош-кова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013; Безрогов В. Г. Историография учебной литературы для начальной школы в XVI — начале XVII века // Проблемы современного образования. 2013. № 3; Он же. Сотрапезничество как воспитание: дети Крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 1. С. 26—39 и др.
37 Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: Дисс... канд. пед. наук. М., 2012; Она же. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 94—112 и др.
38 Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Немейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835. С. 6.
академик Императорской академии наук, первый руководитель кафедры педагогики Московского Университета профессор С. П. Шевырев39. Об особом значении для педагогики психологических исследований писали представители киевской философско-религиозной школы С. С. Гогоцкий40 и П. Д. Юркевич, у которого вся педагогическая система построена на психологическом знании, о чем он сам засвидетельствовал во введении к «Чтениям о воспитании»41. Преподаватель Харьковского университета П. З. Тимошенко, создавая свой курс педагогики, опирался на сведения из «опытной психологии»42. К. Д. Ушинский придавал большое значение психологии, подчеркивал ее особое место среди необходимых для педагогики наук, называл изучение психологии «краеугольным камнем педагогики»43. На этом фоне использование свт. Феофаном сведений из психологии в педагогических целях предстает как традиционное для своего времени, а не как уникальная черта его педагогической теории.
В разработке возрастной педагогики свт. Феофан также был не новатором, а продолжателем своих предшественников. Опыты возрастной периодизации на основании различных критериев содержатся в творениях А. Ф. Бестужева44, И. Ф. Богдановича45, архиеп. Антония (Знаменского)46, И. М. Ястребцова47, И. И. Давыдова48, доктора медицины К. И. Грума49, С. П. Шевырева50, П. Д. Юр-кевича51, П. З. Тимошенко52. А. Ф. Бестужев, И. Ф. Богданович, архиеп. Антоний (Знаменский), И. М. Ястребцов, И. И. Давыдов, П. З. Тимошенко в указанных сочинениях не только предлагали возрастную периодизацию, но и разрабатывали рекомендации для воспитания и/или обучения в каждом возрасте. О согласовании воспитания с возрастом ребенка и вреде преждевременного развития в целом писали В. Г. Белинский53, К. И. Грум54, архиеп. Евсевий (Орлинский)55.
39 Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб, 1853. С. 14-15.
40 Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. СПб, 1855. С. 19-20.
41 Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
42 Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
43 Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский. Собрание сочинений: В 11 т./ В.Я. Струминский, сост. М.-Л., 1948-1952. Т. 8. С. 277.
44 Бестужев. О воспитании... С. 440-448.
45 Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807. Главы 1-1Х.
46 Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821. С. 61-68.
47 Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833. С. 224-230.
48 Давыдов. Указ. соч. С. 55.
49 Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: В 3 т. СПб, 1843-1845. Т. 2. С. 6-16.
50 Шевырев. Указ. соч. С. 6.
51 Юркевич. Указ. соч. С. 16.
52 Тимошенко. Указ. соч. С. 11.
53 Белинский В. Г. О детских книгах //Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976— 1982. Т.3. С. 55.
54 Грум. Указ. соч. Т. 3. С. 173.
55 Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 440, 1-я паг.
К. Д. Ушинский внимательно изучал возрастные особенности психофизиологической деятельности человека и предложил основанные на них дидактические и воспитательные меры, особое внимание уделяя младенчеству, дошкольному и младшему школьному возрасту56.
Таким образом, историко-контекстный подход показывает, что обращение к психологии и разработка возрастной педагогики свидетельствует не об уникальности педагогики свт. Феофана, а о его включенности в отечественную педагогическую традицию своего времени, оригинальность же его учения состоит в приложении имеющихся в его время педагогических знаний к религиозному воспитанию.
Историко-контекстный подход предусматривает также изучение истории появления педагогических текстов, дающей более глубокое понимание педагогических воззрений автора. Например, очерк христианской возрастной педагогики и психологии в «Пути ко спасению» — это итоговый вариант размышлений свт. Феофана о проблемах христианского воспитания, если судить по опубликованным текстам, то четвертый. Впервые базовые антрополого-педагогические идеи57 святителя появляются за девять лет до «Пути ко спасению», в слове «На память преподобного и богоносного отца нашего Варлаама Хутынского», опубликованном в сборнике «Слова Санкт-Петербургской Духовной Академии ректора архимандрита Феофана» (СПб, 1859). Второй опыт разработки возрастной педагогики — это Прибавления к 4-му выпуску «Писем о христианской жизни», раздел «Взаимные разных членов семейства обязанности» (1860). Третий опыт — сказанное владимирской пастве в 1864 г. слово «На Усекновение главы Иоанна Предтечи», в котором поднимается тема христианского воспитания в младенчестве и подробно рассматриваются средства воспитательного воздействия в этом возрасте. Названия произведений, предшествующих педагогическому тексту «Пути ко спасению», свидетельствуют, что мысль об анализе христианского воспитания в контексте возрастной педагогики появилась у святителя как результат осмыслении пути человека к святости на примерах жизни прп. Варлаама Хутын-ского и св. пророка Иоанна Предтечи. А размещение педагогических текстов в нравственно-аскетических сочинениях — «Письмах о христианской жизни» и «Пути ко спасению» — приводит к выводу о том, что воспитание мыслилось святителем как неотъемлемая часть жизни христианина в целом, как часть его пути ко спасению и святости.
Говоря об особенностях историко-контекстного подхода, следует отметить присущие ему правила использования терминов. При анализе педагогических текстов прошлого следует очень осторожно использовать современную педагогическую терминологию, поскольку современных понятий в изучаемое время могло не быть или их содержание было иным. Например, П. Д. Юркевич применял известный современный термин «всестороннее развитие личности», под которым понимал равномерное развитие душевных способностей (ума, воли, чувств), до-
56 Ушинский. Человек как предмет воспитания. Т. 8. С. 214-251.
57 Трактовка воспитания как сохранения благодати крещения и психологическая характеристика юношеского возраста, благополучному переходу через который призвано способствовать христианское воспитание в семье.
стигаемое, в частности, через обучение, поскольку сведения, сообщаемые ученику, «вызывают в нем определенные чувствования и определенные стремления воли»58. А в настоящее время «всестороннее развитие личности» рассматривается в культурологическом контексте — как «культурное саморазвитие человека», «процесс саморазвития индивида, осваивающего главное дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре»59.
Если при теоретико-ретроспективном подходе исследователь может применять современные термины и понятия, показывая, какие их составляющие имели место в прошлом, то при историко-контекстном подходе перед исследователем стоит задача выявления содержания используемых автором терминов. Скажем, в рамках теоретико-ретроспективного подхода к наследию святителя Феофана вполне уместно говорить о разработке им вопросов физического воспитания, а при историко-контекстном подходе исследователь обязан отметить, что святитель не употреблял распространенный в его время термин «физическое воспитание»60, а использовал термины «воспитание тела» или «образование тела»61. И данный факт потребует от исследователя объяснения, почему святителю было недостаточно существовавшей в его время педагогической терминологии, с которой он был, безусловно, знаком62. Возможно, что созданием собственных терминов он хотел показать отличие своего представления о физическом воспитании от того, которое было в педагогической литературе его времени.
Наконец, необходимо сказать и о том, что зачастую именно историко-контекстный подход с беспристрастным изложением воззрений церковного автора в контексте его эпохи открывает возможности для эффективного представления светской науке педагогической теории этого автора, тогда как теоретико-ретроспективный подход, в силу неизбежно присутствующей в нем мировоззренческой составляющей, зачастую вызывает неприятие церковного автора у атеистически настроенных ученых, что сужает возможности научного анализа его воззрений.
В заключение отметим, что теоретико-ретроспективный и историко-контекстный подходы являются взаимодополняющими и одинаково важными в научном отношении, однако, приступая к изучению педагогических текстов прошлого, исследователь должен отдавать себе отчет в том, какую работу он
58 Юркевич. Указ. соч. С. 175.
59 Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 176.
60 Новиков. Указ. соч. С. 423; Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитания // О смысле слова «воспитания»: сочинения, письма, документы / Г. И. Смагина, сост. СПб., 2001. С. 124—125; Ястребцов. О системе наук... С. 9; Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. СПб, 1846. С. 2; Грум. Руководство к воспитанию. Т. 1. С. III; Оболенский Д. П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. М., 1841. С. 3; Стурдза А. С. Вера и ведение или рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. Одесса, 1833. С. 5.
61 Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 636.
62 В библиотеке свт. Феофана в затворе были «некоторые русские сочинения по истории и теории воспитания, между прочим и собственно христианского» [Колосов Н. А. Библиотека преосвященного Феофана. М., 1895. С. 5-6].
планирует писать — историческую или теоретическую, и потом строго следовать выбранному направлению и применяемой в нем методологии. И если при написании теоретической работы методология изучения наследия святых отцов имеет свои указанные выше особенности63, то в исторической работе, на наш взгляд, особых методологических приемов не требуется, и первостепенную важность приобретает использование всей совокупности методов, применяемых в исторических исследованиях в целом.
Ключевые слова: методология историко-педагогических исследований, святоотеческое педагогическое наследие, теоретико-ретроспективный подход, историко-практический подход, историко-контекстный подход, всеобщие принципы педагогической деятельности, педагогический потенциал Православия, педагогическая теория свт. Феофана Затворника, синергия, возрастная педагогика и психология, педагогическое мировоззрение, христианская педагогика.
Theoretical and historical issues
OF PATRISTIC PEDAGOGICAL WRITINGS (based on the pedagogical writings of St. Theophan the Recluse)
E. N. Nikulina
The article explores two different approaches towards pedagogical texts of the past, i.e. a theoretical retrospective one, which is aimed at solving present day problems with the help of the past generations' experiences, and a historical contextual one, which studies the texts of the past within the context of the contemporary epoch. Besides, a historical practical approach, aimed at using past ideas for the upbringing of the modern youth, is briefly described. The peculiarities of modern terminology in both theoretical retrospective and historical contextual approaches are explained. Some possible applications of these approaches to studying the pedagogical heritage of the Fathers of Church are shown in the article using the writings of Theophan the Recluse.
it is also shown in the article that using the theoretical retrospective approach in studying the pedagogical writings of the Fathers of Church allows revealing the basic principles of the Christian upbringing and the pedagogical potential of the Orthodoxy on the whole, as well as rethinking the problems of religious upbringing at present.
special attention is drawn to the academic potential of the historical contextual approach, which has almost never been used in studying the pedagogical writings of Russian Fathers of Church, and, according to the author's belief, is in great demand
63 Необходимость знания православной традиции и умение не привносить в текст назидательную составляющую, несмотря на благоговейное отношение к текстам в силу святости их авторов.
nowadays. Having analyzed the pedagogical writings of the late XVIII — mid XIX centuries, the author of the article shows that the historical contextual approach allows substantial widening of the present day comprehension of St Theophan the Recluse's pedagogy, of its presence in the pedagogical tradition of its time and its originality. The author assumes that it is the historical contextual approach that opens up possibilities for effective introduction of the religious teacher's views to the secular pedagogy. Whereas the theoretical retrospective approach causes the rejection of St. Theophan the Recluse's views by atheistic scholars and limits the academic analysis of his ideas.
Keywords: methodology of historic pedagogical studies, pedagogical heritage of the Fathers of Church, theoretical retrospective approach, historical practical approach, historical contextual approach, general principles of pedagogy, pedagogical potential of Orthodoxy, St Theophan the Recluse's pedagogical theory, synergy, age-related pedagogy and psychology, pedagogical world outlook, Christian pedagogy.
Список литературы
1. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
2. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. СПб, 1846.
3. Безрогов В. Г. Историография учебной литературы для начальной школы в XVI — начале XVII века // Проблемы современного образования. 2013. № 3.
4. Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети Крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 1. С. 26-39 и др.
5. Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976-1982. Т. 3. С. 55.
6. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII века / И. А. Соловков, сост. М., 1983.
7. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
8. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в XIX столетии // Христианское чтение. 1901. № 11. С. 721-764.
9. Важеркина И. В. Философско-педагогические идеи свт. Игнатия Брянчанинова в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010.
10. Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006.
11. Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006.
12. Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. СПб, 1855.
13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: В 3 т. СПб, 1843-1845.
14. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6. C. 55-67.
15. Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // О смысле слова «воспитание»: сочинения, письма, документы / Г. И. Смагина, сост. СПб., 2001. С. 120-127.
16. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.
17. Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 392-398.
18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 433-450 (1-я паг.).
19. Жураховская Т. Г. Развитие гуманистических основ образования в трудах отцов Русской Православной Церкви (до 1917 г.). Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.
20. Зайцева А. В. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского. Дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2004.
21. Западноевропейская и российская учебная литература XVI — начала ХХ в.: конфессиональный аспект. Сб. научн. ст. /Л. В. Мошкова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
22. Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник — образец православного педагога. Доклад на пленарном заседании секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». VI Феофановские чтения. Тамбов. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/caY3uI
23. Иванов А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2000.
24. Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.
25. Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике. Дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.
26. Колосов Н. А. Библиотека преосвященного Феофана. М., 1895.
27. Коржевский В., свящ. Христианское воспитание по учению свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/9W1KUZ
28. Корнетов Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования. М., 2012.
29. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
30. Нейгум П. М., диак. Воспитание нравственных ценностей у современной молодежи через приобщение к святоотеческому наследию святителя Феофана Затворника. Доклад на научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии 27-29 июня 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/6ruZ9h
31. Нейгум П. М., диак. Актуальность трудов святителя Феофана Затворника для решения проблем духовно-нравственного воспитания современного юношества: Доклад на секции «Богословское наследие святителя Феофана Затворника»."^ Феофановские чтения. Свято-Успенский Вышенский монастырь. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/XPrsNo
32. Новиков Н. И. О наставлении и воспитании детей // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. 417-506.
33. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Немейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
34. Оболенский Д. П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. М., 1841.
35. Павлова Е. Нравственный идеал девушки по книге святителя Феофана Затворника Вышенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в контексте духовных проблем современной молодежи. Доклад на секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» VI Феофановских чтений. Тамбов. [Электронный ресурс.] http://goo.gl/IR3f1I
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993.
37. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 94-112.
38. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
39. Степашко Л. А. Научный потенциал историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / Г. Б. Корнетов, ред.-сост. М., 2009.
40. Стурдза А. С. Вера и ведение или рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. Одесса, 1833.
41. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
42. Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениа-минова), митрополита Московского: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
43. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): Коллективная монография /Н. Б. Баранникова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
44. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. /
B. Я. Струминский, сост. М.-Л., 1948-1952. Т. 2. С. 42-68.
45. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л., 1948-1952. Т. 8-9.
46. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
47. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Правило веры, 2005.
48. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. в 8-ми выпусках. М., 2000.
49. Хохлова А. Б. Инновационно-эвристическое значение наследия свт. Феофана Затворника для развития современного российского образования. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.
50. Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30).
C. 100-109.
51. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1853.
52. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
53. Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.