Научная статья на тему 'Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника'

Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / METHODOLOGY OF HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / HISTORY OF RELIGIOUS EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

В статье рассмотрены возможности применения современных методологических подходов и методов историко-педагогических исследований для изучения наследия представителей православной педагогической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH OF HERITAGE OF CHURCH AUTHORS ON THE EXAMPLE OF ST. FEOFAN ZATVORNIK

In article possibilities of application of modern methodological approaches and methods of historical and pedagogical researches for studying of heritage of representatives of orthodox pedagogical tradition are considered.

Текст научной работы на тему «Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 2 (29). С. 84-88

Методология историко-педагогического

ИССЛЕДОВАНИЯ НАСЛЕДИЯ ЦЕРКОВНЫХ АВТОРОВ

на примере свт. Феофана Затворника Е. Н. Никулина

В статье рассмотрены возможности применения современных методологических подходов и методов историко-педагогических исследований для изучения наследия представителей православной педагогической традиции.

История религиозного образования и педагогической мысли является одним из новых и перспективных направлений историко-педагогических исследований. Научные работы в данном направлении представляют собой репрезентацию научно-педагогическому сообществу нового имени, теории или идей. Перед исследователем церковной педагогики стоит задача разъяснить педагогические идеи исследуемого автора не только в русле православной традиции, но и на языке современной педагогической науки, в рамках ее системы понятий. Чрезвычайно важно при этом избегать неуместного в научной работе нравоучительного тона. Решению этих задач способствует правильно подобранная методология исследования — принципы построения, формы и способы научно-познавательной деятельности1.

В методологии принято различать методологические подходы и собственно методы исследования. Методологический подход — это исследовательская установка по отношению к объекту исследования, подчиняющая себе логику понимания и опенки изучаемых фактов2.

В историко-педагогических исследованиях используется несколько методологических подходов, которые в совокупности позволяют адекватно проанализировать и оценить исследуемые идеи и явления. В советское время господствовал формационный подход., представляющий исторический процесс в виде смены формаций в результате классовой борьбы. Он приводил к искаженным оценкам идей ведущих педагогов прошлого, игнорированию целого ряда имен и педагогических учений, недооценке тех или иных явлений в истории педа-

1 Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002. С. 93.

2 Бобрышов С. В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. Ставрополь, 2006. С. 22.

Е. Н. Никулина. Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов...

гогики3. В конце XX в. была ясно осознана недостаточность данного подхода и началась выработка других исходных методологических установок. В настоящее время для историко-педагогических исследований предлагается целый ряд подходов: парадигмалъный и историко-цивилизационный, культурологический, аксиологический, личностно-биографический, региональный. Используются также общенаучные исторические подходы — историко-понятийный, сравнительноисторический и др. Для изучения педагогического наследия церковных авторов представляется целесообразным использование парадигмального и историкоцивилизационного, аксиологического, историко-понятийного и сравнительноисторического подходов.

Парадигмалъный и историко-цивилизационный подход (В. Г. Безрогов, М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов) рассматривает педагогические воззрения автора в контексте определенной педагогической парадигмы, характерной для той или иной цивилизации в данный исторический период. Парадигма — это «система ценностей, принятых педагогическим мышлением и задающих логику развития образования»4, стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач5. С парадигмой связаны культурно-воспитательный идеал, система педагогических ценностей и ориентиров, содержание образования и условия протекания учебно-воспитательного процесса6. Парадигмальный и историкоцивилизационный (парадигмально-цивилизационный) подход позволяет изучать наследие церковных авторов не абстрактно, а как явление в рамках конкретной педагогической парадигмы — православной традиции, способствует выявлению ее отличий от другой парадигмы — гуманистической, основанной на принципе антропоцентризма.

Аксиологический подход (3. И. Равкин, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин) акцентирует внимание на изучении педагогической концепции того или иного автора в контексте базовых образовательных ценностей, характерных для того или иного исторического периода (в данном случае — ценностей православной традиции воспитания).

При изучении наследия церковных авторов парадигмально-цивилиза-ционный и аксиологический подходы помогают исследователю избежать узости мышления и тенденции абсолютизировать описываемую им традицию воспитания. Исследователь представляет научному сообществу взгляды церковного автора как сформировавшиеся в рамках определенной парадигмы и потому может более свободно (и как бы отстраненно) говорить о ее концептуальных установках и ценностях.

Так, говоря о свт. Феофане как представителе церковной педагогики — квинтэссенции православной традиции воспитания, исследователь может сформули-

3Копыл А. Н. О методологических основаниях истории педагогики и образования // Педагогика. 2007. № 8. С. 99.

4Там же. С. 100.

5 Цит. по: Бондаревская Е. В., Кулъневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических тео-рияхисистемахвоспитания. Ростов-н/Д, 1999. С. 216; Котова И. Б, ШияновЕ. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д, 1997. С. 7.

6Копыл А. Н. О методологических основаниях истории педагогики и образования // Педагогика. 2007. № 8. С. 100.

ровать коренные принципы, лежащие в ее основе: креационизм в вопросе происхождения человека и восприятие его как образа Божия, поврежденного грехопадением; трактовка конечной цели воспитания в контексте спасения; идея синергии воспитателя и Бога, связанная с осознанием педагогом ограниченности своих чисто педагогических возможностей и др. Ценностные характеристики данной парадигмы, отраженные в наследии свт. Феофана, могут быть определены следующим образом: абсолютное (а не относительное) понятие о добре и зле; исполнение воли Божией как высшее благо для человека7; труд как служение (а не средство достижения успеха); гордость (самость) как основа всех пороков, смирение как достоинство человека, а не проявление его слабости и пр.

Понятийно-исторический подход предполагает анализ понятийного аппарата церковного педагога в историческом аспекте.

Методы исследования наследия церковных авторов, на наш взгляд, должны состоять из совокупности исторических, педагогического и богословского методов.

Из исторических методов представляются уместными синхронный и диахрон-ный методы, используемые в рамках оравнительно-исторического подхода. Синхронный метод — это анализ состояния системы в определенный момент времени, диахронный метод (от греч. «сквозь время») — анализ истории развития системы. При анализе наследия церковных авторов полезен также сравнительно-диахронный метод, способствовавший параллельному анализу церковной и светского направления педагогической мысли в их взаимопересечении и взаимовлиянии в исторической ретроспективе.

Синхронный метод («горизонтальный срез») позволяет правильно оценить, например, достаточно резкие отзывы свт. Феофана о «научности» в целом8, о конкретных науках — химии и медицине, о рационализме как болезни рассудка9 и др. Эти отзывы были вызваны верой в прогресс и научное знание, распространением вольномыслия и материалистических идей в 50—60-х гг. XX в.10 Свт. Феофан предполагал духовную опасность материализма и противостоял ей, но не отвергал научное знание как таковое11.

Методы синхронного анализа и сравнения позволяют раскрыть своеобразие учения церковного автора через сопоставление с аналогичным учением светского автора — его современника. Так, сравнение антропологической модели и педагогики свт. Феофана с педагогической антропологией К. Д. Ушинского12 позволяет выявить разные представления этих авторов о месте учения о поврежден-ности человеческой природы в теории воспитания. Ушинский признавал этот

7 Отметим, что трактовка человека как раба Божия вызывает негативные оценки у исследователей, стоящих на позиции гуманизма.

8 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000. С. 80.

9 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 329—330.

10 Данная проблема нашла свое отражение и в русской литературе, например в созданном И. С. Тургеневым образе Базарова, видевшего в лопухе на могиле итог жизни человека.

11 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000. С. 82.

12 Основное сочинение свт. Феофана, содержащее педагогические идеи, — «Путь ко спасению» (1868) вышло в свет одновременно с «Педагогической антропологией» К. Д. Ушинского (1867, 1869).

Е. Н. Никулина. Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов...

факт13, но не показывал, как он может быть учтен в воспитании, а у свт. Феофана вся педагогика нацелена на преодоление проявлений в ребенке поврежденной природы и восстановление всех его сил и способностей до целостного состояния в синергии педагогических усилий и благодати.

Сравнителъно-диахронный метод («вертикальный срез») полезен, например, для оценки положительного отзыва свт. Феофана о телесных наказаниях как крайнем, но допустимом средстве14. Следует отметить, что эти наказания были отменены в России в 1904 г., до этого времени они использовались в уголовноисполнительной системе, в армии, в школе. Против телесных наказаний боролся Н. И. Пирогов15, а К. Д. Уши некий допускал их возможность16. Поэтому отзыв святителя — это не проявление жестокости, а лишь реакция на существовавшую практику и стремление ее упорядочить.

Таким образом, указанные исторические методы позволяют увидеть упоминаемую у церковного автора проблему во всей полноте, в ее горизонтальном срезе и исторической ретроспективе.

Из педагогических методов в историко-педагогическом исследовании неприменимы методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, невозможна опытно-экспериментальная работа. Но возможно использование метода педагогической классификации и типологизации, позволяющего выразить идеи изучаемого автора на языке современной педагогики и в ее терминологии. Например, у свт. Феофана нет термина «возрастная педагогика и психология», однако предложенная им система воспитания от младенчества до юношества относится именно к этой области педагогического знания.

Идеи церковного педагога должны быть изложены в полном соответствии с той религиозной традицией, в рамках которой они сформировались, поэтому при исследовании необходим также богословский метод (соотнесение исследуемого материала с нормой религиозного сознания, зафиксированной в материальных носителях — Священном Писании, корпусе святоотеческих текстов, богослужебных традициях и др.)17. В педагогике свт. Феофана богословский метод необходим для разъяснения таких понятий, как, например, благодать, первородный грех и его последствия, смысл и значение Таинства Крещения.

В заключение следует сказать несколько слов о терминологии научноисследовательских работ по педагогике церковных авторов. На наш взгляд, своеобразие авторской лексики (например, выражений свт. Феофана «срастворение сознания с телом», «любоподражательность» ребенка, тело как «седалище страстей») целесообразно сохранять и вводить в текст научной работы с пояснением.

и Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л., 1948-1953. Т. 2. С. 347, 352-353.

14 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 658.

15 Пирогов Н. И. Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей? // Избранные педагогические сочинения. М., 1985. С. 102—107.

16 Ушинский К. Д. Внутреннее устройство северо-американских школ // Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л., 1948-1953. Т. 2. С. 219-220.

11 Польское К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 96.

Богословские термины желательно заменять на более понятные для светской аудитории.

Таким образом, благодаря правильно выбранной методологии исследователь может, сохраняя бережное отношение к источникам, показать ценность педагогического наследия церковного автора для современной педагогической науки, актуальность его идей и пути их использования в педагогической практике.

Ключевые слова: методология историко-педагогических исследований, история религиозного образования и педагогической мысли.

Methodology of historical-pedagogical research of

HERITAGE OF CHURCH AUTHORS ON THE EXAMPLE

of St. Feofan Zatvornik E. Nikulina

In article possibilities of application of modern methodological approaches and methods of historical and pedagogical researches for studying of heritage of representatives of orthodox pedagogical tradition are considered.

Keywords: Methodology of historical-pedagogical research, history of religious education and pedagogical thought.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.