ИССЛЕДОВАНИЯ
•БОГОСЛОВИЕ
УДК 25.257
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10104
Священник Роман Ткачёв
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В ДУХОВНОЙ ШКОЛЕ В ТРУДАХ СВТ. ФЕОФАНА ЭАТВОРНИКА
Аннотация. В статье анализируются основные принципы, на которых свт. Феофан Затворник предлагает выстраивать воспитательный элемент в духовных школах. На базе широкого круга источников, включающего в себя неопубликованные и опубликованные труды свт. Феофана, автор реконструирует точку зрения святителя на основы воспитания в духовных учебных заведениях. Исходя из единственной, по мнению святого, цели — воспитания праведных священнослужителей, выделены средства ее достижения. Основной смысл размышлений свт. Феофана сводится к организации в семинариях и академиях особого строя жизни, который лучше всего способствовал бы совершенствованию студента как христианина. Для этого святитель предлагает как можно более активно привлекать воспитанников к богослужению. Значительная роль отводится им личности воспитателей, главная задача которых — благотворно воздействовать на воспитуемых собственным примером. Даже процесс получения знаний в этом смысле подчинен воспитательным целям и направлен на укоренение студента в истинах христианской веры.
Ключевые слова: свт. феофан Затворник, воспитание, духовные семинарии, реформа духовной школы, православное образование.
© священник Роман Ткачёв, 2019
69
Цитирование. Ткачёв Р. П., свящ. Основы воспитания в духовной школе в трудах свт. Феофана Затворника // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1 (25). С. 69-86. Б01: 10.24411/2224-53912019-10104
Обширное письменное наследие свт. Феофана Затворника адресовано самому широкому кругу читателей. Рассуждения об аскетике или разъяснения смысла отрывков Библии, написанные святителем, будут интересны любому человеку вне зависимости от образовательного уровня. Причина этого проста — произведения свт. Феофана должны настроить человека на правильный душевный лад, показать перспективу личного спасения, а это универсальные темы, интересные любому христианину. Только одна группа текстов Вышенского Затворника имеет сугубо специальное назначение, а потому до сих пор не опубликована и малоизучена. Речь идет о рассуждениях святителя на тему современного ему духовного образования.
Как человек, жизнь которого более 20 лет была связана с духовными образовательными учреждениями, свт. Феофан составил свое представление об улучшении воспитания будущих священнослужителей. Источники, из которых можно почерпнуть сведения о представлениях святителя по вопросу преобразования духовных училищ, семинарий и академий, отличаются разнообразием. Во-первых, это аскетические сочинения, адресованные любому христианину. В них изложены общие сведения о христианской нравственности, которые полезны всем, в том числе и студентам духовной школы. Более того, знаменитый «Путь ко спасению» и вырос из академических лекций святителя по нравственному богословию. Во-вторых, сведения из жизни самого Вышенского Затворника, повествующие о его действиях на различных учебно-воспитательных постах. Наконец, третья группа источников — неопубликованные отзывы и комментарии свт. Феофана на проекты по реформе духовной школы. Последние документы особенно интересны, поскольку они писались святителем уже по окончании его педагогической деятельности, когда взгляды его на образование, надо думать, приобрели завершенность и стройность. В связи с подготовкой введения очередного устава епархиальные преосвященные, в том числе и свт. Феофан (Говоров), приглашались дать отзывы на его проект. Именно исполняя служебную обязанность, тамбовский епископ изложил некоторые свои взгляды на устройство духовного образования в виде записок, отзывов и комментариев.
В данной статье будет рассмотрена только одна сторона устройства духовной школы, как ее видел свт. Феофан, — организация воспитания семинаристов. В определении позиции святителя по этому вопросу, как и по другим, связанным с духовным образованием, существует несколько проблем. В первую очередь это предельная сжатость в изложении свт. Феофаном своих мыслей. Иногда предложения носят конспективный характер: дается тезис, без разъяснения или примеров. С другой стороны, точка зрения святителя в разных текстах иногда отличается до противоположности — следовательно, возникает необходимость объяснения такого положения вещей.
В деле изменения порядка в духовной школе святитель исходил из цели церковного образования. Для свт. Феофана цель воспитания в семинариях довольно четко сформулирована: «Считается нужным обратить внимание на некоторые пункты, как относительно наук преподаваемых, так и вообще относительно воспитания духовного юношества, в видах улучшения сего воспитания и направления его к главной цели — приготовлению достойных пастырей (курсив мой. — с. р. т.)»1. Для святого именно пастыри должны быть конечной и главной целью существования духовных школ в Русской Церкви.
Представления свт. Феофана Затворника о воспитании будущих пастырей тесным образом связаны с его общим педагогическим подходом, представлением о человеке и духовной жизни. Так, для свт. Феофана Затворника негласная, но одна из самых важных целей воспитания будущих пастырей — формирование духа благочестия и пастырской ревности. Для святителя сама научность даже в стенах духовной школы не является главной и первостепенной, о чем в его трудах имеется следующее свидетельство: «Обучение наукам в духовных училищах пусть довольно удовлетворительно. Но при сем все почти внимание обращается на умственное образование, воспитание же в них духа благочестия и ревности пастырской предоставляется почти вполне самим воспитываемым или течению обстоятельств. Таковы отчасти устройство и порядок самого воспитания»2. Заметим, что данная мысль является приложением общего принципа к конкретной ситуации, а именно тезис о том, что на-
1 Записка о духовых школах // Архив Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне (далее — АРПМА). Оп. 24 (Ф. свт. Феофана (Говорова)). Д. 39. Ед. хр. 4009. Л. 1.
2 Там же. Л. 9.
учность является второстепенной задачей, мы находим в его произведении «Путь ко спасению», где святитель, рассуждая о воспитании в общих чертах, связанных с христианских подходом, пишет: «...а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства»3. С другой стороны, формирование благочестия и ревности пастырской предлагается вынести на первый план и сделать главной задачей. Научность, то есть формирование ума, невозможно ставить на первое место, потому что это приводит к охлаждению в духовной жизни, охлаждению ревности жизни во Христе. Данное утверждение тесно связано с пониманием свт. Феофаном отрывка из Послания апостола Павла к Коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор 13. 2). Таким образом, образование влияет большей частью на ум, а главным в системе воззрений свт. Феофана на человека является сердце: оно встречается с Богом, на него надо влиять и его надо воспитывать. При этом справедливым будет отметить, что святитель не отвергает образования ума и научность, а лишь говорит, что не они должны быть основной заботой в духовной школе.
В записке о духовных училищах свт. Феофан также подчеркивает, что благочестие — лучший результат пребывания в духовной школе: «. для духовных воспитанников более нужнее благочестие и страх Божий, нежели ученость»4. Благочестие и ревность как цель воспитания в духовных школах тесно связаны между собой. Благочестие есть плод христианской ревности. Что святитель понимает под ревностью вообще и пастырской ревностью в частности? На данный вопрос мы находим ответ в трудах Вы-шенского Затворника, в его учении о ревности и пастырском призвании.
3 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики) // Полное собрание сочинений святителя Феофана Затворника Вышенского. URL: http://theophani-ca.ru/books/?book=tom11# (дата обращения: 25.12.2017).
4 Записка о духовых школах. Л. 9.
По мысли свт. Феофана, ревность — «она есть тот "огнь", который Господь пришел "воврещи" на земле (Лк 12. 49) <...> Ибо хотя Дух сей есть Дух благодатный, но присутствие Его в нас свидетельствуется горением духовной ревности, и погашается Он, когда гаснет сия ревность (Рим 12. 11) <...> Тщание и неленостность есть самая ревность; горение духом есть свидетельство ее присутствия и действенности. Это — семя жизни и, вместе, сила жизненная. Она есть плод сочетания благодати с свободою. Человек всецело предает себя Божию водительству»5. Ревность — это горение сердца, при котором сердце выделяет энергию и силу, с ее помощью верующий христиан творит волю Божию. Ревность, по мысли свт. Феофана, есть основа духовной жизни, так что без нее и духовной жизни нет. Таким образом, воспитание в духовной школе у юноши ревности имеет, если можно так выразиться, уклон в пастырское служение. Возбудить у будущего священника желание ревновать о спасении пасомых, то есть ревность христианскую направить на священ-нослужение, есть главная задача воспитательной и учебной работы в духовной школе, так как без этой ревности не будет и доброго пастырства.
Не отвергая богословие как науку, святитель предлагает дать ей свое место в воспитании будущих пастырей. Истина, открытая Богом, является предметом изучения богословской науки, и самая эта истина имеет влияние на сердце человека, она способна возгревать ревность жизни по воле Божьей, а неправильное отношение к этим предметам становится, говоря словами святителя, «холодилом для души»6. Отсюда практическая задача богословской науки — сформировать христианское мировоззрение у воспитанников, то есть дать точные истины для ума, сделать их истинами человеческого разума, способствовать воспитанию сердца, сформировать умение возгревать и хранить в себе пастырскую ревность, воспитать волю, влияя на нее через здравые понятия и энергию сердца, направляя на дело богопочитания и благочестия. Данный принцип подробно изложен святителем в произведении «Путь ко спасению».
Феофан Затворник в своих произведениях многократно повторяет мысль касательно и всей земной жизни, и воспитания, что самое «глав-
5 феофан Затворник, свт. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики).
6 феофан Затворник, свт. Собрание писем в 8 частях. Ч. 3. № 277 // Библиотека «Святоотеческое наследие». URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma3/txt03. html (дата обращения: 08.03.2014).
ное — решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть — добре»7. При этом центром жизни будущего пастыря, тем, вокруг чего все строится, должно быть богослужение. Отсюда важная задача духовной школы — научить человека молитве и любви к богослужению. О проблеме, связанной с данным вопросом, свт. Феофан пишет так: «Все время училищное посвящается преимущественно школе, и воспитываемый о том только и заботится, чтоб оказаться успешным учеником. На молитву и богослужение уделяется малая частичка времени и та возмущается заботой об уроках, увеличиваемых обычно на те дни воскресные и праздничные. Оттого оканчивающие курс бывают холодны к Церкви Божией; она для них чуждая область, жить в которой они находят для себя весьма стеснительным. Между тем поприще их служения есть исключительно Церковь. Вступая на него, они должны или перевоспитывать себя, или исправлять свое дело без участия сердца, как ремесло и средство к жизни»8. Из данного утверждения видно, что перемена приоритетов, то есть подмена богослужения теоретическим обучением, приводит к тому, что учеба, занимая большую часть внимания и переживания воспитанника, становится не на свое место, отодвигает богослужение из центра его жизни. В конечном итоге, богослужение, которое должно быть главным предметом служения будущих пастырей, становится «чуждым элементом» жизни молодого человека, неким утяжелением условий его жизни. Отсутствие богослужения в центре жизни семинариста приводит к формированию отношения к богослужению как к профессии, а не призванию, месту заработка, а не встречи с Богом, происходит охлаждение, то есть угасание ревности и христианской, и пастырской.
Решение данной проблемы, по мысли святителя, может быть только одно — строить жизнь студентов вокруг богослужения и молитвы. Общение с Богом сделать главным предметом внимания воспитанников. Отсюда главный навык, который должен быть у выпускника, — это навык к молитве. Свт. Феофан уверен, что постоянное участие студентов в богослужении, совмещенное с руководством к молитве, непременно приведет к формированию самых положительных качеств у будущих
7 Феофан Затворник, свт. Собрание писем в 8 частях. Ч. 2. № 340 // Сайт «Pagez.ru». URL: http://pagez.ru/olb/feofan1/0211.php (дата обращения: 23.02.2014).
8 Записка о духовых школах. Л. 9.
пастырей и, может быть, самое важное — расставит внутренние приоритеты у самих студентов. Святитель писал, что хорошо было бы, если бы студенты посещали службы утром и вечером: «.чтоб они непременно бывали в церкви каждый день — на утрени, Литургии и вечерне. Таким частым хождением в церковь Божию дух благочестия и любовь к церкви и молитве при руководстве будет раскрываться и поддерживаться. для духовных воспитанников более нужнее благочестие и страх Божий, нежели ученость»9. Святитель пишет о некой практике наставления воспитанников перед богослужением, смысл ее заключался в следующем: каждый воскресный день перед литургией в храме или в семинарских классах всем ученикам предлагалась катехизическая беседа или беседа на дневные Евангелия и Апостол; эти беседы должны были проводить наставники или даже ученики высшего отделения, способные справиться с такой задачей10. Понимание и доведение до сердца — два основных принципа в работе с информацией у свт. Феофана. Если нет на сердце, то и Богу это не угодно.
Говоря об участии в богослужениях воспитанников, святитель отмечает важное условие — это необходимость участвовать в таинствах Покаяния и Евхаристии, так как залог духовного возрастания для тех, кто ищет его, «чтоб духовные воспитанники непременно очищали совесть свою и приобщались Святых Таин. Это лучшее средство к преуспеянию в христианской жизни, столько обязательной для духовных лиц»11. Данная мысль имеет свою параллель в учении свт. Феофана Затворника об усвоении богооткровенных истин не только через осмысление, но и через погружение их в глубины сердца благодатью церковных таинств12.
Забота о развитии у воспитанников любви к молитве и храму святителем предлагалась через два направления: первое — собственное благоговейное церковное богослужение и участие воспитанников в пении и чтении за богослужением13. О святителе известно, что еще в Киеве «Феофан заботился не о временном только благополучии <учащихся>,
9 Записка о духовых школах. Л. 9.
10 См.: Там же. Л. 7.
11 Там же. Л. 9.
12 феофан Затворник, свт. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики).
13 См.: Приготовление к затвору и затворническая жизнь преосвященного Феофана // Душеполезное чтение. 1894. Ч. 1. С. 523.
но и о вечном их счастье: стремясь сделать из детей истинных христиан, он особенно старался о развитии любви их к молитве и церковному богослужению»14. Во время его ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии посещение студентами служб было обязательным, «в храме они стояли как в карауле — рядами, старшие справа, младшие слева. Похоже, ректор еп. Феофан особо заботился, чтобы воспитанники не только жили, ели и учились вместе, но и молились вместе, что в тот период было далеко не общей практикой, раньше окончания литургии по воскресениям никому нельзя было выходить в город, даже если они намеревались проследовать к родственникам»15. В «Мнении о преобразовании» святитель писал, что правильней всего «в академиях, семинариях и училищах службы отправлять ежедневно, наставники, которые д<олжны> б<ыть> священного сана. Потом читают по очереди воспитанники. а прочим посещать»16. Также Вышенский Затворник предлагал вместо обычных молитв на сон читать воспитанникам повечерие17.
Большую роль в постановке воспитания должен был играть правильный подбор воспитательских кадров — «и в училищах пусть будут из Академий, по крайней мере ректор и инспектор»18. Академия в идеале все-таки должна снабжать училище кадрами; на замечание автора «Обзора свода мнений»: «.необходимость увеличения числа воспитанников в Академиях, для замещения наставнических должностей в училищах» — свт. Феофан делает комментарий: «(наставнические должности. — с. р. т.) в количестве сравнять их с семинарскими»19.
Относительно кадрового вопроса, кроме идеального представления о воспитателе, есть еще два замечания. Первое связано с мнение автора «Обзора.»: «Из академий наставники большей частью не много лучше своих воспитанников знающие порученные им предметы уче-
14 крутиков и. А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1899. С. 29.
15 См.: Полисадов Г. а. Из воспоминаний о времени пребывания моего в С.-Петербургской духовной академии (1857-1861 гг.). СПб.: типография М. Меркушева, 1912. С. 2.
16 Мнение о преобразованиях семинарий ректора Тамбовской семинарии архимандрита Серафима, с комментариями святителя Феофана Затворника // АРПМА. Ю33313. Л. 60 об.
17 Там же. Л. 62 об.
18 Там же. Л. 48.
19 Обзор свода мнений о духовных училищах // АРПМА. Ю33313. Л. 3-3 об.
ния», — свт. Феофан комментирует: «Оставил бы в Академии наставников — первый курс пусть будут адъюнкты, [которые] подготовляются ко преподаванию наук»20. То есть подготовка кадров для воспитания — это также цель духовной школы. Святитель категорически выступает против преподавателей, закончивших университеты: «Ни под каким видом. Своих уже много с проломленными головами, а если еще и эта случится напасть — что будет?»21
Будучи сам очень активным при личном контакте со студентами, свт. Феофан ставил влияние педагога в деле воспитания очень высоко. Передача живого опыта и возможность для наставника быть примером — чрезвычайно важные элементы воспитания, с точки зрения Вышенского Затворника. Влияние на воспитуемого со стороны учителя прослеживается во многих мыслях святого. От личности наставника свт. Феофан более всего ожидал активности и личностной целостности. Первое подразумевает такую преданность делу воспитания, чтобы посвящать ему огромное количество времени своей жизни. Что до личностной целостности, то это набор таких характеристик человека, чтобы повседневное нахождение рядом с ним «заражало» окружающих желанием следовать тому же пути, в данном случае — пути христианина. Этот набор широк, но если попытаться как-то обрисовать обладателя таких качеств, то получится скорее икона, нежели портрет.
Важной составляющей воспитательного процесса являются правильно выстроенные отношения между администрацией и воспитанниками. Одной из существовавших тогда проблем, над которой трудились современники святителя, было равнодушное и пренебрежительное отношение старших к младшим. Автор «Обзора свода мнений» пишет: «Настоящее суровое, холодное и надменное обращение воспитателей с воспитанниками сильно вредит успехам воспитания в духовных училищах». Святитель Феофан, соглашаясь с данным посылом, комментирует, что такое положение дел «.не везде. давно исправляется»22. При этом святитель придерживается довольно строгих правил жизни в духовной школе. Так, Полисадов отмечал, что порядки при о. Феофане были очень строгие, дисциплинарные меры довольно жесткие, касательно на-
20 Обзор свода мнений о духовных училищах. Л. 2.
21 Там же. Л. 3.
22 Там же. Л. 15.
рушителей дисциплины и благочестия23. При этом святитель всегда подчеркивал, что строгость должна быть растворена отеческой любовью и заботой о воспитанниках. Сам свт. Феофан, будучи ректором СПбДА, посчитал важным заступиться перед священноначалием за студентов, которые стали серьезными нарушителями дисциплины, так что святитель со слезами на коленях просил у митрополита пощады за согрешивших учеников. При этом в произведении «Путь ко спасению», рассматривая проблемы переходного возраста, святитель говорит о строгих правилах и довольно жестких руководителях.
В своих приемах воздействия на воспитанников свт. Феофан в основание полагал не только строгость, но и совестность, надеясь, что желание быть порядочными в глазах близких людей будет хорошим заделом или основанием для благопристойного поведения в духовной школе. Святитель прибегал к напоминанию воспитанникам о родителях и говорил, что «хорошее их поведение и успехи в науках доставят родителям радость и веселие, а плохое поведение и леность — скорбь и слезы отцу и матери»24. Свт. Феофан вслед за автором «Обзора свода мнений» предлагал установить порядок в духовной школе, при котором родители воспитанника знали бы о его оценках, поведении, прогулах и др.25 Признавая колоссальное влияние родителей на детей, свт. Феофан на предложение не отпускать на каникулы к родителям воспитанников, известных своим «неодобрительным поведением», предлагает: «Посылать в благочестивые семейства»26.
Главной опасностью для воспитанников, по мысли святителя, было заражение духом времени или, по другому сказать, восприятием в своей системе ценностей и стремлений категории грехолюбивого мира, ищущего земного удовольствия, а не небесного чертога27. Причина попадания духа времени в воспитанников — слабый надзор за студентами со стороны администрации и, собственно, проживание студентов за пределами духовной школы, что приводило к упадку нравственности в
23 Полисадов Г. А. Из воспоминаний о времени пребывания моего в С.-Петербургской духовной академии (1857-1861 гг.). С. 3.
24 крутиков и. А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. С. 29.
25 Обзор свода мнений о духовных училищах // АРПМА. Ю33313. Л. 9 об.
26 Там же. Л. 9.
27 крутиков и. А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. С. 75.
среде учащихся. Свт. Феофан так писал об этом: «Воспитанники семинарий и училищ (исключая немногих) живут по квартирам. Это делает совершенно невозможным надлежащий за ними надзор начальства; а между тем свойства хозяев и соседов, обычаи городские, удобства к жизни по своей воле и желаниям, даже детей благонастроенных в домах родителей соблазняют и увлекают к недобрым делам; а о тех, кои послабее, и говорить нечего. Оттого немалое число учащихся в семинарии незаметно для начальства приобретают несвойственные духовному сану навыки, с которыми потом поступают на места»28. Способ решения данной проблемы свт. Феофан предлагал такой: «Соединить воспитанников, рассеянных по городским квартирам, в одно место и под один надзор»29. Во время ректорства в СПбДА (мера, впрочем, была наследована от ректора еп. Макария (Булгакова)) воспитанников выпускали в город только дважды в неделю (четверг и воскресение). При выходе давался особый документ — «отпускной билет». Возвратиться студент должен был не позднее 9 часов, а вернувшись, лично предстать пред инспектором и вернуть выданный отпускной билет. В воскресенье раньше конца службы никто не уходил30.
Интересным способом воспитания являлось перемещение акцентов с внешнего поведения на сердечное воспитание, то есть на воспитание сердца, для которого свт. Феофан признавал необходимость иметь особых типов наставников и совместное проживание семинаристов: «Затем, вместо старших из самих воспитанников, поручить комнатный надзор над учениками опытным старцам из монашествующих, вдовых священников и из мирян, которых дело будет состоять не в том только, чтоб остепенять внешнее поведение воспитанников, но в том наиболее, чтоб действовать на сердечные их расположения. Это будут по преимуществу нравственные педагоги»31. Воспитание сердца в трудах святителя занимает чуть ли не первое место, так как сердце — фокус человеческой личности.
Свт. Феофан считал, что внешние вещи, наполненные духовным смыслом, могут и должны выполнять роль некоего духовного возбудите-
28 Записка о духовых школах. Л. 9.
29 Там же. Л. 9-10.
30 Полисадов Г. а. Из воспоминаний о времени пребывания моего в С.-Петербургской духовной академии (1857-1861 гг.). С. 3.
31 Записка о духовых школах. Л. 10.
ля или напоминания важных духовных истин, эту мысль он очень четко излагает в своем произведении «Путь ко спасению». Основываясь на данном принципе, он предлагал ввести для студентов духовных школ нечто похожее на одежду и головные уборы священнослужителей для создания соответствующего духовного настроя у студентов: «К такому порядку применить и самую одежду воспитанников, и вместо светской настоящей одежды ввести одежду, близкую к той, какую они должны будут носить в духовном сане (например, подрясник, полурясок и малую греческую камилавку). Такая перемена одежды будет остепенять воспитанников и предотвращать их от многих соблазнов и увлечений. [Греческое богословское училище в Константинополе, в Халки послужит нам образцом при введении такого порядка]»32. Похожую мысль и комментарии святителя к ней мы встречаем в «Обзоре свода мнений». Так, один из сотрудников свт. Феофана писал: «Верхнее одеяние воспитанников семинарий и духовных академий может быть похожее на полуряску из сукна черного цвета, с воротником, например, из сукна голубого цвета (комментарий свт. Феофана: «.непрестало <.> пусть из тафтяного сукна»), с кантиками того же цвета на рукавах (комментарий свт. Феофана: «не нужно»), а <.> подрясник, с обшлагами на рукавах из сукна голубого цвета; шапка может быть сшита наподобие камилавки (комментарий свт. Феофана: «греческой») из сукна черного цвета, вышиною около двух вершков, с околышком из сукна голубого цвета (комментарий свт. Феофана: «не нужно») и с кантиком вверху из сукна того же цвета. Одеяние студентов академии может быть отлично некоторыми особыми украшениями.»33
Следующим важным моментом в жизни духовной школы, по замечанию свт. Феофана Затворника, являются условия жизни воспитанников, а также место расположения самих школ: «.училища наши помещаются большей частью в населенных домах <...> при том близко от девиц <.> училища должны быть, по крайней мере на первый раз, в губернском городе <...> и в уездном городе»34. Необходимость некоторой удаленности духовных учебных заведений от центра кипения светской жизни для святителя является в некотором смысле принципиальной.
32 Записка о духовых школах. Л. 9.
33 Мнение о преобразованиях семинарий ректора Тамбовской семинарии архимандрита Серафима, с комментариями святителя Феофана Затворника. Л. 63.
34 Там же. Л. 31.
Отношение святого Феофана к бытовым условиям жизни студентов отчетливо видно в период его ректорства в Олонецкой духовной семинарии. Будущий Вышенский Затворник ходатайствует перед преосвященным Аркадием, уверяя его, что остро требуется улучшить быт семинаристов: закупить новое постельное белье, мебель, построить нормальные места для хранения запасной одежды, постельных принадлежностей и др., отреставрировать больницу, снять нормальное помещение для жизни студентов. Жизнеописатель святителя свидетельствует: «Отличаясь и сам особенной любовью к ученикам, архимандрит Феофан помимо их воспитания и образования всячески старался об улучшении их внешней жизни — об их здоровье, об улучшении одежды, окружающей обстановки»35.
Преосвященный Феофан также согласен с утверждением, что воспитанники должны жить не на квартирах в городе, а в общежитиях. Святитель допускает возможность обучения студентов на платной основе, но с определенными ограничениями по окончании обучения. Автор «Обзора свода мнений» писал: «В нравственном отношении — должны быть воспитанниками, жившими в общежитии». Тот же автор «Обзора. » выдвигает предложение позволять учиться в академиях своекоштным студентам36; комментарий свт. Феофана: «можно определить одну академию — для вольных, — без доверения им учительских мест по окончании курса»37. Под «вольными» подразумевались вольные слушатели — форма обучения, при которой каждый желающий мог посещать лекции (как правило, вольнослушателями определялись те, кто не был зачислен на очное обучение, или те, кому было необходимо получить более глубокие знания).
Забота, чтобы семинаристы жили под одной крышей, для администрации духовной школы была попечением о нравственном облике будущих пастырей, практика жизни по квартирам имела негативный характер и касалась в основном своекоштных воспитанников. Поэтому свт. Феофан выступал за соединение воспитанников, рассеянных по
35 ключарев а. с. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность (1815-1894). Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. С. 649-650.
36 Студенты, полностью оплачивающие свое обучение. Аналог современного обучения на платной основе или коммерческого обучения.
37 Обзор свода мнений о духовных училищах // АРПМА. Ю33313. Л. 3 об.
городским квартирам, в одно место и под один надзор. Решить такую задачу было возможно только за счет постройки особых корпусов при семинариях; до этого, предлагает святитель, необходимо поместить всех воспитанников в один съемный дом: «...до того же времени вменить в обязанность семинарским начальствам с помощью епархиальных преосвященных приискивать в городе дома, достаточные для вмещения всех квартирных воспитанников, нанимать их и учреждать в них содержание их. Той же суммы, какую родители расходуют на содержание детей в квартирах, будет достаточно и для содержания их в особом доме. Если встретится недостаток, можно обещать пособие на наем дома из духовно-учебных капиталов»38.
Составным элементом воспитания, по мысли свт. Феофана, становится также правильно организованный досуг. С учетом того, что любую праздность святитель считал греховной или, по крайней мере, располагающей к греху самой по себе, основу досуга, по его мысли, должно составлять некое «рукоделие», творческая работа, которая, удовлетворяя потребности душевной и телесной природы, доставляла бы человеку отдохновение и восполнение сил. Святитель писал: «Как при таком образе обучения будет оставаться у них довольно домашнего времени, то обязывать их заниматься рукоделиями, кто к какому способен — рисованием, столярством, токарством, портняжеством и проч.»39 Например, святитель, преследуя именно эти цели, сам выступил за введение иконописи в Олонецкой духовной семинарии. Но также надо отметить, что было еще и второе условие, подталкивавшее на такое решение. Дело в том, что в Петрозаводской епархии жило много раскольников, а православных иконописцев мало, следовательно, существовала практика заказывать иконы у старообрядцев. Обучение собственных иконописцев позволило бы православным избавиться от необходимости обращаться к мастерам-старообрядцам. В одном из своих писем архиепископу Аркадию (Федорову), епархиальному архиерею, святитель так писал об этом: «Не худо бы ввести иконописание при нашей семинарии. Этим пресеклась бы необходимость обращаться иногда за иконами к раскольническим иконописцам»40.
38 Записка о духовых школах. Л. 9-10.
39 Там же. Л. 8.
40 Письмо свт. Феофана Затворника к епископу Аркадию. Цит. по: Летопись жизни и
Поэтому помимо обычных занятий Вышенский затворник, в связи со своим убеждением, что необходимо оставлять воспитаннику как можно меньше свободного времени, во время своего ректорства в Олонецкой семинарии учредил факультативные занятия. Занятия эти, с одной стороны, должны были помочь организовать досуг семинариста, с другой, — дать ему нечто полезное для будущего служения. Такими факультативами стали класс по изучению карельского языка и кружок иконописания. Организовав кружок, святитель сам и преподавал в нем41 тому, чему научился в Палестине. Поскольку для студентов занятия носили характер хобби, серьезных требований к ним не предъявлялось. Основной навык, который ректор старался развить в членах кружка, был навык копирования: «навык исправно копировать есть основа в сем искусстве»42. Когда один из студентов старшего отделения стал показывать хорошие результаты в копировании, свт. Феофан поставил его в качестве своего заместителя.
Таким образом, занятие иконописанием, с одной стороны, не требовало почти никаких затрат от начальства духовной школы, но приносило ощутимые выгоды: студенты занимались делом в свободное время, получали полезные навыки, позитивно взаимодействовали друг с другом.
Что касается карельского класса, то здесь проявилось стремление свт. Феофана направить любое обучение в практическое русло. В Олонецкой епархии в XIX в. по-прежнему оставались не знавшие русского языка местные народы, исповедовавшие, ко всему прочему, язычество. Поэтому знание местного языка священнослужителями способствовало бы распространению православия среди населения. Святитель организовал уроки по изучению карельского языка в последних классах семинарии. В качестве преподавателей выступали знатоки наречия из числа как преподавателей, так и студентов. Целью организации изучения языка была еще переводческая деятельность. О плодах этого начинания свт. Феофана ничего определенного, к сожалению, сказать нельзя: святитель слишком мало пробыл ректором, чтобы увидеть какие-то
творений святителя Феофана, затворника Вышенского. 1815-1896: в 5 т. Т. 1. М.: Издательство Московской Патриархии; Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2016. С. 544.
41 См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, затворника Вышенского. 1815-1896. С. 527.
42 Цит. по: Там же. С. 557.
заметные результаты; проследить же дальнейшее развитие обучения в карельском классе в исследовательской литературе не представляется возможным из-за отсутствия публикаций по этой теме.
Подводя итог анализу представлений свт. Феофана (Говорова) об учебном процессе в духовной школе, следует отметить несколько ее важных черт. Во-первых, взгляды святителя хотя и претендуют на всеобъемлемость, все же остаются не до конца прописанными. Некоторые направления автор успел лишь наметить, не решив существовавших противоречий. Во-вторых, свт. Феофан настаивал: главной целью духовного образования должна быть реализация интересов Церкви в воспитании священнослужителей. Остальные задачи можно было претворять в жизнь по возможности.
Основная цель воспитания для свт. Феофана — образование священника, обладающего ревностью по Боге. Для этого первым средством служат богослужение и привитие любви к молитве. Для возгревания ревности человеку в первую очередь нужно мистическое переживание, связанное с участием в таинствах. С другой стороны, некий опыт, в том числе и богообщения, по мысли святителя, воспитаннику мог передать хороший наставник. Таким образом, и в храме, и вне его будущего пастыря должно было сопровождать чувство близости Бога. Чтобы сохранить эту атмосферу, свт. Феофан практиковал минимизацию количества свободного времени у студентов, заменяя его совместными и полезными делами: культурными прогулками, кружками ремесел и т. п. Получение знаний также органично вписывалось в эту воспитательную систему, однако само по себе переставало быть самоцелью. Получение новой информации становилось инструментом воспитания, поскольку предполагались такой подбор и подача сведений, чтобы они способствовали лучшему укоренению будущего священника на избранном им пути.
Концепция воспитания, выработанная свт. Феофаном Затворником, отличается оригинальностью прежде всего из-за главного акцента в ней на духовном совершенствовании. В сущности, для святителя Феофана идеальный священник — прежде всего идеальный христианин, святой, вышедший на пастырское служение. Поэтому и все меры по воспитанию можно охарактеризовать как попытку в реалиях жизни духовных школ второй половины XIX в. создать условия для взращивания такого человека.
Сведения об авторе. Ткачёв Роман Павлович, священник — магистр богословия, и. о. ректора Воронежской духовной семинарии (г. Воронеж). E-mail: romanvoronez@inbox.ru
Список литературы
1. Архив Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Оп. 24 (Ф. свт. Феофана (Говорова)). Д. 39. Док. А004009; L033313.
2. ключарев А. с. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность (1815-1894). Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904.
3. крутиков и. а. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1899.
4. Летопись жизни и творений святителя Феофана, затворника Вышенского. 18151896: в 5 т. Т. 1. М.: Издательство Московской Патриархии; Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2016.
5. Полисадов Г. А. Из воспоминаний о времени пребывания моего в С.-Петербургской духовной академии (1857-1861 гг.). СПб.: типография М. Меркушева, 1912.
6. Приготовление к затвору и затворническая жизнь преосвященного Феофана // Душеполезное чтение. 1894. Ч. 1. С. 516-545.
7. феофан Затворник, свт. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики) // Полное собрание сочинений святителя Феофана, затворника Вышенского. URL: http://theophan-ica.ru/books/?book=tom11# (дата обращения: 25.12.2017).
8. феофан Затворник, свт. Собрание писем в 8 частях. Ч. 2 // Сайт «Pagez.ru». URL: http://pagez.ru/olb/feofan1/0211.php (дата обращения: 23.02.2014).
9. феофан Затворник, свт. Собрание писем в 8 частях. Ч. 3 // Библиотека «Святоотеческое наследие». URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma3/txt03.html (дата обращения: 08.03.2014).
Priest Roman Tkachev
THE FUNDAMENTALS OF EDUCATION IN A THEOLOGICAL SCHOOL IN THE WRITINGS OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE
Abstract. The article analyses the basic principles which St. Theophan the Recluse offered as an educational component of theological schools. The author reconstructs the Saint Bishop's standpoint on the fundamentals of education in theological schools, based on a variety of sources, including published and unpublished works of St. Theophan. The fulcrum is sorted out from the only objective, according to the Saint, that is to foster righteous clergy. The gist of St. Theophan's reflections comes down to the organization in seminaries and academies some special way of life that would help students perfect themselves as Christians. The Saint
Bishop suggests getting students involved in the Divine Service as much as possible. He assigns great importance to the personality of a teacher, whose major concern is to provide a positive impact on an educatee by their own example. Even the process of education is subordinated to the educational goals and directed to a student compliance with the Gospel truth.
Keywords: St. Theophan the Recluse, education, theological seminary, theological school reform, Orthodox education.
Citation. Tkachev R. P., Priest. Osnovy vospitaniia v dukhovnoi shkole v trudakh svt. Feof-ana Zatvornika [The Fundamentals of Education in a Theological School in the Writings of St. Theophan the Recluse]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 1 (25), pp. 69-86. DOI: 10.24411/2224-53912019-10104
About the author. Tkachev Roman Pavlovich, Priest — Master of Theology, Acting Rector of the Voronezh Theological Seminary. E-mail: romanvoronez@inbox.ru
References
1. Arkhiv Russkogo Panteleimonovskogo monastyria na Afone [Archive of the Russian St. Panteleimon Monastery on Mount Athos]. L. 24 (Stock of St. Theophan (Govorov)). Dos. 39: 4009; L033313.
2. Kliucharev A. S. Preosviashchennyi feofan Zatvornik i ego pastyrskaia deiatel'nost' (18151894) [Right Reverend Theophan the Recluse and His Activity as a Priest]. Kazan, 1904.
3. Krutikov I. A. Sviatitel' feofan Zatvornik i podvizhnik Vyshenskoi pustyni [Saint Theophan the Recluse and the Ascetic of the Vyshinskaya Pustyn]. Moscow, 1899.
4. Letopis' zhizni i tvorenii sviatitelia feofana, zatvornika Vyshenskogo. 1815-1896: v 5 t. T. 1 [Chronicle of Life and Writings of Saint Theophan, the Recluse Vyshinsky. 1815-1896: in 5 vols. Vol. 1]. Moscow, 2016.
5. Polisadov G. A. Iz vospominanii o vremeniprebyvaniia moego v S.-Peterburgskoi dukhovnoi akademii (1857-1861 gg.) [Some Memories of My Staying in the Saint Petersburg Theological Academy (1857-1861)]. Saint Petersburg, 1912.
6. Prigotovlenie k zatvoru i zatvornicheskaia zhizn' preosviashchennogo Feofana [Preparation of a Recluse and Secluded Life of Right Reverend Theofan]. Dushepoleznoe chtenie [Didactic Reading], 1894, part 1, pp. 516-545.
7. Feofan Zatvornik, svt. Put' ko spaseniiu (Kratkii ocherk asketiki) [The Way of Salvation (Short Essay on the Ascetecism)]. Available at: http://theophanica.ru/books/?book=tom11# (accessed: 25.12.2017).
8. Feofan Zatvornik, svt. Sobranie pisem v 8 chastiakh. Chast' 2 [Collection of Letters in 8 Parts. Part 2]. Available at: http://pagez.ru/olb/feofan1/0211.php (accessed: 23.02.2014).
9. Feofan Zatvornik, svt. Sobranie pisem v 8 chastiakh. Chast' 3 [Collection of Letters in 8 Parts. Part 3]. Available at: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma3/txt03. html (accessed: 08.03.2014).