Научная статья на тему 'Идеи'

Идеи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
210
41
Поделиться
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ / ФОЛЬКЛОР / СМЫСЛОВОЙ АКЦЕНТ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Давыдова Людмила Сергеевна

Цель статьи показать возможности простонародной сказки в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Жизнь на Севере Дальнего Востока, несмотря на ее суровость, дает обширный материал для познания действительности, эстетических переживаний и творческой деятельности. Целесообразность формирования у дошкольников опыта эмоционального восприятия природы родного края, прикладного и устного творчества коренного населения подтверждается исследованиями А.Н. Фроловой, Н.Г. Волобуевой, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой и других педагогов [1], [2], [3]. Народный фольклор, являясь идеально доступным для дошкольников носителем основных морально-этических моделей взаимодействия людей в экстремальных условиях знакомит с особенностями быта, культурой, обычаями разных народов, проживающих на одной территории. В произведениях самобытных авторов с изысканной точностью незамысловатого текста, уводящего слушателя в мир древности, просматривается глубокое понимание северной природы, почитание народных традиций. С самого раннего возраста в жизнь ребенка входят сказки. Необходимость их использования как образовательного материала в деле патриотического и толерантного воспитания юных граждан России всегда отмечалась в широких научных кругах. Обладая невероятно притягательной силой, простотой и выразительностью образов, обилием сравнений и повторений, они позволяют каждому малышу свободно размышлять и фантазировать на предложенную тему, в доступной для него сказочной форме постигать взрослый мир чувств и отношений. Формирование духовно-нравственных представлений, эталонов поведения в суровых условиях Севера посредством сказок, уже в дошкольном возрасте позволяет решать одновременно образовательные и воспитательные задачи. Кроме того, наше содействие пониманию смысловых акцентов сказок, легенд и мифов через иллюстрацию создает уникальные условия для активного включения детей в самостоятельную творческую деятельность (речевую, изобразительную, игровую, театрализованную и др.). Древние предания народов Крайнего Севера содержат обширный этнографический материал, в значительной своей части вполне надежный и точный. Насыщенные волшебством корякские, эвенские, чукотские сказки повествуют о путешествиях, чудесных превращениях людей и животных. Удивляют и одновременно восхищают необыкновенные сюжетные решения, приемы передачи национальной речи, чувство горячей любви к земле предков. Это ее легендарные Герои, замечательные своей силой и ловкостью, храбростью и находчивостью в полной мере соответствуют былинному идеалу совершенного человека и обладают качествами, которые всегда прививались детям с самого раннего детства. Из поколения в поколение народ бережно передавал молодежи не только свои знания, личный опыт, образцы поведения, но и даже речевые обороты. На очень понятном для детей языке в народных сказках открывается мир красоты и красок, добра и справедливости, формируется умение сострадать сказочным персонажам, понимать характер национальных героев, мотивы их радости и огорчения. Сохранением уникального менталитета эвенского народа сегодня успешно занимается член союза писателей РФ, народная сказительница Чина Моторова (Зинаида Самсоненко). В национальном кафтане и непременно с бубном, она не только рассказывает детям свои самые лучшие сказки, но и ведет с ними задушевную беседу: «Запомни, внучек, тебе это в жизни пригодится. Все, что нас окружает природа. Она наша мать, а мы ее дети. Человек должен поклоняться природе, почитать своих родителей, уважать стариков, соблюдать традиции своего народа…» [3]. В необычайно добрых повествованиях Чины злой человек перевоспитывается, обретает способность к сочувствию и осознанию ценности жизни в воспитании внуков, охотник безделью предпочитает жизнь полную труда и опасности. А три одинокие старушки просто не могут жить, чтобы ни о ком не заботиться: потчуют гостей, лечат приболевших, обогревают их и выслушивают. Что примечательно. В сказочных миниатюрах никто из героев не напрягается, покоряя Север. Все живут в душевном единении с природой и внутренним импульсом к творческому действию. И еще. Самой главной особенностью северного фольклора является описание тяжелого труда и умения извлекать из него радость. Обращение к сказкам народов Севера не случайно. Это не только простота и некоторая примитивность, где получают право голоса ручьи и реки, море и горы, а звери, и птицы пасут оленей, ловят рыбу, но и яркие примеры проявления самобытности и многообразия лучших национальных традиций. Характерной особенностью северного фольклора является насыщенность сюжетов подлинными бытовыми деталями, своеобразными взаимоотношениями людей с природой, друг с другом. Для русских детей сказки народов Севера, конечно, не совсем привычны: там особый язык, изобилие декоративных элементов на одежде и обуви сказочных героев. Можно даже обнаружить разные варианты одного и того же произведения, например, известная многим народам сказка о лисе и волке. Русская, ительменская или корякская версии аналогичны: положил Кутх лису на нарты, привязал ее кое-как и, поволок свою поклажу…. Стала лиса выброшенных с нарт гольцов есть…. Вдруг, подходит к ней серый волк…[2]. Несмотря на сходство сказки каждого народа все-таки по-своему оригинальны. В этом легко убедиться, если сопоставить чукотскую легенду «Ленивая птичка» и ненецкую «Айога», ительменскую сказку «Девочка и медведь» и русскую «Маша и медведь» и т.д. Сравнение сказок разных народов это только один из приемов решения нами актуальных вопросов сохранения национальных культур, в частности русской и малочисленных народов Крайнего Севера в условиях диалога. Планируя вопросы для беседы по содержанию древних легенд и мифов, воспитатель стремится помочь ребенку разобраться в образе, характере и поступках персонажей, по собственной инициативе проявить отзывчивость, сочувствие главному герою, выразить радость за преодоление им самых невероятных препятствий, понять, что только доброму человеку на помощь всегда приходят звери, птицы, солнце, ветер. Многократно возвращаясь к сказочным текстам, например «Медведь и бурундук», «Паук и муха», «Почему у кулика длинный нос?», наши дошкольники узнают о дружбе зверей. Наказ о послушании взрослым звучит в сказках «Ленивая птичка», «Мама-морошка». Страх, трусость, хитрость высмеиваются в веселых историях «Кто хитрее», «Цветы радости», «Ворон и лиса Нутэнэут» и «Мышь-хвастунишка». Неизбежное наказание за провинность звучит в легендах «Жадный глухарь», «Меховая лапка». В сказках «Три камня у озера», «Про белочку и заячье спасибо» вознаграждается вежливость и трудолюбие, в поучительных былинах «Лиса и горностай», «Бабушки-подружки» восхваляется мудрость [2]. В откровенном и понятном повествовании мораль естественным образом вытекает из действий и поступков персонажей и, как правило, усваивается самостоятельно. Таким образом, система работы педагога по ознакомлению дошкольников с северным фольклором (чтение, рассказывание, пересказ, театрализованное исполнение, обсуждение поведения сказочных героев, причин их успехов или неудач, проведение викторин, конкурсов знатоков сказок, выставки детских рисунков по мотивам северного фольклора, мини-спектакли, игровые и сюрпризные моменты и др.) помогает не только выявить отношение дошкольника к событиям мифологического повествования, но и изменить свой взгляд на человека Севера в целом.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Давыдова Людмила Сергеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Идеи»

Идеи

Давыдова Людмила Сергеевна СВГУ, г. Магадан

Ключевые слова:

Северо-Восток России, фольклор, смысловой акцент

Аннотация: Цель статьи - показать возможности простонародной сказки в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Жизнь на Севере Дальнего Востока, несмотря на ее суровость, дает обширный материал для познания действительности, эстетических переживаний и творческой деятельности. Целесообразность формирования у дошкольников опыта эмоционального восприятия природы родного края, прикладного и устного творчества коренного населения подтверждается исследованиями А.Н. Фроловой, Н.Г. Волобуевой, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой и других педагогов [1], [2], [3].

Народный фольклор, являясь идеально доступным для дошкольников носителем основных морально-этических моделей взаимодействия людей в экстремальных условиях знакомит с особенностями быта, культурой, обычаями разных народов, проживающих на одной территории. В произведениях самобытных авторов с изысканной точностью незамысловатого текста, уводящего слушателя в мир древности, просматривается глубокое понимание северной природы, почитание народных традиций.

С самого раннего возраста в жизнь ребенка входят сказки. Необходимость их использования как образовательного материала в деле патриотического и толерантного воспитания юных граждан России всегда отмечалась в широких научных кругах. Обладая невероятно притягательной силой, простотой и выразительностью образов, обилием сравнений и повторений, они позволяют каждому малышу свободно размышлять и фантазировать на предложенную тему, в доступной для него сказочной форме постигать взрослый мир чувств и отношений.

Формирование духовно-нравственных представлений, эталонов поведения в суровых условиях Севера посредством сказок, уже в дошкольном возрасте позволяет решать одновременно образовательные и воспитательные задачи. Кроме того, наше содействие пониманию смысловых акцентов сказок, легенд и мифов через иллюстрацию создает уникальные условия для активного включения детей в самостоятельную творческую деятельность (речевую, изобразительную, игровую, театрализованную и др.).

Древние предания народов Крайнего Севера содержат обширный этнографический материал, в значительной своей части вполне надежный и точный. Насыщенные волшебством корякские, эвенские, чукотские сказки повествуют о путешествиях, чудесных превращениях людей и животных. Удивляют и одновременно восхищают необыкновенные сюжетные решения, приемы передачи национальной речи, чувство горячей любви к земле предков. Это ее легендарные Герои, замечательные своей силой и ловкостью, храбростью и находчивостью в полной мере соответствуют былинному идеалу совершенного человека и обладают качествами, которые всегда прививались детям с самого раннего детства.

Из поколения в поколение народ бережно передавал молодежи не только свои знания, личный опыт, образцы поведения, но и даже речевые обороты. На очень понятном для детей языке в народных сказках открывается мир красоты и красок, добра и справедливости, формируется умение сострадать сказочным персонажам, понимать характер национальных героев, мотивы их радости и огорчения.

Сохранением уникального менталитета эвенского народа сегодня успешно занимается член союза писателей РФ, народная сказительница Чина Моторова (Зинаида Самсоненко). В

национальном кафтане и непременно с бубном, она не только рассказывает детям свои самые лучшие сказки, но и ведет с ними задушевную беседу: «Запомни, внучек, тебе это в жизни пригодится. Все, что нас окружает - природа. Она наша мать, а мы ее дети. Человек должен поклоняться природе, почитать своих родителей, уважать стариков, соблюдать традиции своего народа...» [3].

В необычайно добрых повествованиях Чины злой человек перевоспитывается, обретает способность к сочувствию и осознанию ценности жизни в воспитании внуков, охотник безделью предпочитает жизнь полную труда и опасности. А три одинокие старушки просто не могут жить, чтобы ни о ком не заботиться: потчуют гостей, лечат приболевших, обогревают их и выслушивают. Что примечательно. В сказочных миниатюрах никто из героев не напрягается, покоряя Север. Все живут в душевном единении с природой и внутренним импульсом к творческому действию. И еще. Самой главной особенностью северного фольклора является описание тяжелого труда и умения извлекать из него радость.

Обращение к сказкам народов Севера не случайно. Это не только простота и некоторая примитивность, где получают право голоса ручьи и реки, море и горы, а звери, и птицы пасут оленей, ловят рыбу, но и яркие примеры проявления самобытности и многообразия лучших национальных традиций. Характерной особенностью северного фольклора является насыщенность сюжетов подлинными бытовыми деталями, своеобразными взаимоотношениями людей с природой, друг с другом.

Для русских детей сказки народов Севера, конечно, не совсем привычны: там особый язык, изобилие декоративных элементов на одежде и обуви сказочных героев. Можно даже обнаружить разные варианты одного и того же произведения, например, известная многим народам сказка о лисе и волке. Русская, ительменская или корякская версии аналогичны: положил Кутх лису на нарты, привязал ее кое-как и, поволок свою поклажу... Стала лиса выброшенных с нарт гольцов есть... Вдруг, подходит к ней серый волк...[2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на сходство сказки каждого народа все-таки по-своему оригинальны. В этом легко убедиться, если сопоставить чукотскую легенду «Ленивая птичка» и ненецкую «Айога», ительменскую сказку «Девочка и медведь» и русскую «Маша и медведь» и т.д.

Сравнение сказок разных народов - это только один из приемов решения нами актуальных вопросов сохранения национальных культур, в частности русской и малочисленных народов Крайнего Севера в условиях диалога. Планируя вопросы для беседы по содержанию древних легенд и мифов, воспитатель стремится помочь ребенку разобраться в образе, характере и поступках персонажей, по собственной инициативе проявить отзывчивость, сочувствие главному герою, выразить радость за преодоление им самых невероятных препятствий, понять, что только доброму человеку на помощь всегда приходят звери, птицы, солнце, ветер.

Многократно возвращаясь к сказочным текстам, например «Медведь и бурундук», «Паук и муха», «Почему у кулика длинный нос?», наши дошкольники узнают о дружбе зверей. Наказ о послушании взрослым звучит в сказках «Ленивая птичка», «Мама-морошка». Страх, трусость, хитрость высмеиваются в веселых историях «Кто хитрее», «Цветы радости», «Ворон и лиса Нутэнэут» и «Мышь-хвастунишка». Неизбежное наказание за провинность звучит в легендах «Жадный глухарь», «Меховая лапка». В сказках «Три камня у озера», «Про белочку и заячье спасибо» вознаграждается вежливость и трудолюбие, в поучительных былинах «Лиса и горностай», «Бабушки-подружки» восхваляется мудрость [2].

В откровенном и понятном повествовании мораль естественным образом вытекает из действий и поступков персонажей и, как правило, усваивается самостоятельно.

Таким образом, система работы педагога по ознакомлению дошкольников с северным фольклором (чтение, рассказывание, пересказ, театрализованное исполнение, обсуждение поведения сказочных героев, причин их успехов или неудач, проведение викторин, конкурсов знатоков сказок, выставки детских рисунков по мотивам северного фольклора, мини-спектакли, игровые и сюрпризные моменты и др.) помогает не только выявить отношение дошкольника к событиям мифологического повествования, но и изменить свой взгляд на человека Севера в целом.

Список литературы:

1.Волобуева Н.Г., Кашко И.В. 1999. Ознакомление дошкольников с природой Севера // Педагогические вести. - Вып. №1. - Магадан. С.153-162

2.Давыдова Л.С, Труфанова Л.А. 2015. Методические рекомендации // Хрестоматия к региональной программе «Северячок»: Учебное пособие. Магадан. 2-е изд. - С.15-18.

3.Данилушкин В. 2005. Сказки Чины // Звездный бисер: Эвенские сказки и были. Веселые истории / Чина Моторова. - Магадан. С. 5.

4.Фролова А. Н. 1984. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера // Дошкольное воспитание. - № 4. - С. 26.